Что это – легенды, представляющие интерес только для собирателей пиратского фольклора, или… научно объяснимый факт?

     Цена упрямства 

     Черные тучи повисли над морем. Шквальный встречный ветер рвал паруса и, казалось, вот-вот готов был переломать мачты. Корабль Ван дер Деккена был обречен, но упрямый капитан продолжал гнать его вперед. Отшвырнув рулевого, он вцепился в штурвал и вел свое судно наперекор разбушевавшейся стихии…

     Напрасно боцман, еле-еле вскарабкавшийся на мостик, перекрывая рев ветра, отчаянно кричал:

     – Капитан, ты пьян или сошел с ума? Не гневи Бога, поворачивай!

     – Убирайся к дьяволу в глотку, никакой шторм не заставит меня свернуть! Я дойду до порта, даже если у меня это займет время до самого конца света!

     – Упрямый осел, ты погубишь нас всех! 

     За спиной боцмана появились фигуры матросов и немногочисленных, побледневших от страха пассажиров. С перекошенным от гнева лицом Ван дер Деккен, рванул из-за пояса пистолет:

     – Что?! Бунт?! На моем корабле?! 

     Грянул выстрел. Боцман покачнулся, схватился за грудь и, перевалившись через реленги, рухнул в морскую пучину.

     – Ну, кто следующий?! С каждым, кто пойдет против меня, будет то же самое! Все по местам!

     Но никто не двинулся с места. Тогда капитан схватился за второй пистолет.

     Неожиданно луч света упал на палубу корабля и изумленная команда увидела, как рядом с взбешенным Деккеном возникла призрачная фигура, заговорившая с капитаном:

     – Ты очень упрямый человек…

     Но обезумевший капитан продолжал кричать:

     – Я никого не просил о тихой погоде! Я никого никогда ни о чем не просил! Убирайся, пока я не пристрелил тебя тоже!

     Этим оскорблением таинственного гостя капитан подписал себе приговор. 

     – Отныне вином для тебя будет горькая желчь, а пищей – раскаленное железо, – молвил пришелец. – Твой корабль будет вечно бороздить океан. Ты проклят, капитан, проклят навеки…

      

     С той поры «Голландец» вечно бороздит моря, а команда его, набранная из утопленников, в любой шторм упрямо ставит все новые и новые паруса. Корабль-призрак находит своих жертв во всех уголках безбрежного океана и выводит их на рифы и мели. Любая встреча с «Летучим Голландцем» означает скорую смерть или несчастье… 

     Так гласит легенда…

     Жуткие рассказы о «Летучем Голландце» вот уже 300 лет будоражат умы моряков. Все это время каждый уважающий себя морской волк считал своим долгом за кружкой грога снабдить ее какими-нибудь душещипательными подробностями, кои подсказывала ему его богатая фантазия. 

     На самом деле, как и положено всякой солидной легенде, «Сказание о «Летучем Голландце» имеет исторические корни. В 1641 году некое торговое судно, огибая мыс Доброй Надежды, попало в шторм. Так как корабль был зафрахтован Ост-Индийской компанией – организацией коммерческой, а потому превыше всего ценившей точность и скорость – капитан, не имевший желания потом вступать в разбирательства из-за проволочек с доставкой товаров, решил во что бы то ни стало добраться до пункта назначения. 

     Команда взбунтовалась, а пока капитан наводил порядок, шторм уничтожил и его, и бунтовщиков, и товар, и само судно. Единственное, в чем не сходятся историки, так это в вопросе как же все-таки звали несчастливого капитана: Ван дер Деккеном, Ван Страатеном или просто Ванном.

      

     По прошествии веков человечество, бодро двинувшееся по пути прогресса, все меньше верило мистическим россказням моряков. Между тем, легенда о «Летучем Голландце» и вообще истории о кораблях-призраках устойчиво повторялись и передавались из уст в уста. То тут, то там находились очевидцы, встречавшие в море-океане загадочных скитальцев. Даже будущий английский король Георг V в бытность свою принцем Уэльским и курсантом на корабле «Вакханка» видел «Голландца». Это произошло 11 июля 1881 года. Правда, страшное видение никак не повлияло на юного принца – как всем известно, он прожил долгую жизнь. А вот матрос, который первым заметил призрака, упал с мачты и разбился насмерть.

     В конце концов, некоторые ученые высказали предположение, что морские легенды представляют собой нечто промежуточное между чистым вымыслом и потусторонней мистикой. Иными словами, в основе легенд лежат какие-то реальные истории или малоизученные физические феномены. 

     Вот, например, одна из историй, которая вполне могла лечь в основу леденящих душу рассказов о встречах с «кораблем мертвецов». 

     Классическим примером, который уже не один десяток лет приводят в подтверждение этой гипотезы, стал случай произошедший в конце 1770 года. На остров Мальта зашел корабль. 15 из 23 человек команды были заражены желтой лихорадкой.

      Желтая лихорадка – острое вирусное заболевание, передаваемое комарами, характеризуется лихорадкой, тяжелой интоксикацией, тромбогеморрагическим синдромом, поражением печени и почек. Относится к карантинным болезням.

      Владельцы острова рыцари-госпитальеры, узнав об этом, запретили команде сходить на берег. А Великий магистр ордена, вопреки монашескому обету, и вовсе приказал отбуксировать зараженное судно из порта, бросив несчастных на произвол судьбы.

     Команда повела корабль в Тунис, но там ситуация повторилась. Тогда они пошли в Неаполь – та же история. Брошенные всеми они метались по Средиземноморью, пытаясь попасть хоть в один порт. Наконец они дошли до Англии, но и жители туманного Альбиона отказались принять несчастных. В конце концов, корабль исчез. 

     Судя по всему, во время очередного морского перехода вся команда умерла от болезни и какое-то время по волнам Средиземного моря носило настоящий «корабль мертвецов»…

     Надо сказать, что подобный подход к кораблям, на борту которых замечены признаки эпидемии сохранялся очень долго. Вообще карантины в портах возникли достаточно рано – в России, например, таковой появился в XVIII веке на острове Сескаре. В его задачу входил контроль за судами, проходящими в Балтийское море – кстати, причиной создания стала та самая эпидемия желтой лихорадки.

     Но вскоре было замечено, что кораблям удается пристать к берегу и миновать карантин – уж слишком береговая линия удобна для высадки. И поскольку карантин своей функции не выполнял – его закрыли. Тем не менее, было заключено специальные соглашение с Данией, по которому все корабли, следующие на русскую Балтику, должны проходить карантин в ее портах, а контролировать выполнение соглашения со стороны России в каждый крупный датский порт отрядили специальных чиновников. Все остальные корабли от российского берега просто прогоняли, не взирая на обстоятельства…

     Вторая причина появления кораблей-призраков связана с различного рода природными аномалиями, чем-то похожими на пустынные миражи. 

     В начале прошлого века недалеко от мыса Горн итальянские моряки заметили трехмачтовое судно. Корабль явно потерял управление и под всеми парусами шел к берегу. Казалось, еще чуть-чуть и поврежденное судно выбросит на рифы…

     Итальянцы бросаются на помощь. На предельно возможной скорости они пошли наперерез, но неожиданно… парусник исчез. В ту же секунду под днищем итальянца послышался ужасающий треск – это камни рифа как ножом разрезали брюхо корабля. Команда едва успела пересесть в шлюпки…

     Учитывая тот факт, что подобные сл учаи возле мыса Горн повторялись периодически, правительство Аргентины снарядило специальную экспедицию. В ее состав вошли члены государственной комиссии, специально созданной для «разбирательства с призраками»… 

     Несколько дней аргентинский корабль бороздил воды вокруг злополучного мыса, но все было тщетно. Призрак не появлялся. Тогда члены комиссии принимают решение идти домой. Официальным заключением решено признать – все слухи о призраке мыса Горн не более чем мистификация.

     И вот тут, как насмешка судьбы, раздался голос впередсмотрящего:

     – Прямо по курсу вижу терпящее крушение судно!

     Все бросились на палубу и в лучах восходящего солнца увидели кренящийся на правый борт корабль, идущий под всеми парусами.

     – Шлюпки на воду!

     Как только рассевшиеся по шлюпкам члены комиссии и матросы приблизились к паруснику – он исчез, оставив после себя лишь легкую дымку. 

     Разгадка тайны призрака Лемерского пролива оказалась проста. Выяснилось, что виной всему – лучи утреннего солнца, которые породили на море своеобразный оптический обман. Очертания скал создавали видимость барка, а поднявшиеся над ними высокие берега – парусов. Продольные расщелины в горах казались издалека мачтами, и возникала полная иллюзия несущегося под парусами корабля. Видение это продолжалось ровно тридцать минут. Как только солнце поднималось в зенит, призрак исчезал.

     С теми, кто шел на помощь барку, сыграла злую шутку способность лучей преломляться в неоднородных средах, именуемая дифракцией – свойство света, известное нам еще со школьной скамьи.

     Третье вполне научное объяснение появления кораблей-призраков связано с воздействием на их команду инфразвуковых волн. Инфразвук – это неслышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее 16 Гц). При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря в воздухе возникают поперечные и продольные колебания – их называют «голосом моря». При скорости ветра в 20 м/сек – по шкале Бофорта именно такая скорость характеризует шторм – мощность «голоса моря» достигает 3 Вт с каждого метра водной поверхности. В результате генерируется инфразвук мощностью в десятки киловатт в диапазоне 6 Гц. Человеческий организм по-разному реагирует на такую ситуацию. В частности, не редки случаи возникновения ощущение тревоги, которая к тому же подстегивается разбушевавшейся стихией; иногда дело доходит до слепоты, безумия и галлюцинаций.

     Но если частота инфразвука увеличивается до 7 Гц, у команды просто не выдерживает сердце. Все люди, попавшие в эпицентр аномалии, умирают практически мгновенно.

     Теория эта появилась в 30-е годы прошлого века. В 1934 году в Карском море на гидрографическом корабле «Таймыр» наблюдатель Березкин готовился запустить в воздух наполненный водородом зонд. Когда шар оказался недалеко от его головы, Березкин почувствовал острую боль в ушах, но как только шар удалился, боль исчезла. Тогда любопытный наблюдатель повторил «эксперимент» – ощущения повторились. 

     Он обратился к находившемуся на том же корабле физику (будущему академику) Шулейкину с просьбой объяснить, в чем дело, но тот лишь развел руками. А уже через три года Шулейкин выпустил статью «Голос моря» с изложением инфразвуковой теории.

     В качестве иллюстрации теории Шулейкина обычно приводят историю с барком «Эбий Эсс Харт». В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта немецкого парохода «Пикубен» заметили барк «Эбий Эсс Харт». На мачте парусника был вывешен сигнал бедствия. Немецкий капитан тут же снарядил спасательную команду. Картина, развернувшаяся перед поднявшимися на борт матросами, заставила содрогнуться даже самых хладнокровных – 38 моряков мертвыми валялись по всему кораблю, а капитан в безумии носился по палубе. Лица тех, кого еще не успело коснуться тление, были искажены ужасом.

     Когда этот случай (уже в ХХ веке) рассматривали эксперты, они пришли к выводу, что команда «Эбий Эсс Харт» вероятно погибла именно вследствие воздействия инфразвука.

     На самом деле подобных случаев было множество и в ХХ веке.

     В 1948 году был зафиксирован сигнал бедствия с голландского корабля «Уранг Медан». Капитан сообщал, что все офицеры уже погибли, а он сам умирает. Когда на корабль поднялись спасатели, их взорам предстала страшная картина. В разных местах лежали мертвые матросы и офицеры с выражением ужаса на лице. На телах не было никаких следов увечий, а все ценности оказались на месте. 

     В 1960 году в Атлантическом океане были найдены две совершенно безлюдные яхты с запасом воды, продовольствия и спасательных средств. 

     Иногда встречи с «Летучим Голландцем» вместо трагедии заканчиваются фарсом. В 1986 году в Атлантическом океане, в районе Филадельфии пассажирами морского прогулочного корабля был замечен старинный корабль с порванными парусами. 

     По палубе призрака носились люди со шпагами в камзолах и треуголках. Увидев прогулочный корабль, они кинулись к борту и стали кричать, потрясая мушкетами. А пассажиры защелкали фотоаппаратами. Ситуация разъяснилась после того, как журналист, случайно оказавшийся свидетелем события, опубликовал заметку со своими впечатлениями от увиденного. 

     Оказалось, во всем виноват Голливуд. Во время съемок очередного фильма о «Летучем Голландце» при сильном порыве ветра лопнул трос, удерживающий бутафорский корабль-призрак у причала, и судно, наполненное статистами в старинной одежде, «поймав» клочьями парусов ветер, ушло в открытое море. 

     Но далеко не при всех встречах с кораблем призраком все так очевидно. Например, вокруг истории американской бригантины «Мария Целеста» версии строили 50 лет…

     «Летучий американец»

     В 1872 году «Мария Целеста» капитана Бриггза вышла из Нью-Йорка в Италию с грузом коньячного спирта. Через два месяца американский корабль «Дэй Грэйш» Морхауза встретил парусник в океане. Капитаны обоих судов были знакомы, и потому мачты «Дэй Грэйш» в миг окрасились флажками – команда приветствовала земляков.

     «Мария Целеста» не отреагировала. Присмотревшись, Морхауз заметил, что судно, идет как бы самостоятельно, направляемое волнами и ветром. Тогда он отдает команду нагнать странный корабль и в случае, если на борту трагедия, оказать посильную помощь.

     Старший помощник Диво и двое матросов поднялись на борт «Марии Целесты». Корабль оказался пуст. Было очевидно, что команда поспешно покинула абсолютно исправный корабль. В матросском кубрике валялась брошенная одежда, сундуки и курительные трубки. Из каюты капитана исчезли все судовые документы, секстант, морские карты и навигационные книги. 

     При более обстоятельном осмотре выяснилось – на корабле не достает одной спасательной шлюпки. Это объясняло, куда могла деться, во всяком случае, часть команды. Правда, было абсолютно непонятно, для чего она это сделала.

     Не став долго ломать голову над загадками, Морхауз отрядил часть команды на «Целесту» и отвел ее в Гибралтар. Там, как и полагается по морским законам, он в качестве вознаграждения получил пятую часть стоимости судна, а делом пропавшей команды занялся прокурор. Расследование результатов не дало. Сама «Мария Целеста» уже с другой командой плавала еще 20 лет, пока у берегов Гаити не наскочила на риф и не затонула.

     Тем не менее, интерес к пропавшей команде не ослабевал. Версии выдвигались самые разнообразные – от захвата мавританскими пиратами до вспышки эпидемии чумы.

     Конец слухам удалось положить только в 1935 году английскому писателю и журналисту Китингу. Помимо изучения материалов расследования ему удалось совершить невероятное. Каким-то чудом он обнаружил кока с «Марии Целесты» – в то время уже глубокого старика. Рассказ уцелевшего члена команды окончательно расставил все по местам в мистической истории…

     Бригантина капитана Бриггза, вышла из Нью-Йорка, имея на борту экипаж всего из десяти человек, хотя по документам на корабле числилось 17 матросов. На самом деле из представленного списка на корабле находились только капитан с женой и первый помощник Хулок.

     Остальные семь человек к списку не имели вообще никакого отношения. Для тех лет это была нормальная ситуация. Работа на морских судах была настолько тяжелой и опасной, что желающих за небольшие деньги отправиться в далекое плаванье находилось немного и капитанам приходилось выкручиваться. Вербовкой занимались специальные агенты. Заметив подходящую кандидатуру, они опаивали будущую грозу морей до беспамятства и в таком виде отправляли на корабль. Когда новоиспеченный матрос приходил в себя, земли уже было не видно на горизонте. Хочешь не хочешь, а приходилось отправляться в плаванье.

     «Мария Целеста» не была исключением. Причем, что особенно интересно, трое человек из экипажа бригантины принадлежали команде «Дей Грэйш». Дела по поиску волонтеров в этот раз у Бриггза шли совсем плохо, и он «одолжил» трех человек у своего приятеля Морхауза.

     И вот как только бригантина вышла в открытое море начались проблемы. Набранные стандартным способом «добровольцы», как только пришли в себя, отказались стоять вахту. Тогда с ними поступили старым проверенным способом – здоровенный Хулок, в назидание остальным, жестоко избил одного из бунтовщиков.

      Надо сказать, что между старпомом и капитаном к этому времени тоже не все было гладко. Жена Биггза раздражала Хулока своей постоянной игрой на рояле. Рояль и стал причиной разыгравшейся на борту «Марии Целесты» трагедии…

     Через несколько дней после отплытия бригантина попала в шторм. Корабль дал крен, и старпом кинулся к штурвалу выправлять положение пока судно не зачерпнуло бортом воды. В этот момент из капитанской каюты раздался ужасный крик. В тот момент, когда корабль накренился, рояль сорвался с крепежа и насмерть придавил игравшую на нем женщину.

     Потрясенный смертью жены, Бриггз тронулся умом. Он непрерывно требовал, чтобы старпом повесил рулевого на рее. Естественно, Хулок подобный приказ выполнять не собирался. В конце концов, окончательно сошедший с ума капитан стал угрожать, что ко всем чертям спалит проклятую посудину вместе с мерзавцами матросами и сволочью старпомом.

     В такой атмосфере о дисциплине не могло быть и речи. Команда во главе с Хулоком непрерывно пила, тем более что груз коньячного спирта весьма способствовал этому. Тем временем Биггз исчез. Как это произошло, никто не заметил – то ли умалишенный сам бросился в морскую пучину, то ли ему кто-то помог – позже сказать никто не мог.

     Третья смерть случилась по вине алкоголя. В пьяной драке был убит один из матросов. Когда старпом протрезвел, то понял: капитан исчез и за все творившееся на корабле безобразие отвечать придется ему. Он убеждает собутыльников покинуть корабль и отчаливает вместе с ними на одной из шлюпок . На корабле остаются только кок и моряки, взятые с «Дей Грэйш», – они не были замешены в убийстве и надеялись довести корабль до порта.

     А дальше все просто. Морхауз догоняет «Целесту», видит на ней только своих людей и решает провернуть небольшую аферу. Он убеждает кока и трех моряков, что лучше представить дело так, как будто они плыли на «Дей Грэйш», а бригантину Биггса нашли вовсе без экипажа. Иначе придется отвечать за убийство. В случае же, если команда подтвердит слова капитана, он обещал честно поделить полученное за найденный корабль вознаграждение. Так и поступили…

     Тем не менее, и по сей день в океане появляются суда, происхождение которых объяснить пока не берется никто…

     Эскадра «Летучего Голландца»

     1840 год. Судно «Розалия», шедшее под всеми парусами в Карибском море, было взято на буксир проходившим мимо кораблем. Капитана смутил тот факт, что «Розалия» явно потеряла управление и двигалась так, как было угодно ветру и волнам. Спасательная команда не обнаружила на корабле ни одной живой души, кроме канарейки в клетке кают-компании. Повсюду валялись разбросанные вещи, разбитая посуда, остатки еды. Версия о пиратской атаке отпала сразу же – груз в трюмах был цел. Что случилось с командой неизвестно до сих пор.

     В 1850 году у берегов Род-Айленда недалеко от города Ньюпорта появился парусник «Морская птица». Праздные зеваки с ужасом наблюдали, как на полном ходу корабль несется на рифы. Когда, казалось, трагедии уже не избежать, огромная волна выбросила обреченное судно на берег. И каково же было удивление сбежавшихся к потерпевшему крушение судну, когда вместо чудом спасенных моряков они… не обнаружили никого.

     «Морская птица» была пуста. Последняя запись в судовом журнале гласила: «Вышли на траверз мыса Брентон» (это в нескольких милях от Ньюпорта). А местные рыбаки, между тем, вспоминали, что видели этот парусник утром и капитан поприветствовал их. Проведенное полицией расследование результатов не дало…

     В том же 1850 году в порт города Истонс-Бич не убирая парусов вошел корабль «Сиберд». Не снижая скорости, он двигался к берегу, пока наконец не врезался в отмель.

     На корабле не было найдено ни одного члена команды. Создавалось впечатление, что все только что куда-то вышли. На столе стояла еще теплая еда, а из кубриков не выветрился сигарный дым. 

     Тут же была выдвинута версия о том, что весь экипаж отравился мясом рыбы фугу – неверно приготовленная она вызывает галлюцинации. Дескать, вся команда вообразила нечто страшное и выбросилась за борт. Версия, разумеется, не выдерживает никакой критики. Слишком быстро все это должно было произойти.

     В сентябре 1860 года в проливе Дрейка было обнаружено парусное судно с останками капитана на борту. Полуистлевшее тело сидело за столом перед вахтенным журналом, последняя запись в котором была сделана 4 мая 1823 года Она гласила: «Судно затерто льдами, и уже 71 день нет пищи». Как судно, «затертое льдами» почти сорок лет назад, оказалось в проливе Дрейка, не известно. 

      

     Но самый страшный и непонятный случай произошел в начале ХХ века недалеко от Огненной земли. В 1913 году там появился корабль «Мальборо», 23 года тому назад пропавший без вести недалеко от мыса Горн. Парусник вышел из Новой Зеландии в Глазго и вез груз мороженой баранины и шерсти. На борту находились 23 человека экипажа и несколько пассажиров, среди которых была женщина. Через несколько недель плаванья, корабль пропал. Если учесть, что в месте исчезновения 300 дней в году бушуют штормы, происшествию никто не удивился.

     Капитан и члены команды судна, встретившего «Мальборо» спустя более двух десятков лет, так описали корабль. 

     Он выглядел как новый и шел под всеми парусами. Когда матросы высадились на странное судно, они обнаружили, что команда корабля… полуистлевшие скелеты в лохмотьях одежды. На корабле царил идеальный порядок и все было на своих местах.

     Когда тела несчастных пересчитали, выяснилось что их на десять человек меньше, чем было указано в судовых документах. Что случилось с кораблем непонятно. Вахтенный журнал был покрыт мхом и плесенью.

     Непогода не позволила взять корабль на буксир, а снарядить для управления «кораблем мертвых» команду капитан не имел технической возможности. «Мальборо» так и остался кораблем-призраком.

     По прибытии в порт все участники событий были допрошены. Их показания запротоколированы и по сей день хранятся в архивах британского адмиралтейства.

     Версий о судьбе «Мальборо» выдвигалось множество. Одни считали, что члены экипажа учинили бунт на корабле, убили капитана и его помощников, а затем в страхе за содеянное покинули парусник. Другие утверждали, что виной всему присутствие на борту женщины.

     Вот только ни одна из этих версий не может ответить на главный вопрос – как корабль без команды на протяжении 23 лет плавал по морям, преодолевал шторма и бури под полными парусами и при этом не затонул?

     Настоящим «Летучим Голландцем» стал пароход «Бэйчимо». В 1931 году он попал в ледовый плен и подал сигнал «SOS». Как только знаменитые «три точки, три тире, три точки» были получены на большой земле, на помощь арктическим пленникам отправили два гидроплана. Самолеты забрали 22 человека команды на берег, а капитан и 14 матросов остались на корабле охранять ценный груз – пушнину. 

     Оказавшиеся на суше моряки стали лагерем и приготовились принимать груз и коллег. Но каково же было их удивление, когда однажды утром они не увидели своего судна. Позже корабль наблюдали в разных частях земного шара. Последнее упоминание о нем датируется 1962 годом. «Бэйчимо», покрытый ржавчиной, видели в море Босфора проплывающим вдоль берега.

     Тайна «Мальборо», «Бэйчимо» и подобных им кораблей до сих пор ожидает своей разгадки и позволяет тем, кто все же верит в легенду о «Летучем Голландце», утверждать, что дело все же вовсе не в инфразвуке или оптическом обмане…