Едва на свет появилась первая женщина, с нею родилось и понятие о прекрасном. Чем только не украшали себя люди в разные времена – перьями и мехом, косточками разных зверей и птиц, всевозможными подвесками и бусинами, лентами, даже… живыми бабочками! Но, пожалуй, одно из древнейших и наиболее популярных украшений – браслет.
Запястные кольца появились еще на заре времен и делались из самых разнообразных материалов. И среди всего многообразия подобных украшений есть совершенно особая категория – браслеты, изготовленные из разноцветного стекла.
Пик их популярности на Древней Руси пришелся на XII–XIII века. Были они, как и современная бижутерия, и дорогие, с золотой росписью – для княжеской верхушки, и дешевые, бросовые – для «простых». И, судя по числу цветных осколков среди артефактов, найденных белорусскими археологами, без такого браслета не обходилась ни одна городская модница.
Красота для горожанок
– Стеклянные браслеты мы находим в больших количествах практически в любом городе. Только в Друцке обнаружено более 1700 их фрагментов. Но, к сожалению, целых единицы – в Минске и опять же в Друцке, – говорит аспирант Института истории Белорусской Национальной академии наук Анастасия Костюкевич.
В Полоцком княжестве, как, собственно, и во всей Древней Руси, повальное увлечение стеклянными браслетами пришлось на XII–XIII века. Логично было предположить, что где-то здесь, на наших землях, эти украшения и отливались. Ведь спрос рождает предложение. Но когда археологи стали искать мастерские, где могли бы создавать эту звонкую и пеструю красоту, выяснилось, что таких производств не было. Не удалось найти ни печей, ни бракованных заготовок, ни капелек застывшего стекла – ничего.
Впрочем, кое-что интересное все же обнаружилось. В Друцке отыскались любопытные артефакты – 5 небольших стеклянных стерженьков, которые, пожалуй, можно было бы расценить как заготовки для браслетов, если бы не сразу несколько «но». Любимые средневековыми модницами украшения делали из цветного стекла, а эти – прозрачные или слегка замутненные. Кроме того, браслеты обычно изготавливали с изрядным мастерством, и они были ровные по всей длине. А стержни из Друцка имеют неравномерную толщину – как будто вытягивал их из стекольной массы не мастер, а случайный человек. И, наконец, сами мастерские. Обычно в них есть печи, предназначенные для плавки, фриттования (спекания ингредиентов) и отжига готовой продукции и тигли (емкости, в которых вываривали стекло). Ничего подобного исследователям обнаружить не удалось. Странные стеклянные палочки так и остались загадкой.
– Еще раз подчеркну: носили стеклянные браслеты исключительно горожанки, – отмечает Анастасия Костюкевич. – И наверняка, эти изделия сильно разнились по цене. Потому что есть браслеты из очень высококачественного стекла, а есть низкосортные, которые прямо в руках рассыпаются. Но при этом на селищах и в курганах они не встречаются вообще. Только в городах. Это тоже косвенно говорит о том, что стеклянный браслет был предметом импорта.
Если так, то кто и где создавал эту хрупкую красоту? На этот счет у ученых есть несколько теорий – от самых простых до необычных и даже экзотичных.
Привези, привези мне стеклянные браслеты…
– Сейчас в белорусской археологической литературе доминирует мнение, выдвинутое в свое время Юлией Леонидовной Щаповой, доктором исторических наук. Она считает, что большинство браслетов попадало к нам из Киева, где работало несколько крупных стекольных мастерских. Причем делали эти украшения мастера из Византии, осевшие на древнерусских землях, – объясняет Анастасия Костюкевич.
Юлия Щапова – большой авторитет в мире науки. Более 30 лет она посвятила изучению стекла, разработав при этом теорию стеклоделия в Древней Руси и издав несколько монографий. И все же в последнее время все больше набирает силу теория другого ученого – научного сотрудника Российской академии наук Олега Олейникова. Он провел исследования стеклянных браслетов на масс-спектрометре –специальном аппарате для определения массы молекул – и сделал серию сложных анализов, включая микроспектральные (лазерный и рентгеновский), оптический, химический и прочие. Столь кропотливая, многоступенчатая работа оказалась ненапрасной и дала поразительный результат. А именно – вывод о том, что исследованные запястные кольца были… завезены в Древнюю Русь из Византии и Сирии.
– Дело в том, что, анализируя состав стекла, Олег Михайлович обнаружил в нем следы золы солончаковых растений, которые не могут встречаться ни в окрестностях Киева, ни у нас, на землях бывшего Полоцкого княжества, – поясняет Анастасия Костюкевич.
И хотя считается, что теория Олейникова еще нуждается в проверке, игнорировать ее определенно нельзя. Ведь получается, что исследованные им украшения не были произведены не только в Полоцком княжестве, но и вообще в Киевской Руси! А значит, эти украшения были подарками заморскими и ценными.
Давайте присмотримся к ним пристальнее. Наиболее простые браслеты ученые называют гладкими. На срезе они круглые. Делали их из обычного, ровного стеклянного стержня, замкнутого в кольцо.
– Гладких браслетов мы находим больше всего, – делится своими наблюдениями археолог. – Но встречаются и более сложные. Например, если стеклянную заготовку-стержень выложить на каменную плиту и придать ей грани, а потом скрутить, то получится крученый браслет или, как мы его называем, ложновитой. Если граней будет три, браслет будет с крупными бороздками, а если четыре – то с мелкими.
Судя по всему, наши далекие предки любили и высоко ценили заморские диковинки. Исследуя древние могилы, ученые пришли к выводу, что на Ближнем Востоке, где традиция ношения стеклянных наручей насчитывает несколько тысяч лет, украшения эти были атрибутом далеко не самых богатых слоев населения. А вот в Полоцком княжестве, как, впрочем, и по всей Древней Руси, носили их люди состоятельные – как предмет привозной, а, значит, и особо ценный.
– Думаю, наши девушки надевали их на белые рукава, гордились ими, выставляли напоказ. В то время как на Ближнем Востоке стеклянные браслеты было принято носить на голых руках, и это было чем-то обыденным, – продолжает Анастасия Костюкевич.
Особняком среди огромного числа пестрых стеклянных осколков стоят браслеты, расписанные золотом. Очень редкие – меньше 1% от общего числа найденных на наших землях, – они имеют плоско-выпуклую форму. То есть та часть, которая прилегала к руке, уплощена, а внешняя сторона объемная. Созданные из прозрачного, звонкого стекла, такие запястные кольца, даже пролежав в земле почти тысячу лет, не тускнеют и не рассыпаются. Ученые считают, что принадлежали они представителям княжеской семьи. Обломки таких украшений находили в Друцке и в Полоцке – как раз на тех местах, где когда-то располагались резиденции местных правителей.
– Вот иногда стоишь в музее, смотришь и думаешь: да, может, это Ефросиньи Полоцкой браслет был – по датировке-то совпадает, – улыбается Анастасия Костюкевич, – Ведь такие украшения в Полоцке могли носить женщины только из княжеского дома. Стекло очень отличается по своей морфологии. Это чувствуется, когда передержишь в руках тысячи этих браслетов. Стекло этих украшений очень гладкое, блестящее, прозрачное и звенит. Ну и, конечно, золотая роспись – это основополагающий признак византийского производства.
Кстати, если верить старинным византийским фрескам, такие браслеты носили не на запястье, а на предплечье, поэтому были они довольно большими в диаметре – 8–9 см.
Ученые считают, что расписанные золотом запястные украшения появлялись на свет в самой столице Византии, в Константинополе. На периферии отливали браслеты попроще, но тоже способные удивлять – гладкие, широкие, усеянные мелкими брызгами стекла другого цвета.
– Как это делается? Вытягивается стержень, накладывается на плиту, потом на него сыплется яркая стеклянная крошка, контрастная по цвету с основой, заготовка разогревается и растягивается. Получается интересный каплевидный декор, неповторимый для каждого браслета. Но иногда бывает, что качество стекла декора хуже, чем качество самой матрицы. Так, в 2013 году при раскопках Друцка под руководством Ольги Николаевны Левко был найден браслет такого типа. Он сиреневый с белыми каплями. И там эти белые капли местами высыпаются, – Анастасия листает на ноутбуке фотографии с цветными обломками стекла.
Синие, зеленые, фиолетовые, с изящными ниточками-поясками, прорисованными словно тонкой кисточкой, с брызгами-каплями и однотонные… Просто глаза разбегаются!
И оказывается, что с цветом отнюдь не все так просто.
Цвет имеет значение
– Что касается цвета, то здесь много путаницы. Большинством археологических школ принято называть чистые цвета. Скажем, синий, зеленый, фиолетовый. Но, на самом деле, есть десятки оттенков! – отмечает Анастасия. – Вот, скажем, берем синий, а в нем – лавандовый, барвинковый, бледно-васильковый, небесный, ниагара, сизый, васильковый, голубой, защитно-синий, морской волны, лазурный, синей стали, лазурно-серый, королевский синий, джинсовый. И так далее. То же самое – с зеленым. Одних зеленых оттенков я насчитала более 30!
Казалось бы, подумаешь, оттенок! А вот не тут-то было! Еще в начале прошлого века исследователь Густав Эйзен, который детально изучал украшения Древнего Египта, пришел к выводу, что малейшее отклонение в цвете бусин может означать уже разные мастерские и даже разные эпохи!
– Мне кажется, цвет – это важный признак, по которому возможно будет когда-то в будущем установить место производства наших браслетов, – продолжает археолог.
Кстати, есть один тип украшений, скорее всего, не особо привлекательный для средневековых модниц, но зато интересный для современных ученых. Их в литературе принято называть черными. На самом же деле, если сделать тонкий скол из самой сердцевины украшения, обнаруживается, что оно темно-болотного, довольно неприятного цвета. Интересно, что таких браслетов много – едва ли не треть от всех найденных. Западные археологи объяснили их происхождение очень просто: якобы отливались они из «стеклобоя»: разбитых стеклянных предметов, расколотых бус. И были самыми дешевыми, бросовыми.
О чем расскажет браслет?
На Востоке, родине стеклянных браслетов, они были как бы «говорящими». Скажем, считалось, что украшение синего цвета хранит от сглаза, зеленого – приносит радость и веселье, а желтый обозначает любовь. Да и сама по себе замкнутая форма браслета предполагала защиту от злых духов. Издревле люди «замыкали» уязвимые места – поясами на талии, бусами на шее, вышивками по краям рукавов, ворота и подола. И браслет в этой системе тоже мог играть не последнюю роль.
– В Индии, помимо всего прочего, украшения могли сообщить полностью о социальном статусе женщины: сколько лет замужем, кто муж, сколько детей, – продолжает рассказ Анастасия Костюкевич. – Было ли у нас такое, сложно сказать. Но вряд ли. Потому что на Ближнем Востоке и в Индии традиция ношения стеклянных браслетов насчитывает не одно тысячелетие, а у нас – несколько сотен лет. За такой промежуток времени, если это украшение привозное, пришлое, я не думаю, что оно успело настолько войти в нашу культуру, чтобы приобрести какое-то глубинное значение.
Тайна «узкого места»
Одна из самых занимательных загадок стеклянных браслетов – их диаметр. Если рассчитать его математически, то выходит, что размер украшения был всего около 5,5 см. А то и меньше – 4,7 или даже 4,5 см!
– Я из полимерной глины сделала несколько муляжей этих браслетов разных диаметров и принесла к нам в Институт. И только одной миниатюрной девушке такой браслет пришелся впору, – комментирует эту ситуацию Анастасия Костюкевич.
Но как же тогда эти украшения надевали средневековые красавицы? На этот счет существует несколько версий. Например, есть мнение, что люди почти тысячу лет назад были меньше ростом и более хрупкого телосложения. Соответственно, и браслеты делали меньшие по размеру. Возможно, модницы того времени умели особым образом сжимать руку и продевать ее в узкое кольцо.
Одно из самых поразительных и неоднозначных мнений, которое, тем не менее, вполне серьезно рассматривалось в литературе – браслеты запаивали прямо на руке! Хотя звучит и жутковато, но это вполне выполнимо. Могли, например, подкладывать под раскаленное стекло древесную кору и уже на ней заваривать швы. Впрочем, гипотезу эту легко опровергает тот факт, что следов дерева на браслетах нет, хотя они, наверняка, остались бы, учитывая, что в мягкое стекло легко вплавляется все, к чему оно прикасается.
– Из всех стеклянных браслетов выделяются византийские. Они имеют сравнительно большой диаметр и легко надеваются даже на предплечье. Но из правил есть исключения – сиреневый браслет из Друцка, о котором мы уже говорили. Я пересчитывала дважды его диаметр – он составляет всего 4,3 см. Есть версия, что этот браслет – детский. Возможно, князь дочку баловал, – продолжает рассказ Анастасия Костюкевич.
Еще более загадочными выглядят украшения с диаметром всего около 2,5–3 см. Для перстня они однозначно большие. А для браслета – маленькие. Так что же это за странные изделия? И для чего они были нужны?
– В отечественной литературе их описывают как «стеклянные височные кольца». Но в зарубежных публикациях они интерпретируются совершенно иначе. И, надо отметить, что процент стеклянных изделий малого диаметра достаточно велик в странах Ближнего Востока, где эти украшения имеют многовековую традицию, – улыбается Анастасия Костюкевич.
По поводу таких «височных колец» есть целая россыпь гипотез. Скажем, во время раскопок древнего кладбища в южной Турции подобные браслетики были найдены в могилах совсем крошечных девочек в возрасте примерно полутора лет. Так что одна из версий гласит – это детские украшения. Другое предположение: их носили и взрослые женщины, но на больших пальцах рук. На маленькие стеклянные кольца также подвешивали масляные лампы. И наконец, подобные аксессуары встречаются в нитях бус, правда, уже не на Востоке, а у кельтов. Скажем, в Реймсcком музее хранится нитка бус из древнего кельтского захоронения. И в ней центральное место занимает миниатюрный «браслетик» из синего стекла.
– Впрочем, я бы не стала исключать, что на наших землях их носили именно как височные кольца, – делится своими предположениями Анастасия Костюкевич. – Ведь торговцы всегда везут всякие забавные вещицы. А уже местные женщины, не совсем понимая предназначение своих приобретений, могли приспосабливать эти гладкие и блестящие колечки для своих нужд. Так, как им это виделось.
Перстень из чистого стекла
Помимо браслетов, оказывается, наши предки носили еще и стеклянные кольца. Правда, таких артефактов найдено мало – не многим более 30 экземпляров на территории Полоцкого княжества.
И тут не обошлось без парадоксов. Скажем, есть перстень, отлитый из разноцветного стекла и украшенный желтым щитком. Одна его половина хранится в Витебском музее, а другая – в Друцком. А все потому, что части этого украшения были найдены во время разных раскопок.
Дело мастера боится
Средневековое стеклоделие было сродни волшебству – таким сложным и загадочным представлялся этот процесс. Сначала мастера брали соду, кварцевый песок и золу, все это смешивали в нужных пропорциях и спекали в горне. Получалась шихта – еще не само стекло, а лишь сырье для него. Затем добавляли нужный пигмент – природный, понятное дело, потому что других тогда просто не было – и отправляли все это в большом тигле в печь. Температура варки стекла достигала 900–1000° C.
Когда стекло в тигле приобретало нужную консистенцию, из него «вытягивали» браслеты, делали бусины или дорогую и роскошную посуду. Кстати, мастер мог не только придавать браслетам различные формы, делать их простыми круглыми, трехгранными, четырехгранными или кручеными, но и украшать их тонкими перевитьями-ниточками из стекла другого цвета. Как правило, такие «пояски» были желтыми или темно-красными (в научной литературе этот оттенок называют печеночно-красным).
С цветами же была целая история. Использовали такие природные красители, как марганец, кобальт или окись меди. И оказывается, здесь, как нигде, важна была мера.
– Если в шихту добавить кобальта, то получится синее стекло. Окись меди дает целую гамму цветов – от зеленого до коричневого. Можно добавить совсем чуть-чуть медного оксида, и получится красивый оттенок зеленого. Если его добавить больше, будет уже коричневый. Красивый хрустальный блеск придается при помощи введения в шихту свинца. Вообще, гамма оттенков стеклянных браслетов огромна – ей можно посвящать отдельное исследование. Остается только удивляться мастерству этих людей, которые добивались таких потрясающе живых, сочных и ярких тонов. И, вероятно, разные цвета ценились по-разному. Например, я полагаю, что коричневые браслеты были дешевыми, а вот эти красивые зеленые оттенки, похожие на антоновское яблоко или росную луговую траву, были достаточно дорогими, – делится своими соображениями Анастасия Костюкевич.
Но цвет – это далеко не самый главный секрет древних стеклоделов. После того, как браслет остыл, он выглядел полностью готовым, но в продажу его пускать было нельзя. Потому что сделан он был из так называемого каленого стекла. Если не вдаваться в чисто научные подробности, можно сказать, что в таком стекле очень большое напряжение. Отсюда парадокс. Оно прочнее обычного, но зато очень хрупкое: стоит лишь слегка ударить в критическую точку (небольшой участок, где напряжение достигает наибольшего значения) – и украшение разлетается на множество осколков.
– Некоторые исследователи в свое время утверждали, что эти браслеты отжигу не подвергались. Но, честно говоря, я в этом сомневаюсь. Представьте себе, у барышни на руке сам по себе «взрывается» стеклянный браслет. В то время подобное явление, несомненно, связали бы с происками нечистой силы. Чтобы такого не было, стеклянные изделия, конечно же, подвергались отжигу, – продолжает рассказ археолог.
Отжиг – довольно простая процедура. Готовый и остывший браслет снова ставят в печь и разогревают до высокой температуры, а затем оставляют там остывать на много часов. Само изделие становится не таким прочным, но зато сглаживается и «взрывной темперамент».
И, наконец, последний штрих – огневая полировка. Ей подвергали далеко не все браслеты, а лишь самые дорогие. После отжига украшение покрывали специальным закрепляющим слоем и еще раз «протягивали» в огне. Для гладкости и блеска.
Как они умирают
Казалось бы стекло – материал практически вечный. Но лишь на первый взгляд. Пролежав в земле почти тысячу лет, стеклянные предметы разрушаются. Причем, процесс этот принимает порой очень необычные формы. Скажем, если стекло попадает в сухую почву, то оно начинает выщелачиваться и покрывается пленкой, похожей на тончайший налет, который бывает на лужах, если в них налить бензина. Называется все это иризацией. И, по сути, она – не что иное, как начальная стадия разрушения. Если же процесс зашел далеко, то происходит уже коррозия и расстеклование.
– Расстеклование – это полное или частичное разрушение стеклянного изделия. Бывают случаи, когда украшения рассыпаются прямо в руках, – объясняет Анастасия Костюкевич. – Могу привести пример с Друцкой экспедицией. На вскрытой площади раскопа почва практически одинаковая, но из одного квадрата могут происходить роскошный синий блестящий фрагмент и осколок неопределенного цвета, разваливающийся от простого прикосновения. Я полагаю, что это зависит именно от качества стекла.
Порой разрушение выглядит очень эффектно. Браслет со стороны кажется серебряным. А все потому, что стекло, распадаясь, покрывается чешуйками, которые стоят торчком. Глазу они не видны, зато, преломляя свет, придают украшению «металлический» вид.
– Фиолетовые браслеты почему-то сильнее других подвержены расстеклованию. Часто они проходят по Книгам поступлений как коричневые, и лишь скол позволяет выявить их истинный цвет – глубокий, аметистовый, можно сказать, царственный. Самая хорошая сохранность у зеленых браслетов. Среди коричневых попадаются как образцы очень низкого качества, так и звонкие, добротные, возможно, это вызвано особенностями их химического состава. – Анастасия Костюкевич листает на ноутбуке фотографии со старинными украшениями. С осколками, конечно. Но, глядя на них, очень даже легко представляешь, как такой браслет выглядел, каким звонким и прекрасным он был. Какой прохладой охватывал кисть.
И хочется примерить такую красоту. Жаль, нет уже чудесных мастеров-стеклоделов, способных создать изящные и звенящие, хрупкие и пестрые стеклянные браслеты. Да и мода на них вот уж много веков как прошла.