В былые века слава Австрийской и Австро-Венгерской империй гремела на весь мир. Причем не только на политических или военных аренах, но и в мире искусства. Здесь, под покровительством Габсбургов, творили такие известные композиторы, как Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Франц Йозеф Гайдн и Иоганн Штраус – младший. Благодаря им Вена в XVIII – XIX веках даже получила титул столицы европейской классической музыки. Не меньшей известностью у современников пользовались и венские балы в придворной опере.
Без внимания не оставались и другие виды искусства. Богатые художественные коллекции австрийского императорского двора во второй половине XIX столетия стали основой для одного из самых представительных собраний мира – Музея а в Вене. И пусть по прошествии лет Австрия утратила статус великой империи – статус центра европейской культуры навсегда остался при ней. Каждый год тысячи туристов со всех уголков земного шара приезжают сюда, чтобы насладиться прекрасной архитектурой австрийских городов, провести вечер в знаменитой Венской опере и своими глазами увидеть шедевры мировой живописи.
Музейный вопрос
Во второй половине XIX века император Франц Иосиф I отдал распоряжение о расширении Вены. Знаменитый декрет 1857 года – «Это моя воля» – приказывал разобрать старые городские стены и засыпать ров, а на их месте проложить улицу Рингштрассе так, чтобы она опоясала центральный район столицы и продемонстрировала величие Габсбургов и Австрийской империи. Декрет императора определял даже размер Рингштрассе (по образу широких бульваров в Париже) и строительство новых зданий на нем, в которых планировалось разместить богатые художественные коллекции и огромные собрания природных редкостей Габсбургов. Работы над ними возглавили барон Карл фон Хазенауер и Готфрид Земпер.
Второй к тому времени успел не только снискать славу талантливого архитектора, по проекту которого были возведены королевский театр и картинная галерея в Дрездене, но и покинуть столь любимый им город и Саксонию навсегда. Причиной этого стало активное участие Готфрида Земпера и его друга Рихарда Вагнера – убежденных республиканцев – в Дрезденском майском восстании 1849 года. В состав временного правительства Земпер, правда, не вошел, так как не мог нарушить принесенную королю клятву верности, однако, будучи членом дрезденского муниципального совета, дал разрешение на строительство баррикад. Восстание было подавлено, и саксонское правительство издало декрет о розыске «демократов первого класса» и «главных зачинщиков». Земпер к тому моменту уже был на юге Германии. Оттуда он перебрался во Францию, затем – в Англию, а после, поддавшись влиянию своего друга Вагнера, переехал в Швейцарию. Несмотря на уже признанный авторитет Земпера как архитектора, серьезных заказов он не получал. Если, конечно, не считать поручения саксонского короля Иоганна отстроить заново королевский театр в Дрездене – первое здание стало жертвой сильнейшего пожара в сентябре 1869 года. Однако и здесь мастер лишь создал новый проект и переслал его по почте. Строительными работами руководил его старший сын Манфред, которого отец консультировал посредством писем. Сам Готфрид в Дрезден так и не вернулся.
К тому времени, как в Вене поднялся так называемый «музейный вопрос», Земпер уже жил в Цюрихе и занимал должность профессора архитектуры в новом Политехническом институте, построенном, к слову, по его разработкам. Можно сказать, что после достаточно тяжелого периода в его жизни наконец наступила светлая полоса: лекции пользовались невероятной популярностью у слушателей изо всех уголков Европы, а жалование позволило Готфриду перевезти в Цюрих свою семью, которая до этого момента оставалась в Саксонии. Едва ли не единственным, что печалило архитектора тогда, было то, что большинство его проектов уходили в стол. И именно в это время Земпер получил заказ от императора Франца Иосифа I.
Во главе многонациональной державы Габсбургов Франц Иосиф I (1830–1916) оказался уже в 18 лет, когда его дядя Фердинанд I в ходе Австрийской революции 1848 года отрекся от престола, а его отец эрцгерцог Франц Карл отказался от права наследования в пользу сына. Несмотря на свой юный возраст, Франц Иосиф славился своим консерватизмом. Сам он называл себя «последним монархом старой школы» и все годы правления отличался простотой в быту. Он так и не провел во дворец телефон, а на электричество согласился лишь после долгих уговоров.
Также император был известен своей верностью придворному этикету и традициям. После того как в 1867 году мексиканские республиканцы расстреляли его родного брата Максимилиана, провозглашенного императором этой страны, Франц Иосиф I почти 50 лет, до конца своих дней, не принимал посланников из Мексики. А когда его сын погиб при обстоятельствах, похожих на самоубийство, всем европейским монархам он написал о «случайном выстреле на охоте», но римскому папе Льву XIII сообщил то, что ему казалось правдой: кронпринц Рудольф покончил с собой.
Франц Иосиф I был жаворонком – рано вставал и рано ложился спать. И в наши дни нередко шутят, что в Австрии, Венгрии и Чехии активная жизнь в городах начинается и замирает раньше именно потому, что монарх за почти 70 лет правления приучил к своему режиму всю империю.
Земпер взялся за работу с нескрываемым энтузиазмом и в 1869 году представил проект огромного Императорского форума. Согласно плану зодчего, после реконструкции Хофбурга, зимней резиденции австрийских Габсбургов и основного места пребывания императорского двора в Вене, рядом с ним должны были появиться два музея, новый театр, манеж и монумент австрийской императрицы Марии Терезии. Все сооружения предполагалось выполнить в стилистике венского барокко, роскошь которого служила бы прославлению императорского двора. И даже больше: Земпер связал ось Хофбурга с древнеримской Виндобоной (поселением на территории современной Вены, где некогда находился дворец римского наместника в австрийских землях, в котором умер император Марк Аврелий), чтобы подчеркнуть символическую связь австрийских императоров с императорами Древнего Рима. Конечно же, все это льстило Францу Иосифу I.
К сожалению, столь масштабный проект Земпера, как и многие другие, остался не полностью воплощенным в жизнь. Но именно благодаря ему перед Хофбургом появились здания двух придворных музеев и королевского театра.
В 1871 году Готфрид Земпер переехал в Вену, чтобы вместе со своим австрийским коллегой бароном Карлом фон Хазенауэром руководить строительством. Однако совместная работа двух архитекторов обернулась постоянными спорами, и в 1876 году Земпер принял решение прекратить свое участие в проекте. Так что заканчивать возведение двух белоснежных музеев-близнецов фон Хазенауэру пришлось в одиночку. Работы завершились уже к 1889 году, а в 1891-м состоялось торжественное открытие Музея а и Музея естествознания. И близнецами их называют не просто так – с первого взгляда можно и не найти различия между стоящими друг напротив друга зданиями. Но все же они есть: музеи рознятся статуями на фасадах.
Музей естествознания образует единый величественный комплекс с Музеем истории искусств и памятником императрице Марии Терезии в центре площади. Здание было построено специально для размещения в нем природных экспонатов из коллекции Габсбургов. На данный момент музей является одним из крупнейших музеев Австрии и одним из самых значимых в мире. Здесь в 39 залах представлено множество знаменитых и уникальных предметов. Например, Венера Виллендорфская и Венера Гальгенбергская, возраст которых превышает 20 тыс. лет.
Наследие Габсбургов
К концу XIX века Европа уже знала примеры создания музеев на основе богатых коллекций монархов – именно так появились на свет Дрезденская галерея или Эрмитаж. И Франц Иосиф I не собирался оставаться в стороне, тем более что императорскому дому Габсбургов было чем похвастаться перед мировой общественностью.
Принято считать, что основу коллекции современного Музея истории искусств заложил еще Максимилиан I (1459–1519), период правления которого был ознаменован расцветом гуманистического движения. Император оказывал активную поддержку деятелям искусства, ученым и философам. Именно при нем было составлено собрание портретов, иллюстрирующее генеалогию древнего рода Габсбургов.
Среди преемников Максимилиана I, продолживших его начинания, отдельно стоит упомянуть эрцгерцога Фердинанда II (1529–1595) и императора Рудольфа II (1552–1612), активно пополнявших коллекцию новыми художественными полотнами. Так, и Фердинанд II в своем замке Амбрас в Тироле, и Рудольф II во время проживания в Пражском Граде основали «кабинеты редкостей», или кунсткамеры. Собрание Фердинанда II занимало несколько комнат с 20 шкафами-кабинетами, в которых были тщательно разложены по категориям драгоценные камни и ювелирные изделия, древние рукописи, предметы из бронзы, фарфора и дерева, монеты и медали, этнографические редкости, музыкальные и научные инструменты. Часть его коллекции и в наши дни украшает замок Амбрас и доступна для посетителей.
Кунсткамера Рудольфа II была одной из первых и крупнейших в Европе. Император не только рассылал эмиссаров по всему миру в поисках редкостей, но и окружал себя людьми, способными создавать шедевры. В сферу его интересов попадало все интересное и необычное, что могли предложить природа и человек. Его коллекция включала минералы и раковины; медали, монеты и оружие; экзотические вещи из Америки и Индии; всевозможные астрономические инструменты и часы; древние бюсты, скульптуры и камеи. Кроме того, Рудольф II был обладателем богатейшей библиотеки и приблизительно 800 художественных полотен. К сожалению, после смерти монарха, во время Тридцатилетней войны, его cj,hfybt сильно пострадало от грабежей, а ее предметы стали достоянием других «кабинетов древностей». Однако лучшая часть их все же была вывезена в Вену.
Нельзя обойти стороной и еще одного представителя императорского дома – эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского (1614–1662), руководившего Южными Нидерландами и Фландрией. За время своего правления ему удалось собрать обширную коллекцию живописи, основу которой составили полотна нидерландцев и венецианцев XVI века. Увлечению эрцгерцога способствовало личное знакомство с некоторыми современными ему мастерами кисти и нахождение в Брюсселе крупного художественного рынка. Все свое собрание Леопольд Вильгельм Австрийский вывез в Вену.
Значительным вкладом в собрание будущего Музея истории искусств стала и картинная галерея принца Евгения Савойского (1663–1736), после его смерти пополнившая коллекцию Габсбургов.
Искусство и политика
Вена по праву гордится уникальной, имеющей мировое значение коллекцией полотен нидерландских мастеров XV – XVI веков. В Музее истории искусств представлены картины выдающегося художника эпохи раннего Возрождения Яна ван Эйка, основоположника ранней нидерландской живописи, и его коллеги Рогира ван дер Вейдена. Здесь же можно увидеть работы Иеронима Босха, одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусства, и Рембрандта, великого мастера светотени. А кроме них – полотна Антониса Мора, Мабюза, Гертгена тот Синт Янса, Яна ван Скореля. И, конечно же, Музей истории искусств привлекает ценителей со всех уголков земли наиболее полным в мире собранием работ Питера Брейгеля Старшего. В Вене находится примерно треть всех известных ныне полотен художника, включая «Вавилонскую башню», «Крестьянскую свадьбу», «Крестьянский танец», «Битву Масленицы и Поста», «Путь на Голгофу».
«Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего, хранящаяся в Музее истории искусств в Вене, – не единственная картина, созданная художником на этот сюжет. Известно как минимум еще одно полотно, датированное тем же годом, хотя эксперты продолжают вести споры о том, какая из работ появилась первой. Но очевидно, что картины были написаны после визита Брейгеля Старшего в Рим в 1553 году – в обеих его «Вавилонских башнях» легко узнается Колизей с характерными для него чертами типично римской архитектуры.
Второе полотно сейчас хранится в одном из крупнейших музеев Нидерландов, в городе Роттердаме. По размерам оно меньше, чем то, что находится в Вене, и потому его принято называть «Малой Вавилонской башней». Эта картина выполнена в более темной цветовой гамме и оттого выглядит довольно мрачной.
Но и это не все. В Дрезденской картинной галерее есть вариант «Вавилонской башни» еще меньшего формата. Так что искусствоведы не отрицают, что художник, увлекшись столь популярным сюжетом, мог написать даже больше трех экземпляров. Тем более что в архивах имеются поручительные документы одного из антверпенских купцов, датированные 1565 годом, в которых упоминается еще одна «Вавилонская башня» Брейгеля.
И такое положение дел неудивительно: Австрийскую империю и Нидерланды связывает немало страниц общей истории. Так, многие полотна, составившие впоследствии золотой фонд музея в Вене, приобрел уже упомянутый выше эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский во время своего правления в Южных Нидерландах и Фландрии. Живопись второй, к слову, представлена в картинной галерее не менее ярко – картинами Рубенса, Антониса ван Дейка, Франса Снейдерса и их современников.
А вот отношения Австрийской империи с французскими монархами веками были натянутыми. И это самым непосредственным образом отразилось на художественных коллекциях музея. Искусство Франции представлено отдельными и не самыми выдающимися полотнами, так что представления о нем как о целостном явлении здесь получить не удастся. Причем касается это не только мастеров, творивших в XV – XVI веках, но и более поздних французских живописцев. И в этом Музей истории искусств заметно проигрывает некоторым из своих собратьев – например, Эрмитажу в Санкт-Петербурге.
Второе слабое место – работы английских художников. Но вот это как раз типичное явление для большинства музеев мира, кроме разве что галерей США и самой Великобритании.
Зато поклонников итальянской школы ждет в Вене немало приятных моментов. Эта страна представлена в музее лучшими произведениями практически всех художественных стилей, начиная от раннего Возрождения. Залы галереи украшают работы Перуджино и Рафаэля, Джорджоне и Тициана, Лоренцо Лотто и Джузеппе Арчимбольдо, Морони и Караваджо, Бернардо Строцци и Бернардо Беллотто. И это только некоторые из гениев мировой живописи, чьи полотна хранятся в Музее истории искусств. Что интересно, только здесь можно увидеть ювелирные шедевры выдающегося итальянского мастера Бенвенуто Челлини – ни на его родине, ни во Франции они не сохранились.
Такое капитальное собрание работ итальянских художников в Вене объясняется просто. Северные земли современной Италии достаточно долгое время входили в состав Австрии, и многие живописцы, скульпторы, ювелиры, архитекторы, музыканты, актеры работали в разных городах Австрийской империи. Так что с приобретением произведений искусства проблем не было, а некоторые из них и вовсе подносились в дар правящему двору. Как итог – в Вене накопилось такое количество ценнейших художественных полотен живописцев из Италии, что правительство страны-соседки инициировало процесс обмена с целью вернуть на родину хотя бы часть картин, являющихся национальным культурным достоянием.
Добро пожаловать!
Широкой общественности сокровища Габсбургов были открыты при Марии Терезии, известной, кроме всего прочего, своей заботой о процветании наук и искусства. Однако идея собрать вместе разрозненные коллекции различных представителей династии принадлежала ее предшественнику – последнему потомку Габсбургов по прямой мужской линии – Карлу VI (1685–1740). Его стараниями в начале XVIII века в Вену были доставлены многочисленные предметы из различных фамильных замков, а также богатейшие собрания Фердинанда II и Леопольда Вильгельма Австрийского. Для размещения огромной коллекции была проведена масштабная реконструкция венского Шталльбурга, сейчас являющегося частью Хофбурга. Организация экспозиции подчинялась барочным принципам, то есть во главу угла были поставлены эстетизм, роскошь и эффектность представления предметов.
Полвека спустя подобный стиль экспозиции коллекции выглядел устаревшим, да и эпоха Просвещения требовала от музеев не просто демонстрировать исторические и художественные ценности, но и нести в себе образовательный элемент. Потому Мария Терезия, решив перенести экспонаты в новое здание, Верхний Бельведер, поручила сгруппировать их по географическому и хронологическому признакам. И более того, к открытию галереи в 1781 году был создан общедоступный каталог на немецком и французском языках, в котором доступно объяснялись принципы расположения картин. Эти же принципы организации легли в основу формирования экспозиции появившегося позже Музея истории искусств.
Бельведер в Вене был построен Лукасом фон Гильдебрандтом в начале XVIII века как летняя резиденция для принца Евгения Савойского. Дворцовый комплекс в стиле барокко состоял из Верхнего и Нижнего Бельведеров, которые вместе с разбитым вокруг садом составляли единый великолепный ансамбль. Позже, уже после смерти принца, дворцы выкупила Мария Терезия.
С этим ансамблем связано немало исторических событий. В Нижнем Бельведере жили члены королевской семьи, бежавшие от Великой французской революции. В Верхнем, кроме прочего, в 1955 году была подписана Декларация независимости Австрии. Там же до строительства Музея истории искусств находилась императорская коллекция живописи. Сегодня же в его стенах находится собрание Австрийской галереи XIX – XXI веков. Именно здесь хранятся наиболее известные работы Густава Климта, Эгона Шиле, Оскара Кокошки, художников периода Бидермейер, а также наших современников.
К слову, сам музей также можно считать произведением искусства. При украшении его интерьера архитекторы и заказчики не поскупились ни на редкие сорта мрамора и гранита, ни на бронзу с позолотой. Причем изысканное внутреннее убранство здания покоряет с первых шагов по парадной лестнице, украшенной белоснежными статуями и черными колоннами с золочеными капителями. Здесь стоит остановиться и посмотреть вверх, чтобы по достоинству оценить высокий восьмигранный купол с великолепной фреской, выполненной в духе итальянского Возрождения. Изображенные на ней великие художники – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан и многие другие – словно предвосхищают парад шедевров, который ждет каждого из посетителей в залах музея. Причем картинная галерея – его ядро, сердце – далеко не единственное, что может привлечь визитеров.
На первом этаже Музея истории искусств расположилась одна из старейших в мире коллекций древнеегипетских ценностей, включающая скульптуры разных периодов истории государства. Интерьер залов стилизован под убранство египетских храмов и усыпальниц и представляет собой идеальный фон для демонстрации различных каменных статуэток, бронзовых и деревянных изделий, саркофагов, а также многочисленных украшений и папирусов Древнего Египта.
Отдел античного искусства представлен многочисленными собраниями ценностей этрусских, древнегреческих и римских времен. Скульптуры, украшения, медали и монеты – все это было найдено во время научных экспедиций в разные века. Одним из самых ярких экспонатов отдела можно считать ониксовые камеи Птолемея с портретами Птолемея II и Арсинои. Кроме того, здесь можно увидеть выставку ювелирных предметов эпохи Великого переселения народов.
Есть в Музее истории искусств и своя кунсткамера, и своя нумизматическая коллекция – причем одна из пяти крупнейших в мире. Собрание монет, купюр, акций, орденов, медалей и других знаков отличия насчитывает около 700 тыс. экспонатов.
Коллекция Музея истории искусств уже давно вышла за рамки одного здания, однако ее основная часть – самая важная и ценная, ее сердце – находится именно на Рингштрассе. И галерея с честью проходит через самые серьезные испытания. Так, во время Второй мировой войны здание музея серьезно пострадало, но было восстановлено практически сразу после ее окончания. Так что картины и другие предметы искусства, предусмотрительно эвакуированные из него еще в самом начале событий, вернулись на свое место.
Все время своего существования галерея шагает в ногу с эпохой, оперативно реагируя на потребности посетителей. Неудивительно, что в стенах музея всегда людно. Но стоит лишь отправиться в путешествие по его залам, как вам начнет казаться, что вы остались один на один с уникальными шедеврами мирового искусства.