История знает немало удивительных и загадочных фактов о странной судьбе произведений искусства. Разумеется, с картинами известных мастеров тоже нередко случаются таинственные и необъяснимые происшествия, а совершенно безобидные на первый взгляд полотна таят в себе невидимую угрозу. Какие-то из них невероятно привлекательны для воров и мошенников – и их раз за разом подделывают, крадут и перепродают на черном рынке. Другие приносят несчастья и беды своим владельцам, угрожая их благосостоянию, здоровью и даже жизни. А некоторые картины, по рассказам, могут быть опасны даже для тех, кто просто мельком взглянул на них в музее или галерее.

     

«Поклонение волхвов»

     Написанная в 1564 году Питером Брейгелем-старшим картина «Поклонение волхвов» имеет дурную славу. Картина и сама по себе довольно невеселая – художник хотел показать, что в мире, где царят война и смерть, даже рождение ребенка не вызывает радости, а центральная фигура Девы Марии с младенцем на коленях грустна и печальна. К тому же многие владельцы этого мрачного полотна старались поскорее избавиться от него, считая, что именно с ним связано бесплодие в их семьях.

     Дело в том, что голландский живописец, рисуя Деву Марию, пригласил в качестве натурщицы свою кузину, красивую, но бесплодную женщину. Считается, что именно она и «заразила» картину, сильно страдая из-за невозможности иметь детей, да к тому же постоянно терпя упреки мужа и его родни. Каково же ей было два года позировать Брейгелю в качестве матери с чужим младенцем на руках?

     С тех пор в домах, где появляется эта картина, перестают рождаться дети – это происходит даже с теми, у кого прежде не было проблем. «Поклонение волхвов» четырежды оказывалось в частных коллекциях, и каждый раз повторялась одна и та же история: в купившей этот шедевр семье по 10–12 лет не рождались дети. Но стоило владельцам продать полотно, как все снова становилось хорошо. Примечательно, но когда картина хранилась в музеях или запасниках, никаких неприятностей она не приносила.

     

     

«Джоконда»

Не обошла скандальная слава и всемирно известную «Джоконду» Леонардо да Винчи. И неудивительно: у картины непростая история. Мона Лиза умерла всего в 28 лет, а сам мастер работал над полотном 6 лет до самой смерти, но так и не завершил свой замысел. Тем не менее, этот шедевр уже несколько сотен лет восхищает и одновременно пугает людей. И виной тому не только полная тайны улыбка Моны Лизы, и не ее удивительные глаза, в которых итальянские искусствоведы смогли под микроскопом увидеть буквы и цифры, составляющие некий код (в правом глазу видны буквы «L» и «V», которые могли бы оказаться инициалами Леонардо да Винчи, а в левом есть символы, которые пока не удалось доподлинно распознать, но предполагается, что там зашифрованы буквы «C» и «E» или «B»). Это невероятное полотно само по себе полно энергетики. И некоторые считают ее далеко не благоприятной.

Известная картина крайне отрицательно воздействует на смотрящих, особенно если это творческие и эмоциональные натуры. Так, официально зарегистрировано уже более сотни случаев, когда посетители Лувра, долго рассматривающие знаменитое полотно, теряли сознание; у других зрителей случаются необъяснимые приступы панического страха или тревоги, истерики и галлюцинации. Самый известный случай произошел с французским писателем Стендалем, который, любуясь шедевром, упал в обморок. Позже он признался, что уже не в первый раз от долгого созерцания этого полотна у него как будто тают силы. Возможно, причина подобного эффекта в таланте великого Леонардо, ведь такое влияние на психику людей оказывает только оригинал картины, а многочисленные копии никак не влияют на состояние зрителя.

Еще одна пугающая особенность «Джоконды» в том, что стоит картине долгое время провести в заказнике музея или уединенной реставрационной, как она начинает тускнеть и ее краски стремительно блекнут. Но как только полотно снова появляется на людях, оно буквально оживает, становится ярким и улыбка Моны Лизы сияет с новой силой. Так что «Джоконда», пожалуй, самая известная в мире картина – энергетический вампир, высасывающий силы и питающийся восхищением и вниманием публики.

Еще во времена Пушкина проклятым полотном слыл портрет красавицы Марии Лопухиной: о нем рассказывали жуткие истории в салонах, писали в дневниках и пугали им юных барышень. Сама Мария прожила очень короткую жизнь и, судя по всему, не была счастлива. К тому же она умерла от чахотки практически сразу же после написания портрета. После смерти молодой женщины немедленно поползли слухи о том, что ее дух заточен в злосчастном портрете.

С тех пор говорили, что если молодая девушка хотя бы посмотрит на эту картину, она рискует вскоре умереть. Считается, что портрет Марии Лопухиной погубил не меньше 10 молоденьких дворянок.

«Венера с зеркалом»

Нехорошую известность имеет и знаменитый шедевр Веласкеса «Венера с зеркалом», который хранится сейчас в Лондонской Национальной галерее. Все, кто приобретал это полотно, либо разорялись, либо вскоре после покупки погибали насильственной смертью.

Первым хозяином этой картины был мадридский купец. И вскоре его дела пошли из рук вон плохо: торговые корабли с дорогими тканями и специями терпели крушения один за другим, а некоторые из них были захвачены пиратами. В результате бедолага полностью разорился и был вынужден распродать свое имущество с молотка. В том числе продали с аукциона и работу Веласкеса. Полотно приобрел другой купец, владевший доходными складами в порту, но вскоре и он был разорен роковой картиной. В его склад с товарами ударила молния, и все сгорело дотла. После нового аукциона «Венера с зеркалом» оказалась в руках местного ростовщика, но и ему она не принесла ничего хорошего: всего три недели спустя в его лавку залезли воры, которые зарезали несчастного хозяина. После этого картина неоднократно меняла владельцев, ни у кого не задерживаясь надолго, скиталась по музеям – хотя даже там не желали держать полотно подолгу – и частным коллекциям, каждый раз становясь для своих новых хозяев роковой покупкой.

Конец бесчинствам «Венеры с зеркалом» был положен в Лондонской Национальной галерее, где в 1914 году на полотно набросилась сумасшедшая посетительница и безжалостно изрезала его ножом. С тех пор картина, судя по всему, утратила свои мистические свойства, и больше не меняла «прописку».

Иногда проклятие преследует не какую-то конкретную картину, а самого живописца. Так можно сказать, например, о великом русском художнике Илье Ефимовиче Репине. Большинство из тех, кто когда-либо позировал ему, вскоре уходили из жизни. Среди них и Мусоргский, и Пирогов, и Писемский, и Тютчев. Некоторые из написанных в 1903 году на картине «Торжественное заседание Государственного совета» чиновников и царедворцев были расстрелены уже в 1905-м. Изображенные Репиным на портретах министр Вячеслав Плеве и великий князь Сергей Александрович были взорваны террористами, а премьер-министр Столыпин – убит в Киеве сразу же после окончания работ над его портретом в 1909 году.

Но самой дурной славой и скандальной известностью пользуется картина «Иван Грозный убивает своего сына». Она, безусловно, негативно действует на зрителей, которые то начинают беспричинно рыдать, то впадают в оцепенение, то испытывают приступы раздражительности и даже ярости. Не случайно эту картину в 1913 году порезал ножом молодой иконописец Абрам Балашов, попавший после этого случая в лечебницу для душевнобольных и вскоре там скончавшийся. Не принесла она счастья и людям, позировавшим для нее. Художник Мясоедов, с которого Репин написал образ царя, вскоре чуть не убил в гневе своего собственного сына-подростка. А ставший натурой для образа убитого царевича литератор Всеволод Гаршин впоследствии сошел с ума и покончил с собой, бросившись с лестницы.

«Водяные лилии»

Импрессионист Клод Моне написал красивейший пейзаж с водяными лилиями. Когда же художник отмечал окончание работы над этой картиной с друзьями, в его мастерской случился небольшой пожар. Живописец и его гости быстро залили огонь вином и отнеслись к этому случаю как к пустяку. И, признаться, зря. Неизвестно, «запомнила» ли картина тот случай или это был первый из пожаров, вызванных этим загадочным полотном, но огонь с тех пор появляется везде, где бы оно ни находилось.

Первые владельцы «Водяных лилий» повесили картину в своем кабаре на Монмартре, и всего через месяц заведение за ночь выгорело дотла. На счастье или на беду, картину успели спасти. Вскоре ее купил французский меценат Оскар Шмитц – и через год у него сгорел дом. Пожар, к слову, начался с кабинета, где как раз и висело злополучное полотно. Само оно чудом уцелело, как и в предыдущем пожаре. Еще одной жертвой проклятой картины стал Нью-Йоркский музей современных искусств, куда пейзаж перевезли в 1958 году. Уже через 4 месяца здание музея загорелось. На этот раз произведение Моне слегка пострадало, но было спешно отреставрировано по новейшим технологиям NASA и передано в музей Мормотон во Франции. Удивительно, но там картина не проявила своих пожароопасных свойств. А недавно она снова отправилась в США в частную коллекцию. Пока о новых пожарах с ее участием не слышно, но, возможно, это только вопрос времени.

Существуют и другие картины-поджигатели. Не менее известное полотно, мистическим способом привлекающее огонь, висит в Королевском музее Эдинбурга. Это безымянный и ничем не примечательный портрет немолодого уже мужчины с вытянутой вперед в приглашающем жесте рукой. Согласно легенде, иногда пальцы на руке написанного маслом джентльмена начинают шевелиться. И тот, кто сумел заметить это удивительное явление, обречен на скорую смерть от огня.

Две самые известных жертвы этого полотна – лорд Сеймур и капитан дальнего плавания Бэлфаст. Оба они утверждали, что увидели, как старик на портрете шевелит пальцами, и оба вскоре погибли в огне. Суеверные горожане даже требовали от директора музея убрать или даже уничтожить опасную картину от греха подальше. Но тот, разумеется, не согласился, ведь именно этот непримечательный на первый взгляд портрет и привлекает в музей больше всего посетителей и туристов.

«Плачущий мальчик»

Одним из самых известных проклятых полотен является картина «Плачущий мальчик». Испанский художник Джованни Браголина, более известный под псевдонимом Бруно Амадио, изобразил на ней своего плачущего малолетнего сына. Стараясь привнести в картину реализм и жизненность и добиться от своей юной модели естественности, яркости и чистоты эмоций, художник зажигал перед лицом мальчика спички. Конечно же, он знал, что его сын панически боится огня, но продолжал раз за разом издеваться над ребенком, вызывая у того слезы и истерики. Однажды малыш не выдержал и в отчаянии закричал на отца: «Гори ты сам!» Через месяц несчастный ребенок скончался от воспаления легких. А несколько недель спустя его проклятие все-таки сбылось – Бруно Амадио погиб в пожаре. Его обугленное тело нашли рядом с ничуть не пострадавшей от пожара картиной с изображением плачущего ребенка.

Но это было только начало целой череды пугающих событий, связанных с этим полотном и его репродукциями.

В 1985 году по Северной Англии прокатилась целая волна никак не связанных между собой пожаров, которые унесли немало человеческих жизней. Настоящий ужас вызывало одно необычное совпадение: в помещениях, где начинался пожар, каждый раз находили репродукцию картины «Плачущий мальчик». Ни пожарные, ни следователи по поджогам так и не смогли объяснить, как в пламени, которое превращало все вокруг в угли и пепел, картина не получала ни единого повреждения.

Об этом пугающем совпадении газетам стало известно, когда йоркширский пожарник Питер Холл поделился историей с журналистами. Да и он решился рассказать об этом широкой общественности только после того, как его собственный брат Рой, отказываясь верить в мистическую силу этой картины, купил копию «Плачущего мальчика», чтобы опровергнуть все домыслы. Вскоре после этого его дом на юге Йоркшира сгорел дотла – не тронутой огнем осталась только дешевая репродукция.

После выхода этого интервью из всех уголков Англии начали поступать письма от пострадавших от проклятой картины людей с очень похожими историями. Коллекционер Дора Бранд из Митчема в графстве Суррей, владелица немалой домашней картинной галереи, лишилась из-за пожара и дома, и всех полотен, кроме сохранившегося в огне «Плачущего мальчика», купленного за 6 недель до трагедии. Сандра Краске из Килбурна сообщила, что она, ее сестра, мать и их друг погорели после того, как каждый купил себе по репродукции «нехорошей» картины. А в графстве Мерисайд взрыв газа в доме семьи Амос разрушил все до основания, но загадочная картина уцелела. От нее же пострадали и другие строения: дом семьи Парилло в графстве Норфолк, особняк Гобберов из Херринторпа в южном Йоркшире, дома бывшего пожарного Фреда Трауэра из Телфорда.

Массовая истерия и шумиха вокруг картины приняли такой размах, что одна из газет даже опубликовала официальное заявление о том, что все владельцы репродукций «Плачущего мальчика» должны немедленно их уничтожить, предпочтительно сжечь, а властями с этого момента запрещено приобретать и держать такие картины дома.

Но и после уничтожения картин их бывшим владельцам казалось, что дух обиженного ребенка хочет отомстить. Многие из них даже попали в клиники с нервными расстройствами. Так, миссис Лидс была уверена, что именно это полотно виновно в гибели ее мужа и трех сыновей, а миссис Вудворд чувствовала, что картина – причина внезапной смерти ее сына, дочери, мужа и матери, опосредованно связанной с огнем и пожарами. Она, казалось, действительно жестоко мстила тем, кто осмеливался поднять на нее руку. Например, Малькольм Воган из Глостершира, который помог соседу сжечь «Плачущего мальчика», вернувшись домой, обнаружил, что его дом уже весь в огне, вспыхнувшем по неизвестной причине.

Даже пожарные, многое повидавшие и относящиеся к огню довольно буднично, столкнувшись с этим полотном, начинали верить в сверхъестественное. Один из них сказал в интервью: «Я никогда раньше не верил в проклятия. Но когда вы видите целехонькую картину в напрочь сгоревшей комнате, и она – единственное, что не пострадало в огне, то вы понимаете, что это уже переходит все границы».

Иногда картины проявляют дурной характер не просто так, а будто бы добиваясь чего-то.

Так и картина Ивана Крамского «Неизвестная» (она же – «Незнакомка»), казалось, мстила за то, что Павел Третьяков не захотел приобрести этот портрет для своей галереи. То ли меценат верил, что портреты красавиц «высасывают силы» из зрителей, то ли не хотел размещать в своей галерее изображение дамы полусвета, но от покупки полотна он отказался наотрез. «Незнакомка» начала путешествовать по частным коллекциям и вскоре обрела дурную славу: первый ее владелец скандально развелся с женой, у второго сгорел дом, третий вскоре после покупки картины обанкротился. Все эти несчастья приписывали роковой картине. К слову, не избежал проклятия и сам художник Крамской, не сумевший уговорить Третьякова на покупку картины, и меньше чем через год после создания «Неизвестной» у него один за другим умерли оба сына. Потом портрет отправился за рубеж, где тоже не задерживался в частных собраниях надолго, повсюду принося беды своим обладателям.

Наконец, в 1925 году «Незнакомка» вернулась в Россию и все же заняла свое место в Третьяковской галерее. Добившись своего, картина, кажется, успокоилась и больше не притягивает к себе несчастья.

«Руки сопротивляются ему»

Еще одна широко известная картина со странностями – полотно калифорнийского художника-сюрреалиста Билла Стоунхема «Руки сопротивляются ему» (Hands Resist Him). Самым разным людям, увидевшим ее, становилось плохо: они теряли сознание, начинали плакать или тяжело заболевали.

Художник написал свое печально известное полотно в 1972 году, используя в качестве образца фотографию, на которой он был снят со своей младшей сестрой перед дверью дома. На картине же мальчик с неясными чертами лица стоит рядом с куклой ростом с девочку с фотографии перед темной стеклянной дверью, к которой изнутри прижимается множество маленьких детских ладошек. Неудивительно, что с такой картиной связано много жутких историй.

Началось все с того, что первый человек, которому она была показана – искусствовед из «Лос-Анджелес Таймс» – скоропостижно скончался. Конечно, этот случай списали на простое совпадение – о том, что в его смерти могла быть виновата страшная картина, задумались много позже.

Затем полотно купил американский актер Джон Марли, который умер вскоре после заключения этой сделки. После его смерти картина ненадолго исчезла. Нашли ее совершенно случайно – на свалке среди груды мусора. Возможно, актер пытался избавиться от проклятого полотна, но это не помогло ему спастись.

Люди, которые подобрали жуткую картину, принесли ее домой и повесили в детской. И уже в первую же ночь маленькая четырехлетняя дочка прибежала в спальню родителей с криками, что дети на картине дерутся. На следующую ночь девочка жаловалась, что нарисованные дети оказались за дверью. Прислушавшись к жалобам дочери, ее отец установил в комнате видеокамеру, реагирующую на движение. И в ту же ночь видеокамера сработала несколько раз.

Разумеется, семья поспешила избавиться от такой пугающей находки и выставила картину на интернет-аукцион eBay. И сразу же организаторам сайта стали приходить письма с жалобами на то, что после просмотра картины людям становилось плохо, а у нескольких посетителей сайта даже случались инсульты и сердечные приступы. Но несмотря ни на что, выставленное за 119 долларов полотно было продано владельцу частной картинной галереи Киму Смиту за 1025 долларов, а интернет-страничку с фотографиями картины посетили больше 30 тыс. раз. Новый хозяин увез Hands Resist Him в маленький городок недалеко от Чикаго и разместил ее среди экспонатов своей галереи.

На этом история этой картины могла бы закончиться, но, к сожалению, ее фотографии уже просочились в Интернет и продолжали причинять вред случайным зрителям. В адрес мистера Смита начали приходить многочисленные жалобы на проклятое полотно, экспертные заявления экстрасенсов, которые утверждали, что от картины исходит зло, и даже требования немедленно сжечь или как-то иначе уничтожить Hands Resist Him. К владельцу картины даже обратились с предложением помощи два известных американских экзорциста Эд и Лоррейн Уоррены. Но Ким Смит пока остается глух ко всем увещеваниям, и картина спокойно выставляется в его галерее, пугая зрителей.

Далеко не все проклятые картины вышли из-под кисти прославленных мастеров прошлого. Появляются они и сейчас. Например, «Женщина дождя» – необычное полотно художницы Светланы Телец, которому никак не могут найти хозяина. Как утверждают продавцы, картину уже трижды покупали, а потом возвращали в галерею. Покупатели объясняют свой отказ тем, что женщина с картины постоянно им снится и приносит с собой тревогу и страх.

Первая покупательница повесила полотно у себя в спальне, а уже через две недели вернула его художнице, уверяя: когда картина в квартире, ей кажется, что в доме есть кто-то посторонний. Второй покупатель тоже не выдержал долго и жаловался на то, что женщина с картины снится ему каждую ночь и он, кажется, сходит с ума. Третий покупатель, не испугавшийся дурной славы «Женщины дождя», вскоре начал страдать от головных болей и повсюду видеть жуткие белые глаза женщины с картины.

Сейчас полотно поджидает очередную жертву, хотя на него вряд ли найдется покупатель, ведь за ним уже закрепилась слава картины, которая может свести владельца с ума.

«Крик»

Шедевр норвежского художника Эдварда Мунка «Крик» считается не только одним из самых знаковых событий экспрессионизма, но и одной из самых «нехороших» картин в мире. Десятки людей, так или иначе контактировавших с ним, попадали в неприятности: чувствовали недомогание или даже серьезно заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали по необъяснимым причинам. Многие связывают дурной характер картины с жизнью самого Эдварда Мунка – художник пережил смерть почти всех близких, в его семье было несколько больных шизофренией, да и сам он страдал от тяжелых депрессий и сильнейших нервных срывов. Разумеется, популярность картины от этого ничуть не уменьшилась, и посетители музея продолжали с опаской разглядывать ее, зная, чем рискуют, и испытывая свои нервы на прочность.

Но картина не только портит жизнь случайным зрителям – она еще и жестоко мстит своим обидчикам. Однажды музейный служащий случайно уронил ее во время смены экспозиции. А через какое-то время у несчастного мужчины, до этого никогда не страдавшего головными болями, начали страшно ныть виски и лоб. Со временем припадки мигрени становились все сильнее и случались все чаще. Так что бедняга, отчаявшись найти спасение, покончил с собой.

Другой работник музея тоже неосторожно выронил картину, когда перевешивал ее с одной стены на другую. И ему не удалось избежать мести «Крика»: неделю спустя он пережил ужасную автомобильную аварию, в которой чудом уцелел, но попал в больницу со сломанными ногами, руками, ребрами, трещиной таза и сильнейшим сотрясением мозга.

А один из посетителей музея, по незнанию или не обращая внимания на дурную славу картины, попытался потрогать ее пальцем. Его, разумеется, остановила охрана, но картина, видимо, решила отомстить и за само намерение к ней прикоснутся. Уже вечером дома у незадачливого любителя искусства начался сильный пожар, в котором он сгорел заживо.

Недавно это полотно стоимостью 70 млн. долларов украли средь бела дня из музея в Осло. Успеют ли похитители получить плату или проклятая картина отомстит им за оскорбление раньше – вот в чем вопрос.