В Анатолии, на западном побережье Малой Азии, где сейчас расположился турецкий город Бергама, известный на весь мир своими коврами, в III – II веках до н.э. находилась столица Пергамского царства, крупнейшее поселение региона и один из важнейших экономических и культурных центров эллинистического мира. Руины Пергама, или Пергамона, и сейчас можно увидеть на северо-западной окраине современной Бергамы, недалеко от Эгейского моря.
По своему величию и значению в древние времена Пергам мог сравниться с самой Александрией. Так что неудивительно, что именно здесь располагалась вторая по значению библиотека античности, в которой в период расцвета, по свидетельству Плутарха, хранилось около 200 000 книг – практически столько же, сколько и жителей в городе в то время. Эти собрания долго конкурировали между собой, но все же победа оказалась не на стороне Пергама. Согласно наиболее распространенной версии, в I веке до н.э. Марк Антоний, желая восполнить потери, которые понесло хранилище при Мусейоне во время военных действий, и таким образом угодить Клеопатре, вывез все фонды Пергамской библиотеки в Александрию.
Город из мифов
Древнегреческие мифы, а вслед за ними и практически все античные рукописи рассказывают о Пергаме как о городе, который был основан сыном Андромахи и Гелена (по другим версиям – Андромахи и Неоптолема или Неоптолема и Ланассы). После смерти отца юноша, нареченный при рождении в память о Троянской цитадели Пергамом, вместе с матерью переселился в Малую Азию и там заложил новое поселение, которому дал свое имя. Если учесть, что труды древних авторов долгое время были едва ли не единственным источником информации о столице Пергамского царства и при этом пестрили упоминаниями легенд и героев из мифов, неудивительно, что многие исследователи к изложенным в них фактам относились с изрядной долей сомнения.
А рассказывали о Пергаме немало – о его величественном акрополе с роскошными дворцами и храмами Афины и Деметры; о его огромном амфитеатре в 90 рядов, высеченных в камне в форме подков, похожем на водопад и вмещавшем 14 тыс. зрителей; об удивительной, заменявшей горожанам центральную площадь, обширнейшей террасе, которая находилась примерно на середине 70-метрового холма и поддерживалась массивной стеной; о знаменитом алтаре Зевса и славящемся на весь античный мир Асклепионе, чьи украшенные змеями колонны стали символом медицины. Отдельного внимания всегда заслуживала и стоявшая на главном рынке статуя Гермеса. Тот факт, что пергамцы не обошли стороной бога прибыли, объясняется просто: много веков город лежал на перекрестке торговых путей из Азии в Европу и Африку. Но удивительной была именно сама статуя – Гермес держал в руках рог изобилия, и каждый час, пока на рынке шла торговля, из него изливалась в бассейн струя драгоценной для этих мест воды. Аналога этим оригинальным часам в античном мире просто не существовало.
Над рынком располагалась галерея, предназначенная для отдыха и заседания городских судей, в чьи обязанности, кроме прочего, входило ежевечернее отрубание хвостов всей пойманной, но не проданной за день рыбе. Не в последнюю очередь это делалось для того, чтобы избежать развития в городе эпидемий. К слову, за чистотой в самых разных ее проявлениях в Пергаме следили внимательно. Например, еще в II веке до н.э. тут, при гимнасии для мальчиков, был построен целый комплекс душевых кабинок с семью уровнями установок. Вода лилась на людей сверху из магистральной системы, а после текла в другое купальное помещение, пока не доходила до последнего, из которого уже попадала в отводную систему.
Также было известно, что большая часть сооружений, включая знаменитую библиотеку, была возведена в Пергаме в III – II веках до н. э., во времена правления Эвмена I (263 – 241 года до н.э.) и Эвмена II (197 – 159 года до н.э.), представителей греческой династии Атталидов, при которых город достиг своего наивысшего расцвета. Собственно, труды античных авторов предоставили исследователям немало информации о Пергаме, так что долгое время ученым не хватало, по сути, только одного: хотя бы малейшего намека на то, где именно существовал – и существовал ли вообще? – этот древний город и его знаменитая библиотека.
Пергам был основан в ХII веке до н.э. выходцами из материковой Греции, однако своего наивысшего расцвета он достиг лишь через 10 столетий, когда стал столицей Пергамского царства, которым управляли Атталиды. С первых же лет правления Филетера, основателя династии, в городе начались строительные работы. Так, именно к этому периоду относится строительство храмов Афины и Деметры.
После смерти Филетера власть перешла к его племяннику Эвмену I, который значительно расширил доставшиеся ему по наследству владения, получив для своего царства стратегически важный выход к Эгейскому морю и заложив крепкий фундамент для дальнейшего возвышения Пергама. И при его тезке – Эвмене II – Пергамское царство достигло наивысшего могущества, а его столица стала соперничать с Александрией за статус главного центра эллинистической культуры. В царствование Эвмена II были воздвигнуты почти все грандиозные сооружения пергамского акрополя, включая знаменитый алтарь Зевса. Кроме того, период его правления по праву можно считать золотым веком в истории Пергамской библиотеки.
Последним пергамским правителем стал Аттал III, который в 133 году до н.э. завещал свое царство Риму. Против такого решения, правда, выступил побочный сын Эвмена II. Аристоник заручился поддержкой народа, взошел на престол и даже удерживал власть до 129 года до н.э. Однако после этого Пергам был окончательно присоединен к Римской республике. И, что важно, в отличие от большинства завоеванных городов римляне его не разрушали – наоборот, все больше обустраивали. Позже он стал центром римской провинции Азия.
Второе рождение
Ситуация кардинально изменилась во второй половине XIX века благодаря предприимчивому немцу по имени Карл Хуман. Заболев туберкулезом, он решил, что европейский климат вредит его здоровью, и в начале 1860-х перебрался в Стамбул. Так началось его путешествие по тогдашней Османской империи и Палестине. Хуман не был профессиональным историком, однако полученные в Германии дипломы железнодорожного инженера и архитектора позволили ему поучаствовать в археологических раскопках на острове Самос. Так что когда он возглавил строительство железной дороги в Малой Азии, некоторый опыт в поиске сокровищ древних городов у него был. И более того: к тому моменту у немецкого исследователя уже имелись связи в османском правительстве, и он использовал все свое влияние для того, чтобы заинтересовавший его высокий холм недалеко от города Бергама оказался в его руках.
Дело в том, что еще до начала строительных работ Хуман посетил окрестности Бергамы и понял, что полноценные археологические исследования в этой местности никогда не велись, и это при том, что здешние находки могли бы оказаться чрезвычайно ценными для научного и культурного мира. Однако для проведения полноценных работ, конечно же, требовалась поддержка из Германии. Свой запрос он направил еще в середине 1860-х, но лишь в 1878 году все обстоятельства сложились для него благоприятным образом: директор берлинского Музея скульптуры обеспечил финансирование раскопок, а Хуман получил официальное разрешение с османской стороны и заключил с ней соглашение, согласно которому «любой кусок старого мрамора», найденный на холме возле Бергамы, становился собственностью кайзеровской Германии. И надо понимать, что таким «куском мрамора» вполне могла стать древняя статуя или часть архитектурного сооружения эллинской или римской эпохи. Но мало кто тогда мог даже представить себе, что Хуман, по сути, стал хозяином легендарного Пергама. А вот сам исследователь, скорее всего, догадался об этом практически сразу и достаточно быстро нашел своей гипотезе немало подтверждений.
И в числе первых и неожиданных даже для самого Карла Хумана находок оказались крупные фрагменты фриза алтаря, необычайная художественная ценность которых была очевидна даже неспециалистам. Вместе с иными трофеями они были погружены на ослиные повозки и доставлены на побережье, чтобы потом отправиться на кораблях в Берлин. В немецкой столице сразу осознали, насколько ценный и даже сенсационный шедевр попал в их руки – и Хуман в один момент стал знаменитостью. Сейчас Пергамский алтарь считается одним из самых значительных памятников эллинистического периода, сохранившимся до наших дней. Согласно наиболее распространенной версии, он был построен Эвменом II в период между 180 – 159 годами до н.э., чтобы увековечить победу, одержанную пергамским царем Атталом I над варварами-галлами. Немецкие археологи смогли отыскать практически все основные фрагменты алтаря и вывезти их для реставрации в Берлин. Именно это сокровище, выставленное в специально построенном для него здании, Германия может достойно противопоставить фризу из Парфенона в Британском музее Лондона.
С момента получения финансирования и разрешения Хуман был полностью погружен в раскопки и предвкушение славы, которые они могут ему принести. Но реальность превзошла даже самые смелые ожидания –исследователь не только доказал, что античный Пергам был не вымыслом древних авторов, а реально существовавшим городом, но и смог подтвердить: практически все, что рассказывали о величии столицы Пергамского царства, было правдой. И в том числе – знаменитая библиотека. Пусть и через много веков, но она смогла взять реванш у Александрии, ведь место, где находилось книжное собрание Мусейона, ученым не известно до сих пор.
Под покровительством Афины
Пергамская библиотека располагалась в северной части акрополя, в отдельно стоящем здании при храме Афины, богини мудрости, считавшейся покровительницей как легендарного книжного хранилища, так и всего города. Статуя Афины высотой в полтора человеческих роста украшала и главный читальный зал, поражавший своими размерами и красотой. И неудивительно: все представители династии Атталидов были известны своим стремлением не просто возвысить Пергам и поставить его в один ряд с основными политическими, экономическими и культурными центрами античного мира, но и превзойти их. Так что над созданием здания Пергамской библиотеки трудились выдающиеся архитекторы и скульпторы древности.
Каждого посетителя книжного хранилища встречала галерея статуй богов и героев, бюстов полководцев и философов, причем ими были украшены не только внутренние помещения, но и территория вокруг здания. Все фонды библиотеки располагались в довольно просторных залах, некоторые из которых могли одновременно служить и архивами, и местами для чтения рукописей, хранившихся в специальных нишах, выполненных из кедрового дерева – считалось, что именно этот материал способствует наилучшей сохранности древних книг и защищает их от насекомых-вредителей. При этом книжные полки располагались в залах таким образом, чтобы воздух мог беспрепятственно циркулировать между ними и стенами. И многие ученые рассматривают такой подход к организации хранилища как одну из первых технологий сохранения рукописей от влажности в теплом климате, которым славится Анатолия.
При Пергамской библиотеке работал целый штат хранителей, переводчиков и писцов, в обязанности которых входило изучение и систематизация фондов собрания. К сожалению, ни один из каталогов, составленных в те времена, не дошел до наших дней, однако известно, что они были обширными и содержали подробное описание каждой имеющейся рукописи. А одним из самых известных руководителей Пергамской библиотеки был Кратет Маллосский, греческий философ-стоик и грамматик. Правда, от его многочисленных сочинений остались лишь заглавия и скудные фрагменты, и лишь его обширный критический комментарий к Гомеру «Исправление «Илиады» и «Одиссеи» сохранился в виде цитат в работах других древнегреческих писателей.
Родившись в Киликии и получив образование в Тарсе, Кратет Маллосский без каких-либо колебаний принял решение о переезде в Пергам, чтобы работать там под покровительством царей Эвмена II и Аттала II. Здесь, будучи хранителем библиотеки, он основал Пергамскую грамматическую школу – научный и культурный центр, ставший главным конкурентом подобному в Александрии. Со временем соперничество между городами даже привело к тому, что цари Египта, желая не допустить дальнейшего развития Пергамской библиотеки, запретили вывоз папируса за пределы государства. Однако на деле это не только не помешало их конкурентам, но и поспособствовало развитию книжного дела. Оставшись без материала для письма, ученые из Пергама вспомнили о древнем способе выделки кожи, дифтере, совершенствовали его и пустили в дело. Так на свет появился пергамент.
Легендарным изобретателем пергамента считается царь Эвмен II, правивший в II веке до н.э. Однако по свидетельству греческого историка Ктесия, жившего на три столетия раньше, персы использовали кожу в качестве материала для письма уже тогда. При этом греки достаточно быстро переняли эту технологию выделки шкур, получившую название «дифтера». Потому неудивительно, что оставшийся без папируса Пергам быстро нашел ему замену.
Усовершенствованная дифтера, получившая по месту своего нового рождения название «пергамент» (или «пергамен», как принято в научной среде), по стоимости не уступала папирусу, а процесс ее производства был достаточно трудоемким, однако по прочности и удобству она практически не имела себе равных. Важным было и то, что шкуры, необходимые для изготовления пергамента, можно было найти практически во всех регионах, тогда как папирус традиционно экспортировался только из Египта. Но сказать, что папирус был полностью забыт, также нельзя – для античного мира он все же оставался основным материалом для письма, однако к Средним векам ситуация разительно изменилась. И даже после появления бумаги и зарождения книгопечатания сохранилась традиция изготовления пергаментных кодексов.
Наследие Атталидов
Появление и расцвет Пергамской библиотеки традиционно связывают с именем Эвмена II, но все же существуют предположения, что сбор рукописей начал еще его предшественник – Аттал I. При этом представители династии Атталидов, как и их александрийские коллеги, не скупились, когда речь шла о пополнении книжного собрания. В одном из древних текстов, например, упоминается, что за труды Аристотеля было запрошено столько золота, сколько весили сами рукописи, – и эту сумму отдали без малейших колебаний.
Если говорить о фондах Пергамской библиотеки в период ее расцвета, то во многом они были достаточно универсальными. В здешних архивах без проблем можно было отыскать работы почти всех знаменитых древнегреческих писателей и философов, ознакомиться с выдающимися религиозными, научными и художественными трактатами. При этом принцип работы с текстами был схож с тем, который сложился в Александрии: каждое произведение тщательно изучалось, при необходимости переписывалось или сверялось с оригиналом. Но была в местном собрании и своя «изюминка» – наибольшую часть его фондов составляла медицинская литература. И не в последнюю очередь благодаря этому Пергам приобрел известность мирового врачебного центра, в который стекались тысячи желающих изучить уникальные трактаты, многие из которых можно было найти только в Пергамской библиотеке.
Способствовал поддержанию такой репутации Пергама и возведенный в честь бога медицины и врачевания Асклепия (в древнеримской мифологии – Эскулапа) храм Асклепион на месте природного водного источника. Изначально это сооружение находилось в частном владении, однако во времена правления Эвмена II стало государственным достоянием. По некоторым данным, в храме постоянно обитал огромный живой змей, под видом которого почитали Асклепия и которому, как божеству, воздавали почести. Однако местные жрецы занимались, конечно же, не только этим. Почти все они были практикующими лекарями, а потому и в Асклепион стремились не только те, кто жаждал познать тайны медицины, но и больные, верящие, что таинственные магические ритуалы, используемые служителями культа, излечат их от недугов.
Жрецы Асклепиона поддерживали тесный контакт с Пергамской библиотекой. С одной стороны, ее фонды были для них бесценным источником информации; с другой – они сами пополняли царское книжное хранилище своими трудами. И именно утрату этого уникального собрания медицинской литературы ученые считают едва ли не самой большой потерей. Ведь после того, как в I веке до н.э. они, скорее всего, стали частью Александрийской библиотеки, их ждала та же учесть, что и остальные рукописи хранилища при Мусейоне – полное исчезновение через несколько столетий.
Однако именно Пергам доказал: любая книга – это гораздо больше, чем просто предмет. Книга – это знания, которые в ней хранятся и открываются тому, кто готов их принять. Уже находясь под римским влиянием и потеряв свое великое книжное собрание, город сохранил за собой статус центра медицины, ведь мало кто еще в античном мире мог похвастаться такими глубокими и обширными познаниями в лекарском деле, как здешние жрецы и ученые.
К II веку н.э. пергамский Асклепион не только не утратил былой славы, но и заметно укрепил ее. В это время комплекс, переживший несколько перестроек, приобрел свой окончательный вид. При этом роскошной выглядит даже мощеная дорога – общей длиной 820 м и шириной более 18 м, – ведущая к храму. Теперь Асклепион известен на весь античный мир как лечебница, этакий санаторий, специализирующийся на врачевании недугов души и тела. К слову, основными рекомендациями пациентам здесь были долгие прогулки на свежем воздухе, диеты и покой. По некоторым сведениям, в качестве лечения здесь также практиковался «святой сон», то есть отдых в специальном помещении при храме. Перед этим люди обращались к богам со своим вопросом или просьбой, а позже ждали ответа в виде пророческого сновидения.
Пергам и Асклепион подарили миру и такого выдающегося врача и философа, как Гален, чьи теории доминировали в европейской медицине более тысячи лет. Работами Галена по анатомии пользовались до 1543-го (появление труда «О строении человеческого тела Андреаса Везалия). Его теория кровообращения просуществовала до 1628-го (публикация «Анатомического исследования о движении сердца и крови у животных» Уильяма Гарвея). Студенты медицинских колледжей и вузов изучали наследие Галена до XIX века включительно. К слову, его теория о том, что мозг контролирует движения при помощи нервной системы, актуальна и сегодня.
Сменившие греков римляне немало сделали для развития и процветания Пергама, однако отняли у него независимый статус и великую библиотеку. Ее исчезновение традиционно связывают с именем полководца Марка Антония, который, предположительно, в 43 году до н.э. преподнес египетской царице Клеопатре столь грандиозный подарок – уникальное книжное собрание, насчитывающее не менее 200 тыс. рукописей. Сейчас уже сложно сказать, чего в этом поступке было больше – любви или политики, – но факт остается фактом: так завершилось более чем вековое соперничество между двумя великими книжными хранилищами. Пергамская библиотека прекратила свое самостоятельное существование, став частью фондов своей более знаменитой конкурентки.