Американцы никак не могут взять в толк: так все-таки крал Буш череп вождя чирикахуа или нет?
Всем известно, что президент Буш – большой оригинал. Он путает страны на глобусе, радует мир забавными перлами (получившими милое название «бушизмы») и периодически заводит свою страну во внешнеполитические тупики.
Недавно выяснилось, что чудачества американского президента – дело наследственное. Оказалось, дед Буша-младшего тоже вытворял странные фокусы. Правда, поскольку ему не пришлось занимать Овальный кабинет в Белом доме, фокусы эти, к счастью, не имели никаких особых последствий ни для мировой, ни даже для американской истории. Но зато спустя почти век дали отличную тему для обсуждения господам журналистам.
Итак, к делу.
Немецкий журнал «Spiegel» сообщил о том, что к деду ныне здравствующего американского президента имеются серьезные претензии. Некто Харлин Джеронимо обвиняет его… в похищении человеческого черепа. Точнее, речь идет не только о черепе, помимо него в деле фигурирует еще и бедренная кость. И череп, и кость, в похищении которых обвиняют Буша-дедушку, принадлежат славному индейскому вождю Джеронимо, легендарному предводителю неукротимых апачей.
Согласно автору оригинального обвинения, 90 лет назад, в 1917 году, Прескотт Буш (Буш-дедушка) раскопал священную могилу, в которой покоился прах знаменитого вождя, и похитил череп великого воина.
Далее в письме к Бушу-внуку поясняется, что автор послания, то бишь Харлин Джеронимо, – правнук того самого вождя апачей. И на этом основании просит возвратить ему череп и кость. В подтверждение слов прилагаются результаты экспертизы ДНК.
Тот, кто сочтет эту историю шуткой или розыгрышем, ошибется. Все изложенное в письме Джеронимо, пожилого медика из Нью-Мексико, вполне может оказаться правдой.
Во всяком случае, судьбу бренных останков грозного вождя апачей-чирикахуа уже достаточно долго обсуждают в США. В элитном Йельском университете давно ходят странные слухи – дескать, Прескотт Буш (когда-то учившийся в Йеле) специально разграбил могилу вождя, чтобы доставить его останки в штаб-квартиру загадочного общества «Череп и кости» – наглухо закрытой для посторонних организации, в которую на протяжении многих десятилетий входили знаковые фигуры американской элиты.
Якобы именно в штаб-квартире этого общества (носящей зловещее имя «Могила») до сих пор и хранится череп неукротимого апачского предводителя – череп, по мнению мистиков, обладающий особой силой…
Но прежде чем перейти к интригующей теме «Черепа и костей» (куда входили даже некоторые американские президенты, включая ныне действующего), мы познакомим наших читателей с кратким жизнеописанием покойного вождя апачей-чирикахуа Джеронимо, из-за которого и разгорелся весь этот скандал….
Последний вождь краснокожих…
Джеронимо стал самым знаменитым предводителем апачей, потому что держался дольше всех. Давно сошли со сцены Бешеный Конь, Сидящий Бык и Кочиз – одни из самых неукротимых индейских вождей, а Джеронимо все еще наводил ужас на мексиканцев, а североамериканцев, которым никак не удавалось усмирить апачей-чирикахуа, заставлял содрогаться в бессильной злобе.
Джеронимо родился в Мексике, на землях, которые позднее будут отвоеваны у мексиканцев и включены в состав Соединенных Штатов Америки (сегодня это территории штата Нью-Мексико).
В ту пору диковатые индейские племена, не желавшие приобщаться к цивилизации и попадать под пяту белых братьев, все еще оставались хозяевами местных пустынь. У Джеронимо было индейское имя Гойакла – значение имени с трудом поддается переводу, однако некоторые лингвисты настаивают, что с некоторой натяжкой его можно перевести как «зевающий».
Если это так, то, вероятно, в детстве Гойакла умел неплохо скрывать свою прыть и поистине бешеный темперамент, который впоследствии принесет ему известность и славу.
Согласно преданию, имя Джеронимо ему много позже дали мексиканские солдаты. Достоверность легенды невелика, но говорят, что когда в пылу жестокой битвы Гойакла беспощадно разил врагов, в отчаянии они призывали на помощь святого Джерома (который, судя по всему, оставался глух к их мольбам).
Апачи поддерживали с мексиканцами странные отношения. «Вечный мир» неожиданно сменялся лихим набегом; за ним следовали ответные карательные экспедиции. Проходило время, мексиканцы и индейцы мирились, чтобы через совсем непродолжительный срок вновь «откопать топор войны».
Когда Джеронимо было около 25 лет, город Джанос (один из опорных пунктов мексиканцев в этих недружелюбных краях) в очередной раз предложил апачам мир.
И индейцы поверили. Прекратив набеги, они занялись мирной торговлей. Торговля обычно проходила примерно так. Индейцы располагались недалеко от города и, оставив женщин и детей в своеобразном таборе, уходили на городской рынок, чтобы продать или обменять шкуры…
Оставляя лагерь беззащитным, апачи совершили роковую ошибку. Однажды, когда все мужчины торговали на рынке, небольшой отряд мексиканцев тайно напал на их стойбище. В считанные минуты все было кончено – многие были убиты, остальные похищены и уведены в рабство. У Гойаклы-Джеронимо погибли мать, жена и трое малолетних детей…
В ту ночь апачи уходили на север. Уходили, оставляя своих мертвых. Уходили, чтобы вернуться. И отомстить.
Для самого Джеронимо, казалось, солнце жизни померкло. Он был оглушен горем и не мог думать ни о чем, даже о мести.
Ненависть проснется в нем позже. Он будет жестоко уничтожать мексиканцев; уничтожать повсюду: на поле битвы и на привале, на пустынных дорогах и в их собственных домах…
Через некоторое время среди апачей распространилась легенда – будто однажды, сидя у горячего горного источника и погрузившись в глубокую, скорбную задумчивость, Джеронимо услышал таинственный голос, сообщивший ему, что отныне он неуязвим для пуль…
С той поры он потерял страх. Собрав отряд отчаянных воинов, неукротимый Гойакла начал настоящую войну против мексиканцев. Ни карательные отряды, ни лазутчики, ни горы песо, пожалованные за голову вождя, ничто не могло помочь мексиканцам. Джеронимо был неуловим.
Однако вскоре удача отвернулась от апачей. На смену мексиканцам пришел более сильный и опасный враг. «Белоглазые» – так называли индейцы североамериканских солдат и поселенцев, нахлынувших с востока. Первоначальный мир с ними длился недолго.
Федеральное правительство не было склонно церемониться с индейцами. На западных землях вводилась система резерваций. «Коренным американцам» не оставляли выбора – или полное уничтожение, или поселение в выжженных солнцем и малопригодных для жизни резервациях.
В мелких схватках апачи-чирикахуа одерживали победу. Безжизненные пустыни этих мест были их лучшим союзником. Белые, впервые попав сюда, никак не могли взять в толк: каким же образом индейцам удается выживать здесь?
На сотни миль тянулись земли, где, казалось, все живое было обречено на смерть под немилосердными солнечными лучами. Отряды американцев терялись на этих бескрайних равнинах и отступали, будучи не в силах преследовать индейцев.
Иногда апачи представлялись им сущими волшебниками. Они появлялись в самых неожиданных местах и исчезали будто по волшебству. Под палящим солнцем индейцы проходили в день десятки миль. Там, где самые выносливые лошади «белоглазых» падали, чирикахуа могли идти пешком. Временами белые даже не пытались преследовать индейцев – сама пустыня должна была убить их. Но там, где белый человек неминуемо умер бы от голода и жажды, исконные обитатели пустыни чудесным образом выживали.
Скудная растительность – мескитовые бобы, орехи пинон, плоды сагуаро и чоллы – отлично питала их. Чирикахуа проворно забирались на самые крутые скалы и не боялись просачиваться в узкие темные расселины, где каждый неосторожный шаг грозил неминуемой гибелью…
И если бы индейцы разных племен не враждовали друг с другом, то «белоглазые» долго не сумели бы покорить их земли. Однако племенная вражда, неприязнь и подозрительность всегда были сильны среди «коренных американцев». Враждовали не только большие племенные союзы. Среди самих апачей, разделенных на множество более мелких племен, не было ни мира, ни согласия.
Белые пришельцы отлично воспользовались этим. Они натравливали одних на других, использовали индейцев в качестве лазутчиков и проводников. И именно это давало им успех…
В конце концов Джеронимо со своим отрядом попал в западню и был пленен.
На какое-то время ему пришлось смириться с судьбой фактического «заключенного в резервации». Однако он лишь выжидал удобного случая, чтобы поднять апачей его родного племени чирикахуа на новую борьбу.
В начале 1880-х Джеронимо принимает решение откочевать в суровые горы Сьерра-Мадре, где, как ему казалось, белоглазым не удастся достать индейских воинов.
Генерал Крук преследовал его по пятам. В отряде Крука шло немало апачей, набранных из племен враждебных чирикахуа…
В описании дальнейших событий тесно сплелись правда и легенда. Говорят, будто однажды на привале Джеронимо услышал голос духа, говорившего с ним. Дух поведал вождю, что лагерь, в котором они оставили женщин и детей, уже захвачен «белоглазыми воинами».
Джеронимо сообщил об этом своим спутникам. Они немедленно снялись с места и отправились в путь. Дух не обманул вождя – лагерь действительно был захвачен американцами. Чирикахуа осторожно подобрались к нему и, укрывшись в ближайших ущельях, выжидали, наблюдая за тем, что происходит в долине.
Джеронимо послал лазутчиков к апачам, которые были в отряде Крука. Но договориться с ними, увы, не удалось. А без их помощи атака на лагерь, скорее всего, закончилась бы поражением.
Отчаянно смелый рейд Крука в самое сердце гор Сьерра-Мадре поверг апачей в уныние. Многие пали духом, уверившись в том, что противостоять белоглазым – пустая затея. Набрать новых воинов Джеронимо не мог и в конце концов вновь согласился на мир с американцами.
Вместе со своими людьми он обосновался в резервации Белых Гор, в месте, получившем название Индюшиный Ручей. Здесь вождь тихо жил какое-то время и постепенно на Юго-Западе стали забывать о неукротимых апачах. Часть индейцев попробовала заняться землепашеством, но привычка к кочевому, вольному образу жизни, впитанная с материнским молоком, давала о себе знать. Все чаще у апачей возникали конфликты с «белоглазыми», присланным надзирать за соблюдением порядка в резервации.
В середине мая 1885 года Джеронимо и полторы сотни чирикахуа самовольно покинули места, отведенные им федеральным правительством «для проживания». На этот раз с вождем был лишь небольшой отряд воинов, однако паника мгновенно распространилась по многим штатам. В газетах печатали самые невероятные слухи – дескать, Джеронимо упражняется в метании ножа, тренируясь… на похищенных белых младенцах!
Его следы обнаруживались то в одном, то в другом штате, но потом вновь терялись… Затем вдруг приходили известия, что он объявился в Мексике (для апачей никаких государственных границ, особенно в диких пустынях Юго-Запада, не существовало).
Чирикахуа нападали на одинокие посты и ранчо, захватывая оружие, амуницию и пропитание. Союзников среди людей в этих краях у них не было – новые поселенцы боялись и ненавидели их, а индейцы, давние обитатели здешних пустынных мест, были либо истреблены, либо уведены в резервации. Оставалось надеяться на милость природы. И она вновь выручала чирикахуа – величественные каньоны преграждали путь солдатам генерала Крука, посланного в погоню за Джеронимо; узкие горные проходы и ущелья скрывали беглецов, суровая пустыня неодолимой преградой становилась на пути преследователей.
Однажды Джеронимо совершил фантастический рейд. Он тайно прокрался в резервацию Белых Гор, освободил двух женщин (одна из них была его женой) и дочь, а после, лихо уйдя от преследователей, опять растворился на бескрайних просторах Юго-Запада…
Но постепенно силы апачей таяли. Жизнь в постоянной тревоге, почти без сна и отдыха, подводила их к пределу физического и морального истощения. Обе стороны – и американцы, и чирикахуа – понимали: так долго продолжаться не может. В конце концов, Крук и Джеронимо пошли на переговоры…
Крук требовал безоговорочной капитуляции. Жизнью своей Джеронимо дорожил мало (точнее, не дорожил вообще, так как апачи с детства усваивали: гибель в бою – величайшая честь для воина и верный залог его счастья в загробном мире). Но и продолжать борьбу он не видел смысла. Слишком неравны были силы…
Сдаваясь на милость победившего Крука, Джеронимо произнес: «Делайте со мной, что хотите. Я сдаюсь. Когда-то я был быстрым, как ветер. Теперь я сдаюсь, и это все».
И все же дух Джеронимо не мог окончательно смириться с тем, что придется сложить оружие и вновь отправиться в неволю. Несколько дней он боролся сам с собой, а потом… вновь бежал!
Новость потрясла Вашингтон. Генерала Крука, когда-то разгромившего лагерь чирикахуа в Сьерра-Мадре, отправили в отставку. Его сменщик, Нельсон Майлс, был не более счастлив – многомесячные розыски Джеронимо опять ничего не дали.
Однако любая сказка подходит к концу. Захватить вождя чирикахуа американцам не удалось – он вновь пришел сам. И сдался. На этот раз навсегда.
Шли годы и внешне Джеронимо смирился со своим поражением. Он даже начал читать публичные лекции, на которых, кстати, неплохо зарабатывал. В 1905 году старый вождь просил президента Теодора Рузвельта разрешить его вымирающему племени вернуться в Аризону – президент ответил ему вежливым отказом. Через несколько лет Джеронимо умер…
Многие склонны приписывать тайному обществу «Череп и кости» исключительное влияние. В его состав входили бывшие президенты США Уильям Тафт, Джордж Буш-старший, нынешний президент США Буш-младший, многие сенаторы, промышленники, банкиры и генералы… Забавно, что последние претенденты на кресло главы государства – Буш-младший и сенатор Джон Керри – ОБА принадлежали к «Черепу и костям»…
«Череп и кости»
Харлин Джеронимо, направивший письмо президенту Бушу, абсолютно убежден, что история похищения черепа подлинная и он обратился по правильному адресу.
В пользу версии говорит находка, сделанная одним дотошным историком из Йеля. В его распоряжении оказалось некое письмо, посланное одним из членов общества «Череп и кости» своему другу. В письме черным по белому описывается как Прескотт Буш ограбил могилу Джеронимо Грозного и отдал бренные останки вождя на сохранение обществу.
Автор находки готов доказать подлинность письма и не сомневается в результатах любой, даже самой строгой экспертизы.
Показательно, что и большой специалист по секте «Череп и кости» (к ее расследованиям мы еще вернемся) Александра Роббинс с оптимизмом восприняла версию Харлина Джеронимо.
По ее мнению, есть два важных обстоятельства: во-первых, письмо содержит более чем детальное описание черепа; а главное, пытаясь проникнуть в тайны «Черепа и костей» Роббинс установила, что при входе в помещения общества под стеклом, действительно, располагался череп, который члены общества называли… «Джеронимо»!
Вообще, многие склонны приписывать тайному обществу «Череп и кости» исключительное влияние. В его состав входили бывшие президенты США Уильям Тафт, Джордж Буш-старший, нынешний президент США Буш-младший, многие сенаторы, промышленники, банкиры и генералы… Забавно, что последние претенденты на кресло главы государства – Буш-младший и сенатор Джон Керри – ОБА принадлежали к «Черепу и костям»…
Само общество ведет свою историю с 1832 года (основано старшекурсником Уильямом Расселом). Уже тогда его цель была более чем амбициозна – готовить американскую элиту, тех людей, кому суждено управлять Соединенными Штатами.
Кстати, первое название общества было довольно мирным. Изначально ему дали имя «Клуб Евлогии» (Евлогия – античная богиня красноречия).
Некоторое время назад «Череп и кости» обвинили в том, что общество… помогало приходу к власти Адольфа Гитлера.
Правда, представленные доказательства оказались весьма и весьма косвенными. В частности, указывалось, что кое-кто из финансистов фюрера хранил около 3 млн. долларов (огромная по тем временам сумма) в Union Banking Corp. Между тем, одним из директоров банка являлся Прескотт Буш (тот самый член клуба «Череп и кости», которого обвинили в разграблении могилы Джеронимо).
Но особенно много домыслов существует по поводу обряда вступления в «Череп и кости».
Членам клуба строго-настрого запрещено разглашать эту тайну.
В 2002 году Александра Роббинс, выпускница Йельского университета, опубликовала занятную книгу «Тайна Могилы», в которой поделилась с читателями результатами своего многолетнего расследования деятельности клуба. Надо сказать, что результаты эти оказались довольно скромными.
Роббинс тем или иным образом связалась с большинством из 800 ныне живущих членов общества. Так вот – лишь малая часть из них согласилась даже просто общаться на эту тему; многие же отнеслись к чересчур любопытной исследовательнице, мягко говоря, недоброжелательно.
Любопытно, что штаб-квартира общества располагается в наглухо изолированной комнате, полностью лишенной окон. Между собой члены клуба называют ее «Могилой».
Еще в позапрошлом веке ходили странные слухи о диковатых обрядах клуба – новичков якобы раздевали догола, затем подвергали всяческим издевательствам и избиениям. Апофеозом церемонии было следующее: новичка клали в гроб, и он должен был в присутствии всех подробно и откровенно рассказывать самые интимные подробности своей сексуальной жизни и своих потаенных сексуальных переживаний.
Впрочем, согласно описаниям Роббинс, которой таки удалось разговорить нескольких членов клуба, сегодня все происходит куда менее экстравагантно.
В «Могиле» посвящаемых встречают ветераны общества, облаченные в костюмы дьявола и почему-то дон Кихота.
Новичок повторяет клятву (текст ее исключительно тщательно оберегается от посторонних), а затем пьет «кровь» (по мнению Роббинс в последнее время кровь заменяется напитком Gatorade, который можно приобрести в любом американском супермаркете). «Кровь» пьется из черепа, носящего имя шекспировского Йорика.
Окончание церемонии не менее странно – новички почтительно и благоговейно целуют пальцы ног человека, который во время действа облачен в «сутану Папы Римского». Этот загадочный персонаж опускает меч на плечо каждого новообращенного и торжественно объявляет их «рыцарями Евлогии».
Описания несуразных церемоний могли бы, конечно, вызвать лишь улыбку, но ряд фактических совпадений заставляет относиться к обществу «Череп и кости», как минимум, внимательно.
Так, например, широко известно, что Джордж Буш назначил многих членов общества на ключевые должности в свою администрацию. Вообще, главная заповедь, которую должны соблюдать члены «Черепа и костей», – это взаимопомощь (правда, довольно трудно понять каким именно образом ее удавалось соблюдать Дж. Бушу-младшему и Джону Керри во время президентского избирательного марафона).
Тем не менее, фактов о взаимовыручке членов общества более чем достаточно. Кстати, среди прочего, в СМИ любят ссылаться на исследование, проведенное телекомпанией CBS об истоках нефтяного бизнеса Буша и его губернаторства в Техасе, – оказалось, что и первое, и второе стало возможным во многом благодаря щедрым пожертвованиям… коллег по «Черепу и костям»!
Учитывая, что членов «Черепа и костей» связывает настоящая круговая порука, а большинство из них занимают весьма видное положение в США, просьба о возврате черепа апачского вождя, скорее всего, останется неисполненной.
Между тем, найти череп своего героического предка Харлин Джеронимо желает вовсе не из праздных соображений.
Для всякого индейца, почитающего традиции седой старины и верования прадедов, посмертное местонахождение его бренных костей отнюдь не пустой звук. Вождь должен упокоиться в родных местах – только тогда его мятежная душа окончит скитания по земле и спокойно отойдет в иной мир. Тот, кто держит у себя череп вождя, держит в неволе и его душу…
Сложно сказать, чем закончится история с удивительной просьбой Харлина Джеронимо. Пока Белый дом хранит абсолютное молчание…