Считается, что лэнд-арт, или ландшафтное искусство, зародился в США в 60-х годах прошлого столетия. Концепция лэнд-арта утверждает, что создаваемое произведение должно быть органично и неразрывно вписано в окружающий его ландшафт, и при этом не должно вызывать чувства фальши, привнесенности или искусственности. Ландшафт при этом служит одновременно фоном и отчасти формой произведения. Для лэнд-арт проектов чаще всего выбираются такие места, где художник или скульптор могли бы остаться наедине с природой. Часто это открытые пространства с пересеченным рельефом – реками, горами, песчаниками, лесом и т. д. Лэнд-арт родился как протест против засилья пластика и стекла и постулировал возврат к природным формам, материалам и мотивам. Работы в этом жанре не предназначены для экспонирования вне своего природного фона, так как, с одной стороны, составляют с ним единое целое, а с другой, их попросту нельзя перевозить из-за их монументальности или хрупкости. Может быть, это направление в искусстве так и осталось бы очередным вариантом презентации инсталляций и скульптур, если бы в 80-х годах один художник из Сан-Франциско не решился на творческий эксперимент с огнем.

Burning Man

Тогда, в 1980-х, человек по имени Ларри Харви отдыхал на пляже со своим приятелем Джерри Джеймсом. Нельзя сказать, что они были молоды – четвертый десяток уже близился к завершению, однако задора и фантазии друзьям было не занимать. Однажды вечером, накануне лета, Харви пришла в голову мысль организовать импровизированный ритуальный праздник на пляже во время дня летнего солнцестояния. Он поделился идеей с другом, которому та пришлась по душе.

Харви и Джеймс не затевали чего-то грандиозного, просто пригласили своих друзей, соорудили чучело человека из дерева и бумаги, веселились весь вечер, а на закате торжественно сожгли деревянную скульптуру. Все были в восторге от праздника и решили повторить его на следующий год…

Всего за 4 года без каких-либо существенных усилий со стороны главных организаторов праздник превратился в самый настоящий фестиваль, собирающий до тысячи человек. Традиционное сооружение чучела также перестало быть единственной центральной темой самовыражения: участники приезжали на пляж и строили собственные инсталляции, которые так же, как и главный символ праздника, сжигались вечером. К 90-му году пляж Сан-Франциско, а с ним и прежняя концепция стали тесны для фестиваля Burning Man («Горящий человек»). После непродолжительных переговоров и существенного расширения концепции праздник был перенесен в штат Невада, в пустыню Блэк-Рок, а его начало сдвинуто с дня солнцестояния на последний понедельник августа.

«Все эти чудесные вещи были сделаны на Burning Man людьми, которые никогда не имели дела с искусством раньше. Вместо того чтобы создавать искусство о состоянии общества, мы создаем искусство, которое само творит общество вокруг себя». Ларри Харви, основатель лэнд-арт фестиваля Burning Man.

Блэк-Рок

Пустыня Блэк-Рок представляет собой равнинный ландшафт с экстремальным климатом. Площадь пустыни составляет 2,6 тыс. кмІ. В Блэк-Рок не найти привычных песчаных дюн – 20 тыс. лет назад здесь было огромное соленое озеро Лаонтан. В то время будущая пустыня находилась на глубине от пары десятков до полутора сотен метров. Сейчас, спустя сотни лет после того, как озеро высохло, на образовавшейся равнине время от времени разливается река Кинн, заполняя котловину слоем воды в десяток сантиметров, который очень быстро высыхает. Температура в Блэк-Рок составляет от +35 днем и до +5 ночью. Пылевые бури здесь далеко не редкость – они возникают от малейшего дуновения ветерка. За счет того, что пыль в пустыне не песчаная, а гипсово-щелочная, находиться в этой местности без средств защиты крайне не рекомендуется.

По какой же причине организаторы выбрали именно эту заброшенную и забытую точку континента, если в Америке есть множество прекрасных и живописных лесов, пляжей, степей, каньонов? Все дело в идеальном пейзаже, который создает дно высохшего озера. Равномерный светло-серый фон, равнинная местность, горы на горизонте – все это как нельзя лучше напоминает ландшафт какой-то другой планеты, может быть, Марса или Венеры, но никак не Земли. В этом и кроется глубинный замысел организаторов: художники, приезжающие на фестиваль, получают полный отрыв от шаблонов, клише и даже напоминаний о мире, в котором они живут большую часть года. В Блэк-Рок необходимо носить очки от пыли, респиратор и какой-нибудь удивительный костюм. Люди преображаются на время Burning Man, и эта метаморфоза помогает высвободить творческий потенциал. Ежегодный фестиваль в новом пустынном формате стал определяться как «эксперимент по созданию сообщества радикального самовыражения». Увеличился и период проведения фестиваля. Если раньше он занимал всего один вечер, потом весь день, потом весь уикенд, то после переезда в Блэк-Рок участники могут наслаждаться бескомпромиссным творчеством 8 дней подряд. Кульминация, то есть сожжение чучела человека, проводится в ночь предпоследнего дня, который чаще всего выпадает на субботу. Десятки тысяч человек, приезжающие принять участие в фестивале и сжечь огромную деревянную фигуру, образуют в пустыне целый город под названием Блэк-Рок сити.

Город-призрак

Под проведение фестиваля выделяется 13 км2 территории пустыни. На большей части этого пространства каждый год ровно на 8 дней из ничего появляется целый город художников, артистов и скульпторов. Арт-команды со всего мира устремляются в Неваду для того, чтобы реализовать свой творческий потенциал вместе с десятками тысяч единомышленников. Всю неделю с небольшим в пустыне создаются и выставляются произведения современного искусства. Трудятся над ними команды художников из разных уголков света. Их произведения часто приобретают сюрреалистичные формы и впечатляющие размеры, однако отказать им в концептуальности никак нельзя.

Блэк-Рок сити – один из самых заметных по демографии городов в штате Невада. Ежегодно число его жителей прирастает на несколько тысяч человек (в 2014 году население города составляло 65 тыс., а в 2015-м – уже 70).

План города разработан с умом и соблюдается очень четко. Независимо от количества приезжих, он остается нерушим, только увеличивается в размерах. Город образован по принципу солнечных часов. В самом центре находится открытое пространство под названием плайя. Это геологический термин, который обозначает дно высохшего озера. Грубо говоря, вся пустыня Блэк-Рок – одна большая плайя. На этом открытом пятачке устанавливается деревянная фигура человека, которая подлежит сожжению в финале фестиваля. От этого чучела ведет дорожка к храму Желаний, который каждый год возводится заново, так как тоже сжигается вместе с чучелом. Все пространство вокруг этих двух объектов в радиусе нескольких десятков метров предназначено под инсталляции, арт-объекты и другие произведения искусства. От этой площади в виде концентрических полуколец отходят жилые кварталы из палаток, трейлеров и шатров, прорезанные радиальными улицами. Эти улицы нумеруются по часам, начиная с 2 и заканчивая 10. Ближайшая к плайе радиальная улица называется Эспланада, все последующие за ней обозначаются в алфавитном порядке. Перекрестки обозначаются индексом пересекающихся улиц, например 7C. Для облегчения ориентирования на каждом перекрестке находится столб-указатель, а по совместительству и доска объявлений.

«Мы устанавливаем ценности, постулаты, намерения и руководящие принципы. Мы бы предпочли не вести себя как правительство. Мы предпочли бы участвовать в оказании помощи кадрам, чтобы люди могли использовать то, что они видят, как полезные инструменты, чтобы двигаться вперед по жизни». Из манифеста организаторов Burning Man по поводу правил проживания в городе Блэк-Рок сити.

На территории всего города официально запрещен оборот денежных средств. Основным способом получения чего бы то ни было здесь служит обмен: идеями, историями, навыками, вещами, чем угодно еще. Впрочем, в любом правиле предусмотрены исключения. В Блэк-Рок сити за деньги можно купить чашечку кофе или пакет льда. Причем выручка от продажи последнего идет на благотворительные нужды и поддержку учебных заведений в близлежащих городках Герлах и Эмпайр. Ежегодная прибыль, которую дает Неваде существование Блэк-Рок сити и проведение в нем Burning Man, составляет свыше 30 млн. долларов.

Арт-кары

Как и любой город, Блэк-Рок сити имеет свои учреждения: офис шерифа и полицейский участок, почту с собственным почтовым индексом, Министерство транспорта. Кстати, последнее появилось здесь не просто так: из-за нескольких несчастных случаев в 90-х годах организаторами было создано Министерство машин-мутантов (Department Of Mutant Vehicles), которое строго следит за соблюдением правил применения моторизированного транспорта в городе. Правила эти, впрочем, довольно просты: никаких машин в городе. Ни мотоциклов, ни мопедов, ни легковушек, ни грузовиков – ничего. Однако если транспортное средство превращено в арт-объект, то министерство, после тщательного осмотра, выдает лицензию на использование машины-мутанта на территории города. Но даже в этом случае скорость передвижения по улицам Блэк-Рок сити не должна превышать 8 км/ч, за чем пристально следят как патрули полицейских, так и рейнджеры в штатском. Нарушителя ждет как минимум внушительный штраф, как максимум – штраф и выдворение с фестиваля.

«Нечто на колесах и с двигателем, что подвержено радикальной, безопасной и постоянной мутации. Из эстетических соображений автомобиль-мутант не должен напоминать оригинал, то есть автобус не должен выглядеть как автобус, а из соображений безопасности автомобиль-мутант не должен быть похожим на скорую помощь, полицейскую или пожарную машины. Если при создании вашего арт-мобиля вы будете держать в уме слова «сюрреальный» и «причудливый», то вы, скорее всего, не ошибетесь». Выдержка из руководства Министерства машин-мутантов по созданию арт-каров.

Обыкновенный, казалось бы, запрет с одной-единственной лазейкой спровоцировал художников и артистов всех мастей на переделку своих автомобилей под требования города и фестиваля. В Блэк-Рок сити встречаются машины-животные, машины-еда, машины-птицы. Про движущиеся танцполы или бары и говорить не приходится. Огромной популярностью пользуются автомобили-драконы, автомобили-насекомые, автомобили-динозавры. Не забывают участники и о «водной теме». По дну высохшего озера на четырех колесах ездят диковинные рыбы, каракатицы, лодки и даже целые парусники, стилизованные под старинные галеоны.

Основным средством передвижения в городе является велосипед и другие транспортные средства на мускульной тяге. Стоит отметить, что далеко не все участники соглашаются ездить на обычном велосипеде – многие также превращают их в арт-объекты. Здесь ездят на двухколесных мамонтах, драконах, львах, насекомых, рыбах, летающих тарелках и многом другом.

Радикализм и экология

Блэк-Рок сити появляется из ничего и уходит в никуда. Один из главных постулатов всего мероприятия требует не оставлять следов своего пребывания. После окончания праздника участники и специальные команды увозят с собой все следы пребывания человека, вплоть до пепла от костров и грязной воды, не говоря уже о мусоре.

Вообще, заповедей, или принципов фестиваля, насчитывается 10 штук: радикальное включение, дарение, декоммодификация (свобода от рыночных отношений), радикальная самодостаточность, радикальное самовыражение, общественные усилия, ответственность, участие, правило «здесь и сейчас» и уже упоминавшееся «не оставляй следа».

Кроме создания общества на основе сотворчества, фестиваль не преследует каких-то определенных целей. Можно смело сказать, что сами участники создают праздник посредством сотен инсталляций различного размера и тематики, но и это не будет исчерпывающим определением того, чему действительно служит фестиваль. Все посетители Burning Man считаются его участниками и, соответственно, должны быть включены в процесс творчества, иначе вся модель общества подвергается угрозе.

Зажигай!

Центральное событие всего праздника – сожжение чучела человека. Для каждого фестиваля чучело строится по заново разработанному эскизу, а его габариты увеличиваются вместе с количеством участников праздника. Самый первый деревянный человек был высотой всего 2,5 м, но уже спустя 10 лет его размеры приблизились к 20 м, что соответствует высоте пятиэтажного дома. То же можно сказать и о численности участников. Если в 1986 году на пляже Сан-Франциско их было два десятка, то Burning Man – 2015 посетили 70 тыс. артистов, художников и скульпторов. Многие произведения, которые создаются в пустыне, остаются в пустыне навсегда. Если творческая команда не собирается вывозить свой арт-объект для демонстрации в каком-либо другом месте, если он не подарен новому владельцу или не достигнуты договоренности о его продаже после фестиваля, то инсталляция сжигается вместе с чучелом в последнюю ночь. Последние пара дней фестиваля – самые жаркие. Организаторы уже давно отошли от использования огня как такового и активно применят в финальной феерии пиротехнику высочайшего класса, салюты, фейерверки и лазерные установки для создания дополнительного светового сопровождения.

Люди

«Я хотел бы, чтобы у них был духовный опыт. Я хотел бы, чтобы они чувствовали себя связанными с большим человеческим опытом для того, чтобы конструктивно влиять на ход мировых дел». Ларри Харви, основатель Burning Man, о знаменитостях и миллионерах, посещающих фестиваль.

На целую неделю пустыню заселяют артисты всех мастей и возрастов. Здесь всегда можно найти гениальных художников, иллюстраторов, скульпторов, дизайнеров, музыкантов, артистов. Программа фестиваля насыщенная и включает даже такие вещи, как открытые мастер-классы по какому-либо виду искусства, лекции профессоров из ведущих университетов США и мира о различных областях науки, встречи со знаменитостями. И хоть цена билетов в среднем колеблется в районе 600 долларов, все равно эти деньги не в состоянии покрыть оплату такому огромному количеству знаменитостей, которых можно увидеть на фестивале.

Ответ прост – они приезжают туда сами, за отдыхом и вдохновением. Например, Марк Цукерберг, основатель суперпопулярной социальной сети Facebook, как-то прилетал сюда на вертолете и раздавал всем желающим бутерброды с сыром. А одни из самых давних посетителей Burning Man – Ларри Пейдж и Сергей Брин, основатели корпорации Google, переросшей в недавнем прошлом в амбициозный Alphabet. Нынешний исполнительный директор Google, Эрик Шмидт, получил свою должность благодаря одному, на первый взгляд, незначительному преимуществу перед остальными кандидатами: он, как и владельцы компании, любил и часто посещал Burning Man. Другая знаменитость, плейбой, филантроп и мультимиллионер Илон Маск, который в буквальном смысле двигает человечество вперед благодаря своим космическим ракетам из SpaceX и автомобилям из Tesla Motors, также является частым гостем в Блэк-Рок сити.

Такие суперзвезды помогают продвигать концепцию творческого самовыражения и активно участвуют в финансировании самого фестиваля, как многократной переплатой за билет и прямыми денежными пожертвованиями, так и вполне материальными вещами, вроде нескольких тысяч велосипедов для общего пользования.

Благодаря получению прибылей, благотворительной денежной поддержке и другим видам финансовых вливаний появился Фонд Блэк-Рок Артс (Black Rock Arts Foundation). Он, в свою очередь, действует как орган финансирования наиболее привлекательных проектов по всему миру. Группа художников и скульпторов может подать свою заявку на получение финансирования из запасов фонда с тем, чтобы построить и доставить на фестиваль свой авторский арт-объект либо же собрать его прямо во время Burning Man. Также фонд финансирует инновационные и новаторские идеи в сфере национального искусства без их релокации в Неваду. На сегодняшний день Фонд Блэк-Рок Артс уже помог воплотить в жизнь более 120 арт-проектов и не собирается прекращать свою деятельность.

«Наши» на Burning Man

В 2013 году творческая группа из России получила грант на создание инсталляции на фестивале от Фонда Блэк-Рокс Артс. Итогом их работы стал проект «Колыбель «МИРа» (Cradle of MIR), который представлял собой огромную пирамиду с основанием 19х19 м с открывшейся звездному небу вершиной, внутри которой была подвешена точная копия международной космической станции «МИР», выполненная в масштабе 1 к 3. Общий вес конструкции составил без малого тонну. Инсталляция была сделана интерактивной – каждый посетитель пирамиды мог написать записку, поместить ее в капсулу и, дернув за ниточку, отправить в сердце «МИРа» – прямо внутрь макета космической станции.

С тех пор, то есть вот уже третий год подряд, команда активно участвует в создании инсталляций на фестивале, получая гранты из фонда. В 2014 году она представила огромную подборку классической русской литературы, привезя на фестиваль полторы тысячи книг. Они выставлялись в огромной библиотеке-павильоне с отдельными интерактивными площадками, каждая из которых представляла какую-либо литературу. В 2015 году российская команда соорудила на Burning Man огромную пентаграмму из пяти переплетающихся между собой лестниц, уводящих идущего по ним в небо. Объект получился внушительный, как и предыдущие работы артистов: 11 м в высоту и 19 м в длину. На создание радужной подсветки ушло полтора километра ленты дюралайт и бесчисленное количество деревянных досок.

А в 2015 году от Фонда Блэк-Рок Артс получила грант на постройку и доставку в Неваду своего арт-объекта команда из Украины. Идея инсталляции была предложена скульптором из Одессы Александром Миловым. Собственно, если бы не финансовая поддержка фонда, неизвестно, когда бы этот проект был воплощен в жизнь, так как до Burning Man эта идея существовала только на уровне эскизов. Лэнд-инсталляция называется «Любовь» (Love) и главным образом сделана из металлической арматуры, сваренной в виде силуэтов мужчины и женщины, сидящих спиной друг к другу. Внутри фигур лицом друг к другу и соприкасаясь руками стоят маленькие мальчик и девочка. Детские фигуры сделаны из стального прута и матового пластика. Это своего рода души взрослых, которые тянутся друг к другу и хотят любви, даже когда взрослые не могут найти общий язык. Изюминка этой инсталляции в том, что как только на местность опускаются сумерки, фигурки детей начинают подсвечиваться, а стальной каркас силуэтов сидящих фигур мужчины и женщины, наоборот, как бы растворяется во тьме и становится незаметен. Творческая группа из 13 человек работала над инсталляцией 4 месяца. Размеры лэнд-арта – 17,5 м в длину, 5,5 в ширину и 7,5 в высоту. Вес – 4,5 тонны. После того как инсталляция была готова, ее бережно погрузили на корабль в порту Одессы и после океанского перехода выгрузили в Окленде, откуда она была доставлена в Блэк-Рок сити.

«Мы сделали эксперимент – убрали всех художников из цепочки и дали возможность людям с техническими профессиями выполнить всю творческую работу. И, кстати, результат оказался намного прогнозируемее и экономнее, чем тот, который я зачастую получал, работая с профессиональными художниками». Александр Милов, одесский скульптор, глава творческой группы и автор инсталляции «Любовь».

Удивительный, невероятный и абсолютно свободный от шаблонов Burning Man, кажется, выступает отличным примером современного массового творчества. Оказывается, ежегодный эксперимент по созданию общества радикального самовыражения может служить источником вдохновения и красоты для многих уголков земного шара. Самые запоминающиеся инсталляции, авторы которых не идут на сожжение своих творений, отправляются после завершения фестиваля в целые турне по городам США и мира и оседают в городских парках или даже частных коллекциях. Оказывается, даже 8-дневный город-призрак способен дать что-то стоящее и материальное окружающему миру, если это сотворено с любовью и талантом. В 2016 году фестиваль лэнд-арта и сюрреалистичных инсталляций Burning Man будет проводиться в тридцатый раз. Его темой в этом году объявлен Леонардо да Винчи, человек, который сумел подняться над своим временем благодаря гениальному уму и огромному таланту. Мероприятие обещает быть жарким.