На риторический вопрос «кто изобрел колесо?» ученые по-прежнему дают разноречивые ответы…
Формально историки и археологи договорились между собой, что родина колеса – Месопотамия. Дата рождения – 3 000 лет до н.э. Главный аргумент в пользу версии – многочисленные изображения шумерских царей на фоне колесниц.
Тем не менее, не так давно мнению мировой общественности о происхождении колеса снова был брошен вызов. На этот раз зачинщиком очередного научного турнира стал Эндрю Уистспеллер – археолог-любитель из Чикаго. Он заявил, что еще в 1986 году обнаружил во Франции наскальные рисунки, на которых изображено, как женщина вытачивает колесо из куска известняка. Из всего этого Уистспеллер делает выводы, что :
1) колесо изобретено на территории современной Франции;
2) в каменном веке;
3) женщиной.
«На рисунках изображена именно женщина, это можно определить по длинным волосам», – утверждает Уистспеллер. – «Колесо является лейтмотивом десяти из двенадцати рисунков, так что, очевидно, оно рассматривалось древним человеком как нечто необычайно важное. Более поздние рисунки показывают ту же женщину, но уже стоящую около примитивной тележки и готовящую на огне корни. Эти предметы оказались достойными, чтобы быть запечатленными в рисунках».
После столь громкого заявления на несчастного исследователя посыпался град упреков. Причем ученые круги разделились: если одни критиковали источник открытия, т.е. образцы наскальной живописи, то другие тот факт, что новую эру в истории человечества открыла женщина…
Сегодня практически полностью удалось восстановить эволюцию развития одного из самых главных открытий нашей цивилизации.
Первоначально человек грузы любой тяжести был вынужден таскать на себе или за собой. Например, для того, чтобы водрузить на место каменную плиту для алтаря любого (даже самого мелкого божка) приходилось использовать усилия целого племени.
Постепенно наши смекалистые предки при перемещении тяжестей обратили внимание, что, если между грузом и землей оказывается крупная ветка или сучок, тащить становится легче. Тогда они стали сами подкладывать под большие грузы бревна.
Чуть позже (то бишь через пару-тройку тысячелетий) появился какой-то доисторический рационализатор, который обратил внимание, что после многочисленного использования, бревна стираются в центре, но остаются нетронутыми по краям и так тащить еще легче. Громким гортанным криком он донес это замечательное открытие до соплеменников и теперь катки стали обжигать посередине, но оставляли им прежнюю форму на концах. Так появилась первая повозка. А еще чуть позже дошли до нехитрой мысли отдельно делать колеса и ось, а потом собирать их вместе.
С приручением тягловых животных цельновырезанные из дерева колеса оказались неудобными. Скорость транспортировки грузов выросла и теперь любой камешек на дороге мог расколоть доисторическое колесо пополам или отбить от него кусок. Так как ни ГАИ, ни ГИБДД в ту пору еще не существовало (а посему наличие «запаски» проконтролировать никто не мог), после такой поломки приходилось бросать на произвол судьбы телегу с грузом и не солоно хлебавши возвращаться в родную землянку.
Тогда хитрые «водители» придумали делать колесо не цельным, а с отверстием или собирать его из нескольких частей. Сами колеса стали обтягивать кожей. Теперь случаи поломки на дороге стали реже.
А герои Троянской войны уже вовсю «рассекали» по полям сражений в колесницах с металлическими ободами. Когда появилась это нововведение не установлено, но благодаря Гомеру точно известно, что знаменитый Ахиллес был счастливым обладателем супермодной новинки.
Новые колеса нещадно гремели во время движения, но в бою это было даже лучше – грохот приближающихся колесниц пугал врага больше, чем воины ими управлявшие.
Древние римляне стали использовать металлические колеса. Но быстро от этой идеи отказались – ход повозки из-за тяжести колеса уменьшался.
В темное средневековье колеса не менялись. Вероятно, люди так увлеклись крестовыми походами и кострами инквизиции, что им было не до таких мелочей. Аналогичной ситуация оставалось и в эпоху Ренессанса – Леонардо да Винчи увлеченно писал картины и конструировал вертолет, а потому руки до усовершенствования колеса у него по-видимому не дошли.
Новое слово о колесах было сказано только в XVIII веке, когда в Европу завезли каучук. Обод стали обтягивать бандажом из нового материала – это называлось грузолента.
Прародителем современной шины стал живший в XIX веке Чарльз Макинтош. Он придумал пропитать льняную ткань жидким каучуком, придав ей таким образом герметичность. Тогда же появилась новая ткань и достаточно значимое изобретение – непромокаемый плащ – однофамилец автора.
Какое же отношение все это имеет к колесам? Непосредственное.
В 1887 году Джон Данлоп, наблюдая за своим сыном, который катался на велосипеде, заметил, как тот подпрыгивает на упругом резиновом шланге сделанном из непромокаемой ткани Макинтоша. Данлоп отрезал кусок шланга по размерам колеса, заварил его в обод и приладил ниппель. Через год на его имя был зарегистрирован патент на изобретение «пневматического обруча». Почему-то это изобретение пришлось по вкусу только велосипедистам – остальные по-прежнему предпочитали каучук, а те, кто победнее, и вовсе продолжали грохотать по брусчатке стальными ободами.
Пионерами применения новинки на других видах транспорта стали братья Андрэ и Эдуард Мишлен. Правда, первая их попытка популяризировать «пневматический обруч» не вызвала ничего кроме смеха. Дело в том, что они участвовали на своем автомобиле в гонке Париж–Бордо–Париж. Их авто отличалось от собратьев именно тем, что было оборудовано «пневматическим обручем». Братья пришли последними. За время гонки им пришлось менять проколотые шины более 60 раз!
Следующей акцией братьев стала бесплатная раздача новинки извозчикам в Париже. Те смеялись в усы, но брали. Как известно, на халяву и уксус сладкий. А потом как-то незаметно изобретение прижилось. Его конструкцию, конечно, пришлось модернизировать, сделать более удобной и прочной, но дело пошло. А братья стали владельцами первой фабрики по производству автошин.
Дальнейшие изменения теперь уже автомобильного колеса шли по пути улучшения существующего. Шины стали легче, прочнее и дешевле. Появилась корда – слой из текстильных тканей. Она еще больше увеличила срок службы «пневматического обруча».
Последним штрихом стал рисунок на протекторе. Первоначально это был лишь элемент декора, но потом стало очевидно, что рельеф колеса увеличивает сцепление с трассой и влияет на безопасность и комфорт езды.
Но на этом эволюция круглого друга человека не остановилась. Чехословацкий инженер Мацкерле изобрел колесо, которое способно само себя двигать. Оно состоит из отдельных пневмосекций, давление в которых можно избирательно менять. Как только секция пройдет нижнюю мертвую точку, давление в ней поднимают, объем секции увеличивается, и она подталкивает колесо в нужном направлении.
Эту же идею развили шведские конструкторы. Их изобретение состоит из восьми свободно вращающихся роликов из твердой резины. Ролики помещены под углом 45о к плоскости колеса и перемещаются от гидравлического привода.
Французские инженеры создали шагающее колесо, состоящее из трех маленьких колесиков, соединенных в виде треугольника. На гладкой дороге треугольник обращен вниз вершиной и машина едет только на четырех колесах. Если же начинает вращаться «треугольное» колесо, машина может даже подниматься по ступенькам.
Новое слово в развитии колес было сказано, когда это древнейшее изобретение человечества отправилось в космос. И здесь ученые вернулись к конструкции, известной еще в античные времена. Посмотрите на колесо лунохода и сравните его с нашим предком, стоящим на колеснице – разница только в ширине и материале.
Время не стоит на месте, и вскоре, вполне возможно, появятся новые, доселе неизвестные варианты колеса – одного из самых древних изобретений человечества…