Пожалуй, ни один предмет повседневного обихода не сравнится с зеркалом по части мистичности – столько суеверий, мифов и легенд окружает это простое, в общем-то, устройство. Зеркало создает двойника того, кто в него смотрится, осуществляя, по меркам человека былых эпох, магическое действо. Общее мнение было таким – в зеркале живет либо «другое я» человека (понятное дело, это злое «альтер эго» – ведь человек считает самого себя хорошим), либо его душа.

     С зеркалами связаны многочисленные суеверия – их нельзя разбивать, их нужно закрывать в течение 9 дней после кончины кого-то из домочадцев и так далее.

          Нередко молодые пары, останавливаясь перед зеркальной витриной, говорят друг другу: «Как хорошо мы вместе смотримся!» Удивительное совпадение! У многих народов – индийцев, таджиков, персов и других – существовал обряд, во время которого жених и невеста вместе смотрелись в зеркало, и это предвещало им долгую и дружную семейную жизнь. Более того – иногда первая встреча с будущим супругом происходила с помощью отражения. А вот любоваться своим отражением вместе с подругой народные приметы не рекомендуют – одна у другой тогда обязательно уведет мужа или жениха.

          Самое распространенное суеверие, связанное с зеркалом – это строжайший запрет его разбивать. Считается, что таким образом ты ранишь своего двойника, и тот обязательно отомстит. В связи с этим крупные осколки прежде чем выбросить нужно закрасить черным или промыть под проточной водой. Еще одна общая традиция в славянских странах – если в доме кто-то умирает, то все зеркала закрывают, чтобы душа мертвеца не могла отразиться в них и напугать кого-то из домочадцев. Хотя в народе часто рассказывают о случаях, когда дух покойного, появляясь в глубине «магического стекла», сообщал что-то полезное наследникам – где клад зарыт или номер счета в банке.

          Существуют определенные правила размещения зеркал в доме. Первое из них – они должны висеть на такой высоте, чтобы не «срезать» голову отражению самого рослого члена семьи. Хорошо вешать зеркало в комнате, где часто собираются гости – оно сможет поглотить негативные эмоции (зависть, обиды) приглашенных. А вот размещать его в спальне специалисты не советуют. Это место супружеского единения не должно вмещать в себя постороннего – то есть зеркальное отражение.

     Стеклянные убийцы

          Современные люди, как правило, не суеверны. Однако скепсиса у них может и поубавиться, когда они узнают, что у многих «зеркальных» сказок есть объяснение.

          В 1997 году во Франции появилось сообщение, которое прозвучало бы более уместно веке в пятнадцатом. Торговцы антиквариатом обратились в СМИ, чтобы те предупредили любителей старинных предметов ни в коем случае не приобретать зеркало, на раме которого написано «Луи Арпо, 1743». Они уверяли, что за все время своего существования, переходя из одних рук в другие, этот раритет стал причиной гибели как минимум 38 человек.

          Необычное предупреждение появилось в прессе, когда знаменитое зеркало пропало. В 1910 году после загадочного и нераскрытого двойного убийства оно оказалось в хранилище парижской полиции, но спустя почти 90 лет было похищено. Руководитель Парижской ассоциации торговцев антиквариатом Эмиль Френе, инициатор медиа-шумихи вокруг зеркала Арпо, думал, что вор наверняка попытается продать этот редкий предмет интерьера, а потенциальный покупатель испугается смертоносной силы зеркала и сообщит о сделке властям.

          Так или иначе, свидетельств о губительной силе зеркала Арпо накопилось немало. Странным образом те, кто часто видел в нем свое отражение, умирали от кровоизлияния в мозг. Единого мнения по поводу механизма убийств так и не сложилось, а с утерей зеркала, видимо, и не сложится. Некоторые специалисты предполагали, что такое влияние на мозг оказывает отраженный определенным образом свет. Другие говорили о накопленной отрицательной энергетике. Третьи вообще заявляли, что зеркало Арпо – это воронка, утягивающая в потусторонний мир человеческие души. Снова обрела популярность древняя теория о способности зеркал аккумулировать на своей поверхности ядовитые испарения, которые якобы испускают подходящие к ним старухи и больные. В одном из сообщений Французской академии от 1739 года говорится следующее: «Когда одна старая женщина приближалась к совершенно чистому зеркалу и проводила перед ним больше времени, чем необходимо, зеркало всасывало большое количество ее дурных соков, которые были собраны и анализировались. Химические исследования показали, что они очень ядовиты». С академией согласны народные поверья, запрещающие подходить к зеркалу во время недомоганий. Будто бы болезненные соки, испаряясь через кожу, сохраняются зеркалом.

          Идея о ядовитых испарениях несостоятельна хотя бы потому, что их нетрудно смыть водой. Сложно представить, что зеркало Арпо за два столетия так ни разу и не мыли. Многие ученые склонны – хоть пока и бездоказательно – принять мысль о том, что зеркала способны накапливать информацию, иначе говоря – обладают памятью.

          Существует теория, согласно которой под действием сильных эмоций от ауры человека отделяются элементарные частицы и создают в пространстве невидимый и неповторимый узор – своего рода энергетическую фотографию произошедшего события. Этот отпечаток «оседает» на предметах, которые находятся рядом с человеком, образуя то, что экстрасенсы называют памятью вещей. Это свойство некоторые ученые пытаются объяснить тем, что в зеркале «застревают» фотоны, и, следовательно, оно может запоминать любую информацию. Сначала «фотоны памяти» удерживаются, а потом – в неожиданный момент – высвобождаются. Именно поэтому зеркала, которые «видели» убийства или пожары, способны создать невыносимую обстановку в своем новом доме.

          С мнением ученых согласны народные суеверия, утверждающие, что в «магическое стекло» заключены кусочки души всех тех, кто когда-либо в них смотрелся. Считается, что зеркало, принадлежавшее плохому человеку, само становится злым – оно всегда холодно на ощупь, перед ним гаснут свечи… Не стоит дорожить таким предметом интерьера – лучше разбить его от греха подальше и выбросить.

          О том, что через зеркало можно навести порчу, известно, пожалуй, всем, кто хоть немного интересовался вопросом. На Руси в эту угрожающую способность безобидных стекляшек верили свято. Иван Грозный, к примеру, приказывал, чтобы зеркала для всех членов царской семьи изготавливали только слепые мастера – такой точно не сможет навести сглаз. А указом от 1666 года всем духовным лицам было запрещено иметь в доме даже самое маленькое зеркальце.

          Впрочем, так было не всегда. На заре христианства «магическое стекло» считалось символом девы Марии – ведь в ней отразился Бог-Отец, в результате чего появилось его точное подобие – Иисус Христос. Масоны именовали свои храмы «зеркалами, в которых отражается Царство Божие».

           Еще одним аргументом в пользу зеркала является тот факт, что для отражения необходим свет. Потому темные силы – вампиры, демоны, бесы – согласно легенде, в «магическом стекле» не отражаются. По другой версии, свое отражение они видят, но оно настолько страшное, что нечистые не могут вынести этого кошмара и погибают.

     О прорицании

          Однако многим удивительным свойствам зеркал современная наука пока не находит объяснения. В частности, их роли в ясновидении и прорицании. Задолго до изобретения телевизоров гадатели и колдуны использовали зеркала, чтобы увидеть события, происходящие на большом расстоянии, а то и вовсе в будущем или в прошлом. Например, средневековый мистик Корнелий Агриппа показывал гостям в волшебном зеркале их друзей, порой даже умерших.

          Мы привыкли к тому, что «магическое стекло» отражает лишь те световые волны, которые непосредственно на него падают. Как же тогда на его поверхности появляется изображение того, чего нет перед ним? Знаменитый английский алхимик Джон Ди вместе со своим коллегой Вильямом Келли оставили записи о подобных явлениях.

          О зеркальной «памяти» мы уже говорили. Легко предположить, что накопленную информацию можно намеренно высвобождать. Для этого требуется совокупность действий и условий. Время суток (ночь или вечер), обстановка (приглушенный свет, блики свечей на воде), фразы, музыка – все это теоретически может являться такими условиями.

          Небезызвестный граф Калиостро писал об этом так: «Магические зеркала суть приборы, сосредоточивающие астральный свет, поэтому уголь, хрусталь, стекло и металлы должны употребляться соответственно тому, что мы желали бы предпринять. В любом случае необходимо произвести освящение магического зеркала…» Описывает Калиостро и гадание на хрустальной чаше, наполненной водой – прообразе магического зеркала, и кристалломантию – гадание по хрустальному шару.

          С распространением стеклянных зеркал их металлические предки остались атрибутом чародеев. Считалось, что магический предмет, полностью или частично изготовленный из металла, связан с определенным знаком Зодиака, может употребляться в строго определенные дни и отвечать на ограниченный круг вопросов. Так, золотым, «солнечным» зеркалом издавна пользовались по воскресеньям, чтобы узнать информацию о людях богатых и наделенных властью. А на «венерианском» медном зеркале по пятницам гадали о любви.

     

     Зеркала в медицине 

          Зеркала и калечат, и лечат. Психологи советуют чаще смотреться в зеркало людям, склонным к депрессиям. А если при этом еще и заниматься аутотренингом, настраивая себя на позитивный лад, то результат будет налицо. Есть немало историй о том, как неудавшиеся самоубийцы отказывались от намерения свести счеты с жизнью именно после того, как увидели в зеркале свое отражение.

          Но есть и противоположное мнение. В одном из нью-йоркских исследовательских институтов доказали, что, если здоровые и уверенные в себе люди будут подолгу изучать свое отражение в зеркале, то они рано или поздно почувствуют усталость, ухудшение памяти и безразличие к жизни.

          Представители нетрадиционной медицины предлагают несколько вариантов использования зеркала в лечебных целях. Они утверждают, что зеркала с напылением из металлов теплых оттенков (золота, меди, латуни) поглощают холодные, угнетающие энергетические потоки, а отражают теплые, солнечные. Дескать, если выставить на солнце латунное зеркало на пару часов, а потом в него посмотреться, то станет сразу хорошо и здорово. Зеркала с «холодным» напылением (серебро, хром) действуют наоборот.

          Обычные врачи, например, окулисты к таким теориям относятся скептически, но тоже советуют использовать зеркало в качестве лечебного тренажера. После продолжительной работы за компьютером или многочасового просмотра телевизора рекомендуется на расстоянии 5-10 сантиметров от зеркала установить зажженную свечу. Затем в течение 10 минут нужно смотреть попеременно то на огонек, то на его отражение в зеркале. Такая гимнастика нормализует давление внутри глазного яблока, разгружает мышцы и в целом улучшает зрение.

          Однако это не единственный способ использования зеркала для лечения. Ученые провели оригинальный эксперимент. Три сосуда с кровью были помещены в абсолютно темное изолированное помещение, чтобы избежать влияния сторонних раздражителей. Один из сосудов закрыли сверху зеркалом, другой – окружили зеркалами, а третий прикрыли зеркальной двускатной крышей. Через некоторое время материал отправили на анализ. Результат был сенсационным – эритроциты в крови, накрытой одним зеркалом, почти вдвое увеличили иммунную сопротивляемость. А в сосуде, помещенном в «зеркальный коридор», она, наоборот, вдвое уменьшилась. Может, не зря бабушки предостерегают юных дев от гаданий с помощью поставленных друг напротив друга зеркал? И не случайно такую конструкцию называют коридором смерти?

     

     Волшебство из Поднебесной

          Говорят, в древних китайских монастырях хранятся особые зеркала, которые могут показать, где живет Будда. Так это или нет, но в Поднебесной действительно умеют изготавливать совершенно особенные бронзовые зеркала. Если направить их на солнце, а отраженный «зайчик» на белую стену или лист бумаги, то перед взором предстанет изображение, отсутствующее на полированной поверхности, но точно повторяющее узор на обратной стороне. Если бы речь шла о стеклянных зеркалах, то все было бы понятно, но бронза-то – непрозрачный металл!

           Сами китайцы уж и не упомнят, когда в Поднебесной появилось первое волшебное зеркало. Они часто рассказывают легенду о жене императора, которая в ясный солнечный день занималась в саду привычным делом – любовалась своим отражением в бронзовом зеркальце. Устав от этого изнурительного труда, императрица опустила зеркало на колени, луч солнца отскочил от него и на белой стене, окружающей сад, появилось изображение дракона… «На солнце правда всегда проступает наружу», – говорят с тех пор китайцы.

          Волшебное зеркало действительно нашли в одной из царских усыпальниц – в гробнице императора из династии Танг, умершего около 950 года н.э. и погребенного вместе со своими 26 женами. Так вот, на всех женщин в гробнице нашлось всего одно зеркало – настолько редкая и драгоценная это была вещь.

          Впервые Европа услышала о волшебных китайских зеркалах в 1832 году из британского «Философского журнала». С того времени и по сей день появляются сотни версий, пытающихся объяснить загадочное появление рисунка. Еще в XI веке китайский ученый Шен Куа предположил, что при литье тонкая часть пластины (без рисунка) остывает быстрее, чем более толстые, рельефные места. Таким образом, на полированной поверхности появляются незаметные глазу искривления, проявляющиеся только под яркими солнечными лучами.

          Одна из таких диковинок попала в руки шотландскому физику сэру Дэвиду Брюстеру. Он сделал вывод – теневое изображение не связано с барельефом на обратной стороне, а наносится раствором кислоты на зеркальную поверхность. Сэр Брюстер рекомендовал устроить производство и продажу таких зеркал в Великобритании, предполагая, что это будет довольно прибыльным делом. Но его доклад потерялся среди сотен подобных.

          ХХ век принес свои гипотезы. Ученые на какой-то момент сошлись во мнении, что древние мастера при полировке зеркал просто сильно надавливали абразивом на пластину, так что барельефный рисунок с обратной стороны слегка проступал на зеркале и формировал узор из «микрозеркал», проявляющийся лишь под воздействием «солнечного зайчика». Но найденные в конце прошлого столетия крупные зеркала со слоем бронзы в 1,3 сантиметра опровергли эту идею. К тому же нередки случаи, когда изображение на обратной стороне не соответствует отраженному рисунку: на барельефе изображена луна, сияющая над морем, а в отраженном солнечном луче возникает фигура Будды в цветке лотоса.

          Сколько людей на свете – столько, а может, и больше зеркал на земле. Они не имеют своего собственного лица, но, с другой стороны – у них тысячи лиц. Они покорно отражают все то, что хочет увидеть человек, а иногда и то, что он видеть не желает. Они верно служат человечеству, хотя, по мнению Хорхе Луиса Борхеса, так было не всегда. Вот что он пишет по этому поводу: «В те времена, в отличие от нынешнего времени, мир зеркал и мир людей не были разобщены. Кроме того, они сильно отличались, – не совпадали ни их обитатели, ни их цвета, ни их формы. Оба царства, зеркальное и человеческое, жили мирно, сквозь зеркала можно было входить и выходить. Однажды ночью зеркальный народ заполонил землю. Силы его были велики, однако после кровавых сражений победу одержали чары Желтого Императора. Он прогнал захватчиков, захватил их зеркала и приказал им повторять, как бы в некоем сне, все действия людей. Он лишил их силы и облика и низвел до последнего рабского положения. Но придет время, и они пробудятся от этой колдовской летаргии».

          Первые зеркала, обнаруженные археологами, представляли собой гладко отполированные пластины из меди, серебра или бронзы и были произведены около II тысячелетия до н.э.

          Меч и зеркало – с такой экипировкой иногда выходили на врага древние герои. Первым пример показал Персей. Юноша сразился с Медузой Горгоной, чудовищем с ядовитыми змеями вместо волос. Медуза была не только отвратительна на вид – от одного ее взгляда человек обращался в камень. Именно этим свойством и воспользовался Персей. Он укрылся от глаз Медузы за подаренным ему Афиной зеркальным щитом; увидев свое отражение, Горгона остолбенела, после чего Персей без труда снес ей голову с плеч.

          Похожим образом средневековые герои сражались с василисками – мифическими монстрами с головой и ногами петуха, телом жабы и змеиным хвостом. Василиски будто бы тоже умели обращать в камень одним своим взглядом. И, разумеется, умирали сами, увидев себя в зеркале.

          В западной живописи зеркало часто изображается в руках у развращающей смертного сирены-искусительницы и символизирует гордыню, высокомерие, тщеславие. Очевидно, такое значение пришло из древнегреческого мифа о Нарциссе. Этот юноша, сын речного бога, был прекрасен как сама жизнь, но любил только самого себя. За это богиня любви Афродита наказала его. Как-то раз, нагнувшись к ручью, чтобы напиться, Нарцисс увидел свое отражение и влюбился в него. Он не спал, не ел – а все смотрел и смотрел на зеркальную гладь ручья, пока не умер. На месте его смерти вырос цветок – нарцисс. А Афродиту-Венеру с тех пор изображают периодически с зеркалом в руках – символом самовлюбленности.

          Зеркало – неизменный атрибут великой японской богини солнца Аматэрасу, владычицы небес и прародительницы императоров. Однажды, обидевшись на своего брата, Аматэрасу ушла из мира и скрылась в глубокой пещере. На земле воцарилась тьма. Чтобы выманить богиню из ее убежища, было изготовлено священное зеркало микагами. Его поднесли ко входу в пещеру и Аматэрасу, заинтересовавшись своим отражением, выглянула наружу. Обратно ее уже не отпустили. В мир вернулось солнце, а зеркало микагами стало священной регалией императоров. Это реально существующее небольшое (25 см в диаметре) бронзовое зеркало имеет форму цветка лотоса и торжественно вручается каждому новому императору. Считается, что с его помощью монарх может увидеть не только свое отражение, но и события, происходящие в его стране. На раме написано – «Я тот, кто я есть».

          Зеркальце из Венеции в Средние века было более дорогим подарком, чем перстень с бриллиантом. Когда в 1600 году Мария Медичи выходила замуж за Генриха IV, Венецианская республика преподнесла ей в подарок зеркало, которое оценили в 150 тыс. франков. Причем оно было совсем небольшим – будущая королева Франции могла любоваться только отражением своего лица.

          Первое стеклянное зеркало было изготовлено в Венеции – по крайней мере, так утверждают ее жители. Этот город издавна славился искусными стеклодувами, которым впервые удалось выдуть абсолютно прозрачное стекло и сделать из него плоский лист. До настоящего зеркала оставался один шаг – нужно было прикрепить к стеклянной пластине металлическую. В холодном виде соединить их практически невозможно. Спаять – тоже, ведь стекло треснет. Способ нашли – на гладкой мраморной плите «расстелили» кусок олова, полили его ртутью – и металлы преобразовались в амальгаму. Кусок стекла клали сверху, он покрывался амальгамной пленкой и становился зеркалом. Венецианские ремесленники свято хранили тайну изготовления зеркал, благодаря чему цены на них поднялись до небес. Чтобы никто из мастеров не разболтал секрет, всех их в принудительном порядке выселили из центра Венеции на остров Мурано и строго запретили его покидать.

      Право первенства в изготовлении стеклянных зеркал оспаривают у итальянцев умельцы из Нюрнберга, где уже в 1373 году заработал первый зеркальный цех. Но немецкие мастера не умели прикреплять оловянную основу к плоскому листу стекла. Поэтому они поступали проще – в большую стеклянную колбу заливали расплавленное олово, а затем разбивали ее на куски. Зеркала получались маленькие и выгнутые – отражение в них очень сильно искажалось. Заработать на таком производстве у нюрнбергских стеклодувов так и не вышло.

         Идея использовать зеркала для дизайна интерьера пришла в голову не итальянцам, а новым подданным Марии Медичи – французам. В чем-чем, а в вопросах моды эта талантливая нация всегда была впереди планеты всей. В середине XVII столетия французский министр Кольбер организовал похищение нескольких мастеров с острова Мурано, благодаря чему секрет, хранимый почти два столетия, был раскрыт. Научившись производить большие и относительно дешевые зеркала, французы стали использовать их для оптического увеличения пространства, создания иллюзии бесконечного числа комнат во дворце. Так, Людовик XIV приказал создать в Версале знаменитую Зеркальную галерею – длиной в 73 метра и состоящую из 306 зеркал. Каждый день туристы отстаивают очереди по сто метров, чтобы полюбоваться на это чудо.