Память людская коротка, как говорят философы. Нередко кумиры целых поколений, поражающие современников изысканными талантами, уже через столетие оказываются забыты. Лишь единицы остаются в памяти – те, чьи деяния становятся настоящим богатством человечества. Лучшие из лучших. Достойные поистине королевских почестей за достижения в своей области. Однако капризная публика сама решает, кого и за что чествовать и восхвалять.

Человек, названный при рождении Генрих Корнелиус фон Неттесгейм, но больше известный нам под именем Агриппа из Неттесгейма, был военным, богословом, философом, врачом – однако в историю он вошел как кудесник, чернокнижник, некоронованный Король магии.

Вундеркинд из провинции

Генрих Корнелиус фон Неттесгейм родился 14 сентября 1486 года в местечке Неттесгейм, находящемся ровно посередине между Кельном и Дюссельдорфом. И, пожалуй, это единственное, что точно известно о его раннем детстве. Сведения о семье будущего Короля магии отрывочны и противоречивы. Согласно одной из версий, его отец был наследным дворянином из древнего и некогда весьма богатого, но с годами обедневшего рода. Другая теория гласит, что родители Генриха были, наоборот, довольно зажиточными, но совершенно не знатными людьми – а фамилию знатного рода, владевшего когда-то этой землей, молодой человек присвоил без всякого на то права. Доподлинно неизвестно даже, был ли он единственным ребенком своих родителей – одни исследователи его биографии утверждают, что кроме него у Генриха Корнелиуса-старшего не было детей, другие заявляют, что в приходской книге Неттесгейма записана также девочка, рожденная в этой же семье. Правда, более нигде сестра Генриха не упоминается, так что биографы сходятся во мнении: если она и существовала, то умерла в весьма юном возрасте.

Не менее противоречивы данные и о юности будущего ученого. По скудным свидетельствам современников, Генрих Корнелиус был жаден до знаний и уже к 10 годам так хорошо знал латынь, что даже в быту отказывался пользоваться каким-либо другим языком. Отдельные источники даже утверждают, что в этом возрасте он был уже настолько образованным, что попал ко двору императора Священной Римской империи Максимилиана I и даже какое-то время служил у него секретарем.

Впрочем, последнее кажется довольно спорным фактом: ведь 10-летний мальчик, пускай и чрезвычайно умный и начитанный, не мог быть достаточно опытным интриганом и искушенным в политике человеком для придворной службы. К тому же в то время Максимилиан еще не был императором – тогда он носил титул эрцгерцога Австрийского.

Однако, по свидетельствам биографов, Агриппа действительно занимал должность секретаря Максимилиана I – правда, много позже. Источник же легенды о юном императорском секретаре может крыться в некоторой канцелярской путанице. Дело в том, что его отец – и полный тезка – в то время как раз мог занимать сходную должность. Во всяком случае, одна из первых записей о человеке, который позже будет называть себя Агриппой Неттесгеймским, гласит: 22 июля 1499 года в университет Кельна зачислили «Генриха Неттесгейма, сына одноименного отца, который предположительно служил при австрийском дворе». При этом, слово «который» в этом предложении, так же как и в его русском переводе, могло относиться как к отцу, так и к сыну, что и вызвало некоторые сомнения.

К слову, на момент поступления в университет будущему ученому не исполнилось и 13 лет!

Студент на государевой службе

В то время Кельн был уже очень значимым научным центром – городской университет, который существовал уже более сотни лет, собрал в своих стенах самых ярких ученых, читавших лекции студентам и вольным слушателям. Неудивительно, что люди, желавшие приобщиться к знаниям, стекались сюда со всей Европы. Именно здесь, среди этого разношерстного студенческого братства, юный Агриппа заинтересовался филологией и изучил основы всех главных европейских языков. В этот же период, скорее всего, он начал называть себя Агриппой Неттесгеймским.

Генрих Корнелиус был едва ли не самым юным среди своих однокашников – однако это не помешало ему превзойти многих из них. В те времена для студентов не составлялись программы – каждый учился в меру своих сил и усердия, зачастую посещая лекции годами, а то и десятилетиями. Однако талантливый юноша из Неттесгейма уже через 3 года был допущен к экзаменам на звание лиценциата – присвоение этой степени говорило о том, что человек преуспел в своей области, и давало право работать по специальности. 16-летний Агриппа вышел из университета бакалавром юридических наук.

После окончания обучения в Кельнском университете, по мнению большинства биографов, он и стал секретарем императора Максимилиана I. Во всяком случае, эта версия внушает гораздо больше доверия, чем предыдущая – о 10-летнем вундеркинде при дворе.

Император высоко оценил деловые качества талантливого юноши, и вскоре тот начал пользоваться расположением монарха. Однако королевская любовь, как известно, весьма требовательна – и через 3 года беспорочной службы Агриппа был послан во Францию. Официальным поводом для его отъезда считается продолжение образования – и юноша действительно стал студентом Парижского университета. Однако ряд фактов говорит о том, что главной причиной таких резких изменений в жизни молодого секретаря была политика: некоторые биографы утверждают, что Агриппа получил особое поручение – то есть, попросту, стал шпионом Священной Римской империи во французской столице. Эта миссия должна была явиться для молодого человека своеобразным экзаменом на профпригодность – то есть продемонстрировать готовность юноши к дальнейшей карьере тайного агента императора.

Так или иначе, тайная деятельность не помешала ему продолжить образование. А также обзавестись обширными – и весьма полезными – связями. Именно в Париже 19-летний Агриппа Неттесгеймский занялся изучением медицины и алхимии – и преуспел в этом. Кроме того, здесь он вместе с новыми друзьями-студентами организовал некое тайное общество, студенческое братство, целью которого было изучение естественных – а по некоторым сведениям, и оккультных – наук. Не исключено, что именно в этот период Агриппа начал изучать идиш и посвящал много времени анализу каббалистических текстов. Имена многих членов этого кружка, однокашников фон Неттесгейма, известны до сих пор – богослов и ученый Шарль де Бовель, выдающийся врач и историограф Симфориан Шампье, будущий епископ Орлеана, также знаток богословских наук, Жермен де Гане.

Об этом тайном обществе до сих пор ходит множество слухов. По одной из версий, 19-летний Агриппа, едва появившись в Париже, стал членом ордена розенкрейцеров, и организованный им студенческий кружок был не чем иным, как очередной его ложей. По другой – местная ложа сама обратила внимание на компанию перспективных студентов – и им поступило предложение присоединиться к ордену. Как было на самом деле – уже вряд ли удастся установить. Однако члены этого братства не прервали отношений, завершив образование – на протяжении десятилетий они вели переписку, обменивались знаниями и оказывали друг другу всяческую поддержку.

Розенкрейцеры – или Орден розы и креста – были в то время весьма могущественной организацией, занимавшейся «изучением и постижением природы вещей через древние эзотерические истины, скрытые от обыкновенного человека, которые обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства». Среди целей ордена Розенкрейцеров было не только накопление, систематизация и распространение тайных знаний, но и «всестороннее улучшение Католической церкви», а также «достижение благоденствия отдельных лиц и целых держав». Членами этого тайного общества избранных становились самые образованные люди своего времени – ученые, политики, даже священнослужители, хотя сам орден был не в чести у церкви.

В Париже Агриппа Неттесгеймский задержался не надолго: уже через 2 года, в 1507-м, политические интриги, связанные, надо полагать, с его тайной миссией, вынудили молодого человека покинуть Францию. Впрочем, судя по всему, миссия его оказалась успешной – он был принят на прежнее место и продолжил строить карьеру при дворе своего августейшего покровителя. Впрочем, неуемная натура не позволила Агриппе, уже узнавшему вкус приключений и путешествий, долго усидеть на одном месте. В 1510 году он снова покинул теплое место и направился за море – в Англию. На этот раз официальным поводом поездки стала дипломатическая миссия – установление дружеских отношений с недавно воцарившимся Генрихом VIII. Однако некоторые историки полагают, что и теперь император Максимилиан I дал своему порученцу какое-то тайное задание.

Существует и еще одна версия отъезда Агриппы в Англию. Некоторые биографы ученого уверены, что он попросту сбежал. Причиной поспешной смены места жительства они считают одну из первых работ фон Неттесгейма, трактата «Речь о достоинстве и превосходстве женского пола над мужским». Это был фундаментальный труд, восхвалявший личностные и деловые качества женщин. Агриппа называл их истинным венцом творения, аргументируя это утверждение тем, что «лишь Еву Бог создал из живой плоти, Адама же, как и все остальное – из праха». Для доказательства своей точки зрения ученый использовал цитаты из творений различных философов и отцов церкви, и даже из Библии.

Агриппа завершил работу над трактатом уже в 1509 году, и немедленно послал труд дочери Максимилиана I Маргарите Австрийской, которая в то время жила во Фландрии и состояла регентом при малолетнем племяннике. Возможно, это предопределило его будущее, однако в тот момент Католическая церковь обвинила ученого в ереси. Добившись аудиенции у Маргариты, священники вынудили принцессу запретить трактат, а Агриппе пришлось покинуть Кельн, чтобы не стать объектом судебного преследования. Однако это не слишком ему помогло – заочно он был отлучен от церкви.

Тяга к путешествиям, как всегда, совмещалась для Агриппы со стремлением к новым знаниям. В Лондоне он свел близкое знакомство с евангелистом Джоном Колетом, деканом Собора святого Павла, которого Католическая церковь почитала чуть ли не за еретика. Этот человек оказал существенное влияние на фон Неттесгейма, не только обогатив молодого человека новыми знаниями в области богословия, но и во многом изменив его отношение к церкви и религии.

Впрочем, Агриппа не надолго задержался в Лондоне. Результаты выполнения как явного, так и вероятного задания императора нам неизвестны, однако тут в дело снова вступают пресловутые «некоторые факты», позволяющие предположить, как развивались события. И на этот раз они свидетельствуют, что молодой человек потерпел фиаско: вместо того, чтобы вернуться домой, после завершения дел на Туманном Альбионе фон Неттесгейм отправился путешествовать по Европе.

Именно в Англии Агриппа впервые стал известен как маг. Во всяком случае, именно так называет его придворный поэт Генриха VIII, описывая свое знакомство с ученым. По его словам, фон Неттесгейм смог показать ему в зеркале образ его недавно умершей супруги. Кроме того, уже тогда ходили слухи, что Агриппа весьма искушен в алхимии и даже достиг одной из величайших целей, которые ставили перед собой специалисты в этой области – научился превращать неблагородные металлы в золото.

Впрочем, Агриппа и не отрицал своей причастности к магии: примерно в это время он завершил свою первую книгу – труд под названием «Оккультная философия», начатый еще в Париже. Здесь он систематизировал магию и представил ее как истинную философию – науку о природе и взаимосвязи вещей.

Маг, солдат, ученый

Уже через год, в 1511-м, молодой человек оказался в Италии, где поступил на службу к маркизу Монферратскому, однако не в качестве ученого – теперь его заинтересовала военная служба. Он участвовал во многих мелких кампаниях, обнаружив в себе не только редкую храбрость, но и недюжинный талант тактика и стратега. Именно в этот период за ним окончательно укрепилась репутация мага: та сторона, на которой он сражался, обычно побеждала, и молва приписывала это колдовству. Впрочем, образованные люди не видели в победах чуда, а только работу умного и изобретательного человека, умело применявшего последние достижения науки – пиротехники, инженерного дела, даже медицины.

Именно к этому периоду биографы Агриппы Неттесгеймского относят следующую историю. Однажды к нему обратился за помощью испанский дворянин, чей замок захватили мятежники. Тактический гений ученого помог отбить замок, однако вскоре его снова осадили. Тут-то Агриппе и пригодился диплом врача. Он выпустил за крепостные стены солдата-добровольца, предварительно изобразив на его лице и теле симптомы чумы (по другим источникам – оспы). И ставка сыграла: осаждающие испугались эпидемии и сняли блокаду.

Но уже в 1512-м Агриппа вернулся под крыло своего прежнего покровителя – поступил на военную службу к Максимилиану I. И из опального дипломата очень скоро превратился в одного из любимейших офицеров императора. Очень скоро он дорос до капитанского чина, а во время войны с Венецией в одном сражении за беспримерную храбрость был посвящен Максимилианом I в рыцари прямо на поле боя.

Через год военные подвиги прискучили фон Неттесгейму, да и статус отлученного от церкви начал тяготить его. Поэтому он присоединился к дипломатической миссии кардинала Санта Кроче, отправлявшегося в Пизу для аудиенции с кардиналом Джованни Медичи, только что взошедшим на папский престол под именем Льва Х. Агриппа проявил себя великолепным теологом, и новоявленный понтифик вернул его в лоно церкви. Несколько лет ученый путешествовал по всей Южной Европе – занимался медицинской практикой в Италии, читал лекции в Лионе и Турине. И непрестанно вел изыскания в области тайных наук.

Исследования, дипломатия, война, оккультные изыскания – все это не помешало молодому человеку жениться: в 1515-м он сочетался браком с молодой итальянкой из весьма состоятельной семьи. История не сохранила имени первой жены Агриппы, однако точно известно, что она подарила ученому сына. Семья поселилась во Франции, в городе Мец. В 1518-м Агриппа получил здесь должность адвоката, синдика и оратора, однако продержался на ней всего 3 года. Причиной ухода – вернее, очередного побега – стало, как ни странно, то, что он хорошо делал свое дело. В 1521 году ему выпало защищать крестьянку, которую суд инквизиции обвинил в колдовстве. Используя знания в юриспруденции, а также богословские доводы, он сумел доказать невиновность подсудимой. В итоге на обвинителей был наложен солидный штраф. А Агриппа понял, что нажил слишком влиятельных врагов, и отправился искать новое пристанище.

Однако пока он был в отъезде, его супруга скоропостижно скончалась. Вместе с маленьким сыном Агриппа перебрался в Женеву, где приобрел медицинскую практику и вскоре снова женился на дочери богатого аристократа Яне Луизе Тисси. Она родила ему еще шестерых детей.

Именно к периоду жизни в Меце биографы относят очередную легенду об Агриппе Неттесгеймском. Согласно ей, один из его учеников тайно пробрался в лабораторию наставника-колдуна и попытался вызвать демона. Однако он совершил ритуал неправильно, и явившееся чудовище убило его. Вернувшись, Агриппа понял, что его обвинят в смерти юноши, а заодно и в колдовстве. Он снова призвал демона, приказал ему вселиться в тело юноши и отправиться на людную площадь. Там он должен был покинуть бренную оболочку.

Так и случилось. Люди видели, как молодой человек упал и умер, в то время как его учителя даже не было поблизости. А приглашенный врач объяснил его кончину естественными причинами.

Фавор и опала

Агриппа Неттесгеймский славился своей способностью заводить друзей и находить покровителей. Однако так же быстро у него появлялись весьма влиятельные враги – очень уж он был неудобен для власть имущих.

В 1524 году ученый, обремененный растущей семьей и отчаянно нуждавшийся в деньгах, привлек внимание короля Франции Франциска I. Монарх был восхищен умом и образованностью Агриппы и назначил ему пенсию, пригласив на должность лейб-медика при своей матери Луизе Савойской. Казалось бы, что еще нужно для материального благополучия? Однако фон Неттесгейм не продержался на этом месте и пары лет.

Однажды Луиза, наслышанная о талантах своего новоявленного придворного, потребовала составить ей гороскоп. Агриппа отказал, заявив, что его исключительный талант дан ему не для пустяков. А после и вовсе отказался сопровождать королеву-мать в дальнем путешествии. Стоит ли удивляться, что он тут же лишился и должности, и пенсии!

После этого он несколько лет безуспешно пытался устроиться лейб-медиком к Маргарите Австрийской, чьего покровительства давно и безуспешно искал. Но его желание сбылось только через несколько лет.

В 1529-м Агриппа, живший в то время в Антверпене, в седьмой раз стал отцом. В то время в городе разразилась эпидемия чумы, и супруга ученого умерла. Потрясенный ее гибелью, он отослал семью, но сам остался в городе, чтобы лечить больных. Казалось, его дни сочтены – чума не щадила никого. Однако ученый остался жив, и его слава многократно возросла.

Именно после этого он удостоился приглашения от дочери Максимилиана I – Маргарита предложила бывшему фавориту отца должность придворного историографа.

Следующий год стал самым удачным в жизни ученого. Он наконец-то смог опубликовать «Речь о достоинстве и превосходстве женского пола над мужским», а также завершил и напечатал свою новую работу – «О тщете наук». В нем он высмеивал состояние науки и убедительно доказывал ошибочность множества постулатов, которые в то время считались передовыми. Суть книги сводилась к тому, что ученые мужи ничего не знают о мире и закоснели в своем невежестве.

Стоит ли удивляться тому, что этот труд вызвал бурю возмущения? А когда свет впервые увидела «Оккультная философия», гнев ученого сообщества и вовсе разгорелся не на шутку: слишком уж разнились постулаты, расписанные в обеих книгах – создавалось впечатление, что право на знание природы вещей Агриппа оставляет лишь за собой. Увы, никто и не задумался о том, что «Оккультная философия» вышла из-под пера амбициозного юноши два десятилетия назад, а «О тщете наук» написал умудренный годами, сомневающийся в собственной мудрости ученый.

Все это совпало со смертью Маргариты Савойской, покровительствовавшей Агриппе. А у ее племянника, Карла V, труды фон Неттесгейма вызвали такой гнев, что бывший историограф почел за лучшее бежать. Однако в Лионе он был арестован и целый год провел в темнице. Его даже судили за колдовство и ересь, однако, великолепный юрист и богослов, он сумел оправдать себя.

После выхода из тюрьмы Агриппа решил более не искушать судьбу. Он нашел своего последнего покровителя – главного казначея Прованса. Ученый поселился в его доме в Гренобле, где и скончался спустя 4 года, в 1535-м.

Где бы ни появлялся Агриппа Неттесгеймский, молва тут же награждала его именем колдуна. Простой люд говорил, что если ученый останавливался в трактире, то сразу после его отъезда деньги, которыми он расплачивался за ночлег, превращались в комки грязи. Но и образованные люди шепотом передавали из уст в уста страшные сказки. Кто-то утверждал, что несколько раз его видели в разных местах одновременно – например, в один и тот же день и час присутствовали на его лекциях в разных городах.

Помимо всего прочего люди рассказывали, что в последние годы жизни ученого повсюду сопровождал черный пудель по кличке Месье. Животное было настолько умным, что, казалось, обладало собственной душой и волей, и многие принимали его за духа-помощника, которого Агриппа призвал из ада, чтобы творить колдовство. Легенда гласит, что перед смертью ученый подозвал любимца, снял с него ошейник, исписанный каббалистическими символами, и сказал: «Поди прочь, проклятый! От тебя все мои несчастья!» После этого пес бросился к реке, прыгнул в воду и утонул.

Агриппа из Неттесгейма был одним из самых образованных людей своего времени – философом, полиглотом, юристом, врачом. И его до сих пор помнят как ученого. Однако слава алхимика, принесшая ему титул Короля магии, накладывает отпечаток таинственности на его биографию, а легенды, которые слагали о нем еще при жизни, заставляют задуматься: действительно ли он был просто ученым? Этот вопрос волновал потомков на протяжении столетий. Его труды уже после смерти автора были внесены Католической церковью в «Индекс запрещенных книг», а кто-то даже утверждал, что экземпляры первого издания «Оккультной философии» обладают собственным разумом и волей и сводят с ума тех, кто вдумчиво их читает. Вольфганг Гете, изучавший жизнь Агриппы, сделал его прообразом своего Фауста, явив перед ним Мефистофеля в образе черного пса. Да и многие более поздние авторы книг, фильмов, даже компьютерных игр используют образ средневекового мага и алхимика, нарекая его Агриппой.