Эпоха приключений не уходит в небытие. С развитием технических возможностей и накоплением опыта количество путешествий через континенты, и даже вокруг всей планеты, только растет. Кто они – романтики современности? Что гонит их в путь, длина которому – окружность Земли? Какие препятствия возникают на их пути и как они их преодолевают?

Федор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 года на Азове, в селе Чкалово, Запорожской области Украинской ССР. Тягу к путешествиям и морю он унаследовал от своего отца. Филипп Михайлович Конюхов был потомственным рыбаком-помором – выходцем из российской народности, селившейся на берегах Белого Моря. Судьба свела Конюхова-старшего с бессарабской красавицей Марией. Пара поженилась и перебралась жить на берег Азова. Молодая семья поселилась в деревне – Филипп и Мария не боялись тяжелого труда в поле и на море. Как и большинство крестьянских семей, Конюховы имели много детей – двух дочек и трех сыновей. Федор с малых лет выходил с отцом на рыбалку в море, помогал править лодкой, вытаскивал сети и с упоением слушал рассказы и поучения Филиппа Михайловича о морском деле.

Внес свою лепту в формирование характера юного Федора и его дед. Михаил Конюхов в свое время был подполковником царской армии и служил в гарнизоне вместе со старшим лейтенантом Георгием Седовым – заядлым путешественником, состоявшим в Русском географическом, гидрографическом и астрономическом обществах. В 1912 году Седов загорелся желанием опередить Амундсена в покорении Северного полюса и в короткие сроки организовал экспедицию в Арктику. Михаил Конюхов и Георгий Седов были дружны – перед отправкой в экспедицию Седов оставил свой нательный крест Конюхову и наказал передать его тому мальчишке, который сможет покорить Северный полюс. Но отдавать нательный крест – да еще накануне такого опасного предприятия – плохая примета. Экспедиция Седова не смогла прорваться к полюсу, а сам ее руководитель умер в пути. Из 2000 километров, которые необходимо было преодолеть, было пройдено меньше 200. А крест Седова Михаил Конюхов передал своему внуку Федору.

Кругосветным принято называть такой вояж, при котором путешественник стартует из одного места и, пересекая все параллели, возвращается в него же. При этом принято различать Малое и Большое кругосветное путешествие. В первом варианте вояж совершается ближе к полюсу, где фактическое расстояние при пересечении всех параллелей меньше. Во втором, классическом, понимании кругосветки путешественники идут сквозь все параллели, как минимум дважды пересекая экватор. По самым скромным подсчетам это расстояние составляет не менее 37 тыс. км при движении по воде. Кругосветные путешествия обычно совершают по морю или по воздуху, хотя есть множество примеров путешествий с пересечением материков по земле. Со временем оборудование и технологии позволили любителям приключений путешествовать автономно – без пополнения запасов воды и еды. Это породило даже отдельную категорию подобных вояжей – безостановочное кругосветное путешествие.

Рассказы родных о приключениях и испытаниях, а также регулярные выезды на рыбалку очень скоро дали свои плоды. Противоположный, невидимый берег Азовского моря манил мальчика. Железная воля Федора Конюхова проявилась во всей своей мощи уже во время подготовки к первой «экспедиции». Будущий великий путешественник, помимо работ по хозяйству, стал активно заниматься футболом и легкой атлетикой. В течение нескольких лет он сосредоточенно осваивал профессиональную греблю и навыки хождения под парусом. Очень быстро у него появилась привычка спать на сеновале, которой он следовал даже в зимние месяцы. А в недолгие свободные часы мальчик зачитывался романами Жюля Верна. Свое первое путешествие 15-летний Федор совершил в одиночку, проплыв на весельной лодке от родного Чкалова в южном направлении через все Азовское море.

Этот опыт наглядно показал Конюхову, с какими трудностями может столкнуться путешественник-одиночка. Палящее солнце, ограниченные запасы еды и воды, напряженный физический труд, беспокойный сон и многое другое. Но вместе с этим юноша еще больше утвердился в мысли: путешествия – самое прекрасное, чем может заниматься человек.

Профессиональная подготовка

После окончания школы Федор долго не выбирал – уехал учиться в Одесское мореходное училище на специальность судовой механик. Много позже, в одном из своих интервью, Конюхов пояснит, что уже тогда довольно четко определил для себя те кондиции, которыми должен обладать путешественник. И умение справиться с поломкой техники самостоятельно, заведомо зная, что помощь не придет быстро, стало приоритетным направлением образования. Крестик Седова, переданный Федору дедом Михаилом, постоянно напоминал о подвиге отважного русского путешественника. Конюхов решил, что обязательно покорит Северный полюс, и ради этой затеи после окончания Одесской мореходки поступил в Ленинградское полярное училище на специальность штурман-навигатор.

Призыв на срочную военную службу Конюхов воспринял даже с некоторой радостью, ведь служить его определили на Балтику, в Калининградскую область. Однако служба на море оказалась омрачена ужасной дедовщиной, царившей в части. Свободолюбивый и непокорный характер юноши довольно скоро проявился в условиях постоянного хамского давления со стороны «дедов» – рядовой матрос Конюхов выплеснул на своего обидчика чан с горячим супом, нанеся тому ожоги головы, лица и плеч. Со стороны «дедов» Федору грозила страшная расправа, но заключение на гауптвахту уберегло его от мести дружков пострадавшего. А потом в его части объявился капитан 3 ранга, который вербовал добровольцев для участия в конфликте во Вьетнаме. Мол, ему были нужны смелые ребята, готовые по морю доставлять боеприпасы Вьетконгу. Конюхов ухватился за эту возможность, и капитан забрал его на боевой морской катер прямо с гауптвахты. Следующие 2,5 года Конюхов ходил на катере в Южно-Китайском море в составе спецотряда советских военных, снабжавшего боекомплектом Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама.

Но мечтательная натура путешественника восставала против тех ужасов, которые видел во Вьетнаме Конюхов. Как только подошел срок окончания его службы, он сразу же демобилизовался… и объявился в Бобруйске, где поступил в художественное ПТУ №15 по специальности резчик-инкрустатор. Творческое начало не могло не пробудиться в душе человека, выросшего на берегу моря и грезившего путешествиями. Впоследствии у Конюхова откроются и другие таланты – он будет успешным живописцем и писателем.

Большие путешествия

После окончания училища Конюхов наконец-то смог привести мысли в порядок и задуматься, что же делать дальше. Его занимал опыт мореплавания Витуса Беринга – и молодой Конюхов решил повторить его маршрут. Как и всегда, готовился Федор основательно – пошел на курсы яхтсменов и долго тренировался в управлении судном. А в 1977 году организовал и запустил свою экспедицию по следам Беринга – между побережьями России, США и Канады. По утверждению самого Конюхова, из-за «железного занавеса» он не мог по-настоящему отдаться путешествиям, будучи ограничен только советскими просторами. Понимая, что ему уготованы по-настоящему великие свершения, он, как и в детстве, стал готовиться к будущим испытаниям: продолжал посещать яхтенную школу, занялся также альпинизмом, долгое время провел на Чукотке, осваивая ходьбу на лыжах, езду на упряжках и возведение снежных иглу. В составе разных экспедиций он дважды ходил к Северному полюсу.

А в 1990 году, накопив богатый опыт и заручившись денежной поддержкой, Конюхов наконец-то смог осуществить давнюю мечту – дойти до Северного полюса. Он отправился покорять полюс на лыжах, с рюкзаком и нартами, гружеными снаряжением и провиантом. Путь был невероятно сложным, один раз Конюхов даже провалился под лед. Но спустя 72 дня он смог дойти – и стал первым в мире человеком, совершившим такой подвиг в одиночку.

Самое первое кругосветное путешествие совершила экспедиция под предводительством Фернана Магеллана. Экспедиция в составе 5 судов и около 300 человек экипажа стартовала 20 сентября 1519 года из порта Санлукар-де-Баррамеда. Спустя почти три года всего один корабль из всей флотилии – «Виктория» – прибыл в Испанию. На самом деле Магеллан не планировал идти вокруг земного шара, он преследовал экономически выгодные цели – разведывал западный путь к Островам Пряностей (Индонезия). Америка была открыта, но толком не изучена, поэтому мореходы и картографы считали, что на западе от Нового Света практически сразу должна начинаться Азия и острова. Магеллан решил пересечь Атлантику и поискать пролив в море за Америкой. В итоге он его нашел, обойдя континент с юга. Но каково же было удивление капитана и членов команды, когда вместо полоски суши они увидели перед собой поистине бескрайний океан.

На переход через Тихий океан морякам не хватило провизии – они переловили и съели всех корабельных крыс и питались кожаной обшивкой корабельных снастей, вымачивая ее в морской воде. Именно эти страдальцы дали Тихому океану такое название, так как за несколько месяцев плавания, на их счастье, не случилось ни одного шторма. Из покинувших порт трех сотен человек экипажа домой сумели добраться всего 18. Еще 18 потом разными путями добрались до Испании.

Примечательно, кстати, что первым человеком, обогнувшим земной шар, стал раб-переводчик Магеллана. В первый свой визит в Восточную Азию, задолго до кругосветки, Магеллан купил себе на местном рынке раба Энрике де Малаку. Магеллан забрал Энрике в Лиссабон, а потом, спустя годы, и в кругосветное плавание. На финальном отрезке пути, после прохождения Тихого океана, во время одной из швартовок, Энрике вдруг неожиданно для себя услышал родную речь – он вернулся домой, став первым человеком, обогнувшим землю.

Первая кругосветка

Сразу по возвращении из Арктики Конюхов смог реализовать свой давний план – совершить кругосветное плавание. Получив поддержку, он в 1990 году отправился в Сидней, где приобрел яхту «Караана», и после непродолжительного ремонта и переоснащения выдвинулся в путь, снова в одиночку. Добровольное «затворничество» путешественника усугублялось еще и тем, что он не планировал заходить в порты и сразу взял с собой на борт запас провизии и воды на несколько месяцев.

Испытание одиночеством и океаном оказалось сильнее, чем предполагал путешественник. Конюхов разговаривал с альбатросами, рыбами, дельфинами, китами; подолгу беседовал сам с собой. Одиночество было гнетущим, бескрайний океан – всесильным и пугающим. Дорога от Сиднея до мыса Горн – знаковой точки для всех яхтсменов мира, – а после вдоль экватора снова до Сиднея заняла 224 дня. Конюхов снова стал известен во всем мире, как человек, в одиночку совершивший кругосветное автономное плавание.

После путешествия Магеллана и начала бурной колонизации открытых земель появились способы и средства для новых кругосветных путешествий. Вокруг света плавали не только купцы или исследователи, но и пираты – Фрэнсис Дрейк, Томас Кавендиш и другие. Тяга к морским путешествиям, романтика океанов и новых земель, жажда наживы и многие другие мотивы толкали в путешествия самых разных людей. В том числе и женщин. Старая, как мир, история с переодеванием помогла в 1766 году француженке Жанне Барре поступить слугой к именитому ботанику Филиберу Коммерсону и вместе с ним войти в состав кругосветной экспедиции Бугенвиля. По одной версии, Жанна была любовницей Коммерсона, и он прекрасно знал, кого берет с собой в путешествие. По другой, о половой принадлежности Барре никто из участников похода не подозревал, пока на острове Таити аборигенки не признали в ней женщину. После разоблачения, произошедшего, к счастью, уже к концу пути, на Жанну совершались неоднократные насильственные покушения, в результате чего ее было решено высадить на острове Маврикий к востоку от Мадагаскара. До Франции она добралась на другом попутном судне в составе пассажиров, став, таким образом, первой женщиной, обогнувшей земной шар.

Горы Конюхова

На Земле, как всем известно, есть шесть частей света. А на каждой из них есть высочайшая точка. В Северной Америке это пик Мак-Кинли, в Южной – Аконкагуа, в Африке – Килиманджаро, в Азии – Эверест, в Антарктиде – массив Винсон, в Австралии и Океании – Пунчак-Джая и гора Костюшко, в Европе – Эльбрус или Монблан, в зависимости от того, где проводить границу материка. И, конечно же, покорение всех этих вершин и вхождение в «клуб Семерки» среди альпинистов считается одним из высших достижений.

Федор Конюхов получил «членский билет» в этом клубе за 5 лет. В 1992-м, дав себе совсем немного времени на отдых после возвращения из кругосветки и подготовку, он в одиночку взошел на Эльбрус. В том же году покорил Эверест. В 1995-м он высадился на берег Антарктиды и стартовал к Южному полюсу – снова в одиночку. Ему понадобилось меньше двух месяцев, чтобы добраться до самой южной точки планеты. Во время этой экспедиции он взошел на массив Винсон. За 59 дней похода он провел множество исследований и замеров: состояние покрова, радиационный фон, состояние организма в экстремальных условиях и другие. Вернувшись из экспедиции, он опубликовал ряд ценных научных работ по теме Антарктиды, удостоившись почетного членства в Русском географическом обществе. А уже в марте 1996 года Конюхов поднялся на Аконкагуа. В 1997 году путешественник покорил Килиманджаро и гору Костюшко, а на десерт – взобрался на гору Мак-Кинли, одну из самых сложных для альпинистов. Федор Конюхов стал первым альпинистом СНГ, который завершил программу «Семи вершин мира».

Путешественник-священник

В 2010 году уже немолодой и видавший виды путешественник решил, что пора бы и остепениться. У Конюхова всегда было особое, чуткое отношение к Богу и вере. Он не раз утверждал, что в своих одиночных путешествиях он никогда не остается один – вокруг всегда кто-то есть. Горы, моря, восходы, закаты, киты, дельфины, медведи, птицы, а особенно – Господь Бог и святые, которые помогают ему в пути. Когда помощи ждать неоткуда и на многие мили вокруг безбрежный и пустынный океан, единственное, на что остается уповать, – это силы небесные.

В одном из интервью он обмолвился: слишком мало времени осталось, чтобы помолиться. 40 лет осознанной жизни отдано путешествиям, настал час посвятить себя Богу. К 2010 году он окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и 22 мая принял сан иподиакона, а 23 мая – дьякона Русской Православной Церкви Московского патриархата. Служить он отправился на свою малую родину – в Запорожскую область. А уже 19 декабря того же года епископ Запорожский и Мелитопольский Иосиф (Масленников) рукоположил Федора Конюхова в сан священника, приписав его к Запорожской епархии Русской Православной Церкви.

Добрый и отзывчивый священник Конюхов пришелся по нраву братии и пастве. Не сказать, что размеренная жизнь в молитвах и проповедях его стала тяготить, но все-таки совсем отказаться от путешествий Конюхов так и не смог. Уже в 2012 году он стал планировать новые свершения, без которых, по собственному признанию, уже не мог жить.

Великий белый флот США стал первой военной флотилией, обогнувшей земной шар. Это случилось в годы правления Теодора Рузвельта. Подготовка путешествия велась очень тщательно, ведь в него вкладывался глубокий практический и политический смысл. Соединенные Штаты таким образом тестировали возможности своего флота по преодолению океанов. Кроме того, США подавали четкий сигнал признанным морским державам того времени – в первую очередь Японии, разгромившей при Цусиме российский флот, – что располагают возможностями для развертывания флотилии в любой точке мира. Вместе с этим США красной нитью провели мысль о том, что кругосветный поход военных кораблей – исключительно мирная акция, направленная на демонстрацию не столько мощи, сколько доброжелательности и налаживания межгосударственных связей. Все суда эскадры были выкрашены в белый – цвет мирного времени. Всего в экспедиции приняли 16 военных кораблей США. При проходе вдоль североамериканского побережья эскадру вели корабли сопровождения, и это зрелище было поистине впечатляющим. Плавание началось 16 декабря 1907 года с восточного побережья США. Панамского канала в то время еще не существовало, поэтому флотилия прошла стандартным многовековым путем – через Магелланов пролив, обойдя Южную Америку. Затем корабли пришвартовались на западном побережье США, и после торжественного бала для моряков направились на запад. Эскадра посетила Австралию, Индонезию, Филиппины, Японию, прошла через Индийский океан до Персидского залива, побывала в Средиземном море и благополучно вышла в Атлантику через Гибралтар. 22 февраля 1909 года корабли триумфально вернулись на базу в США.

На веслах через Тихий океан

На излете 2012 года священник-путешественник анонсировал свое следующее амбициозное мероприятие – экспедиция через Тихий океан на веслах, в полностью автономном режиме, без захода в порты и пополнения припасов. Лодка для этого путешествия была изготовлена в Великобритании, неподалеку от города Ипсвич. Проектировщиком выступил Филипп Моррисон, тот же инженер, который строил лодку «УРАЛАЗ» для предыдущего предприятия Конюхова – весельного пересечения Атлантики. В отличие от «атлантической» лодки, «тихоокеанская» модель увеличилась на 2 м в длину – до 9 м. Ширина при этом составила 1,6 м. За счет использования углеволокна удалось уменьшить вес судна, что позитивно сказалось на его грузоподъемности. Новую модель лодки для океанских плаваний назвали Тургояк. Примечательно, что в проектировании, строительстве и оснащении лодки принимал участие и Чарли Питчер – заядлый английский путешественник. И более того: Чарли Питчер является рекордсменом по пересечению Атлантики на веслах – в 2013 году он прошел путь между континентами за 35 дней. К созданию лодки приложил руку и другой известный мореплаватель – Саймон Чак. Он выступает организатором тихоокеанских гонок на веслах и сам не единожды пересекал Атлантику.

На подготовку похода ушел год. 14 декабря 2013 года Федор Конюхов сел в снаряженную лодку в чилийском порту Конкон и отбыл в плавание под рукоплескания толпы зрителей. Однако первый старт оказался неудачным – практически сразу дали сбой бортовые аккумуляторы. Конюхов вернулся в порт. После устранения неисправности состоялся второй старт – 22 декабря Конюхов отплыл в направлении Австралии. В его планах было пересечь Тихий океан по прямой линии и финишировать в районе Брисбена. В трюмах его лодки содержался запас провианта и воды на 8 месяцев. Расчетное время путешествия составляло при этом до 200 дней.

Автономное плавание – вещь очень опасная. На всем пути следования не приходится рассчитывать ни на кого, кроме себя. Конечно, всегда есть вариант экстренной связи со спасателями или аварийная остановка на каком-нибудь острове по пути. Но тогда чистота эксперимента по испытанию собственных сил окажется нарушенной, и все путешествие потеряет такой пьянящий азарт. Однако знаменитому путешественнику-одиночке давно уже было не привыкать к режиму «соло». 60-летний Федор Конюхов большую часть пути питался два раза в день, экономил воду за счет опреснителя, спал несколько раз в сутки по 20 минут, а все остальное время безостановочно работал веслами.

Федор Конюхов благополучно пересек Тихий океан за 159 дней. В Брисбене его встречала целая толпа знакомых, друзей и родственников. Первые шаги по суше дались морскому волку с трудом – его шатало из стороны в сторону, по инерции от живого дыхания океана. На пресс-конференции, собранной по случаю завершения этого плавания, Федор Конюхов рассказывал о своей встрече с пятью китами, о косяках летучих рыб, запрыгивающих в лодку, о пределе человеческих возможностей и о том, как выйти за эти пределы. Конюхов отметил, что во время путешествия он чувствовал себя по большей части хорошо, несмотря на периодическое ухудшение здоровья от тяжелейших нагрузок. А вот после завершения такого трудного предприятия и сошествия на берег, по его признанию, в душе стало как-то пусто…

Планы

Удивительный, добрый, отзывчивый романтик Федор Конюхов в свои 60 с лишним лет продолжает активно путешествовать по земле, воде и воздуху. В его копилке достижений – 5 кругосветных плаваний, 17 пересечений Атлантики (одно из которых на весельной лодке), покорение Тихого океана, семи вершин мира и пяти полюсов планеты (Северный и Южный географические полюса, Северный и Южный полюса недоступности, полюс яхстменов – мыс Горн на южной оконечности Южноамериканского континента). Он написал свыше 3 тыс. картин и издал 9 книг о своих путешествиях. Он заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму, член Союза художников СССР, Союза писателей России и Союза журналистов России, академик Российской Академии художеств. У Федора Конюхова замечательная жена Ирина, дочка и два сына, один из которых, Оскар, занимает пост исполнительного директора Всероссийской федерации парусного спорта, а также пятеро внуков. Родные с пониманием относятся к страсти главы семьи и каждый раз напряженно следят за его экспедициями.

А путешественник-одиночка Федор Конюхов не собирается останавливаться на достигнутом. Сейчас ему 64 года, и следующее его предприятие – кругосветный полет на воздушном шаре, который повторит путь Стива Фоссета, облетевшего земной шар в 2002 году. Конюхов, как обычно, ставит амбициозные цели – он планирует обогнуть Землю на аэростате всего за 2 недели.