Музеем под открытым небом в широком смысле нередко именуют любую экспозицию, выставленную вне помещения. В более узком же значении так называются музеи, в которых представлены архитектурные сооружения. Причем часто это не просто отдельные здания, а целые взаимосвязанные комплексы. По сути, сейчас это один из способов сохранения памятников истории и культуры в условиях, приближенных к естественным. А посетители таких музеев получают прекрасную возможность совершить путешествие во времени и своими глазами увидеть, каким был традиционный уклад жизни много веков назад.

В музеях под открытым небом можно рассмотреть общественные здания, жилые городские и сельские дома, хозяйственные постройки со всей соответствующей обстановкой; послушать увлекательный рассказ «местных жителей» – сотрудников музея в национальных костюмах – о том, как в той или иной стране обрабатывали землю и вели торговлю, отдыхали и отмечали праздники, одевались и воспитывали детей.

Впервые идея демонстрации деревенских построек в открытой среде была осуществлена швейцарским ученым Чарльзом де Бонстеттеном в 1790 году в городском королевском парке Северной Зеландии (Дания).

В 1855 году норвежский торговец Томас Хефтие недалеко от Осло построил копию исторической усадьбы и сделал ее доступной для посещений. Удачный опыт стал основанием для публичного выступления Хефтие в 1882 году с идеей создания музея, в котором были бы представлены оригинальные здания, свезенные в одно место.

На возникновение первых музейных этнографических комплексов под открытым небом повлияли всемирные выставки второй половины XIX в. Так, в 1867 году в Париже была представлена совместная шведско-норвежская экспозиция «Улица народов» – макеты деревянных скандинавских строений эпохи позднего Средневековья и манекены в национальных костюмах.

Существует мнение, что идея перехода от искусственно воссозданных построек к собранию в одном месте аутентичных зданий и их интерьеров появилась у основателя шведского Скансена Артура Хазелиуса после того, как им была продемонстрирована этнографическая коллекция на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.

Музеи под открытым небом различаются по концепции, формам работы, экспонируемым материалам. В результате развития музея нового типа сложилась определенная типология:

  1.      скансен – памятники архитектуры перевозятся из других мест на специально отведенную под музей территорию;
  2.      музеи in situ – сооружения остаются на своих исторических местах;
  3.      музеи смешанного типа, которые сочетают в себе признаки обеих категорий.

На территории этнографических музеев часто трудятся мастера народного творчества, занимающиеся характерным для определенного региона ремеслом. Посетители могут приобрести уникальные сувениры и даже попробовать собственные силы в их изготовлении. В некоторых музеях демонстрируются транспортные средства, которые не только выполняют функцию экспоната, но и часто используются по прямому назначению.

В хорошую погоду летом в музее под открытым небом можно провести не один час: пройтись по территории самостоятельно или заказать экскурсию, посетить жилые и хозяйственные постройки, принять участие в мастер-классах, концертах, празднованиях, попробовать блюда национальной кухни. Такие прогулки будут интересны и маленьким посетителям – для них организуются развлекательные программы, детские площадки, подворья с животными.

Швеция

Одним из первых широко известных музеев под открытым небом является Скансен (Skansen) в Стокгольме, чье название в дальнейшем стало нарицательным для музеев такого рода.

Утрата традиционного многовекового уклада жизни в Швеции, исчезающего под натиском индустриализации, стала причиной создания языковедом и этнографом Артуром Хазелиусом «Скандинавской этнографической коллекции», открытой в 1873 году в доме № 71 по улице Дроттнинггатан и представившей вниманию посетителей национальные костюмы, предметы быта и ремесленные изделия.

Экспозиция расширялась быстрыми темпами – и Хазелиус приобрел участок на острове Юргорден, который раньше принадлежал торговцу Йону Бургману. Именно он в 1810 году и построил на острове имение, получившее название Скансен – от слова skans, что означает «укрепление», – так как совсем рядом с ним находилась небольшая фортеция, где прежде наследники шведской королевской династии постигали азы военного дела.

11 октября 1881 года состоялось открытие Скансена, а в 1907-м – и Музея северных стран, в котором Хазелиус хотел представить экспонаты, собранные в соседствующих со Швецией государствах. Во-первых, это было актуально в связи со Шведско-норвежской унией, заключенной в 1814 году. К тому же особый интерес всегда представляют приграничные зоны, где культуры непосредственно оказывают влияние друг на друга. Правда, после смерти Хазелиуса центром экспозиции Музея стал традиционный уклад жизни шведов. В Скансене же до сих пор самым древним экспонатом является избушка начала XIV века, привезенная из Норвегии.

Основное развитие Скансен получил в первое двадцатилетие своего существования, когда в музей начали свозиться крестьянские и городские постройки со всей страны. Первым экспонатом стал домик из Муры. Сегодня здесь более 150 домов и усадеб в основном XVIII – XX веков, в которых можно увидеть, как жили в те времена люди различного социального происхождения. Посетители могут «пройтись» буквально по всей Швеции: от саамского стана на севере до усадьбы, типичной для провинции Сконе, на юге.

На территории музея находится небольшая деревянная церковь Сеглура, построенная в 1729 году, а в 1916-м перенесенная на территорию Скансена. Храм до сих пор действует и пользуется большой популярностью: в нем проводятся обряды крещения, конфирмации и венчания. Кроме того, в нем можно увидеть орган, сохранившийся в первозданном виде.

Еще один экспонат, усадьба Эльврус, представляет собой типичный крестьянский хутор севера Швеции начала XIX века, состоящий из нескольких зданий. Поместье и сад Скугахольм, некогда принадлежавшие аристократической семье, являются образцом густавианского стиля. В комплекс также входят флигели, где расположены кухня, комнаты для гостей, библиотека, имеются два небольших парка – английский и французский.

Городской квартал демонстрирует обстановку шведского города конца XVIII – середины XX века. Большинство построек перенесены в музей из столичного района Сёдер. Помимо жилых домов в «городе» находятся лавка пряностей, пекарня, старинное студенческое кафе, типография, скобяная лавка, многочисленные мастерские – гончара, столяра, жестянщика. В мастерской стеклодува, например, с 1933 года производится особое скансеновское стекло с трещинками.

С интерьером и экспонатами посетителей знакомят смотрители в национальных одеждах. Первоначально же «жителями» Скансена были куклы в натуральную величину.

На протяжении года в музее отмечаются многие традиционные праздники – Праздник середины лета, Праздник урожая, День Св. Люсии, Вальпургиеву ночь и т. д. Практически все они проводятся в соответствии с народными традициями и часто непосредственно в домах и усадьбах. Так, в декабре здесь начинается работа по подготовке к Рождеству и накрываются рождественские столы. В разных регионах страны к главному христианскому празднику издавна готовились разные праздничные блюда, в чем можно убедиться в Скансене. Сервировку парадного рождественского стола можно увидеть в большом доме усадьбы Дельсбу, некогда принадлежавшей процветающему фермерскому хозяйству на севере страны, а праздничные украшения и пряники – в здании школы. А с 1903 года в выходные адвента – четыре воскресенья перед Рождеством – в музее проводится ярмарка.

Скансен – место проведения ежегодной праздничной трансляции, во время которой декламируется стихотворение Альфреда Теннисона «Бой новогодних часов» и ведется обратный отсчет последних минут уходящего года. Сам Артур Хазелиус является автором Дня шведского флага, официального праздника в стране с 1983 года.

В музее под открытым небом можно погулять по красивому парку, насладиться прекрасным видом на столицу, послушать живую музыку и потанцевать, понаблюдать за работой ремесленников, приобрести разнообразные сувениры – как традиционные изделия, так и предметы современного шведского дизайна.

В музейном сувенирном магазине продаются изделия из керамики, стекла или украшенные ручной вышивкой по мотивам домов и усадеб Скансена, а возле Медвежьей горы находится так называемая Медвежья лавка, в которой можно приобрести сувениры, связанные с жизнью медведей.

Кроме того, Скансен – это и единственный в Стокгольме зоопарк, в котором есть домашние и дикие животные, как типичные для Скандинавии, так и экзотические.

Швеция. Культурен

Культурен (Kulturen, Kulturhistoriska fцreningen fцr sцdra Sverige) был основан шведским историком и этнографом Георгом Карлином в 1892 году в городе Лунд. Экспонатами музея стали, например, артефакты, обнаруженные при строительстве канализационной системы в Лунде в 90-х годах XIX столетия. Занимаясь сбором шведской одежды, мебели, домашней утвари, Карлин также не оставлял без внимания «иностранные» экспонаты: он считал, что понять и оценить собственное культурное наследие можно лишь в сравнении с другими странами.

Основная часть музея находится в центре Лунда и состоит из более чем 30 различных городских, датирующихся периодом от Средневековья до XX века., и сельских, начиная с XVII века, зданий. Кроме того, благодаря пожертвованиям, в 1920 году Карлин купил ферму к востоку от города, где разместил часть экспозиции. Особенностью Культурена стала демонстрация жизненного уклада 4 сословий – крестьян, горожан, священнослужителей и знати. В музее хранятся уникальные экспонаты, среди которых, например, традиционные ювелирные украшения из провинции Сконе.

Маленькие посетители могут не только поиграть на детских площадках, но и узнать много нового – например, как жили их сверстники в давние времена. В музее часто проводятся выставки, посвященные фольклору, старинным игрушкам, средневековому Лунду.

Норвегия

Норвежский народный музей (Norsk Folkemuseum, Norges stшrste kulturhistoriske museum)был основан в 1894 году в Осло. В выставочных зданиях на главной площади размещается этнографическая экспозиция, а сам музей под открытым небом состоит из более чем 150 построек, которые демонстрируют уклад жизни норвежских деревень и городов с XVI века и до наших дней. А некоторые объекты, например, бревенчатый крестьянский дом с фермы Рауланд и деревянная церковь из Гуля, датируются XIII столетием.

Идея создания этнографического музея зародилась у библиотекаря и историка Ханса Ола, который увидел статью о Скансене, открывшемся тремя годами ранее в Стокгольме с целью сохранения шведского культурного наследия, находящегося под угрозой исчезновения. А успеху его предприятия способствовал подъем национально-романтических настроений: норвежские историки того времени считали, что именно в деревнях сохранились настоящие образцы фольклора в широком смысле этого слова – от устного народного творчества до древних строительных технологий. Музей такого плана позволил бы представить культуру крестьян из разных регионов страны.

Также не последнюю роль сыграло стремление Норвегии к более самостоятельному положению в составе Шведского королевства. С 1912 года в музее можно увидеть зал заседаний первого парламента Норвегии, в стенах которого обсуждались вопросы, касающиеся заключения унии со Швецией в 1814 году.

Первоначально музею пришлось ютиться по частным квартирам, пока в 1898 году не был приобретен участок на полуострове Бюгдёй, куда из разных регионов Норвегии начали свозить жилые и хозяйственные деревенские постройки. Уже в 1901-м была организована первая полноценная выставка, посвященная церковному искусству, военной истории, коронационным регалиям и истории норвежской культуры, как сельской, так и городской – директор Ханс Ол не стал ограничиваться сбором образцов только крестьянского быта. Официальное открытие норвежского скансена состоялось в 1902 году.

Поначалу музею и его руководству приходилось тяжело: из-за финансовых проблем Ханс Ол в первый год отказался от зарплаты, да и профессионального опыта в музейном деле у него не было. Но даже несмотря на период политической напряженности между Норвегией и Швецией, он активно сотрудничал с Артуром Хазелиусом. Обмену опытом с сотрудниками шведского Скансена способствовала и дружба между сыном Хазелиуса и Харри Феттом, первоначально музейным секретарем, а позже директором Управления по охране памятников культуры Норвегии.

Норвежский скансен все время пополнялся новыми экспонатами. В 1907 году в его состав вошла коллекция из 5 деревянных строений, принадлежавшая последнему шведскому королю Норвегии Оскару II. Именно эту коллекцию, основанную в монаршем поместье на полуострове Бюгдёй в 1881 году и открытую для посещения в 1882-м, считают одним из старейших в мире музеем под открытым небом.

Самым уникальным экспонатом является ставкирка из городка Гуль в губернии Бускеруд. Этот образец наиболее распространенного в Скандинавии типа деревянных каркасных средневековых храмов был построен без единого гвоздя примерно в начале XIII века. По всей Норвегии сохранилось лишь 28 подобных церквей. Оскар II с уважением относился к норвежскому культурному наследию и даже отказал в 1888 году Артуру Хазелиусу в установке копии этой ставкирки в шведском музее под открытым небом.

В конце 1870-х годов община Гуля нуждалась в более современной и вместительной церкви. Древнюю же ставкирку, находящуюся в плачевном состоянии, даже предлагали распродать на стройматериалы. Вероятно, так бы и произошло, если бы ее не выкупило Общество охраны норвежских исторических памятников. На полуострове Бюгдёй среди других построек из коллекции Оскара II был выделен участок, но у Общества не хватило средств на перенос и установку храма. Тогда король взял на себя недостающую часть расходов, правда, при этом право собственности перешло от Общества к правящему монарху.

К лету 1885 года церковь была перевезена, полностью собрана и отреставрирована. Воссоздать ее в первоначальном виде было невозможно из-за переделок XVII – XIX веков. В распоряжении реставраторов была только треть подлинных средневековых материалов – в основном внутренние несущие конструкции. В соответствии с тогдашней концепцией реставрации были устранены почти все элементы (скамьи, кафедра, окна, галереи), которые появлялись за время многовекового существования ставкирки. Экстерьер относится к 1885 году – его реставраторы создавали заново.

В 1913 году Музей Лиллехаммера передал Народному музею полный комплект фермерских построек из области Гюдбрансдален. Но, к сожалению, задумка Ола представить сельскую культуру всех 15 регионов Норвегии так и не осуществилась.

Тем не менее сейчас у нас есть возможность посетить, например, крестьянский двор, который насчитывает более десятка самых разных деревянных зданий в основном XVII – XVIII веков, привезенных из нескольких селений региона Телемарк. Одними из первых экспонатов Народного музея, еще в 1898 году, стали жилой и гостевой дом типа «лофт», представляющий собой двухэтажное строение с наружной лестницей и обходной галереей, и кладовая для продуктов середины XVIII столетия.

Отреставрированная ферма, представляющая регион Трёнделаг, знакомит с жизнью сельской местности периода механизации. На аутентично обставленной кухне можно угоститься чашечкой кофе и послушать рассказ «домохозяйки» о том, как изменился сельский быт в 50-х годах прошлого века.

Недалеко от зоны региона Трёнделаг находится воссозданный крестьянский двор долины Нумедал. Эта местность интересна тем, что там сохранилось рекордное для страны количество средневековых строений: 22 из 44 бревенчатых домов были возведены до 1349 года. Два таких здания сейчас можно увидеть в музее. Одно из них – жилой дом из Рауланда, датирующийся примерно 1238 годом. По некоторым сведениям, это старшейшая в мире жилая постройка, являющаяся примером средневекового дома с тремя комнатами и очагом, место которого, правда, определить не удалось, и он так и не был восстановлен.

«Старый город» демонстрирует аутентичные городские строения XVII – XVIII веков из разных районов Осло и других городов Норвегии. Старейшая постройка этой части экспозиции – полосатый фахверковый дом, нижний этаж которого относится к началу XVII столетия. В 1960-х годах частью «Старого города» стал квартал деревянных домов из района Энерхауген, который воссоздает условия жизни норвежских рабочих в конце XIX – начале XX века.

Одной из достопримечательностей музея является дом, в 8 квартирах которого демонстрируется норвежский уклад жизни во второй половине XIX – начале XXI века: квартира «Кукольный дом» обставлена по мотивам одноименной пьесы Генрика Ибсена; квартира «Как мы хотим жить» – жилье одинокой женщины в духе функционализма и минимализма; квартира пакистанских иммигрантов и т. д.

На главной музейной площади – здания 1934 – 1938 годов, в которых размещены постоянные выставки. С 1935 года здесь действует крупнейшая в стране экспозиция церковного искусства: кафедры, купели, органы, алтари 1537 – 1800 годов. После того как в начале 1950-х годов Этнографический музей передал часть коллекции, посвященной культуре саамов, здесь открылась специализированная выставка. Также посетители имеют возможность ознакомиться с особенностями норвежского народного костюма – праздничной и повседневной одеждой доиндустриальной эпохи.

В норвежском скансене можно не только понаблюдать за работой мастеров или выступлением фольклорных коллективов, но и принять непосредственное участие в происходящем. Дети также могут посетить летнюю историческую школу или же пообщаться с домашними животными.

Одним из крупнейших этнографических музеев под открытым небом в Норвегии является музей Сверресборг (Sverresborg Trшndelag Folk Museum), в котором собраны не только уникальные старые здания, но и архивные документы и фотографии. Располагается он в живописном месте Тронхейма рядом с руинами замка Сверресборг, построенного в 1182 – 1183 годах по приказу короля Сверра Сигурдссона.

От некогда неприступной цитадели на вершине крутого холма сейчас остались только фрагменты крепостных стен. Замок несколько раз подвергался разрушению и восстановлению. В 60-х годах XIII века внук Сверре приказал разобрать его на строительные материалы, посчитав, что в оборонительных укреплениях больше нет необходимости – гражданская война закончилась. А во время Второй мировой войны гитлеровцы использовали сооружение в качестве форпоста, чем нанесли непоправимый вред этому памятнику истории.

Идея создания музея появилась у группы энтузиастов-тронхеймцев в 1909 году. Вокруг руин средневековой крепости было собрано более 80 построек, большинство из которых датируется XVIII – XIX веками. В музее представлена богатая морская культура региона: складские помещения для лодок и рыболовных снастей, скромные рыбацкие дома. Также здесь есть экспозиция, посвященная жизни саамов в регионе.

Первыми перенесенными в музей зданиями стали ферма и таверна Ханса Ниссена. Одним из наиболее уникальных в архитектурном плане экспонатов является ставкирка долины Хальтдален – единственный сохранившийся деревянный однонефный храм, построенный в XII столетии. Также в музее представлены крестьянские хозяйства из Рёруса, несколько строений из регионов Северный и Южный Трёнделаг, среди которых посетители могут увидеть церковь Ло и здание школы из поселения Верхусбаккен.

«Старый город» – Гаммельбюен – представлен домами из самого Тронхейма. Здесь все строения, кроме каменного подворья Грамгорден, – деревянные. Сам же Грамгорден является реконструкцией, при которой, однако, использовались оригинальные части дома.

В музее также можно купить сладости в старом продуктовом магазине, покататься на тракторе или же, поднявшись к руинам замка, полюбоваться великолепным видом на город и фьорд.

Скандинавская традиция музеев под открытым небом продолжила свое развитие и в других регионах мира. Еще до 1914 года только в Северной Европе было создано более 100 подобных комплексов. А быстрый темп развития индустрии туризма в 50-х годах XX века стал одной из причин создания музеев в Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии и других странах.

Музеи под открытым небом, которые теперь работают по всему земному шару, пользуются большой популярностью и ежегодно привлекают огромное количество визитеров. И это неудивительно: как можно отказать себе в удовольствии совершить увлекательную прогулку в прошлое, к которому в прямом смысле слова можно прикоснуться? Разносторонняя демонстрация традиционного уклада жизни и ландшафтных особенностей является прекрасной возможностью как для культурно-образовательного знакомства с историческим наследием того или иного региона, так и отдыха.