«Дракон», «тигры» и транснациональные корпорации
Азиатские «тигры», а вслед за ними и китайский «дракон» свои приоритеты обозначили сразу и без лишней скромности – расширение экспорта и захват мировых рынков. А потому в то время, когда США и наиболее развитые страны Западной Европы активно ассимилировали экономики государств, ранее представлявших соцлагерь, их коллеги из Юго-Восточной Азии не только активно наращивали торговую экспансию на рынки Азии, Африки и Латинской Америки, но и начинали посматривать в сторону более развитых стран. Да, тех самых США и Западной Европы. В общем, достаточно скоро оказалось, что ключевые экономические позиции в Восточной Европе, конечно, захвачены американцами и староевропейцами, вот только их собственные внутренние рынки с каждым годом все больше наполняются товарами из Юго-Восточной Азии.
В первую очередь это был различный ширпотреб, электроника и бытовая техника, детские игрушки и одежда. Тогда, в 1990-х, «тигры» и «дракон» сделали ставку на демпинг и фальсификацию известных мировых брендов, избрав их своим оружием в борьбе за место под солнцем. Говоря объективно, качество предлагаемой продукции было невысоким, однако невероятно низкие цены позволили всему этому многообразию товаров быстро найти своего потребителя и обосноваться на западных рынках. Правда, говорить о торговой войне пока не приходилось. Да и о том, что местные производители всерьез испугались предложенной конкуренции, тоже. Однако уже совсем скоро ситуация кардинально изменилась – в дело вступили западные транснациональные корпорации, которые в сложившемся положении дел увидели прямую выгоду и начали свою экспансию в экономики «тигров», «дракона» и подобных им государств в других регионах мира.
Что же привлекло мировых коммерческих гигантов? Во-первых, уже готовая и достаточно неплохая инфраструктура, предполагающая отлаженные каналы экспорта, которой в 1990-х могли похвастаться эти страны. Во-вторых, дешевая рабочая сила, которая была способна и, главное, хотела в достаточно короткий срок приобрести необходимую квалификацию. Ну и, в-третьих, качественное и недорогое сырье для производства, а вместе с ним еще и невероятно вкусные налоговые и кредитные льготы.
И вот тогда действительно началась новая эпоха торговых войн. Причем теперь уже в рамках недавно созданной Всемирной торговой организации. С территорий Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и даже Африки на рынки Запада хлынули нарастающие даже не с каждым годом, а с каждым месяцем потоки товарного импорта. И вот сейчас уже это была продукция, которая могла конкурировать с местными товарами по своему качеству, но при этом оказывалась гораздо более дешевой и разнообразной.