Как заявляют многие эксперты-футурологи, в ближайшие 20 – 30 лет человечество столкнется с проблемой, которую, по сути, само и создало. Такие заявления, исходящие от мирового флагмана в области компьютерных разработок и роботизации звучат как минимум иронично. Однако угроза действительно налицо – автоматизация процессов производства приносит слишком много выгод, чтобы кто-то задумался об ее остановке. Однако машины не просто замещают людей на каких-то позициях, они естественным образом отправляют в небытие целые области человеческой занятости, нерушимые, порой, на протяжении столетий.

По мнению Карла Бенедикта Фрея и Майкла Осборна, экономистов университета в Оксфорде, человечество переживает новую промышленную революцию. В результате нее на первое место в производстве и обслуживании буквально всего на свете встанут именно роботы. Оценка специалистов такова: около половины (47%) всех профессий будет автоматизировано в ближайшем будущем. Большинство из них изменятся до неузнаваемости, что повлечет полное исчезновение когда-то важных сфер занятости из повседневной жизни людей.

Сегодня индустриальный прогресс меняет облик мира буквально на глазах. Обновление существующих или открытие новых технологий происходит в поражающем воображение темпе. Развитые компании в гонке за повышением качества и производительности с одной стороны и снижением себестоимости с другой чуть ли не ежедневно внедряют достижения научной мысли в производство. Промышленность обновляется – и, соответственно, требует совершенно другой квалификации персонала, который обслуживает технику. Так что люди вынуждены осваивать совершенно новые профессии, которые приходят на смену старым.

Но у человека за спиной уже есть опыт промышленных и технологических скачков, в результате которых отмирали одни специальности и появлялись другие. Перед шагом в будущее стоит оглянуться назад и понять, какие профессии мы уже потеряли или потеряем в ближайшее время безвозвратно.

Фонарщики и бакенщики

Это может показаться удивительным или даже абсурдным, но первые практические шаги в попытке осветить городские улицы в ночное время встретили яростное сопротивление горожан. Случилось это в 1417 году в Лондоне. Однако благодаря железной воле тогдашнего мэра Генри Бартона освещение все-таки было кое-где организовано. Понадобилось два столетия, чтобы мода на уличные фонари проникла на материк. В начале XVI века жителей Парижа специальным распоряжением властей обязали ставить домашние светильники у окон, выходящих на улицу. В 1667 году Людовик XIV подписал особый указ, который предписывал создать полноценное уличное освещение в столице Франции. Однако широко реализовать эту идею смогли лишь в том же XVII веке в Амстердаме. Автором системы освещения был организатор городской пожарной охраны Ян ван дер Хейден, которому надоело вылавливать невнимательных горожан из каналов города (набережные были без перил, что способствовало внезапным купаниям ночных прохожих). Проект главы пожарной службы был глобальным – установка двух с половиной тысяч светильников авторской антивандальной конструкции. Она оказались настолько удачной, что такие фонари прослужили амстердамцам почти два века. За это время новую моду не замедлили позаимствовать и другие европейские города – Гронинген, Берлин, Москва…

В начале XIX столетия уличное освещение вышло на качественно новый уровень. Дело в том, что до 1807 года в качестве топлива в светильниках использовалось масло или свечи, которые давали мало света. Английский изобретатель Уильям Мердок разработал новый вариант светильника, который работал на газе. Фонари такой конструкции давали гораздо больше света. Результатом стало переоснащение европейской сети уличного освещения.

А если существует сколько-нибудь централизованная система, всегда есть люди, эту систему обслуживающие. Так, профессия фонарщика – человека, который следит за исправной работой фонарей, чистит, заправляет, зажигает и гасит их, – существовала в Европе на протяжении 500 лет: с XV по XX век. Этот труд был не очень престижным, но жизненно необходимым, так как исправно работающее освещение повышает безопасность граждан и предотвращает несчастные случаи. Фонарщики носили с собой запас горючего, небольшую лесенку и шест с наконечником для тушения огня. Каждый фонарь требовал персонального внимания специалистов – необходимо было забраться по лестнице к лампе, проверить ее исправность, залить в резервуар горючую жидкость (зачастую ужасно пахнущую) и вручную зажечь огонь.

На воде тоже были свои фонарщики. Они назывались бакенщики, потому что обслуживали водяные поплавки-бакены. Такие знаки фиксировались на воде для облегчения навигации и в качестве предупреждения об опасности. Чтобы бакены были заметны ночью, в их конструкции был предусмотрен светильник, закрепленный на верхушке или попросту привязанный веревкой. Задача бакенщика состояла в том, чтобы перед наступлением темноты подплыть к поплавку, установить фонарь, прочистить, заправить и зажечь его. Часто для выполнения этих функций нанимались местные рыбаки, которые могли делать это по дороге на лов.

Фонарщики стали уходить со сцены после массовой электрификации. В конце XIX века в европейских столицах вовсю шла работа по замене газовых фонарей на электрические с лампами накаливания. Обслуживать их, разумеется, стали электрики, полностью вытеснив фонарщиков. Аналогичным образом дела обстояли и в береговых службах. В качестве источника света бакенных фонарей перестал использоваться открытый огонь, уступив место электролампам, которые включались с суши в нужное время суток.

Человек-будильник

Реальность после индустриальной революции не только ставила крест на ненужных профессиях, но и сама создавала новые. В ряду жизненно важных дел появилось и несколько на первый взгляд странных, но нужных функций, которые выполняли люди. Так, в Англии и Ирландии c XIX века и до 20-х годов века XX существовала профессия будильника, или, на английский манер, кнокер-аппера (knocker-upper). Суть занятия была проста: за определенную плату этот утренний труженик будил людей, чтобы они не опоздали на работу. Профессия была актуальна для огромных кварталов рабочих, трудящихся на фабриках.

Конечно, человек-будильник не носил с собой огромную связку ключей и не тормошил за плечо каждого заспавшегося работягу. Если клиент жил на первом этаже, будильник стучал в дверь дубинкой до тех пор, пока ему не отзовутся. Для подачи сигнала на верхние этажи у кноккер-аппера был целый набор инструментов. Чаще других использовались легкие и длинные палки из бамбука, которыми стучали в окна спальни клиента, а также небольшие духовые трубочки, с помощью которых можно было обстрелять нужное окно горохом или косточками. Добропорядочный профессионал из артели будильников не оставлял спящим ни одного клиента и всегда дожидался отклика заказчика, довольно часто нецензурного. Впрочем, если эту же работу выполнял, скажем, констебль, обходивший округу утренним дозором, количество ругательств в ответ на побудку заметно снижалось.

Несложно догадаться, что стало с этой профессией в XX веке. Часовая индустрия полностью передала функцию, которую выполнял человек, небольшим механическим устройствам, способным в определенный момент времени подать звуковой сигнал, чтобы разбудить спящего человека.

Резчики льда

Привычный нам холодильник изобрели только в 1850 году. До этого люди использовали в для хранения продуктов ле́дники. В наиболее распространенном варианте они представляли собой камеру или отдельную постройку. Ледник строился с максимальным герметизирующим потенциалом, который достигался за счет заглубления камеры на несколько метров или же за счет толстых стен, если она находилась на поверхности земли. В качестве герметизирующих материалов применялись мех, опилки, торф, дерн и другие. А для того чтобы в леднике можно было долго хранить скоропортящиеся продукты или, более того, замораживать их, требовался лед.

До середины XIX века промышленность не генерировала лед – люди добывали его вручную. Этим нелегким трудом занимались специальные бригады рабочих – ледорубы. В морозные дни они выходили к рекам и озерам и в буквальном смысле рубили и пилили лед. Огромные глыбы грузили на повозки и развозили заказчикам. Удивительно, но лед был весьма ходовым товаром – его скупали на фабриках, складах, в ресторанах и кафе, в частных домах. В числе основных инструментов у ледорубов были специальные пилы, топоры, лопаты и клещи. Последними пользовались для транспортировки кусков в холодильные камеры. В ряде случаев колотый лед мог перевозиться наподобие щебня, однако монолитные глыбы ценились выше, так как таяли медленнее. Работа ледоруба была не только тяжелой, но и очень опасной. Помимо того, что она требовала недюжинных физических сил, существовала опасность упасть в ледяную воду, получить обморожение или элементарно простудиться.

Профессия ледоруба и развозчика льда стала уходить в прошлое с запуском в продажу холодильного оборудования. В 1879 году было изобретено устройство с компрессором, использующим аммиак. Холодильная система могла производить лед в больших количествах, благодаря чему обеспечивала владельца постоянным источником холода. Так от услуг развозчиков льда отказались – сначала промышленные предприятия, которые начали приобретать холодильные установки и генераторы льда. А с 1927 года от покупки льда стали отказываться и обычные граждане. Компания General Electric разработала и запустила в продажу компактный кухонный холодильник, разработанный на основе изобретения датского инженера Кристиана Стинструпа. За последующие полвека развития холодильной техники о древней профессии практически забыли, ведь теперь получить лед в любых количествах можно было буквально не выходя из дома.

Трубочисты

Печное и каминное отопление в домах – явление настолько же древнее, насколько и эффективное. Логично предположить, что владелец дома умел и должен был самостоятельно заботиться о качестве дымохода, в каком бы столетии он ни жил. Однако прочищать трубу – дело непростое и опасное, так что люди предпочитали платить другим, а не заниматься этим самостоятельно.

Формально родиной трубочистов как профессии принято считать Данию. Все дело в том, что в 1639 году для чистки дымоходов в королевской резиденции в Копенгагене был нанят некто Гудманд Ольсен из Литвы. Прецедент был зафиксирован документально, что и сочли основанием для определения родины трубочистов. Впрочем, оценить важность чистых труб городские власти смогли лишь в первой трети XVIII века.

Как известно, основной продукт горения – сажа. Она оседает в дымоходе и в случае чрезмерного накопления имеет свойство воспламеняться даже от летящих искр. А если над огнем еще и готовят, то к саже примешивается жир, который повышает ее горючие свойства. Воспламенение сажи – серьезная опасность и нередкая причина пожара. Один такой пожар и произошел в Копенгагене в 1728 году. Тогда из-за непрочищенного дымохода сгорела чуть ли не половина всего города.

После разбора пожарища и отстройки пострадавших кварталов город нанял своего первого персонального трубочиста. Им стал силезский мастер Андреас Ниешке. А в 1778 году в Дании специальным королевским указом был утвержден ремесленный цех трубочистов, который мог выступать от имени представителей профессии, заботиться о передаче опыта и консолидировать усилия всех работников этой отрасли.

В истории развития профессии трубочиста особенно отличилась Англия. Там в качестве профессиональных чистильщиков дымоходов долгое время использовали детей. Зачастую это были сироты или бродяжки, которых мастера-трубочисты подбирали и за еду, кров и пару монет заставляли работать на себя. Мальчишек экипировали в специальные робы, надевали на голову шапочку-щетку и запускали в черную шахту дымохода. Что тут сказать, метод суперэффективный со всех сторон, кроме стороны исполнителей. Несчастные дети, стараясь заработать лишний пенни, получали вдобавок болезни легких и кожи, а нередко даже погибали прямо в тесной трубе. К тому же, подрастая, они преставали пролазить в дымоходы и были вынуждены искать себе другие занятия.

Известный нам способ чистки труб с помощью троса и грузика, как гласит история профессии, был изобретен по заказу Общества по замене детей-трубочистов, учрежденного женой короля Георга III, королевой Шарлоттой. Когда венценосной даме, родившей мужу к тому моменту 15 детей, стало известно, каким образом прочищают трубы в Англии, она решила положить конец этому ужасу и объявила награду тому, кто придумает способ не использовать в трубочистном деле детский труд. Однако законодательный запрет на использование детей был принят лишь в 1840 году, спустя три с половиной десятка лет после социальной инициативы Шарлотты.

Сама же профессия стала отходить на задний план не так уж и давно. Закономерное сокращение печного отопления в городах и даже в селах снижает востребованность специалистов. Люди и организации предпочитают использовать эффективное газовое или электрическое оборудование, которое, быть может, и обходится несколько дороже, однако отличается практичностью, не загрязняет продуктами горения атмосферу и не генерирует быстровоспламеняющуюся сажу. Трубочисты стали нехотя сдавать свои позиции и потихоньку уходить в прошлое. Сейчас эта профессия считается узкоспециальной и сохраняется в тех немногих местах, где могут быть востребованы специалисты такого рода.

Телефонистка

Еще один пример того, как развитие технологий само создает новые рабочие места и, продолжая свой путь к вершинам совершенства, само же губит их, можно наблюдать на примере профессии телефонистки.

Первенство изобретения телефона делят между собой итальянский эмигрант в США Антонио Меуччи и немецкий физик и изобретатель Иоганн Филипп Рейс. Первый представил миру свое изобретение в 1860 году, второй на год позже, в 1861-м. При этом сама концепция передачи звука на расстояние и собственно сам термин «телефон» фигурировали в диссертации инженера-механика и вице-инспектора парижского телеграфа Шарля Бурселя еще в 1854 году. Но в коммерческом плане всех обошел американский изобретатель Александр Белл, запатентовавший свое устройство для передачи звука в 1876 году.

Телефон Белла имел одну трубку для приема и передачи звуковых сообщений и работал в пределах 500 м. Однако возможности нового вида связи были по достоинству оценены современниками, коллегами и конкурентами Белла. Развитие телефонной мысли привело к возникновению первых телефонных линий уже в 80-х годах XIX века.

Довольно быстро города стали обрастать проводами, соединяя телефоны самых разных людей друг с другом через локальные промежуточные узлы связи – телефонные станции. На них работали коммутаторы – устройства для соединения абонентов друг с другом. В результате появилась профессия телефониста, заключавшаяся в том, чтобы обслуживать ручные коммутаторы на телефонных станциях.

Примечательно, что в отличие от многих других профессий, здесь пальма первенства всецело принадлежала женщинам. Но на эту должность брали далеко не всяких леди. Существовал довольно строгий отбор по многочисленным параметрам. Кандидатка должна была происходить из благополучной семьи, иметь хорошее воспитание и нескандальный характер. Кроме того, на работу предпочитали принимать незамужних дам. Отдельно оговаривался рост – женщины ниже определенного порога вовсе не рассматривались, так как не смогли бы дотянуться до необходимых гнезд в панели коммутатора.

Труд телефонистки на поверку оказывался довольно банален. От оператора коммутатора требовалось принять входящий сигнал, выслушать запрос звонящего абонента и воткнуть проводок в гнездо, соответствующее запросу звонящего. Так происходило замыкание телефонных линий друг на друга при посредничестве человека. Но нельзя утверждать, что это был простой труд. Телефонистки работали в условиях многозадачности и постоянного тайм-стресса. За считаные секунды от них требовалось воспринять информацию от звонящего и найти необходимое гнездо среди сотен таких же. Напряженный труд усугублялся необходимостью работать в ночные смены, душными помещениями, постоянным шумом вокруг.

Внедрение автоматических телефонных станций, не нуждающихся в операторах для обслуживания соединения, послужило причиной увядания профессии телефонистки. Примечательна одна из версий изобретения первой в мире АТС. «Отец всех АТС», американец Элмон Браун Строуджер владел небольшим бюро ритуальных услуг в Канзас-Сити, штат Миссури. Он был умным и расчетливым бизнесменом, но дела у него не клеились – клиенты обходили его бюро стороной, неизменно выбирая конкурентов. Точнее, одного главного конкурента, владельца другой ритуальной компании. Неизвестно, сколько бы еще Строуджер терпел убытки, если бы в один прекрасный день он не узнал примечательный факт – жена владельца компании-конкурента работала на местной телефонной станции и всех абонентов, запрашивающих похоронное бюро, соединяла исключительно с компанией своего мужа. Элмон Строуджер пришел в такую ярость, что поклялся уничтожить рассадник коррупции и недобросовестной конкуренции под названием «ручная телефонная станция». Итогом этого решения стало изобретение в 1889 году декадно-шагового искателя, на основе которого была создана первая в мире автоматическая телефонная станция на сотню абонентов. Также стоит упомянуть, что карьера изобретателя удалась Строуджеру лучше, чем управление похоронным бюро. Вдобавок к АТС он придумал дисковый набиратель номера, которым оснащались телефонные аппараты без малого 100 последующих лет.

С приходом цифровой эры и автоматизации систем труд телефонисток оказался практически полностью вытеснен из той сферы, которая когда-то его и породила. Сейчас эта профессия имеет ограниченное применение и используется для обслуживания специальных линий, для разбора не прошедших автоматическую переадресацию звонков и для управления старыми образцами телефонных коммутаторов.

Конечно, кто бы что ни говорил, появление или исчезновение профессий – закономерный процесс. Вряд ли кто-то станет спорить с утверждением, что мир изменился к худшему после потери актуальности таких «вековых» специальностей, как трубочист или резчик льда. Новая реальность закономерно требует от человека выполнения новых функций. А еще – умения быстро подстраиваться к меняющимся запросам технологий и готовности к сотрудничеству с роботами и автоматами. Кроме того, новые специальность часто появляются в результате развития уже существующих, так что в определенных сферах происходит не утрата профессий, а их замещение.

Есть, правда, одна важная вещь, на которую обращают внимание специалисты, очерчивая вероятные проблемы ближайшего будущего. Раз уж у нас в руках есть прогнозы развития и опыт индустриализации, то стоило бы подготовить эффективные решения проблем грядущей безработицы и перепрофилирования специалистов, а также озаботиться созданием рабочих мест в том, новом мире, который уже так близко.