Префектура Окинава расположена в самой южной части Японии и занимает целый архипелаг, включающий 160 островов. Они разбросаны на 400 км с севера на юг – от южной оконечности японского острова Кюсю до северной оконечности Тайваня – и на 1000 км с запада на восток. Часть островов необитаемы. Климат здесь довольно благоприятный – среднегодовая температура составляет +22,7 °С, а с апреля по октябрь можно наслаждаться купанием в океане. Зимой здесь на бывает холоднее +10 градусов.
Южная часть островной дуги образует архипелаг Рюкю. Его центральным и наиболее значительным островом является Окинава с населением 1283 тыс. человек. На архипелаге Рюкю очень благоприятный климат и богатые морской живностью воды. Знаменитые кораллы всех расцветок и редчайший черный жемчуг добываются только тут. Зато здесь не найдено полезных ископаемых и нефти – и, пожалуй, жителям префектуры Окинава повезло: промышленная разработка могла бы перевернуть жизнь, экономику островов и уничтожить неповторимую природу.
Утина и утинантю
Окинавцы подчеркнуто дистанцируют себя от остальной Японии и называют свою родину Утина, а себя утинантю в отличие от Ямато и яматонцю – жителей остальных префектур Японии. И это начинаешь понимать, когда знакомишься с историей Окинавы. На протяжении многих веков архипелаг Рюкю был объектом вражеских нашествий. Первым его коронованным правителем стал Сл Хаси – именно он объединил разобщенные островные кланы в единое государство. Экономическое процветание королевства Рюкю было обеспечено за счет налаженных дружественных отношений с империей Мин в Центральном Китае и развития торговли. Пика своего процветания королевство достигло к началу XVI века. Но продолжался золотой век Рюкю недолго – уже в 1609 году архипелаг захватила армия воинствующего клана Сацума с юга Японии. Впрочем, больших изменений в жизни окинавцев не произошло, местная монархия была сохранена.
Королевство Рюкю просуществовало до 1879 года – тогда в результате реформ Мэйдзи аннексированное государство вошло в состав Японии в виде префектуры. Это был черный день для правящей династии – королевская семья была изгнана из дворца-резиденции Сюридзл, который, как и многие другие памятники истории и культуры, до наших дней не сохранился.
До Второй мировой войны окинавцы занимались в основном рыболовством и сельским хозяйством. Война нанесла непоправимый ущерб аграрному сектору, а американская оккупация и строительство военных баз окончательно добили крестьян, которые переключились на обслуживание солдат на базах и в многочисленных заведениях при них. В 1972-м Окинава вернулась под японскую юрисдикцию и начался процесс вытягивания островов из экономической ямы. Ввиду отсутствия здесь собственной промышленности и инфраструктуры правительство решило развивать экономику острова за счет туризма. И в этом островитяне преуспели.
Счастливые долгожители
В последние десятилетия интерес к префектуре Окинава и ее культуре значительно возрос, и неспроста: мир узнал об одной удивительной особенности жителей архипелага. Оказалось, что острова Окинавы – родина людей, которые живут дольше всех в мире. Они практически победили процессы старения и те болезни, которые сопровождают золотой возраст жителей Запада. Когда об этом стало известно, сюда начали стекаться ученые, представители исследовательских центров, которые проделали большую работу по ознакомлению людей с культурой Окинавы, основанной на заботе о здоровье.
В небольшой деревушке Огими, типичной для северной части архипелага, неподалеку от пляжа стоит каменная стела, на которой высечено следующее изречение: «В семьдесят вы еще дитя. В восемьдесят – просто юноша, а в девяносто, когда предки приглашают вас на небо, попросите их подождать, пока вам не исполнится сто… тогда вы, возможно, подумаете об этом».
Это изречение могло бы стать, выражаясь современным языком, слоганом, брэндом Окинавы – островов, где полные энергии прадедушки и прабабушки живут в собственных домах, ухаживают за садами и огородами, а по выходным дням принимают гостей – взрослых правнуков с «большой земли». А понятия пенсии как ухода от дел у жителей Окинавы не существует.
Многие ученые из разных стран пытаются выяснить, в чем секрет окинавского долгожительства. И, пожалуй, сегодня уже можно назвать составляющие рецепта.
Во-первых, свою роль сыграл природный фактор. Острова находятся на коралловых образованиях, которые носят название Scleractina и обладают минеральным составом, очень полезным для организма человека. Дождевая вода, которая фильтруется на коралловых грунтах, насыщается микроэлементами в идеальных пропорциях и поддерживает иммунную систему людей, помогая им даже в весьма почтенном возрасте вести активный образ жизни. Сейчас из окинавского коралла делают порошок, который используют во многих странах.
Не менее важный фактор – здоровое питание. Привычное меню здешних жителей состоит из продуктов с низкой калорийностью, зато содержащих очень много полезных элементов. 80 % рациона островитян – растительная пища. Окинавцы называют свою пищу «наши гасаи» – еда-лекарство, и немудрено: на острове в 5 раз реже, чем в Европе, встречаются сердечно-сосудистые патологии и онкологические заболевания.
И конечно, неотъемлемая часть жизни окинавцев – физические упражнения. Они не боятся нагрузок, видя в них способ сохранить великолепное здоровье до конца жизни. Островитяне поддерживают форму главным образом благодаря занятиям боевыми искусствами, традиционными танцами, а также садоводству и пешим прогулкам.
Их физическая активность неразрывно связана с духовными убеждениями, которые пронизывают все сферы жизни. В философии Окинавы обнаруживается уникальный сплав даосизма с его истинным преклонением перед природой, конфуцианства с его глубоким уважением к другим людям и естественной духовности с ее почтением к старикам. Процесс старения на Окинаве отмечают целительными ритуалами. Существует чудесный обычай «аякару»: прикасаясь к старику, вы можете разделить с ним его благополучие, здоровье и долгую жизнь.
С этим неразрывно связаны психологические факторы долголетия – прежде всего практика медитации, которая дает особый, лишенный суетности, спокойный взгляд на жизнь – «тайгай». К этому добавляется принцип «юимару» – это понятие можно перевести как «добросердечное и дружеское совместное усилие». Атмосфера взаимопомощи добавляет долгожителям спокойствия духа и оптимизма, так необходимых для того, чтобы радоваться жизни в преклонном возрасте. Также жители Окинавы полагают, что нужна цель в жизни – «икигай», в переводе «то, из-за чего стоит жить».
Не на последнем месте здесь и социальный фактор. На Окинаве повсеместно есть «моаи» – группы друзей и соседей, которые регулярно встречаются, общаются, занимаются чем-то вместе и поддерживают друг друга в горе и радости.
Существует убеждение, что наше здоровье управляется генами. За последние десятилетия ученые исследовали тысячи пожилых островитян и полученные результаты привели к одному выводу: то, как мы живем, что едим, делаем, о чем думаем, во что верим, не в меньшей степени определяет наше здоровье и продолжительность жизни. О том, что генетика не играет в данном случае ведущей роли, говорит один факт: в прошлом веке 100 тыс. жителей Окинавы эмигрировали в Бразилию – и их средняя продолжительность жизни по сравнению с островитянами уменьшилась на 17 лет.
Каменные свидетели истории
Административный центр Окинавы город Наха богат памятниками архитектуры. Сохранились феодальные замки эпохи королевства Рюкю, величественные фортификационные сооружения XIII – XV веков. 9 из них внесены в реестр ЮНЕСКО как объекты всемирного наследия. Каждое из этих строений по-своему уникально. Замок Сюри (XIII – XIV века) был средоточием здешней политики и дипломатии, а позже стал и церемониальным центром. Замок Никидзин, изначально построенный как храм, богат культовыми объектами и множеством артефактов времен торговли с Китаем в Средние века. Замок Дзакими (начало XIII века) удивляет древнейшими на Окинаве арочными воротами.
На острове во всем прослеживается китайское влияние – культура Окинавы 400 лет была тесно связана с Поднебесной. Стиль узнается в элементах орнаментов, формах керамики, ландшафте парков и садов с каменными горками, прудами и мостиками, архитектуре старинных зданий, в многоярусных буддийских храмах с изогнутыми крышами. По таким канонам созданы знаменитый храм Трех Божеств в Нахе, сад Сикинаэн, усадьба королевской семьи Рюкю, хижины в этнографических музеях острова.
На острове много тематических парков. Самый известный – Парк Мира. В центре его возведен обелиск Мира, на котором высечены имена павших в сражениях Второй мировой войны. В целом памятники архитектуры Окинавы находятся в значительно худшем состоянии по сравнению с «большой землей» – слишком уж серьезно они пострадали в 1945 году. Многие из них по сей день в руинах, другие закрыты на реставрацию.
Загадка острова Йонагуни
Йонагуни – последний остров в цепи Рюкю, самая западная обитаемая земля в Японии, находится в часе лету от Нахи, в 108 км от восточного побережья Тайваня. Но несмотря на такую удаленность, это место на слуху у ученых и просто любознательных людей. Причиной тому – удивительное открытие, которое весной 1985 года случайно совершил инструктор по подводному плаванию Кихачиро Атараки. Недалеко от берега на глубине всего 15 м он обнаружил колоссальное древнее сооружение. Громадное каменное плато, широкие ровные платформы, покрытые орнаментом, замысловатые террасы, сбегающие вниз. Край сооружения обрывался вертикально вниз до самого дна на глубину 27 метров.
О своей находке инструктор рассказал профессору Университета Рюкю Масааки Кимура – специалисту по морской геологии. Ученый взглянул на нее лишь раз – и на всю жизнь «заболел» этой находкой, не обращая внимания на скепсис своих коллег. Для того чтобы досконально исследовать объект, он провел более сотни погружений, став основным экспертом по подводному сооружению. На пресс-конференции Масааки Кимура авторитетно заявил, что найден неизвестный древний город. Профессор понимал, что идет против большинства ученных-историков и рискует собственной репутацией, но в искусственном происхождении подводных сооружений он не сомневался. Предоставив фотографии, находки, схемы, чертежи, он описал огромный комплекс зданий, в который входят замки, памятники и даже стадион, соединенные сложной системой дорог и каналов. Весь рукотворный комплекс был вырублен прямо в скальной породе. Были найдены также многочисленные туннели, колодцы, террасы и лестницы.
Страсти вокруг подводного города не утихают до сих пор. Исследователи по сей день не могут сказать, что же именно нашел Кихачиро Атараки. Многие ученые считают, что это просто случайное нагромождение камней, которое сотворила природа. Однако значительная часть специалистов уверена, что на дне находится рукотворный объект. Их главный аргумент – сам его внешний вид: руины очень напоминают известные мегалитические сооружения в других местах планеты, такие как комплекс Мачу-Пикчу в перуанских Андах, Стоунхендж в Англии, пирамиды Египта и Мексики. Их роднят сходные конструктивные и технологические решения. Неудивительно, что «загадка Йонагуни», «японская Атлантида» очень популярна как среди дайверов, так и среди ученых. Были выдвинуты целые теории происхождения подводных структур. Кто-то считал, что сооружения были построены на поверхности, а затем по каким-то причинам ушли под воду.
Но почему исследователи так долго спорят о комплексе Йонагуни? Есть одна загвоздка, которая ставит историков в тупик – предполагаемая дата постройки подводного города ломает все исторические теории. Ученые доказали, что скалы с городом погрузились в воду не позднее 10 тыс. лет назад, т. е. гораздо раньше, чем были возведены египетские пирамиды и памятники древних индейцев. Получается, что уже в ту пору, когда землю населяли пещерные люди, творцы японской Атлантиды с легкостью обрабатывали скальные породы.
Споры ведутся уже несколько десятилетий и не собираются утихать. Что же до самого Кихачиро Атараки, то он посвятил своей находке много сил, одновременно развивая на родном острове подводное плавание.
Вставки:
Об уважении права собственности
В Японии существуют десятки компаний с более чем тысячелетней историей. Например, гостиница Хоши Рьёкан непрерывно функционирует с 718 года. Ею уже на протяжении 46 поколений управляет одна и та же семья.
Право собственности в Японии незыблемо! Даже гора Фуджи также находится в частном владении. В 1609 году Сёгун передал гору храму, о чем свидетельствует сохранившаяся дарственная, хранящаяся в синтоистском храме Хонгю Сенген. А в 1974-м подлинность документа подтвердил верховный суд Японии.
О скидках в продовольственных магазинах
Во многих магазинах и кафе в конце дня (за 1 – 2 часа до закрытия) появляется группа девушек с флажками, на которых указан процент скидки. Они быстро помечают ряд товаров: мясные и рыбные полуфабрикаты, пирожные и многое другое (флажок могут поставить на товар, находящийся на вашем подносе перед кассой и при этом еще одарить улыбкой). Этим широко пользуются студенты, пожилые и малоимущие люди и посещают магазины перед закрытием.
О сложностях с чаевыми.
Каждый европеец привык, посещая кафе, живя в гостинице и получая другие услуги, оставлять чаевые. Но не стоит делать этого, путешествуя по Японии! Если вы рискнете их оставить, вас догонят и вернут. А предложенные чаевые отвергнут с негодованием. Неудивительно, что те, кто считают чаевые анахронизмом, очень любят Японию. Здесь для туристов существует на этот счет правило: чаевые не оставлять и не предлагать, платить строго по чеку, сдачу забирать «до копеечки». Впрочем, у японцев все же существует обычай давать чаевые. Он известен как «кокородзукэ» и регулируется традициями и неписаными правилами. Обычно небольшие вознаграждения обслуживающему персоналу вручается заранее, например, накануне проведения торжеств, дней рождений и праздничных церемоний. И, конечно же, в специальных конвертах!
О Кидзании – мечте каждого ребенка.
Японцы любят заимствовать достижения других стран. При этом они удивительным образом трансформируют их с учетом своих национальных особенностей. Так же случилось и с проектом Кидзания, который придумали мексиканцы в 1999 году. Это особенный миниатюрный город – парк развлечений, помогающий детям выбрать профессию и найти себя в жизни. Городок Кидзания в Токио открылся в 2006 году и мгновенно стал настолько популярным, что билеты в него бронируют за несколько месяцев, а в очереди семьи с детьми выстаивают многие часы. Выглядит эта процессия живописно: по обозначенным сигнальными лентами коридорам в тишине медленно перемещаются мамы и папы, обвешанные фотокамерами, а в это время дети на ковриках принимают пищу, играют или спят. Фантастический табор терпеливо ждет своей очереди, чтобы попасть в волшебный город, где все как в реальности: жилые здания, транспорт, дороги, заправки, больницы, аэропорт, телестудии, рестораны и даже тюрьма. Вот только в жизни этого города участвуют исключительно дети. Взрослым разрешается лишь наблюдать и фотографировать. Здесь действует своя валюта, «кидзо», которую малыши могут заработать, постигая различные профессии – от телеведущего, стоматолога, спасателя, штурмана до бармена, повара или парикмахера. 30 известных компаний изготовили и поставили для парка специальную детскую форму, соответствующую сотне профессий. Как правило, за один визит маленькие посетители «осваивают» только 5 – 6 специальностей, поэтому в страну Кидзанию возвращаются несколько раз.
Сегодня Кидзания – это всемирная сеть образовательных парков. Интересно отметить, что 21-й по счету такой парк открылся в этом году зимой в Москве. Он стал крупнейшим в Европе и в нем впервые представлены такие профессии, как космонавт и шахтер.
Об искусстве обенто
Многие люди, работающие в самых разных местах, каждый день носят с собой свой обед. У нас это может быть обычный пластиковый контейнер с салатом или просто бутерброд с колбасой в полиэтиленовом пакете. А вот для японца приготовление обенто (обеда в коробочке) – это целое искусство, а сам он – часть самых старинных традиций в японской кулинарии, зародившихся, по утверждениям историков, еще в V веке. С тех пор в Японии развилась целая индустрия по производству контейнеров, коробочек и множества аксессуаров – палочек, украшений, платочков, чехлов, сумочек – для упаковки обенто, продаже специальных полуфабрикатов и продуктов, а также готовых к употреблению обенто, приготовленных в присутствии клиента. Причем коробочки для мужчин отличаются сдержанной цветовой гаммой, а для женщин принято дополнительно упаковывать обенто в специальные искусно завязанные платочки. Когда в офисе (классе, аудитории) начинается обед, взору открывается зрелище, напоминающее выставку декоративно-прикладного искусства и кулинарных изысков.
Помимо прочего, обенто – это яркий пример того, как японцы относятся к еде. Для японца важен не только вкус пищи и ее качество, сбалансированность, но и внешний вид и аппетитность, чтобы она «сама просилась в рот». Существует несколько важных правил, которых здесь придерживаются все. В любом обенто всегда присутствует рис, который является основным блюдом и должен лежать в отдельном отсеке, не соприкасаясь с другими продуктами. Дополнительными блюдами могут быть птица, рыба или морепродукты и овощные салаты. При сервировке важно соблюдать цветовую гамму: традиционно в таком обеде присутствуют три цвета – красный, зеленый и желтый. Учеными установлено, что эти цвета способствуют повышению аппетита. В приготовлении домашнего обенто всегда присутствует элемент творчества, любви к близким и заботы о своей семье. Эти традиции передаются по наследству из поколения в поколение от матери к ее ребенку, от жены к мужу и так далее.
Об обостренном чувстве сезонности – кисецукан.
Если вам доведется побывать в одном и том же японском ресторане, кафе или магазине в последних числах февраля и в начале марта, вы обязательно заметите огромные изменения в оформлении интерьера, стола, подаваемых блюд, посуды, дизайне упаковочной бумаги и многого другого. Не удивляйтесь, это местная традиция – отражение смены сезонов. Такое повышенное внимание к смене времен года связано с исконно японской религией синто и основано на обожествлении природы. Сезонность у японцев проявляется в обязательном украшении блюд символами того или иного времени года. Для украшения используются травы, цветы, бутончики цветов, полоски зеленой бумаги, напоминающие водоросли. Да и в меню ресторанов и кафе она заметна: каждый сезон представлен своими фруктами, овощами и рыбой. Зима – это мандарины. Осень – хурма. Лето – форель. Осенью блюда украшаются красными листьями клена, сосновыми иглами, цветами хризантемы. В сервировке стола японцы также склонны подчеркивать сезонность. Не только тарелки, чашки, графинчики для саке, но даже салфетки и подносы имеют сезонные орнаменты. Скажем, в холодные зимние месяцы на столах можно увидеть мисочки с мелкими камушками с установленными красочными миниатюрными зонтиками из соломы. Их единственное назначение – напоминание о бушующей за окном стихии. По мнению японцев, это создает у человека во время обеда особое настроение, которое помогает отойти от проблем и суеты, задуматься о вечном, приблизившись к природе.