В последнее время новости из западных стран ярко иллюстрируют факт, что европейское общество устало от нововведений любого рода. Во Франции, например, не прекращают свои манифестации те, кто выступает против реформы Трудового кодекса. Причем здешние акции протеста уже давно приняли общенациональный характер. Так, присоединение к забастовке сотрудников нефтеперерабатывающих заводов привело к тому, что на заправках водители столкнулись с острым дефицитом бензина и дизельного топлива, а властям страны впервые за 6 лет пришлось прибегнуть к использованию стратегических запасов, чтобы не допустить коллапса. Но не успело правительство хоть как-то решить эту проблему, как ряды несогласных пополнили дальнобойщики и работники железной дороги, поддержать которых практически сразу же согласились пилоты национального перевозчика Air France.
В общем, масштаб проблемы велик. Точки соприкосновения между манифестантами и правительством пока не находятся. Профсоюзы продолжают именовать реформу трудового кодекса «подарком для боссов»; ее авторы – «необходимостью, продиктованной обстоятельствами». И надо признать, что протестующие настроены более чем решительно. И тот факт, что уже в июне Франция станет хозяйкой крупнейшего европейского футбольного праздника, Евро-2016, только раззадоривает демонстрантов, угрожающих на время проведения чемпионата не просто активизировать свои действия, но и вовсе парализовать страну. Туроператоры, к слову, эту угрозу воспринимают всерьез и опасаются, что поток туристов, который и так в этом году, после терактов в Париже, гораздо меньше, чем в предыдущие, может и вовсе сойти на нет, если забастовки продолжатся еще хотя бы месяц.
Впрочем, премьер-министр Франции Мануэль Вальс и его соратники за свою репутацию переживают уже не сильно – очки популярности они растеряли еще несколько месяцев назад. И неудивительно: о том, что идея реформирования Трудового кодекса не нравится более 70 % населения, сообщали результаты едва ли не всех опросов общественного мнения, проведенных в начале года. Так что не было никаких поводов предполагать, что люди внезапно изменят свое мнение или каким-то чудесным образом не заметят нововведение. Ну а то, что в борьбе за свои права французы выйдут на улицы, можно было предположить хотя бы из богатой на подобные события истории этой страны.
Но стоит отметить, что французы не единственные, кто стремится сохранить в своем государстве статус-кво. Швейцарцы, например, на прошедшем 5 июня референдуме наотрез отказались от введения в стране так называемого «безусловного базового дохода» – против ежемесячных выплат в размере 2500 швейцарских франков высказалось почти 80% избирателей. И стоит отметить, что количество противников реформы оказалось даже большим, чем предсказывали предварительные опросы и прогнозы.
Швейцарские инициативы
Предложение о введении в Швейцарии «безусловного базового дохода» вызвало широкий резонанс не только внутри страны, но и за ее пределами. Казалось, эту тему не обсуждал только ленивый, причем многих впечатляла не столько сама инициатива, сколько сумма, которая в ней фигурировала. И даже после обнародования результатов голосования большинство новостей в СМИ выглядело приблизительно так: швейцарское правительство предложило своим гражданам выплачивать им ежемесячное пособие в размере 2500 франков на каждого взрослого и 625 франков на каждого ребенка, не достигшего возраста 18 лет, однако швейцарцы отказались. Неудивительно, что многим ситуация показалась абсурдной, но она становится понятнее, если разобраться, что в ней правда, а что заблуждение.
Во-первых, правительство Швейцарии не только ничего подобного не предлагало, но и было однозначно против идеи «безусловного базового дохода», посчитав инициативу крайне радикальной по отношению к основополагающим ценностям и устоям государства. Более того, руководство Конфедерации приложило все усилия, чтобы донести до граждан важную мысль: такой социальный эксперимент способен полностью разрушить успешную модель швейцарской экономики, существующую в настоящий момент. А в этом плане стране действительно есть чем гордится. Несмотря на то, что Швейцария в 1992 году отказалась от вступления в Европейскую экономическую зону (ЕЭЗ), то есть не стала делать даже первый шаг для вхождения в Евросоюз, с официальным Брюсселем ее связывает более 120 двусторонних торговых договоров, обеспечивающих местным товарам свободный доступ на внутренний рынок ЕС. Конечно, безработица здесь тоже есть, но ее уровень и рост не идет ни в какое сравнение с государствами-соседями. И если начать сравнивать, то можно сказать, что в Конфедерации этой проблемы и нет вовсе. Ну а тот факт, что экономика Швейцарии считается едва ли на самой конкурентоспособной в мире, говорит сам за себя. Так что нежелание правительства и большинства политических партий рисковать всем этим ради того, чтобы стать единственной страной, где все взрослые жители получают деньги «на жизнь» вне зависимости от того, работают они или нет, вполне можно понять.
Откуда же в таком случае появилось предложение? Авторство идеи о «безусловном базовом доходе» принадлежит инициативной группе интеллектуалов и общественных деятелей. Они же, к слову, первыми заговорили о 2500 франков как о сумме, которой, согласно их подсчетам, должно хватать каждому взрослому гражданину Швейцарии для достойного существования. Правительство же разговоров о конкретных суммах не вело. Если обратиться к тексту инициативы, который был подготовлен к референдуму, то можно увидеть, что никаких точных цифр там нет. Зато вместе со словами о том, что «безусловный доход должен сделать возможным достойное существование для всего населения», есть и слова о том, что его величина будет определена законодательно. По сути, на референдуме швейцарцам, которые, к слову, два года назад не одобрили идею повышения минимальной зарплаты до самого высокого в мире уровня, сейчас предлагалось проголосовать за сам факт введения в государстве «безусловного базового дохода». Калькуляции и подсчеты начались бы позже.
За и против
Но эксперты опять же напоминают: даже если предположить, что указанная инициативной группой сумма в 2500 франков соответствует реальности, то не стоит думать, что речь шла о деньгах, которые каждый взрослый гражданин страны будет получать дополнительно к своей зарплате, пенсии или пособию. По сути, чтобы рассчитывать на эту выплату в полном объеме, необходимо быть безработным и не иметь никаких иных источников дохода – например, от управления имуществом. На часть выплаты могут рассчитывать те, чья зарплата не превышает 4000 франков. Те же, кто зарабатывает больше, о дополнительных деньгах могут забыть совсем. Ведь вся идея инициативы заключалась в том, что «безусловный доход» должен поддерживать человека на минимальном для достойного существования уровне. А те, кто получает 4000 франков и больше, с точки зрения даже авторов идеи, в поддержке уже не нуждаются. Нет, технически, если бы швейцарцы на референдуме проголосовали за, то свои 2500 получил бы каждый. Вот только или бы эта сумма уже была учтена в зарплате, или зарплата бы просто была уменьшена именно на эту сумму. То есть фактический доход многих людей остался бы таким же, какой он есть сейчас. А если к этому добавить еще и отмену различных социальных пособий и льгот, которую повлекло бы за собой принятие «безусловного дохода», то отказ швейцарцев от этой идеи перестает выглядеть таким уж нелогичным или абсурдным.
Есть и еще один момент. Новая реформа требовала бы изыскать средства для латания финансовой дыры в бюджете, которую бы она вызвала. По первичным данным, даже после всех взаимозачетов и упразднения социальной помощи все равно бы осталась брешь почти в 40 млрд. франков ежегодно. С этим не спорили даже авторы инициативы, которые предложили достаточно оригинальное, с точки зрения большинства швейцарцев, решение проблемы: отказаться от сельскохозяйственных субсидий (а значит, автоматически согласиться на более высокие цены на всю сельскохозяйственную продукцию), повысить налог на электроносители и увеличить НДС до 8 % (то есть вызвать подорожание и многих других товаров). К слову, эти предложения еще можно отнести к числу относительно здравых, так как были и гораздо более радикальные. Например, средства для выплат «безусловного дохода» брать из так называемых пенсионных касс, аргументируя это тем, что люди все равно ведь будут получать от государства средства к существованию. В общем, швейцарцы подумали, посчитали и поняли, что новая реформа выглядит уж больно странно: в один карман тебе кладут деньги, а из второго в этот же момент их забирают.
И ведь это только одна сторона вопроса. Как бы высоки ни были зарплаты в славящейся не только своими часами и шоколадом, но и своей стабильностью и благополучием Швейцарии (в прошлом году она даже возглавила третий ежегодный индекс счастья World Happiness, составляемый сетью ООН по решениям в области устойчивого развития), но все же и здесь есть немало вакансий, которые, например, подразумевают неполную занятость. И вполне могло случиться, что принятие решения о выплате всем и каждому 2500 франков «просто так» спровоцировало бы бум увольнений по простой и понятной причине: зачем работать и получать меньше, если можно ничего не делать и жить лучше? То есть Швейцарию мог бы в скором времени ожидать кадровый дефицит, а вместе с ним и сокращение налоговых выплат и социальных отчислений – собственно, всего того, что также должно было формировать фонд для выплаты «безусловного дохода». В общем-то, многие из избирателей свой голос против объяснили именно нежеланием поощрять тунеядство, которое могли бы спровоцировать легкие деньги. И этим очень порадовали и правительство, и политические партии, и представителей бизнеса, которые искренне гордятся тем, что большинство швейцарцев разделяют идею «мы работаем для того, чтобы зарабатывать, и наша зарплата зависит от того, что мы производим».
Сторонники инициативы, правда, считают, что люди даже в случае принятия предложения не стали бы сидеть на шее у государства и продолжили бы работать, просто стали бы выбирать те сферы деятельности, которые им действительно интересны, а не те, где больше платят. Вот только многие работодатели не разделяют их оптимизма и говорят о том, что наибольшую поддержку идея «безусловного дохода» получила у молодежи в возрасте от 18 до 36 лет. И представители этой группы говорили не о возможности выбрать работу по душе, а о том, что ежемесячные выплаты позволят им не ходить по собеседованиям или проводить дни в офисе, а путешествовать по миру или заниматься другим хобби. Ну а кроме снижения ответственности и взращивания «поколения тунеядцев», бизнесменов и политиков волнует проблема иммиграции. Тема для швейцарского общества острая и не новая. И если говорить о ней кратко, то в наплыве новых трудовых мигрантов страна не заинтересована.
А нужно ли?
Возникает другой вопрос: если правительство и большинство избирателей высказывались против инициативы еще до голосования, то зачем было вообще его проводить? Все дело в том, что всенародные референдумы – неотъемлемая часть жизни швейцарского общества. Как правило, проводятся они 4 раза в год, а на обсуждение выносятся самые различные проблемы: от изменения и дополнения конституции Конфедерации до закупок страной шведского истребителя JAS 39 Gripen.
Поскольку именно в референдумах швейцарцы видят истоки прямой демократии, к их организации подходят со знанием дела. Так, на правила проведения всенародных голосований непосредственно влияет тот факт, что Швейцария является федеративным государством и состоит из кантонов. И в любых вопросах, кроме законодательных изменений, вовсе не достаточно, чтобы за инициативу проголосовали 50 % плюс 1 избиратель – нужно, чтобы ее поддержали еще в большинстве автономных областей, численность населения которых, конечно же, различается. Например, в 1994 году более 50 % проголосовавших на референдуме согласились облегчить процедуру принятия швейцарского гражданства, однако предложение не прошло как раз по кантонам, большинство из которых высказалось против.
С инициативой «За безусловный основной доход», ставшей лишь одним из пяти вопросов, по поводу которых жители Швейцарии высказывали свое мнение на недавнем референдуме, ситуация выглядела однозначно. Однако ее авторы все равно не спешат унывать и признавать свое поражение, говоря о том, что 20% поддержки означает, что все же каждый пятый избиратель согласен с их предложением. Так что они планируют и дальше работать в этом направлении, чтобы в итоге все же изменить общественное отношение по данному вопросу. Тем более что энтузиазма им, как и изобретательности, не занимать. Так, жители Цюриха с улыбкой вспоминают парад роботов, промаршировавших по улицам города и пообещавших людям освободить их от тягот повседневных забот. Кроме того, представители инициативной группы не забывают напомнить, что в случае принятия «безусловного основного дохода» их страна, конечно, стала бы первой, где подобное нововведение затронуло бы всех граждан, однако новатором в этом вопросе все же не была бы.
Подобный социальный эксперимент с 2014 года проходит в Германии, однако затрагивает всего несколько десятков человек. Нечто подобное в начале этого года было введено и в Нидерландах, но опять же не во всей стране, а только в рамках города Утрехт. О замене социальных пособий единой ежемесячной выплатой сейчас говорят в Канаде, Франции и Финляндии. Правда, во всех этих странах речь идет о гораздо меньших суммах, чем было в Швейцарии, и при этом, в большинстве случаев, правительство и инициативные группы не замахиваются сразу на всю страну, а предлагают запустить пилотную версию с ограниченным числом участников, чтобы потом оценить ее результаты и решить, как поступать дальше. С другой стороны, швейцарцы дали понять, что в их случае или стоит серьезно дорабатывать проект инициативы, или даже и начинать не стоит.
Но, как бы то ни было, и «безусловный основной доход», и реформирование Трудового кодекса – это все перемены локальные. Да, они тоже могут косвенно отразиться на странах-соседках, например, изменить показатель миграции, но все же не идут ни в какое сравнение с референдумом о членстве Великобритании в Европейском союзе, назначенном на 23 июня 2016 года. И в этом случае от решения избирателей – остаться членом ЕС или покинуть ЕС – будет зависеть дальнейший путь не только Соединенного Королевства. Уже сейчас экономисты и политологи пытаются предугадать и просчитать возможный вариант развития событий. В первую очередь, конечно, на случай, если состав Евросоюза после июньского голосования изменится. А вот желающих делать прогнозы о том, каким же будет результат референдума, немного. Дело в том, что, согласно последним опросам общественного мнения, британское общество разделилось пополам. С другой стороны, ответ на этот вопрос будет известен совсем скоро.