Порой можно услышать мнение, что старая добрая Европа уж слишком спокойна, консервативна и даже немного скучна. Так это или нет – каждый волен решать сам. Но все же есть на карте Европы столица, которая с ходу способна разрушить этот стереотип своей необычностью и неординарностью, отсутствием привычных границ и запретов. Город, который невозможно забыть и в который хочется вернуться хотя бы еще раз. Столица Нидерландов – безумно красивый и притягательный Амстердам.

Без преувеличения можно сказать, что Амстердам относится к числу самых необычных европейских городов. Шик средневековой архитектуры здесь переплетается с инновационными технологическими решениями и невероятной свободой нравов. Пожалуй, именно Амстердам готов на все 100% поддержать принцип свободы из Декларации прав человека и гражданина: «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому».

Первые упоминая об Амстердаме относятся к XIII веку. Город вырос из небольшой рыбацкой деревушки, располагавшейся на территории дамб, которые были построены по обоим берегам реки Амстел, в нижней ее части. Об этапах застройки ярко свидетельствуют сохранившиеся до наших дней названия улиц. Так, в восточной части города можно встретить немало топонимов с приставкой «ауде» (от нидерл. oude – «старый») или «аудезейдс» (от нидерл. oude zijde – «старая сторона»). Дело в том, что на восточном берегу дамба была воздвигнута раньше, и только потом появилась такая же на западном. Теперь на ее месте находится улица с соответствующим названием – Ниувендейк («новая дамба»).

В 1270 году, после постройки плотины через реку, была основана центральная площадь города – Дам. С тех же времен сохранилось название города: Амстердам – «плотина на реке Амстел» или «дамба на реке Амстел». История сохранила даже дату первого упоминания о поселении. Случилось это 27 октября 1275 года, когда граф Флорис V Голландский даровал рыбацкой деревне торговые привилегии. Дальнейшая история поселка лишь подтверждает народную поговорку «не было бы счастья, так несчастье помогло». В 1287 году случилось крупное наводнение, разрушившее песчаный берег Флевонского озера, на котором, по сути, и стоял Амстердам. Озеро окончательно стало заливом и получило название Зёйдерзе, а небольшая рыбацкая деревушка обрела все условия для превращения в центр морской торговли – Амстердам был выбран основным местом встреч мореплавателей и купцов. Статус города он получил достаточно скоро – на рубеже XIII и XIV столетий.

Наводнение в день Святой Люсии

14 декабря 1287 года случилось одно из крупнейших затоплений нидерландского и немецкого побережья Северного моря. В тот день стихия унесла жизни почти 50 тыс. человек. Множество деревень оказалось под водой – в одной лишь Восточной Фризии (Нижняя Саксония) это затронуло более 30 поселений. Да и когда вода ушла, остались огромные разрушения. Люди были вынуждены переселиться на более высокие территории.

В Нидерландах наводнение в день Святой Люсии превратило Флевонское озеро в мелководный залив Зёйдерзе в Северном море. И лишь в начале ХХ века, после постройки дамбы Афслёйтдейк, бухта вновь стала пресноводным озером, получившим название Эйссельмер.

Город каналов, мостов и пляшущих домов

Амстердам можно сравнить с водным царством. И этот эпитет будет совершенно оправдан. Также, как и негласный титул «Северная Венеция». Территория всей столицы Нидерландов пронизана каналами, которые в буквальном смысле слова опоясывают город полукольцами. К слову, по их числу город даже превосходит итальянскую Венецию. А основных каналов в Амстердаме четыре: Сингел, Херенграхт, Кейзерсграхт и Принсенграхт.

Самый старый из них – Сингел – появился еще в 1428 году и исполнял роль городского рва на западной границе. В конце XVI века Амстердам начал активно разрастаться, и Сингел, начинающийся в бухте Амстердама рядом с Центральным вокзалом и впадающий в реку Амстел около площади Мюнтплейн, вошел в черту города, став одним из внутренних каналов. Сейчас эта система «поясов» Амстердама – а точнее: сотни километров каналов, более 1500 мостов и около 90 островов – входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Неповторимый облик имеет и исторический центр нидерландской столицы. Здесь сохранилось огромное количество средневековых построек – церквей, башен, жилых и купеческих домов. Характер застройки таков, что здания практически примыкают друг к другу, нередко «склеиваясь» боковыми стенами. И многие постройки стоят на массивных деревянных сваях, которые со временем подгнивают – и дом начинает «плясать», ища опору в своих соседях. А на некоторых фасадах можно увидеть торчащие наружу поперечные балки. Сделано это не просто так – с помощью системы блоков и канатов эти балки использовались для поднятия грузов с бортов морских и речных судов прямо в складские помещения на чердаках купеческих домов.

В XVII–XVIII веках торговля для жителей Амстердама была едва ли не основным видом деятельности, так что почти в каждом большом доме располагался магазин. А под склады, как уже было отмечено, отводились этажи под крышей. И все это также отразилось на внешнем облике зданий. Если присмотреться к ним внимательнее, то можно увидеть, что их верхняя часть несколько шире нижней. И более того: нередко она как бы наклонена вперед, нависая над тротуаром. Все дело было в плотности застройки и узости амстердамских улиц. Возвести здание изначально нужного размера не представлялось возможным, но находящиеся на чердаках склады (а только там товар можно было уберечь от влаги и сырости) требовали широких проходов. И тогда находчивые торговцы стали строить или перестраивать свои дома, расширяя их верхнюю часть.

Неповторимый ландшафт города создают и «плавучие дома». На каналах в центе города преимущественно встречаются дома старого образца. По сути, они представляют собой судно, обустроенное необходимыми для жизни коммуникациями. Но по большей части здесь размещены так называемые «дома на уикенд». Их хозяева приезжают сюда – причем не только из Нидерландов, – чтобы провести в Амстердаме выходные или праздники.

Первые «плавучие дома» появились в городе в послевоенный период. В условиях катастрофической нехватки жилья это была самая доступная возможность поселиться в центре столицы. В те далекие годы жить в таком доме практически означало расписаться в собственной бедности. Однако времена изменились, и сейчас «плавучие дома» – один из самых дорогих видов недвижимости в городе, свидетельство достатка и респектабельности их хозяев.

Цветочный рынок Амстердама

Знаменитый канал Сингел может похвастаться не только многочисленными «плавучими домами», но и плавучим цветочным рынком, аналогов которому нет во всем мире. Впервые он появился в Амстердаме еще в XVII веке, но тогда располагался на канале Синт-Люсиенвал. Впрочем, как располагался: продавцы цветов просто плавали на лодках вдоль городских улиц и предлагали свой товар прогуливающимся по набережным прохожим.

В 1862 году, когда уже были планы по ликвидации Синт-Люсиенваля, рынок переехал на канал Сингел, где и работает до наших дней. А параллельно с этим выступает в роли одной из главных туристических достопримечательностей столицы. Располагается он недалеко от центральной площади Дам. Магазинчики размещаются на баржах вдоль набережных. И на десятки метров от рынка разносится восхитительный цветочный аромат. Цены тут, кстати, совсем не высокие, а ассортимент цветов и сувениров – выше любых похвал. И особой популярностью у туристов пользуются луковицы тюльпанов, ведь ни одна страна мира не может соперничать с Нидерландами по количеству сортов этого цветка.

Дам, Дамрак и Рокин

На пересечении центральной улицы Дамрак с улицей Рокин расположилась историческая площадь Дам. По сути, большая часть достопримечательностей, рассказывающих о прошлом Амстердама, находится именно здесь. Кроме того, именно на площади Дам проводятся все массовые городские и национальные мероприятия, что делает ее еще и одним из самых важных и известных мест в столице.

У каждого города есть своя визитная карточка. И, несмотря на всю свою «свободу нравов», Амстердам также следует этому хорошему правилу. И для столицы Нидерландов ею стал Королевский дворец.

Королевский дворец Амстердама был построен в 1655 году по проекту архитектора Якоба ван Кампена. Следует заметить, что звание дворца было присвоено зданию лишь в 1808 году. До этого времени оно использовалось в качестве ратуши. Архитектурный стиль постройки относится к голландскому классицизму, и простые геометрические формы придают Королевскому дворцу величественность. Здание имеет три этажа, сверху увенчанные флюгером, выполненным в форме морского судна. Для строительства дворца понадобилось приложить недюжинные усилия. Только для удерживания конструкции было забито 13 659 деревянных свай. И это как нельзя лучше показывает несгибаемую силу духа голландского народа в борьбе с водной стихией.

Стены Королевского дворца возведены из желтого песчаника, специально привезенного для этого из Германии. Внутренняя отделка выполнена из мрамора. Наиболее примечателен здесь центральный зал, имеющий размеры 36х18 м и высоту 27,5 м, на полу которого красуются изображения земных полушарий. До 1935 года здание находилось в ведении Оранского королевского дома, а после было выкуплено государством в свою казну. Сейчас в многочисленных залах и галереях Королевского дворца можно увидеть картины известных нидерландских художников: Говерта Флинка, Якоба Йорданса, Яна Ливенса, Фердинанда Боля. Кроме того, знаменитое крупномасштабное полотно «Заговор Юлия Цивилиса» было выполнено Рембрандтом именно для здания ратуши в Амстердаме.

Музей мадам Тюссо

На площади Дам, совсем рядом с резиденцией нидерландских монархов – Королевским дворцом, – расположился Музей восковых фигур мадам Тюссо. И надо сказать, что он пользуется неизменной популярностью. Хотите в один день и в одном месте встретиться с Майклом Джексоном, Мэрилин Монро и Ван Гогом? Добро пожаловать к мадам Тюссо!

Открытый в 1971 году, он стал первым филиалом знаменитого лондонского музея, появившегося больше 200 лет назад. Отличительной особенностью амстердамского филиала является не только разрешение на свободную фото- и видеосъемку, но и возможность потрогать любой из экспонатов, обнять его и даже прилечь рядом с ним.

Находясь на площади Дам, невозможно не заметить белоснежно-белую колонну, возвышающуюся над всеми здешними постройками. Национальный монумент был воздвигнут в 1956 году в память о жертвах Второй мировой войны. Следует заметить, что 22-метровая колонна, установленная на ступеньках-кольцах, является лишь центральной частью монумента. Ее окружает архитектурный ансамбль из скульптур, каждая из которых имеет символичное значение. Так, фигура женщины с ребенком в окружении голубей олицетворяет новую жизнь, мир и свободу. Находящиеся перед памятником на пьедесталах львы символизируют сами Нидерланды. А на полукруглой стене с обратной стороны монумента размещены 11 урн, в которых находится земля каждой провинции страны, взятая на военных кладбищах и местах казней времен Второй мировой войны. Идея памятника принадлежит нидерландскому архитектору Якобусу Оуде; исполнителями же выступили скульпторы Джон Рэдекер с сыновьями и Павел Грегуар. Монумент венчает надпись: «Здесь, в сердце отечества, пусть этот монумент, который граждане несут в своих сердцах, смотрит на звезды Бога».

С площади Дам прогулку по городу можно продолжить по улице Дамрак, которую порой называют местной Уолл-стрит. Все дело в том, что именно здесь находится здание первой фондовой биржи в Европе – Биржи Берлаге. Кроме нее в начале ХХ века на улице Дамрак было возведено еще несколько зданий, связанных с финансовой деятельностью.

Когда-то Дамрак был одним из каналов Амстердама, но в 1845–1883 годах его засыпали. Так появилась улица, соединившая площадь Дам и Центральный железнодорожный вокзал. По сути, это главная улица нидерландской столицы, на которой сейчас расположилось множество кафе и ресторанов, магазинов и культурных центров, музеев и ремесленных мастерских.

Не менее известна у жителей Амстердама и его гостей улица Рокин. К слову, и она когда-то была водной артерией – здесь проходило часть основного русла реки Амстел. Теперь же это важное связующее звено между двумя площадями – Монетной и Дам. На Рокин в любое время суток бурлит жизнь. И неудивительно: на улице расположились не только многочисленные исторические достопримечательности, но и известные клубы.

Конная статуя королевы Вильгельмины

Самым известным местом встречи на Рокин является конная статуя королевы Вильгельмины, возведенная на углу с переулком Лангенбургстег. Монумент был создан  из бронзы нидерландским скульптором Терезией ван дер Пант в 1964 году по заказу группы женских организаций Амстердама. А деньги на него собирали всем городом.

Изначально планировалась, что королева будет изображена сидящей за микрофоном, словно обращаясь к нидерландцам, как это было во времена Второй мировой войны. Однако ван дер Пант оказалась не в восторге от этой идеи. Как минимум потому, что подобная скульптура уже существовала в Роттердаме. Кроме того, скульптур была известна как прекрасный анималист, так что и королеву ей хотелось изобразить верхом на лошади. Примечательно, что правильно подобрать одежду для статуи ван дер Пант помогала королева Юлиана, дочь Вильгельмины.

Предполагалось, что скульптура будет установлена на улице Дамрак. Но и тут все пошло не по изначальному сценарию. Дело в том, что конная статуя королевы Вильгельмины получилась несколько больше, чем планировалось. А на Дамрак уже возвышался Национальный монумент. Так что в1972 году памятник королеве Вильгельмине был открыт на улице Рокин.

Амстердам Ван Гога

Порой кажется, что название нидерландской столицы и имя великого художника-постмодерниста сплелись настолько тесно, что представить их по отдельности уже просто невозможно. Тысячи туристов каждый год отправляются в Амстердам только для того, чтобы своими глазами увидеть самую крупную коллекцию картин и рисунков Винсента Ван Гога, собранную в знаменитом художественном музее, носящем его имя.

Ван Гог родился 30 марта 1853 года в небольшой деревушке Грот-Зюндерт на юге Нидерландов. Прожив недолгую жизнь, прародитель постимпрессионизма оставил настолько значимый след в искусстве, что и сейчас его творчество является источником вдохновения для многих художников.

С детства Ван Гог отличался непростым характером. Серьезный и задумчивый, он редко проводил время с другими детьми. Сам же художник о ранних годах своей жизни говорил так: «Мое детство было мрачным, холодным и пустым…» Ван Гог долгое время не мог найти свое место в жизни. В достаточно юном возрасте он устроился на работу к своему дяде в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie. И поначалу дела даже шли неплохо: юноша получил необходимое для дилера образование и подавал надежды на этом поприще. Однако все разрушила неудача в любовных делах. Биографы все еще спорят о том, кто же была та самая возлюбленная, но доподлинно известно одно: после отказа избранницы будущий художник потерял всякий интерес к работе и с головой ушел в религию. Тем более что его отец также был священником. 4 ноября 1876 года Винсент прочел свою первую проповедь, причем случилось это в Англии. Но и это оказалась не его стезя. Были ли преследующие Ван Гога неудачи злым роком или так молодого человека звало к себе его истинное призвание, сказать сложно. Но именно искусство стало для Ван Гога той самой отдушиной, которая хоть как-то помогла ему спастись от глубокой депрессии, вызванной всеми предыдущими событиями.

Сложно найти художника, чьи картины были бы настолько пропитаны личными переживаниями. Его работы нередко называют автопортретами внутреннего мира. К сожалению, несмотря ни на что, с годами эмоционально-психическое состояние Ван Гога становилось все тяжелее. И не в последнюю очередь по причине отсутствия коммерческого успеха картин. Свою лепту вносили и новые неудачи на любовном фронте, приведшие к одиночеству. Чем дальше, тем сложнее художник переносил все это. В возрасте 37 лет Винсент Ван Гог покончил с собой.

Что удивительно, при жизни Ван Гога мало что связывало с нидерландской столицей. Разве что небольшой период с мая 1877-го по июль 1878-го, когда родственники уговорили его не возвращаться в Англию и отправили в Амстердам готовиться к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. Но Винсент в учебе разочаровался, все бросил и уехал в Бельгию. Однако сейчас именно Амстердам является городом, который в первую очередь ассоциируется с творчеством Ван Гога. Во многом этому способствует открытый здесь в 1973 году музей, названный в его честь.

Сейчас именно Музей Винсента Ван Гога в Амстердаме способен лучше других рассказать о жизни и творчестве основоположника постимпрессионизма, которого уже к середине ХХ века называли одним из самых величайших и узнаваемых художников в мире. И более того, в 2007 году группа голландских ученых составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, и в нем творчество Ван Гога называется национальным символом и ставится в один ряд с творчеством Рембрандта.

Экспозиция Музея Винсента Ван Гога в Амстердаме составлена в хронологическом порядке и позволяет подробно отследить творческий путь художника. В числе прочего здесь представлены такие знаменитые полотна, как «Едоки картофеля», «Спальня в Арле» и одна из трех версий «Подсолнухов». Также здесь можно увидеть полотна Поля Гогена, Жоржа Сера, Поля Синьяка, Клода Моне, Анри Тулуз-Лотрека, Пабло Пикассо. Стоит отметить, что музей является самым посещаемым в Нидерландах и одним из самых посещаемых в мире. Так что о билетах стоит позаботиться заранее.

Бытует распространенное мнение, что за всю жизнь Ван Гог продал лишь одну картину. Однако это не совсем верно. Данное заблуждение основано на том, что выручка за картину «Красные виноградники в Арле» была гораздо значительнее, чем за другие полотна художника. Теперь же работы Ван Гога, наряду с творениями Пабло Пикассо, являются одними из первых в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире, согласно оценкам с аукционов и частных продаж.

Несмотря на расхожее мнение о том, что Амстердам – это город вечного праздника и вечеринок, не стоит недооценивать его богатое историческое и культурное наследие. Ведь только по официальным данным здесь находится более четырех десятков музеев, многие из которых имеют всемирную известность и значение. И в этом списке есть место и для таких признанных гигантов, как Музей Винсента Ван Гога или Дом-музей Рембрандта, Королевского дворца или Национального морского музея, и для более мелких, но не менее интересных и оригинальных заведений. Где, как не в Амстердаме, можно посетить музей микробов или музей ужасов, который нередко называют аттракционом «Подземелья Амстердама»; музей курительных трубок или музей флуоресценции, все экспонаты которого – картины и скульптуры – светятся в темноте; музей тюльпанов или даже музей эротики.

Амстердам для каждого своего гостя предложит занятие по душе и никого не оставит равнодушным. Ведь эта европейская столица не только гармонично совмещает в своих городских стенах наследие прошлого и инновации будущего, но и не понаслышке знает, что такое домашний уют и гостеприимство.