Старинные легенды говорят, что в глубине Амазонской сельвы скрывается от глаз непосвященных Золотой Город Пайтити. Многие надеялись найти его, десятки экспедиций отправлялись на поиски несметных богатств, но вернулись ни с чем. А одна из них, возглавляемая британским топографом и военным Перси Харрисоном Фосеттом, и вовсе пропала без следа. Кто знает, нашли ли они легендарный Золотой Город, или же стали жертвами хищников, сурового климата или индейских племен, стерегущих это священное место?
Благословенный город
Пайтити – несбыточная мечта многих поколений исследователей и охотников за сокровищами. Легенды инков гласят, что Золотой Город, затерянный где-то в предгорьях Анд в тропической сельве на юго-востоке Перу или юго-западе Бразилии, хранит несметные богатства. В старинных документах описаны многочисленные чудеса этого второго Эльдорадо, считается, что именно там инки спрятали от конкистадоров свои несметные богатства и даже улицы и дома в Пайтити сделаны из золота. Многие исследователи надеялись найти на севере империи инков второй город Куско, бывший столицей государства и давным-давно разграбленный отрядами Франсиско Писарро и Диего де Альмагро, некоторые дома, дворцы и храмы которого действительно и снаружи, и изнутри были выложены золотыми пластинами и наполнены золотыми же самородками и слитками.
Неудивительно, что о таинственном городе ходит множество легенд, которые готов рассказать всем желающим практически любой житель Куско и примыкающих к нему сельских общин в районе Паукартамбо. И не случайно, ведь эта долина как раз граничит с сельвой, которая начинается всего в нескольких километрах к востоку. Согласно местным поверьям, где-то там, на территории огромного и еще даже наполовину не исследованного Национального парка Ману скрыт Пайтити.
Считается, что этот город появился еще во времена царствования Пачакутека в ХV веке. Империя инков в те времена росла и ширилась, а в горных районах страны текло множество рек и ручьев, богатых золотоносным песком. Тогда на север проложили дорогу от самого Куско, а неподалеку от приисков в глубине сельвы построили город. Там поселились золотодобытчики, а сам город стал перевалочным пунктом и местом хранения запасов желтого металла перед отправкой в столицу империи. Город рос и богател – говорят, за столетие он сравнился по красоте и богатству с Куско, а то и превзошел его.
По другой версии, какие-то древние развалины уже существовали на этом месте, облегчив инкам строительство. Так что Пайтити мог стоять на куда более древнем фундаменте, оставшемся от неизвестной теперь цивилизации.
Когда же на землях инков появились испанцы, начался массовый исход индейцев на север – в благословенный тайный город. Бегущие от бесчинств бледнолицых аборигены успели взять с собой немало сокровищ. Легенды говорят, что в Пайтити перенесли не только бесчисленное количество золота и украшений, но и 14 священных золотых идолов, каждый из которых был не меньше 2 м в высоту.
Говорят легенды и о проклятии, которое жрецы инков наложили на белокожих пришельцев. Считается, что с тех пор ни один бледнолицый не сможет войти в Золотой Город, и Пайтити доступен только чистокровным индейцам «по рождению, которые обладают физическими качествами и повадками инков, имеют волосы длиной до пояса и инкскую черную одежду из шерсти». Так что потомки сбежавших от испанцев инков спокойно жили в Пайтити на протяжении XVII и XVIII веков, и о них встречались только редкие упоминания в некоторых документах и художественных заметках, а в XIX веке исчезли и они.
Не обходится, разумеется, без историй о том, как тот или иной человек нечаянно набредал в сельве на Золотой Город – древние руины в джунглях, хранящие сокровища инков. Например, широко известен рассказ о пастухе по имени Льякта, который отправился в сельву, чтобы найти потерявшееся стадо, которое распугали пумы. Там он наткнулся на старое инкское поселение, где царило запустение – у домов не было крыш, но зато в каждой комнате лежали сокровища. Ослабевший от долгих поисков, Льякта сумел унести с собой только кукурузный початок из чистого золота, но и этого с лихвой хватило, чтобы покрыть стоимость пропавшего скота, и даже осталось пастуху на безбедную старость. Правда, эту историю, он рассказал своим внукам только когда стал глубоким стариком, и вспомнить дорогу в заповедный город не смог.
Иногда байки о походе в Пайтити рассказывают и от первого лица. Многие жители Куско и окрестностей готовы даже отвести всех желающих к руинам Золотого Города, если найдутся охотники спонсировать подобную экспедицию и хорошо оплатить услуги проводника. Правда, чаще всего самозваный гид просто приводит очередного авантюриста к развалинам какой-нибудь небольшой деревни инков, которые во множестве встречаются в горных джунглях. Но такие случаи не отбивают у профессиональных археологов и историков охоту найти настоящий Золотой Город. С начала ХIХ века на поиски Пайтити отправлялась экспедиция за экспедицией. Но никто не добился успеха и не обрел желанные богатства и всемирную славу. Известность получила только группа Перси Фосетта. Увы, ее громкая слава была связана с тем, что исследователи бесследно исчезли в Амазонской сельве.
Перси Харрисон Фосетт
Известный английский путешественник, картограф и исследователь Перси Фосетт был личностью поистине удивительной. В 1886 году он с отличием окончил военное артиллерийское училище, однако его страстью всегда были путешествия. Так что сразу же после учебы он отправился на остров Цейлон в город Тринкомали в качестве военного топографа. За 20 лет, проведенных на острове, Фосетт не только дослужился до чина майора, но и стал профессиональным исследователем и первопроходцем, изучил многие древние памятники и описал традиции коренного населения.
В 1906-м на границе трех южноамериканских стран – Боливии, Перу и Бразилии – обнаружили большой массив каучуковых деревьев. Как раз в то время, после открытия способа вулканизации каучука, они стали бесценным ресурсом, который каждая из стран надеялась заполучить. За арбитражем обратились к британскому правительству. Так что когда власти Боливии попросили Королевское географическое общество Великобритании прислать к ним опытного топографа, которому предстояло установить точные границы Боливии, Перу и Бразилии, выбор однозначно пал на Перси Харрисона Фосетта. Кроме прочего ему поручили собрать этнографические сведения о местном населении.
Прибыв на место своей новой работы, майор Фосетт понял, что Южная Америка – это та самая земля приключений и опасностей, которую он всегда искал. Он с головой ушел в работу, исследуя новый для себя мир, и его первая экспедиция в сельву Амазонки продолжалась целых 15 месяцев. Фосетту и его подчиненным предстояло исследовать бескрайние леса и предгорья горы Рикардо-Франко-Хиллс в поисках истоков и извилистого русла реки Верде, по которой проходила граница, и нанести все найденные географические объекты на карты.
Изначально отряд Фосетта собирался подняться вверх по реке Верде на лодках, однако исследователям помешали бесчисленные отмели и перекаты, так что им пришлось буквально прорубать себе тропу сквозь непролазную чащу вдоль берега. Разумеется, не обошлось без приключений, и дело не ограничилось кровососущими насекомыми, ядовитыми змеями и холодными ночевками в горах. Для начала при крушении плота в реке утонули почти все ящики с грузом и провиантом экспедиции, а во время ночной грозы быстро поднимающаяся в реке вода перевернула баркас с исследователями. К счастью, все они спаслись. К тому же отряд неоднократно встречался с огромными анакондами. Одну из них, напавшую на плывшую по реке лодку, Фосетт убил, удачно всадив пулю ей в голову. Другая змея ночью оплела своими кольцами гамак, в котором спал один из путешественников. Змею удалось отогнать выстрелами, однако у ее жертвы были переломаны практически все кости, и вскоре пострадавший скончался. Из-за перевернувшегося плота экспедиция вскоре начала голодать, а пополнить запасы путешественники не могли: из-за сезонных миграций в реке не было рыбы, а в лесу – подходящей дичи. Но отважный майор и тут не пал духом и сумел наконец выследить и подстрелить оленя.
Так что, несмотря на трудности, экспедиция оказалась удачной – Перси Фосетт превосходно справился с заданием, разметив границы на карте. Кроме того, он сумел произвести топографическую съемку района, открыть ранее неизвестные притоки реки Акри и даже наметить наилучшую трассу для будущей железной дороги.
Говорят, что по возвращении в Лондон Фосетт подробно рассказал обо всех своих приключениях Артуру Конан Дойлу. Писателя так поразили и вдохновили эти рассказы, что под впечатлением от них он написал свою повесть «Затерянный мир», а сам майор стал прототипом ее главного героя – профессора Челленджера. И хотя приятели майора считали, что внешне сдержанный, высокий и худой Перси ничуть не похож на бородатого коренастого профессора, они не могли не признать, что их роднит одна черта – оба одержимы страстью к путешествиям и опасным исследованиям.
Неудивительно, что, когда президент Боливии попросил Фосетта поработать картографом в другом районе страны, он немедленно согласился и быстро добился разрешения у своего военного начальства. И уже в марте 1908 года майор вернулся в Южную Америку. На этот раз он планировал заняться не только топографией, но и исследованиями, которые весьма его занимали. Еще в первой своей экспедиции Фосетт услышал от местных проводников истории о «белых индейцах», которые живут в глубине Амазонской сельвы. Само словосочетание было странным, однако аборигены говорили, что встречали в лесах высоких, красивых дикарей с белой кожей, желтыми или рыжими волосами и светлыми глазами. Вряд ли так могли выглядеть потомки инков, так что Перси решил отыскать этих туземцев и выяснить, кто они такие.
В поисках Золотого Города
Вторая экспедиция Перси Фосетта, на этот раз к реке Верде и Гуапоре, в которую она впадает, началась в 1908-м. Потом последовала третья, с целью поставить пограничные знаки между Боливией и Бразилией. Потом четвертая, чтобы разметить приграничную зону между Боливией и Перу. Ради нее майор даже уволился с действительной военной службы в запас. Затем еще 5 экспедиций практически одна за другой. Но сам Перси считал их только подготовкой к самой главной экспедиции в его жизни – к путешествию в поисках древней цивилизации. Друзья и родственники Фосетта вспоминали, что в то время он был буквально одержим идеей поиска неизвестной цивилизации «белых индейцев» и их спрятанных в сельве городов. Исследователь искренне верил, что еще до инков в Южной Америке жил куда более древний народ, сходный по фенотипу с европейцами. Разумеется, доказавшего его существование ждало бы мировое признание и слава.
Ранние экспедиции подарили Фосетту множество свидетельств о таинственных обитателях сельвы. Так, местные жители рассказали ему о странных пещерах в глубине сельвы, стены которых были разрисованы диковинными рисунками и испещрены надписями на неведомом языке, о развалинах городов в сельве и о найденных там золотых табличках с надписями на том же языке. Последние, к сожалению, были безвозвратно утрачены, ведь нашедшие давно переплавили их на драгоценный металл. Кроме того майор собрал целую коллекцию историй и преданий о древнейших городах на территории Боливии и Бразилии. Ее жемчужиной стал документ, обнаруженный в архивах библиотеки Рио-де-Жанейро. Эта плохо сохранившаяся рукопись на португальском языке рассказывала о походе 1743 года в поисках серебряных и золотых рудников инков. Злополучный отряд бродил по сельве ни много ни мало 9 лет и помимо прочего нашел огромный и величественный Золотой Город, разрушенный землетрясением и полный несметных сокровищ.
Но Перси Фосетта не интересовали богатства. Основываясь на собранных материалах, он предположил, что таинственный город в сельве может оказаться колыбелью и прибежищем той самой давно разыскиваемой им цивилизации. Отныне он был одержим поисками Пайтити и начал планировать главную экспедицию в своей жизни. К тому времени он уже мог с большой уверенностью предполагать, где именно находится его цель – в сельве на севере бразильского штата Мату-Гросу. Однако немедленно отправиться на его поиски ему так и не удалось: помешало начало Первой мировой войны. И исследователю пришлось снова стать солдатом.
Дорога к Пайтити
Вернувшись с войны в чине полковника, Фосетт сразу же возобновил подготовку к экспедиции. И ему стоило спешить, ведь поисками легендарного города были увлечены в то время многие. Впрочем, 57-летний путешественник к тому моменту был достаточно известен, так что желающих присоединиться к его походу нашлось достаточно. А Североамериканское газетное объединение даже купило у него права на публикацию всех дорожных сообщений, которые он обязался регулярно им высылать с дороги.
В 1924 году перед отправлением в путь Фосетт написал в своем дневнике: «Наш нынешний маршрут начнется от Лагеря мертвой лошади. По пути мы обследуем древнюю каменную башню, наводящую ужас на живущих окрест индейцев, так как ночью ее двери и окна освещены. Пересекши Шингу, мы войдем в лес. Наш путь пойдет к совершенно не исследованному и, если верить слухам, густо населенному дикарями району, где я рассчитываю найти следы обитаемых городов. Горы там довольно высоки. Затем мы пройдем горами между штатами Байя и Пиауи к реке Сан-Франциску, пересечем ее где-то около Шики-Шики и, если хватит сил, посетим старый покинутый город. Между реками Шингу и Арагуая должны быть удивительные вещи, но иной раз я сомневаюсь, смогу ли выдержать такое путешествие. Я стал уже слишком стар…» Возможно, эта запись стала своего рода дурным пророчеством и для самого Фосетта, и для его группы.
Людей у полковника было немного: ведь ему пришлось снаряжать их на собственные средства. К тому же опытный путешественник знал: большой отряд – обуза в долгом путешествии по сельве. С ним в дорогу отправлялись проводники, несколько носильщиков, которые должны были сопроводить отряд только до определенной точки, и его старший сын Джек со своим школьным товарищем Рэли Раймелом, которым предстояло дойти с полковником до цели путешествия. Свою цель, Золотой Город Пайтити, они именовали просто – Z.
Итак, поздней зимой 1925-го небольшой отряд отправился в путь. Сведения о начале экспедиции Фосетта хорошо известны, так как сохранились письма, которые Перси регулярно слал своим жене и младшему сыну Брайану. Сначала их дорога был простой и легкой и шла по хорошо изученным и обжитым местам, и только после длительного отдыха в городке Куяба им предстояло двинуться по дикой сельве. 5 марта Джек Фосетт написал из Куябы: «Вчера мы с Рэли опробовали винтовки. Они бьют очень точно, но производят страшный шум. Говорят, что, покинув Куябу, мы войдем в местность, покрытую кустарником, и через день пути достигнем плато. Потом пойдет низкорослый кустарник и трава – и так всю дорогу, до поста Бакаири. Через два дня пути от поста нам попадется первая дичь».
Следующее письмо был написано спустя 40 дней, 14 апреля. Полковник писал супруге: «После обычных задержек, свойственных этой стране, мы наконец готовы отправиться через несколько дней. Мы выходим, глубоко веря в успех. Чувствуем мы себя прекрасно. С нами идут две собаки, две лошади и восемь мулов. Наняты помощники. До нашего приезда тут стояла чудовищная жара и шли дожди, но теперь становится прохладнее – близится сухой сезон.
…Не так давно, когда я впервые привлек внимание к Мату-Гросу своей деятельностью, образованному бразильцу совместно с армейским офицером было поручено нанести на карту одну из рек. Работавшие у них индейцы рассказали, что на севере существует какой-то город, и вызвались провести их туда, если они не боятся встречи с ужасными дикарями. Город, как рассказали индейцы, состоит из низких каменных зданий и имеет много улиц, пересекающихся под прямым углом; там будто бы есть даже несколько крупных зданий и огромный храм, в котором находится большой диск, высеченный из горного хрусталя.
На реке, которая протекает через лес, расположенный у самого города, есть большой водопад, и грохот его разносится на много лиг вокруг; ниже водопада река расширяется и образует огромное озеро, воды которого стекают неизвестно куда. Среди спокойных вод ниже водопада видна фигура человека, высеченная из белого камня (может быть, кварца или горного хрусталя), которая ходит взад-вперед на месте под напором течения.
Это похоже на город из записей 1753 года, но место, указываемое индейцами, совершенно не совпадает с моими расчетами…»
20 мая небольшой отряд добрался наконец до крохотного приграничного поста Бакаири. Путешествие туда прошло не так легко, как они могли бы надеяться, Перси Фосетт писал об этом: «Мы добрались сюда после нескольких необычных перипетий, которые дали Джеку и Рэли отличное представление о радостях путешествия. Мы трижды сбивались с пути, имели бесконечные хлопоты с мулами, которые падали в жидкую грязь на дне потоков и были отданы на съедение клещам. Как-то раз я далеко оторвался от своих и потерял их. Когда я повернул назад, чтобы их найти, меня захватила ночь, и я был вынужден лечь спать под открытым небом, использовав седло вместо подушки; меня тотчас же обсыпали мельчайшие клещи.
Джеку путешествие идет впрок. Беспокоюсь за Рэли — выдержит ли он наиболее трудную часть путешествия. Пока мы шли по тропе, одна нога у него от укусов клещей вся опухла и изъязвилась».
Несмотря на пережитые трудности, отряд двигался дальше. 29 мая путешественники дошли до места, где им предстояло расстаться с проводниками и носильщиками. С ними полковник отправил жене свое письмо: «Писать очень трудно из-за мириад мух, которые не дают покоя с утра до вечера, а иногда и всю ночь. Особенно одолевают самые крошечные из них, меньше булавочной головки, почти невидимые, но кусающиеся, как комары. Их тучи почти не редеют. Мучения усугубляют миллионы пчел и тьма других насекомых. Жалящие чудовища облепляют руки и сводят с ума. Даже накомарники не помогают. Что касается противомоскитных сеток, то эта чума свободно пролетает сквозь них!
Через несколько дней мы рассчитываем выйти из этого района, а пока расположились лагерем на день-другой, чтобы подготовить возвращение индейцам, которым больше невмоготу и не терпится выступить в обратный путь. Я на них за это не в обиде. Мы идем дальше с восемью животными – три мула под седлами, четыре вьючных и один вожак, заставляющий остальных держаться вместе. Джек в полном порядке, с каждым днем он крепнет, хотя и страдает от насекомых. Сам я весь искусан клещами и этими проклятыми пиум, как называются самые мелкие из мушек. Рэли внушает мне тревогу. Одна нога у него все еще забинтована, но он и слышать не хочет о том, чтобы вернуться назад. Пока у нас достаточно пищи и нет необходимости идти пешком, но как долго это будет продолжаться – не знаю. Может случиться так, что животным нечего будет есть. Едва ли я выдержу путешествие лучше, чем Джек и Рэли, но я должен выдержать. Годы берут свое, несмотря на все воодушевление.
Сейчас мы находимся в Лагере мертвой лошади, в пункте с координатами 11 градусов 43 минуты южной широты и 54 градуса 35 минут западной долготы, где в 1920 году у меня пала лошадь. Теперь от нее остались лишь белые кости. Здесь можно искупаться, только насекомые заставляют проделывать это с величайшей поспешностью. Несмотря ни на что, сейчас прекрасное время года. По ночам очень холодно, по утрам свежо; насекомые и жара начинают наседать с полудня, и с этого момента до шести вечера мы терпим настоящее бедствие».
Больше вестей от полковника Фосетта и его спутников не было.
Пропавшая экспедиция
Конечно, путешественников искали, но безуспешно. Поиски существенно затруднил и сам полковник, не изложивший точного маршрута своего предполагаемого путешествия. «Если нам не удастся вернуться, я не хочу, чтобы из-за нас рисковали спасательные партии. Это слишком опасно. Если при всей моей опытности мы ничего не добьемся, едва ли другим посчастливится больше нас. Вот одна из причин, почему я не указываю точно, куда мы идем», – писал он. Так что осталось лишь строить предположения и гадать, что же случилось с маленьким отрядом полковника Фосетта.
Многие считают, что исследователи были просто убиты местными индейцами. Причины называют самые разные, от банального грабежа или нежелания пропускать чужаков через свои земли до более специфических. Например, существует версия, что из-за несчастного случая на реке путешественники потеряли в бурном течении подарки, предназначенные для вождей местных племен, через земли которых им предстояло идти к Пайтити. А раз подарков не было, дипломатические отношения наладить не удалось, так что нерадивых гостей попросту убили или даже принесли в жертву. Некоторые поисковые партии находили «могилу полковника Фосетта» в сельве – всего предполагаемых мест захоронения исследователя указывают четыре.
Однако здешние индейцы утверждали, что и пальцем не тронули небольшую экспедицию, а один из них рассказал, что он и его люди провожали трех белых до дальней реки, откуда те направились на восток. При этом старик держался хорошо, а оба молодых человека выглядели нездоровыми и сильно хромали. Так что второй распространенной версией пропажи экспедиции называют смерть от голода и болезней или в зубах многочисленных хищников.
Некоторые утверждают, что Фосетт долгое время находился в плену у индейцев или даже стал вождем одного из небольших племен. При этом иногда добавляют, что племя, которое он возглавил, практиковало каннибализм. Некоторые считают, что на самом деле полковник и не собирался возвращаться в мир, найдя Пайтити, а хотел остаться там и основать свое поселение в сельве. Кто-то даже верит, что ему это даже удалось. Но так это или нет, мы не узнаем, пока не отыщется наконец Золотой Город.
А некоторые очевидцы будто бы видели человека, похожего на Перси Фосетта, на обочине дороги в глухой провинции. Человек этот был грязным, оборванным и больным, и казалось, что он сошел с ума.
Так или иначе, ни одна из этих версий пока не подкреплена надежными доказательствами, а все, что осталось от экспедиции Фосетта – найденная в сельве в 1927 году табличка с именем полковника и обнаруженный в 1933-м компас с его инициалами. А загадочный Золотой Город, на поиски которого он отправился, так и не был найден, хотя его искали и продолжают искать многие. И хотя Перси Фосетт не смог доказать существование древней таинственной цивилизации, его слава живет до сих пор. Не в последнюю очередь благодаря книге о жизни и приключениях неистового исследователя, которую, используя рукописи, письма и дневники отца, написал его младший сын Брайан Фосетт и назвал «Неоконченное путешествие».