«Торг дело великое… Купечеством всякое царство богатится, а без купечества никакое не только великое, но и малое царство стоять не может. Купечество и воинству товарищ. Воинство воюет, а купечество помогает… Как душа без тела не может быть, так и воинство без купечества пробыть не может… Царство воинством расширяется, а купечеством украшается». Эта мудрость петровских времен, пожалуй, вполне применима и в наше время. Однако, чтобы «царство купечеством украшалось» само купечество с незапамятных времен нуждалось в опеке государства или, как выразился бы современный человек, добросовестным купцам была необходима правовая защита.
Уже в XVI веке для соблюдения правил торговли были учреждены специальные должности инстикгаторов, которые рассматривали жалобы купцов, проверяли торговые операции, купеческие и общегородские весы, качество товаров и т.д. Верховная власть предоставляла городам торговые привилегии: приезжим купцам запрещалось продавать свои товары в розницу. Они вынуждены были продавать их оптом и только местным купцам. Не имели они права закупки товаров в окрестных деревнях. Купить их они могли только у местных купцов.
После Октябрьской революции, в 1922 году, для решения хозяйственных споров были созданы арбитражные комиссии. Правда, в советское время многие экономические споры решались административно – плановая экономика не сильно жаловала судебную власть. Поэтому после распада Советского Союза систему хозяйственных судов, призванных регулировать экономические споры, пришлось конструировать на «пустом месте».
В целом, после обретения независимости наша страна оказалась в весьма непростом положении. На повестке дня стояли две сложнейшие задачи: во-первых, восстановление разрушенных связей внутри бывшего СССР, во-вторых, самостоятельное освоение мирового рынка.
В СССР внешняя торговля практически полностью находилась под контролем центральных органов. Поэтому и белорусскому правительству, и предприятиям пришлось буквально «с нуля» налаживать внешнеэкономические контакты. И если на постсоветском пространстве можно было опереться на многолетний опыт, то на международном рынке царил полный хаос.
Первые годы независимости никакой внятной государственной политики в этой области не существовало. Этим активно пользовались местные недобросовестные коммерсанты и разного рода международные дельцы. Десятки и сотни контрактов, подписанных белорусскими предприятиями, в конечном счете оказывались невыгодными и разорительными. Доходы извлекали проходимцы, а не экономика и бюджет республики. Одновременно интересы белорусских производителей очень часто попросту некому было защитить – в юридическом плане зарубежные партнеры оказывались на порядок более подготовленными и, что называется, «на все сто» использовали это обстоятельство в своих интересах.
Ситуация стала меняться с приходом к власти Александра Лукашенко. Наведение порядка во всей стране прямо затронуло и внешне-экономическую деятельность. Государство заняло исключительно активную позицию в сфере защиты собственных интересов и интересов белорусских предприятий на мировом рынке. В короткий период была создана серьезная договорно-правовая база, позволяющая отстаивать национальные интересы в глобальной экономике. Республика Беларусь начала интенсивно сотрудничать со всеми международными организациями, регулирующими мировую торговлю.
В 2003 году в ходе 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Республика Беларусь была избрана в состав Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Данная комиссия учреждена ООН в 1966 году. Смысл ее создания был прост. Различное применение правовых норм в разных странах весьма часто приводило к тупиковым ситуациям при рассмотрении международных финансовых и хозяйственных споров. Это наносило весьма существенный ущерб международный торговле, и создание специальной ООНовской комиссии должно было устранить несоответствия в правоприменительной практике различных государств. Главной задачей ЮНСИТРАЛ стало, таким образом, содействие разным государствам в согласовании и унификации права международной торговли. Сама комиссия стала основным юридическим органом системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли.
Специально для взаимодействия с ЮНИСТРАЛ распоряжением Главы белорусского государства был создан Координационный совет из числа заинтересованных государственных органов. Основные нагрузка по руководству деятельностью этого органа возложена на Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. Одна из важнейших задач Совета – приведение законодательства Республики Беларусь в области международной торговли в соответствие с международными стандартами.
18 марта 2005 года Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь провел первое заседание Координационного совета по сотрудничеству с ЮНСИТРАЛ. На нем не только были обозначены общие направления сотрудничества Республики Беларусь и ЮНСИТРАЛ, но и определены конкретные мероприятия в данной сфере. А уже в октябре этого года состоялась специализированная научно-практическая конференция, посвященная вопросам права международной торговли. Состав участников конференции оказался исключительно представительным – в ней приняли участие руководство, судьи и специалисты системы хозяйственных судов, Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате, Экономического суда СНГ, представители государственных органов, международных организаций, юристы-практики и ученые-правоведы.
Конференция показала также серьезный интерес, который проявляют к нашей стране представители авторитетных международных организаций. С докладами выступали эксперты ЮНСИТРАЛ: старший правовой служащий Секретариата ЮНСИТРАЛ Спирос Базинас, председатель Международного Арбитражного коммерческого суда при Торгово-промышленной палате РФ, доктор юридических наук, профессор Александр Сергеевич Комаров, председатель Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Сергей Николаевич Лебедев.
Интересно, что в своем выступлении представитель ЮНСИТРАЛ Спирос Базинас подчеркнул, что опыт работы судебной системы Беларуси внимательно изучается структурами ООН. Подобное заявление, впрочем, вполне закономерно. Растущая экономическая мощь Беларуси резко повышает значение нашей страны в системе мировой торговли. Кроме того, постепенно в мире возрастает интерес к особой «белорусской модели развития» – международные эксперты все пристальнее изучают белорусский опыт построения экономики и продвижения своих товаров на внешние рынки.
Высокую оценку дали и российские коллеги. Александр Комаров, в частности, отметил: «Инициатива Высшего Хозяйственного Суда Беларуси о проведении конференции с широким участием судейского корпуса, ученых, преподавателей высшей школы, ответственных представителей министерств и ведомств, практических юристов-хозяйственников очень полезна и своевременна».
В целом, конференция явно отличалась от множества подобных мероприятий. Общие разговоры на ней были сведены к минимуму. Результаты ее проведения носили вполне четкий, практический характер. Были намечены конкретные действия, позволяющие, во-первых, в течение короткого времени провести работу по оптимизации белорусского законодательства, а во-вторых, сделать достоянием всего мира интересные наработки белорусских юристов и судей.
В этой связи заместитель председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, заслуженный юрист Республики Беларусь Лилия Козырева в своем выступлении подчеркнула: «Развитие тесных и плодотворных взаимоотношений Республики Беларусь как субъекта международного права с другими государствами и международными организациями является важнейшим направлением внешней политики. Процессы глобализации и интернационализации современной жизни еще более усиливают важность развития такого сотрудничества».
В последние годы Беларусь все активнее развивает самое разнообразное сотрудничество с авторитетными мировыми организациями. Причем, надо сказать, добивается все более ощутимых успехов. И самое главное – наша страна не собирается останавливаться на достигнутом. Белорусская власть предпочитает не говорить о международном сотрудничестве, а реально, на деле его развивать. Это гораздо полезнее пустых призывов и политических заклинаний. Тем более что на фоне исключительно впечатляющего роста торговли нашей страны практически со всем миром рассуждения о том, что мы, мол, отгораживаемся от всех и строим нечто вроде «европейской Северной Кореи» выглядят совсем уж малоубедительными.
ЮНСИТРАЛ – Комиссия ООН по праву международной торговли – была учреждена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1966 году (резолюция 2205(XXI) от 17 декабря 1966 года). Учреждая Комиссию, Генеральная Ассамблея признала, что расхождения, возникающие в результате применения законов различных государств в вопросах международной торговли, являются одним из препятствий торговым потокам, и рассматривала Комиссию в качестве орудия, с помощью которого Организация Объединенных Наций могла бы играть более активную роль в сокращении или устранении этих препятствий.
Генеральная Ассамблея предоставила Комиссии общий мандат, поручив ей содействовать прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. С тех пор Комиссия стала основным юридическим органом системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли.
В состав Комиссии входят тридцать шесть государств-участников, избираемых Генеральной Ассамблеей. Недавно Генеральная Ассамблея проголосовала за расширение членского состава ЮНСИТРАЛ до шестидесяти государств. Структура членского состава Комиссии обеспечивает представительство различных географических регионов мира и его основных экономических и правовых систем. Члены Комиссии избираются на шесть лет, причем срок полномочий половины членов Комиссии истекает через каждые три года.
В сферу интересов ЮНСИТРАЛ входят такие области, как международная купля-продажа товаров и смежные сделки; международные перевозки грузов; международный торговый арбитраж и согласительная процедура; публичные закупки и развитие инфраструктуры; контракты на строительство; международные платежи; электронная торговля; прецедентное право. Серьезное внимание со стороны ЮНСИТРАЛ уделяется законодательству о несостоятельности и банкротстве, как трансграничного характера, так и национальному, в рамках отдельных государств.
Наиболее интересна деятельность ЮНСИТРАЛ в области прецедентного права, которая нашла свое отражение в созданной Секретариатом ЮНСИТРАЛ системы сбора и распространения информации о судебных и арбитражных решениях, основанных на конвенций и типовых законах, разработанных Комиссией. Цель данной работы заключается в содействии распространению в международных масштабах информации о правовых текстах ЮНСИТРАЛ и формирование единообразного их толкования и применения.
Осуществление деятельности по сбору информации о судебных и арбитражных решениях основывается на сети национальных корреспондентов, назначенных теми государствами, которые являются участниками какой-либо конвенции или приняли законодательство, основанное на каком-либо типовом законе ЮНСИТРАЛ. В Республике Беларусь национальным корреспондентом указанной системы с 1998 года является Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Виктор Каменков.