Человек никогда не был полностью удовлетворен тем, что дала ему природа. С древнейших времен и до наших дней люди красили волосы и ногти, наносили на кожу различные рисунки. Римские «signum» и «stigma», голландские «prikschildern», английские «punctures» и «punctation», испанские «pintados», русские «наколки» и «портачки» – все это термины, принятые в разные времена для обозначения стойких рисунков, нанесенных на тело довольно оригинальным способом. Большинство этих слов происходят от корня «колоть».
Что же касается самого слова «татуировка», ставшего уже интернациональным, то на таитянском диалекте оно обозначает всего-навсего «рисунок». Впервые этот термин встречается в отчете капитана Джеймса Кука о путешествии в Полинезию в 1773 году. Но это вовсе не означает, что сама техника и традиция татуировки появились только в XVIII веке. Все произошло гораздо раньше.
Когда?
На вопрос, когда появились первые татуировки, очень сложно дать однозначный ответ. Обратимся к историкам и археологам. Они обнаружили множество доказательств существования этого обычая. Например, керамические фигурки с узорами на лице в тихоокеанском регионе возрастом более 3 тыс. лет, такие же фигурки в Японии, уже 5-тысячелетней давности, в Венгрии – еще на 3 тыс. лет старше. Пожалуй, самым древним свидетельством разукрашивания тела стали следы краски и резцы, найденные в Кро-Маньоне на юго-западе Франции. Ученые утверждают, что им более чем 40 тыс. лет. Правда, сегодня археологи могут только гадать, были это атрибуты для татуировки или наши далекие предки просто разрисовывали свои тела. Да и фигурки с узорами некоторые рассматривают скептически. По орнаменту очень сложно судить, было ли это тату, просто рисунок или древний скульптор так изобразил одежду.
А вот обнаружение останков с татуировками – это уже прямое доказательство того, что обычай украшать себя таким образом бытует у людей с давних пор.
Самым древним любителем татуировок можно назвать знаменитого «ледяного человека» Этци. Великолепно сохранившееся тело мужчины, вмерзшее в лед, было обнаружено в 1991 году в Тирольских Альпах на леднике Симилаун в долине Эцталь (отсюда он и получил свое имя) на высоте 3200 м. Радиоуглеродный анализ показал, что Этци жил 5300 лет назад! Помимо того, что это самая старая мумия, обнаруженная в Европе, нам интересен еще один факт: на его теле отлично сохранились 57 татуировок – точек, линий и крестов. Но к Этци и его татуировкам мы еще вернемся. Ведь «ледяной человек» был далеко не первым открытием в этой области. Долгое время самыми древними известными татуировками считались знаки на нижней части живота жрицы Хатор, египетской богини любви. Хотя о возрасте женщины говорить неприлично, ради науки мы сделаем исключение – она жила за два тысячелетия до н.э. Кстати, эта жрица была лишь самой первой найденной мумией с сохранившимися татуировками. В Египте такие находки давно перестали быть сенсацией.
Где же еще археологи раскапывали доказательства существования экзотического искусства тату? Из жаркого Египта мы отправимся в продуваемый ледяными ветрами горный Алтай. Здесь в 1993 году экспедиция Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН под руководством Натальи Полосьмак нашла на плато Укок мумию, принадлежащую к Пазырыкской культуре. Женщина, известная под именем «принцесса Кадын», жила приблизительно 5300 лет назад. Как и в случае с Этци, холод горных ледников сохранил кожный покров с многочисленными татуировками, но гораздо более затейливыми, чем у «ледяного человека». Тело «принцессы» покрывают изображения грифонов и различных животных, и многие элементы имеют, по мнению ученых, чисто декоративный характер. Так как это были далеко не первые, обнаруженные в данном регионе останки древнего человека (к сожалению, остальные сохранились гораздо хуже), ученые решили подвергнуть шесть предшествующих «пазырыкских мумий» более глубокому исследованию. И результат оправдал ожидания – как и «Кадын», они были покрыты затейливыми татуировками. Так что можно утверждать: в те времена в Алтайском регионе действительно существовал обычай украшать тело изысканными тату.
Электрическую машинку для татуировки запатентовал в 1891 году нью-йоркский татуировщик Самуэль О’Райли. За основу он взял принцип работы машины для копирования документов – «электрического пера» Томаса Эдисона. Но если машина Эдисона только пробивала иглой отверстия, а краску потом прокатывали валиком, то О’Райли добавил в конструкцию резервуар для красителя и пучки игл.
Откуда?
В Альпах, в Египте, на Алтае – в самых разных уголках нашей планеты с глубокой древности люди щеголяли необычными рисунками на коже. Откуда же все-таки произошло это искусство? Где его родина?
Многие историки и этнографы называют древнюю Месопотамию, где нанесение тату практиковалось шумерскими женщинами почти 7000 лет назад. Но их так называемые «вечные рисунки» были простыми орнаментами из точек и черточек внизу живота, изображением звезд и луны. Археологи восстановили технологию их создания. Подлежащий украшению участок кожи тщательно разогревался, растирался и смазывался золой, раствором камеди и хной. Потом картинка процарапывалась острым предметом, оставлялась на некоторое время, после чего остатки красителя смывались с кожи прокипяченной водой с подмешанными в нее антисептическими веществами. Таким образом, часть краски попадала через царапины под кожу и оставалась там в виде желаемого узора.
В пришедшем через четыре тысячелетия на смену шумерам Аккадском царстве татуировка не только стала почти обязательной для женщин, но не обошла стороной и воинов. Только в отличие от дам, преимущественно защищавших «вечной картинкой» от сглаза свое чрево, местные бойцы предпочитали с помощью магических символов вкладывать силу и воинскую удачу в правую руку.
Пластический хирург Кровелл Берд впервые в истории описал процедуру нанесения тату, скрывающего недостатки, – например, выпавшие ресницы. А первая книга, посвященная косметическому татуажу, была написана докторами Цверлингом, Кристенсеном и Голдштейнем в 1986 году и называлась «Микропигментация».
Сегодня микропигментация (введение под кожу гипоаллергенных красителей с помощью тончайшей иглы) способна легко и безболезненно исправить рубцы и шрамы, последствия неудачных хирургических вмешательств, травм, ожогов или заболеваний кожи. Да и просто избавить прекрасный пол от ежедневного ритуала нанесения «боевой раскраски» перед выходом из дома. Ведь именно эта технология используется для перманентного макияжа.
Хотя Египет отделяет от Шумеро-Аккадского царства довольно солидное, особенно по тогдашним меркам, расстояние, татуировки египетских мумий удивительно похожи на шумерские и аккадские. Историки склоняются к мнению, что и технологию исполнения, и основные орнаменты жители Страны Пирамид позаимствовали у ближайших соседей, нубийцев. Эти рисунки, по поверью, защищали своих прекрасных владелиц от сглаза и привлекали благосклонность богов.
Не менее популярна была татуировка и в Азии. В Китае она уже много тысяч лет называется Ки Шен или Вэнь Шен – «прокол тела». По большей части рисунки наносись осужденным, которых изгоняли из родных мест. Если бы они посмели вернуться, знаки на лице всегда указывали бы на их преступления. В результате – долгое время татуировки расценивались в Китае как надругательство над телом. Но если от какого-либо недостатка сложно избавиться, то вполне можно провозгласить его достоинством! Со временем преступники Поднебесной стали гордиться своими знаками. В одном из классических романов китайской литературы «Речные заводи» есть упоминание о татуировках бандитов. Среди 108 спутников главаря банды Сонг Цзяна в начале XII века у троих были «наколки», покрывающие все тело.
Считается, что именно у Китая позаимствовала традицию татуировки древняя Япония. Впрочем, точно сказать, кто у кого заимствовал, сложно. Тем более что в Стране восходящего солнца помимо «карательных» татуировок, «бокукеи» или «боккеи», было множество жанров рисунков на теле – их описание могло бы уместиться в довольно объемную книгу! Потому упомянем лишь об одном, истинно японском, искусстве создания «скрытых татуировок». Такие изображения делались в недоступных для посторонних глаз местах, например, подмышках или с внутренней стороны бедра, – или носились открыто, но скрывали в узоре замаскированное послание, например, иероглифы, вплетенные в лепестки цветов.
В Японии же создали и действительно невидимые в обычных условиях татуировки! Для их нанесения использовалась рисовая пудра тончайшего помола. Она втиралась в специальные небольшие разрезы. В обычных условиях такой рисунок не виден. Но стоило принять горячую ванну, выпить саке или еще каким-нибудь образом вызвать усиление кровообращения – и кожа краснела везде, кроме тех мест, где был «набит» рисунок, который волшебным образом «проявлялся»! Это утонченное искусство стало очень популярным среди японских гейш.
Не обошли вниманием обычай татуировки и в Новом Свете. Все – от эскимосов до жителей Южной Америки – использовали тату для наглядного отображения заслуг и статуса человека. Одни элементы указывали на род, племя, семейное положение, наличие детей. Другие посвящались тотемным животным и богам-покровителям. Не менее популярны были лечебные татуировки – несложные орнаменты, выполненные точно по линиям, которые и сейчас используются мастерами акупунктуры или иглоукалывания. Сложно сказать, насколько помогала такая татуировка вылечить болезнь, но если предположить, что она наносилась врачом-шаманом – мол, если заболит вот тут, уколи иголкой вот здесь, – то это может оказаться довольно действенным методом!
В наших местах появление нательных рисунков относится к эпохе неолита (8–3 тысячелетие до н.э.). В одном из районов горного Алтая было обнаружено тело скифского вождя, украшенное стилизованными изображениями животных. Это опровергло утверждения ученых начала XX века, что скифская культура не использовала татуировки, поскольку местный климат не располагал к их демонстрации. Другим убедительным доказательством существования этого обычая стал труд арабского дипломата Ибн-Фадлана, где он описал свое путешествие в страну руссов в 921–922 годах: «Я видел руссов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились на реке Атиль. И я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни кафтанов, но носит какой-либо муж из их числа кису (плащ), которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее. С каждым из них секира, и меч, и нож, и он не расстается с тем, о чем мы упомянули. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края ногтя кого-либо из них до его шеи имеется собрание деревьев, иных изображений и тому подобного».
Как видите, сложно сказать, откуда пошел обычай украшать себя нательными рисунками. Он совершенно независимо зародился в различных уголках земного шара, развивался, заимствовался. Различные традиции, орнаменты и техники накладывались друг на друга.
Для чего?
Но неужели татуировка наносилась только как мистический оберег или украшение? Не будем подозревать наших предков в непрактичности – обратимся к древним грекам. Переняв технологию у персов, наследников шумеров и аккадцев, они метили несмываемыми знаками рабов и преступников. До наших дней дошли слова Платона: «Люди, виновные в кощунстве, должны быть татуированы и высланы из страны». Не правда ли, напоминает уже упомянутый китайский обычай?
Благодаря знаменитому греку Геродоту, до наших времен дошла оригинальная военная хитрость, непосредственно связанная с татуировкой. Как-то тирану Милета Гистиаосу понадобилось передать своему зятю весьма конфиденциальную информацию. У правителя был верный раб, которому можно было поручить такое деликатное задание. Но что будет, если посланника задержат и обыщут?
Выход был найден довольно оригинальный: гонцу обрили голову и вытатуировали на ней текст письма. А когда волосы отросли, этот необычный носитель информации отправился в путь. Замечательное решение! Подумайте сами, ну кому придет в голову копаться в волосах какого-то раба.
А что же остальная Европа? Благодаря Цицерону, Юлию Цезарю, Плинию Старшему, Тациту и другим древним философам и историкам мы знаем, что татуировка была очень популярна у многих варварских племен. Бриты, даки, галлы, фракийцы, скифы разукрашивали свои тела и не только в религиозных целях. Как и в других культурах, рисунок указывал на статус человека. А коренные жители Туманного Альбиона, пикты, даже получили свое имя от латинского picti – «рисовать». Уж больно шокировал утонченных римлян внешний вид воинов, которые шли в бой почти обнаженными и обильно раскрашенными.
Сложно сказать, позаимствовал древний Рим татуировки у греков или у многочисленных соседей – варваров, но данное искусство было в ходу и в Вечном городе. Римляне не удовлетворились клеймением рабов или простым «украшательством» и придумали для несмываемых знаков на теле очень практичное применение. Татуировка стала отличительным символом легионера. С одной стороны, это позволяло эффективно бороться с дезертирами, с другой – еще больше сплачивало солдатское братство. Не обошли тату стороной и иных служивых людей: например, государственных оружейников обязывали их иметь приказы цезарей западно-римского Гонория (384–423 годы) и восточно-римского Аркадия (377–408 годы). Рядовым же гражданам накалывали несмываемые знаки лишь в исключительных случаях. А Константин Великий в IV веке н.э. и вовсе издал указы, осуждающие и запрещающие «разрисовку лица».
Не стоит забывать и о родине слова «татуировка» – о Полинезии. Обычай разукрашивать тела здесь так же стар, как и сама культура островитян. До сих пор это искусство считается у них весьма уважаемым: занимаются им только мудрецы-шаманы. Любому полинезийцу просто неприлично не обзавестись затейливым рисунком! А тех, кто не решился пройти этот довольно болезненный обряд, на том свете, по местным верованиям, ожидает страшное наказание. Но если вы представили себе с ног до головы расписанного папуаса, вы жестоко ошиблись – такой чести удостаиваются только великие вожди и шаманы. Обычные маори обходятся рисунками на лице и от пояса до колен, а женщины и вовсе только на лице.
Последний крик моды в искусстве тату – так называемые «люминесцентные татуировки». Принцип их исполнения очень похож на знаменитые «скрытые» татуировки японцев. Рисунок выполняется специальной краской, невидимой при обычном освещении. Но в ультрафиолете или сиянии неона ночных клубов на теле проявляется горящий ярким светом рисунок. Такое тату наносится как само по себе (представьте: человек как человек, а зашел в ночной клуб – и у него на лбу засиял третий глаз), так и как элемент уже существующей обычной татуировки (тогда при специфическом освещении тату начинает светиться и изменяться).
Как?
Пожалуй, первыми носителями «моды» на тату стали паломники. В память о посещении святых мест многие из них начали татуировать кресты, Вифлеемские звезды и прочие религиозные символы и с гордостью демонстрировать их, возвращаясь на родину. Так, паломник Слисанки в документе 1662 года описывает, что в Вифлееме он выколол на своем плече горы Сион и Каварию, пять знаков святых крестов и изображение гроба господнего. Впрочем, такие изображения культовых символов церковь даже приветствовала, а часто и насаждала. Например, в Боснии окрещенным женщинам и девушкам наносили на лоб, грудь и предплечье татуированный знак креста, удерживая их этим от перехода в другие вероисповедания, например, в ислам. Да и мусульмане не отставали, выбивая на теле изречения из Корана.
Однако отношение церкви к татуировке все-таки было довольно неоднозначным. Так в 325 году н.э. по указу императора Константина стали покрывать рисунками руки или ноги осужденных преступников, гладиаторов, или тех, кто работал в шахтах. Но наносить знаки на лицо, «которое было дано Богом, и не должно быть загрязнено», не разрешалось. А папа римский Адриан I и вовсе запретил нанесение любых татуировок.
Многие утверждают, что татуировки себе наносят только безграмотные и ограниченные люди – эдакие современные дикари или личности с криминальным прошлым. Первое исследование на эту тему провел еще врач Лассанье в Северной Африке в 1881 году. Он классифицировал 1330 татуировок, обнаруженных на телах 378 солдат одного батальона. Оказалось, что большее количество «наколок» никак не связывало этих людей с криминалом. К тому же 299 из обследованных умели читать и писать, что на то время было показателем ума и образованности.
От паломников традицию переняли рыцари-крестоносцы. Помимо простого знака «на память» у солдат, воюющих в чужой земле, татуировка приобрела и еще один смысл – она стала идентификационным знаком. Наличие несмываемого рисунка давало шанс на опознание убитого или раненого, а его религиозные мотивы подсказывали, какой веры солдат и по каким обычаям обращаться с ним – живым или мертвым.
Но еще быстрее, чем среди военных, тату стало распространяться среди моряков. И вот тут-то это искусство расцвело во всей своей красе! Побывав в разных странах и насмотревшись на всевозможные орнаменты и техники их нанесения, корабельные татуировщики развернулись на широкую ногу. Именно у матросов можно найти фактически все типы рисунков и встретить множество мотиваций их нанесения. Тут и опознавательные знаки на случай травмы или гибели, и картинки на память о чудесных островах и странах, и «статусные» знаки, говорящие о дальних походах и знаменитых кораблях. Тату были и символами мужества – считалось, что человек, способный вытерпеть болезненную процедуру накалывания на груди корабля с полным парусным вооружением, так же стойко перенесет и тяжести дальних походов.
Не остались равнодушными к татуировкам и довольно известные люди. В 1862 году будущий британский король Эдуард VII наколол на руке крест. У принца Чарльза тоже был перманентный рисунок, который он свел незадолго до свадьбы с принцессой Дианой. А тело английского короля Гарольда и вовсе было почти полностью расписано сценами военных баталий. Даже Николая II не миновало это увлечение – в память о посещении Японии он наколол себе дракона, в дополнение к уже имеющемуся на груди мечу. Но, пожалуй, самый курьезный случай произошел с Карлом XIV Юханом, королем Швеции и Норвегии. Его бурная молодость прошла во времена французской революции, когда он, простой сын адвоката Жан Батист Бернадот, еще и помыслить не мог, что извилистые жизненные тропы заведут его через маршальский пост на престол. Представьте, каково было удивление бальзамировщиков, когда на теле почившего монарха они обнаружили татуировку «Смерть королям!»
Зачем?
Часто татуировка становилась для человека средством выделиться из общей массы. Бывало и наоборот – она демонстрировала его принадлежности к определенной социальной группе. А некоторые знаки совмещали обе эти функции. Так, Вифлеемская звезда и выделяла паломника из толпы, и служила знаком его принадлежности к особой «касте» людей, повидавших мир.
Как утверждают психологи, изучившие эту проблему, рисунок на теле дает некоторым людям шанс почувствовать себя иными, неповторимыми в безликой толпе – и в то же время найти единомышленников. Таким образом, татуировку, особенно племенную или профессиональную, следует понимать как систему коммуникации. Она служит своеобразным «паспортом» человека. Очень распространены произошедшие от наколок римских легионеров и рыцарей-крестоносцев профессиональные татуировки. Например, шведских железнодорожников легко выделить из общей массы по знакам их ремесла. Немецкие, французские и бельгийские плотники, маляры, пекари, мясники или сапожники всегда с гордостью относились к своей работе и носили тату, указывающие на их профессию. А профессиональные военные оставили в наследство любителям экстремальных видов спорта полезную традицию – обозначать группу крови на плече или груди.
Ну, и нанесение татуировок с лечебной или магической целью сохранило свою актуальность даже в наши просвещенные дни. Предрассудок? А давайте вспомним знаменитого «ледяного человека» Этци с его крестами на суставах и посмотрим на него повнимательнее. Ему было около 45–50 лет – солидный возраст даже сегодня. Медицинский анализ показал, что он страдал болезнью Лайма, переносимой клещами. Даже сейчас, при своевременной диагностике и с современными антибиотиками, не всегда возможно избежать ее последствий – поражения суставов и кожи. А наш герой не слышал о лекарствах и к тому же много ходил по горам. Тем не менее, хотя на его суставах, конечно, заметны следы артрита, он дожил до весьма почтенного возраста и погиб в бою, перенося на плечах своего товарища! (Об обстоятельствах смерти позволяют судить глубоко засевший в теле наконечник стрелы, следы крови различных людей на его оружии, и еще одного человека – на одежде). А единственным его лечением стали рисунки на суставах, наколотые по линиям акупунктуры, которые снимали боль и замедляли развитие болезни. Так что не будем судить строго тех, кто платит огромные деньги японским и китайским мастерам за нанесение лечебных татуировок. Лишь бы не забывали и о более современных методах – все-таки не в каменном веке живем.
Ну а татуировки-обереги и прочие знаки, приносящие удачу, тем более будут использоваться столько, сколько просуществует само человечество. Человек не может жить без веры. И замысловатый иероглиф вполне может помочь девочке-подростку обрести уверенность в себе, а неказистый крестик, выбитый в каптерке сослуживцем-сержантом, – придать мужества в бою молодому солдату. Так что не такой уж бессмысленный этот обычай.