Территория Автономной области Каталония не очень велика – всего 32 тыс. км2. Но каталонцы уверены: исторические границы их родины гораздо шире. Их главный аргумент – каталанский язык, на котором, кроме них самих, говорят жители юга Франции, испанских Балеарских островов, итальянской Сардинии и Андорры. При том, что население самой Каталонии составляет 7,5 млн. человек, каталанский называют родным целых 11 миллионов.
Каталанский язык считается одним из самых старых в Европе и начало свое берет от вульгарной латыни. Впрочем, люди жили в этих местах задолго до того, как здесь зазвучала латынь. Сложно сказать, когда сюда пришли иберы, которых считают первыми обитателями всех окрестных земель, но первое упоминание о них датируется примерно VI веком до н.э. За долгую историю края многие народы желали называть эту землю своей – финикийцы, греки, карфагеняне, римляне. Но современные каталонцы считают своими прямыми предками два племени, пришедших сюда во времена Великого переселения народов – готов и аланов. И название страны возводят к старому наименованию здешних мест – Гот-Алания. Готы со временем ушли, а аланы остались и создали могущественное королевство, просуществовавшее до VIII века. Конец ему положило вторжение на Пиренеи мавров. Высадившись на южный берег Испании в 711 году, они уже к 720-му прошли весь полуостров и захватили Каталонию. Но в том же VIII веке каталонцы начали свою личную реконкисту и к 988 году полностью вернули себе свою землю, а вскоре и еще часть Испании, став к 1137 году ядром всех освобожденных испанских земель. С этого момента начался расцвет Каталонии – она стала крупной морской державой, расширила свои территории, захватив Сардинию, Корсику и южную Италию. В XIII веке Каталония вводит сословную монархию: собрания представителей разных сословий – кортесы – активно участвуют в управлении страной. Барселона становится крупнейшим портом Средиземноморья.
Расцвет государства закончился, когда король Каталонии и Арагона Фердинанд заключил династический брак с дочерью короля Кастилии Изабеллой. Их союз привел к рождению новой мощной державы. Фердинанд и Изабелла вошли в мировую историю как Великие католические короли, освободители Европы от мавров и родоначальники страны, «где никогда не заходило солнце» – Испанской Империи. А Каталония стала терять свой вес, территории и, в конце концов, лишилась суверенитета. Правда, ее жители не оставляли попыток вернуть независимость. Но в 1714 году, во время правления Филиппа V, было подавлено, пожалуй, самое серьезное восстание – и бывшая великая держава окончательно приобрела статус провинции. А еще через 100 лет армия Наполеона паровым катком прошлась по Каталонии, опустошив ее и разорив Барселону. На то, чтобы оправиться, стране потребовалось еще 100 лет.
Процесс восстановления кардинально изменил облик Каталонии – она смогла не просто не отстать от времени, но и совершить промышленную революцию. Уже в 1833 году здесь заработала первая в Испании паровая машина, в 1848-м каталонцы построили первую на полуострове железную дорогу, а в 1888-м Барселона приняла Всемирную выставку, что в то время являлось событием мирового масштаба.
Своих позиций провинция не утратила и сегодня. Современная Каталония – это 25% экономики страны и 15-е место среди государств Европы по ВВП на душу населения. А каталанский язык приобрел статус второго государственного на территории многих провинций Испании.
Легенды, храмы, чудеса
Барселонцы утверждают: согласно легенде, их город возвел сам Геракл. На самом же деле Барселона была основана карфагенянином Гамилькаром Барка, отцом Ганнибала. Он и сам был успешным военачальником, одержавшим немало побед в Африке, Азии, Европе. Завоевав Пиренейский полуостров, Барка заложил укрепленный форпост на новой границе и дал ему свое имя.
Барселона во все времена была городом зажиточным и благополучным. Но наибольшего расцвета она добилась в ХХ веке. В 1929 году здесь снова была проведена Всемирная выставка. В 1992-м прошли ХХV летние Олимпийские игры – такой подарок сделал родному городу один из барселонцев, президент МОК дон Хуан Антонио Самаранч. В 2004-м Барселона стала культурной столицей мира, на 141 день приняв у себя Всемирный культурный форум. А в 2010-м приобрела статус столицы Средиземноморского союза, объединившего 43 государства.
Сегодня Барселона – один из самых дорогих городов в Европе, и, несмотря на это, она привлекает туристов со всего мира. За год сюда приезжает больше 16 млн. человек. И одно из мест, куда идет практически каждый, – гора Монтжуйк, родина поющих фонтанов. Сегодня их можно увидеть повсюду, но лучшие в мире по-прежнему находятся здесь. Шквал воды и света создает фантастические картины, меняющиеся каждую секунду, музыка многократно усиливает впечатление. Действо длится всего 20 минут, но по окончании трудно понять – продолжалось оно один миг или неимоверно долго.
Каждый, кто приезжает в Барселону, стремится увидеть парк Гуэля – одно из фантастических творений величайшего архитектора Антонио Гауди, расположенное на горе Кармель, всего в двух километрах от собора Святого Семейства, также возведенного им. История парка началась с того, что известный промышленник и меценат Эусеби Гуэль решил построить на горе Кармель дачный поселок для обеспеченных барселонцев. Но в те времена это место считалось далекой окраиной, и покупать там дома никто не захотел. И тогда Гуэль предложил Гауди устроить здесь все на свой вкус. И архитектор создал шедевр, назвав его в честь своего друга и спонсора. К слову, это был не первый и не последний совместный проект мецената и зодчего. Их сотрудничество длилось годами и скоро переросло в дружбу, стоявшую на двух столпах – вере в Бога (оба были ревностными католиками) и любви к Барселоне.
Создавая удивительный парк, Гауди оказал городу и еще одну услугу – он освободил его от мусора. Рабочим было приказано утром, по дороге на работу, поднимать и приносить осколки стекла, керамики, необычных металлических предметов. Из них архитектор создавал уникальные мозаики, которыми сейчас восхищается весь мир. Больше всего мастер ценил флаконы из-под туалетной воды, особенно бирюзовые – это был его любимый цвет, и здесь его особенно много. Парк настолько нравился Гауди, что он купил здесь дом и жил в нем больше 20 лет, до самой смерти.
В Барселоне много мест, которые будут интересны самому взыскательному туристу. И музей Пикассо с коллекцией в 3800 работ, и дом Мила с первой в мире подземной стоянкой для авто, тоже изобретенной Гауди, и красивейший стадион «Камп Ноу», и священная для Каталонии гора Монтсеррат в 50 км от города. И конечно, Готический квартал с его Кафедральным собором и великолепный храм Святого Семейства.
Создатель чудес
Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Курнет родился в несчастливой семье: смерть буквально ходила по пятам за детьми котельных дел мастера Франсеска Гауди и его жены Антонии Курнет. Он был пятым ребенком в семье, но к моменту достижения зрелости остался совершенно один – братья и родители умерли один за другим. Да и сам юноша был весьма слаб здоровьем. С детства он страдал ревматизмом, что не позволяло ему активно двигаться – играм он предпочитал вдумчивое созерцание окружающего мира. В 20 лет Антонио решил кардинально изменить свою жизнь: он переехал из родного провинциального Реуса в Барселону, чтобы поступить в школу архитектуры. Но к цели пришлось идти целых 5 лет. А по окончании школы молодой человек смог устроиться лишь на скромную должность чертежника. Десятки архитектурных проектов, посылаемых им на всевозможные конкурсы, неизменно отвергались: многих отпугивало то, что своей дипломной работой он выбрал украшение кладбища. И Антонио потихоньку начал опускать руки.
Но тут удача улыбнулась Гауди. Он устроился учеником к известному каталонскому архитектору Франсиско дель Вильяру, и там его заметил богатейший человек Каталонии Эусеби Гуэль. Необычный стиль юного архитектора приглянулся меценату – и он стал первым и основным заказчиком Антонио. Для него и его родственников Гауди возводил павильоны, дома, замки. Более того, Гуэль переломил отношение в высшем обществе к творчеству молодого архитектора – и на него со всех сторон посыпались заказы. Он вошел в моду и уже сам мог выбирать, что и где строить.
Венцом его творчества стал собор Святого Семейства – ему Гауди посвятил большую часть жизни. Завершить шедевр он не успел, оставив нам самую большую архитектурную загадку современности.
Несмотря на слабое здоровье, Антонио Гауди прожил 73 года и умер не от болезни – в 1926 году он попал под трамвай и погиб, не получив своевременной помощи. Ни один извозчик не захотел везти окровавленного старика в потертой одежде в больницу: мол, и экипаж измажет, и вряд ли заплатит. И Гауди отнесли в ближайшую ночлежку для нищих, где он и умер. А на следующий день Барселона узнала, кого она потеряла. Похоронная процессия растянулась на километры. Архитектора похоронили в его недостроенном шедевре – Искупительном соборе Святого семейства.
Святыня Готического квартала
Центром старинной Барселоны сегодня является Готический квартал – El Barri Gotik. Его сердце – Кафедральный Собор Святого Креста и Святой Евлалии, который здесь называют Ла Сеу. Храм освящен в честь мученицы Евлалии, юной жительницы Барселоны, принявшей смерть за веру, и в крипте под алтарем до сих пор хранится резной мраморный саркофаг с ее мощами. А во внутреннем дворике собора живут 13 белых гусей – именно столько лет было Евлалии, когда она погибла.
Барселонская дева
В 285 году на трон Римской империи взошел Диоклетиан – и его воцарение обернулось гонениями на христианские общины всех подвластных Риму земель. Для расправы над христианами Барселоны в город прибыл личный посланец Диоклетиана игемон Дакиан. Согласно легенде, 13-летняя Евлалия пришла к игемону сама и обличила его в том, что он требует отвернуться от истинного бога. Дакиан решил преподать урок девушке, а заодно и всему городу – он заставил ее пройти путь Христа, надеясь, что Евлалия отречется от веры. Девушку прогнали через весь город, избивая палками, после чего распяли на дереве. Но Евлалия так и не отреклась – она продолжала славить Господа. Взбешенный Дакиан приказал срывать с нее кожу и поливать раны горячим воском от свечей. Легенда гласит, что пламя свечей обратилось против ее мучителей. Девушка умерла с молитвой на устах. В назидание городу, ее тело было запрещено снимать с дерева, «до тех пор, пока птицы не съедят его», но, ни одна птица так и не прикоснулась к святой, а тело было ночью тайно захоронено. Добиться от барселонцев, где находится могила Евлалии, Дакиан так и не смог. Ее открыли властям только через два века, после окончательного установления на этих землях христианства. Мощи оказались нетленны. Сегодня святая Евлалия – покровительница Барселоны. Она почитается не только Католической, но и Православной церковью.
Ла Сеу начали строить еще в XIII столетии, а последние работы по отделке завершились аж в XIX веке. Грандиозное сооружение поражает своей красотой и мощью. Высокий свод собора, поддерживаемый несколькими десятками многометровых ребристых колонн, где-то далеко вверху переплетающихся в аркаду, впечатляет уже на входе. По периметру собор опоясывают три десятка капелл, посвященных почитаемым барселонцами святым. Внутри каждой из них стоит скульптура, изображающая того, чье имя она носит, и описание его деяний. А в капелле Дель-Сантиссим-Саграмент находится статуя Христа, учувствовавшая в битве при Лепанто – крупнейшем сражении галерных судов, произошедшем в 1571 году. Тогда эскадры Испании и Венеции наголову разбили османскую флотилию. Согласно легенде, святыня хранилась на флагманском корабле испанцев. И все матросы-христиане стояли тогда на коленях перед статуей, моля о победе – и добились ее. Лишь отдельным турецким галерам удалось уйти.
Не только Ла Сеу стоит внимания в Готическом квартале – этот район примечателен и сам по себе. Ведь он почти не изменился с XVI века. Лабиринт узких улочек – местами их ширина не превышает 2–3 м – выводит то к церкви Санта Мария дель Мар, чей фасад не менялся с 1379 года, то к Епископскому дворцу, возведенному в XII веке, то к главной синагоге Барселоны, самой древней в Европе. Здесь легко заплутать, но долгую прогулку скрасят многочисленные сувенирные лавочки, антикварные магазинчики и маленькие кафе. Где-то здесь притаился и неприметный магазинчик Enrique Tomas, торгующий превосходным хамоном. Набрести на него можно разве что случайно – но если вы целенаправленно ищете именно его, спросите у любого из местных, и вам охотно покажут дорогу.
Архитектурный псалом во славу господа
В Искупительный храм Святого Семейства – так звучит полное название этого собора – нужно приходить пораньше: эта достопримечательность – обязательный пункт в программе любого туриста, приехавшего в Барселону. Так что в разгар дня вы, скорее всего, столкнетесь с выстроившейся на солнцепеке длинной очередью желающих осмотреть главный шедевр Антонио Гауди.
Первым автором проекта этого храма был не Гауди, а его бывший наставник Франсиско дель Вильяр, оформивший идею богатого книготорговца Хосе Марии Вердагера. Правда, меценат и архитектор разошлись во взглядах относительно сроков строительства, да и в цене не сошлись – и вместо дель Вильяра был приглашен молодой, малоизвестный Антонио Гауди. Договорились быстро: архитектор не вдается в финансовые детали, а книготорговец – в творческие. Современники считали Вердагера рисковым человеком – шутка ли, доверить возведение такой громады юнцу, построившему до этого лишь цех по отбеливанию хлопка! Но риск оказался оправдан: сегодня храм Святого Семейства – визитная карточка Барселоны.
Гауди приступил к строительству в 1883 году – и почти полностью изменил замысел своего наставника. Он спроектировал три фасада – Рождества, Страстей Христовых и Вознесения Господня. Над каждым задумывалось по 12 башен, по числу Апостолов. Главенствовать над всем этим должна была 70-метровая стела, посвященная Христу. Но осуществить свой грандиозный замысел архитектор не успел. А после его трагической смерти общество раскололось. Часть каталонцев требовала оставить здание недостроенным в память о Гауди. Другие ратовали за то, чтобы закончить великий труд. А живший тогда в Барселоне писатель Джордж Оруэлл вообще предложил взорвать храм. Эту идею попытались воплотить в жизнь в годы Гражданской войны в Испании, но народ не позволил – вандалы ограничились уничтожением всех макетов и архитектурных расчетов. Связь с замыслами архитектора была прервана. А замыслы были фантастическими. К примеру, башни, по задумке Гауди, при сильном ветре должны были резонировать, чтобы в храме играла воздушная музыка. Но чертежи были сожжены по приказу республиканского правительства во время гонений на церковь. Да и сам храм неоднократно пытались снести под предлогом опасности его для окружающих – мол, при такой высоте здание упадет от сильного порыва ветра и разрушит окрестные дома. Да и вообще, сооружение не соответствует техническим нормам строительства и когда-нибудь рухнет и похоронит всех находящихся внутри. Однако сегодня ученые и строители утверждают: собор может выдерживать порывы ветра до 200 км/ч и землетрясение силой до 7 баллов. А современный компьютерный анализ показывает, что фантастическое строение отвечает всем законам физики и механики. И все это Гауди рассчитал вручную.
Каждая деталь, включая украшения, выполнена с высочайшей точностью. К примеру, слепки людей и животных делались с живых тел. Работа была тяжелой и для творца, и для моделей. Но люди терпели, а животных на время усыпляли хлороформом. Неудивительно, что строительство шло медленно – архитектор посвятил созданию шедевра 43 года и успел возвести лишь фасад Рождества и 4 башни Апостолов. Попытку построить второй фасад – Страстей Христовых – Барселона предприняла только через 30 лет после смерти Гауди. В 1956 году три лучших испанских архитектора попробовали повторить его стиль – но результат их трудов барселонцы забраковали. К созданию третьего фасада до сего дня так и не приступили. Официально – из-за нехватки средств: собор строится исключительно на народные пожертвования и никакая государственная помощь не принимается. Пожертвования, к слову, идут до сих пор, и к ним добавляется продажа входных билетов каждому из 16 млн. туристов. Так что дело, возможно, и не в деньгах. Барселона просто терпеливо ждет нового гения, способного завершить дело, начатое великим архитектором.
Жирона и Таррагона. Провинциальная история
Многие туристы начинают путешествие по Каталонии с Жироны: в ее аэропорт Коста-Брава прибывает большинство самых бюджетных авиарейсов, а раз в полчаса отсюда отправляются быстроходные автобусы до Барселоны. Но и в самой Жироне стоит задержаться: этот старинный город появился еще при иберах. От римлян ему достались остатки древней крепости, от мавров – бани. Гулять по городу можно часами: здесь хватает музеев, есть старинные монастыри и готические храмы. Главная достопримечательность Жироны – кафедральный собор св. Марии, заложенный в XI веке. Его неф, обрамленный колоннами, крупнейший в мире: 23 м в ширину и 35 в высоту. Сооружение такого храма было делом настолько сложным, что на совещание в Жирону дважды съезжались все архитекторы Каталонии. Это место очень ценил Вагнер, не раз говоривший, что его лучшие произведения выстраивались в голове, когда он бывал здесь. Про собор рассказывают чудеса – мол, если подняться по огромной лестнице, соединяющей его с остальным миром, то будут отпущены грехи. Правда, для этого каждую из 90 ступеней нужно пройти с отдельной молитвой.
Не менее популярная достопримечательность города – мост через реку Оньяр. Его построил Гюстав Эйфель – и стиль инженера очень хорошо узнаваем с первого взгляда. Те же материалы – короткие железные сваи, тот же способ крепления – множество заклепок и болтов. Вот только знаменитая башня в центре Парижа появилась 13 годами позже.
Знаменитый мост выведет в самый центр исторической части города, как раз к древним стенам крепости, построенным еще римскими легионерами. Они до сих пор надежные и довольно высокие – с них открывается отличный вид на исторический центр города. А люди, увлеченные фотографией, могут сделать сотни кадров с десятков ракурсов – общая протяженность стен почти 3 км.
Впрочем, не менее интересны и современные строения. В начале ХХ века здесь жил и работал архитектор Рафаэль Масо, современник великого Гауди и такой же поклонник стиля модерн. Его работы придают Жироне совершенно особый колорит.
Насладившись прогулками по небольшому старинному городку, не спешите отправляться в столицу, посетите еще одну небольшую, но драгоценную жемчужину Каталонии. Таррагона – первейшая и старейшая столица этих земель. Основана она была еще в V веке до н.э. древними эллинами. Городок переходил из рук в руки, пока не оказался захвачен проконсулом Сципионом Африканским. Привычные к роскоши римляне до основания разрушили деревянный городишко и возвели на его месте полноценный каменный город Тарракон, вскоре ставший центром римских владений и крупнейшей военной базой в Западном Средиземноморье. Позже, оккупировав почти весь Пиренейский полуостров, римляне дали этим землям новое имя – Тарраконская Испания.
А благодатный климат привлекал сюда богатых римлян – например, Вергилий считал его лучшим местом для отдыха в империи. С Тарраконом были связаны судьбы многих римских императоров. Юлий Цезарь, будучи еще наместником в этих землях, строил город, Октавиан Август перестраивал его, а Септимий Север долгое время был его градоначальником.
Таррагона не утратила своего статуса и после ухода римлян, став столицей одного из сильнейших королевств полуострова – Арагона. И лишь полное объединение Испании лишило ее этого статуса и низвело до провинциального города. Но бурная история оставила память о себе – в городе множество достопримечательностей. Самая незабываемая из них – возведенный римлянами амфитеатр, вмещавший некогда 12 тыс. человек. Здесь проходили театральные представления и гладиаторские бои. Здесь же в 259 году прошла и первая публичная казнь христиан, на которую даже продавались билеты. Был в городе и свой цирк, остатки которого находятся недалеко от театра. Это заведение пользовалось гораздо меньшей популярностью и заполнялось лишь во время скачек. Гонки на бигах – повозках, запряженных парой лошадей – и квадригах, в которые впрягали четверку, часто заканчивались спорами, стычками и даже общей свалкой участников. И немудрено: уже в те времена здесь работал тотализатор. Однако с приходом христианства оба заведения были закрыты.
В эпоху реконкисты Таррагона, как и вся Каталония, была оплотом христианства в борьбе с маврами. Отсюда уходили на войну рыцарские отряды, сюда возвращались раненые и изувеченные. В городе находился прифронтовой госпиталь святой Теклы, небесной покровительницы этих мест. Его здание сохранилось до сих пор. Правда, осмотреть его можно только снаружи – сейчас в нем горсовет. Зато Кафедральный собор святой Марии всегда открыт. И туда стоит зайти: помимо храма здесь еще и музей религиозного искусства.
Да и сам город стоит внимания, недаром ЮНЕСКО внесло его историческую часть в Список всемирного наследия. Полюбоваться замечательным видом на старинные кварталы можно со Средиземноморского балкона – такое имя носит холм, возвышающийся между городом и морем и позволяющий любоваться и тем, и другим.
Не совсем испанцы
Каталонцы – не совсем испанцы. Эту расхожую фразу подтверждает многое: и архитектура этой провинции, которую фактически не выстроил, а вырастил непостижимый Гауди. И эпатажная биография и творчество каталонца Сальвадора Дали. И уникальный талант Монтсеррат Кабалье. И шумный модный бульвар Рамбле, свободный от курения и скамеек… Дух независимости Каталонии выражается не только в стремлении к отделению от Испании, в нелюбви к корриде и фламенко, в повсеместных надписях на каталанском и кажущемся высокомерии жителей этой местности, готовых без запинки ответить на вопрос туриста, почему Каталония не Испания. Все это не главное. Каталонцы удивительно гармонично сочетают в себе самодостаточность и открытость, независимость и толерантность, предприимчивость и тонкое понимание искусства. Каталония по праву заслужила отдельного от Испании внимания. Посетите эту удивительную землю. Она того стоит!