Любой населенный пункт вместе с индивидуальным шармом обладает характерными особенностями и атмосферой той страны, которой принадлежит. Обычный американский городок разительно отличается от японского, а среднестатистический европейский не перепутаешь, например, с типичным индийским. Отличия можно найти буквально во всем – и в архитектуре, и в достопримечательностях, и в расположении улиц, и в размещении спальных районов по отношению к индустриальной части, и в количестве магазинов или ресторанов, и в том, как зеленые зоны вписаны в урбанистический пейзаж, и во многом другом.
И все же есть на карте мира города с настолько яркой индивидуальностью, что сами по себе являются достопримечательностью. Они становятся символами своей страны и, полностью отражая ее колорит, в то же время вызывают совершенно особое ощущение особенной, уникальной атмосферы. Они отмечены в обязательном туристическом списке большинства путешественников. Их улицы и набережные, проспекты и кварталы, парки и замки известны по всему земному шару. Знаменитый бульвар магазинов Курфюрстендамм в Берлине и узкие улочки домов с красными крышами в Праге, прекрасные сады Парижа и запутанные водные каналы Венеции, бесконечные небоскребы Нью-Йорка и шумная площадь Пикадилли в Лондоне – по одной фотографии можно с уверенностью сказать, в каком городе были сделаны снимки.
Удивительная атмосфера подобных мест заставляет любителей путешествий возвращаться сюда снова и снова. Но порой и этого мало – их неповторимое очарование буквально хочется забрать с собой. Неудивительно, что в разных уголках мира появляются города-клоны, города-копии. Так, в воспроизведении самых чудесных уголков Европы преуспел Китай. И это естественно: жители Поднебесной издавна проявляли интерес ко всему иностранному. И не только из праздного любопытства – они охотно перенимают опыт близких и дальних соседей и умело обращают его себе во благо. И к тому же умеют ценить красоту.
Сегодня в Поднебесной есть своя маленькая Франция, Италия, Швеция… И это не тематические парки с моделями домов и макетами достопримечательностей, а настоящие населенные пункты, предназначенные и приспособленные для жизни. Теперь, не выезжая за пределы родины, китайцы могут не только посетить сразу несколько стран, но даже поселиться в одном из «европейских» городов.
Один мегаполис, девять городов
Копирование шедевров архитектуры и даже целых улиц вошло в моду в Поднебесной еще в 2000-е годы на фоне бурного роста рынка недвижимости. Многие китайцы в поисках работы переселялись из деревень в большие города. Ежедневно сотни и тысячи людей ехали с окраин в центр и обратно, вызывая транспортный коллапс. Так что руководство страны было вынуждено задуматься о реорганизации многомиллионных мегаполисов.
В 2001 году в пригороде Шанхая, крупнейшего населенного пункта Китая, началась реализация амбициозного градостроительного проекта «Один мегаполис, девять городов». 9 крупных промышленных центров на юге страны было решено объединить в цельный конгломерат с общей инфраструктурой.
При проектировании будущего 50-миллионного гиганта учитывались не только практические вопросы – много внимания уделили и эстетике. К этому моменту выросло новое поколение граждан: энергичные, амбициозные молодые люди, многие из которых получили образование за рубежом и сумели сделать отличную карьеру. Они повидали немало стран и привезли на родину самые разнообразные впечатления. Возможно, именно это задало направление творчеству градостроителей.
В предместьях Шанхая должны были построить сразу 9 крупных районов, для каждого из которых была задумана своя тематическая концепция. 8 из них планировалось стилизовать под типичные города европейских стран: Гаокао (Голландия), Фенчен (Испания), Пуджанг (Италия), Антинг (Германия), Сонъян (Англия), Луодъян (Северная Европа), Фенгджинг (Канада), Чжупу (Американский Запад). Девятый город Чжу Цзя Цзяо должен был стать олицетворением самого Китая. Каждый такой «город в городе» задуман как самодостаточное образование с внутренней инфраструктурой для отдыха и индустриальными зонами для работы. В проект были приглашены европейские и североамериканские архитектурные бюро, каждое из которых предложило план застройки одного из районов в духе своей родины.
Так, на севере района Пудонг был построен город Гаокао, также известный как Пудунские Нидерланды. Помимо характерной жилой застройки здесь появились основные символы Амстердама и Голландии – копии музея судоходства и универмага «Бейенкорф», а также каналы и деревянные ветряные мельницы. Изюминкой Гаокао стала церковь – копия старинного европейского храма.
В 2004 году был открыт район, стилизованный под поселения Северной Европы. Архитекторов вдохновил шведский город Сигтуна и архитектура Северной Европы в целом. Небольшой городок рассчитан на 30 – 50 тыс. жителей. Здесь отсутствуют многоэтажные здания, характерные для китайских мегаполисов. Жилой квартал представлен невысокими домами, таунхаусами и виллами в скандинавском стиле. На набережной искусственно созданного пруда, напоминающего шведское озеро Меларен, были открыты многочисленные кафе и рестораны. В городе тоже есть копия церкви, которая выполняет здесь декоративную функцию.
А вот немецкий Антинг получился скорее образцово-показательным районом, типичным для любого из городов современной Европы. Подобные кварталы можно найти и в Веймаре, и в Брюсселе, и в Цюрихе. Представители немецкой архитектурной компании Albert Speer&Partner не стали копировать определенное место или строить типичную немецкую деревеньку с фахверковыми домиками и замком. Они создали обобщенную версию современного немецкого города, положив в основу проекта принципы практичности, простоты, экологичности и застроили улицы аккуратными функциональными зданиями. Пожалуй, единственное отражение духа Германии – статуи великих немецких поэтов Шиллера и Гёте.
Другим путем пошли проектировщики района Сонъян, больше известного как Темза-таун, не только воссоздав в городке стереотипно английский урбанистический пейзаж, но и досконально скопировав архитектуру отдельных зданий. Узкие мощеные улочки, дома из красного кирпича в викторианском стиле, пабы на каждом углу, традиционные красные телефонные будки и полицейские в королевских мундирах английской жандармерии. Для большего сходства с Англией была создана искусственная река, напоминающая Темзу, и построена копия храма Крайст-Черч в Бристоле, в которой гиды и аниматоры проводят инсценировки венчания по европейским обрядам. И, чтобы уж точно никто не усомнился в английском духе городка, были установлены памятники знаменитым персонажам Джеймсу Бонду, Гарри Поттеру и великому политику Уинстону Черчиллю. В общем, китайский вариант Англии в миниатюре выглядит как-то так. В городе проживает небольшое количество жителей, но он очень популярен у местных и зарубежных туристов. Ежедневно сюда приезжает до тысячи человек.
Не обошли вниманием и Испанию. Район Фенчен только начал застраиваться светло-желтыми зданиями с красными черепичными крышами и живописными мельницами в духе эпохи сервантесовского Дон-Кихота, но остался незавершенным. В 2006 году проект был приостановлен. Стоимость жилья в городах-новостройках оказалась слишком высокой для людей со средним достатком, а состоятельные китайцы не спешили вкладывать деньги в «европейскую» недвижимость. Таким образом, построенные «еврогорода» в пригороде Шанхая оказались заселены лишь частично и получили славу городов-призраков, превратившись в место паломничества туристов и проведения экзотических фотосессий.
Город мостов
В китайском городе Сучжоу решили не выбирать, какой из знаменитых мостов скопировать, а возвели сразу 56 разных. Через город проходит большое количество каналов, на каждом из которых был построен мост, повторяющий своими очертаниями один из знаменитых прототипов. Проект был организован городскими властями для привлечения туристов и реализован местными дизайнерами и архитекторами. Все постройки были немного адаптированы под окружающий ландшафт, но в целом мосты имеют максимально возможное сходство с оригиналами.
Одним из самых популярных является копия Харбор-Бридж, расположенного в Австралии. Китайская версия отличается от оригинальной прежде всего размерами. При протяженности моста в Сиднее в 1100 м аналог в Сучжоу имеет длину всего 327 м. Есть в городе и реплика Тауэрского моста в Лондоне, который в китайском исполнении остался без механизма, отвечающего за разведение. С некоторыми изменениями был возведен и клон парижского моста Александра III. Копии знаменитых достопримечательностей особенно нравятся молодому поколению местных жителей, которые получили возможность познакомиться с архитектурными шедеврами, просто прогуливаясь по родному городу. Вместе с тем проект оправдал надежды мэрии, и город пользуется все большим вниманием туристов.
Париж по-китайски и самая копируемая достопримечательность
В 2007 году на востоке КНР в пригороде Ханчжоу была построена копия исторической части Парижа под названием Тиандученг. Амбициозный комплекс задумывался как туристический центр с элитным жильем для состоятельных людей. К сожалению, в основном из-за отсутствия удобного транспортного сообщения с большими городами, в китайском Париже, рассчитанном на 10 тыс. человек, пока заселены лишь 20% домов.
На создание городка в духе французской столицы потребовалось 5 лет. Не претендуя на доскональное сходство (например, в размерах строений), наряду с жилым кварталом с характерными для европейской архитектуры зданиями здесь были возведены копии основных достопримечательностей: Триумфальная арка, собор Нотр-Дам де Пари и фонтаны Версальского дворца. На главной площади с громким названием Елисейские Поля расположены фонтаны, напоминающие фонтаны Люксембургского сада. В центре города возвышается внушительный близнец Эйфелевой башни высотой в 108 м, всего в три раза меньше прототипа. Правда, это вовсе не мешает сооружению быть видимым из любой точки города.
Что интересно, французская Эйфелева башня, вызвавшая много споров и разногласий при возведении, в итоге оказалась настолько оригинальной, что стала одним из самых узнаваемых сооружений в мире, настолько популярным, что круглые сутки окружена восторженными посетителями. Неудивительно, что именно она становится объектом копирования в разных странах, а кое-где существует сразу несколько версий. Например, в Китае насчитывается уже более 7 подобных объектов, в США – не менее 5, а в Германии как минимум 3. По приблизительным подсчетам, сейчас в мире имеется около 60 реплик Эйфелевой башни, высота которых превышает 10 м. Что касается небольших копий, то подсчитать их количество по всей планете не представляется возможным. К самым знаменитым клонам сооружения относятся Блэкпульская башня в Великобритании, башня Копенгагенского зоопарка в Дании, башня в центре композиции отеля «Париж Лас-Вегас» в США и многие другие.
При этом реплики Эйфелевой башни могут выполнять как декоративную, так и вполне практическую функцию. Доказательством тому служит телевизионная башня Токио, возведенная в парке Сиба. На данный момент она используются для трансляции теле- и радиосигнала крупнейших японских телесетей. Башня высотой в 332,6 м до сих пор считается самым высоким архитектурным строением Японии.
Кстати, в Беларуси тоже есть свои мини-версии парижской железной башни. В Солигорске была возведена трехметровая копия с металлической площадкой, повторяющей контуры Франции на карте. А в Минске маленькая Эйфелева башня была построена в микрорайоне Восток. Небольшая конструкция задумывалась в качестве основы для объекта вертикального озеленения, а стала местом проведения фотосессий. Кстати, на местной башенке уже появились первые традиционные замочки влюбленных.
Дания на калифорнийском побережье
Северная Америка тоже может похвастаться наличием собственной Европы. Так, недалеко от города Санта-Барбара находится небольшая деревня Солванг, основанная в 1911 году датскими иммигрантами и построенная привычным им образом.
На фоне колониальной архитектуры, пляжей и пальм Калифорнии деревня с фахверковыми домиками и деревянной мельницей поначалу кажется туристам лишь эффектной декорацией. Тем более что здесь есть и копия скульптуры «Русалочка», и реплика башни Рундетарн в Копенгагене, и памятник и музей Ханса Кристиана Андерсена. Однако Солванг полностью приспособлен для комфортной жизни. Городок посещает более миллиона туристов в год. Популярностью пользуются рестораны и кафе с европейскими блюдами. Каждый третий выходной сентября в деревне проводятся Датские дни c праздничными шествиями, традиционными песнями, танцами и, конечно же, угощением. Здесь до сих пор можно услышать датскую речь, но в основном, конечно, звучит английская или испанская. Все же это не Дания, а Калифорния.
Города на воде и китайская Австрия
В Китае хватает населенных пунктов, разделенных реками и каналами. И конечно же, местные застройщики не могли не воспользоваться этим. Сразу в нескольких городах стали воспроизводиться улицы или строения в стиле знаменитых европейских городов на воде. Ближе всего к оригиналам – на это даже указывают их названия – получились Флорентийская деревня на севере и Венецианский город на воде на востоке страны.
Миниатюрная версия Флоренции – так называемая Флорентийская деревня – была открыта в 2013 году в пригороде многомиллионного города Тяньцзинь. Небольшой, но очень живописный квартал спроектировали итальянские архитекторы. Через всю деревню проходит канал, по которому в летнее время пускают гондолы. Мощеные улицы, характерная мозаика, обилие фонтанов, арок и мостов убедительно воспроизводят Флоренцию. Впрочем, здесь собраны и другие символы Италии. Так, наряду с флорентийским палаццо были построены собственная версия руин Колизея, венецианские площадь Святого Марка и мост Риальто. Кроме аутентичной архитектуры тут можно насладиться блюдами итальянской кухни в многочисленных ресторанах и пройтись по магазинам. По сути, весь квартал представляет собой огромный стилизованный торговый центр под открытым небом, в котором представлены более 200 магазинов ведущих итальянских и мировых брендов.
Маленькая Венеция появилась на востоке страны в провинции Чжэцзян, где был построен Венецианский город на воде. К слову, копий итальянского города каналов и гондольеров по всему миру – в основном в огромных комплексах казино Лас-Вегаса, США, Макао, КНР и Южной Корее. Но в отличие от других, новая версия Венеции в Китае была построена в качестве жилого, а не развлекательного квартала. Здесь также присутствуют каналы вместо улиц, здания с характерной архитектурой, многочисленные изогнутые мостики и арки, а также реплика Дворца дожей и площади святого Марка. Однако вопреки ожиданиям застройщика здешняя недвижимость пока не пользуется большим спросом. Возможно, причиной служит тот факт, что в окрестностях Ханчжоу находятся как минимум 6 городов на воде. И один из них относится к объектам культурного наследия Учжэнь и является родиной писателя и бывшего министра культуры Китая Мао Дуня. Тем не менее китайцы считают свои города на воде в итальянском стиле настоящими островками Европы среди рисовых полей родины.
Но есть среди поселений Китая, вдохновленных архитектурой и атмосферой Старого света, и свои знаменитости, пользующиеся невероятной популярностью и даже способные похвастаться тесными культурными связями со своим прототипом. Например, деревня Эхо-таун в южной провинции Гуандун, построенная в 2012 году. Эта копия живописной австрийской деревни Халльштатт, расположенной на берегу озера в Альпийских горах и признанной объектом культурного наследия ЮНЕСКО. Для максимального сходства в китайской деревне были построены практически идентичные улочки со зданиями и жилыми домами, возведена точная копия церкви и даже выкопано искусственное озеро. Для достижения абсолютной достоверности пейзажа были вырублены пальмы и бамбук, на месте которых высадили европейские деревья и кустарники. Сами австрийцы во главе с мэром деревни вначале возмутились – в основном потому, что их никто о разрешении на такое заимствование не спрашивал. Но после приглашения на официальное открытие решили рассматривать китайскую копию как оригинальную рекламу своей деревни за рубежом и заключили соглашение о культурном сотрудничестве. Деревня-копия пользуется большим успехом у азиатских туристов, что не менее выгодно отразилось на туристическом потоке в оригинальное поселение в Австрии.
На фоне такого успеха эта же китайская компания-застройщик Minmetals подготовила новый проект, согласно которому в КНР будут воспроизведены достопримечательности сразу двух знаменитых австрийских населенных пунктов – Старый Город Инсбрука и замки Зальцбурга. Во избежание повторного скандала компания заранее уведомила мэрии этих городов.
Город из сказок
Можно скопировать знаменитые архитектурные сооружения и города, существующие в реальном мире, а можно воплотить в жизнь легендарные придуманные объекты. Китайский миллиардер Лиу Чонгхуа прославился своим хобби – возведением замков. Он уже выступил спонсором строительства 6 замков, включая копии Виндзорского замка (Великобритания), Нойшванштайна (Германия) и даже очаровательный дворец из красного кирпича с дутыми башенками, словно срисованный с диснеевского мультфильма «Аладдин». Вход в эти замки совершенно бесплатный, чем с радостью пользуются туристы и многочисленные молодожены, обожающие организовывать там фотосессии. Китайский предприниматель не собирается останавливаться на достигнутом и планирует построить копии 100 замков.
Конечно же, китайцы не собираются останавливаться на достигнутом. На данный момент в Поднебесной насчитывается более сотни строительных проектов, которые предусматривают полное или частичное копирование городов Европы, Азии и Америки. Отдельные версии получились достаточно похожими и удачными, другие же напоминают развлекательные комплексы с ярким набором всевозможных стереотипов определенной страны.
При этом отношение к подобным начинаниям со стороны общественности крайне неоднозначное. Некоторые исследователи и журналисты считают такое архитектурное заимствование свидетельством отсутствия воображения у местных проектировщиков. Другие видят в этом своеобразное «преклонение перед Западом». Однако Бьянка Боскер, американская журналистка, детально изучавшая и посвятившая строительным копиям Китая целую книгу, предлагает рассмотреть данный феномен в принципиально противоположном ключе. По ее утверждению, китайцы считают, что в копировании проявляется особая высшая форма мастерства и повод для гордости – прославление таланта художника в его способности воспроизвести шедевр.