Еще со школьной скамьи мы все знаем – в первобытном мире женщины были «главнее» мужчин и эпоха эта называлась матриархат. Мало кто из нас задавался вопросом, в чем же конкретно он состоял, но зато у девчонок появлялся повод тыкать пальцем в мальчишек, издавая при этом задорный боевой клич.

     Матриархат дословно переводиться с греческого как власть матери. Это форма общественного устройства, при которой власть в семье принадлежит женщине. В более широком смысле матриархат – это общество, где доминируют женщины.

     

     Патриархат буквально с греческого – власть отцов. Противоположность матриархата.

     

      Впервые о матриархате в древности заговорили в XIX веке. До этого в теории развития общества господствовали Платон и Аристотель с идеей «органичной триады» – патриархальной семьи, классового общества и государства. Это были три кита, на которых зиждилось «человеческое общежитие».

      Но вот в просвещенном позапрошлом столетии швейцарец Бахофен и американец Морган издали каждый по книге. Первый рассказывал о том, что в античной мифологии род велся от матери и право наследования устанавливалось так же, а второй, на основе этнологических материалов, рассуждал об организации первобытного общества. Оба пришли к одинаковому выводу – патриархату предшествовал матриархат.

      Эти идеи очень быстро нашли своих сторонников, причем не только среди эмансипированных женщин. Одним из главных апологетов теории существования матриархата на заре человечества стал Энгельс. Он развил теорию Моргана, и вскоре к его работе подключились новые ученые. В результате был доказан приоритет материнского рода над отцовским.

      После того как теорию Энгельса–Моргана уже в Советском Союзе поддержали Ленин и Сталин, на многие годы для всех нас появилась историческая догма: в первобытном обществе матриархат был. А самое типичное определение патриархата теперь звучало так:

      «Патриархат – наиболее распространенная форма первобытно-общинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, общественной семье. Переход к патриархату совершался в ходе значительного развития производительных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытно-общинного хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничение ее труда преимущественно домашней работой». 

     

     Как оно было

     

      В отличие от советских историков, называющих древнейший этап истории человечества «первобытно-общинным» или «доклассовым» (все по Энгельсу), многие западные исследователи называют его «эгалитарным» – т.е. в переводе с латыни обществом равных.

      Это название, в частности, указывало на то, как строились отношения в роду – основной ячейке «доклассового общества».

      Дело в том, что наши предки имели вполне четкие экономические (точнее хозяйственные) законы.

      Например, существовало ясное разделение труда: мужчины охотились и рыбачили, женщины занимались собирательством. При этом разделение оказывалось настолько жестким, что сильной половине человечества было запрещено прикасаться к орудиям труда слабой и наоборот.

      Такое деление не мешало строить родственные отношения – вся добыча обоих полов собиралась в «общий котел», причем всем – и немощному старику, и сильному охотнику, и маленькому ребенку – доставалось из него практически поровну. Собственно, поэтому общество и стало называться обществом равных.

      Разумеется, подобные экономические отношения не способствовали возвышению одного из полов. Как только мужчины попытались бы ограничить женщин в мясе, те мгновенно ввели бы эмбарго на корешки – вот вам и политическое равновесие в действии.

      С появлением земледелия и скотоводства, общество начало расслаиваться. Стали появляться чуть более богатые и бедные. Но на равенстве полов это никак не сказалось. Мужчины выполняли работу, требующую физической силы, женщины – терпения и кропотливости.

      При этом мужчины и женщины жили раздельно, имели свои религиозные культы и даже специальные тайные языки, созданные для того, чтобы представители другого пола не понимали, о чем идет речь.

      

      В ту пору родовые узы были гораздо более прочными, чем ныне семейные, иначе не выжить. А как же строились отношения внутри? Кто был хозяином в доме?

      Выстраивать версию о матриархате начали с того, что заявили: род считался по материнской линии.

      Потешим самолюбие женщин. Существует версия, что в тогдашней семье каждая представительница прекрасного пола имела свой гарем мужчин. Эта теория легла в основу легенды о матриархате. Так как отцовство детей установить было нельзя, считалось, что род отслеживался по материнской линии. Правда, беда этой теории в том, что доказывать чье-то отцовство нужды и не было, достаточно было того, что ребенок был сыном некоей группы мужчин («сын полка») – такова специфика родового общества.

      Следующим доказательством призванным оправдать существование матриархата стали этнографические исследования, которые выявили, что многие отцовско-родовые племена вышли из материнско-родовых. Вывод сделали простой: сначала род считали от матери, а только потом стали делать это от отца.

      Но и тут вышла незадача. Новые исследования все чаще и чаще стали обнаруживать роды, в которых преемственность поколений устанавливалась через мужчин, а вот матрилинейные появляться совсем перестали. Вероятно, от матери род считали только в некоторых группах людей.

      Но главным оплотам идей матриархата всегда считалась так называемая «австралийская контроверза». Суть в том, что на этом замечательном материке живет две группы племен, находящихся на одинаковом уровне развития. Так вот одна из них материнско-родовая, а другая отцовско-родовая. Это дало основания думать, что обе системы возникли одновременно, а следовательно, в некоторых областях земного шара матриархат все-таки был.

      Между тем, сегодня часть ученых предлагают следующую схему – женщины и мужчины жили обособленно, но вместе. С течением времени группы стали откочевывать друг от друга и те мужчины, которые оставались жить с женщинами (дети, братья), создали племя с материнским родом, а те женщины, которые присоединились к мужчинам, оказались в отцовском.

      И, соответственно, матриархата в его классическом понимании вовсе не существовало.

      Сегодня мировая наука прямо говорит – матриархата не было.

      Но вот что любопытно. Это совсем не означает, что его никогда не будет.

      Некоторые ученые, например В.А. Геодакян, считают, что матриархат неизбежно придет на смену патриархату. Связано это с чисто биологическими особенностями женщин – они более стабильны.

      Правда, этой группе с пылом возражают: зато мужчины более сильные и агрессивные, а последние успехи слабого пола в политике и бизнесе – это вообще следствие своеобразного исторического комплекса вины. 

      Вообще же, дело еще и в том, что женщине некуда деваться от своей природы. Пока она рожает и вскармливает ребенка, мужчина строит карьеру. В результате, сильной половине человечества легко удается обойти на социальной лестнице прекрасную половину.

      Тем не менее, и сегодня на нашей планете существуют общества, где женщина занимает непривычное в нашем понимании место.

     Великолепная четверка

      №1, конечно, Израиль. Особенно его ортодоксальные общины. Дело в том, что согласно еврейскому закону Халаха евреем считается только потомок матери-еврейки, ее дети и дети ее дочерей. Все это играет огромную роль при заключении брака и разводах, ибо гражданских браков в этом государстве нет – есть только религиозные.  

      А чего стоит один факт существования обязательной женской воинской повинности в Израиле? Причем с каждым годом остается все меньше мест в армии, где женщина не может служить.

      №2 – минангкабау. Численность 7 млн. человек. Живут на Суматре, занимаются рисосеянием. Одна из самых активных политических и культурных групп в Индонезии. Хотя религиозно этот народ относит себя к мусульманам-суннитам, в обществе крайне сильны матрилинейные традиции. Женщины могут вовсе не заводить семьи и вести свободный образ жизни.

      №3 – народ масуо, живущий на юго-западе Китая в провинции Юннань Куньмина. Брак здесь выглядит примерно так. Мужчина приходит к женщине получить удовольствие, а ее задача родить ребенка. До 10 лет детям запрещено видеть отца.

      №4 – община наир на юге Индии. Глава семьи – мужчина, либо старший брат матери, либо старший дядя матери. Но родство ведется только по женской линии, а до недавнего времени только женщины обладали правом наследования. Мужчина же мог пользоваться тем, что ему досталось в течении жизни. Его потомкам переходило только то имущество, которое он приобрел сам.