Кругосветное путешествие – серьезное испытание мужества, силы воли и выносливости. История знает сотни печальных примеров, когда путешественники в попытке обогнуть земной шар погибали от разбушевавшейся стихии, от рук бандитов и пиратов или из-за собственной неподготовленности. При составлении маршрута никогда нельзя учесть всех факторов – в самый неподходящий момент обязательно случится форс-мажор в виде болезни, внезапно опрокинувшейся лодки, вышедшего из строя мотора. На такие вызовы судьбы необходимо реагировать быстро и бескомпромиссно. Кругосветные путешествия, как и многие экстремальные занятия, принято считать мужским уделом. Однако среди представительниц прекрасной половины человечества находятся те, кто готов померяться отвагой и профессионализмом с самыми отъявленными экстремалами-мужчинами.

Жанна Барре

Первой в истории женщиной-кругосветчиком принято считать Жанну Барре. В не таком уж далеком XVIII веке французский подданный Луи Антуан, граф де Бугенвиль, предпринял кругосветное путешествие (14-е за всю историю мореплавания на тот момент) на двух кораблях – «Ворчунья» и «Звезда». Чтобы возглавить плаванье, графу пришлось оставить военную службу и в чине капитана первого ранга поступить на гражданский флот. Путешествие ставило своей целью исследование открытых земель, сбор сведений и основание колоний на заморских территориях Франции.

Для изучения заморской флоры вместе с де Бугенвилем в плаванье отправился именитый французский ботаник Филибер Коммерсон. Так как ботаника в XVIII веке – совсем не легкое занятие, 40-летний ученый решил взять с собой в путешествие слугу и начал поиски человека на вакантное место.

Жанна Барре, дочь фермера из Бургундии, с ранних лет мечтала о морских путешествиях. Останавливали ее три обстоятельства. Во-первых, нужно было помогать пожилому отцу на ферме. Во-вторых, ни денег, ни связей, необходимых для того, чтобы отправиться в плаванье, она не имела. И, наконец, в-третьих, предписание от 15 апреля 1689 года строго запрещало женщинам подниматься на борт кораблей Королевского флота.

В 1762 году отец Жанны умер и девушка оказалась предоставлена сама себе. Когда она узнала, что именитый ботаник ищет себе прислугу для помощи в исследованиях за тремя океанами, Барре решила во что бы то ни стало получить это место. Зная, что женщин не принимают на корабли ни под каким предлогом, она потуже затянула себе грудь бинтами, переоделась в мужскую одежду, остригла по-мальчишески волосы и храбро постучалась в дверь Коммерсона. На вопрос прислуги, как представить гостя, переодетая девушка ответила – Жан Барре.

Нельзя сказать, что желающих прислуживать ботанику было много. Мало кто хотел отправиться в плаванье на несколько лет, покинув родной дом и не имея гарантий безопасности и даже возвращения. Так что Коммерсон был рад расторопному и смышленому парнишке, который с жаром и блеском в глазах обещал безупречную службу за одну только возможность повидать мир.

Маскарад сработал – Жанна стала слугой Коммерсона и через несколько месяцев вместе с ним погрузилась на корабль. Экспедиция стартовала из Бреста в 1766 году. Во время путешествия Жанна не только помогала ученому, но и участвовала в вахтах экипажа, а во время шторма работала с матросами на палубе. Вместе с экспедицией девушка пересекла Атлантику, побывала в южной Америке, смеялась, глядя на дельфинов в Магеллановом проливе, и замирала от восторга в огромном Тихом океане.

Разоблачение

Однако в Полинезии, на острове Таити, Жанна оказалась раскрыта – туземные женщины угадали в ней девушку и стали спрашивать у команды, почему среди толпы моряков только одна женщина. Скандал поднялся огромный. Граф де Бугенвиль и команда были шокированы фактом наличия женщины на корабле. Филибер Коммерсон ходил красный как рак, и не знал, куда деться от стыда. На острове Маврикий, недалеко от Мадагаскара, девушку ссадили на землю вместе с ботаником. Де Бугенвиль выделил им небольшую сумму денег, провиант и оружие и, скупо попрощавшись, увел свои корабли дальше.

Коммерсон не упал духом и начал активно изучать флору Маврикия и Мадагаскара, а Жанна, не имея альтернативы, осталась при нем в качестве прислуги. Филибер и Барре прожили так несколько лет, когда в 1773 году ботаник скоропостижно скончался от внезапно вспыхнувшей болезни. Жанна недолго оставалась одна – в 1774 году она вышла замуж за французского солдата Жана Дюбе Перигоро, с которым спустя еще два года вернулась во Францию. Первое в мире женское кругосветное путешествие, таким образом, продлилось 10 лет.

Впрочем, существует версия, что Жанна Барре за два года до путешествия поступила к Филиберу Коммерсону на службу в качестве гувернантки, да так приглянулась ученому, что тот влюбился в нее без памяти. Но из-за разницы в положении Филибер не мог жениться на Жанне, поэтому пара скрывала свои отношения. Любовники были так преданы друг другу, что при назначении Коммерсона в экспедицию он просто не мог оставить свою возлюбленную во Франции. Для того чтобы сохранить инкогнито и не расставаться, и была разыграна вся вышеизложенная история с поиском слуги.

Эни Лондондерри

Каких-нибудь 100 лет спустя после истории с Жанной Барре путь вокруг света проделала еще одна женщина. Причем на этот раз путешественница отправилась в путь не на корабле с командой профессиональных моряков, а совершенно одна и на велосипеде. Речь идет об Эни Коэн Копчовски, американской эмансипе, которая за 15 месяцев покорила земной шар, а вместе с ним и умы миллионов женщин по всему миру.

Эни Коэн родилась в Риге в 1870 году. Семья будущей путешественницы в скором времени эмигрировала в США, где уже в 18 лет Эни вышла замуж за Макса Копчовски. В следующие 4 года у супружеской пары появилось трое детей. Жизнь эмигрантов в Америке без связей и существенных сбережений не так уж сладка – Макс Копчовски страстно желал обеспечить свою семью, но денег катастрофически не хватало. Кроме того, Эни, вчерашний подросток, в один миг оказавшаяся в замкнутом круге домашнего быта с тремя детьми, страшно скучала и жаждала приключений. В 1894 году ей выпал шанс утолить эту жажду, а вместе с этим и сорвать приличный куш.

После путешествия вокруг Земли, совершенного Томасом Стивенсом велосипедное движение по всему миру стало стремительно набирать популярность. Находились смельчаки, которые дерзали объехать на двух колесах весь земной шар – и, за исключением нескольких печальных случаев, это им даже удавалось. Мода на длительные велосипедные поездки набирала обороты, за успехами и неудачами героев следили газеты. И вот однажды, в 1894 году, два крупных бостонских бизнесмена заключили в одном из элитных джентльменских клубов шуточное пари – сможет ли женщина осилить кругосветное путешествие на велосипеде. И хоть джентльменский клуб буквально умирал со смеху, наблюдая за этой сценой, сумма, которую бизнесмены были готовы выложить ради разрешения спора, была весьма серьезной – 5 тыс. долларов. В то время средний доход успешного американца составлял около тысячи долларов в год, так что подобная сумма была буквально джек-потом. Среди прочего имелись и другие серьезные оговорки – кругосветка должна занять не более 15 месяцев, всю ту часть пути, что идет по суше, следует преодолеть на велосипеде, гонорар выплачивается только в случае выполнения предыдущих двух пунктов, а на само путешествие не выдается ни цента.

Ну хорошо, джентльмены ударили по рукам при свидетелях, но где же найти такую женщину, которой хватит дерзости и отваги объехать весь земной шар? На дворе конец XIX века, прекрасная половина человечества по-прежнему имеет очень мало прав и во многом даже не мыслит о том, чтобы быть наравне с мужчинами…

Мировая реклама воды за 100 долларов

Как именно весть о том, что двое серьезных бизнесменов ищут женщину для кругосветной авантюры, попала к Эни Коэн, история умалчивает. Но доподлинно известно, что женщина ухватилась за эту идею с нескрываемым жаром. Ее не остановило ни то, что путешествие придется совершить за собственные деньги, ни то, что до этого она ни разу не ездила на велосипеде.

Деятельная и находчивая натура Эни проявила себя еще на этапе подготовки. Чтобы иметь средства хотя бы на начальный участок пути, она заключила договор с компанией «Лондондерри Лития Спринг Уотер». По условиям контракта, Эни брала себе дополнительную фамилию – Лондондерри – и должна была во время путешествия подписываться только ей. Плюс к этому на раме велосипеда был установлен рекламный щит компании, который запрещалось снимать на протяжении всего пути. За эти обязательства компания заплатила Эни целых 100 долларов, которых как раз хватило для успешного старта.

Остальные сборы были недолгими – Эни Коэн выдали двухколесный дамский велосипед Columbia и стильный револьвер с перламутровой ручкой. С собой она взяла только смену одежды и белья и, оставив мужа присматривать за маленькими детьми, летом 1894 года, в возрасте 25 лет, отправилась в дорогу.

Пробным заездом стало путешествие из Нью-Йорка в Чикаго. За время пути она научилась управляться с велосипедом, а по приезде в Чикаго напрочь отказалась от юбки, сменив ее на мужские шаровары, более удобные для езды. Дамскую модель Columbia мисс Лондондерри тоже обменяла на мужской Sterling, более приспособленный для длительных заездов. Обратный путь от Чикаго до Нью-Йорка она осилила уже быстрее и увереннее.

Впечатление, которое она производила на встречных людей, было огромным. Многие дамы и джентльмены не могли поверить своим глазам: молодая женщина, мать троих детей, крутит педали по дорогам Америки и собирается объехать так весь земной шар за гонорар каких-то сомнительных толстосумов! Внимание к путешествию и персоне Лондондерри активно подогревали СМИ. New York World даже назвал ее кругосветку «самым выдающимся путешествием, когда-либо предпринятым женщиной».

Потратив пол-лета и почти всю осень на переезды от Нью-Йорка до Чикаго и обратно, в ноябре Эни Коэн погрузилась вместе со своим велосипедом на корабль и отправилась во Францию. 3 декабря она выехала из портового Гавра в Париж. Оттуда, ввиду надвигающихся холодов, Эни направилась на юг, в Марсель. Поколесив по дорогам Франции, путешественница села на корабль и пересекла Средиземное море, высадившись в Египте. После велотура по стране фараонов мисс Лондондерри заехала в Иерусалим, а откуда снова двинулась на юг – через современную Саудовскую Аравию до побережья Йемена. Оттуда она отплыла в Коломбо (Шри-Ланка) и, после небольшой паузы, направилась в Сингапур.

В начале весны 1895 года она морем отправилась в Америку. 23 марта Эни высадилась в Сан-Франциско, на западном побережье США. Оттуда она направилась на юг, в Лос-Анджелес, а после – вдоль границы с Мексикой до техасского города Эль-Пасо. Проведя половину лета в южных штатах США, в июле Эни выехала в Денвер, куда и прибыла 12 августа. А уже через месяц с небольшим, полностью уложившись в срок, мисс Лондондерри прикатила в Бостон, где 24 сентября официально завершилось ее кругосветное путешествие.

В скором времени в Нью-Йорке состоялась церемония награждения Эни. Путешественница получила свой гонорар – 5 тыс. долларов, а вместе с ним и мировую известность. Благодаря приобретенным связям и раскрывшемуся таланту журналиста, Эни Коэн смогла сделать карьеру репортера в New York World. Ее подвиг вдохновил женщин по всей Америке и за ее пределами на борьбу за свои права и возможности для самореализации.

Джерри Мок

А вот другая американка, Джеральдина Мок, первая в истории авиации женщина, совершившая полет вокруг земного шара по воздуху, при всем своем сходстве с Эни Коэн, отказаться от юбки во время кругосветного путешествия не смогла. По ее собственному утверждению, ее соотечественницы этого бы не поняли. Однако Джерри Мок в остальном была похожа на своих предшественниц: тот же мужественный характер, неумная тяга к приключениям и жажда реализовать себя.

Джерри Мок родилась в Ньюарке, штат Огайо, в 1925 году. С малых лет ей были скучны традиционные женские занятия, вроде вязания и игр в куклы. Гораздо интереснее для нее оказалось бегать с мальчиками во дворе, лазить по деревьям и играть в ковбоев и индейцев.

В 7 лет отец взял ее с собой в полет на самолете Ford Trimotor, и девочка поняла, что хочет летать и только летать. В старших классах школы она записалась на инженерные курсы, где была единственной девушкой. После школы в Государственном Университете штата Огайо она изучала авиационную технику. А параллельно с обучением проходила летные курсы в местной авиационной школе.

В 25 лет Джерри вышла замуж за Рассела Мока, которому подарила троих детей. Семейная жизнь не приглушила ее страсти к полетам – супруги имели 4-местный самолет Cessna 180. Свободное время Джерри проводила в небе, и не только над родным Огайо – она выбиралась в Канаду, Мексику, на Багамские острова. Некоторое время Джерри Мок проработала директором местного аэропорта.

Идея облететь в одиночку земной шар появилась после того, как в 38 лет она уволилась из аэропорта и не сразу нашла новую работу. Однажды вечером, за ужином, Джерри со вздохом поделилась с мужем, как ей скучно сидеть дома целыми днями. На это Рассел в шутку предложил ей сесть в самолет и развеяться, облетев вокруг Земли. Джерри подняла на него взгляд и заявила, что полетит. Рассел улыбнулся в ответ.

Пилот-журналист

Но как осуществить эту затею? В распоряжении Джерри был только семейный самолет Cessna 180. Да, он отлично зарекомендовал себя за 11 лет службы в семье Мок, но для совершения трансконтинентальных перелетов был совершенно не готов. Самолет требовал серьезного ремонта и переоборудования.

Но решение лететь вокруг света обеспечило Джерри и работу. Да еще какую! Местная газета The Columbus Dispatch предложила пилоту 10 тыс. долларов вперед за эксклюзивное право получать свежие репортажи о ходе полета. Джерри Мок с радостью согласилась присылать очерки о полете так часто, как только сможет, и на выплаченные авансом деньги занялась переоборудованием самолета.

Прежде всего она заменила старый двигатель новой и мощной моделью. Вместо трех сидений в салоне самолета появились дополнительные топливные баки. Джерри полностью поменяла систему навигации и установила радиопередатчик сверхдальнего радиуса действия. Дополнительно Мок закупила аварийно-спасательные средства для полетов над океаном.

Еще до вылета Джерри написала в газету статью о своем предприятии, благодаря которой о Мок узнали во всей Америке. Национальная ассоциация воздухоплавания выступила навигационным спонсором перелета, поделившись картами других стран, а желающие помочь Джерри военные летчики проконсультировали ее при составлении плана посадок. После того как маршрут был проработан до мельчайших деталей, Мок отправилась в Вашингтон, где обошла все посольства стран, через территорию которых собиралась лететь. На дворе стоял 1964 год, и этот шаг был не только правильным, но и жизненно необходимым. После завершения всех приготовлений, Джерри назначила дату вылета на 19 марта.

Гонки

Буквально за пару дней до старта Мок узнала, что ее амбициозное стремление – стать первой в мире женщиной, полностью облетевшей в одиночку вокруг Земли, может быть перехвачено соперницей по имени Джоан Мерриам Смит. Она вылетела 17 марта из Калифорнии на самолете Piper Aztec. Старушка Cessna, получившая новое имя «Дух Колумбуса» и позывной «Чарли», летала быстрее, поэтому Джерри не стала переносить дату вылета. Но твердо решила, что в этой необъявленной гонке сделает все для победы.

19 марта 1965 года в аэропорту Колумбуса Джерри Мок провожали ее семья и репортеры. Первый чек-поинт Джерри был на северном углу Бермудского треугольника, в котором к тому времени уже бесследно исчезло звено торпедоносцев ВВС США.

Джерри не пугали россказни мистиков и уфологов о Бермудском треугольнике, но в том, что в этом районе происходит какая-то чертовщина, Джерри убедилась на собственном опыте. При подлете к Бермудам у Мок перестали работать радио и система навигации. Джерри была вынуждена лететь по компасу и бумажным картам, чтобы достичь нужного острова посреди океана. А когда желанная взлетно-посадочная полоса была найдена, у Мок отказали тормоза и она чудом сумела избежать аварии при посадке. Вдобавок к этому в районе разыгрался шторм, из-за которого «Дух Колумбуса» не мог подняться в воздух и потерял целую неделю времени. Затянувшееся ожидание было невыносимым. На седьмой день Джерри, несмотря на непогоду, покинула Бермуды.

Чтобы обогнать Смит, Мок летела в очень жестком режиме. Из 24 часов в сутки она проводила за штурвалом 17, еще 2 отводила на осмотр и ремонт самолета во время посадок и лишь оставшиеся 5 тратила на сон. В первое время, пока она не привыкла к такому режиму, репортажи о полете писал ее муж, которому она надиктовывала по телефону свои впечатления. От него же Мок узнавала, как проходит полет у Смит. Та не отставала, поэтому времени расслабиться у Джерри не было.

Успешно перелетев Атлантику с остановкой на Азорах, Джерри приземлилась в Африке, в аэропорту Касабланки, Марокко. Затем последовали Алжир, Триполи и Египет, причем в районе Каира она промахнулась мимо гражданского аэродрома и села на ближайший военный, за что едва не поплатилась жизнью и свободой. Чтобы покататься на верблюдах и посмотреть на пирамиды, Мок пожертвовала несколькими часами сна и на следующий день села за штурвал совсем не отдохнув.

К счастью, следующей точкой была Саудовская Аравия, до которой на самолете из Египта было рукой подать. В аравийском аэропорту наземный персонал долго не верил, что Джерри не пассажирка и даже обшарили самолет в поисках пилота-мужчины. Далее ее путь пролегал через Пакистан, Индию и Таиланд. Джерри сильно жалела, что навязанная ей гонка отнимает у нее возможность посмотреть страны и города, в которых она приземляется, но отдать желанный титул сопернице не могла.

Из Таиланда Джерри вылетела на Гавайские острова, а уже оттуда через Тихий океан добралась в Калифорнию. Мок приземлилась в Окленде в том самом аэропорту, откуда 17 марта стартовала Смит. Осознав, что победа у нее в кармане, летчица согласилась сбавить обороты, выспалась и не торопясь полетела в Колумбус, по пути сделав три остановки в Кентукки.

17 апреля в аэропорту Колумбуса Джеральдину Мок встречала 5-тысячная толпа. От официальной делегации воздухоплавателей Америки Джерри узнала, что за 29 дней она преодолела свыше 36 тыс. километров и установила рекорды в 7 номинациях категории First, самый важный из которых звучал как «первая женщина, облетевшая весь земной шар в одиночку». К слову, соперница Джерри, Джоан Мерриам Смит, вернулась в США с отставанием от Мок на целых 3 недели.

Среди многих наград, которые получила Джерри, на особом месте, по ее признанию, стояла возможность полетать на сверхзвуковом истребителе в компании своего друга-военного. Послуживший верой и правдой самолетик Мок отдала в музей авиации, а полеты продолжила на новенькой Cessnа, которую ей презентовала компания – производитель самолетов. Впоследствии Джеральдина Мок выпустила несколько книг о своем кругосветном путешествии, в которых скромно называла себя «летающей домохозяйкой».

Тяга к приключениям не имеет ни пола, ни возраста, не верит в условности и стереотипы, навязанные обществом. Все, что нужно для того, чтобы отправиться в дальний путь, – это по-настоящему сильное желание и очень много упорства, ведь трудности порой начинаются задолго до старта. Однако непреодолимых препятствий не существует, если верить в себя и помнить старую мудрость: дорогу осилит идущий.