«Какой вкусный цвет!» – порой говорит человек при виде какой-нибудь яркой вещи, напоминающей сладкий фрукт. Подобные фразы на первый взгляд имеют довольно противоречивое содержание. Однако на Земле живет немало людей, способных на самом деле увидеть цвет вкуса или звука. Это явление стало объектом пристального внимания среди психологов сравнительно недавно и получило название «синестезия».

Возможно ли то, что мы не в силах воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле? Может быть, мир полон необычных красок, недоступных для большинства людей?

Представьте себе мир, в котором вы видите себе цифры и буквы разноцветными, даже если они напечатаны черной краской. Мир, в котором музыка и голоса – это элементы разноцветных форм, а слова заставляют чувствовать необычные вкусы. Скрытый от большинства, такой мир существует лишь для горстки людей, наделенных необычной способностью – воспринимать каждый предмет или явление несколькими органами чувств одновременно.

В нейрологии этот феномен – смешение двух или более видов чувств в единое целое – называется «синестезия». Синестеты, люди с подобными особенностями, способны ощущать необычные сенсорные переживания, недоступные для остальных. Их примерно 4 % от всего населения земного шара. Цвет, запах или вкус для одного человека из двух тысяч несет намного больше информации. Получая сигнал от одного из органов чувств, он переживает не только те ощущения, которые запрограммировала мудрая природа, но и дополнительные. Так, прослушав музыкальную композицию, синестет расскажет, в какие тона окрашена мелодия, а любуясь на закат, сможет рассуждать, каков он на вкус.

История изучения

Традиционная наука заинтересовалась синестезией лишь на рубеже XIX и XX веков, хотя сам феномен был известен задолго до этого. Еще в античности мастера и музыканты пытались создавать инструменты со световой клавиатурой, предназначенные для исполнения цветовой музыки.

Первое известное медицинское описание «цветного слуха» было сделано в 1812 году немецким врачом Саксом в его научной диссертации. Одним из его последователей, активно изучавших это явление, стал Карл Густав Юнг – основоположник глубинной психологии. Однако вплоть до 80-х годов XX века синестезию рассматривали только как одну из редких патологий. Лишь с ростом числа исследований феномен перешел из разряда отклонений в разряд малоизученной нормы.

Интерес к необычному феномену проявляли ученые многих стран, но постоянным препятствием для описания его механизма служил недостаток испытуемых. Так что долгое время явление оставалось неизученным. Настоящему прорыву в исследовании синестезии ученые обязаны развитию Интернета, в том числе, появлению социальных сетей. Благодаря этому, многие синестеты начали контактировать друг с другом, создавая интернет-ресурсы, посвященные их особенностям. Именно в это время были уточнены и цифры – ранее считалось, что подобных людей в мире всего 1 %.

Недавнее тестирование 700 добровольцев-синестетов показало, что их способности не зависят от пола. Кроме того, объективные тесты психологов Джулии Симнер и Джеми Уорда выявили наиболее распространенный вид синестезии – чаще всего испытуемые воспринимали разноцветными дни недели.

Сегодня синестезию в мире изучают около сотни психологов, нейрофизиологов, специалистов по лингвистике. Основная задача, которую ставят перед собой ученые, поиск механизмов нервной системы человека, лежащих в основе синтетических переживаний.

Типы синестезии

Интервью, тестирования и заметки самих синестетов раскрыли огромное разнообразие типов альтернативных чувств. Оттенки ощущений у разных людей настолько отличаются, что персональный опыт каждого уникален в своем роде, неизменным остается только одно – их переживания не подвластны логике. Так или иначе, определить точное количество видов синестезии сложно. Представляется возможным описать лишь основные из них.

Один из девяноста синестетов связывает гафемы – любые единицы письменного языка – с цветом. Некоторые наделяют буквы, цифры и знаки препинания даже половыми или личностными характеристиками. Например, для человека с такими особенностями восприятия цифра три может быть не только красного цвета, но и атлетического телосложения или обладать скверным характером.

Звуки речи, или фонемы, часто ассоциируются у синестетов со вкусом. Любое сказанное слово или мелодия для них будет иметь специфический привкус. Подобное окрашивание может касаться как слуховых, так и зрительных ощущений. Любой визуальный образ приобретает устойчивый вкусовой признак. В основном вкусы вступают в совершенно неожиданное сочетание с тем, к чему они относятся: рассвет может иметь привкус сладкой ванили, а любимая чашка – холодного, порывистого ветра.

Еще одна распространенная форма – цветовой слух. Чаще всего эта разновидность встречается у композиторов или музыкантов. В этом случае каждый звук для человека обладает собственным оттенком. Любая мелодия для такого синестета будет раскрашена в миллиарды красок.

Обладатели слуховой синестезии ассоциируют бесшумные предметы, световые вспышки и даже негативные переживания с различными звуками. Несмотря на странность сочетаний, каждый из нас может подобрать звук для чувства гнева или ненависти – скажем, потому, что большинство сцен из фильмов сопровождаются звуковыми элементами. Разница состоит лишь в том, что в сознании синестета такое ощущение возникает молниеносно и непроизвольно.

База форм синестезии постоянно пополняется все более и более экзотическими видами. Они включают в себя соотношения людей с цветами, шелеста с запахами, цветов с запахами. Кроме того, синестезия может не только варьироваться между двумя любыми чувствами, но и объединять сразу все пять. При наличии одного вида синестезии, например, способности увидеть цвет услышанных слов, имеется 50-процентная вероятность присутствия второго, третьего и даже четвертого вида.

Безумие или генетика?

В последнее время ученые стали относиться к синестезии с гораздо большим интересом. И если сперва о феномене говорили только как о неврологическом и психологическом отклонении, то современная наука, благодаря разнообразию технических инноваций, выявила несостоятельность этого мнения. Синестезия – это не заболевание, требующее лечения, а лишь дополнительный путь получения информации. К такому выводу пришло большинство специалистов, изучающих это явление.

Сами же синестеты нередко упоминают о том, что они и не подозревали о нестандартности своих переживаний до тех пор, пока не осознали их отсутствие у других людей. Из-за редкости и экзотичности этих особенностей многие из них вынуждены скрывать свою особенность на протяжении всей жизни. Однако немало и тех, кто расценивает свою синестезию как дар, который они боятся потерять. А многие из этих людей даже научились применять свою способность в повседневной жизни, работе, творчестве.

Из области гипотез

С ростом числа исследований появлялись все новые и новые гипотезы о том, откуда возникла синестезия. Ученые всегда осторожны с выводами о малоизученных и сложных явлениях. Чем труднее подтвердить ту или иную гипотезу путем исследований, тем сложнее прийти к единому мнению. Современная наука изучает непроизвольные вспышки синестезии фрагментарно, так как собрать все части воедино достаточно сложно. Часть исследователей отводят главную роль характеру внимания и памяти синестета, другие ищут разгадку в анатомии мозга и динамике нейронной активности, а некоторые считают, что все дело в образности мышления.

Однако на основе собранных данных удалось сделать основные предположения. Стало известно, что синестезия может иметь генетический характер, то есть переходить по наследству. Передавать из поколения в поколение необычные сенсорные переживания помогает ген образного мышления, находящийся в шестнадцатой хромосоме. Согласно одной из гипотез, природа одарила синестетов редким эволюционным преимуществом. Об этом говорят не только молекулярно-генетические исследования, но и существование в древности смешанных видов искусства, не делимых на виды. Так, цвет и звук в сознании первобытных предков соотносились с определенными предметами. Именно поэтому, считают приверженцы этой теории, танец, музыка и свет от пламени костра сочетались в единое ритуальное действо.

Следующее предположение о природе синестезии связано с особенностью мышления ее обладателей. Некоторые исследователи полагают, что специфика мировосприятия синестетов базируется только на их образном типе мышления. Это связано с тем, что феномен довольно часто встречается у людей творческих профессий – поэтов, художников и композиторов. Но не стоит путать непроизвольные ассоциации с разыгравшимся воображением или особенностью характера, так как реакция возникает помимо воли синестета. Таким образом, нельзя, внушив себе, что обладаешь неординарными способностями, вызывать то или иное ощущение. Отличить человека с особенностями от фантазера можно при помощи специально созданного теста, позволяющего проследить работу долей головного мозга.

Наиболее популярная теория состоит в том, что в мозге синестетов с раннего детства сохраняются так называемые «нейронные мостики», обеспечивающие прочную связь между органами чувств. Согласно ей, между двумя зонами коры головного мозга, отвечающими, скажем, за восприятие цвета и распознавание букв, происходит перекрестное взаимодействие. Подобными нейронными связями обладают все младенцы, воспринимающие окружающий мир как хаотичную реальность, где цвета, звуки и предметы смешаны. Иными словами, синестет – это человек, оставшийся в некотором роде ребенком, способным обонять звук и видеть запах.

Что окрашивает звук?

Механизм этого явления не понятен до конца. Его можно описать по-разному, в зависимости от того, какой из версий придерживаться. В рамках самой популярной теории процесс синестезии описывают следующим образом.

Едва появившись на свет, человек начинает воспринимать явления окружающей действительности с помощью органов обоняния, осязания и вкуса. Но ощущаем мы все в виде неразрывного целого, так как нейроны, отвечающие за разные чувственные впечатления, беспорядочно обмениваются электрическими импульсами. Далее, в возрасте полугода, эти связи утрачиваются, а нейроны, ответственные за них, отмирают – остаются лишь несмешанные чувства, которые наиболее востребованы в повседневной жизни. Причина этого, по мнению ученых, в накоплении так называемого чувственного опыта – ненужные связи отсекаются, и зоны мозга, ответственные за каждое из 5 чувств, становятся изолированными друг от друга. И лишь у немногих эти «мостики» не разрушаются с возрастом.

Таким образом, согласно этой теории, синестетические соответствия развиваются в детстве. Правда, известны случаи, когда подобные способности возникали неожиданно, в зрелом возрасте. Меган Стивен, сотрудник Оксфордского университета, доказал это, проведя исследование с участием незрячих синестетов. Выяснилось, что в группе испытуемых, состоящей из 6 человек, трое приобрели эту особенность уже после потери зрения.

Все мы немного синестеты?

В 1929 году германо-американский психолог Вольфганг Кёлер нашел действенный способ продемонстрировать всем врожденную природу синестезии. Ученый подобрал для своего доказательства две странные на вид фигуры, округлую и остроугольную, и предложил участникам эксперимента определить, какой из них подходит название «такете», а какой – «балуба». Мягкое звучание слова «балуба» вызывало у людей стойкую ассоциацию с плавными, скругленными очертаниями, в то время как грубые и угловатые формы второй фигуры соотносились с названием «такете». Тест был проведен успешно и полностью доказал предположение Кёлера: человеческий разум устанавливает связь между звуковой оболочкой слова и геометрической формой объекта.

Ровно 30 лет спустя эксперимент был повторен американскими неврологами Вилейануром Рамачандраном и Эдвардом Хаббардом, которые заменили название фигур на «буба» и «кики». Как и во время предыдущего тестирования, подавляющее большинство участников опроса называли «бубой» округлую фигуру, а имя «кики» доставалось остроугольной форме. Подобный эффект доказывает состоятельность убеждения, что названия объектов не произвольны.

Несмотря на уникальность и редкость явления, почти каждый из нас испытывал то, что можно назвать «синестетическим прозрением». Это могут быть кратковременные переживания, которые возникают у нас даже при достаточно стандартных, повседневных ситуациях. Например, порой после просмотра грустного или мрачного фильма наше тело реагирует на увиденное ухудшением самочувствия, а после комедии – легкостью и спокойствием.

Еще одним простым примером может послужить образное восприятие слов. Как правило, люди с тонкой, чувствительной натурой, склонны к чрезмерному эмоциональному восприятию, однако даже те, кто далек от искусства, способны понять значение таких метафор, как «сладкий малыш» или «серое одиночество».

Следовательно, каждый из нас является своего рода синестетом, даже не подозревающим, что на уровне восприятия мы постоянно объединяем информацию, полученную от различных органов чувств.

Знаменитые синестеты

Существует мнение, что синестезия – это путь к гениальности. Действительно, известны случаи, когда знаменитые и талантливые люди упоминали об удивительных особенностях собственного восприятия. Например, Владимир Набоков описал первые подобные переживания на страницах автобиографии: «Это случилось, когда мне было 7 лет, – я взял кучу кубиков с буквами и случайно обмолвился своей матери, что их цвета «неправильные». Стоит добавить, что синестетическое цветовосприятие знаменитому писателю досталось по наследству от матери, которая наделяла оттенками буквы. К слову, таким типом синестезии обладали и другие мастера слова. Иван Бунин и Марина Цветаева, основываясь на собственном нетипичном восприятии, также могли легко назвать цвет любой буквы русского алфавита.

Примечательно, что многие синестеты добились выдающихся результатов не только в литературе, но и в музыке и живописи. Один из самых популярных классических композиторов Вольфганг Амадей Моцарт, оказавший огромное влияние на мировую музыкальную культуру, обладал цветовым слухом. Он говорил о том, что видит гамму си-бемоль-минор в черном цвете, а ре-мажор – в тепло-оранжевом. Его венгерский коллега Ференц Лист однажды, дирижируя оркестром, попросил музыкантов играть тональность «немного синее». А знаменитый русский художник Василий Кандинский – настоящий чемпион синестетов: его восприятие сочетало 4 чувства сразу – зрение, слух, осязание и обоняние.

Неразрешенность и загадочность синестезии говорит о том, что это – уникальный феномен, ломающий традиционные представления о мышлении, восприятии и ощущениях человека. Таков ли мир, каким его видит большинство, или правда доступна лишь людям, обладающим этим необычным даром? Жизнь полна красок, и в ее цветном водовороте важно замечать всю полноту оттенков. Даже не обладая способностями к формированию межчувственных ассоциаций, каждый из нас, стараясь рассмотреть все те удивительные мелкие радости, из которых она состоит, сможет ощутить сладость победы, а не горечь поражения.