Религия – личное дело каждого отдельного человека. Кто-то ходит в костел или в православную церковь, кто-то напевает непонятные мелодии вместе с последователями Кришны – каждый выбирает свой путь сам. Но далеко не последнюю роль в этом выборе играют святые, подвижники, чудотворцы и боги, к которым и направляет человек свою душу. Иисус когда-то ходил по этой земле, так же, как и Магомет, и многие святые. Возможно, и кто-то из ныне живущих и хорошо знакомых нам людей в будущем станет значительной религиозной фигурой. Но есть и сейчас на земле реальные люди, несущие божественную сущность – те, кого называют живыми воплощениями богов. По крайней мере, с точки зрения одной из самых распространенных на земле религий – буддизма.
Множество статей в журналах и в Интернете напрямую пишут – «живое божество среди нас». Тут стоит сразу сделать некоторую оговорку: будда – это не бог. Дело в том, что согласно буддизму любое живое существо живет в «сансаре» – круговороте жизни и смерти. Праведные или неправедные действия при жизни определяют его дальнейшую судьбу, и после смерти по этому закону, называемому кармой, оно перерождается в соответствии со своими «заслугами» в прошлой жизни. Был человек жестоким – переселится его душа в шакала или гиену, был бессловесным и безропотным тружеником, не задумывающимся над высокими материями – станет смиренным волом. В общем, как пел Владимир Высоцкий – «Не лучше ли при жизни быть приличным человеком?». Так вот, боги как таковые в буддизме тоже есть – но они так же подчинены этому высшему закону, как и простые смертные. То есть страдают, живут и грешат, как и обычные люди или животные. А после своей божественной смерти, согласно легендам, они частенько становились крысами, слонами и прочими баобабами. А вот будда – это нечто иное. В мире будды появлялись довольно часто – именно так, именем Будды Гаутамы, основателя религии, называли тех, кто, познавая мир и самого себя, умудрялся вырваться из вечного круга перевоплощений и достигнуть вечного блаженства – нирваны. Многим европейцам такой путь не совсем понятен, но все-таки буддизм – одна из самых распространенных в мире религий. А значит, в это верит довольно много людей, и вера их подкрепляется многими необъяснимыми с точки зрения науки явлениями.
Один такой человек появился на свет 9 апреля 1990 года, когда Майя Деви, жена обычного непальского фермера из деревни Ратанпур района Бара, родила своего третьего сына. О том, что ее ребенка ждет необычная судьба, мать догадывалась заранее. Еще во время беременности она вдруг обнаружила, что не может есть мясо – ей становилось плохо. Следует отметить, что вопреки распространенным заблуждениям, ни буддисты, ни индуисты (которых в Непале целых 80%) не являются чистыми вегетарианцами. Большинство каст регулярно употребляют в пищу мясо и птицу, ну а молочные продукты и вовсе составляют основу рациона. А вот священнослужители и монахи такой еды избегают, так что Майя не сомневалась, что ее будущему ребенку уготована судьба духовного пастыря. И Рам Бахадур Бомджан (именно это имя получил младенец при рождении) оправдал ее ожидания с самого раннего возраста. На удивление спокойный и доброжелательный мальчик очень сильно отличался по поведению от своих сверстников. Он не уделял внимания обычным детским играм и забавам, зато очень любил наблюдать за молящимися, подражать монахам, и часто впадал в задумчивость. Односельчане вспоминали, что Рам был не по годам смышленым ребенком и очень доброжелательно и уважительно относился ко всем окружающим, вне зависимости от их возраста и социального статуса. Он был спокоен и добродушен, избегал агрессии и любых споров. Такое поведение вызывало настороженное отношение – даже родные братья и сестры (которых у Рама целых 8) сторонились его. Возможно, европейские врачи поставили бы ребенку диагноз «аутизм» и начали бы лечить, но вот с развитием у него все было отлично. Мальчик очень рано начал говорить и быстро научился читать. Видя интерес сына к священным обрядам, отец отправил 5-летнего Рама учиться к ламе Самдену из их деревни. Вместо детского сада и игр во дворе маленький Рам Бахадур с интересом читал священные писания ламы Чьой и медитировал. Тогда же – в 5 лет! – он окончательно решил посвятить себя религии. Родители и учитель поддержали его в этом начинании, и ребенок принял новое имя Палден Дордже и пять священных обетов буддизма – Панча Шила, пообещав всему миру не убивать живых существ, не воровать, не лгать, воздерживаться от неправильного сексуального поведения и не принимать одурманивающих веществ. Но вот дальше нашла коса на камень. Спокойный и доброжелательный мальчик наотрез отказался брить голову, как это принято в буддийских монастырях, и никакие уговоры не помогли – свою шевелюру юный монах сохранил.
Прошедшие обряд посвящения, согласно традиции, должны были медитировать в пещере в течение месяца. Учитель мальчика лама Сом Бахадур был поражен той легкости, с которой Палден Дордже перенес это испытание, потребляя минимум пищи. Глубокая и длительная медитация – это настоящее испытание духа, позволяющее монаху глубже постичь себя и мироздание. А для новичка это стало вполне обыденным, и судя по всему, даже доставляющим удовольствие делом – такой врожденный талант очень большая редкость. Да и в следующие два года обучения мальчик проявлял большую склонность к медитативным размышлениям, чем к изучению священных текстов и обрядов. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что он был весьма успешным учеником, несмотря на юный возраст.
Традиционно обучение в монастыре завершало паломничество в Лумбини. Именно в этом небольшом городке на границе с Индией и родился в V веке до н.э. Будда Гаутама – легендарный основатель буддизма. Десятки монастырей, храмов и ступ (особых построек с останками святых или великих правителей) привлекают ежегодно более сотни тысяч паломников. Так что для начинающих монахов это путешествие имело весьма важное значение. Но если спутники юного Палдена ограничились поклонением святыням, а затем отправились по домам, то мальчик воспринял посещение такого знакового места лишь как начало религиозного пути. 7-летний монах, так, кстати, и не сбривший свои волосы, продолжил паломничество, отправившись в индийский город Дехрадун. Именно в его предместьях расположились сразу два монастыря, играющих очень важную роль в тибетском буддизме. Один из них является резиденцией главы школы Сакья – именно сюда бежал из Китая в 1959 году глава школы, слишком увлекшийся политическими играми. Но политика – политикой, а сама традиция Сакья, даже лишившись оставшейся в КНР богатейшей библиотеки, все-таки остается весьма известной и почитаемой среди верующих. Второй монастырь – Миндролинг, относящийся к самой древней традиции тибетского буддизма, Ньингма. Его особенностью является то, что приверженцы этого течения считают искусственным разделение на школы, течения и секты. Они не только не препятствуют, но и поддерживают изучение своими последователями трудов религиозных «конкурентов» Ньингма и даже позволяют принимать посвящения других школ. Кроме того, практика обучения тут более индивидуальная и предпочтение отдается небольшим группам йогов-мирян и затворничеству. Для мальчика, проявившего столь недюжинные таланты в медитации, это было именно то, что надо.
Но рано или поздно любое обучение заканчивается. И юный монах вернулся на родину, в Непал, поселившись в Покхаре. Этот город раскинулся на берегу озера Пхева и из его окрестностей открывается живописнейший вид на Большой Гималайский хребет. И хотя значимых связей с религией в этом мультикультурном, многонациональном туристическом месте нет, оно тоже является весьма важным. Здесь расположена одна из построенных уже в ХХ веке «Ступ Мира». Эти современные памятники начал строить в 1947 году буддийский монах из Японии Нитидацу Фудзии, посвящая их единению людей всех рас и вероисповеданий в поисках мира и спокойствия. Это довольно неплохой выбор места для самосовершенствования и медитаций. Но как-то так сложилось и в мифологии, и в реальности, что на пути духа человека всегда ожидают серьезные испытания. Вот и Палдена, несмотря на праведную жизнь и юный возраст, подкосила непонятная болезнь – у него внезапно парализовало всю нижнюю часть тела. Учителя и собратья по религии не оставили мальчика в беде и отправили домой на лечение.
Тяжело больной, Палден Дордже, тем не менее, начал активную проповедническую деятельность среди своей семьи и односельчан. Он призывал следовать буддийским заповедям: не убивать животных и не принимать алкоголь, поскольку в дальнейшем это приведет к проблемам. Вскоре ему стало лучше – от недуга осталась только хромота. И тогда-то, в ночь на 16 мая 2005 года, молодой монах внезапно исчез.
Пропажа больного 15-летнего юноши серьезно взволновала не только его мать, но и односельчан. Все отправились на поиски, тем более что один из местных мальчишек утверждал, что видел Палдена Дордже, когда тот тряс дерево манго, а потом в одежде вошел в реку. Монах попросил мальчика быть осторожным и не прикасаться к нему. Родственники пошли по свежим следам и действительно довольно быстро нашли пропавшего медитирующим в ущелье. Домой он идти отказался, пообещав вернуться несколько позже. Взволнованная семья решила, что будет лучше оставить пару братьев присматривать за ним. Ничего необычного не происходило – монах перекусил плодом манго, попросил младшего брата принести ему четки, воды, риса, одежду ламы и изображение Будды. А получив необходимое, сел и впал в транс. Зрелище истощенного болезнью подростка напугало пришедшую к нему сестру, а явившиеся посмотреть на монаха сельские жители вначале подумали, что тот сошел с ума – он задавал сам себе вопросы, и сам же отвечал на них. Тело его покраснело и стало горячим. Но от помощи он отказался. Мало того, совершенно серьезно заявил, что если ему будут мешать, то или он сам, или кто-нибудь из присутствующих может умереть. И что он планирует медитировать, ни много ни мало, 6 лет. Но если его потревожат, то придется остаться здесь на целых 20!
Сделав такое необычное для подростка заявление, Палден отправился искать место своего будущего подвижничества. Наиболее подходящим ему показалось фиговое дерево, под которым юноша и расположился 18 мая 2005 года. Его родители настояли на том, чтобы он взял с собой немного пищи и воды, но есть он не стал, а только разложил в честь праздника Будда-Джайанти 10 фруктов и изображение Будды. Но спокойной и безоблачной медитации у необычного монаха не получилось. Вокруг постоянно собирались толпы зевак и туристов, а однажды его даже обокрали. Дело в том, что посчитавшие юношу святым жители, несмотря на его отказы принимать что-либо, стали оставлять ему подношения, в том числе и денежные. И вот как-то ночью несколько человек пришли, чтобы помешать Палдену, а заодно и украли принесенные деньги. Но то ли столь дерзкое нарушение буддийской заповеди, то ли страх перед неведомым, то ли действительно законы кармы покарали святотатцев. Они поссорились из-за денег и вначале стали обвинять друг друга перед сельскими жителями. А потом внезапно сознались в содеянном, и отправились просить прощения у Палдена Дордже.
Последователи утверждают, что юноша медитировал все 6 лет, не принимая ни пищи, ни воды. Так это на самом деле или нет, разумеется, никому не известно – ведь много времени никто даже не знал, где Палден находился. Но некоторые промежутки его медитации совершенно четко зафиксированы учеными и журналистами. Так, в декабре 2005 года к нему прибыл государственный комитет из 9 членов под руководством ламы Гунжамана. Они внимательно наблюдали за Палденом Дордже в течение 48 часов, следя за тем, чтобы он не принимал пищу или воду в это время. Была даже сделана специальная видеозапись. Хотя ближе трех метров никто приближаться не стал. Кто-то подал идею снять жизненные показатели монаха, чтобы хоть как-то попытаться объяснить непонятный феномен. Но это могло вызвать недовольство многочисленных поклонников и последователей, так что данным планам не суждено было сбыться.
А в 2007 году к месту медитации прибыла съемочная группа канала Discovery (впоследствии он выпустил документальный фильм «Мальчик, наделенный божественной силой»). Юноша был абсолютно здоров. Перед съемкой журналисты тщательно обследовали местность вокруг дерева, где сидел Палден. Ничего необычного, вроде спрятанных труб с водой или тайников с пищей, они не обнаружили. Камера непрерывно работала четверо суток – и неподвижно медитирующий монах действительно не пил ни капли жидкости! А между тем, даже в умеренном климате 96 часов без воды вполне способны привести к смерти, или, во всяком случае, нанести непоправимый вред здоровью. Но юный аскет не продемонстрировал ни малейших признаков обезвоживания или истощения.
24 мая, всего через 6 дней, весьма утомленный этими событиями и все еще не отошедший от болезни юноша отправился на север искать более спокойное место. Но заинтересованные необычным феноменом люди так и не оставили его в покое. Вскоре один пастух увидел его медитирующим и рассказал об этом в деревне. Члены семьи попытались вернуть его домой, но Палден снова отказался и направился к другому фиговому дереву на восток. Он заявил, что должен продолжить медитацию любой ценой и очертил границу вокруг выбранного места. Поняв, что переубедить юного отшельника не получится, сельские жители и родственники выстроили для него ограждение, а когда любопытных стало уж слишком много – и небольшую хижину из пластика. В этом строении он провел 15 дней. И вот тут-то окружающим стало понятно, что происходит что-то совершенно необычное – никто из постоянно наблюдавших за «домом» людей ни разу не видел, чтобы у подвижника появилась вода или пища. Это уже было первое настоящее чудо, не просто сделавшее юношу местной достопримечательностью, но и принесшее ему славу как минимум святого. И эти слухи постоянно подкреплялись довольно необычными феноменами. Так, когда на деревню обрушилась небывалая засуха, местные отправились за советом к юному отшельнику. Ничуть не сомневаясь, Палден Дордже порекомендовал жителям молиться богине-змее. Совет пошел впрок – ровно через 5 дней усердных молений пошел долгожданный дождь. Через две недели юноша обрел достаточно силы, чтобы медитировать снаружи под деревом – несмотря на полное голодание, он выглядел гораздо здоровее, а на 75-й день внезапно открыл глаза и попросил своего старшего брата обращаться к нему со словами: «Ом Наму Гурэ Бэдда Гьяни» (Да здравствует наделенный Мудростью Будды).
Необычный обряд без воды и пищи продолжался, и ему не помешала даже ядовитая змея, укусившая молодого человека 6 ноября. Перепуганные зрители были убеждены, что обессиленный таким подвижничеством монах умрет от отравления. Но тот просто начал потеть и выделил более двух литров жидкости, выведя, судя по всему, вместе с нею яд. Эта история, столь сходная с легендой о просветлении Будды Гаутамы, произвела настолько большое впечатление, что последователи заявили: Палден Дордже и есть ни много ни мало реинкарнация – то есть новое телесное воплощение – Будды. И он как истинный Бодхисаттва способен выживать, находясь в контакте с деревом, почвой или камнем, ему не страшны ветра и он может понимать язык всех существ. Сам юноша, правда, против этого категорически возражал: «Оставьте меня в покое, и в стране скоро наступит мир», – говорил он.
Все большие толпы людей прибывали к месту медитации. Необычный монах стал настоящей достопримечательностью, за ним следили средства массовой информации, его окружали почитатели, а многие и просто делали свой нехитрый бизнес, обслуживая паломников, туристов и просто праздных зевак. Правда, самому процессу никто не мешал – всех посетителей новоявленные поклонники держали на расстоянии не ближе 50 м. А юноша просто сидел под деревом, и не пил и не ел уже несколько месяцев!
Столь скучное зрелище, правда, сопровождалось целым рядом чудес, происходящих вокруг. Так, двое немых – юноша и девушка – внезапно обрели дар речи. А 18 января сам монах внезапно воспламенился на глазах у 59 свидетелей. Причем сгорела только его одежда, которую молодой человек не снимал в течение 9 месяцев, а на теле не осталось никаких ожогов или шрамов!
Феномен самовозгорания известен человечеству очень давно. Но научного объяснения ему так и не найдено. Каких только гипотез ни выдвигали ученые. Причиной называли и пропитавший одежду жир, и даже выделяемые кишечником газы. Но экспериментального подтверждения ни одна теория не получила. Дошло до того, что большинство ученых стало вообще отрицать факт существования этого явления, списывая все на неосторожное обращение с огнем. Между тем, самопроизвольно загораться люди не прекратили. Как ни странно, наиболее часто именно в Индии – там даже зафиксирован случай возгорания младенца несколько раз за один год! Но практически все такие происшествия заканчивались для жертв довольно плачевно – как минимум тяжелыми ожогами. Так что случай с Палденом и в этом отношении уникален.
Такие необычные явления привлекли еще больше зевак и последователей, сделав условия для медитации совершенно невыносимыми. Так что совершенно не удивительно, что в один прекрасный момент юноша просто исчез. Как он умудрился пропасть, находясь практически под неусыпным наблюдением, так и осталось загадкой. Многие даже решили, что его похитили, но буквально через неделю Палдена снова заметили буквально в трех километрах. Он пожаловался на отсутствие спокойствия и пообещал вернуться лет через 6. Но люди так падки на настоящие чудеса – стоило кому-то найти место его медитации, как туда моментально стекались толпы паломников и туристов, прибывали заинтересованные необычным явлением ученые и зеваки. От него требовали откровений, пытались его изучать, делать ему подношения и пожертвования, провозглашали новым воплощением Будды или вовсе божеством. Он снова пропадал, а его снова находили. Однажды инспектор полиции даже обнаружил юношу медитирующим в глубокой яме.
И все-таки, несмотря на такое преследование, стойкий монах достиг своей цели. Через 6 лет медитации он вышел из джунглей уже под именем Дхарма Сангхой и рассказал собравшимся, что вспомнил предыдущие жизни, получил учение от Будды Майтреи, и хочет спасти весь мир, распространяя истинный закон Дхармы, который он познал через медитацию.
Очень многие считают Палдена Дордже (или Дхарму Сангхоя, как он стал называть себя после 6-летней медитации) шарлатаном, завоевывающим себе дешевую популярность и вербующим учеников и последователей. Вот только как-то не вяжется с этим тот факт, что сам юноша всячески старался удалиться от общества и даже с проповедями и речами выступал только тогда, когда иначе избавиться от назойливых поклонников было невозможно. Зато это негативное отношение и непопулярность среди буддийских верхов вполне можно объяснить его непримиримым отношением к кастовой системе. Дело в том, что даже в буддийской части Тибета деление на касты считается вполне обыденным, не говоря уже об индуистской. А юный Палден заявляет, что учение, данное ему свыше, провозглашает полное равенство всех живущих на этой планете.
Множество людей считают его самого Буддой Майтреей – воплощением спасителя, хотя сам он это и отрицает. Многие просто считают его популистом и шарлатаном, хотя он, как раз наоборот, всегда пытался избежать излишнего внимания. Для кого-то он – доказательство неограниченных возможностей человека, а для кого-то – бунтарь, отрицающий кастовую систему и провозглашающий равенство всех людей. Одно можно утверждать точно: такое упорство – это действительно чудо.
В буддизме очень почитается бодхисаттва Майтрея. Он должен родиться среди людей, стать буддой и принести учение, которое спасет мир и приведет к золотому веку. Необычная судьба Палдена Дордже привлекла множество поклонников, провозгласивших Майтреей именно его. История с укусом змеи, просветление (которого, по слухам, он достиг там же, где и основатель буддизма Сиддхартха Гаутама), многочисленные чудеса и знамения – все это, по их мнению, доказывает божественность юноши. Сам же он усиленно отрицает свою причастность к буддам. Хотя бодхисаттвой (взявшим на себя миссию пробуждения сознания всех существ) его вполне можно считать – он призывал и призывает вести праведный образ жизни. А смыслом своей медитации Палден неоднократно называл поиск пути к спасению всех живущих от страданий.
История Палдена Дордже очень ярко демонстрирует то, что святым человека делает молва и слухи. Именно внезапно обнаружившиеся последователи стали заявлять, что он полностью отказывается от пищи и воды – ведь сам он просто ничего не просил, а голодал ли он действительно все 6 лет, так никто и не знает. Именно восторженные зрители видели сияние вокруг его головы. Именно люди, случайно встретившие юношу в лесу, буквально вытрясли из него и донесли до остальных проповеди и пророчества. А ведь вполне возможно, что человек просто хотел спокойно посидеть под деревом. Хотя такое упорное следование нелегким путем аскета действительно достойно самого глубокого уважения.