Во второй половине ХХ века, собрав сведения от местных жителей, группа ученых, исследовавших Деринкую, пришла к выводу, что где-то неподалеку от уже открытого подземного города должен находиться его «дублер». Эту мысль подтвердили и раскопки на нижних этажах Деринкую, где был обнаружен длинный коридор, уходящий на несколько километров к северу от группы основных помещений. После непродолжительных поисков в населенном пункте Каймаклы был обнаружен очередной многоярусный лабиринт, получивший такое же имя. После археологической разведки подземного города Каймаклы был обнаружен и тоннель, соединяющий его с Деринкую.

Каймаклы

Подземный город Каймаклы был обнаружен в 1963 году в 18 км к северу от Деринкую. Два древних подземных поселения, соединенные между собой 9-километровым тоннелем, оказались очень похожими друг на друга. Время постройки Каймаклы – также I тысячелетие до н.э. Всего здесь исследовано 8 этажей, уходящих на 25 м вниз. Для туристов доступны первые четыре. Однако огромное количество туннелей, сетью расходящихся под землей, дает ученым основание считать, что 8 ярусов – далеко не предел. Организация внутреннего пространства идентична Деринкую и, как показали дальнейшие открытия, является типичной для древней подземной застройки Каппадокии. На первом этаже располагаются конюшни и загоны для скота, хранилища припасов, несколько жилых помещений. Как и в Деринкую, в Каймаклы была обнаружена церковь, по всей видимости, гораздо более поздней постройки, чем основные помещения города. Она располагается на втором этаже и даже имеет отдельное помещение для захоронения умерших. На третьем этаже находятся винодельни, кухни, мастерские. В одной из них был найден камень с круглыми мелкими отверстиями количеством свыше полусотни. Ученые считают, что он мог использоваться для отливки монет. Четвертый этаж занимают жилые комнаты, залы и, опять-таки, склады. Из-за большого количества хранилищ для еды, сосредоточенных на довольно малой площади, ученые считают, что Каймаклы был довольно плотно населен. По самым скромным оценкам он вмещал 15 тыс. жителей. Организация колодцев и вентиляционных шахт такая же, как и в Деринкую. В городе есть потайные выходы на поверхность. Двери в Каймаклы тоже круглые и массивные, с отверстием посередине.

Правда, здесь – куда больше, чем в Деринкую – бросается в глаза процесс достройки и перепланировки города. Так, тоннели и комнаты первого этажа заметно уже и короче последующих ярусов. Это обстоятельство дало ученым основание считать, что Каймаклы первоначально состоял всего из одного подземного этажа, а в течение последующих столетий – особенно с приходом христианства в Каппадокию – активно расширялся и достраивался.

Озконак

А к северо-востоку от столицы провинции, города Невшехир, располагается третий по значимости подземный город Каппадокии – Озконак. Его обнаружил в 1972 году местный имам Латиф Асар. История этой находки гласит, что имам долгое время не мог понять, почему его сад требует для орошения так много воды. Латиф стал искать причину и обнаружил в одном из участков сада полость в земле, которая оказалась коридором подземного города. Имам сообщил о находке, и прибывшие археологи начали раскопки. В скором времени они открыли первый этаж огромного комплекса. Внимание ученых поразил масштаб строительства – по некоторым данным, лабиринты Озконака могли вместить до 60 тыс. жителей, превзойдя по этому показателю Деринкую и Каймаклы вместе взятые. Впрочем, это предположение довольно спорно, так как Озконак, как и другие подземные города Каппадокии, исследован далеко не полностью, и реальная цифра жителей может быть в 3–4 раза меньше. Всего в городе открыто 10 этажей, но пока доступны для посещения туристов только верхние четыре. Последний изученный ярус находится на глубине в 40 м.

Именно в Озконаке обнаружена самая большая дверь, типичная для подземных городов Каппадокии. Она весит более полутонны, имеет 170 см в диаметре и 60 см в толщину. Организация жилого пространства и общая планировка города довольно типична для подобных поселений. В Озконаке оборудованы загоны для домашних животных, винодельни, амбары, мастерские и склады для оружия и товаров, церкви и места захоронений. На одном из уровней ученые обнаружили зал с большим углублением, которое, по всей вероятности, служило либо бассейном, либо просто хранилищем для больших запасов воды. Кроме того, колодцами служат некоторые из вентиляционных шахт, вертикально пронизывающих город. Время постройки Озконака – или, по крайней мере, его первых этажей – также относят к I тысячелетию до н.э.

Роль христианства в развитии Каппадокии

Многочисленные исследователи подземных городов Каппадокии могут долго спорить о том, когда именно появились эти огромные лабиринты, кто их построил и зачем, но единогласно сходятся в одном: приход христианства в начале нашей эры в Малую Азию в целом и в Каппадокию в частности колоссально обогатил регион подземным и пещерным зодчеством.

Каппадокия неоднократно упоминается в раннехристианских текстах – в частности, в Новом Завете. Предание гласит, что жители Каппадокии слышали речи апостолов после сошествия на них святого духа и принимали, в числе прочих народов, первое послание апостола Петра.

Популярность региона как одного из первых центров христианской культуры обусловил и географический фактор. Совсем рядом были такие мощные христианские центры начала нашей эры, как Константинополь, Антиохия, Сирия. Соседняя с Каппадокией Великая Армения и вовсе первой в мире приняла христианство в качестве государственной религии в 301 году. Примечательно, что креститель Армении, Григорий Просветитель, был сам крещен и воспитан в Каппадокии. По библейским преданиям, на этой земле проповедовали апостолы Петр, Павел и Андрей Первозванный.

В IV веке Каппадокия входила в состав Римской империи. С 305 по 312 годы в Рим сотрясала война за трон, в которой победу одержал Константин I. После восшествия на престол и окончания междоусобицы император Константин перенес столицу империи в Константинополь, а заодно принял эдикт о свободе вероисповедания, легализовав тем самым и христианскую веру на территории Римской империи. Неудивительно, что Каппадокия, где в то время уже жили христиане, довольно быстро стала духовным центром всей Малой Азии. К середине IV века христианство прочно закрепилось здесь и породило поразительные архитектурные решения.

Каппадокия – родина монастырей

Есть множество свидетельств того, что первые христиане, прибывшие в Каппадокию, обживали уже пустующие к тому времени подземные города – Деринкую, Каймаклы, Озконак и многие другие. Именно там в I–III веках н.э. появились первые церкви, ранее не предусмотренные планами поселений. Христианская доктрина аскетизма, соединившись в Каппадокии с традицией постройки скальных и подземных жилищ, дала миру такое значимое явление, как отшельничество и монастыри. Благодаря тому, что в мягком туфе буквально каждый желающий мог выкопать себе отдельную келью, регион с огромной скоростью стал наполняться христианами, которые искали уединения для молитв и раздумий.

Здесь же, на территории Каппадокии, возникло и развилось такое понятие, как монастырь. Дело в том, что начальный исторический этап организации монашества предполагал два варианта – отшельничество и общежитие. В первом варианте все понятно сразу – подвижник уходил жить в одиночестве в такие места, где ему никто не помешает молиться и размышлять. Второй вариант предполагает совместное проживание монахов – значит, нуждается в дополнительном регламентировании жизни и быта.

Первый монастырский устав составил в III веке Пахомий Великий, египетский монах, объединивший разрозненные поселения христиан на восточном берегу Нила. Устав основывался на равномерном чередовании времени труда и молитв и подробно расписывал режим дня монахов. Во второй половине III века архиепископ Кессарии Каппадокийской Василий Великий побывал в монастыре Пахомия и привез оттуда для монахов Каппадокии переработанный монастырский устав. Его положения до сих пор используются в православных монастырях.

Устав Василия Великого предписывал монахам отказаться от многочисленных суровых испытаний, одиночества и изоляции. Вместо этого они должны были селиться группами, вместе трудиться, молиться, трапезничать и, что очень важно, активно работать с местным населением. Истинные подвиги веры теперь заключались в помощи больным и бедным. Монахи Каппадокии были открытыми и дружелюбными людьми, поистине праведно несущими знамя веры в народ. Эта земля оказалась идеальным местом для монастырской жизни. Христиане всех окрестных регионов, особенно преследуемые у себя на родине, снимались со своих мест и сотнями стекались сюда, чтобы своими руками выкопать в туфе келью в одном из только что учрежденных монастырских комплексов. Буквально за несколько веков в туфовых склонах Каппадокии появились тысячи новых жилищ.

Очень популярным местом для ранних христиан Каппадокии стала местность Гереме, неподалеку от Невшехира. Сейчас эта область имеет статус национального парка и охраняется государством. До наших дней сохранились 6 церквей и сотни монастырских и отшельнических келий. А в VI веке, в период расцвета, здесь, на территории 300 км2, находились более 400 церквей и часовен, а также тысячи скальных и подземных комнат для монахов.

Не менее популярным местом стала и долина Ихлара, где христиане с IV века стали строить церкви и монастыри. Долина представляет собой 15-километровый извилистый каньон, образовавшийся от деятельности вулканов сотни лет назад. По дну его протекает река Мелендиз. Здесь за 10 веков монахами было вырезано в скалах и под землей 105 церквей и сотни келий для христианской братии.

Роспись церквей

Историки выделяют несколько периодов расцвета культурной жизни Каппадокии. Первый из них в нашей эре – это время прихода и закрепления в регионе христиан в III–V веках, когда по всему региону в скалах и земле вырезаются сотни церквей и часовен, а также тысячи келий для монахов. А второй – это период иконоборчества VIII–IX веков, во время которого многочисленные каппадокийские храмы получили свою знаменитую роспись.

В 726 году в силу политико-религиозных причин в Византии, в состав которой входила Каппадокия, был принят императорский указ, запрещающий использовать иконы, росписи, фрески и любые другие изображения Бога и святых в церковной практике. Официальная версия гласила, что иконопочитание давно перестало напоминать святое благоговение и превратилось в языческое идолопоклонничество. Кроме того, дополнительным и неоспоримым аргументом служили слова Писания, в котором прямо говорилось: «Не сотвори себе кумира».

Еще одним, но не таким известными мотивом было желание сблизить христиан с иудеями и мусульманами, которые как раз не принимали обычай почитания икон, а также попытка перенаправить церковные финансовые поступления в государственную казну.

Принятый указ претворялся в жизнь жестко, а местами даже жестоко. Иконы искуснейшей работы выкидывали из храмов, сжигали, рубили топорами, топили в болотах. Богатую мозаику и росписи стен скоблили добела или, наоборот, замазывали краской. Монахи, верные обычаю почитания икон, подвергались гонениям. Их били бичами, поднимали на мечи, жгли огнем. Талантливейшие иконописцы были объявлены вне закона…

На протяжении более чем ста лет, пока длился период иконоборчества, множество монахов, иконописцев, художников нашли пристанище в скальных монастырях Каппадокии. Здесь до них не могли дотянуться императорские армии, здесь были бессильны всякие мирские законы. Каппадокия, и так перенаселенная монахами, испытала повторный наплыв верующих, желавших навсегда поселиться в туфовых кельях. За сто лет иконоборчества – а также за последующий период легализации икон – храмы Каппадокии поистине расцвели самыми изысканными росписями стен и сводов. До наших дней сохранились около полутора сотен церквей с оригинальными и невероятно красивыми фресками. Эти работы датируются периодом с IX по XI столетие, золотым веком в истории каппадокийской церковной живописи.

Каппадокия окончательно закрепила за собой славу одного из ведущих мировых центров христианства. Когда в XI веке она перешла под власть сельджуков, исповедующих ислам, региону особым указом была дарована неприкосновенность. Христианская община продолжала жить и трудиться в своих скальных монастырях, не терпя никаких притеснений со стороны соседей-мусульман. Обстановка изменилась лишь в XX веке, когда христианское население Каппадокии, преимущественно греческого происхождения, было обменено на греческих турок и репатриировано с территории Турции.

Новые открытия в Каппадокии

Подземные и скальные комплексы Каппадокии с 1985 года включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. А археологические работы в открытых объектах продолжаются и по сей день. Ученые не перестают сравнивать каппадокийское плоскогорье с огромным муравейником – настолько сильно изрыты скалы в регионе. И постоянно повторяют, что мягкий туф хранит в себе еще много неоткрытых городов.

Кстати, не так давно это предположение было подтверждено в очередной раз. В 2013 году при сносе трущобных районов для последующей застройки в столице Каппадокии, городе Невшехир, рабочие случайно вскрыли вход в ранее неизвестный подземный город. Сеть катакомб протянулась во все стороны от места обнаружения, а вертикальные колодцы уходят далеко вглубь земли. Строительные работы мгновенно прекратили, чтобы дать археологам время на изучение находки. Ученые с энтузиазмом принялись исследовать город и обнаружили там традиционные для подземного каппадокийского зодчества элементы: круглые двери с отверстием посередине, вентиляционные шахты, тоннели, мастерские, склады, загоны для животных и жилые помещения.

По данным геофизиков из университета Невшехира, подземный город может уходить вглубь земли на 100 и более метров, а его площадь при этом может составлять около 45 млн. м2. На такой площади смогли бы без особых проблем разместиться свыше 35 тыс. человек.

Если эти данные подтвердятся, то Деринкую распрощается со званием самого большого подземного города. Впрочем, мэр Невшехира уже анонсировал открытие грандиозного музея древностей, в котором будут предусмотрены подземные отели, музеи, прогулочные маршруты и художественные галереи. Так что, вполне вероятно, всем любителям истории осталось только дождаться окончания археологических работ на объекте.