Укладывая ребенка спать, бабушки или дедушки, родители или няни частенько напевают ему песенки. Колыбельные должны быть в жизни каждого малыша. Но так ли уж просты эти напевы, как кажется на первый взгляд? Ученые выяснили, что колыбельные были самыми первыми песнями в мире и за всю долгую историю человечества использовались отнюдь не только для того, чтобы навеять на неугомонных крошек крепкий сон. На протяжении тысячелетий они знакомили малышей с окружающим миром, учили их, воспитывали, предостерегали и оберегали от зла.

Самая древняя из дошедших до нас колыбельных была записана 4 тысячелетия назад в Вавилоне. Она сохранилась на небольшой глиняной дощечке, умещающейся на ладони. Надписи, выполненные клинописью, на сегодняшний день полностью расшифрованы. И хотя матери пели эту песню своим детям перед сном, слова ее далеко не умиротворяющие: в песне говорится, что если малыш не заснет, то будет сурово наказан строгим домашним богом. Но, как утверждают специалисты, содержание вовсе не главное в колыбельной. Гораздо важнее – мелодия и родной, успокаивающий голос. Такие песни были нужной формой общения между взрослыми и детьми на протяжении всей истории человечества.

Однако в современном мире все меньше и меньше мам поют своим детям колыбельные на ночь. Одни говорят, что не знают правильных текстов и мелодий. Другие утверждают, что вовсе не умеют петь. Третьи кивают на то, что современный темп жизни не оставляет времени на колыбельные, да и детям они не нужны. Но исследователи считают, что современные малыши ничем не отличаются от тех, которые рождались тысячелетия назад, и они точно так же требуют любви и ласки, внимания и колыбельных.

Сегодня колыбельные – не такое уж распространенное явления, множество детей каждый вечер засыпает и без них. Детские психологи говорят, что большинство мам убаюкивают малышей одним из трех способов.

Первый исследователи условно назвали «молчаливо-шипящим». Уложив ребенка, мама сразу уходит, либо тихо сидит или лежит рядом, иногда повторяя: «Чшшшш… Шшшш…» Второй способ, относительно нечастый в наши дни – песенный. Мамы поют малышам, но чаще всего не специальные колыбельные, а просто известные слова и мелодии. Третий способ был назван «суррогатным»: мамы предлагают детям разнообразные заменители колыбельных – например, музыкальные записи и игрушки, специальные колыбельки или даже работающий телевизор. Но ведь ребенок, способный различать звуки уже с 24-й недели беременности, всегда и везде узнает голос матери, и заменить его ничем не удастся.

Понятно, что ни первый, ни третий способы не способствуют гармоничному развитию малышей. Но даже если подробнее рассмотреть второй, выяснится, что не все так радужно. Ведь мамы поют крошкам все, что угодно – от детских песенок до популярных эстрадных хитов. И даже имея специальные сборники колыбельных, родители очень редко используют их по прямому назначению, но куда чаще просто читают их детям вслух, как стихи.

Зачем нужны колыбельные?

Конечно, в первую очередь колыбельные успокаивают и снимают с ребенка напряжение долгого дня. Ребенок воспринимает песню на подсознательном уровне: монотонный ритм, повторяющиеся слова, знакомый голос – все это его усыпляет.

К тому же колыбельная важна не только потому, что позволяет успокоить и убаюкать ребенка. В такой песне важен размеренный ритм и спокойный напев. Ведь именно благодаря такому ритму и музыкальному размеру 4/4, который наиболее гармоничен для человека и естественней всего ложится на биение спокойного сердца, происходит синхронизация биоритмов матери и ребенка. Колыбельные влияют на биоритмы мозга, активируют так называемые тета-ритмы и погружают малыша в состояние гипноза. В этом состоянии любая информация воспринимается напрямую подсознанием человека, так что такие напевы по сути своей – древнейшее в мире лингвистическое программирование.

Не менее важной функцией колыбельных является и обучение ребенка родному языку. Детский психолог, профессор Колвин Треверсен из университета Эдинбурга, считает, что пение для ребенка или вместе с ребенком является самым естественным способом поделиться с ним новыми словами и научить его правильно произносить многие звуки. Результаты его исследований свидетельствуют о том, что дети от природы музыкальны и превосходно воспринимают языковые особенности именно через песни. И даже когда мать не поет ребенку, она обычно разговаривает с ним достаточно мелодично. А простые слова колыбельных песен, постоянно повторяющиеся строчки и припевы только способствуют запоминанию. Да и тот факт, что в полусонном состоянии дети запоминают куда быстрее и больше, чем в состоянии бодрствования, помогает им выучить новые слова и целые песенки легко и быстро.

А раз уж колыбельные важны в процессе обучения речи, то незаменимы они и в развитии мышления. Также доказано: от того, какие песни пела ребенку мама, и пела ли она их вообще, будет зависеть его темперамент, характер и психологическая устойчивость.

Не стоит забывать и о том, что на первом году жизни малыши получают максимум информации о совершенно новом для них окружающем мире. И колыбельные призваны им в этом помочь. Многие ученые полагают, что детские сновидения являются механизмом особой генетической памяти, которая снабжает мозг информацией, нужной для развития эмоций и мышления. А в народных колыбельных зашифрованы не просто знания о мире, но своеобразные «коды», которые пробуждаются в подсознании и «запускают» нужные сны. А детям, у которых этот культурный код не «активирован», гораздо труднее адаптироваться к жизни в обществе.

Именно поэтому в раннем возрасте специалисты рекомендуют петь малышам простые и понятные песни. Немецкие ученые в ходе ряда экспериментов даже доказали, что народные колыбельные имеют куда более сильный успокаивающий эффект, чем авторские. А вот детям после полутора лет можно начинать напевать и авторские песни с более сложным текстом и сюжетом, которые дают простор для фантазии, развивают речь и тренируют память.

Так вышло, что практически для каждого человека колыбельная создает атмосферу психологического комфорта и спокойствия в любом возрасте. Недаром такие песни благотворно влияют и на взрослых. Ученые, заинтересовавшиеся этим фактом, уже несколько десятилетий изучают колыбельные, чтобы не только теоретически доказать их полезность, но и использовать такие напевы на практике. Например, в медицинских целях.

В одном из племен Океании человек не считается взрослым, пока не выучит всю свою родословную по материнской линии на все 34 колена. А полное имя каждого в таком списке состоит минимум из семи слов. Поэтому, чтобы малыши не теряли времени даром, эту родословную матери напевают в качестве колыбельной. Впитывая информацию практически с молоком матери и слыша ее ежедневно, дети прекрасно запоминают имена своих предков, несмотря на кажущуюся сложность задачи. И с легкостью могут спустя некоторое время, добавив пару нужных имен, напевать ее уже своим детям.

Великое разнообразие

Казалось бы, все колыбельные песни похожи – но это совсем не так. Например, существуют песни для мальчиков и для девочек, для детей помладше и постарше, да и от страны к стране и от народа к народу они несут в себе разные черты и смысловую нагрузку. Исследователь Зои Палмер из Лондонского Королевского госпиталя говорит: «Колыбельная – это своего рода колонка советов для младенцев, они рассказывают тебе историю родной страны, говорят, как тебе следует и не следует вести себя, чего следует опасаться и остерегаться».

Но у каждого народа обязательно найдутся колыбельные, которые, на первый взгляд, пугают даже взрослых. Такие сюжеты типичны для любой культуры в любые времена, считает ведущий эксперт по старинной музыке Британского музея Ричард Дамбрил, ведь мамины напевы не только и не столько успокаивают, сколько учат. И, конечно, малыша самого нежного возраста следует готовить к опасностям и невзгодам, которые могут его подстерегать в будущем.

Первые такие колыбельные предупреждали: если ребенок будет издавать много шума, его услышат злые демоны и духи и явятся, чтобы съесть его. Казалось бы, такой сюжет не должен был бы способствовать крепкому и здоровому сну, но если задуматься, то и многие из современных колыбельных ничуть не менее мрачны. В Кении поют о том, что плачущих детей съедят гиены, у нас пугают малышей песнями о сереньком волчке, а известная британская колыбельная «Баю-бай, крошка» угрожает, что люлька с младенцем упадет с высокого дерева.

Для чего же петь на ночь о таких вещах? Глава Института нейрофизиологической психологии Салли Годдард Блайс считает, что таким образом родители отгоняют от детей ночные страхи, проговаривая их вслух и делая тем самым менее пугающими. Но не стоит забывать и о другой причине существования страшных колыбельных – они берут исток из древних верований и суеверий, из тех времен, когда многие песни, и колыбельные в том числе, были сродни заклинаниям.

Обращение к древнейшим силам

Мистическую сторону колыбельных песен трудно отрицать. Они возникли в те времена, когда слово, правильно сказанное нужным человеком, считалось волшебством. А о том, что древние колыбельные пошли от колдовских заклинаний, свидетельствует целый ряд признаков: здесь и повелительные наклонения, и интонации в словах и предложениях, и особый ритм, и обращение к мифологическим сущностям. Колыбельные, как и древние заговоры, обладают огромной силой внушения. Наши предки чувствовали это интуитивно, а современные исследователи смогли доподлинно доказать, что, к примеру, заговор от сглаза вызывает практически те же ассоциации и реакции, что и колыбельная: состояние сонливости, эйфории, глубокого покоя и наслаждения.

Древние колыбельные песни возникли еще в эпоху языческих верований, и неудивительно, что матери и бабушки звали к ребенку таких мифических персонажей, как Сон, Дрема или Угомон. По мнению русского исследователя фольклора Алексея Ветухова, Сон в старинных колыбельных песнях – усталый путник, который ищет себе мест для отдыха и заснуть может только рядом с малышом в его люльке. Дрема – добрая женщина, которая усыпляет детей, поцеловав их в лоб. А Угомон – строгий дух-покровитель, успокаивающий малыша одним присутствием. И во многих современных колыбельных эти образы сохранились, хотя сегодня им и не придается былого сакрального смысла.

К тому же при помощи колыбельной старшие родственники ежедневно «заговаривали» ребенка и звали к нему добрую судьбу. Песни на ночь пелись детям вне зависимости от происхождения и достатка родителей – ведь всем хотелось приманить к сыну или дочери удачу и благополучие. В своей книге «Фольклор как часть древнерусской культуры» исследователь Владимир Аникин говорил: «Обещание полного счастья ребенку обычно и в песнях, которые пели и в простых бедных семьях. Поистине изумительна эта уверенность в ожидающем ребенка благополучии. Но было бы ошибкой думать, что народ жил иллюзиями. Это не так. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания». Так что колыбельные о том, что в будущем у младенца непременно будут «ноги по колено в серебре, руки по локоть в золоте» были не просто мечтами – это была попытка заклинанием дать ребенку лучшее будущее и привлечь к нему достаток.

И, конечно же, колыбельные были предназначены еще и для того, чтобы отогнать от ребенка все беды и невзгоды.

Древность и сакральный смысл колыбельных песен в жизни человека подтверждают многие исследования, проведенные в племенах, сохранивших первобытную культуру.

Например, в Африке есть племя химбу, в котором днем рождения малыша считается не дата его появления на свет, а тот день, когда у будущей мамы в голове складывается «его песня». Если женщина племени химбу хочет иметь ребенка, она уходит подальше от деревни, садится в одиночестве и старается услышать слова такой песни. Услышав ее, она запоминает слова и мелодию и возвращается в деревню. Там они поют ее вместе с будущим отцом ребенка, призывая дитя в мир. Эту песню женщина будет петь все время беременности; будут петь ее и другие родственники и даже повитухи, принимая роды. Неудивительно, что она становится лучшей колыбельной для малыша.

Песня-оберег

В старину повелось, что колыбельная играла роль обязательной для маленького ребенка песни-оберега, ведь малыш еще не вошел в сознательный возраст и не мог защититься сам, не зная нужных заговоров, присловий или молитв. Наши предки верили, что особенную власть злые духи обретали над младенцем во сне, который является как бы «малой смертью». Немудрено, что в это время надо было особенно тщательно беречь крошку от порчи, дурного влияние и сглаза.

В колыбельной-обереге славяне чаще всего гнали от ребенка Буку. Практически в каждой культуре существуют его аналоги. Букой принято называть любую мелкую нечисть, которая тревожит младенца по ночам и заставляет его плакать и кричать. Буку в колыбельных обещают поколотить или утопить, посадив в мешок, прогнать палками в сырой лес или дремучий бор, посылают жить под сарай или за высокий забор: «Баю-бай, бай-бай! Поди, бука, под сарай, мою детку не пугай!» Считалось, что услышав такие обещания, мелкие бесы сами разбегутся, и больше не будут мешать ребенку спать.

Другое дело страшный Бабай. Этого духа, олицетворявшего сакрального воспитателя и строгого наставника, к малышу иногда даже звали специально. Но чаще всего обходились просто упоминанием того, что Бабай может прийти к непослушному ребенку в любой момент. Чаще всего в колыбельных Бабай – это старик с большим мешком, в который он с легкостью может посадить нежелающего спать малыша. Правда, в отличие от другого страшного персонажа колыбельных, Мороза, который забирает детей с собой в холодный лес в свой ледяной терем, что служило у древних славян аллегорией смерти, Бабай из колыбельных никогда никого с собой так и не уносит – лишь угрожает. Видимо, он был призван только пугать и воспитывать непослушного ребенка: «Люли-люли-люли-бай, под окном стоит Бабай, кричит: «Ванечку отдай!»

Многие исследователь связывают образ Бабая из колыбельных с образом старшего мужчины в семье, ведь само слово «бабай» означает по-тюркски «старик». Считается, что глава большой патриархальной семьи мог быть недоволен громким плачем ребенка по ночам, и нежелающему засыпать малышу пели об этом в колыбельной в иносказательной форме. В таком случае понятно, почему грозный Бабай только пугает и угрожает, но никогда не причиняет детям вреда – ведь он им как-никак родственник.

Оберегать ребенка во сне старались не только при помощи слов – даже устройство колыбели для новорожденного сопровождалось множеством ритуалов и обрядов. Люльку подвешивали к потолку и прежде, чем в первый раз положить в нее ребенка, туда обязательно сажали кота или кошку. Считалось, что коты, как и заговоры, разгоняют бесов и злых духов. К тому же существовало поверье, что кот — большой друг Домового, поэтому кота не стоит обижать, а то он при случае может и пожаловаться на хозяев. Так что кота никогда не гнали из колыбели, если он пристраивался поспать рядом с крошкой, ведь это давало малышу дополнительную защиту, да еще и Домовой становился к нему добрей. К тому же кошачье мурлыканье само по себе отлично успокаивает и убаюкивает. Потому и появился в верованиях и фольклоре Кот-Баюн.

Неудивительно, что при таком отношении к котам и кошкам они частенько появляются в колыбельных. Причем чаще всего именно в напевах-оберегах. Ведь они, как любой другой заговор или оберег, теряют свой смысл, если у них нет конкретного адресата. Но не всегда в песне, где будут упоминать злых духов, Буку или Бабая, матерям хотелось называть имя своего ребенка. Не стоит забывать и о том, что во многих верованиях настоящее имя малыша долгое время хранилось в тайне, ведь считалось: если злые духи узнают, как зовут младенца, они смогут вернее навредить ему. Потому ребенка в колыбельных нередко заменяли на «котов», «котиков» и «коточков», считая, что мистическому зверю злые духи вреда не причинят.

Напев, отводящий смерть

Но есть и совсем другая разновидность песен-оберегов – это страшные «смертные» колыбельные. Ночные часы всегда ассоциировались у людей с темнотой и страхами, отсюда и берутся пугающие сюжеты некоторых убаюкивающих песен. Но эти напевы не просто пугают – они полны скорби и безнадежности, а порой и вовсе похожи на похоронный плач. Большинство современных людей искренне ужаснулись бы, услышав, как в колыбельной описывается или пророчится смерть младенца, а иногда и прямым текстом ему желается.

Среди исследователей, работающих над изучением колыбельных, нет единого мнения о причинах появления подобных песен. Но доподлинно известно, что подобные тексты были распространены по всему миру. Да и сегодня их можно услышать у некоторых племен в Африке и Океании. Одна из распространенных версий предполагает, что в древности слова родной матери считались очень сильным заклинанием и при помощи таких песен родители старались обмануть злых духов. Это как пожелать охотнику на добрую удачу «ни пуха ни пера», то есть вернуться без добычи. Так и пожелание смерти своему малышу, скорее всего, было призвано обмануть бесов и убедить их в том, что ребенка в доме и так не любят, чтобы они не отнимали его у семьи, которой он и без того уже не нужен. Так что то, что современному человеку может показаться дикостью и страшными угрозами, на самом деле призвано было оберегать новорожденного.

Еще одно предположение утверждает, что смертные колыбельные – часть ритуала по принятию ребенка в мир живых. Согласно многим верованиям, с рождения и до года малыш является существом, живущим на границе нашего и потустороннего мира. Стало быть, он с легкостью может снова уйти на ту сторону – то есть умереть. И заранее отпеть и оплакать ребенка – всего лишь магический ритуал, призванный оградить его от смерти. Наши предки верили, что смерть будто бы видит, что в этом доме все положенные похоронные ритуалы уже проведены, а значит, дело здесь уже сделано и ни за каким младенцем приходить не надо. К слову, обращение к смерти является одной из традиционных форм охранительной магии у многих народов мира.

Казалось бы, сейчас такие колыбельные должны были уйти в прошлое, ведь никто не захочет петь своему ребенку о смерти. Но если задуматься, то хорошо известная почти каждому песенка о кровожадном сером волчке – из их числа: «Придет серенький волчок, тебя схватит за бочок, унесет тебя в лесок, закопает в песок». В оригинале эта старинная колыбельная песня, по сути, обещает бедному ребенку жестокую смерть от зубов страшного хищника.

Лечебная сила колыбельных

Ученые давно пытались доказать, что колыбельные полезны еще и для физического здоровья. И вот, последние исследования показали, что уникальная ритмика колыбельной песни может служить удивительно эффективным профилактическим средством двигательных и речевых расстройств у малышей. Дети, которым поют колыбельные, быстрее учатся говорить и куда реже страдают от нервных тиков, заикания и нарушений координации движений. Недоношенным детям тоже рекомендуют петь почаще, тогда они гораздо быстрее набирают массу.

Да и у мам, которые поют своим детям колыбельные, согласно проведенному в Российской академии медицинских наук исследованию, пропадает токсикоз, стабилизируется эмоциональный фон и улучшается не только общее самочувствие, но и лактация.

Да и просто взрослым людям колыбельные тоже могут быть полезны. Немецкие медики, изучавшие влияние колыбельных на своих пациентов, утверждают, что если перед операцией дать человеку прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии для него сразу же снижается как минимум вдвое.

Хотя теперь привычка петь колыбельные и играет меньшую роль в нашей повседневной жизни, а общение и материнские напевы детям все чаще заменяют такие блага цивилизации, как телевизоры и компьютеры, не стоит забывать о важности этой древней формы общения между миром взрослых и миром детей. Тем более что медики доказали: колыбельные могут защитить детей от развития «синдрома дефицита внимания», повысить их иммунитет и способствовать более легкой и быстрой адаптации в обществе.