Если выбрать на карте мира практически любое большое государство, то окажется, что на его территории есть регион, область или штат, мечтающие о суверенитете. Причины для этого могут быть самые различные – от этнических до экономических. Правда, на практике нередко оказывается, что для большинства независимость гораздо привлекательнее выглядит именно в мечтах, в теории – как некая великая и объединяющая идея. А вот процесс воплощения этой идеи в жизнь во многом утрачивает свою заманчивость. И неудивительно: обретение суверенитета означает не только новые свободы, но и новые обязанности. А еще разрушает большое количество старых, отлаженных как минимум десятилетиями политических и экономических связей. В общем, таит в себе немало забот и неизвестностей, а потому пугает.

Яркий пример – Шотландия. Казалось бы, к выходу из состава Соединенного Королевства она стремилась давно и делала для этого все возможное. Движение за независимость с каждым годом только крепло внутри страны, но на референдуме 2014 года шотландцы проголосовали за сохранение статус-кво. Нет, националисты, конечно же, от своих идей не отказались и даже вдохновили своим примером коллег из Уэльса, которые теперь поверили, что независимость от официального Лондона возможна, и решили активнее действовать в этом направлении. Вот только пока к свободному плаванию готовы меньше половины граждан Шотландии. Остальные предпочитают двигаться прежним курсом в составе Соединенного Королевства.

Примеры обратного – настойчивой и методичной борьбы за свою независимость, которая в итоге заканчивается появлением нового государства, – встречаются в современной истории гораздо реже. Однако это не значит, что их нет совсем. И не исключено, что в самое ближайшее время мы станем свидетелями изменения карты мира и возникновения на ней новой страны – Каталонии.

Барселона. Вызов брошен

                9 ноября 2015 года парламент Каталонии, большинство мест в котором после сентябрьских выборов занимают сторонники суверенитета, утвердил резолюцию о независимости региона. Решение о том, что парламент должен принять «все необходимые меры, чтобы начать демократический процесс полного, непрерывного и мирного отделения от испанского государства», поддержали 72 из 135 депутатов. Тогда же была утверждена и «дорожная карта» с перечнем мер, необходимых для выхода Каталонии из состава Испании. Документ, составленный, конечно же, на каталонском, предполагает, что в ближайшие 30 дней будут рассмотрены «законопроекты, касающиеся конституционного процесса, социального обеспечения и государственного финансирования». Всего же на формирование правительства, государственных структур, подготовку текста конституции, проведение референдумов и ряд других забот отведено полтора года.

                К слову, дата рассмотрения резолюции была выбрана не случайно. Ровно год тому – 9 ноября 2015-го – в Каталонии прошел опрос населения о суверенитете. В бюллетенях тогда значились два вопроса: «Хотите ли Вы, чтобы Каталония стала государством?» и «Если да, то хотите ли Вы, чтобы Каталония стала независимым государством?». Значительное число проголосовавших (больше 80%) дважды ответило положительно. «Нет» на оба вопроса ответили только 4,5% каталонцев.

                Вообще-то, в тот день должен был пройти не символический опрос, а полноценный референдум, однако в дело вмешался официальный Мадрид и практически наложил вето на мероприятие, назвав его противоречащим конституции Испании. Так что лидеру автономии Артуру Масу и его коллегам-сепаратистам пришлось искать альтернативу. И пусть проведенный опрос не имел юридической силы (его Мадрид также назвал нелегитимным), он все же ярко продемонстрировал настроение жителей Каталонии. Не менее яркой была и их реакция осенью прошлого года на запрет Конституционного суда провести в регионе референдум по образцу того, что состоялся в Шотландии. Сотни тысяч каталонцев вышли на демонстрацию и выстроились в колонну в форме буквы V на главных улицах Барселоны.

                К многотысячным манифестациям Каталонии привыкать не приходится. Борьба за независимость имеет в регионе многовековые традиции. По сути, за свои права и свободы каталонский народ начал бороться сразу же, как их утратил, – то есть с начала XVIII века. Но первый серьезный успех был достигнут лишь в 1979 году, когда Каталония получила статус автономии. В 2006-м она смогла расширить свою финансовую самостоятельность. Однако в 2009-м в регионе вновь зазвучали разговоры о необходимости получения полного суверенитета. В 2012-м разговоры превратились в массовые манифестации – с требованием предоставить Каталонии независимость на улицы вышло больше миллиона человек.

                В мае 2015 года правительство Каталонии подняло вопрос о необходимости создания собственных представительств за рубежом. Эти меры, в частности, были включены в стратегический план внешнеполитической деятельности на 2015 – 2018 годы. К слову, автономия уже располагает подобными структурами в Брюсселе, Риме, Париже, Вене, Берлине, Лондоне и Вашингтоне.

                В мае этого года многочисленные СМИ рассказали о скандальном конфузе, в центре которого оказался председатель Европейского парламента Мартин Шульц. После ему даже пришлось приносить извинения испанским парламентариям. А дело все в том, что в ряде официальных бумаг Европарламента Каталония «получила» статус государства. Ошибка, как можно догадаться, для испанской стороны была принципиальной. Неудивительно, что заметил ее именно депутат этой страны и незамедлительно выступил с заявлением: «Необъяснимым образом в ежегодных программах, которые распространяет Европарламент и где фигурируют контакты национальных парламентов 28 стран-членов, в случае с Испанией включены данные парламента Иберийской Каталонии в такой форме, что создается впечатление, что этому региональному парламенту придается статус национального уровня». Так что Мартину Шульцу не оставалось ничего иного, как провести расследование и согласиться, что упрек был небезосновательным. «Это представляет собой серьезную ошибку, которая может иметь тяжелые политические последствия и достойную сожаления дискриминацию в отношении других испанских и европейских регионов», – признал председатель Европейского парламента на встрече с журналистами.

Мадрид. Вызов принят

                Но все дело в том, что провозгласить себя суверенным государством в одностороннем порядке Каталония не может. На это требуется официальное согласие испанского правительства. И Мадрид пользуется этим с завидной регулярностью. Вот и сейчас реакция на принятую парламентом Каталонии резолюцию была однозначной. Председатель правительства Испании Мариано Рахой назвал документ «вызовом закону, правовому государству и демократии», а также подчеркнул: «Если продолжит нарушаться закон, то правительство ответит твердо и пропорционально. Я не позволю, чтобы некоторые уничтожили рамки совместного существования между нами. Я защищаю права испанцев и равенство их всех. Что такое Испания – решают все испанцы, а не несколько испанцев».

                Кроме того, Мариано Рахой 11 ноября провел экстренное заседание совета министров, чтобы обсудить «каталонский вопрос». И решение, принятое испанским правительством, неожиданностью ни для кого не стало: в Конституционный суд Испании был подан иск, требующий признать резолюцию парламента Каталонии о начале процесса обретения независимости незаконной.

Суд принял иск правительства Мариано Рахоя к рассмотрению. А это означает, что действие резолюции должно быть заморожено на срок до пяти месяцев, пока не будет вынесен вердикт. Вот только Каталония в ответ на заявление суда ответила, что ни на секунду не собирается отказываться от своих планов по достижению независимости от властей Мадрида, а потому продолжит работу в четком соответствии с принятой «дорожной картой». И, скорее всего, именно так она и поступит. Сепаратисты и центральная власть поддерживают подобный формат общения не первый год, так что правила игры каждой из сторон известны до мелочей. Каталонцы предпринимают какой-либо шаг на пути к суверенитету – Рахой пользуется своим конституционным правом признать действие автономии незаконным. Каталонцы делают следующий шаг. Вот только с каждым разом их намерения выглядят все более и более серьезными и решительными.

Если кратко описать события последних лет, то можно сказать, что Каталония на данный момент представляет собой ярко выраженный случай массового движения за независимость, имеющего для этого вполне серьезные основания, который сталкивается с откровенно негативной реакцией со стороны центральной власти. И с очень большой вероятностью Конституционный суд Испании в очередной раз поддержит правительство Мариано Рахоя и вынесет решение о незаконности действий сепаратистов. Вот только вряд ли парламент Каталонии согласится с этим решением. И, к сожалению, большинство экспертов, пристально изучающих данный вопрос, в обозримом будущем не видят путей демократического решения данной проблемы.

Однако есть и другой момент: 20 декабря в Испании пройдут парламентские выборы. И надо сказать, рейтинг Народной партии, которую и возглавляет Рахой, сейчас не настолько высок, как раньше. Так что вряд ли кто-то сможет с уверенностью заявить, что правоцентристы и дальше останутся у власти. С другой стороны, в Мадриде, пожалуй, не найдется ни одной из числа крупных партии, которая поддерживала бы отделение Каталонии от Испании. В этом вопросе большинство политиков как раз на стороне Рахоя, утверждающего, что в «каталонском вопросе» речь идет ни много ни мало о защите всей страны: «Мы говорим о соблюдении суверенитета нации. Это то, что некоторые ставят под вопрос. Они пытаются поставить под вопрос целостность Испании. Но этот суверенитет принадлежит всему народу Испании».

Правда, проигрыш Народной партии и приход к власти их основных конкурентов – Испанской социалистической рабочей партии, которая с 2011 года находится в оппозиции – может привести к некоторому потеплению в отношениях центра и автономии. По мнению социалистов, для снижения градуса напряженности необходимо пойти на уступки националистам и, вполне вероятно, провести конституционную реформу, чтобы начать движение к федерации. По крайней мере, они точно против радикальных способов решения проблемы. А именно – использования 155 статьи Конституции Испании, что позволяет правительству напрямую вмешаться в дела Каталонии и распустить ее парламент. Хотя бы потому, что это с вероятностью 100% станет причиной открытого конфликта внутри государства.

                Одна из причин столь жесткой позиции центральной власти по «каталонскому вопросу» заключается еще и в том, что от его решения напрямую зависит территориальная целостность Испании как таковой. Дело в том, что Каталония не единственный регион, мечтающий о суверенитете. И многие не без основания полагают, что, как только местным сепаратистам удастся решить вопрос в свою пользу, их знамя тут же подхватят единомышленники из Страны Басков, долгое время боровшиеся за свою независимость с оружием в руках.

                Страна Басков – автономное сообщество на севере Испании, являющееся частью одноименного исторического региона. Его территория также распространяется на автономное сообщество Наварра (север Испании) и Северную Страну Басков на юге Франции. У жителей региона есть свой язык – баскский, который, к слову, не относится не только к романским, но даже к индоевропейским. Для басков характерны отличные от испанских или французских культурных традиции. Однако экономика региона не достигла такого высокого уровня развития, как, например, каталонская.

Вместе или врозь?

                Каталонцев, стремящихся к независимости, можно разделить на две основные группы. Первыми движут национально-этнические мотивы. Во многом их стремления удовлетворяются тем, что уже сейчас регион является автономным, каталонцы признаны нацией, отдельной от испанцев, а каталонский язык получил статус официального. Последний, к слову, хотя и похож чем-то на испанский, но все же в качестве ближайшего родственника имеет провансальский язык Южной Франции. Каталония действительно обладает богатой и древней историей и уникальной культурой. Кстати, она одна из немногих автономий, у которых даже есть собственный домен в Интернете (в 2006 году для каталонцев был создан домен .cat). Так что эту группу больше интересует именно самоопределение каталонцев как отдельной нации, а также сохранение и уважение культурных традиций. И многих из них статус Автономной области Каталония не сильно тяготит. То есть они не против полного суверенитета страны, но добиваться его любой ценой вряд ли захотят. Тем более что на данный момент этнические каталонцы составляют около 35% населения. Еще около 45% представлены испанцами, выходцами из Андалусии, Мурсии и Эстремадуры, переселившимися в Каталонию в последние несколько десятилетий, а также их потомками во втором и третьем поколениях. Оставшаяся часть – это эмигранты, приехавшие в основном из стран Латинской Америки, Африки и Восточной Европы.

                Вторая группа борцов за независимость Каталонии во главу угла ставит экономические причины. На данный момент автономия является одним из самых развитых регионов Испании, и большинство каталонцев уверены, что отдают в центральную казну гораздо больше, чем из нее получают. Так что их недовольство финансовой политикой Мадрида и нежелание дальше выступать в роли «доноров для бедных регионов страны» вполне объяснимо. Тем более что претензии имеют под собой веские основания. В Каталонии проживает около 16% всего населения Испании, но при этом автономия производит около 20% валового национального продукта – больше, чем любой другой испанский регион. Здесь хорошо развита промышленность, средний и малый бизнес, а уровень безработицы ниже, чем в стране в целом. Немалый доход Каталонии приносит и туристическая отрасль. Курорты на северном побережье Коста-Брава и южном Коста-Дорада по праву считаются одними из самых популярных в Европе. Да и Барселона успешно соревнуется с тем же Мадридом по количеству посещающих ее туристов. Кроме того, Каталония относится к числу регионов, привлекательных для инвестиций.

                Но есть ли уверенность, что автономия сохранит прежние показатели после получения независимости? Конечно, находящиеся у власти националисты сейчас уверенно обещают избирателям повышение уровня жизни практически сразу после обретения независимости. Однако не факт, что все будет столь радужно. Так, буквально с первых дней существования суверенного государства возникнут вопросы о его внешней торговле, так как экспорт в Испанию может резко сократиться, а именно он является основным источником дохода. Кроме того, финансовые связи Испании и Каталонии на данный момент настолько тесные, что урегулировать все вопросы за отведенные 18 месяцев представляется мало реальным. А если добавить к этому еще и социальную сферу – например, необходимость взять на себя обязательства по содержанию сотен тысяч пенсионеров, – то все это в непростой переходный период может оказаться для молодого государства неподъемным грузом.

Да и с нахождением в Евросоюзе все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Уж слишком часто официальные представители Брюсселя намекали на автоматический выход Каталонии из ЕС, как только она отделится от Испании. И более того, если отделение региона не будет одобрено официальным Мадридом, то Каталония останется вне еврозоны. То есть использовать евро в качестве национальной валюты она сможет, но вот права принимать решения по кредитно-денежной и налогово-бюджетной политике у нее не будет. Не будет у нее и своих представителей в Европейском центральном банке, а это лишит Каталонию прямого доступа к кредитам. Нельзя сказать, что этот вопрос совсем не разрешимый, однако и простым его тоже не назовешь. А ведь он – лишь один из многих, с которыми новому государству придется столкнуться в самом начале своего пути.

Но как бы то ни было, Барселона сейчас живет в ожидании перемен. Тогда как Мадрид не теряет надежду на сохранение статус-кво. И главное, чего хочется пожелать обеим сторонам в сложившейся ситуации, не допустить обострения конфликта и найти способы решить вопрос демократическим путем.