Мало кто знает, что название этого красивого бельгийского города, в котором гармонично сочетается история и современность, в дословном переводе обозначает «селение на болоте». Но зато ни для кого не секрет, что именно здесь можно попробовать едва ли не самые вкусные в мире вафли, шоколад, пралине и картофель фри. А еще – увидеть легендарного писающего мальчика, прогуляться по восхитительной площади Гран-Плас, на которой каждый дом имеет собственное название и уникальный облик, и всего за несколько часов познакомиться с известнейшими достопримечательностями всех европейских стран в парке «Мини-Европа».

     Но Брюссель славится не только этим. Всего одной прогулки по городу, в котором королевский дворец сменяется зданием Европарламента, будет достаточно, чтобы влюбиться в его уникальную архитектурную эклектику.

     

Дом короля без короля

      Знакомство с бельгийской столицей лучше начать с ее центра. Здесь вас встретят средневековые дома во фламандском стиле (архитекторы и искусствоведы обязательно уточнят, что тут представлены стили фламандского барокко и брабантской готики) и не сравнимая ни с чем площадь Гран-Плас. Она возникла еще в XII веке на месте высушенных болот – так что свое название Брюссель получил вполне заслуженно.

     В XIII веке на рыночной площади появилась первая постройка – Хлебный дом. Интересно, что сейчас это здание чаще называют Домом короля, хотя доподлинно известно, что ни один король в нем никогда не жил. Изначально, как можно понять из названия, строение использовалось как хлебные ряды или склад для пекарей; позже было тюрьмой, налоговой службой, жилым домом герцогов, а после завоевания города Наполеоном – Домом народа. И поскольку губернаторы-чужестранцы, управлявшие в тот момент Брюсселем, нередко пользовались королевскими привилегиями, Хлебный дом стали называть Домом короля. Кстати, прижилось это название только в одном из двух официальных языков бельгийской столицы – французском. В нидерландском же здание сохранило свое исконное имя.

     Этот архитектурный шедевр неоднократно менял не только свое название, но и облик. И это неудивительно: за многие века он стал участником многочисленных исторических событий. Так, в 1695 году Брюссель подвергся обстрелу французских пушек, длившемуся несколько дней и разрушившему практически весь центр города. На Гран-Плас выстояла только ратуша, стоящая напротив Хлебного дома; сам же он сохранился лишь частично, но уже скоро был отстроен.

     Свой нынешний готический облик Дом короля приобрел в XIX веке. Нарядный фасад со стрельчатыми окнами, узорчатыми карнизами, тончайшими кружевами из камня, изящными и легкими колоннами и устремленными к небу ажурными башенками очаровывает своим великолепием и величием. Сейчас в здании располагается музей, в котором собраны превосходные коллекции произведений бельгийского искусства различных эпох, а также огромное количество экспонатов, так или иначе связанных с историей Брюсселя. А для юных путешественников даже разработан специальный маршрут, на котором они в игровой форме смогут познакомиться с прошлым и настоящим бельгийской столицы.

     

      По легенде, Брюссель был основан в VI веке святым Жери, епископом Камбре. Однако официально самое раннее упоминание о селении Bruocsella (из старонидерландского: bruoc – «болото» и sella – «поселение») встречается лишь в грамоте Оттона Великого, датированной 996 годом. Первым шагом к развитию города стала постройка в конце X столетия на острове на реке Сенна крепости и часовни во славу святой Гудулы, покровительницы Бельгии. В XI веке была сооружена первая городская стена.

      Бельгийская столица и ныне стоит на Сенне, но в черте города река практически не видна: в конце XIX века она была, по большей части, перекрыта, а в начале ХХ века – полностью замурована в пределах Брюссельской агломерации. При этом русло Сенны было изменено. Сейчас на ее месте расположились современные здания, бульвары и магистрали. А с 1976 года вышедшие из употребления тоннели реки превратились в подземные трамвайные линии.

     

 По красоте и изысканности убранства с Хлебным домом вполне может конкурировать его визави – ратуша, возведение которой началось еще в 1402 году и первоначально завершилось в 1420-м. Но уже в 1444-м Карл Смелый заложил первый камень в фундамент нового строительства. Так у ратуши появилось второе крыло, а колокольня стала ее центральным элементом. Правда, новая – правая – часть оказалась несколько короче старой, так что здание получилось асимметричным. К 1455 году свой облик сменила и колокольня – на ее месте появилась дозорная башня высотой в 96 м, на вершине которой расположилась статуя архангела Михаила, повергающего дьявола. В начале XVIII века ратуша обзавелась двумя задними крыльями в стиле классического барокко. И, по сути, больше никаких изменений – пройдя сквозь несколько войн и пожаров, она сохранила свой первозданный вид. И даже 5-метровая статуя архангела Михаила, венчающая шпиль центральной башни, была заменена только в 1996 году – то есть простояла наверху 541 год!

      Ратуша открыта для экскурсий, позволяющих в полной мере насладиться роскошными залами, украшенными старинными гобеленами, картинами и позолоченными зеркалами. А во внутреннем дворике можно увидеть два фонтана, символизирующих главные реки Бельгии – Маас и Шельду. Кстати, здание до сих пор используется как резиденция мэра, хотя городская администрация расположена в другом месте.

      Площадь Гран-Плас всегда была для брюссельцев сердцем города, и потому даже после серьезных повреждений во время обстрела в 1695 году была отстроена богатыми гильдиями всего за 4 года. Именно тогда она и приобрела прямоугольный вид, очень близкий к современному. Каждый из гильдейских домов построен по собственному проекту, а на фасаде обязательно имеется символ, обозначающий, каким именно ремеслом занимались его владельцы. Есть у этих зданий и свои имена. Так, гильдия стрелков из лука размещалась в доме «Волчица»; гильдия производителей масел и жиров нарекла свой дом «Тележка». Попытка отгадать по названию, кому принадлежало то или иное строение, может стать очень даже увлекательной частью прогулки по Гран-Плас. Ведь здесь есть еще и дома «Лебедь», «Звезда», «Мешок», «Лиса», «Дуб», «Рожок» и многие-многие другие.

     

      В Бельгии популярна легенда о короле Франции Людовике XIV, который, устав от рассказов о красоте и великолепии Брюсселя, решил лично посетить этот город. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что Брюссель действительно куда прекраснее самого Парижа! В порыве злости король приказал разрушить город и сжечь его дотла. Но бельгийцы оказались упрямым народом, умеющим ценить свое достояние: богатые ремесленники и купцы не пожалели средств и заново отстроили центр Брюсселя. Так Гран-Плас стала едва ли не единственной старой рыночной площадью в Европе, архитектурный ансамбль которой был тщательно спланирован. Сейчас весь он находится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

     

В древние времена бургундская знать устраивала на Гран-Плас рыцарские турниры, привлекавшие немало зрителей. А сейчас самыми людным временем можно назвать середину августа. Раз в два года, начиная с 1986-го, в течение нескольких дней на площади «ткется» огромный цветочный ковер. Чтобы насладиться происходящим, придется основательно запастись терпением и стойкостью – церемонию традиционно предвещает музыкальный мини-спектакль, а потом из миллионов цветов создается рисунок площадью 1800 м2. Чтобы увидеть все это, люди занимают места за несколько часов до начала.

     

      Конечно же, в столице страны, полное название которой звучит как Королевство Бельгия, есть и настоящий королевский дворец. Официальная резиденция монархов построена в стиле классицизма на фундаменте уничтоженного пожаром замка герцогов Брабантских. Используется она, в основном, для приемов, но каждое лето открывает свои двери и для всех желающих прогуляться по ее прохладным залам. Одного взгляда на этот дворец достаточно, чтобы определить, где находится король – в стране или за ее пределами. Если монарх «дома», над зданием развевается государственный флаг.

      А настоящим местом проживания королевской семьи является Лакен – дворец-резиденция на севере Брюсселя.

     

Дерзкая эмблема Брюсселя

      Брюссельцы шутят: даже те туристы, которые, приехав в город, не планировали наносить визит «самому почетному жителю бельгийской столицы», все равно в какой-то момент отправляются на его поиски. И вот тогда-то понимают, что отыскать столь популярный символ – Писающего мальчика – не такая простая задача. Его образ настолько растиражирован в Брюсселе, что многие представляют себе монумент внушительных размеров, который просто невозможно не заметить. На деле оказывается, что это миниатюрная статуя-фонтан высотой чуть более полуметра, притаившаяся недалеко от шумной площади на пересечении улиц Дубовая и Банная.

      Не многие памятники могут похвастаться таким количеством легенд о своем происхождении. Наверное, наиболее оригинальная – о злой колдунье, превратившей в камень мальчишку, осквернившего двери ее жилища. А наиболее популярная из них рассказывает о сообразительном малыше, который спас – несложно догадаться как – город от пожара. История утаивает точную дату появления в Брюсселе Писающего мальчика, но известно, что свой нынешний вид он приобрел благодаря Жерому Дюкенуа, придворному скульптору, в начале XVII века. Статую нередко похищали, но ее место всегда занимала копия – уж слишком трепетно бельгийская столица относится к этому «гражданину», чтобы согласиться расстаться с ним. У него даже есть официальные поклонники – члены организации «Друзья Писающего мальчика». А еще – роскошный гардероб, позавидовать которому могут даже особы королевской крови, и ряд официальных наград. Считается, что первый наряд был прислан ему еще в 1698 году курфюрстом Баварским Максимилианом-Эммануилом. С тех пор дарить одежду Писающему мальчику стало не просто традицией, а большой честью, и удостаиваются ее немногие. Но даже при этом коллекция его нарядов занимает целую экспозицию в музее на Гран-Плас, в уже известном нам Доме короля. Но не стоит думать, что это просто экспонаты – Писающий мальчик регулярно «переодевается», а выбор одежды напрямую связан с календарными праздниками или событиями в городе. Смена наряда традиционно происходит в торжественной обстановке и нередко даже сопровождается духовым оркестром. А ознакомиться с графиком переодевания можно непосредственно у памятника. Рассказывают, что иногда, под покровом ночи, Писающий мальчик внезапно облачается в новый, не утвержденный официально наряд. Однако такое своевольство пресекают и, что логично, приравнивают к хулиганству – так что рисковать не стоит.

      Писающий мальчик становится неизменным участником всех городских гуляний. Например, знаменитые местные пивовары или виноделы готовы практически сражаться за то, чтобы в праздники малыш «наполнял чашу» продуктом именно их компании. А уж о количестве сувенирной продукции, выполненной в виде этого символа Брюсселя или с его изображением, и говорить не приходится. Правда, есть и те, кому такой объект поклонения кажется спорным и странным. Но если вам понравится играть в следопыта, то можете поискать на улицах столицы Бельгии еще два памятника – фонтан Писающая девочка и просто Писающую собачку. Они появились в городе совсем недавно и находятся недалеко от своего «прототипа».

     

      Писающий мальчик – лучшее подтверждение тому, что бельгийцы издревле славились отличным чувством юмора и любовью к неординарным памятникам. Современные жители города не отстают от своих предков. Скульптор Том Францен, создавший Писающую собачку, является автором еще одного шедевра, известного под именем «Шутка над полицейским» и регулярно попадающего в списки самых необычных и смешных скульптурных композиций в мире. Наиболее часто ее описывают так: «Сюжет здорово напоминает сцену из комикса: из канализационного люка, как черт из табакерки, неожиданно высовывается молодой шутник и сваливает полицейского с ног, хватая блюстителя порядка за ногу». Памятник выполнен по заказу городского комитета в жанре, который бельгийцы именуют zwanze, что в переводе обозначает «шутка», «ирония».

     

Галопом по Европам

      В Брюсселе немало достопримечательностей. Так, стоит уделить внимание и собору святых Михаила и Гудулы, одному из ярчайших представителей готического искусства, покоряющему своими размерами и отделкой. В 1047 году мощи святой Гудулы были привезены в церковь святого Михаила. Тогда храм сменил свое название. А нынешний облик он приобрел в начале XIII века.

     Не обойдите вниманием и Дворец юстиции – крупнейшей судебной палаты Бельгии, – здание которого построено в XIX веке в стиле эклектизм, что так символично для многоликого города, сочетающего в себе огромное количество архитектурных традиций. Дворец поражает своей масштабностью: 160 м в длину, 150 м в ширину и 142 м в высоту. По площади своих внутренних помещений он превосходит даже одно из самых крупных сооружений в Европе – собор святого Петра в Риме.

     Можно прогуляться к Бирже, основанной в 1801 году указом Наполеона. Не удивляйтесь, если не сразу найдете ее – неоклассическое здание больше похоже на театр, чем на место заключения сделок с ценными бумагами. А ведь этот город славен еще и своими музеями, которых насчитывается несколько десятков – как говорится, на любой вкус. Поклонники живописи смогут насладиться, например, уникальными холстами Питера Брейгеля-старшего и Рогира ван дер Вейдена, для которых Брюссель стал второй родиной. Или посетить гору Искусств, расположенную между Верхним городом и историческим центром – с ее верхней точки открывается восхитительный вид на Гран-Плас. Уникальные и необычные коллекции представляют своим посетителям музей шоколада и какао, музей музыкальных инструментов, музей пива или музей комиксов. В последнем, кстати, можно узнать, что этот жанр зародился не в наше время, а несколько веков назад. Комиксы здесь очень популярны – их можно встретить даже просто на стенах домов.

      В Брюсселе, как и во многих других европейских столицах, хорошо развита сфера городских туристических автобусов. Их остановки расположены возле всех достопримечательностей города, а билет действует, как правило, в течение дня и позволяет выходить возле каждого понравившегося объекта, неспешно его осматривать, а затем продолжать путь на следующем автобусе. Такой вариант будет особенно удобен для тех, кто решит посетить Атомиум и парк «Мини-Европа», расположенные на приличном расстоянии от той же Гран-Плас.

     

     Яркий след на облике города оставил конфликт между франкоязычным и фламандским обществами, длившийся не одно столетие. Он стал причиной того, что две части Брюсселя развивались обособленно, и каждая имела свои культурные, архитектурные и экономические особенности. Долгое время преимущество было на стороне фламандцев, но в конце XIX века пальма первенства перешла к валлонской общине, потому большая часть строений данного периода выполнена во французском стиле.

     В это время в Брюсселе, в Королевской академии изящных искусств, учился один из основателей стиля модерн в архитектуре Виктор Орта. Окончив ее, он решил остаться в столице. Необычные плавные формы и безупречность каждой линии – вот что отличало работы этого человека. Здания в стиле модерн гармонично вписались в общую картину города, делая его облик еще более эклектичным. 4 из брюссельских домов, созданных Виктором Орта, включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

     

     Несмотря на то, что во время обеих Мировых войн Брюссель становился жертвой агрессивной политики Германии, город пострадал не сильно. Более того, в 50-х годах прошлого века он активно выходит на мировую арену, а в 1958-м здесь проводится Всемирная выставка, или Экспо. И вот тогда и началось активное строительство новых зданий, которое, к сожалению, сопровождалось безжалостным сносом старых – иногда целыми кварталами. Появился даже закон, по которому все подобные работы полностью оплачивались государством. Брюссельцы стремились к «городу будущего», не замечая, как сами уничтожают свою историю. В градостроительстве даже появился термин «брюсселизация», обозначающий хаотичный, неконтролируемый подход к реконструкции. Многие архитекторы считают, что середина ХХ века и ее модернизация нанесла столице Бельгии больший ущерб, чем все войны вместе взятые.

     Сейчас в Брюсселе при перестройке исторических зданий практикуется «фасадизм» – сохранение аутентичного фасада при полной реконструкции остальной части дома.

      

     

 Атомиум был сконструирован специально для Всемирной выставки 1958 года (к слову, Эйфелева башня в Париже возникла в 1889 году по этой же причине) как символ атомного века и использования атомной энергии в мирных целях. Сооружение, высота которого составляет 102 м, представляет собой кубический фрагмент кристаллической решетки железа, составленный из 9 сфер. Диаметр каждой из них – 18 м. Расположенный в среднем «атоме» лифт всего за 25 секунд поднимает посетителей к обзорной платформе, находящейся в самом верхнем шаре. Внутри Атомиума – полноценный музей, многие экспонаты которого снабжены подробными описаниями. Но осматривать его лучше с аудиогидом, получить который можно на входе при покупке билета. Цены здесь, как и во многих других музеях Брюсселя, вполне демократичные.

      У подножия Атомиума расположился парк миниатюр, собравший на территории площадью 24 тыс. м2 наиболее известные достопримечательности со всей Европы. Все макеты зданий представлены в масштабе 1:25 и не в последнюю очередь ценны своим непревзойденным качеством. Стоимость некоторых из них достигает 350 тыс. евро. Каждый макет воспроизводился по оригинальным чертежам и фотографиям своего прототипа. Создание многих монументов финансировалось странами или регионами Европы. На момент открытия «Мини-Европы» в 1989 году капиталовложение составило 10 млн. евро. У каждого экспоната посетители могут ознакомиться с его краткой историей, послушать гимн страны, на территории которой данный памятник расположен, а иногда и собственноручно запустить поезд между городами, заставить работать мельницы, обрушить Берлинскую стену или даже вызвать извержение Везувия. К счастью, исключительно локальное.

      Стоит признать, что «Мини-Европа» стоила затраченных на ее создание миллионов евро. Прогулка по ней в равной степени увлекает и детей, и взрослых. Да и официальные данные о том, что в год этот парк миниатюр посещает около 300 тыс. человек, лучшее тому подтверждение.

      Рассказывая о путешествии в Брюссель, никак нельзя обойти стороной его кухню. В этом городе просто невозможно не то что остаться голодным, но даже просто удержаться от дегустации очередного лакомства, поджидающего туриста практически на каждом углу. Бельгийская столица – настоящий лидер по числу ресторанов, большинство из которых собраны в «Чреве Брюсселя», гастрономическом центре города, расположившемся сразу за площадью Гран-Плас. И вечером это место превращается в один большой ресторан, где практически невозможно определить, к какому заведению относится тот или иной столик. Несмотря на то, что город не стоит на берегу моря, витрины привлекают посетителей свежими омарами, лангустами, мидиями… Правда, цены в ресторанах совсем не так демократичны, как в музеях. С другой стороны, говорят, что мало кто может сравниться с мастерством брюссельских поваров, особенно когда дело касается морепродуктов и десертов.

      Но для того чтобы попробовать вкуснейших улиток или нежнейшие брюссельские вафли, необязательно бронировать столик в ресторане. Отличную еду в этом городе действительно можно найти повсюду. Практически у каждой достопримечательности туристов ждут уличные мини-кафе с большим выбором как основных блюд, так и десертов. Причем ждут они не только гостей столицы – если выбраться в город ранним утром, то можно увидеть спешащих на работу местных жителей, останавливающихся на несколько минут, чтобы прихватить стаканчик горячего кофе и только что испеченную вафлю. Ведь недаром же Брюссель называют городом эстетов, романтиков и гурманов.