«Налейте мне вина кометы!» – восклицал Александр Сергеевич Пушкин в своем письме к декабристу Якову Николаевичу Толстому. Что же это за чудесное вино, которое было так популярно в России в XIX веке, и как французам удалось захватить Москву без Наполеона?

На протяжении 200 лет шампанское «Вдова Клико» является одной из самых известных и дорогих марок европейских вин. Оно занимает лидирующие позиции по продажам среди элитных напитков, а по популярности держит второе место после игристых вин «Дом Периньон».

И за всей историей «Вдовы Клико» стоит личность Барб-Николь Клико-Понсарден, некоронованной Королевы шампанского.

Дочь текстильного барона

Жизнь великой мадам Клико-Понсарден началась во французском городе Реймсе, в провинции Шампань. 16 декабря 1777 года в семье текстильщика Николя Понсардена родилась маленькая девочка. Пройдут годы, и она, впитав в себя прагматичный дух и предпринимательский талант отца, станет одной из величайших женщин своего поколения.

Николя Понсарден обладал гибким и практичным умом, что в период обострения политических конфликтов в буйной Франции того времени помогало ему отлично ориентироваться в ситуации. Будучи убежденным монархистом и почетным гражданином Реймса, он являлся одним из участников комитета коронации Людовика XVI, а после публичной казни короля в 1792 году поддержал власть Наполеона и даже получил из рук императора баронский титул и должность мэра Реймса.

Во время Великой французской революции 1789 года юная Барб-Николь обучалась в монастыре неподалеку от Реймса. Туда отправляли своих дочерей промышленники и аристократы – так было принято во всех состоятельных семьях. В период активных боевых действий знатное окружение поставило жизнь Барб-Николь под удар, но девочке удалось бежать из монастыря. Переодевшись в крестьянскую одежду, она добралась по оккупированным улицам города домой. Преодолеть этот рискованный путь, как гласят легенды, ей помогла семейная портниха.

После ссылки Наполеона и возвращения к власти Бурбонов текстильный магнат быстро адаптировался в новых условиях. Ему удалось не только сохранить баронский титул, но и увеличить свой капитал за счет новой власти. Интуиция никогда не подводила Николя Понсардена, а его целеустремленность заслуживала уважения даже со стороны конкурентов.

Начало пути

В возрасте 20 лет Барб-Николь вышла замуж за Франсуа Клико, сына близкого друга семьи Филиппа Клико-Муирона. Несмотря на запреты правительства, связанные с реформами католической церкви, в июне 1798 года молодая пара тайно обвенчалась в винном погребе семейного дома Понсарденов. Может, именно это и было величайшим знамением судьбы, ведь вскоре супружеская чета Клико занялась производством игристых вин.

Смелый предприниматель Филипп Клико развивал свой бизнес в нескольких сферах одновременно. У него было свое банковское дело, он занимался торговлей шерстью и имел небольшой завод по производству шампанского. Первая партия вина от Клико-старшего еще в 1780 году отправилась за пределы Франции в неизвестную и далекую Москву, но тогда не принесла своему владельцу ни прибыли, ни успеха.

Именно виноделием решил заняться Франсуа, принимая часть дел от своего отца. Но старомодный и неопытный, он плохо управлялся с бизнесом. Зато Барб-Николь оказалась куда более энергичной и полной идей. Оставляя свою маленькую дочь Клементину с кормилицей, она проводила на виноградниках почти все время и стала незаменимым помощником мужу.

Основная цель, которую преследовал Франсуа в то время, заключалась в расширении рынка сбыта. Именно поэтому в 1801 году правая рука семьи Клико, Луи Бон, отправился в заграничное путешествие с целью изучения условий виноделия и виноторговли в других странах. В 1804 году он в восторге писал Клико-младшему из России и прогнозировал большую удачу и выгоду в торговле с русскими.

Вдова Клико

Неизвестно, как бы на самом деле сложилась судьба мадам Клико, если бы не неожиданное и трагическое событие в ее жизни: после 6 лет супружества Николь-Барб Клико-Понсарден овдовела.

Причина смерти молодого супруга до сих пор остается неизвестной. По одним источникам, Франсуа Клико был болен тифом, по другим, на что указывают факты его личной переписки, страдал глубокой депрессией и потому покончил с собой.

Теперь семейный бизнес мог навсегда угаснуть – достойного преемника у Клико-младшего не было, а по правилам того времени, женщина не могла заниматься виноделием и, тем более, стоять во главе столь стремительно развивающейся компании. Но за продолжение винодельческого бизнеса высказался свекор Барб-Николь, Филипп Клико. Он поддержал ее стремление возглавить компанию и даже вложил часть своих сбережений в ее идеи. Державшаяся все эти годы в тени нерешительного мужа, Барб-Николь, наконец, смогла реализовать свои смелые замыслы.

Реформы виноделия

На момент начала «правления» Барб-Николь капитал ее предприятия составлял баснословную по тем временам сумму. Это дало возможность мадам Клико скупить все лучшие виноградники и подземелья в округе. Последние были переоборудованы в винные погреба, и их протяженность составила порядка 18 км.

Сразу после этого вдова занялась совершенствованием технологии производства. Шампанское, по замыслу Барб-Николь, должно было стать высококачественным и очень дорогим продуктом. Но каким образом добиться поставленных целей? Для этого вдове пришлось изучить все, что связано с процессом виноделия: как и где произрастает виноград, каков благоприятный состав почвы, как влияют погодные условия, какие существуют пособы хранения и переработки сырья, а также многие другие факторы, влияющие на вкус игристого напитка. После сбора необходимых сведений ей осталось лишь придумать, как производить быстрее, лучше, вкуснее. А когда план действий был готов, у вдовы Клико не осталось сомнений: задуманное удастся.

В 1805 году о мадам Клико говорили как о сумасшедшей, которая проводила все свое время на виногравдниках и в винодельческих погребах. Вечно бодрая и требовательная к работникам, вдова, казалось, никогда не спит и ничего не ест. На сколько ее хватит, не знал никто.

Конкуренты злорадствовали и предвкушали скорое падение предприятия Клико. Ведь по суеверным представлениям того времени, вино обязательно превратится в уксус, если к нему в процессе изготовления ближе, чем на шаг, подойдет женщина. Но пока завистники потирали руки, шампанское мадам Клико становилось известным далеко за пределами Франции.

Вставка. От истоков до наших дней

По мнению одних историков, шампанское является изобретением XVII века. Его создание приписывают монаху-бенедиктинцу Пьеру Периньону. Однако некоторые историки утверждают, что игристое вино существовало в Англии уже за несколько веков до этого, но особой популярностью этот напиток не пользовался.

По сравнению с изготовлением обычного вина производство шампанского – процесс сложный и затратный. Это во многом связано с «бурным» брожением – из-за чего весь процесс требует более тщательного контроля, а продукция – особо бережного хранения и многократного тестирования, что само по себе означает привлечение к работе огромного числа специалистов.

Кроме того, для шампанского вдовы Клико использовался и используется только первосортный виноматериал, ведь, как говорила сама Барб-Николь, «шампанское Клико может быть только одного качества – лучшего». Этого правила сотрудники компании придерживаются и сегодня, поэтому для своих вин они используют только элитные сорта винограда – Шардоне, Пино Менье и Пино Нуар, выращенные в благоприятных природных условиях. В зависимости от марки шампанского на его изготовление уходит от 1 до 5 лет.

Рывок вперед

Во многом успех компании был заслугой господина Бона, или месье Бонэ, как его называли в Санкт-Петербурге. Налаживая торговые пути в Россию, Луи Бон был приятно удивлен тому, что русские, точно дети, радуются, когда видят, как пробка сама вылетает из горлышка, а содержимое весело пенится. Тщательно изучив привычки и нравы русского дворянства, в 1806 году он писал мадам Клико: «Сообщаю вам радостную новость. Царица беременна. Если она родит наследника, в этой огромной стране будет выпито море шампанского. Только не говорите никому ни слова, а то наши конкуренты могут этим воспользоваться».

Мадам Клико упрямо двигалась к цели, и покорение России далось бы ей без лишних усилий, если бы не обострившиеся межгосударственные конфликты. Нестабильные политические отношения между Францией и Россией вот-вот могли перерасти в активные боевые действия, и торговые каналы были резко ограничены.

Но вдова Клико не терялась – несмотря на риск, она стала отправлять шампанское в Россию контрабандой. Правда, это не принесло ей большого дохода, поэтому одновременно Барб-Николь наладила поставки и в другие страны, где праздничный напиток был более уместен.

К 1808 году рискованное предприятие начало приносить прибыль. А в 1810-м вдовой Клико было выпущено первое в мире марочное шампанское. Удача улыбалась молодой женщине, и на следующий год «кликовские» виноградники принесли исключительный урожай. К тому же в 1811-м над планетой пролетала комета. Многие верили, что отличное винтажное шампанское мадам Клико получилось благодаря влиянию этого редкого небесного явления.

Во время наполеоновских войн Реймс неоднократно попадал под оккупацию. И мадам Клико, руководствуясь только практическими взглядами, снабжала шампанским и своих, и чужих. Однажды вечером к ней в комнату вбежал слуга и испуганно сообщил о вторжении в винные погреба русских солдат: «Мадам! Они сбивают замки, они пьют наше драгоценное вино!». Вдова Клико приняла это известие абсолютно спокойно, отозвавшись о случившемся, как о благой вести: «Пусть пьют, они потом заплатят!». И она не ошиблась. В 1814 году в Санкт-Петербурге меньше чем за неделю по удивительно высоким ценам была раскуплена огромная партия вина – 25 тыс. бутылок! Это была крупнейшая победа мадам Клико на мировой арене. Барб-Николь оставила далеко позади всех конкурентов, в том числе и Жана-Реми Моэта, чье шампанское до этого предпочитали в кругу французских и заграничных аристократов.

Шампанское постепенно становилось «завсегдатаем» светским приемов и вечеринок. Без него не обходился ни один праздник. Им скрепляли заключенные сделки или мирили заклятых врагов. Его пили на торжественных вечерах, светских балах и в театрах. Гоголь восклицал, вспоминая о «Вдове Клико»: «Ну, просто находишься в эмпиреях!»

Среди поклонников игристых вин вдовы Клико были такие известные люди, как Агата Кристи, Марсель Пруст, Ян Флеминг, Клод Моне, Жюль Верн и Гийом Аполлинер. Проспер Мериме восторженно писал о шампанском в России: «Вдова Клико напоит Россию. Ее вино называют «кликовское» и не пьют ничего другого».

В числе постоянных клиентов Дома Клико-Понсарден был и прусский король Фридрих Вильгельм IV, которого за любовь к знаменитому игристому вину даже прозвали «королем Клико».

Великая шампанская революция

От клиентов не было отбоя, и все они хотели шампанское только вдовы Клико. Теперь набирающему быстрые обороты в торговле игристому напитку необходимо было отличаться внешне. Чтобы придать своей продукции уникальный облик, вдова Клико самостоятельно занялась разработкой новой этикетки. Когда работа Барб-Николь была закончена, на наклейке расположился фамильный герб Клико-Понсарден – якорь на ярком желто-оранжевом фоне. Вверху появилась надпись – название винного дома. В середине красовалась марка шампанского, а внизу – подпись самой мадам Клико.

Компания Барб-Николь не переставала расширяться: вдова скупала все новые и новые виноградники и погреба, увеличивала количество винодельческих прессов. Однако производство игристых вин все равно занимало слишком много времени. В результате добавления в бутылку сахара и дрожжей для повторного брожения появлялся осадок, который необходимо было тщательно отстаивать. Только после этого шампанское было готово к употреблению.

Но мадам Клико нашла выход из этой ситуации – на ее предприятии был придуман и успешно испытан на практике метод «ремюажа». Эта бездрожжевая технология позволяла изготавливать кристально-прозрачное шампанское. Прорыв на производстве случился в 1816 году и приобрел название «Великая шампанская революция».

Барб-Николь велела спустить в погреб письменный стол, проделать в нем несколько отверстий, диаметром чуть больше горлышка бутылки, под углом в 45 градусов. В этих отверстиях, согласно задумке, в наклоненном положении размещались емкости с шампанским, которые время от времени виноделы в течение 21 дня должны были аккуратно поворачивать, постепенно увеличивая угол наклона. Через 5–6 недель вино охлаждали до образования ледяной корки у горлышка, бутылку откупоривали, а льдинку удаляли. Секретная технология вдовы стала известна конкурентам только к началу 1830-х годов – за это время игристые вина Клико вырвались далеко вперед.

К новшествам Дома Клико также относится проволочная уздечка, надеваемая поверх бутылки и удерживающая пробку от преждевременного вылета. Необходимо отметить, что скорость, с которой пробка выстреливает из горлышка бутылки, достигает 120 км/час. И что показательно: несмотря на непрерывное развитие технологий, нововведениями Барб-Николь современные производители пользуются и сегодня.

Вставка. Вино, которое стоит золота

Самым знаменитым из игристых вин компании является сухое Veuve Clicquot Brut. Оно изготавливается из двух сортов винограда – Пино Нуар и Шардоне – и выдерживается в погребах завода более 5 лет.

Самой старой бутылкой шампанского «Вдова Клико» официально считается та, что была найдена в Шотландии в старинном замке Торосэй. Находка датируется 1893 годом. Однако в июле 2010-го возле финского острова Эланд в Балтийском море на затонувшем корабле было обнаружено около полутора сотен бутылок Veuve Clicquot. По оценкам экспертов, это вино вполне может составить конкуренцию «рекордсмену» из Торосэя. К слову, несколько бутылок из подводного клада были проданы на аукционе за самую высокую цену, когда-либо заплаченную за всю историю «кликовских» вин.

Самым дорогим шампанским «Вдова Клико» на сегодняшний день является Veuve Clicquot La Grange Damm крепостью 12,5%. На приготовление винного сусла уходит около полугода; после его разливают в бутылки и после выдерживают уже под пробками.

Женщины рода Клико

Барб-Николь никогда не отличалась легким и уживчивым характером, возможно, поэтому замуж больше не выходила. Единственной целью ее жизни было производство самого лучшего в мире шампанского.

Единственная дочь Барб-Николь и Франсуа – Клементина – явно не унаследовала твердый характер и деловую хватку семей Клико и Понсарден. Единственным, что интересовало выросшую вдали от матери девочку, было скорейшее замужество.

Избранником Клементины стал известный ловелас и игрок – граф Луи де Шевинье. Вдова Клико была очарована услужливым зятем, и он этим прекрасно пользовался. Повсеместно влезая в долги, он с огромной скоростью проматывал деньги своей тещи.

Апогеем безрассудства графа стал сборник откровенных новелл «Реймские истории». Подробным описанием своих сексуальных авантюр в моментально опубликованной книге Луи де Шевинье посвятил всю Францию в тайны своей интимной жизни и навсегда закрыл для Клементины выход в свет.

Но скандал в обществе совсем не помешал внучке мадам Клико, Мари-Клементине, выйти замуж за аристократа и подарить ему троих детей. Однако до совершеннолетия дожила только правнучка Анна, в которой Барб-Николь просто души не чаяла. Вдова ласково говорила, что девочка «больше всех остальных родственников похожа на нее по характеру – такая же смелая и необузданная». Надо сказать, качества, присущие решительной вдове, и дальше передались в роду по женской линии: правнучка Клико-Понсарден стала первой женщиной, получившей водительские права.

В поисках преемника

Понимая, что наследников, которые могли бы продолжить бизнес, у нее нет, вдова Клико стала подыскивать достойного преемника. Им стал молодой немецкий служащий из Ветцлара Эдуард Верле, который уже после года работы в компании хорошо зарекомендовал себя. На тот момент, когда Барб-Николь взяла его в долю, Верле было всего 20 лет.

Она ни разу не пожалела о своем выборе. Эдуард Верле стал для нее не только верным помощником, но и настоящим другом. Они много общались, одинаково мыслили и всегда приходили на помощь друг к другу. Это подтверждает один из биографических фактов: когда вдова Клико решила заняться текстильным и банковским бизнесом, которым владели семьи Клико и Понсарден, то из-за недостатка опыта потеряла значительную часть своих сбережений. Эдуард помог Барб-Николь восстановить растраченный капитал – правда, уже на равных партнерских условиях.

В завершении пути

К концу жизни Барб-Николь отошла от дел. Изменился и характер мадам Клико. По воспоминаниям очевидцев, она стала более мягкой и доброй. Маленькая сутулая старушка, чей рост и в молодости едва достигал 160 см, стала очень гостеприимна. Она активно занималась благотворительностью, вкладывала деньги в реставрацию памятников старины, открыла несколько школ, регулярно посещала католическую церковь. Мадам Клико пережила дочь и внучку, а вопрос с наследством разрешила четко и ясно. По ее завещанию, управление винным домом вдовы Клико переходит к наиболее успешному и трудолюбивому из управляющих. Первым – еще при жизни Барб-Николь – эстафетную палочку принял Эдуард Верле.

Мадам Клико скончалась в 1866 году, дожив до 89 лет. К тому времени она была одной из самых богатых и известных женщин на планете. В похоронной процессии в Реймсе участвовало свыше 20 тыс. человек.

«Кликовское» шампанское в наши дни

Даже после смерти мадам Клико компания продолжила успешно развиваться. Самая известная этикетка – ярко желтая, выгодно отличающая «кликовское» шампанское от игристых вин конкурентов – была создана уже наследниками Барб-Николь.

В 1909 году под Реймсом в заброшенном меловом карьере обустроили новые подвалы для хранения вин. Сейчас во владении компании находятся 382 га виноградников категорий Премье Крю и Гран Крю и 24 км погребов. Построенные еще при мадам Клико поместье и резиденция привлекают множество туристов. Здесь, в открытых для проживания номерах, в точности сохранилась атмосфера XIX века. На ужин сотрудники поместий приглашают гостей специальным билетом, почтительно произносят при этом: «Вдова Клико-Понсарден имеет честь пригласить Вас»…

В 1972 году в честь 200-летия со дня основания компании было выпущено юбилейное марочное шампанское La Grande Dame. Следующая новинка была запущена в продажу уже в Японии в 2004 году – розовое шампанское, завоевавшее сердца любителей игристых вин во всем мире. Да и столь популярный сорт игристого вина – брют – появился благодаря стараниям последовательницы вдовы Клико – мадам Поммери.

В 1987 году компания «Вдова Клико» вошла в концерн LVMH и на сегодняшний день продолжает оставаться его частью. Сейчас во главе предприятия стоит Сесиль Бонфонд. Это второй случай за всю историю существования компании, когда у руля правления оказалась женщина. Тем не менее, как говорит сама Сесиль, ее семья все же является для нее приоритетом. В шутку она рассказывает, что муж настоятельно просил ее не становиться второй вдовой на этом посту. Также в 1972 году был учрежден фонд «Вдовы Клико», ежегодно дающий премии самым успешным женщинам мира.