Действительно — в развитых странах, где доступ к Интернету имеет практически все население, чтение «бумажных» газет становится все более элитарной деятельностью. Особенно резко среди читателей традиционных СМИ снижается доля молодежи. Новое поколение старому-доброму газетному киоску и традиционной подписке предпочитает мерцающий экран дисплея.
Каждый уважающий себя руководитель начинает свое утро с просмотра свежих новостей в Интернете. Кипа газет на столе постепенно уходит в прошлое. Запах свежей типографской краски заменяет приятная яркость интернет-сайта.
25 лет назад об электронных СМИ можно было только мечтать. Или создавать на эту тему фантастические бестселлеры. Тогда на смену громоздким вычислительным машинам, которые порой занимали целый дом, еще только-только начинали приходить удобные и функциональные компьютеры. Но время диктовало свои правила: постоянно увеличивающийся темп жизни и глобальная интеграция постоянно требовали увеличения возможностей компьютера. В основе лежала старая, веками проверенная истина: одна голова хорошо, а две — лучше. Если объединить два компьютера, то возможности каждого увеличатся в два раза.
Это был переворот, настоящая революция —революция компьютерных сетей. Новые возможности были слишком привлекательными, чтобы этой (тогда еще, казалось, утопией) не заинтересовалось Министерство обороны США. Именно ребята из Пентагона считаются пионерами в создании сетей. Их детищем стала ARPAnet. Это была первая в истории компьютерная сеть.
До изобретения Интернета оставался, как говорится, один шаг. И он был сделан. Появилась гениально простая идея — зачем объединять отдельные компьютеры, если можно связать между собой сети. Так появился Интернет — бесчисленное количество сетей. Название Всемирной паутины Интернет получил не зря. Трудолюбивые «паучки» со всего мира ткут эту грандиозную паутину — настоящий триумф человеческого интеллекта над огромным количеством информации.
В отличие от многих других изобретений человеческого гения Интернет пробивал себе дорогу удивительно легко и стремительно. Еще 10 лет назад он не был доступен широкому кругу пользователей — хотя уже тогда число «прописанных в Сети» достигало 20 млн. Эта на самом деле впечатляющая цифра сегодня кажется ничтожно малой, по сравнению с тем «населением», которое насчитывает Всемирная паутина сейчас.
Количество пользователей Интернета в современном мире неуклонно приближается к миллиарду. Сегодня Всемирной паутиной пользуются почти 940 млн. жителей Земли (всего на планете насчитывается примерно 6,5 млрд. жителей). Свой вклад в эту внушительную цифру внесла и Беларусь: статистика утверждает, что в РБ на 1 июня 2005 года насчитывалось 2 млн. пользователей сети Интернет. В России — 8 млн.
И все же 20 млн. — это был неплохой старт. Бизнесмены почувствовали, что деньги сами плывут к ним в руки. Стало ясно: миллионы пользователей — это вовсе не предел, это только захватывающее начало. Крупнейшие медиамагнаты осознали перспективы «паутины». Интернет гарантировал им постоянно растущую аудиторию, необыкновенную мобильность и гибкость системы. Никто не сомневался, что повсеместное распространение Интернета, улучшение программного обеспечения, а значит, и рост числа пользователей — только вопрос времени. Будущее принадлежало электронным технологиям.
Еще одной статьей дохода от интернет-ресурсов должна была стать реклама. Масштабы рекламы в рамках Интернета обещали стать поистине грандиозными. Экран каждого компьютера отныне становился маленьким рекламным щитом. Настоящий рекламный «беспредел» — не это ли мечта каждого бизнесмена?
Ведущие американские корпорации развернули яростную рекламную кампанию. «Продвинуть культуру в массы» было необходимо. Том Эвелин, один из отцов-основателей Интернета, хорошо сказал об этом: «Интернет может стать пугающим местом для людей, которые вдруг неожиданно попадут туда. Просто выбросить новых пользователей в Интернет — это то же самое, что увезти их из родного города и высадить на Times Square, предоставив им самим сориентироваться».
Огромные затраты на рекламу принесли свои плоды: вскоре о новинке знали не только продвинутые компьютерщики, но и простые обыватели.
Традиционные СМИ: быть или не быть
Еще в 1996 году кто-то сравнил традиционные СМИ с Титаником. Медленно идущий ко дну корабль стал символом неизбежной гибели бумажных газет, журналов, а затем радио и телевидения. В роли фатального айсберга в данном случае выступил Интернет.
Кому-то может показаться, что в данном случае прогноз излишне категоричен. Однако же практика подтверждает иное. И если в случае с телевидением еще можно спорить, то печатные СМИ, действительно, неотвратимо начинают «тонуть».
Читать электронные версии газет гораздо удобнее. Это проявляется даже в самых обыденных бытовых деталях — нет необходимости ожидать доставки свежего номера или же покупать его в киоске. Включил персональный компьютер — и ты уже читаешь газету, да не одну, а практически все какие пожелаешь. Кроме того, в Сети пышным цветом расцвели электронные издания, не имеющие печатных аналогов.
Главное преимущество современного Интернета — оперативность. Новостные сайты (или разделы новостей электронных изданий) по оперативности «обставляют» всех, включая телевизионные каналы. Появление интернет-новостей не привязано к определенному времени, как, например, теле- и радио- выпуски (о печатных изданиях в данном случае и вовсе скромно умолчим). Кстати, по мнению некоторых аналитиков, именно появление многочисленных новостных сайтов заставило телевидение «подтягиваться» и увеличивать частоту выпусков новостей (телевидение пока еще может использовать свое главное преимущество перед Интернетом — «картинку»).
Одновременно Интернет открывает невиданные возможности для развития двустороннего общения. Теперь каждый читатель и зритель может одновременно быть автором, журналистом, вступать в общение с виртуальными собеседниками, оставлять свои комментарии и т.д. Это упраздняет ранее существовавшую односторонность информационного потока.
Между тем, часть исследователей обращает внимание на то, что, например, для профессии журналиста появление Интернета наряду с огромными преимуществами принесло и ряд издержек. Некоторые заговорили даже о настоящей деградации профессии журналиста в связи с появлением интернет-технологий. Деградация в данном случае заключается в простой, но очень плачевной тенденции: журналисты «теряют нюх» и перестают быть журналистами в прежнем, традиционном значении этого слова. Раньше новости добывались в поте лица. Журналисты буквально «откапывали» информацию — связывались по официальным и неофициальным каналам с «заслуживающими доверия источниками», обрывали телефоны, охотились на высокопоставленных чиновников и прочих птиц высокого полета. В библиотечку журналиста входили энциклопедии, справочники, учебники и весь необъятный мир художественной литературы. Как же иначе — порой необходимо блеснуть эрудицией.
С появлением Интернета все стало гораздо проще. Новый информационный канал стал просто незаменим. Где еще можно оперативно собрать пыльцу свежих новостей? Где еще найдешь столько меда различных фактов, комментариев, мнений? Потому теперь зачастую вместо напряженной охоты за информацией журналисты предпочитают элегантно «порхать по цветам Интернета», собирая «мед и нектар» легкодоступных сенсаций, готовых выводов, мнений и комментариев.
Правда, часто при таком подходе можно попасть впросак. Помимо достойной миссии всемирной мегаэнциклопедии Сеть естественным образом стала выполнять и не очень благопристойную функцию всемирной информационной «свалки».
В Интернете легко размещается и тиражируется любая информация, в том числе гнусная ложь, откровенная чепуха и полный бред. Расчет в данном случае исключительно прост — кто-нибудь да клюнет. Практика показывает, что весьма часто «клюет» не кто-нибудь, а очень и очень многие. Причем парадокс состоит в следующем — «липовость» большей части интернет-сенсаций нисколько не уменьшает интерес широкой публики к «горячим» интернет-подробностям. Поэтому Сеть стала излюбленным местом для «слива» компромата и распространения самых невероятных слухов и сплетен. Впрочем, повторим еще раз, все это не только не подрывает доверия к Сети, но, напротив, изрядно добавляет ей популярности в сравнении с традиционными СМИ, вынужденными придерживаться более строгих рамок.
В противостоянии электронных и «бумажных» СМИ уже несколько лет назад явный перевес был на стороне интернет-изданий. Например, тираж российской электронной газеты Дни.Ру, популярных новостных ресурсов Газета.Ру и Лента.Ру уже в 2003 году достиг 2 млн. Всех обогнал портал РосБизнесКонсалтинга (РБК) — его аудитория насчитывала тогда 3 млн. человек. Немногие традиционные газеты могли похвастаться такими тиражами.
Заметим, это было только начало. Рост популярности электронных СМИ в своем развитии напоминает лавину. В мае 2004 года новостные сайты взяли очередной рубеж — их популярность за 5 лет возросла десятикратно, а среднесуточная аудитория в 2004 году выросла почти на 65% по сравнению с 2003 годом. Ни одна газета за такими темпами угнаться, конечно же, не могла.
Между тем, Интернет в недалеком будущем бросит перчатку соперничества монстру современной информационной цивилизации — телевидению.
В моменты острых событий резко повышается популярность электронных лент новостей — все те, кто имеет доступ к Интернету, однозначно предпочитают новостные сайты телевыпускам
Интернет-видение: новая реальность
Очевидно, что «бумажная» пресса — самое уязвимое место в линии обороны традиционных СМИ. Подлинной же цитаделью принято считать телевидение. Однако в скором будущем Интернет, похоже, взорвет эту «цитадель» изнутри. Проще говоря, речь идет о переносе телевидения в Интернет или создании так называемого интернет-видения.
Одна из первых попыток трансляции видео в Интернете относится к 1992 году (в России прорыв случился на 3 года позже). А уже в 1999 году альпинисты, восходящие на гору Эйгер в Швейцарии, организовали настоящую интернет-трансляцию своей экспедиции в реальном времени. В том же году в Интернете транслировались концерты Робби Уильямса и группы U2. И в это же время 17 американских каналов обрели своих интернет-клонов.
Далее процесс носил лавинообразный характер. Размещением несметного количества видеопродукции в Интернете уже никого удивить было нельзя. Постепенно в Сеть стали переходить телетрансляции и телешоу.
В России прорыв в данной сфере случился в 2001 году. Тогда в Интернет «перекочевал» первый телепроект — знаменитое шоу «За стеклом». Зрители напряженно следили за развитием событий уже не только перед голубым экраном, но и перед компьютерным монитором. Судьба «застекольщиков» заинтересовала тогда миллионы интернет-пользователей.
Интересно, что интернет-видение прошло те же ступеньки развития, что и интернет-газеты. Самые первые интернет-трансляции были всего лишь точной копией телевещания. Об использовании безграничных возможностей Сети речи не шло. Но в 2002 году компания Real Networks совершила прорыв на рынке интернет-видения. Она была готова предложить качественно новый уровень сервиса для интернет-зрителя и стала покупать у американских каналов право представлять их в Сети. Пользователи оценили удобство новой услуги. Постепенно количество подписчиков, вносивших ежемесячно небольшую сумму в 10 долларов за просмотр программ в Интернете, превысило 1 млн. Одна за другой в Сети появлялись электронные версии популярных кабельных и спутниковых каналов. Полезной новинкой стали и так называемые видеосайты — обширные архивы видеоматериалов.
Постепенно интернет-видение разрабатывает свой формат. Теперь это совершенно новое «телевидение» с огромными возможностями. Посетитель телесайта может сам выбрать для себя подборку видеоновостей, порядок их следования. Свои широкие двери распахивают архивы кинофильмов и программ. Настоящие ценители получили уникальную возможность записи видеоматериала для последующего просмотра. Отныне не зритель зависит от программы телевидения, а программа телевидения зависит от него. Фактически, речь идет о том, что с помощью Интернета телезритель из множества телеканалов формирует один — свой собственный, выбирая из сотен и тысяч телепрограмм то, что пришлось по вкусу, и выстраивая их в удобном для себя порядке.
Интересно, что в случае перехода телевещания в Интернет решается и раздражающая многих проблема засилья рекламы. Зритель будет волен выбирать — смотреть новости или кино либо загрузить сайт рекламы или интернет-магазин «на диване».
PRAVA.NET
Интернет прочно вошел в нашу жизнь, а для некоторых даже стал самой жизнью. «Девочка, живущая в Сети» сейчас никого не удивит. Для многих Интернет стал работой. Появляется множество профессий, так или иначе связанных с Интернетом. И это не только программисты и веб-дизайнеры. Вполне вероятно, что скоро университеты будут набирать «новобранцев» по специальности «интернет-юрист».
У граждан Ультрадемократической Республики Интернет пока нет ни официальных прав, ни обязанностей. Свобода в Интернете практически безгранична. И этим, естественно, пользуются. Интернет облюбовали десятки тысяч жуликов и авантюристов — от мастеров политических манипуляций до обычных мошенников, обкрадывающих по всему миру граждан, излишне доверяющих современным технологиям.
Определенные попытки установить некие правила, касающиеся Интернета, уже предприняты в разных странах. Более того — практика борьбы с киберпреступностью есть у правоохранительных органов большинства стран мира. Однако главная проблема состоит в том, что технологии совершенствуются несравненно быстрее законодательства. В результате, у всевозможных жуликов и недобросовестных деятелей всегда остаются лазейки (а чаще не лазейки, а зияющие дыры) для использования новейших достижений прогресса не в самых благородных целях. Сегодня сложно сказать, что придумает человечество для «упорядочивания» Сети. Однако что-то делать явно придется, ибо если Интернет и далее в правовом смысле останется «черной дырой», то по мере усиления Сети подобная «дыра» может легко «засосать» весь существующий правопорядок.
оБЛОГороженный Интернет
Интернет атакует по всем направлениям. Мало того, что он уверенно оттесняет на задний план заслуженных ветеранов информации, традиционные СМИ, так он еще и новые жанры придумывает. Одной из новинок стали интернет-дневники, или блоги.
Эти незатейливые по своему содержанию произведения пользуются сегодня сумасшедшей популярностью. Блоги плодятся с невероятной скоростью — более 10 тыс. штук в сутки. Сегодня в дебрях Интернета скрывается более 17 млн. блогов, хотя в начале ноября 2004 года их было всего 4 млн.
Некоторые блоги ведутся только одним человеком и считаются его авторским произведением. Другие блоги — это коллективная доска обсуждений. Каждый посетитель волен в любое время раскрыть свой дневничок и сделать тайное явным, т.е. поведать о своей скромной персоне всему миру.
Поскольку самая интересная тема для каждого человека — это он сам, то основной аудиторией частных дневников являются их счастливые авторы собственной персоной. По статистике, большинство авторов — юные барышни 16-19 лет. Самые частые темы таких дневников «меня никто не понимает» и «я уже многое повидала в этой жизни».
И все же встречаются блоги — жемчужинки, авторы которых не ленятся писать тексты на вполне серьезные темы. Возможно, это не что иное как начало глобальной авторской интернет-публицистики. Возможности ее развития безграничны. Отсутствие редакторской правки, абсолютная свобода слова — что еще нужно интернет-журналисту. Популярность и актуальность блогов дала им право занять место в ряду традиционных жанров журналистики. Соответственно, авторы серьезных и качественных блогов имеют полное право считаться журналистами. Интересно, что в 2004 году Республиканская и Демократическая партии США аккредитовали ряд блоггеров на свои съезды в качестве представителей СМИ. Можно сказать, что эра массовой журналистики не за горами.
Постепенно блоги становятся зеркалом общественного мнения. Все ведущие журналисты и политики более или менее регулярно обращаются к ним за объективной информацией из первых рук. А самые популярные и интересные из блогов-золушек превращаются в самых настоящих принцесс — в полноценные интернет-СМИ.
Сеть еще раз показывает миру — она в состоянии не только потеснить ветеранов СМИ, но и сконструировать абсолютно новые жанры, доселе человечеству неведомые.
Итого
Технический прогресс постепенно обгоняет самые буйные человеческие фантазии. Пока мы рассуждаем об интернет-видении как возможной следующей ступени развития привычного нам телевидения, в Японии уже появляются разработки так называемого реального телевидения, которое будет передавать не только сверхточную объемную картинку, но даже… запахи. Постепенно реальность копируется все более точно и, возможно, недалеко время, когда грань между действительным и виртуальным окажется полностью разрушенной.
Парадоксальным образом все эти технические новинки сочетают в себе возможность обретения человеком невиданной доселе свободы и одновременно таят опасность манипулирования сознанием миллионов в масштабах, которые и не снились ни древним восточным деспотиям, ни тоталитарным режимам минувшего века. Огромные информационные возможности делают человечество и могущественным, и уязвимым. Например, международный терроризм как специфическое явление нашего времени есть порождение информационного общества, ибо главной целью (и главным оружием) террора является запугивание миллионов людей и целых государств (а это было бы невозможно без мощи современных СМИ).
С другой стороны, огромные потоки информации, которые обрушиваются на современного человека, постепенно сводят на нет (чисто физически) его способность к критическому осмыслению происходящих событий и делают его обычной игрушкой в руках всесильных медиа. В данном случае речь уже идет о прямой угрозе демократии, ибо все чаще выборы даже в так называемых цивилизованных странах почти полностью утрачивают рациональность и превращаются из политической борьбы в шоу. Список подобных недостатков продолжать можно долго. Тем не менее, прогресс неудержим. Противостоять ему бессмысленно. Гораздо более разумно уже сегодня осваивать и учиться обращаться с тем, что завтра из фантастики превратится в обыденность и повседневность…
По данным статистики, 90% суточной аудитории сети Интернет — посетители новостных сайтов. 80% читателей новостей в онлайне — это пользователи в возрасте от 18 до 34 лет. Подростки 14—17 лет подобными ресурсами не интересуются вовсе. Почти 70% посетителей новостных сайтов — это квалифицированные специалисты или предприниматели, больше половины которых имеют высшее образование, и лишь 9% составляют рабочие.