«От этакой чинности
он быстро скис,
и его потянуло на приключения».
Ульф Старк, «Чудаки и зануды»
У богатых, как известно, свои причуды. И пока Стив Джобс борется со смертельной болезнью и скрывается от папарацци, пытаясь прикинуться «простым смертным», его ближайший конкурент, основатель компании «Microsoft» Билл Гейтс, тоже не скучает. Как, впрочем, и многие другие.
Заниматься одним и тем же каждый день из года в год – невообразимо скучно. И, чтобы сделать рутину не настолько тягостной, люди придумали хобби. Кто-то вышивает крестиком, кто-то собирает монеты или крышки от пивных бутылок, кто-то прыгает с парашютом – увлекательные занятия, доступные отдельно взятому человеку, можно перечислять бесконечно. А если поиском развлечения для души решает заняться крупная фирма или промышленный гигант? Обычно в таких случаях руководство корпорации учреждает какой-нибудь фонд, призванный служить благим целям, или начинает чудить. Впрочем, иногда эти два занятия можно с успехом совместить.
Заниматься одним и тем же каждый день из года в год – невообразимо скучно. И, чтобы сделать рутину не настолько тягостной, люди придумали хобби. Кто-то вышивает крестиком, кто-то собирает монеты или крышки от пивных бутылок, кто-то прыгает с парашютом – увлекательные занятия, доступные отдельно взятому человеку, можно перечислять бесконечно. А если поиском развлечения для души решает заняться крупная фирма или промышленный гигант? Обычно в таких случаях руководство корпорации учреждает какой-нибудь фонд, призванный служить благим целям, или начинает чудить. Впрочем, иногда эти два занятия можно с успехом совместить.
В 1994 году основатель и руководитель корпорации «Microsoft» Билл Гейтс с супругой Мелиндой учредили крупнейший в мире благотворительный фонд. В его цели записали «поддержку и улучшение системы здравоохранения, а также преодоление голода в бедных странах», и, надо отметить, все эти годы организация исправно поддерживала, улучшала и преодолевала все, что ей было положено. Фонд регулярно «отстегивал» деньги на программы по предупреждению и лечению СПИДа, рака, туберкулеза и малярии, спонсировал проекты по иммунизации детей в Индии и Африке, поддерживал молодых ученых и открывал школы. Однако вместо благодарности супруги Гейтсы то и дело получали в свой адрес упреки – дескать, не тем вы занимаетесь. Так, например, в 2009 году солидный медицинский журнал «The Lancet» раскритиковал их детище на корню, обвинив в «отсутствии достаточного внимания к реальным нуждам здравоохранения».
Насколько обидными для благотворителей оказались эти упреки, сказать сложно. Одно очевидно – не достигший сколь-нибудь значимых успехов в деле борьбы с раком и прочими напастями Фонд Билла и Мелинды Гейтс переключился на решение иных животрепещущих человеческих проблем. Новый проект основателя «Microsoft» позволит не только справиться с дефицитом питьевой воды, но и повысить качество жизни в развивающихся странах. Причем весьма экстравагантным способом – ученые надеются разработать технологию получения электроэнергии из экскрементов и питьевой воды из переработанной мочи. Как сказал в официальном заявлении сам Гейтс: «Настала пора вступить в новую эру переработки человеческих экскрементов». К счастью, во время пресс-конференции фонда Гейтс не слишком вдавался в подробности новых разработок, чтобы «не отвратить слушателей от благородной идеи».
И тут уж не до шуток, ведь по оценкам ЮНИСЕФ 1,1 млрд. человек на Земле живут без туалета, не имея возможности избавляться от отходов привычными для европейцев способами.
Помимо самого Гейтса, в реализации амбициозного проекта решило поучаствовать правительство ФРГ, вложив в дело 10 млн. долларов. Столь щедрые инвестиции должны помочь инженерам разработать радикально новый вид туалета – с безводным смывом и встроенной функцией очистки мочи до состояния питьевой воды. На всякий случай у фонда имеется и план Б – организация производства азотных удобрений все из того же исходного материала.
Есть у отца-основателя «Microsoft» и еще один план спасения человечества – в скором времени Билл Гейтс собирается победить малярию. На сей раз – с помощью грязных носков!
Дело в том, что энтомологи из Танзании недавно обнаружили любопытный факт. Оказывается, комаров необычайно привлекает запах
ношеных носков. После серии экспериментов местные «кулибины» даже собрали опытный образец ловушки, представляющий собой обработанную изнутри инсектицидом коробку с прорезями на боках и парой грязных носков внутри. Любопытные насекомые, привлеченные ароматом «лакомства», попадают в ловушку, где в течение суток погибают от яда. Ученый Фредроса Окума из Лондонской школы тропической медицины пошел дальше, создав химический аналог зловонного запаха и оснастив каждую ловушку вентилятором. Билла Гейтса этот проект впечатлил настолько, что фонд миллиардера тут же выделил на промышленное производство «комариной смерти» грант размером в 775 тыс. долларов. По предварительным расчетам, комплект из 20 ловушек должен спасти от разносчиков малярии до тысячи человек. Для стран, где болезнь ежегодно уносит сотни тысяч человеческих жизней, новинка весьма актуальна.
Кстати, это далеко не первый антималярийный проект Билла Гейтса. Два года назад астрофизик Лоуэлл Вуд уже демонстрировал публике «противомоскитный лазер», созданный при финансовой поддержке миллиардера. Однако сложная конструкция, состоящая из нескольких прожекторов, видеокамеры и лазерной пушки, так и не вышла за пределы лаборатории.
До этого «Microsoft» выступил с другой, не менее ценной идеей – отапливать помещения теплом компьютеров. Особенно хороши для этой цели, по мнению разработчиков, серверы или крупные дата-центры. Несколько одновременно работающих мощных устройств способны выступить в роли батареи центрального отопления. Так, сотня-другая компьютеров одного центра обработки информации может обеспечить теплом многоэтажный многоквартирный дом, а сервер крупной компании – прогреть воздух во всем офисе. Для реализации проекта нужно всего ничего – переместить компьютеры в подвальные помещения зданий да усовершенствовать механизм подачи тепла в дома. В рабочем варианте «компьютерное тепло» планировалось пустить по имеющимся сетям, однако сами ученые признают, что это не лучший способ. А пока что инноваторы из «Microsoft» ломают голову над тем, как внедрить их амбициозный проект в жизнь.
И они не единственные в мире такие оригиналы. Например, компания «PepsiCo» решила побаловать потребителей дополнительной услугой. Теперь в автоматах по продаже напитков можно будет заказать бутылочку не только себе, но и другу, или ста друзьям. Можно даже напоить целую футбольную команду – достаточно лишь ввести имя получателя, его номер телефона или электронный адрес. Через несколько секунд после совершения платежа одариваемый получит сообщение с кодом, который нужно набрать на любом автомате с газировкой и появится дармовая бутылочка «Pepsi».
Следующий шаг «PepsiCo» – подключить каждый автомат по продаже фирменной газировки к Интернету, чтобы любой жаждущий (и в прямом, и в переносном смысле этого слова) смог проверить свою почту или заглянуть на страничку «Facebook». И это вовсе не дань моде: тем самым компания надеется заманить к автоматам не только давних поклонников напитка, но и его противников. Интернет нужен всем! Давний конкурент «Pepsi» – компания «Cola-Cola» – тоже не спит в шапку. С 2009 года они тестируют свои «умные автоматы». Новые разработки позволят каждому желающему приготовить напиток по своему рецепту из огромного перечня ингредиентов.
А пока производители напитков популяризируют «Facebook», его собственное руководство затеяло нечестную игру. Через фирму-посредник «Burson-Marsteller» руководство ресурса заказывало блоггерам публикации жалоб на «Google». Последние изрядно насолили соцсети тем, что пытались использовать данные в своих социальных сервисах. Скандал поднял американский блоггер Крис Согейн, которому представители пиар-агентства «Burson-Marsteller» предложили за деньги разместить пост о «грубом вторжении» поисковика «Google» в личную жизнь пользователей. Расчет был тонким и коварным. Когда правда выплыла наружу, общественность сразу же обвинила в мошенничестве «Apple» и «Microsoft» – основных конкурентов «Google». Только расследование, проведенноеазетой «USA Today» и новостным сайтом «The Daily Beast», помогло обнаружить истинного заказчика пасквилей.
А в это время «Facebook» продолжает раздавать деньги налево и направо. Но только тем, кто сможет найти «дыры» в системе безопасности ресурса. Практика эта весьма распространена в мире. Не только крупные компании, но и государственные учреждения ценят хакеров, успешно взломавших их сайты, и иногда вместо положенного по закону тюремного заключения предлагают виртуальным мошенникам работу. Руководство же «Facebook» пошло дальше, и заявило о готовности заплатить всякому, кто сможет обнаружить проблемы и ошибки в программном обеспечении самого сайта, а также в работе многочисленных приложений к «Facebook». Тариф простой: одна ошибка – 500 долларов. За особо крупные экземпляры Цукерберг сотоварищи готов повысить вознаграждение. Участвовать в соревновании могут даже работники ресурса и члены их семей.
Подобный подход уже практиковали разработчик браузера «Firefox» компания «Мozilla Foundation», почтовый клиент «Thunderbird» и всемирно известный поисковик «Google». Последний обещал внимательным пользователям браузера «Chrome» до тысячи долларов за каждую обнаруженную ошибку, а системные сбои оценил в 3 раза больше. В итоге некоторые добровольные помощники уже наработали на 10-15 тыс. долларов, а самый дотошный искатель ошибок заработал почти 50 тысяч.
А американские военные собираются ударить по сомалийским пиратам… компьютерной игрой. На первый взгляд, MMOWGLI (Massive Multiplayer Online War Game Leveraging the Internet) ничем не отличается от сонма уже существующих многопользовательских игрушек. Ан нет, разработка ВМФ США тоже поставлена на службу общественным интересам. А именно – должна поспособствовать выработке новых алгоритмов военных действий. Персонажи делятся на три группы – собственно пираты, военные моряки и работники береговых служб. По сути, игра написана так, что при желании можно перенести действие с моря на сушу, и тогда геймеры всего мира смогут бороться с, например, исламскими боевиками. Военные возлагают на эту, на первый взгляд, детскую забаву огромные надежды. Ведь опытные геймеры, разгромившие на виртуальных полях десяток-другой вражеских армий, поднаторели в стратегии и тактике ведения военных действий! Они способны и оценить риски той или иной операции, а, кроме того, в ходе игры смогут дополнять и редактировать друг друга.
Свою лепту в борьбу с пиратством решила внести и компания «Apple». Вот только их идея касается сферы нарушения авторских прав. Разработчики нового сервиса фирмы – «iCloud» – внесли интересное предложение: выписать индульгенцию любителям скачивать музыку с файлообменников. Любовь к халяве не станут считать преступлением… за небольшую плату. 25 долларов в год – и качайте, сколько влезет. Заодно можно будет поделиться с другими пользователями сети своей фонотекой. Кроме того, все проблемы с претензиями звукозаписывающих фирм «Apple» берет на себя. Представители компании пообещали всем подписавшимся на подобную услугу возможность размещать в их базе до 20 тыс. песен в год. Испытания нового облачного сервиса запланированы на эту осень.
Думается, Билл Гейтс к этому времени запустит еще какой-нибудь дерзкий и безумный проект.
Фонд Билла Гейтса выделил на промышленное производство «комариной смерти» от грязных носков грант размером в 775 тыс. долларов.