XXI век уже сейчас с полной уверенностью можно назвать веком инноваций. И даже больше: многое из того, что еще в конце прошлого столетия казалось нам невероятным и невозможным, сейчас прочно вошло в жизнь современных людей и не только не выглядит уникальным свидетельством научно-технического прогресса, но даже не воспринимается большинством как что-то выдающееся. Письмо, которое за секунды долетит из Беларуси в другую часть света? Обычное дело, ведь у нас есть Интернет. А вместе с ним – видеозвонки в любое время и в любую точку земного шара; виртуальные офисы, сотрудники которых порой вовсе не встречаются друг с другом в реальном мире; удаленное обучение в различных университетах и на многочисленных курсах, не выходя из дома. И многое-многое другое. И доступно это людям всех возрастов – от мала до велика.
Компьютеры и смартфоны, GPS и Wi-Fi, интернет-магазины и социальные сети – все это неотъемлемые составляющие ежедневного быта многих людей. Человечество настолько привыкло к инновациям, что мгновенно воспринимает каждую из них, проверяет на перспективность и, если оценка положительная, внедряет новинку в жизнь. Давно забыт тот таинственный страх перед изобретениями, который существовал еще несколько веков назад. И если представителям старших поколений, которые помнят мир несколько иным, порой все же необходимо преодолеть психологический барьер или приложить некоторые усилия, чтобы освоить тот или иной гаджет, то для современных детей и подростков это никогда проблемой и не было. Причем настолько, что играющий на планшете дошкольник не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. Нынешние малыши, в общем-то, своей шустростью и сообразительностью нередко удивляют даже своих родителей, а для бабушек и дедушек так и вовсе становятся учителями и проводниками в мир высоких технологий.
Неудивительно, что инновации стали для многих синонимом качества и эффективности, символом развития и движения вперед. А потому кажется, что без них уже невозможно представить ни одну из сфер человеческой жизни. А если точнее, то представить, конечно, можно, вот только в этом случае сразу хочется сказать, что она станет хуже. Но так ли это на самом деле? Бесспорно, некоторые отрасли – например, медицина – за каких-то полвека вышли на кардинально новый уровень, и для них шаг назад может быть равносилен серьезному регрессу. Но везде ли так? И действительно ли необходимо поощрять стремление детей как можно раньше освоить высокие технологии и виртуальную реальность? И если да, то почему директора и сотрудники известнейших корпораций из Кремниевой долины – таких, как Google, Apple, Yahoo или Hewlett-Packard – выбирают для своих детей обычную школу, в которой нет даже компьютеров?
Образование по старинке
Как бы удивительно это ни звучало, но в США и странах Западной Европы «обычные школы» действительно становятся все более популярными. Правда, здесь все же стоит уточнить, что за этим определением чаще всего скрываются частные заведения, каждый год обучения в которых стоит немалых денег. Программы в них могут отличаться друг от друга, но у всех этих школ есть одна общая черта – полный отказ от высокотехнологичного оборудования. Обстановка классных комнат в них проста и незатейлива: деревянные парты с удобными стульями, книжные полки со справочниками, словарями и энциклопедиями, доски с цветными мелками… В отделке предпочтение отдается натуральным материалам и приятным, неброским тонам – считается, что так дети меньше устают и отвлекаются.
В процессе обучения важная роль отводится различным пособиям – нередко самодельным – и визуализации, наглядности. Преподаватели говорят: в первую очередь им важно объяснить ребенку ту или иную тему, сделать так, чтобы он понял, а не просто принял на веру и зазубрил материал. Например, при изучении дробей в классе вполне может появиться пирог или другие блюда, которые можно легко разделить на порции. И именно этим ученики с учителем будут заниматься весь урок, чтобы на практике узнать, что же такое половинки или четвертинки и почему они больше шестнадцатых долей. Процесс обучения в подобных школах построен таким образом, чтобы большую часть знаний, умений и навыков дети получали в процессе решения практических или творческих задач. Большое внимание также уделяется играм, физической активности, рукоделию. Последнее, по мнению преподавателей, имеют серьезную ценность еще и потому, что необходимо для лучшего развития мелкой моторики ребенка. Кроме того, популярностью пользуются упражнения, целью которых является развитие координации движений, синхронизации тела и мозга. Например, ученики становятся в круг и, играя в мяч, одновременно повторяют за учителем стихотворение. Активно используются и различные популярные методики по развитию памяти.
Мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных действий человека, которые направлены на выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног. Достигается она скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной, а также обычно зрительной систем. Область мелкой моторики простирается от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Кроме того, именно с ней напрямую связано развитие речи ребенка.
Научно доказано, что мероприятия по развитию мелкой моторики способствуют повышению работоспособности коры головного мозга, улучшению психического здоровья. Особенно они важны для маленьких детей, для людей, перенесших различные травмы и заболевания, для лиц пожилого и старческого возраста. Ведь даже просто в быту человеку постоянно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики – писать, застегивать пуговицы, открывать ключом дверной замок, открывать кран, чистить зубы, перелистывать страницы книги, – поэтому от ее развития напрямую зависит качество жизни.
На уроках математики верными помощниками школьников становятся не калькуляторы или компьютеры, а линейки, транспортиры, циркули. Ученики много пишут, чертят, зарисовывают в тетради, учатся самостоятельно вести конспекты, готовят доклады и рефераты, осваивают навыки публичных выступлений. Изучение литературы обязательно включает в себя заучивание стихотворений и прозаических отрывков наизусть и последующую их декламацию, чтение вслух по ролям и подготовку театральных постановок. С основами драматургии во многих из таких школ тоже знакомят. Так что организация и проведение учениками спектакля или концерта для родителей – обычное дело. Последним, к слову, здесь всегда рады и настоятельно рекомендуют приходить на уроки, обязательно посещать внеклассные мероприятия и всеми силами показывать своим детям, что родители интересуются их образованием, радуются их успехам и достижениям, знают, что происходит в их жизнях.
Отдельного внимания, пожалуй, заслуживает учебная программа. Ее отличительная черта – отсутствие деления предметов на более и менее важные. Так что к занятиям музыкой или физкультурой здесь относятся с не меньшей ответственностью, чем к математике или иностранным языкам, которых, к слову, всегда преподают несколько и позволяют ребенку самому выбирать, какие из них он хотел бы выучить. Кроме того, детям обязательно рассказывают, где полученные знания могут быть применены в будущем и как они помогут им уже сейчас или во взрослой жизни. А в уставах большинства таких школ можно найти слова о том, что целью образования должна быть не простая передача ученикам информации, а именно обучение их способам познания мира, формирование в их сознании интереса к окружающему миру и умения использовать полученные знания на практике.
Чем же не педагогам угодил компьютер? Все очень просто. По мнению тех, кто является сторонниками «образования по старинке», он не только не помогает детям лучше учиться, но и мешает этому. Например, препятствует развитию у школьников креативного мышления и способности находить оригинальные, нестандартные подходы, снижает концентрацию внимания и подвижность, а еще заметно сокращает время, которое ребенок мог бы потратить на общение с одноклассниками и друзьями. Так что, считают такие люди, компьютер в школе, если и необходим, то только для решения заранее определенных задач, которые трудно или невозможно решить иначе. Но будем объективными, так ли много подобных задач встает перед учениками, если речь не идет о занятиях по программированию?
Использование мобильных телефонов в стенах таких школ, кстати, тоже не одобряют, а порой и вовсе официально запрещают уставом в любых ситуациях, кроме экстренных. И в итоге получается, что в то время, когда множество людей ратует за все более современное техническое оснащение школ, как раз те, кто трудится в сфере создания необходимого для этого оборудования, стремятся всеми силами оградить от него своих детей. И вовсе не считают, что при этом в чем-то их обделяют, ведь, по их словам, все эти инновационные технологии обычно только отвлекают и мешают тогда, когда нужны грамотность, умение считать и способность критически мыслить. А когда их оппоненты говорят о том, что в наше время умение работать на компьютере необходимо каждому просто для того, чтобы противостоять вызовам современности, сотрудники Кремниевой долины с улыбкой отвечают, что именно они создают эти технологии и делают их настолько простыми, насколько это вообще возможно. А значит, не существует ни единой причины, по которой ребенок не сможет освоить их самостоятельно, став немного старше. Так что – зачем спешить? Ведь все хорошо в свое время. И уж тем более не стоит отказываться от обычных бумажных учебников и книг, заменяя их ноутбуками и планшетами.
И просто для размышления: согласно исследованию, проведенному группой немецких ученых, чем больше ребенок пользуется компьютером в школе и дома, тем меньше его успехи в изучении математики и языков. К слову, если верить статистике, число выпускников «старомодных школ», которые с первой попытки поступили в университет и получили высшее образование, гораздо выше, чем такой же показатель для их сверстников, окончивших другие учебные заведения.
То, что не купишь в магазине
Трое студентов-активистов из школы цифровых медиа, обеспокоенные тем, насколько сильно компьютеры и смартфоны проникают в нашу жизнь, выступили авторами социального проекта, призванного напомнить детям и взрослым о том, что в реальном мире существуют вещи, которые невозможно получить в виртуальной реальности или скачать в Интернете. Идея была проста – они выпустили наклейки с надписью Not available on the App Store («Недоступно в App Store») и обклеили ими песочницы, карусели, ограждения детских площадок, игрушки и многое-многое другое. Так был дан старт масштабному фотопроекту (студенты предложили присоединиться к нему всем желающим, воспользовавшись созданными ими наклейками или разработав свои). Его цель – напомнить детям и взрослым о простых и банальных истинах. О том, что только в реальном мире можно играть во дворе с друзьями и строить песочные замки, кататься на качелях и пускать мыльные пузыри, а еще – проводить время с любимыми домашними питомцами, научиться ездить на лошади или велосипеде, путешествовать и открывать новое. И, надо сказать, начинание, судя по появляющимся в сети фотоотчетам, находит все больше сторонников, некоторые из которых говорят, что до знакомства с проектом даже не задумывались о том, что такая проблема реально существует.
App Store – онлайн-магазин, содержащий различные приложения для мобильных телефонов iPhone, плееров iPod Touch и планшетов iPad, а также для персональных компьютеров Mac, и позволяющий их купить или скачать бесплатно.
Несколько лет назад появился и стал очень популярен термин «медиаскетизм» или, как его нередко называют в русскоязычном пространстве, «цифровое воздержание». Суть этого явления предельно проста – отказ от жизни в виртуальном пространстве в пользу реального мира хотя бы на какое-то время. И тех, кто не видит в этом никакой сложности, в наше время уже можно назвать счастливчиками – для многих людей провести день без любимых гаджетов и социальных сетей не так уж и просто, как кажется. Споры о том, признавать ли официально интернет-зависимость заболеванием, еще ведутся, однако уже сейчас разработаны психотерапевтические методики для работы с людьми, которые ей подвержены. И, по мнению психологов, основу группы риска составляют подростки. В силу возрастных особенностей они нередко бывают недовольны своей внешностью, жизнью, отношениями с окружающими, а тут совсем рядом с ними оказывается виртуальный мир, в котором можно, например, стать кем-то другим, показать свою личность только с тех сторон, которые тебя устраивают, самоутвердиться, получить признание и таким образом просто сбежать от проблем. И подросток начинает проецировать свою жизнь в социальные сети, искать там внимание и поддержку. И нередко случается так, что большую часть общения со старыми и новыми друзьями он тоже переносит в виртуальный мир. Ему начинает казаться, что Интернет дает ему все – признание, внимание, социальную активность, новую информацию, дружбу и даже любовь. А после такого многие начинают бояться надолго покидать обжитое пространство. Во-первых, потому что им кажется, что так они упустят или пропустят что-то важное. Во-вторых, потому что опасаются, что о них просто забудут, если они не будут о себе напоминать. Так начинает развиваться интернет-зависимость, с которой далеко не каждый взрослый может справиться собственными силами. Что уж тогда говорить о ребенке.
Одна из причин, по которой люди так легко привыкают к жизни в виртуальном мире, кроется в том, что во многом, особенно в том, что касается социальной сферы, он похож на мир реальный и,как будто предлагает пользователям те же возможности – только в более простой и приятной форме. Но так ли это на самом деле? Пожалуй, здесь стоит вспомнить о необычной картине бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта, на которой с детальной точностью изображена курительная трубка и надпись на французском, говорящая о том, что «это не трубка». В первые секунды работа вызывает у зрителя удивление и чувство противоречия, однако стоит прочесть ее название – и замысел автора становится понятен. Картина называется «Вероломство образов», а Рене Магритт хотел сказать о том, что мы видим не саму трубку, а только ее изображение.
Подобное можно сказать и о виртуальной реальности: она не реальный мир, а лишь его изображение, образ, отражение. И она не поможет подростку решить, например, проблему недостатка внимания. Более того, по мнению психологов, интернет-зависимость приводит к задержке развития личности ребенка – быть может, будут развиваться интеллектуальные навыки, однако формирование чувства ответственности за себя и других или умение понимать себя и окружающихся замедлится. Объясняется это, в частности, тем, что в сознании подростка происходит подавление или замещение некоторых ценностей. Например, ценности реального общения, поддержки, заботы, помощи. Как это происходит? Предположим, что кто-то из его друзей оставляет в социальной сети сообщение о том, что ему грустно и одиноко. И вместо того чтобы хотя бы позвонить товарищу и поговорить с ним об этом, выяснить причины или как-то приободрить (а еще лучше встретиться с ним и прогуляться), ребенок пользуется возможностью, которую предоставляет ему сайт, и нажимает на кнопку «Мне нравится» или аналогичную ей. Он точно знает, что автору сообщения придет уведомление о данном действии, – а значит, тот узнает, что его друг не остался равнодушным. И все, этого уже может быть достаточно, чтобы в сознании поселилось ощущение, что именно так и выглядит помощь, поддержка или просто знак внимания к другому человеку. К слову, может оказаться и так, что это ощущение возникнет у обоих героев из нашего примера, если каждый из них реальному миру предпочитает виртуальный. Вот только это будет означать, что в их сознании уже произошла подмена понятий и что в будущем это может привести к искажению системы ценностей. Психологи называют это явление расстройством структуры личности.
Одной из возможных реакций на опубликованную кем-то в социальной сети новость, запись, картинку или фотографию является нажатие на соответствующую кнопку рядом с ней, чтобы тем самым продемонстрировать, что материал тебе понравился или заинтересовал тебя. По аналогии с одной из самых массовых соцсетей – Facebook – эта кнопка, которая там выглядит как сжатый кулак с поднятым вверх большим пальцем, стала называться Like («Лайк»), а само действие – «лайкнуть».
Несколько лет тому назад благотворительная организация из Сингапура, которая занимается ликвидацией последствий стихийных бедствий, запустила социальную рекламную кампанию по набору волонтеров под названием «Лайки» не помогают». На своих плакатах Crisis Relief Singapore разместила реальные фотографии жертв землетрясений, наводнений, военных действий, дополненные поднятыми вверх пальцами, символами «лайков», чтобы наглядно продемонстрировать, во-первых, как нелепо порой выглядит такая реакция в социальных сетях; во-вторых, чтобы напомнить: «Лайки» не помогают. Будьте волонтерами. Измените жизнь».
Данная кампания была признана на Каннском международном фестивале самой креативной социальной акцией года.
К числу других важных проблем, с которыми сталкиваются подростки, проводящие значительную часть дня в социальных сетях (а именно эти ресурсы, по статистике, пользуются в Интернете наибольшей популярностью), относится расстройство структуры времени и расстройство структуры информации.
Первое приводит к тому, что человек не может адекватно оценить, провел он в виртуальной реальности час или всю ночь. Для таких людей обычной практикой становится решить, что они «только быстро просмотрят обновления и пойдут спать», а потом заметить, что за окном уже брезжит рассвет. Так что в шутке о том, что «раньше мы ложились спать, когда сядет солнце, с изобретением электрического света стали ложиться, когда выключим свет, а теперь тогда, когда закроем браузер», как водится, только доля шутки. Тем более что даже лежа в кровати некоторые умудряются «напоследок», перед сном, еще разок заглянуть в Интернет с телефона. Параллельно с неспособностью контролировать время появляется рассеянность и проблемы с концентрацией внимания. Нередко к ним добавляется нервозность, повышенная тревожность. Может развиться бессонница.
Что касается второго, информации, то тут все дело опять же в специфическом характере ее передачи в социальных сетях. В большинстве случаев перед глазами пользователей мелькают различные картинки, фотографии, видеоролики, короткие сообщения или заглавия новостей. И все это, перемешиваясь, сливается даже не в один сплошной поток, а в бессмысленную кашу. И, как итог, восприятие информации становится фрагментарным, способность к анализу утрачивается. А кроме того, теряется и умение воспринимать большие тексты – так что непосильной задачей становится прочтение не только многостраничного художественного произведения, но даже параграфа из учебника. Так начинаются проблемы с учебой и приходит понимание, почему школы без компьютеров привлекают на свою сторону все больше сторонников.
Высокие технологии вытеснили из жизни детей и взрослых немало вещей. Утрата некоторых из них вызывает легкую грусть и чувство ностальгии. Например, старые добрые игры, для которых достаточно карандаша и тетрадной страницы. Крестики-нолики, виселица, морской бой – все эти милые развлечения, которые помогали скоротать время не одному поколению школьников, или забыты, или перекочевали в смартфоны и в Интернет. Туда же переселились и шашки с шахматами, кроссворды с паззлами. И это, пожалуй, не хорошо и не плохо – это просто отличительная черта нашего времени. Главное, чтобы при этом не забывалось то, что перенести в компьютер невозможно и что составляет важную часть детства. Игры в прятки и догонялки, начерченные мелом на асфальте классики и сделанные ими же разноцветные рисунки, самодельные шалаши и снежные крепости – то, что доступно лишь в реальном мире.
Сейчас все чаще можно услышать слова о том, что лучшим принципом, которого стоит придерживаться при воспитании и обучении детей, является принцип «неопережения» развития. И в числе прочего он базируется на утверждении, что «все хорошо в свое время». Ведь, если верить сотрудникам всемирно известных корпораций, благодаря деятельности которых и развивается сфера высоких технологий, освоить компьютер, планшет или любой другой гаджет можно быстро, просто, самостоятельно и в любом возрасте. И, возможно, торопиться это сделать действительно не стоит. А вот первую искреннюю радость от игры с друзьями в снежки или запуска в небо воздушного змея нужно испытать именно в детстве.