Самопровозглашенное Исламское Государство в построении своего нового будущего не гнушается древним заблуждением – чтобы создать что-то новое, необходимо разрушить старое. А потому на подконтрольных территориях бойцы ИГ не только чинят зверства над местным населением и иностранными заложниками, но и планомерно и жестоко расправляются с культурным наследием человечества. В Сирии войска Коалиции и России сумели оттеснить террористов с некогда контролируемых ими территорий, в том числе из города Пальмира. Что осталось от древнего античного города в сирийской пустыне после боевиков, какие работы будут вестись для восстановления культурного наследия и как мир переживет культурную утрату планетарного масштаба?
«Мы попадем в атмосферу древнего города и забудем, что его много раз разрушали. Это такой город, который разрушить невозможно. Это город, который всегда встает из пустыни. Потому он и волшебный, потому он и считался чудом». Генеральный директор музея Эрмитаж Михаил Пиотровский на открытии программы «Пальмира: вдыхая жизнь!».
Сирийская Пальмира складывается из двух городов – старого и нового. Старая Пальмира – один из ярчайших памятников поздней античности, образец архитектуры, ставший объектом защиты ЮНЕСКО. По сути это памятник архитектуры под открытым небом, «население» которого составляют тысячи туристов и десятки музейных работников. Точная дата возникновения города дискуссионна. Библия говорит, что Пальмиру заложил сам царь Соломон для защиты от арамейцев. Археологи же утверждают, что Пальмиру основал хурритский правитель Тукриша около II тысячелетия до н. э. Период величия города пришелся на III – VI века н. э., когда Пальмира входила в состав Римской империи и даже пыталась завоевать себе независимость на фоне упадка Рима.
Древняя Пальмира зародилась в оазисе Сирийской пустыни как важный перевалочный пункт для многочисленных караванов, пересекающих сирийские пески. На этом древний город сумел разбогатеть до таких масштабов, что стал одним из самых заметных в античном мире. Здесь был выстроен свой амфитеатр, несколько величественных храмов с колоннадами, акведуки, термы, внушительные оборонительные стены, мощеные дороги и многое-многое другое. Упадок Пальмиры начинается после VIII века н. э., когда регион подвергся арабской экспансии. А еще через некоторое время город опустел, начал ветшать и разрушаться. Но именно благодаря сохранившимся руинам древнего города античная Пальмира целиком включена в 1980 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Современная Пальмира, или, как называют город сирийцы, Тадмор, расположена буквально в полукилометре от античного полиса. Это один из небольших населенных пунктов провинции Хомс, важный транспортный узел. Оба города расположены в оазисе Сирийской пустыни и занимают стратегическое положение между Дамаском и Евфратом.
Собственно, благодаря своему положению Пальмира и подверглась атаке и последующему захвату со стороны боевиков Исламского государства в мае 2015 года. Жители из него были эвакуированы год назад, во время наступления боевиков ИГ – строения же остались в руках захватчиков. Сегодня Тадмор зияет провалами окон. В городе нет электричества, нет воды, нет жизни. На протяжении 10 месяцев варвары и убийцы ИГ не только мучили оставшееся местное население и пленных в Пальмире, но и безжалостно разрушали культурное наследие мирового масштаба.
Лев Аллат
История льва из храма богини Аллат сама по себе не из простых. Первоначально эта статуя была сделана из известняка и имела 3,5 м в высоту при весе в 15 т. Аллат в Пальмире считалась аналогом древнегреческой Афины и выполняла те же функции. Лев, царь зверей, считался супругом богини, рядом с ним она часто изображалась в образе газели. Судя по всему, статуя льва была искусно вырезана в стене древнего храма Аллат в Пальмире. При этом резчик изобразил льва таким образом, как будто тот выходит на провинившегося прихожанина прямо из храмовой стены. К моменту открытия Пальмиры современными археологами статуя давно была разрушена, а обломки использовалась в фундаментах других строений. В 1977 году фрагменты были собраны воедино группой польских археологов под руководством доктора Михала Гавликовского. Ученые датируют их I веком н.э. На одной из лап льва была найдена надпись на языке древней Пальмиры, которая гласила: «Аллат благословит любого, кто не прольет кровь в святилище».
После исследования и атрибуции статую было решено восстановить в прежнем виде и водрузить на постамент перед входом в музей Пальмиры. Работу выполнил реставратор Юзеф Газы. В 2005-м скульптура повторно реставрировалась, специалисты постарались вернуть ей первоначальный облик. Величественный лев Аллат, на долю которого уже выпадал опыт разрушения и забвения, был уничтожен 27 июня 2015 года боевиками ИГ.
Храм Баалшамина
Храм был построен в 131 году, о чем свидетельствует надпись на колонне под бюстом Мале Агриппы, благодетеля храма, и посвящен ханаанскому богу Баалшамину. Интересно, что храмовый алтарь старше самого святилища на 16 лет, что, вероятнее всего, свидетельствует о существовании на этом месте более древней религиозной постройки. Храм был искусно вписан в большой участок, на котором располагались три двора, и композиционно доминировал над ними. Строение сочетало в себе восточный и римский архитектурные стили, причем особенно заметно было египетское влияние. В основное помещение вел шестиколонный пронаос, или преддверие, а интерьер украшали консоли и пилястры. В V веке н. э., когда на этих землях распространялось христианство, храм ханаанского божества был переделан в церковь. А в июле 2015 года уникальный архитектурный памятник, который успел послужить и язычникам, и христианам, был взорван боевиками Исламского государства.
Храм Баала
Этот храм являлся главным городским святилищем древней Пальмиры. Он был построен в 32 году н. э. В святилище горожане поклонялись Баалу (Ваалу, Бэлу), который почитался как бог молний, плодородия, вод и солнца. Особенно ценным архитектурным памятником храм Баала считался благодаря органичному сочетанию в нем архитектурных черт античности и Ближнего Востока. Планировка здания выполнена по образцу ближневосточных храмов, в то время как фасады четко соответствуют канонам греческих и римских храмов. Святилище было композиционным центром обширного открытого двора. Храм возвышался на ступенчатом основании. Величественное прямоугольное в плане храмовое здание окружала колоннада, с дополнительными рядами колонн на торцах. Центральный портал располагался с продольной стороны здания и был обозначен пилонами с каменным рельефом. Внутреннее пространство храма было единым, не разделенным на отдельные залы. Свет проникал в здание через окна у потолка, крыша была плоской. Храм Баала, одна из доминант и некогда главнейшее святилище Пальмиры, был полностью разрушен боевиками ИГ 30 августа 2015 года.
Погребальные башни
Буквально сразу за городскими стенами Пальмиры располагается древний некрополь. Он ценен яркими архитектурными свидетельствами традиции погребения в башнях. Первоначально знатных людей Пальмиры хоронили в склепах за пределами города в особом месте, которое получило название Долина гробниц. Позже, около I века н. э., над склепами стали возводить архитектурные постройки в виде башен, а еще немного позже башни стали строиться без подземных склепов. В них располагались камеры, в которые непосредственно помещались саркофаги с усопшими. После этого вход в башню и ее стены облицовывались каменными плитами с великолепными резными барельефами. В сентябре 2015 года боевики Исламского государства подорвали три наиболее сохранившиеся и красивые погребальные башни в Долине усопших Пальмиры.
Триумфальная арка
Триумфальная арка служила главным входом в город и считалась одним из его самых узнаваемых строений. Она была возведена в конце II века, во время правления императора Септимия Севера, в честь победы над парфянами. От главных ворот насквозь через весь город тянулась главная улица Пальмиры протяженностью 1135 м. Вдоль нее возвышались 4 ряда колонн, которые разделяли тракт на 3 продольных полосы: средняя предназначалась для всадников и экипажей, а две боковые – для пешеходов. Триумфальная арка, символ города и памятник древней победы, была взорвана боевиками ИГ в октябре 2015 года.
Пальмирский музей и черный рынок древностей
Музей Пальмиры, обладавший огромными и ценнейшими коллекциями античных и других археологических находок, боевики ИГ подвергли полному разграблению. У здания сильно повреждена крыша и одна из несущих стен. Внутри не осталось ни одной целой витрины или постамента. Варварскому уничтожению подверглись десятки статуй, некоторые возрастом по 4 тыс. лет. Освободители Пальмиры обнаруживали их фрагменты на различных этажах здания. На скульптурных рельефах, изображающих людей, богов и святых, сбиты лица и отломаны конечности. Эвакуация Пальмиры шла в суматохе, поэтому все, что сирийские специалисты не успели или не смогли вывезти из музея Пальмиры, было либо украдено и продано на черном рынке, либо разрушено.
Основной причиной такого обращения с уникальными древностями считается религиозно-идеологическая доктрина ИГ. Как радикальные почитатели Аллаха, представители террористической организации напрямую трактуют изображения и символы других религий как идолов, подлежащих уничтожению. Немаловажную роль здесь играет и концепция построения абсолютно нового государства, которое не должно опираться на непосредственные связи с прошлым, особенно культурно чуждым. Однако эти подходы далеко не в полной степени объясняют мотивацию исламистов.
Исламское Государство – сложная организация с множеством потребностей, на которые нужны деньги. Поэтому прибыль там стараются извлечь буквально из каждого возможного источника – путем контрабандной продажи нефти, получения выкупов за похищенных людей, реализации на черном рынке артефактов древности. Установленный факт состоит в том, что на территориях культурных объектов, имевших несчастье попасть под контроль ИГ, ведется не только разрушение, но и самая настоящая распродажа памятников и предметов старины. Здесь орудуют банды черных археологов, которые ищут и собирают артефакты, чтобы потом через свою сеть сбыта вывести их на мировые рынки антиквариата. Показательному уничтожению подвергаются только особенные, символические вещи – такие акции устрашают противников и поддерживают реноме боевиков ИГ как «принципиальных» и готовых на все воинов ислама. В действительности, если бы ту же Триумфальную арку в Пальмире можно было аккуратно разобрать и кому-нибудь продать, боевики сделали бы именно это.
Как отмечают специалисты, после очередного захвата города боевиками в разных уголках мира начинают всплывать артефакты с сирийским следом. Сейчас, наряду с восстановлением разрушенных объектов, стоит и весьма непростая задача по возвращению незаконно вывезенных из Сирии предметов обратно в музейные и частные коллекции страны. Как отмечают эксперты, международные механизмы для этого есть, а сама система прекрасно отработана во время иракских, каирских и других волнений.
Саперы и археологи
Правительственные войска Сирии при военной поддержке стран Коалиции и России выбили боевиков из Пальмиры 27 марта 2016 года.
Основная проблема при зачистке городов в зоне боевых действий после вывода войск неприятеля заключается в обнаружении смертельно опасных «сюрпризов», которые, уходя, оставляют после себя боевики. Речь идет о целом арсенале мин и растяжек, установленных на улицах города, в домах, под лестницами и кто знает где еще. Пустой город, в который в марте входили правительственные войска, оставался смертельно опасным даже без боевиков ИГ.
Разминирование руин проводили специалисты из России. Основная сложность их работы заключалась в огромном количестве самодельных взрывных устройств и в том, что многие мины были заложены не только в земле, но и в различных объектах, например, в уцелевших домах или прямо под основанием памятников культуры древности. И хотя начальник инженерных войск ВС РФ Юрий Ставицкий обнадежил первую международную делегацию ЮНЕСКО, приехавшую в освобожденный город в конце апреля, что разминирование объекта практически завершено, археологи были вынуждены привыкать к взрывам от утилизации мин, которые продолжали «всплывать» в разных уголках Пальмиры. Примерное количество обезвреженных мин оценивается более чем в 3 тыс. различных взрывных устройств.
«Я могу подтвердить ранее сделанные выводы о том, что, несмотря на существенное разрушение знаковых для Пальмиры памятников – Триумфальной арки, льва, Храма Баала и других, в настоящее время целостность и аутентичность комплекса целиком сохранена». Постоянный представитель Сирии в ЮНЕСКО Ламия Шаккур после второй экспедиции в Пальмиру.
Первая экспертная комиссия специалистов ЮНЕСКО под руководством директора Центра всемирного наследия Мехтильд Ресслер провела предварительный сбор данных и бегло осмотрела территорию, на которой расположены античные памятники. Вторая комиссия, посетившая Пальмиру в начале мая, уже включала представителей 11 стран (Алжир, Армения, Зимбабве, Китай, Индия, Перу, Россия, Сербия, Сирия, Филиппины, ЮАР) и ставила перед собой задачу получить детальные сведения ущерба, нанесенного боевиками ИГ культурным памятникам в Пальмире. Однако и эта экспедиция была вынуждена работать под усиленной военной охраной и в специальных армейских защитных средствах – бронежилетах и касках.
В целом со дня разминирования Пальмиры каждую неделю в городе проводятся оценочно-археологические работы различных групп специалистов, в основном сирийских. Результатом их деятельности стала прекрасная новость: в городе сохранилось более 70% памятников. При этом и надежда на успешное восстановление пострадавших сооружений довольно велика. Так, по словам президента Фонда прусского культурного наследия, профессора археологии Германа Парцингера, разрушенные памятники в Пальмире восстановить вполне возможно. Археолог внимательно изучил последние фотографии античных построек и с радостью отметил, что взорванные объекты развалились на куски, а не разлетелись в пыль. То есть специалисты смогут вновь сложить эти части воедино – и получить если не довоенную, то хотя бы близкую к ней картину выдающегося памятника.
Планы по восстановлению
ЮНЕСКО, в международной юрисдикции которого находится проблема памятников Пальмиры, оперативно учредила фонд для добровольных пожертвований на восстановление древнего города. Сегодня на его счетах уже находится более 3 млн. евро. Львиную долю этой суммы, или 2,5 млн. евро, пожертвовал Евросоюз.
При этом право конкретно решать, что и как будет происходить в Пальмире, остается за самой Сирией. Пусть в стране еще не до конца стабилизировалась обстановка и не совсем понятно ее политическое будущее, принцип суверенитета еще никто не отменял. Согласно сирийскому плану восстановления города сначала будет произведена точная оценка нанесенного ущерба. После этого группы археологов примутся за расчистку и инвентаризацию найденных на месте античных памятников архитектуры фрагментов. Следующим этапом должно стать укрепление уцелевших построек, так как за время взрывов в непосредственной близости многие из них готовы обрушиться сами по себе. Ну и, наконец, сам процесс реставрации, который ни в коем случае не должен быть строительством по мотивам существовавших памятников – только скрупулезное составление мозаики из найденных и идентифицированных обломков. Все реставрационные работы должны идти в строгом соответствии с принципами современной науки.
Сирия, со своей стороны, в знак признательности за помощь в освобождении города и другую поддержку России отдала пальму первенства в престижном деле восстановления Пальмиры российской стороне, с чем далеко не все согласны.
«Россияне никогда раньше не занимались серьезными исследованиями в Пальмире – ни как археологи, ни как историки. Им недостает компетентности, чтобы проявить должную тщательность и осторожность при реставрации этого объекта всемирного культурного наследия», – заявила в начале июня французский эксперт по античности Анни Сартр-Фориа международному изданию Deutsche Welle накануне открытия конференции в Берлине, посвященной восстановлению Пальмиры. По ее словам, в намерении Москвы чуть ли не единолично заниматься восстановлением города просматривается явная политическая линия, которой не место в научно-академической среде. А от некомпетентности российского подхода, в котором «отсутствует археологический метод», древний полис продолжит страдать, а не восстанавливаться. В качестве примера вопиющего нарушения археологических протоколов и предписаний Анни Сартр-Фориа привела ситуацию, при которой вместо того, чтобы в первую очередь оцепить изучаемое место и провести тщательную опись каждого черепка с фиксацией его местоположения, как требуют предписания, Россия зачем-то десантировала в древний амфитеатр сотни людей, в том числе музыкантов Мариинского театра. Впрочем, многим идея благотворительного концерта, состоявшегося в амфитеатре освобожденной Пальмиры при участии оркестра Мариинки, показалась спорной.
Критические высказывания насчет роли России в пальмирском вопросе, увы, не единичны. Однако стоит отметить, и сама российская сторона осознает, какой колоссальный труд ей предстоит выполнить, а потому заранее согласна принять любую помощь в каком угодно объеме от своих иностранных коллег.
Впрочем, о том, что кампания по возрождению Пальмиры должна быть делом всего мира и проходить под эгидой ЮНЕСКО, а не только и исключительно с участием и под руководством российских специалистов, говорил сам министр культуры России Владимир Мединский еще во время своего официального визита в Пальмиру. Также позицию России по этому вопросу уже не раз комментировал генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, который является одним из непосредственных руководителей группы по реставрационным работам в Пальмире.
По его словам, из акта восстановления Пальмиры стоит сделать символ, так как этот город стал непосредственным свидетелем полномасштабной войны добра со злом. Причем в этом противостоянии далеко не последняя роль отводится воинам культуры, которые в состоянии сохранить, а при необходимости, как в случае с Пальмирой, и возродить из пепла утраченные реликвии. Таким образом, музеи и другие учреждения подобного рода напрямую участвуют в борьбе за цивилизацию против хаоса разрушения со стороны варваров и вандалов.
Конференция по восстановлению Пальмиры в Берлине
«Есть интерес многих стран по восстановлению объектов культурного наследия как Пальмиры, так и других городов – Алеппо, соседнего Ирака. Есть опыт по проведению экспертиз, есть группы из России, Франции, Польши, Германии, Италии, Японии и других стран». Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО.
На международную экспертную конференцию ЮНЕСКО по проблемам восстановления культурного наследия Сирии, которая состоялась 2 – 4 июня в Берлине, приехали более 150 специалистов со всего мира. Знаменитые археологи, историки, реставраторы и музейные специалисты активно обсуждали проблему Пальмиры и других пострадавших от рук боевиков ИГ культурных памятников. Были намечены конкретные шаги в деле восстановления объекта, объемы помощи сирийской стороне, обсуждены составы рабочих групп от различных стран, которые будут задействованы в процессе реставрационных работ. Уже известно, что сирийских археологов ждут на обучение лучшие профессионалы Германии. Обмен будет происходить не только на уровне знаний и опыта, но также и в техническом плане. Сирийские специалисты получат от коллег со всего мира самые передовые технологии, аппараты для оцифровки, вакуумные машины, упаковочный материал и другое оборудование.
Как утверждают эксперты, в частности, постоянный представитель России в ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова, восстановительные работы в Пальмире могут занять до 7 лет. Однако это слишком приблизительный срок, многие детали в отношении состояния памятников до сих пор остаются непроясненными. И хотя в самом главном вопросе еще множество нерешенных проблем, особенно из политической плоскости, работу по восстановлению Пальмиры уже можно считать начавшейся.