Этот город нередко называют жемчужиной Балтики. А еще подчеркивают его величественность и аристократизм. Здесь прошлое и настоящее сочетаются настолько виртуозно и гармонично, что нескольких часов прогулки вполне хватит для того, чтобы потеряться во времени. Здесь над домами в стиле модерн возвышаются шпили церкви святого Петра и Домского собора, основанных еще в начале XIII века, а шумные, оживленные проспекты соединяются между собой узкими средневековыми улочками.
Рига – город, история которого насчитывает более восьми веков. Сменяли друг друга эпохи и народы, жившие в его стенах. И он впитывал их культуры, изменялся и приобретал свой не сравнимый ни с чем облик. Ведь недаром старая часть города полностью внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а сама Рига в 2014 году стал одной из культурных столиц Европы.
На берегах Даугавы
Расположившаяся на обоих берегах Даугавы Рига издревле была торговым перекрестком, что и определило космополитичность города. По историческим свидетельствам, уже в 1150 году готландские купцы регулярно заходили в нижнее течение Западной Двины (Даугавы) до реки Риги. Как естественная гавань Рига упоминается немецким летописцем Генрихом Латвийским в его «Хронике Ливонии». Позднее река была засыпана, и сейчас лишь направление некоторых улиц старой части города может рассказать нам, где она когда-то протекала.
Город Рига как хорошо укрепленный военно-торговый центр возник в 1201 году, когда в устье одноименной реки вошел епископ Альберт Буксгевден с группой немецких рыцарей-крестоносцев. Именно ему удалось сломить сопротивление обитавших в тех местах ливов – рыбаков и ремесленников. Отношения исконного населения и основателей города не были простыми: с самого начала немецкие поселенцы взяли курс на полную изоляцию от местных жителей. И хотя общее количество «пришельцев» никогда не было большим – не выше 5% – Рига стала настоящим «немецким островом». Было время, когда латыши и вовсе не имели права селиться внутри крепостных стен и даже находиться там после заката солнца. Но у такого положения дел имелись и свои плюсы: местное население не ассимилировалось новыми хозяевами. Да и вхождение Риги в союз немецких свободных городов – Ганзу – обеспечило ей быстрый экономический рост. Важную роль сыграло выгодное положение Риги – в устье Даугавы, на пересечении сухопутных дорог север–юг и запад–восток, – дававшее возможность получать немалую прибыль от транзита. Вместе со статусом вольного города Рига приобрела и собственный орган управления – Рижский рат.
За свою многовековую историю этот город видел немало. Он входил в состав Речи Посполитой и Швеции, Российской империи и СССР. Рига знала не только расцвет, но и упадок. Но через все испытания и невзгоды она прошла с высоко поднятой головой, сохранив свой неповторимый шарм и дух вольного города.
Герб Риги представляет собой щит, который держат два золотых льва, стоящих на сером цоколе. На серебряном поле щита изображены открытые ворота из красного кирпича, символизирующие право города на самостоятельность. Под поднятой решеткой ворот красуется золотая голова льва. Над воротами расположились два перекрещенных черных ключа – символы покровителя Риги, святого Петра. Над ними – золотой крест и золотая корона.
Этому гербу почти 800 лет… Он возник практически одновременно с основанием города и встречается на рижских печатях 1225–1226 годов. На них вокруг изображения имелась надпись Sigillum burgensium in Riga manentium («Печать горожан, находящихся в Риге»). Правда, в этом варианте герба вместо орденского креста над городскими воротами изображался епископский жезл, а в самих воротах еще не было льва – он появился в 1330-м. Зато использовали гербовую печать не только на документах, но и как знак качества и происхождения на товарах.
В 1660-м льва в воротах «наградили» короной. Город тогда входил в состав Швеции и проявил особую храбрость при нападении войск российского царя Алексея Михайловича. Подобной чести, кроме Риги, удостоилась только столица – Стокгольм. К слову, шведский король оказал рижанам особую честь – поставил корону и над обеими башнями ворот.
После этого герб Риги менялся не один раз. Так, Екатерина II, конечно же, решила, что щит должны держать не львы, а половинки орла. А во времена СССР над ключами красовалась пятиконечная звезда.
Сейчас столица Латвии является одним из наиболее популярных прибалтийских городов. Туристы со всего мира спешат в ее гостеприимные объятья, чтобы полюбоваться достопримечательностями и насладиться уникальной атмосферой – ведь Рига способна удивить даже самых искушенных путешественников. Это один из тех городов, где хочется просто неспешно гулять по уютным мощеным улицам, любуясь красивой архитектурой и представляя все те события, что происходили здесь много столетий назад. Кстати, сами рижане нередко называют себя «детьми булыжных мостовых», а еще с энтузиазмом рассказывают о том, что в центре города много старых домов… но еще больше очень старых и очень-очень старых.
Летом город полон уличными музыкантами и актерами – представить Ригу без них уже просто невозможно. Тем более что она по праву гордится своими богатыми музыкальными традициями и славится многочисленными фестивалями, проходящими здесь ежегодно. Зимой, особенно накануне рождественских и новогодних праздников, Рига превращается в одну огромную ярмарку. На каждой площади в старой части города вас ждут ряды с сувенирами и народными промыслами, в числе которых обязательно будут янтарные украшения и льняная одежда. А еще – вкуснейшие рижские пирожки и глинтвейн. И везде будет шумно, людно и весело – рижане любят гулять по своему городу не меньше, чем приезжие. И уже в первый день пребывания здесь становится понятно почему.
Шпили с черно-золотыми петушками
Среди узких извилистых улочек Старой Риги действительно можно заблудиться, но как бы вы ни заплутали, шпили церкви святого Петра и Домского собора всегда станут надежным ориентиром. Каждый из них – неотъемлемая часть великолепной панорамы города и его величественного силуэта, которым обязательно стоит полюбоваться с левого берега Даугавы. Особенно он прекрасен вечером, в лучах заходящего солнца.
Рижская церковь святого Петра является не просто достопримечательностью, но и настоящим символом города. Древнейшее культовое сооружение упоминается еще в хрониках 1209 года. Изначально предполагалось, что именно эта церковь станет главным храмом Риги. И жители – купцы, ремесленники и простые горожане – не жалели средств на ее строительство. Сначала это было небольшое строение, но уже в XV веке церковь реконструировали – в основу нового сооружения легли остатки старого, к тому же храм приобрел готическую башню-колокольню. По мнение историков, до этого башня была отдельно стоящим зданием. Кроме того, существуют данные, что в 1297 году – во время сражений горожан с Ливонским орденом – на крыше здания устанавливались катапульты, которые обстреливали замок Виттенштейн.
Очередная реконструкция церкви святого Петра была проведена в XVII веке. Такой, с барочным фасадом с тремя богато декорированными порталами, мы можем увидеть ее и сейчас. К сожалению, крыша и шпиль храма, как и его внутренние стены и убранство, серьезно пострадали во время Второй мировой войны. Есть версия, что усиленный артобстрел здания был вызван тем, что на башне располагался наблюдательный пункт советских войск, оборонявших город.
Новый шпиль появился у церкви в 1973-м. Его высота составляет 64,5 м (общая высота строения – 123,5 м), а сам он является точной копией шпиля 1690 года (на момент постройки это был самый высокий деревянный шпиль в Европе). Современный вариант от всех своих предшественников отличается именно материалом – он выполнен из металла. Венчает его растиражированный на множестве рижских сувениров петушок. Он тоже новый, однако сохранился и его 250-летний бронзовый предшественник. Когда в 1941 году после обстрела шпиль обрушился, фигура была серьезно повреждена, но уцелела. Отреставрированная, сейчас она находится внутри церкви около выходов на башню.
Подъем на шпиль церкви святого Петра – отличный способ увидеть Ригу с высоты птичьего полета. Здесь установлены две смотровые площадки, подняться на которые можно по лестнице или на лифте.
Шпиль церкви святого Петра, как и всех остальных храмов Риги, венчает фигура петушка. По одной, более романтичной версии – чтобы нечисть отпугивать. Но есть у этих петушков и более «прозаичная» функция – все они являются флюгерами и указывают направление ветра. Изначально каждый из них окрашивался в два цвета: один бок был золотым, а второй – черным. Сделано это было неспроста. Рига издревле была торговым городом и потому напрямую зависела от морских путей и, соответственно, ветра. Когда он дул с моря, петушки поворачивались к городу золотым боком, и, сияя на солнце, сообщали рижским купцам о том, что корабли с товаром смогут зайти в бухту. А вот стоило птицам показать купцам свою черную сторону, как становился ясно: сделки сегодня не состоятся.
У алтарной части церкви святого Петра расположился едва ли не самый популярный памятник современной Риги – скульптурная композиция из «Бременских музыкантов», подаренная в 1990 году столице Латвии городом-побратимом Бременом. Памятник выполнен по мотивам бронзовой скульптуры, еще в 1951 году установленной в немецком городе.
Первым снизу находится осел, поддерживающий пса, на спине которого, в свою очередь, расположился кот с сидящим на нем петухом. Бытует поверье, что сказочные герои способствуют исполнению желаний – нужно лишь потереть их носы. Кто-то говорит, что можно замахнуться на целых четыре мечты – по одной на каждое животное (причем самую заветную рекомендуется «оставлять» для петуха, дотянуться до клюва которого сложнее всего). Другие же утверждают, что желание надо загадывать одно, но каждый следующий персонаж заметно повышает шансы на его исполнение – так что знакомства с петухом избежать все равно не получится.
Домский собор – крупнейший средневековый храм Балтии – ровесник церкви святого Петра. Известна даже точная дата его основания – 25 июля 1211 года, день святого Якоба. Но если предыдущий храм строился как «народный», то за возведением Домского собора наблюдал, вкладывая в него огромные средства, лично епископ Альберт Буксгевден. Он же привез в Ригу известных и опытных немецких мастеров, стремясь создать столь монументальное сооружение как можно быстрее. Однако работы все равно затянулись – строительство в общих чертах было завершено лишь к 1270 году. Первоначальное здание было ярким примером перехода от романского стиля к северной готике.
XVI век стал сложным испытанием для Домского собора. Сначала, в период Реформации, было утрачено почти все оригинальное убранство храма, а через два десятка лет дело довершил пожар. Средств на реставрацию не хватало, и вместо запланированных двух башен возвели лишь одну, но зато она оказалась выше, чем колокольня церкви святого Петра. Впрочем, деревянный шпиль требовал постоянного ремонта, и позднее его заменили на невысокий шпиль с куполом. Теперь общая высота шпиля Домского собора (вместе с венчающим его петушком) составила 96 м. Недавно, кстати, начата новая реконструкция храма и прилегающего к нему монастыря. Планируется, что в первую очередь будут восстановлены крыша собора, его башня, фасады, витражи, а также большая часть внутренних помещений.
Домский собор – лучшее отражение истории самой Риги. Как в ее судьбе тесно переплелись различные народы, правители и культуры, так и в архитектуре собора, по причине многочисленных перестроек, удивительным образом сошлись воедино различные стили. В его убранстве можно встретить примеры готики и барокко, ренессанса и романики.
Отдельно стоит сказать об органе Домского собора. Изготовленный немецкой фирмой E.F.Walcker & Co, он имеет высоту 25 м и состоит из более чем 6,7 тыс. труб – деревянных и металлических, длиной от 13 мм до 10 м. На момент своей постройки этот орган был крупнейшим в мире, а по своим габаритам (но не по числу труб) таким и остается. Произведения для органа Домского собора писал сам Ференц Лист.
Когда подходишь к Домской площади, на которой находится собор, то кажется, что он расположен в низине. Все дело в том, что улицы Риги на протяжении столетий подсыпались гравием, чтобы снизить ущерб от наводнений. В результате пол в храме оказался значительно ниже уровня мостовых. Когда в середине ХХ века часть Домской площади – вдоль стен храма – решили раскопать до позднесредневекового горизонта, углубиться пришлось на 2 м.
От готики до черных кошек
Церковь святого Петра и Домский собор, конечно же, не единственные представители средневековой архитектуры в Риге. Не меньшей популярностью гостей столицы пользуется собор святого Иакова – главная католическая церковь Латвии и прекрасный памятник кирпичной готики. Как и два его «брата», этот храм впервые упоминается в начале XIII века. Но если к собору святого Иакова присмотреться повнимательнее, то на окнах восточной стены хора можно найти три красочных витража, выполненных в стиле модерн.
Любителям готики стоит прогуляться к Пороховой башне – единственной сохранившейся и самой большой башне рижской крепостной стены. Построена она была все в том же XIII веке, но изначально называлась Песочной, так как до XVII века защищала главный сухопутный вход в город – Песочную дорогу. Позже в ней стали хранить порох, что и подарило сооружению новое имя. В советские времена тут располагалось Нахимовское военное училище, а позже – Музей Октябрьской революции. Сейчас здесь разместился Военный музей.
Если во время прогулки по Риге вам посоветуют сходить в гости к «трем братьям», не удивляйтесь. Так горожане называют три дома на улице Малая Замковая, старший из которых был построен еще в конце XV века. А все они вместе – отличный пример жилой архитектуры средневековой Риги.
Посмотреть стоит и на Рижский замок, который был заложен еще в 1330 году на берегу Даугавы ливонскими рыцарями. Некоторое время в нем даже обитал магистр Ливонского ордена, когда его резиденция в центре Риги была разрушена. В XV веке замок был практически уничтожен горожанами, а после ими же и восстановлен. Позже здесь жили польские, а после шведские наместники – и каждый из новоиспеченных владельцев расширял, достраивал и перестраивал замок в соответствии со своими вкусами и потребностями. Одно время это сооружение даже использовалось в качестве тюрьмы, но после этого окончательно утратило свой грозный вид и начало выполнять исключительно представительские функции. В настоящее время здесь расположена резиденция президента Латвии.
Единственные городские ворота Риги, сохранившиеся в первозданном виде до наших дней, – Шведские. В XVI веке этот участок города активно застраивался жилыми домами, и к новостройкам необходимо было организовать закрываемый проезд. С этой целью в 1698 году в стене жилого дома в районе улицы Торня были пробиты городские ворота.
Однако рижане расскажут вам совсем другую историю. По легенде, здание, в котором сейчас расположены ворота, когда-то принадлежало одному богатому купцу, который был настолько скуп, что не хотел постоянно платить подати за ввоз товара в город. Так что он взял да и прорубил себе собственные ворота.
Гуляя по Риге, стоит на время забыть об известном нам с детства совете внимательно смотреть под ноги. Уж слишком много интересного расположено на крышах. Например, легендарные рижские черные коты. Речь сейчас идет о Доме с черными котами, возведенном в 1909 году архитектором Фридрихом Шеффелем в стиле позднего рационального модерна. Но все это сухие факты – само же здание привлекает не только красотой фасада, но оригинальностью версии его возникновения. Согласно ей, все началось, когда некому богатому рижскому купцу латышского происхождения Блюмеру отказали в приеме в Большую гильдию, в которой всем заправляли немцы. И вот тогда он заказал скульптуры черных котов с выгнутыми спинами и установил их на остроконечных башенках своего доходного дома таким образом, чтобы коты эти были повернуты хвостами в сторону окон рабочего кабинета старейшины той самой злополучной Гильдии. Сказывают, что дело закончилось судебным процессом, однако выиграл его Блюмер, сумев доказать, что рижские коты – животные вольные и гуляют сами по себе. А еще, что они уже стали частью облика города, так что без них Рига утратит долю своего обаяния. История умалчивает, когда и как Гильдии удалось заключить мировую с Блюмером, но в итоге коты все же были развернуты и в окна рабочего кабинета старейшины стали смотреть своей более дипломатичной частью.
И раз уж мы заговорили о рижских зданиях в стиле модерн, то самое время признать: Рига – европейская столица югендстиля. Более 40% домов в центре столицы Латвии построены именно в нем, а именитые эксперты подтверждают, что именно местный модерн обладает выразительностью особой силы и масштаба. А сам он, наполненный разнообразием растительных и геометрических орнаментов, изысканностью светлых тонов и почти античными образами сфинксов и грифов, делает Ригу еще более аристократичной, таинственной и загадочной.
У самих жителей города к зданиям в стиле модерн особо трепетное отношение. Югендстиль для них тесно связан с подъемом национального самосознания. Именно в этот период в полную силу зазвучали голоса латышских художников и архитекторов, и их работы были оценены по достоинству на мировом уровне. Тем, кто хочет в полной мере насладиться архитектурой в стиле модерн, можно посоветовать прогуляться по улице Альберта и прилегающему к ней «посольскому району».
Дирижабли и цеппелины
Практически все туристы, посещая Ригу, обязательно отправляются на рынок. Причем даже те, кто изначально не планирует ничего там приобретать. Все дело в его размерах и необычной конструкции. Но обо всем по порядку. Рижский центральный рынок был и остается одним из старейших и крупнейших в Европе. Изначально он располагался под открытым небом на набережной Даугавы и насчитывал более 5 веков истории. Однако со временем стало понятно, что раскинувшийся на площади 22 тыс. м2 рынок не отвечает даже элементарным требованиям гигиены. Вот только реконструкция все откладывалась и откладывалась… В начале 20-х годов ХХ века вопрос стал действительно остро – и тогда было решено приобрести в военном поселке Вайнёде оставленные кайзеровской Железной дивизией ангары для хранения цеппелинов. В мирное время они стояли там пустыми и были совсем не востребованы.
В настоящий момент в Европе сохранилось всего шесть ангаров – и пять из них приспособлены для торговли. Так что эти пять павильонов Центрального рынка Риги можно считать практически единственными в своем роде. Неудивительно, что путешественники со всего мира стремятся лично увидеть подобное чудо.
Цеппелинов, правда, там нет, зато их можно встретить в некоторых ресторанах Риги. Речь сейчас, конечно, не об огромных летательных аппаратах, а о картофельных клецках с начинкой из фарша или творога, размеры которых также вызывают уважение. Родиной блюда считается соседняя с Латвией Литва, а его исконным названием – «диджкукулиай». Но во времена Первой мировой войны клецки, напоминающие формой дирижабли, сменили свое имя на цеппелины.
Но не стоит думать, что Латвии нечем похвастаться в плане своей национальной кухни. Рига – настоящий рай для гурманов. Рестораны, кафе и бары здесь можно встретить практически на каждом шагу, так что выбрать вариант на любой вкус и бюджет не составит никакого труда. Но если вам захочется в полной мере ощутить дух старого города, отправляйтесь на пересечение улиц Розена и Краму. Пройти мимо рижского винного погреба вряд ли удастся – у дверей посетителей встречает швейцар в старинном одеянии. Сейчас здесь работает ресторан «Розенграль», меню которого основано на традициях средневековой кухни, органично совмещенных с латышскими кулинарными традициями. Атмосфера продумана до мелочей: сохраненные каменные готические интерьеры, свечи вместо электричества, одеяния и речь официантов – все призывает гостей забыть о современности. Особого внимания заслуживают комментарии к блюдам в меню. Например, о запеченном филе морского черта сказано, что «король Франции Людовик VI, устраивая шумные пиршества и принимая знатных гостей, часто потчевал их этим блюдом». Здесь можно узнать, что «у германцев было принято после трапез исполнять танцы, имитирующие бой», и сытная похлебка из мяса ягненка придавала им силы для этого. Или что каменного окуня, фаршированного сыром и хреном, подавали в дни «Декабрьской свободы», когда «рабы, пастухи и слуги пользовались относительной свободой и пировали вместе с хозяевами (XII век)».
Заведение открыто на месте настоящего винного погреба, впервые упомянутого еще в 1293 году. Полагают, что в средневековой Риге он чаще всего использовался как место заключения сделок, которые необходимо было «скрепить» или совместным распитием вина, или просто преподнесением в подарок заинтересованной стороне емкости с вином. Не потому ли французское выражение pot du vin (взятка) дословно переводится как «горшок с вином»?
Гостеприимство, как и очарование Риги, сложно описать словами. В этот город можно ехать за отдыхом и вдохновением, за эстетическим и гастрономическим удовольствием. Сюда стоит ехать ради оживающих на рижских улицах страниц истории и ради великолепных музыкальных фестивалей. Да и просто для того, чтобы на личном опыте проверить все то, о чем рассказывается в этой статье.