Как и предсказывали писатели-фантасты, весь транспорт, который мы до сих пор считали наземным или наводным, окажется воздушным. А уже в 2008 году на улицах крупных городов появятся беспилотные автобусы.
Летающий автомобиль
Вообще, первые попытки создать это чудо техники делались еще в далекие 60-е. Тогда такой автомобиль, или, как его еще называют, волантор, смахивал на летающую тарелку на колесиках, но прошли годы и все изменилось.
Сегодня, вероятно, самой перспективной разработкой можно считать волантор М400 «Скайкар» – летающий автомобиль компании «Моллер Интернейшенл». Внешне он мало похож на своих родственников из середины ХХ века. Собственно, не похож он и на привычное нам авто.
Технические характеристики волантора ближе к самолету: максимальная скорость в воздухе 560 км/ч, дальность полета – 1,5 тыс. км, потолок высоты – 9 тыс. м. На земле М400 гораздо менее подвижен: максимальная скорость всего 50 км/ч, но для городского автомобиля большего и не надо, а для длительных переездов по земле «Скайкар» все равно не предназначен. Машина автоматизирована. В воздухе волантором полностью управляет компьютер.
Кстати в век энергетического кризиса М400 станет просто находкой для экономных автолюбителей. Расход топлива этого авто составляет всего 12 л этилового спирта на 100 км, но при желании в бак «Скайкара» можно заливать и солярку.
Для взлета волантору нужна гладкая площадка диаметром 11 м. То есть если вы видите, что впереди «пробка», стартовать можно прямо с дороги.
Пока у нового транспортного средства два недостатка. Первый – это огромная цена. Сегодня «Скайкар» стоит порядка 3,5 млн. долларов. Вторая головная боль разработчиков волантора – бюрократия. Пока «Моллер» не получила разрешение на эксплуатацию своей новинки. Впрочем, в компании уверены, что бумажные препоны им удастся преодолеть уже в 2008 году.
Что касается дороговизны, то и эта проблема снимается. Для этого достаточно наладить серийный выпуск летающих машин.
«Мы не хотели бы строить свой собственный завод. Сейчас мы ищем стратегического партнера, который бы дал нам денег и производственные мощности. Заинтересована, например, крупная китайская компания, которая готова инвестировать в наш проект несколько миллиардов долларов. До конца этого года мы должны подписать все бумаги», – говорит основатель и владелец компании Пол Моллер.
Известно, что проектом интересовались концерны «БМВ» и «Хонда», но, похоже, дальше интереса дело не пошло.
Что же касается потенциальных покупателей чудо-машины, то результаты исследований показывают, что 23 % американцев готовы приобрести волантор, как только производители получат разрешение на его продажу, и еще 47% поступят так же, если он подешевеет.
Пока маленький завод Моллер может выпускать 5–6 «Скайкаров» в год, но, как только в дело войдет крупный игрок, эти цифры могут увеличиться в тысячу раз, а цена на волантор упадет за несколько лет до 60 000 долларов – это, кстати, средний уровень стоимости седана бизнес-класса.
Главный научный сотрудник исследовательского центра НАСА в Лэнгли Деннис Бушнелл считает, что «будущий рынок аэромобилей можно оценить в один триллион долларов». Но пока крупные инвесторы на этом поле играть боятся.
Параллельно с разрешением на производство создатели М400 решают еще одну проблему. Дело в том, что поднявшись в воздух, просто так летать не будешь. Во-первых, нет ориентиров, во-вторых, есть другие участники воздушного движения, с которыми запросто можно столкнуться. Поэтому каждый летательный аппарат «ведет» диспетчер ближайшего аэродрома. Разумеется, пока «Скайкаров» единицы, проблемы они не составят, а вот когда их появятся тысячи – их полет придется контролировать.
«Моллер» предлагает использовать для этого SATS – это создаваемая управлением гражданской авиации США система аэродромов и вертипортов (площадок для вертикального взлета и посадки). Система предполагает создание передвижных компьютеризированные центров управления полетами, которые не позволят летчику сбиться с курса в любой ситуации. Коридор полета будет высвечиваться прямо на лобовом стекле «Скайкара».
Пока же SATS не создана, «Моллер» предлагает пользоваться уже существующими аэродромами. В интервалы между посадками лайнеров аэропорт может сажать сразу «стаи» аэромобилей.
Танго
Это тоже автомобиль, но уже не лета ющий.
Свое решение проблемы пробок предложили специалисты компании Commuter Cars. Дело в том, что столь популярные в США огромные восьмиместные автомобили с мощными двигателями себя не оправдывают, потому что водитель, как правило, находится в машине в гордом одиночестве, а расстояния, которые за день преодолевает среднестатистический американец, столь незначительны, что разогнаться на всю мощь своего 4-литрового двигателя он не успевает.
Придя к этим выводам, инженеры и дизайнеры предложили автомобиль «Танго». Это двухместная городская машина на электродвигателе. Сиденья в ней расположены не рядом, а одно за другим, как в штурмовиках, – это сделано для того, чтобы мамы могли безопасно перевозить своих чад.
Ширина машины меньше метра, длина 2,5. Такое авто занимает на дороге в четыре раза меньше места, чем обычное. При этом заявленные характеристики ставят «Танго» в один ряд с раскрученными спорткарами. Например, до 100 км в час эта городская машинка разгоняется быстрее, чем широко известная «Ламборджини Дьябло».
Интересно, что электродвигатели, размещенные на задних колесах, работают от аккумуляторных батарей на 300 вольт. Их заряда хватает на 80 миль, но даже если он и закончится, батарею можно перезарядить за 10 минут и проехать еще около 50 миль.
Автожир
Это французское слово правильнее всего перевести на русский, как «самокрут». Автожир уже не автомобиль, а, скорее, нечто похожее на вертолет, но вот по всем остальным своим характеристикам этот летательный аппарат очень близок к авто.
Аппарат внешне, как уже говорилось, очень похож на вертолет, но его винт крутит не двигатель, а встречный поток воздуха. В отличии от своего старшего брата автожир (если не произвести специальную модификацию) не может взлетать вертикально вверх – ему требуется небольшой разгон от 10 до 30 м. И это, пожалуй, его единственный недостаток.
Первое и неоспоримое достоинство аппарата – безопасность. При отказе двигателя он не начинает вращаться вокруг своей оси, как вертолет, а плавно опускается, благодаря эффекту так называемой авторотации. При этом пилот нормально управляет всеми системами своей машины.
По техническим характеристикам автожир близок к автомобилю. Скорость – порядка 150 км/ч. Расход топлива составляет 15 л на 100 км при скорости 120 км/ч. Сесть такой аппарат может на крышу практически любого здания.
Пока не очень ясно, как в воздухе управлять большим количеством автожиров, – и если в США, благодаря огромному количеству частных самолетов, эта проблема еще может быть решена, то, например, в России вопросы остаются. Но голь на выдумки хитра. Уже есть предложения по новой системе знаков, наподобие автомобильных, которые будут вынесены на большую высоту.
Беспилотный автобус
Ну конечно, будущее не было бы будущим, если бы не самоходный наземный транспорт. Англичане обещают выпустить на дороги Лондона первый беспилотный автобус уже в 2008 году.
Руководствуются они отнюдь не стремлением к прогрессу, а экономической эффективностью. Дело в том, что 60% расходов транспортных компаний – это расходы на водителей.
Автобус будет оснащен системой спутниковой навигации. Помимо космических технологий он будет ориентироваться на магниты, расположенные вдоль дороги. Двигатель в чудо-машине планируют установить электрический, но при необходимости можно его заменить и на водородный. На борт автобусы будут брать от 12 до 24 пассажиров.
Первоначально этот транспорт будет двигаться по специальным дорожкам, но со временем он встроится в общий поток. В принципе, ничего неисполнимого в этом нет – на современных заводах уже работает достаточно большое количество транспортеров-роботов, которых «научили» замечать людей и другой транспорт.
Каспийский монстр
Нет, речь пойдет не о чудовищах, аналогичных Лохнесскому, а о новом виде судна – экраноплане. Именно его считают надеждой речного и морского флота. Хотя, объективно говоря, экраноплан может «плавать» и по суше.
Как и аэромобиль, Каспийский монстр появился еще в 60-х. Прозвище машине дали американские спецслужбы, когда спутники НАСА показали Пентагону испытания экраноплана на Каспии.
Принцип действия этой машины основан на так называемом эффекте экрана – увеличении подъемной силы крыла вблизи границы раздела сред. В результате судно как бы парит над водой. Аналогов этой разработки в мире нет. Россия до сих пор впереди планеты всей, хотя попытки создать нечто похожее предпринимаются и в других странах.
На сегодняшний день существует множество вариантов экранопланов – от маленького «Стрижа» со взлетной массой до 1600 кг до гигантского «Каспийского монстра» с взлетной массой 500 т.
Экранопланы используются уже давно, но пока в очень узком перечне отраслей и крайне малоэффективно. В основном сегодня это десантные машины морской пехоты и помощники спасателей.
Хотя, разумеется, у них большое будущее. Во-первых, они способны развивать огромную скорость – до 600 км/ч; при этом стоимость перевозки будет гораздо ниже, чем при авиаперевозках.
Во-вторых, экраноплан не наносит вреда водной флоре и фауне и крайне экономно расходует топливо.
Ну и наконец, в-третьих, экраноплан не требует никаких особенных условий содержания. Его можно швартовать так же, как и обычное судно в порту.
С каждым днем эти машины находят все больше и больше сфер применения. Их начинают закупать речные пароходства и администрации северных регионов России. Там его можно использовать и в качестве вездехода – ведь экраноплану все равно, над какой поверхностью скользить. Например, «Aquaglide-5» легко передвигается по ледяному полю. Причем для того, чтобы им управлять, не требуется специальной летной подготовки.
Сейчас существует проект по использованию таких машин в трансокеанических перевозках, но самое оригинальное предложение – это создание экранопланов-ракетоносителей, вернее, использование их в качестве разгонной ступени для многоразовых космических челноков типа «Буран» и «Шаттл».
Принцип работы таков. Экранолет с пристыкованным челноком стартует с наземной позиции, выходит на воду и с нее взлетает на высоту до 12 000 м. После этого челнок отделяется, включает космические двигатели и уходит в космос. Как только приходит время вернуться, экранолет встречает челнок в воздухе, они снова стыкуются и вместе садятся.
Подобная схема позволяет решить множество задач: стартовать из приэкваториальных районов, увеличить массу выводимой в космос полезной нагрузки почти в два раза, дает возможность допустить широкий диапазон наклонений орбит и т.д. Помимо всего прочего, сильно снизится цена одного запуска.
Космоплан
Новую технику получит и гражданская авиация. Раз небо будет занято «скайкарами» и прочей летающей мелочью – огромным лайнерам придется осваивать космос. Появление новой машины прогнозируют уже через 10–15 лет.
Технические характеристики космоплана таковы: вес около 800 т, длина порядка 75 м, полезный объем приблизительно 800 куб. м. Такой самолет может за один раз перевезти 1200 пассажиров (для сравнения, самый большой пассажирский авиалайнер А-380 берет на борт лишь 600), а также огромное количество грузов, которые могут крепиться, в том числе и к поверхности аппарата.
Благодаря ракетным двигателям новинка разовьет скорость до 30 000 км/ч – это позволит долететь от Москвы до Нью-Йорка за 50 минут.
Интересно, что в качестве стартовых площадок эти гиганты будут использовать обычные аэродромы.
Опытный вариант космоплана планируется выпустить уже через 2 года. Для запуска в серию понадобится гораздо больше времени и минимум 6 млрд. долларов.
Первоначально аппарат будут использовать для доставки грузов к космическим станциям и в качестве туристического лайнера – с его борта за сравнительно небольшие деньги можно будет глянуть на Землю из космоса.
Со временем возможно открытие нескольких воздушно-космических маршрутов, связующих Россию, США и Австралию. Ведь эффективно использовать космоплан можно только на больших расстояниях.
Еще одно направление работы по созданию самолетов нового века – это производство экологически чистых машин. Проект «Клин Эра» – это сверхэкологичный и почти бесшумный самолет, рассчитанный на перевозку 126 пассажиров.
Ученые считают, что необходимо избавиться от привычного нам вида авиалайнера – цилиндрический корпус с крыльями. Изображение самолета будущего больше всего похоже на летающую тарелку.
Над новинкой работают голландские специалисты из различных компаний. Тут «засветились» и «Королевские авиалинии», и «Агентство аэрокосмических программ». Выход новинки планируется не раньше 2020 года. Так что, поживем – увидим!