От величия зрелища захватывает дух. Сложно поверить, что такая красота могла быть создана человеческими руками…

     И один вопрос не дает покоя: почему же те, кто построил это Чудо Света, внезапно исчезли без следа?.. 

     

     На протяжении трехсот лет этот город был скрыт от мира. Крутые горы и непроходимые заросли охраняли тайну последнего пристанища загадочной инкской цивилизации. Многочисленные ученые, посвятившие всю свою жизнь ее поискам, даже близко не подходили к этим развалинам. Удача улыбнулась лишь американскому археологу Хайраму Бингему. 

      В 1911-м он со своей командой изучал склоны Анд и остановился на ночлег в хижине индейской семьи. Маленький сынишка хозяев был буквально очарован большим белым незнакомцем и весь вечер не отходил от него ни на шаг. Бингем подарил мальчишке блестящую монетку в один соль, даже не подозревая, что в ответ он получит поистине бесценное сокровище. Маленький индеец привел ученого к кишащим змеями развалинам древнего города. Даже беглого осмотра Бингему было достаточно, чтобы понять – только что он совершил величайшее открытие…

      На протяжении десятилетий археологи и кладоискатели буквально по камешку откапывали из-под земли древние дома и храмы. Но даже спустя 100 лет после великого открытия Мачу- Пикчу по-прежнему остается для нас загадкой…

     Хайрам Бингем: «Я вдруг начал понимать, что эти стены с примыкающим к ним полукружьем храма… – одно из красивейших каменных сооружений, созданных человечеством, и у меня просто перехватило дыхание».

     Город-загадка

      Название Мачу-Пикчу весьма условно. Настоящего имени этого города не знает никто. Мачу-Пикчу (в переводе с языка кечуа – «старая гора») его назвали уже современные перуанцы. Археологи, почти век раскапывающие останки поселения, так и не встретили ни одного указания на исконное имя города. А о его истории и назначении споры не утихают до сего дня. 

       Очень долго считалось, что история Мачу-Пикчу насчитывает не одну тысячу лет. Кто-то называл город колыбелью инкской цивилизации, а кто-то – ее могилой. С каждой новой находкой множились версии и предположения, а город, между тем, обрастал все новыми тайнами.

      Сам Хайрам Бингем, обнаружив под развалинами множество человеческих скелетов, посчитал их женскими. Он выдвинул предположение, что таинственный город был убежищем древних жриц – Солнечных дев мамакунас. 

      Самых красивых девушек свозили сюда cо всей страны. Они не только выполняли сложные религиозные ритуалы, но и обучались премудростям ткачества, садоводства, виноделия и медицины. А наиболее одаренные из дев становились наложницами Великого Инки. Но такую красивую легенду, возникшую не без помощи самих же ученых, опровергают результаты последних высокотехнологических исследований. Так, американцы из Массачусетского университета сделали вывод, что из 173 найденных останков женщинам принадлежит только половина. Более того, при раскопках в Мачу-Пикчу не обнаружилось ни одного ювелирного украшения, в то время как оружия и тяжелых орудий труда – более чем достаточно. Да и внешний вид города больше напоминает не женский монастырь, а неприступную крепость.

      В Национальном институте культуры Перу считают, что основателем города был Верховный инка Пачакутек (1438–1471). Метод радиоуглеродного анализа показал, что город начали строить приблизительно в 1450 году. Вполне вероятно, что сначала он задумывался как временная зимняя резиденция правителя и потому по своей структуре практически копировал столицу. Крепостью он стал лишь тогда, когда на древнюю землю ступила нога испанских завоевателей во главе со свирепым Франсиско Писарро. И в то время, как другие города империи инков гибли под стальной пятой безжалостных европейских варваров, в Мачу-Пикчу текла привычная мирная жизнь. 

      Этот город никогда не знал бедности. Воды реки Урубамбы были кристально чистыми, в джунглях не переводилась дичь, а исключительные по тем временам сельскохозяйственные умения инков позволяли им выращивать даже самые экзотические фрукты и овощи. Медицина находилась на столь высоком уровне, что местные «эскулапы» не только сверлили и протезировали зубы, но и делали весьма «качественную» трепанацию черепа и полостные операции. Они умело обращались с природными антисептиками и антибиотиками – травами и минералами. 

      Казалось, в этом земном раю можно было жить вечно, но… в середине XVI века, как по мановению волшебной палочки, его жители таинственно исчезли – судя по всему, прихватив с собою все наличные драгоценности. Во всяком случае, даже в гробнице верховного жреца, своеобразной сокровищнице, хранились останки женщины, болевшей сифилисом, маленькой собачки, несколько кувшинов, шерстяная одежда… И ни одной, даже самой маленькой, золотой крупинки!

      Тем более невероятным кажется местное предание о том, что когда-то все стены в этом городе были обшиты цельными листами золота. Но местные жители, перед тем как навсегда покинуть это место, якобы собрали все золото и спрятали его в горных пещерах, которыми так богаты Анды…

      В научном мире до сих пор существуют три гипотезы, объясняющие внезапное бегство жителей Мачу-Пикчу. Согласно первой из них, на Мачу-Пикчу напали дикие племена, и инки спешно «эвакуировались» в тайное убежище в горах. Осколки некогда могущественной империи уже не могли противостоять хоть и примитивно вооруженным, но многочисленным отрядам дикарей.

      Перуанские же ученые выдвинули другую версию, согласно которой в Мачу-Пикчу попала молния, и инки, посчитав это дурным знаком, не захотели здесь больше жить. А, возможно, в городе началась эпидемия, и население, оставив в Мачу-Пикчу умирающих, бежало в горы. К сожалению, сегодня ни одна из этих теорий так и не нашла сколько-нибудь внятного подтверждения… 

     

     Устройство города

      

      Многочисленные археологические экспедиции практически прописались в развалинах Мачу-Пикчу. Тем не менее, единого мнения даже о назначении его строений так до сих пор и нет. Поэтому и названия, данные «городским объектам», весьма условны. 

      Например, центр города – так называемая Священная площадь. По всему периметру она была окружена культовыми сооружениями, построенными в честь главного инкского божества – Солнца. Самый величественный из храмов, похожий на исполинскую пирамиду, сложен из идеально обтесанного белого гранита. Блоки, из которых были построены его стены, поражают своими размерами. Сложно поверить, что древние инки, не знавшие колеса и подъемного крана, сумели привезти и вручную сложить из них столь монументальные стены. Не уступает храму по красоте и примыкающее к нему здание, условно названное «Украшенной комнатой», – на двух огромных блоках его фундамента в трех измерениях филигранно вырезаны 32 угла. И это притом, что инструменты древних инкских строителей, найденные при раскопках, отнюдь не напоминали современное оборудование. 

      Поражает воображение и еще одно святилище площади – «Храм трех окон». Через его трапециевидные окна солнечные лучи попадали на Священную площадь, придавая проводимым здесь ритуалам почти мистическое величие. Помимо настоящих, стена храма имеет и три «слепых» окна, которые, по мнению ученых не только служили нишами, но и символизировали столь почитаемую инками троичность мира. 

      Рядом с храмом располагался и древний алтарь, на котором инки совершали жертвоприношения. В отличие от своих «соседей» майя, они не практиковали ритуальные убийства людей – богам «отдавали» только лам. Ежедневно в жертву приносилось трое животных, утром и днем – белой масти, а вечером – черной. 

      Но священнодействия проходили не только на площади. На вершине скалы, к которой от площади вела длинная крутая лестница, лежал огромный многоугольный камень «интинуана». Индейцы называют его «местом, где привязано Солнце». Первооткрыватель города Хайрам Бингхем считал, что возле этого священного камня происходил обряд «привязывания» светила во время солнцестояния. «Те жрецы, которые могли двадцать первого или двадцать второго июня остановить движение солнца и «привязать» его к каменному столбу в одном из храмов, пользовались у инков особым уважением и почитанием», – писал он в своих заметках. 

     Возможно, камень «интинуана» был и своеобразной солнечной обсерваторией. Именно возле него жрецы определяли наилучшее время для сева или сбора урожая и даже вели подробный «солнечный» календарь. Здесь устраивались и великолепные праздники Солнца. Камень засыпали цветами и травами, а собравшиеся под руководством жрецов распевали божественные гимны и молились.

      Интиуатана — «место, которому благоволит солнце». Сердцем его является ритуальный камень, напоминающий солнечные часы. С его помощью жрецы определяли время суток, высчитывали месяцы и годы.

      Но Мачу-Пикчу был не только городом жрецов. Перуанские археологи, первыми обнаружившие в юго-восточной части города башню и примыкающее к ней похожее на казарму строение, назвали этот комплекс Эль-Торреон («бастион»). Дальнейшие раскопки обнаружили под башней огромный грот, вполне возможно, использовавшийся как военный склад. 

      В городе нашлось место всем: жрецам, жрицам, воинам, многочисленным вельможам и «обслуживающему их персоналу». Хотя крупным городом Мачу-Пикчу ну никак не назовешь – здесь не более 200 строений. 

      Абсолютно все здания сложены вручную из очень хорошо обработанного камня. Удивительно, но все каменные блоки, несмотря на неправильную форму, идеально подогнаны друг к другу и держатся безо всякого скрепляющего раствора. Такой строительный метод позволил городу пережить землетрясения в прошлом и нашествие туристов в наши дни.

      Кстати, по мнению некоторых ученых, по тому, насколько хорошо пригнаны друг к другу каменные блоки, можно было судить о благосостоянии хозяина дома. Если верить их теории, в Мачу-Пикчу обитали только самые высокие сановники и вельможи – между отдельными камнями нельзя просунуть даже лезвие ножа. 

      Тем не менее, древние «вип-персоны» не могли обойтись без слуг. Это для них, по мнению археологов, были возведены целые кварталы одинаковых двухэтажных домиков, разделенных узкими улочками или витыми лестницами, ведущими к длинным террасам. Здесь инки «рангом пониже» выращивали картофель, кукурузу, бобы, фрукты и злаковые культуры. Опытные «огородники», индейцы сумели приспособить к высокогорным условиям даже редкие и прихотливые культуры. Хранилища никогда не пустовали – местные жители разместили такие сельскохозяйственные террасы не только в городе, но и на расстоянии 2–3 км от Мачу-Пикчу. Около 300 работников возделывали почти 5 га земли, а потом, без всяких тягловых животных, в заплечных корзинах по отвесным горным тропам приносили в город выращенные овощи и злаки. 

      

     Дорога, ведущая в рай

      Здесь никогда не бывает ветра, но город скрыт слоем облаков. Узкое ущелье с ревущей внизу бурной горной рекой и почти отвесные горные склоны делали путешествие сюда незабываемым, но одновременно и очень опасным.

      В далеких 20-х годах толпы археологов и кладоискателей добирались в Мачу-Пикчу «партизанскими тропами», продираясь сквозь джунгли. Часть горе-исследователей так навечно и остались здесь, сорвавшись со скалы или ненароком наступив на ядовитую змею. Но те, кому повезло, не только обогатили историю удивительными находками и открытиями. Они буквально «прорубили» в древний город своего рода туристическое окно, в начале 40-х обнаружив ведущую к городу мощеную камнем дорогу – Тропу Инка.

      Как и много веков назад, она до сих пор соединяет древний Мачу-Пикчу и Куско – былую столицу инкской империи. Построенная, в первую очередь, для беспрепятственного продвижения войск и скорой доставки донесений, она служила и в мирных целях. По ее прекрасно сохранившимся камням проходили гончары, строители, ткачи и врачеватели, перенося из города в город и товары, и знания. 

      Тропа Инки была одной из сотен подобных дорог, опоясывающих всю империю. Большая часть из них покрывалась камнем, а те, что проходили вдоль океанского побережья, даже защищались от ветра и непогоды глиняными стенами. Через реки перебрасывались прочные канатные мосты, считавшиеся у инков священными. Несчастному, случайно или по умыслу повредившему такой мост, грозила неминуемая смертная кара. Эх, если бы нынешние туристы, ежедневно тысячами проходящие по древней дороге, так же трепетно к ней относились… 

      Пока же толпы путешественников, посещающих новоявленное Чудо Света, можно сравнить лишь со стадом бегемотов. Ежедневно на специальном поезде или экскурсионных автобусах, заплатив солидные деньги и отстояв огромную очередь, в город приезжают до 2,5 тыс. человек. Неудивительно, что древние камни с трудом выносят такую нагрузку.

Перу – царство коки. Листья этого скандально известного растения спокойно продаются на улицах, их жует и стар и млад. Но не стоит считать перуанцев наркоманами. Дело в том, что листья растения и пресловутый наркотик – вещи очень и очень разные. Местное население не только употребляет их вместо жевательной резинки, но и…. варит в супе. Не развлечения ради, а потому, что кока помогает преодолевать симптомы горной болезни. И если даже местные жители, приспособленные к таким условиям генетически, нуждаются в «допинге», что уже говорить о туристах. У них от такой высокогорной красоты в буквальном смысле слова идет кругом голова и захватывает дух.

      Первыми тревогу забили представители ЮНЕСКО. Еще задолго до объявления Мачу-Пикчу Чудом Света они неоднократно обращались к перуанским властям, требуя «защитить исторический памятник от исчезновения». Местное правительство в ответ лишь запретило… сажать вертолеты на заповедной территории. 

      А предостережения японских геологов, утверждавших, что земля под крепостью оседает в месяц на целый сантиметр, а значит, рано или поздно город просто может «соскользнуть» с плато, вообще не были услышаны. «Никакой угрозы Мачу-Пикчу нет», – говорят в Национальном институте культуры. Там туристам только рады, и даже готовы увеличить число посетителей – до 3 тыс. в день. А чтобы сберечь «памятник, являющийся достоянием человечества», перуанские власти объявили… о повышении цен на его посещение для турфирм и иностранных туристов.

      Основные посетители нового Чуда Света – любопытствующие граждане США и стран Евросоюза. И если приезжие, не моргнув глазом, выкладывают за путешествие не одну тысячу долларов, для местного населения цена в 38 долларов за входной билет зачастую оказывается неподъемной. А ведь для жителей Анд такая поездка означает то же, что для правоверного мусульманина – паломничество в Мекку.

     

      К слову сказать, и сегодня посещение нового Чуда Света обходится совсем недешево – чтобы попасть в древний город, надо заплатить за входной билет 38 долларов. И поездка сюда на специальном поезде из Куско тоже «влетит в копеечку» – в зависимости от класса вагона путешественнику придется выложить от 75 до 100 долларов. Плюс 10–15 долларов за билет на автобус, следующий от железнодорожной станции до самого Мачу-Пикчу. И все это не считая стоимости виз, отплаты туроператора и прочих расходов!..

       Но никакая дороговизна не способна остановить тех, кто жаждет своими глазами увидеть чудо-город и оставить свой след на дороге, ведущей к жемчужине ушедшей в небытие цивилизации Великого Инки…

     

     

     

     В Интернете открылся виртуальный Мачу-Пикчу 

       Год назад группа энтузиастов из организации «Patronato del Peru» (что-то вроде комитета по охране культурного наследия) открыла в Интернете сайт, предлагающий виртуальный тур по Мачу-Пикчу. Любой желающий, сэкономив пару тысяч долларов, может по адресу www.machupicchu360.com увидеть панораму легендарного древнего города с нескольких точек. Организация даже сделала доступ на ресурс совершенны бесплатным, рассчитывая таким образом спасти историческую реликвию от разрушения. Правда, благие намерения не слишком помогли новому «Чуду Света» – за год виртуальный Мачу-Пикчу посетили около 50 тыс. человек, в то время как настоящий – полмиллиона.

     Перу будет судиться за сокровища Мачу-Пикчу

     Власти Перу в 2006 году предъявили иск Йельскому университету за невозвращение культурных ценностей. В ходе трех экспедиций в Мачу-Пикчу в 1911, 1912 и 1914 годах его «первооткрыватель» Хайрам Бингэм собрал более 5 000 предметов, найденных на раскопках древнего города, и вывез их в США. Сейчас коллекция находится на хранении в Йельском университете, который считает ее своей. Главу Национального института культуры Перу Луиса Гильермо Лумбрераса такая позиция возмущает, поскольку, по словам чиновника, «предметы были переданы лишь на время». По условиям соглашения почти вековой давности, напомнил он, вывезенные из Перу «сокровища» должны были вернуться в страну к январю 1916 года. Но так как дипломатические попытки уладить вопрос ни к чему не привели, дело решено передать в суд. Правда, до сих пор заседание так и не состоялось.