XXI век ворвался в мир, принеся с собой множество технологических новинок, доселе неведомых социальных явлений и проблем, которые человеку прошлого были бы попросту непонятны. Мы готовимся осваивать Марс, вместо ферм и полей выращиваем еду в лабораториях, проводим дни в виртуальном пространстве и запросто ежедневно общаемся с друзьями и коллегами, живущими на другом континенте.

     Однако и в наше время есть люди, которые предпочитают смотреть на мир по старинке – они до сих пор верят в магию и исповедуют древние, казалось бы, давно забытые культы. И речь идет не только о племенах, затерянных в дебрях Африки, Южной Америки или Австралии, и не о дикарях с южных островов. Конечно, многие из тех, кто верен традициям предков, живут вдали от цивилизации, но далеко не все. Некоторые из них обитают рядом с нами, ходят в магазины, ездят на общественном транспорте и даже пользуются компьютерами.

     

Избранники духов

     Связи с прошлым своего народа современные маги, впрочем, не теряют. А зачастую и образ жизни, который они выбирают, не так уж отличается от того, какой вели их предки. В первую очередь это касается шаманов.

     Разнообразные энциклопедии определяют шаманизм как комплекс представлений о способах связи с потусторонним миром и воздействия на реальность с помощью духов людей, животных, предметов, местности. Однако на самом деле это намного более широкое понятие. Ведь шаманы разных народов призывают не каких-то абстрактных духов – все их действия основаны на преданиях и легендах, на религиозных представлениях их предков.

     Шаманизм по праву считают древнейшей из религий – ученые полагают, что он зародился от 20 до 30 тыс. лет назад. Археологические находки свидетельствуют о том, что его практиковали уже в эпоху неолита. А возможно, и раньше – некоторые исследователи считают, что он появился практически одновременно с человечеством. Шаманизм вырос из стремления людей объяснить явления, которые были им непонятны, и повлиять на окружающий мир. Однако он пережил свою эпоху – эта религия существует и в наши дни.

     Правда, найти шаманов в городах и даже деревнях все же сложно: в большинстве своем они до сих пор живут так же, как и их далекие предки. И чтобы уж точно встретить их, следует отправляться в Сибирь, на Дальний Восток, в Юго-Восточную Азию, а то и в Африку.

     Кто же такие шаманы? Соплеменники называют их избранниками духов. Свой дар они получают, перенеся «шаманскую болезнь» – то есть исцелившись от тяжелого, практически неизлечимого заболевания или от смертельной раны – или пережив клиническую смерть. Образно говоря, «побывав за гранью». Именно это, по верованиям многих народов, позволяет им открывать путь, который ведет в миры духов – считается, что потусторонние сущности сами избрали этих людей.

     Однако чудесное исцеление – не единственное условие, которое следует выполнить, чтобы выйти на эту дорогу: связь с потусторонними мирами даже такой человек может осуществить, лишь войдя в транс. В сознании людей шаман обычно предстает с бубном в руках, и неслучайно: именно это приспособление помогает ему достичь нужного состояния – за долгие века наблюдений, проб и ошибок люди научились создавать инструменты, звук которых определенным образом воздействует на сознание и даже тело. Впрочем, желающие пообщаться с духами не брезгуют и наркотическими веществами, добытыми из разнообразных ядовитых грибов и растений. Только проведя длинный подготовительный ритуал, шаман может начать призывать нужное ему создание.

     Считается, что в этом ему помогает дух-хранитель, который защищает его от напастей и в реальности, и в «путешествиях за грань», и оберегает на пути в загробный мир, отгоняет болезни, предупреждает о злом умысле, направленном на хозяина, указывает путь на переплетении потусторонних троп. С помощью мифического хранителя шаман призывает духов солнца, луны, деревьев, гор, рек и всего сущего, чтобы поставить их к себе на службу. Чем же они могут помочь? Древние легенды утверждают, что потусторонние сущности были практически всесильны: одни могли подсобить в охоте, другие – защитить от врага, а то и серьезно навредить ему, наслать болезнь, лишить удачи и даже свести с ума. Некоторым духам приписывали способность влиять на погоду, другим – исцелять болезни тела и духа, третьим – прозревать будущее и подсказывать верные решения. Главное, знать, какого именно духа следует призывать и как поставить его к себе на службу – разжалобить ли, пригрозить или подкупить. Вот тут-то и приходят на помощь мифы.

     В древние времена шаманы старались с помощью всех этих специфических знаний и умений обеспечить себе и своему племени покой, достаток и процветание. Но и сегодня, хотя мир разительно изменился, они существуют и продолжают так же, по старинке, призывать потусторонних созданий и обращаться к ним за помощью. А область применения их талантов стала даже шире. Да и «пантеон» изрядно вырос: ведь согласно их верованиям, у любого предмета есть свой дух, включая те, что сделаны руками человека. А значит, любого из них можно призвать.

     

     О том, насколько широка сфера деятельности современных шаманов, можно судить по одному занимательному факту: в 2011 году они попытались повлиять… на результаты выборов в окружную думу в Ханты-Мансийском автономном округе. Они публично наложили проклятие на одного из кандидатов, для чего добрались даже не до столицы округа, а аж до самой Москвы!

     25 февраля ровно в полдень ханты-мансийские активисты начали митинг, вылившийся в весьма специфическое действо. На Пушкинской площади возвели традиционный «проклинальный» чум, и пять шаманов исполнили сложный ритуал, наложив проклятие ни много ни мало на главу партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова.

     Организатором необычной акции стало общественное движение «Чум», ставящее перед собой цель защищать права малочисленных народов Севера. Один из членов движения, Борис Колоколов, объяснил собравшимся посмотреть на странное действо прохожим и журналистам: представители малочисленных народов прибыли их Ханты-Мансийского округа, чтобы добиться справедливых выборов в своем регионе. «Это люди, которые приехали с родовых угодий. Они ничего не понимают в политике, но они понимают, что для них важна защита их интересов в окружной думе», – рассказал он. Сами шаманы не смогли подтвердить или опровергнуть его слова: ни один из них не знал русского языка.

     Самое интересное заключается в том, что кандидата, вызвавшего такое возмущение правозащитников из Ханты-Мансийска, сняли с голосования. Правда, сложно сказать точно, стало ли это результатом камлания шаманов или того, что такая своеобразная акция протеста привлекла внимание к ходу выборов. Впрочем, так или иначе, результат был достигнут.

     

Шаманы обычно живут вдали от цивилизации, потому неудивительно, что мы очень мало знаем об их верованиях. Впрочем, они и не спешат раскрывать свои полезные секреты.

     

Хунганы и бокоры

     Однако шаманизм – отнюдь не единственный культ, переживший свое время. И следующий гораздо более известен. И неудивительно – многие из исповедующих его как раз не чураются цивилизации. Да и цивилизация порой проявляет к ним повышенный интерес – о них снимаются фильмы, про них ходят жутковатые байки, обычно довольно далекие от реальности.

     Речь идет о религии, которую в каждой стране, где она исповедуется, называют по-разному, а мы знаем ее под общим названием вуду.

     Впрочем, назвать этот культ древним можно с большой натяжкой – по большому счету ему всего несколько веков. Да, он зародился на берегах реки Конго довольно давно – вырос из анимизма, то есть, веры в существование духов и душ. В этом смысле можно сказать, что он пошел от того же корня, что и шаманизм. Однако в наше время вуду лишь отдаленно напоминает религию африканских племен. Слишком уж сильные изменения она претерпела, когда белые христиане начали массово вывозить африканцев в Новый Свет и продавать в рабство. Разумеется, хозяева пытались сделать из этих людей христиан – однако то ли недостаточно старались, то ли подходили не с того конца. Так или иначе, преуспели они лишь частично. Поклонники примитивного культа отлично усвоили внешнюю, формальную сторону христианства – они охотно начали ходить в церкви и выполнять необходимые ритуалы, хотя и несколько по-своему. Впрочем, восприняли они и идею единого милосердного божества. Правда, не так, как предполагали белые миссионеры – они просто поставили его во главу своего собственного пантеона!

     Получившаяся смесь оказалась мало похожа на католицизм, но и африканские культы напоминала уже лишь отдаленно. Родилась совершенно новая религия, которая распространена и до сих пор. Правда, лишь в тех регионах, куда в свое время завозили негров-рабов – в Бразилии (там она называется кондомбле), Суринаме (винти) и южных штатах США (вуду), на Кубе и Гаити (сантерия).

     У вуду в современном понимании оказалось столько последователей, причем в традиционно христианских государствах, что игнорировать это католическая церковь не могла. С этим нужно было либо бороться, либо попытаться примириться. И в 1960 году Ватикан был вынужден признать культ вуду… одной из разновидностей христианства!

     Что же мы знаем о вуду? На первый взгляд, довольно много. Мрачные жрецы, кровавые обряды, цель которых – наслать на кого-то беду. И, конечно, магические куклы, которые колдуны протыкают иголками, чтобы нанести вред человеку. Однако так ли все страшно на самом деле?

     Если присмотреться повнимательнее, окажется, что большая часть наших представлений – результат знакомства с фильмами ужасов, снятыми по мотивам баек, которых об этой религии ходит множество. В действительности же цели ритуалов далеко не так кровожадны. Как и представители других верований, последователи культа вуду могут молить своих богов об исцелении, удаче, защите. А кровь при этом если и проливается, то отнюдь не человеческая. И амулеты гри-гри, которые делают колдуны-бокоры, создаются отнюдь не для того, чтобы тайно подбросить их несчастной жертве – скорее, последователи культа пытаются с их помощью оградить себя от зла. Что же касается пресловутых кукол, то колдуны и правда могут их изготавливать. И ученые – медики и психологи – считают, что с их помощью действительно можно навредить человеку. Правда, при соблюдении двух условий: если он сам верит, что такое возможно, и если он знает о том, что проклят. По сути, считают специалисты, он вредит себе сам, убеждая себя, что обязательно заболеет или будет настигнут злыми духами.

     Кстати, бокоры – колдуны вуду – отнюдь не являются жрецами культа. Эту функцию выполняют хунганы – мужчины-священники или мамбо – женщины-жрицы, у которых имеется своя внутренняя иерархия. Есть она и у богов, которым поклоняются последователи вуду. Главного из них они называют Бондьё. К слову, это имя четко отражает работу белых миссионеров – оно образовано от искаженного французского bon dieu (добрый бог). Правда, в отличие от христианских священников, хунганы рассказывают своим прихожанам, что он давно «отошел от дел». Так что молитвы и проповеди вудуистов обращаются к божествам более низкого порядка – лоа (или эшу). К слову, название лоа также образовано от французского слова loi (закон).

     Впрочем, это не единственное, что роднит современное вуду с «классическим» христианством – во многих образах лоу можно узнать католических святых. Однако и различий хватает. Во-первых, хунганы проповедуют не в церквях – для молитвы им подходит любой жилой дом. Во-вторых, их ритуалы больше напоминают шаманские, чем те, которые привыкли видеть в храмах христиане. Основным действом здесь являются пение и танцы вокруг ритуального столба, символизирующего дорогу, соединяющую мир живых с миром богов. Аккомпанемент обеспечивают пять человек с барабанами – вариацией все того же бубна – каждый из которых играет в своем ритме. При этом ритуал обычно проводят как минимум два человека – мамбо и хунган. Церемония перерастает в общую пляску, затем все присутствующие впадают в транс – считается, что в этот момент на них нисходит благодать лоа.

     

     Как и шаманы, последователи культа вуду не прочь призвать на помощь высшие силы, в том числе, когда дело касается политических вопросов. И не только в Новом Свете, где религия зародилась, но и в патриархальной старушке Европе.

     В 2007 году Франция избирала нового президента. Лидерами в борьбе за вожделенное кресло стали Франсуа Саркози и Сеголен Руаяль. Накал политических страстей в стране достиг максимума.

     Именно в этот момент компания K&B выпустила в продажу необычный товар, призванный, если верить рекламе, дать возможность простым людям повлиять на исход выборов. На полках супермаркетов появились куклы вуду, изображающие обоих кандидатов. В комплект входили 12 специальных игл и руководство по их использованию. Дело, разумеется, закончилось скандалом, вмешались адвокаты политиков – и куклы из магазинов изъяли.

     Однако этот случай был не единственным. Повлиять на результаты выборов таким оригинальным образом пытались и в других странах. В 2006 году в Мексике появились в продаже наборы «Повлияй на кандидата» – в них входили опять-таки кукла и иглы, а также анатомическое пособие с подробными указаниями, в какие места следует колоть для достижения требуемого эффекта. Например, в инструкции говорилось, что сделать кандидата «более открытым для избирателей» поможет укол в левый глаз «магической» игрушки. А для того, чтобы он стал, скажем, честнее, необходимо воткнуть иголку точно в то место, где у человека располагается сердце.

     

Магия онлайн

     В последнее время интерес к забытым, казалось бы, культам – шаманизму, вуду и другим – растет во всем мире. И многие психологи и социологи не видят в этом ничего удивительного. Современный мир стал слишком сложным – считают они. Человек тонет в лавине больших и маленьких проблем, он вынужден постоянно принимать решения, от которых зависит его благополучие. Ему необходима подсказка, поддержка, помощь во множестве дел. Окажут ли ее призванные звуками бубна духи, сделанный бокором амулет гри-гри или простой наговор деревенской ведьмы – не так уж важно.

     Впрочем, и сами религии, древние, как и человечество, потихоньку приспосабливаются к изменившимся реалиям современности. И вот уже даже во Всемирной паутине можно получить консультацию мансийского шамана или через хунгана задать вопрос одному из лоа. И даже навести на кого-нибудь порчу: в Интернете можно найти программы, претендующие на обладание магической силой. Правда, сказать наверняка, имеют ли отношение интернет-шаманы и интернет-хунганы к настоящим жрецам таинственных древних культов, не сможет никто.