Сотворение картины – один из самых древних видов искусства. Оно зародилось еще в доисторическом обществе вместе с танцами, пением и музыкой. За свою многовековую историю развития живопись обогатилась множеством техник и богатой палитрой материалов, из которых и создаются изображения. Сейчас, когда все больше на слуху полотна, написанные маслом, темперой или в крайнем случае акварелью, мы начинаем упускать из виду альтернативные способы создания картин. При этом в последнее время художники все чаще используют различные сыпучие материалы – соль, кофе, специи и, конечно же, песок – и это направление в изобразительном искусстве набирает популярность!

Песчаное искусство Тибета

Искусство рисования разноцветным песком уходит корнями в глубокую древность. Наиболее ярко эта техника раскрылась в буддийской традиции. Сложные песчаные картины на плоскости выступают как один из вариантов построения мандалы. Мандала в традиции буддизма – это двухмерное схематичное изображение сложных геометрических фигур и символов, которые в совокупности образуют сложный многоцветный рисунок, вписанный в круг («мандала» переводится с санскрита как «круг» или «диск»). В сакральном понимании подобные рисунки символизируют гармоничное устройство вселенной, а также отображают в двухмерном пространстве план дворца, в котором обитают бодхисатвы, будды и божества. В индуистской традиции подобное изображение называется ранголи.

Искусство создания мандал объединяет много техник. Одна из самых эффектных для зрителя – это рисование сакральных схем цветным песком и толченым мрамором. Этот неторопливый и кропотливый процесс сопровождается ритуальной музыкой. Сам процесс считается священным, как и готовое изображение.

В рисовании мандалы принимают участие четверо монахов. Каждый из них занимается соответствующей стороной света. Для начала художники расчерчивают площадку, намечая самые сложные элементы будущего рисунка – линии, большой внешний круг, внутренний круг, а также фигуры, символизирующие дворец, – квадраты и треугольники. Все элементы обязательно позиционируются по сторонам света. На предварительном эскизе фиксируются только самые сложные и масштабные компоненты, особенно те, которые требуют симметрии. Все мелкие элементы, орнаменты и рисунки богов монахи будут выполнять без подготовки, основываясь на чистой импровизации.

Рядом с художниками размещаются чашечки с песком различного цвета. В рисовании играет роль зернистость материала – крупный песок используется для заполнения фона на обширных площадях, тщательно просеянная песчаная пыль предназначена для создания орнаментальных вязей, фигур, контуров и иной тонкой работы. В качестве кистей монахи используют специальное приспособление, которое называется чакпа. Это металлический конус с полой сердцевиной, внутрь которого засыпается песок нужного цвета. Во время рисования конус размещают над местом нанесения рисунка и потирают рогом яка или другим твердым предметом. За счет образовавшейся вибрации из чакпы сыпется тонкая струйка песка. Интенсивность потока напрямую зависит от интенсивности трения.

Создание мандалы – процесс долгий и кропотливый. Художники могут трудиться над рисунком от суток до месяца, в зависимости от сложности композиции и количества деталей. При этом недопустимо, когда один монах заканчивает свою работу раньше и ждет остальных – рисование должно вестись равномерно и поэтапно. Если кто-то из создателей вырывается вперед и заканчивает свою часть раньше других, он сразу же подключается к соседнему рисунку, помогая товарищу. Работа над мандалой начинается от центра и идет к периферии. Чтобы не надышаться мелкими цветными песчинками, монахи-художники завязывают тканью рот и нос, а порой пользуются и респираторами.

Самый удивительный и одновременно печальный момент во всем процессе – это финал. Мандала из песка может существовать только в момент своего творения. Как только рисунок завершен и художники разгибают спины, чтобы посмотреть на дело рук своих, мандала обречена на разрушение. Результат тончайшей работы, невыразимо прекрасное и гармоничное переплетение линий и фигур будет аккуратно «разрезано» на несколько частей, а потом сметено к центру специальными скребками и щетками. В этом очень ярко проявляется философия буддизма: мир вещей иллюзорен, и привязываться к нему – то же самое, что пытаться удержать неудержимое.

Джо Мангрум

Творение ради самого процесса творения – это достойная концепция для создания красочных инсталляций. Достойным переосмыслением концепции песочной мандалы стало творчество американского художника Джо Мангрума. Джо родился в небольшом городе-спутнике Сент-Луиса, США под названием Флориссент, в феврале 1969 года. Уже в 8 лет мальчик начал учиться живописи – стал брать уроки рисования маслом. Годы шли, талант Джо рос. В 16 лет он принял участие в конкурсе молодых художников, который проводился в Америке под эгидой Азиатского общества, и стал на нем победителем. Главным призом для молодого парня стала поездка в Индию.

Это путешествие оказало существенное влияние на развитие юного художника. Поликультурность Индии и бесконечные природно-фольклорные мотивы в ее искусстве впечатлили Джо. После школы он поступил в Художественную школу Чикагского института и получил там степень бакалавра изобразительных искусств.

После окончания Художественной школы, Джо, как и многие художники, захотел попутешествовать. Четыре года он мотался по Штатам и Старому Свету. После обширного вояжа, с изрядным багажом впечатлений, Джо осел на Западном побережье США, в Лагуна-Бич, штат Калифорния. Отсюда стала разноситься слава о нем, как о художнике, который делает удивительные природные инсталляции на городских улицах.

Однако изначально его творчество явилось выражением общественного протеста против реализации планов по строительству платной автодороги, которая должна была разделить природный парк Оранж Каунти в Калифорнии и тем самым существенно пошатнуть локальную экосистему штата. Чтобы продемонстрировать всю разрушаемую техногенной цивилизацией природную красоту, ее хрупкость и беззащитность, Джо Мангрум создал сплетенную из веток деревьев, красочных цветов и ягод объемную биоинсталляцию в главном городском парке. Однако на следующее утро неожиданно обнаружил, что его произведение искусства было убрано муниципальными дворниками как ничего не значащий мусор.

Так в Лагуна-Бич началось классическое противостояние человек – государство: Джо Мангрум приходил в главный городской парк и творил там свои инсталляции с использованием растений, цветного песка и других деталей. На следующий день ранним утром служащие парка, следуя предписаниям, тщательно убирали территорию, разбирая результат работы художника и подметая дорожки.

После нескольких актов уничтожения своих трудов Мангрум посетил общественный городской совет Лагуна-Бич. Там в ходе непродолжительной дискуссии Мангруму напомнили, что он самовыражается не на земле, находящейся в частной собственности, а в общественном месте, которое должно содержаться в порядке и чистоте. И если он претендует на сохранность своих шедевров, то должен получить разрешение от властей, а также приобрести страховой полис гражданской ответственности стоимостью 1 млн. долларов. Этих денег у художника, конечно же, не было, да и насчет долговечности такого рода картин под отрытым небом сам Джо сомневался. Однако важно было отвоевать право на самовыражение, и в этом Мангруму помогла газета Los Angeles Times. На ее страницах была напечатана история художника, что вызвало самую живую полемику о праве на свободу слова, на протест и творчество.

Неизвестно, чем бы закончилось противостояние Мангрума и властей Лагуна-Бич, если бы не эти публикации. Тираж Los Angeles Times составляет свыше полумиллиона экземпляров ежедневно, а также почти миллион копий в воскресенье. Издание входит в топ-5 самых популярных печатных СМИ в США. О Джо Мангруме, его таланте и его протесте узнала вся страна. В 1995 году художника пригласили с персональным перформансом в Университет Сан-Франциско.

В рамках шоу Мангрум создал комплексную инсталляцию из 5 песчаных мандал на земле и настенной живописи. После Сан-Франциско он был приглашен в Санта-Анну для организации собственной выставки. Центральной композицией стала инсталляция – вариация на тему «Сада земных наслаждений» Босха. Успех у публики обеспечил художнику неплохой доход. Мангрум приобрел дорогущую страховку и, вернувшись в Лагуна-Бич после серии сольных шоу, с победой предъявил ее городскому совету. Его первыми работами, которые были неподвластны метлам дворников, стали инсталляции, посвященные проблемам корректирующей хирургии в Южной Калифорнии.

К 2008 году Мангрум переселился в Нью-Йорк и стал радовать жителей мегаполиса своим искусством. В 2009 году он открыл амбициозный проект по рисованию 700 песчаных рисунков на улицах города. Чаще всего его работы можно было увидеть в Центральном парке Нью-Йорка и на Манхэттене. Удивительный «песчаный художник» продолжает рисовать свои картины до сих пор, то есть более семи лет. Этот проект принес Мангруму огромную популярность. Его руки, перепачканные в цветном песке, были помещены на обложке бестселлера Humans of New York, рассказывающего в фотографиях и интервью о неординарных личностях Нью-Йорка. Сайт, на котором Джо Мангрум публикует фото своих произведений, посещают сотни тысяч людей со всего мира.

Его картины могут достигать нескольких метров в диаметре, хотя в большинстве случаев художник ограничивается изображениями от полуметра до метра. Трудится Джо Мангрум обычно на протяжении нескольких часов, а над особенно сложными проектами – и в течение нескольких дней. Его поклонники узнают о запланированных инсталляциях из блога художника, и когда он приходит на выбранное место, его обычно уже поджидает толпа любопытных.

И хотя благодаря своей круговой форме песчаные рисунки Мангрума вполне определенно ассоциируются с тибетско-индийскими мандалами, между ними все же есть существенные различия. Во-первых, Джо никогда не делает предварительных эскизов рисунка, даже схематичных. Его работы – это импровизация от начала и до конца, живой процесс переноса фантазии на плоскость. Благодаря такому подходу создается непередаваемый эффект асимметрии при общей гармоничной композиции картины. Асимметрии в природном смысле, натуральной и естественной. Во-вторых, во время работы Мангрум не пользуется никакими другими инструментами, кроме своих ладоней. В этом раскрывается его техника – движения художника, виртуозно контролирующего струйку песка, текущую из приоткрытой ладони, завораживают зрителей не меньше, чем картины, выходящие из-под его рук. В-третьих, орнаменты и элементы, которые использует Мангрум, не ограничивается только индийскими и тибетскими мотивами. В его работах нетрудно угадать кельтскую вязь, индейские этнические мотивы, элементы исламской мозаики и отблески витражей в старинных соборах Европы. В-четвертых, это абсолютная и бесконечная вдохновленность природой – многообразием ее форм, переплетением и структурой организмов, постоянным взаимодействием флоры и фауны на земле и под водой. И, наконец, в-пятых, как отмечает сам художник, искусство рисования мандал – это традиционная, сложившаяся и практически неизменная форма рисования песком. Мангрум же в своих работах использует весь объем знаний и опыта, полученный во время обучения и практики, а также активно применяет современные поп-тенденции, в частности, подбирая палитру цветов и их интенсивность. Но в чем творчество Мангрума полностью созвучно с традицией мандалы, так это в философском взгляде на картины. Джо прекрасно понимает, что под открытым небом его песочные картины долго не протянут, и потому, сделав снимок очередного песчаного полотна, он уходит творить дальше, оставляя шедевр из цветного песка восторженным зрителям, солнцу, ветру и дождю.

Песочная анимация

Анимация берет свое начало непосредственно в живописи, причем в ее самых архаичных вариантах. Далекий человеческий предок часто видел бегущих оленей и обороняющихся мамонтов и, изображая их на стенах пещер, стремился передать динамическую картинку, а не статично-портретную. Техника «оживления» нарисованных картинок в той или иной степени известна с античных времен. К XIX веку банальным наложением рисунков друг на друга для создания эффекта движения уже мало кого можно было удивить.

С появлением кинематографа анимация получила поистине бескрайние возможности для развития. Достаточно вспомнить огромные цеха мультипликаторов из студии Дисней, которые недели напролет корпели над рисунками к одному-единственному фильму.

А в 60-е годы XX века канадской художнице-мультипликатору Кэролайн Лиф пришла в голову гениальная идея. Она просто водила руками по песку, рисуя простые схематичные узоры, стирая их и воссоздавая вновь в других вариациях, как вдруг ее осенило – с помощью песка можно не просто рисовать, а рассказывать историю и иллюстрировать развитие сюжета, как это делается в кинематографе или мультипликации.

Первый анимационный песчаный фильм авторства Кэролайн Лиф получил название «Питер и серый волк». Он был представлен публике как цепочка сменяющихся картинок из песка, который приобретал необходимую для сюжета форму. Фильм рисовался на специально разработанном столе – стеклянной панели, подсвеченной под определенным углом, чтобы подчеркнуть фактуру материала и добиться необходимой контрастности. Успех этого фильма был весьма скромным, но уже следующая картина «Сова, которая женилась на утке» пользовалась большим успехом как у зрителей, так и у коллег Кэролайн по киноцеху.

Техника песочной анимации оказалась очень выгодной и экономила силы и время художников. Рисование песком не требовало перерисовки сцен с нуля, как в случае с классическими рисованными фильмами. Для создания новой сцены или нового героя необходимо было сделать несколько точных движений, а в случае нехватки материала – зачерпнуть горсть песка из баночки поблизости. Анимационная индустрия по всему миру оценила преимущества новой техники и стала экспериментировать с песком. Значительным этапом развития песочной анимации стала деятельность венгерского художника-мультипликатора Ференца Цако, который превратил песочную анимацию в новое шоу-направление мирового класса.

Ференц Цако

Ференц Цако родился в 1950 году в столице Венгрии, Будапеште. В 1973 он окончил колледж изящных искусств и устроился на работу в кинокомпанию «Паннония Фильм» аниматором. Чуть позднее он получил должность художника-постановщика, а позже трудился на этой же студии еще и в качестве режиссера. Ференца сильно привлекала работа с песком и целая неизведанная область песочной анимации. Это было широкое поле для экспериментов, для полета фантазии. На протяжении долгих лет Ференц постигал это искусство и оттачивал навык рисования песком.

Как-то раз художник разрабатывал новые образы для мультфильма, рисуя фигуры на песке, и чтобы не забыть последовательность действий и внешний вид фигур, решил записать свою работу на камеру. На следующий день он включил запись и в несколько раз ускорил изображение, чтобы быстро освежить в памяти созданные накануне картины. И что же он увидел? Руки художника, которые из ничего создавали волшебство в режиме нон-стоп. Эти сменяющиеся картинки не имели сюжета как такового, но были связаны воедино актом творения фигур из песка. В отличие от анимационных фильмов, где применяется монтаж, на записи Ференца была постоянная трансформация образов без какого-либо вмешательства ножниц. Художник решил поэкспериментировать и продолжил делать записи своих песочных работ. Вскоре к рабочему процессу добавилась музыка, и все действо стало напоминать настоящее волшебство.

Следует отметить, что процесс творения песчаной анимации – сложный и креативный акт с изрядной долей манипулирования зрителем. Песок как субстанция не обладает выдающимися художественными свойствами, но в тандеме с авторской фантазией может буквально оживать. Основной инструмент художника в работе с песком – его собственные руки. Причем задействуются все возможные варианты их использования: ребро или же раскрытая ладонь, кулак, щепоть и все, что только можно придумать, используется мелкая моторику пальцев, как всех вместе, так и любого из них по отдельности.

Ференц буквально одним движением руки и парой дополнительных штрихов в состоянии нарисовать законченную картину, да такую, что зритель ахнет от неожиданности. Последнее очень важно, так как сама по себе искусная техника владения песком не может долго притягивать зрительские взгляды. Зрителю необходимо загадывать загадку и удивлять его изящным решением в конце акта творения. Примерно на этом строятся хорошие детективные истории – разгадка всегда приберегается на часть фильма, близкую к финалу, и всегда удивляет зрителя. В песочной анимации элемент интриги таится в картинке, которую видит зритель. Опытный художник не должен позволять наблюдателю догадаться о том, что же предстанет на экране в следующую секунду.

Одна из самых узнаваемых работ Цако – песочный фильм «Генезис», рассказывающий историю сотворения мира от морских гадов до человека. В нем художник неприкрыто играет со зрителем – вот под его рукой появилась дорога, или, может быть, змея, или река с небольшим островком… И только после двух последних штрихов зритель вдруг поймет, что перед ним в динамической позе и с предельно натуральным изгибом хвоста предстал кит. Или вот всезнающему зрителю кажется, что он видит искусно нарисованную улитку, как вдруг с помощью пары песчаных штрихов она превращается в голову барашка. Он, в свою очередь, внезапно становится хитрой мордой обезьяны, повернутой к зрителю анфас. А уже в следующее мгновенье милая мартышка оборачивается грозным львом, глядящим прямо в зрительский зал.

Ференц Цако стал поистине знаменит благодаря песчаному искусству. Его фильмы завоевывали международные награды, такие как «Золотая пальмовая ветвь», «Каннский лев», «Золотой медведь» и другие. Он несколько раз становился победителем Кескеметского фестиваля анимации в родной Венгрии.

Не меньшим спросом пользовалась и шоу-программа Ференца, во время которой художник показывал публике мастерство создания картин из песка в реальном времени. Его приглашали выступать на различных площадках по всей Европе и за ее пределами. Фактически именно Ференц Цако дал старт такому популярному направлению как сэнд-арт – песчаным шоу, которые сейчас невероятно популярны в мире шоу-бизнеса.

Любопытно, что в одном ряду с современными мастерами песчаных шоу стоит и белорусское имя. Александра Конофальская родилась в 1986 году в Жодино, в 2000-м окончила городскую художественную школу, а в 2009-м – Белорусский педагогический университет. С началом университетской жизни Александра заинтересовалась этим направлением в искусстве и в скором времени стала настоящим профессионалом своего дела. В 2009-м году она презентовала на сцене Дворца Республики свою сольную программу, которая поразила зрителей. С началом профессиональной карьеры художница посетила множество выставок и провела несколько десятков живых песочных перформансов.

При работе с песком многие художники отмечают его положительные качества. Он успокаивает, развивает фантазию и мелкую моторику, заставляет мыслить нестандартно. Но при этом, кроме очевидной пользы песка для человека и его преимуществ перед остальными материалами для создания картин, именно песок как нельзя четче иллюстрирует эфемерность и в то же время нетленность настоящего мастерства художника, которое является чем-то большим, чем преходящая форма даже самого красивого рисунка.