Еще до выборов все социологи в один голос приговорили – республиканцев непременно побьют.

     «Поживем – увидим», – говорил мудрый карась, отправляясь на сковородку. Так же и президент Буш аккурат в канун выборов, провозгласил: «…седьмое ноября станет великой победой республиканцев». После этой фразы все отметили – у президента Буша-младшего отличное чувство юмора.

     И все же неизбежное имеет свойство сбываться. Мудрого карася зажарили, а на выборах в Конгресс «ослы» впервые за 12 лет порядком накостыляли «слонам».

     Впрочем, лично Бушу горевать не приходится – еще несколько месяцев нудной рутины и он, наконец, вырвется на свое любимое ранчо. Все останется в прошлом: и тягостная обязанность запоминать имена-фамилии мировых лидеров, и дурацкая необходимость изучать карту, чтобы не перепутать страны и континенты.

     Хуже приходится его советникам и родственникам. Они в печали. 7 ноября злопамятный американский избиратель припомнил им все и вежливо предупредил – задерживать республиканцев в Белом доме более чем на год он, избиратель, не собирается.

     Иракский капкан. Вход – доллар, выход – два

     Главный парадокс прошедших выборов состоит вот в чем. Буш проиграл в первую очередь из-за Ирака. Это очевидно всем (даже самому Бушу). Американцы своим голосованием пригласили демократов вытащить страну из иракского зиндана.

     Но! На самом деле демократы в ближайшее время ничего кардинально изменить не смогут. И дело не только в том, что в Белом доме пока по-прежнему республиканцы. После 2008 года (даже если в Овальном кабинете окажется кто-нибудь из «ослов») легче не станет.

     В Ирак легко было влезть. Вылезти оттуда почти нереально.

     Страна одной ногой уже валится в пропасть междоусобной резни. Каждый день шииты убивают суннитов и наоборот. Курды готовы перерезать глотку и тем, и другим. Исламские фанатики чувствует себя в современном Ираке лучше, чем в Афганистане при талибах.

     Уйти просто так, не угомонив буйн ую местную вольницу, американцы не могут. Потому как через день по всему Ираку начнется резня, через неделю вспыхнет половина нефтепромыслов, а через месяц к власти в Багдаде придет какой-нибудь очередной аз-Заркави (при котором «Аль-Кайда» и «Талибан» покажутся невинными бойскаутами).

     В общем, уйти невозможно. Но и угомонить вольницу американцы тоже не в состоянии. Когда-то это неплохо удавалось Саддаму Хусейну. С тех пор новых специалистов, умеющих держать в узде разноплеменный Ирак, не появилось.

     К тому же сейчас демократам по большому счету выгодно, чтобы ничего не менялось. Вернее, им выгодно, чтобы стало еще хуже. Главный приз (Белый дом) их ждет впереди, в 2008 году. А потому в предстоящий год, демократы будут скорбно заламывать руки по поводу провалов в Ираке, но палец о палец не ударят, чтобы хотя бы начать развязывать иракский узел.

     Единственное доброе дело, которое пока могут сделать «ослы», – не дать «слонам» влезть в очередную посудную лавку. Впрочем, и это дорогого стоит.

     Что теперь будет делать Буш?

     Буш будет отдыхать. Думать за него будут семейный клан и родная партия. Договоренности и компромиссы с Конгрессом, кадровая чехарда (Рамсфельд и проч.) – все это мелочи. Главных вопроса два.

     Первый – можно ли что-то поправить во внешней политике?

     Ответ на него прост. В Ираке сделать ничего нельзя. Можно, конечно, показательно поймать бен Ладена (или сообщить о его уничтожении). Этот ход, возможно, используют, но зубодробительного эффекта он не даст точно.

     Второй вопрос – кого выпускать на ринг в следующем году?

     Вариантов у республиканцев не так много.

     Рудольф Джулиани?

     Пока у бывшего мэра Нью-Йорка неплохая популярность – он идет «ноздря в ноздрю» с Хиллари Клинтон. Вполне возможно, что популярность его и погубит. Именно на него в первую очередь выльют сорок ушатов грязи свои же однопартийцы во время праймериз в республиканской партии. После этой малоприятной процедуры от популярности Джулиани, увы, останется немногое.

     Джеб Буш?

     Увидеть его в Овальном кабинете было бы приятно и «семье», и связанным с ней корпорациям, и нынешним белодомовским функционерам. «Семейный подряд» – отличная гарантия от неприятных кадротрясений.

     Но сейчас у него мало шансов. Фамилия Буш нынче не самая популярная в США. Пожалуй, следующему республиканскому кандидату придется кричать что есть мочи, взывая к избирателям: «Други мои! Я не Буш! Я – другой!!!»

     У Джеба Буша этот крик души, определенно, получится плохо.

     Джон Маккейн?

     Это, безусловно, боец. Еще недавно у него был замечательный рейтинг. Ему легче всего отмежеваться от Буша. Бывший морпех как всегда бодр и, несмотря на седины, готов ринуться в бой. Конечно, если партия прикажет.

     Но партия, скорее всего, не прикажет. Маккейн слишком сильно недолюбливает клан Буша, а клан Буша слишком сильно недолюбливает Маккейна. А самостоятельно выиграть праймериз Маккейну все-таки вряд ли удастся.

     Конди?

     Что ж, выставить Райс – ход неплохой и дерзкий. Прорыв к афроамериканским избирателям, которые традиционно голосуют за демократов, – это лихо.

     Есть, правда, риск. Можно завоевать часть афроамериканцев, но потерять правых консервативных республиканцев (голосовать за женщину? за черную?.. да ни за что на свете!).

     Просчитать плюсы и минусы – ювелирная работа для политтехнологов и социологов. Вариант Конди – это короткий путь к цели. Но по тонкому льду.

     Впрочем, возможно сегодня республиканцев могут спасти только нестандартные и «убойные» варианты.

     Других ярких кандидатур пока не видать. Скорее всего, сейчас их лихорадочно ищут.

     И, очень возможно, сегодня многие в республиканском лагере искренне жалеют, что Шварценеггер родился в Австрии…

     Нынешние выборы в Конгресс стали самыми дорогими за всю историю американских промежуточных выборов. Вашингтонского «Центр за ответственную политику» подсчитал – в этом году выборы обошлись в 2,8 миллиарда долларов (по сравнению с промежуточными выборами 2002 года расходы выросли на 27%).

     Много это или мало?

     Смотря с чем сравнивать. Например, за эти деньги можно было бы накормить 120 млн. голодающих.

     Но если сравнивать с войной в Ираке, то избирательные расходы – это сущие мелочи. Недавно сенатор Том Харкин заявил, что 1 час войны в Ираке стоит… 9 млн. долларов.

     Приостановите войну в Ираке на 13 дней и на сэкономленные средства вы сможете полностью оплатить самую дорогостоящую избирательную кампанию США.

     Штат Огайо исправил «ошибку 2004»

     В 2004 году судьба Буша висела на волоске. Все решалось в штате Огайо. Проголосуй штат за Керри, и Буш-младший повторил бы судьбу своего родителя (то есть вылетел бы из Белого дома аккурат после первого срока).

     В Огайо долго запрягали, но, в конце концов, приговорили Буша ко второму президентскому сроку. Через 2 года в Огайо поняли свою ошибку и, в меру сил, исправили ее – 7 ноября избиратели штата проголосовали за демократов.

     Геи и лесбо также празднуют победу

     И они правы. Им есть чему радоваться – в этой избирательной компании рекордное количество геев и лесбиянок было избрано на самые разные должности. А среди вновь избранных конгрессменов и губернаторов не менее 200 человек последовательно и энергично защищают права сексуальных меньшинств (впрочем, не совсем понятно от кого их в нынешней Америке надо защищать).

     Самые забавные скандалы во время выборов в Конгресс

     Конгрессмен-республиканец Марк Фолли попался смешно и глупо – его уличили в массовой рассылке сексуальных писем юношам, работавшим практикантами в Белом доме. Фолли всячески отпирался, придумывал какие-то несусветные объяснения и готов был даже признать себя алкологиком, лишь бы с него сняли обвинения в электронном «голубом сексе».

     Кандидат-республиканец по округу Северная Каролина утверждал – его соперник Брэд Миллер тратил деньги избирателей на «исследование особенностей онанизма у стариков».

     Конгрессмена Курта Велдона заподозрили в занятиях «бизнесом по-русски» – оперативники ФБР расследовали его незаконные, коррупционные связи… с российской компанией «Итера». Если это так, то Россия может гордиться – не только отечественные чиновники «распродают родину»; у российских жуликов тоже появились свои «агенты влияния». В общем, знай наших!