Филадельфийский эксперимент – одна из самых известных неразгаданных тайн ХХ века.

Во время Второй мировой войны страны-участники конфликта искали новый способ победить быстро и эффективно, каким бы фантастичным этот способ ни казался. В то время военно-морской флот США был одержим идеей создания совершенного камуфляжа для корабля, способного сделать его невидимым для радаров противника и защитить от магнитных мин. Согласно некоторым источникам, в 1943 году в Филадельфии военное ведомство США якобы попыталось создать такое судно, но эксперимент вышел из-под контроля и привел к самым неожиданным последствиям.

Версии и предположения касательно хода Филадельфийского эксперимента и его результатов высказывают до сих пор, а исследователи продолжают спорить о том, было ли он свершившимся фактом, газетной уткой или качественно проработанной дезинформацией.

Эксперимент

Считается, что при помощи этого эксперимента военные ученые США пытались проверить, действительно ли электромагнитное поле сверхвысокой мощности, особенным образом сгенерированное вокруг какого-либо объекта, может привести к его полному визуальному исчезновению из-за того, что световые и радиоволны начнут его огибать. В случае удачи ученые и инженеры надеялись построить несколько эсминцев, которые могли бы исчезать не только с экранов радаров противника, но и буквально из поля зрения. К тому же физики собирались на практике проверить единую теорию поля, сформулированную Альбертом Эйнштейном. А по некоторым неподтвержденным данными, и сам он был причастен к этому опыту.

Согласно самой распространенной версии, опыт был проведен 28 октября 1943 года в порту Филадельфии. В качестве объекта был выбран эсминец «Элдридж» со всей находящейся на борту командой, насчитывающей 181 член экипажа. Для проведения эксперимента на борту корабля были смонтированы 4 мощных генератора электромагнитных колебаний, которые, по расчетам ученых, должны были создать вокруг корпуса судна тот самый невидимый электромагнитный кокон.

С раннего утра эсминец занял позицию в отведенном ему доке. За ходом эксперимента со штабного корабля, пришвартованного неподалеку, следили высокопоставленные чиновники военно-морского министерства и ученые, а наблюдатели от других ведомств расположились на торговом судне «Эндрю Фьюресет». Ровно в 09:00 был отдан приказ запустить генераторы, и уже через несколько минут густая зеленоватая дымка окутала эсминец, а спустя 12 минут он исчез на глазах у пораженных зрителей.

Только через 4 часа корабль появился в нескольких десятках километров от места проведения эксперимента – в Норфолке, неподалеку от своей запасной стоянки, возникнув буквально из воздуха. Он остался практически не поврежденным (разве что бортовые часы и компасы вышли из строя), чего нельзя было сказать о его многочисленной команде. Большая часть моряков в ходе эксперимента погибла, причем смерть некоторых из них наступила при крайне странных и необычных обстоятельствах. Большинство выживших сошли с ума, и, когда их находили, были заняты тем, что с громким хохотом и нечленораздельными криками метались по коридорам корабля, бились о стены или раздирали ногтями руки и лица. Только 21 человек из 181 вернулись целыми и невредимыми, сохранив здравый рассудок, но и они долго приходили в себя после увиденного. Все выжившие были немедленно помещены в карантин и тщательно допрошены, чтобы в деталях воссоздать все произошедшее на эсминце «Элдридж» за время его отсутствия. Судя по полученным данным, в ходе эксперимента на борту корабля произошло нечто, с чем ученые до тех пор никогда не сталкивались и объяснений чему дать так и не смогли.

В итоге по показаниям опрошенных установили следующее. Сразу же после включения генераторов все без исключения люди на борту начали испытывать необъяснимую все нарастающую тревогу. Когда сгустился зеленоватый туман, тревога у многих переросла в панику. А к моменту исчезновения корабля из поля зрения наблюдателей ужас стал настолько сильным, что никто из команды не мог ничего делать или вести какие-то наблюдения. Так что у многих членов команды сохранились о произошедшем лишь обрывочные воспоминания и яркие образы. Причем поначалу показания уцелевших даже не были восприняты всерьез, настолько они были нереалистичны – их списали на сильный стресс. Но дальнейшее расследование и детальный осмотр «Элдриджа» подтвердили многое из рассказанного моряками.

Некоторые из погибших членов экипажа неподвижно застыли на месте в разных позах и перестали дышать, превратившись в жуткое подобие статуй. Другие сгорели от того, что в нескольких местах на корабле возникли температурные аномалии – жар там стоял такой, что расплавился даже металл. Счастливцы, успевшие сбежать из таких мест, рассказывали, что люди начинали дымиться, а их кожа наливалась красным и как будто раскалялась. Некоторые горели очень долго – по оценкам свидетелей, около нескольких часов, хотя точно это установить не представлялось возможным, поскольку матросы признавались, что в тот момент не могли адекватно оценивать время. У части выживших безумцев также имелись ожоги, порой настолько тяжелые, что пострадавшие позднее скончались. Кто-то из моряков подвергся радиационному облучению, что выяснилось позже в ходе медицинских обследований и вскрытий; другие получили сильные удары электрического тока. 27 матросов будто вросли в переборки и конструкции корабля, словно человеческие тела и металл стали одним целым. Двое выживших позже рассказывали, что своими глазами видели, как люди проходили сквозь стены. Именно так и появились слившиеся с кораблем тела: некоторые из «вошедших» в переборки застыли посередине и не смогли выбраться.

Разумеется, и сам эксперимент, и его последствия были строго засекречены. Все материалы расследования, фото- и кинохроника, результаты вскрытий и показания уцелевших очевидцев были отправлены в охраняемые архивы, а часть из них сразу же уничтожена. Представителям флота США и прочим свидетелям по делу было приказано категорически отрицать факт проведения эксперимента, а любую информацию о нем называть выдумкой и ложью. Но слухи все равно продолжали распространяться.

Огласка

Впервые о Филадельфийском эксперименте стало известно общественности благодаря астрофизику, математику и уфологу Морису Кетчуму Джессупу из Айовы. Он не искал общественного признания – просто писал статьи и книги на интересующие его темы. В 1950-х его особенно занимали вопросы, связанные с популярными тогда «неопознанными летающими объектами», так что в 1955 году мистер Джессуп опубликовал свою очередную книгу «Аргументы в пользу НЛО». Этот труд, пытающийся с научной точки зрения ответить на вопрос «Что такое НЛО?», бестселлером так и не стал, но именно благодаря ему Морис получил странное письмо от некого мистера Карлоса Мигеля Альенде, который очень заинтересовался разделом книги о свойствах пространства и времени. В этом письме неизвестный утверждал, что военные США, применяя на практике секретную технику, могут, как это ни парадоксально, перемещать объекты «вне привычного Пространства и Времени». Мистер Джессуп попросил разъяснений и через год получил куда более развернутое письмо, в котором подробно описывались все детали засекреченного эксперимента.

Автор послания утверждал, что служил в 1943 году на корабле «Эндрю Фьюресет», входившем в группу контроля Филадельфийского эксперимента, и своими глазами видел все произошедшее с эсминцем «Элдридж». Вот выдержки из его письма, которое позже было обнародовано:

«Карлос Мигель Альенде, Нью-Кенсингтон, Пенсильвания

«Результатом» была полная невидимость корабля типа эсминец на море и всей его команды. Магнитное поле имело форму вращающегося эллипсоида и простиралось на 100 м (больше или меньше, в зависимости от положения Луны и градуса долготы) по обеим сторонам от корабля. Все, кто находился в этом поле, имели лишь размытые очертания…

…Те, кто находился вне магнитного поля, вообще ничего не видели, кроме резко очерченного следа корпуса корабля в воде, – при условии, конечно, что они находились достаточно близко к магнитному полю, но все же вне его… Половина офицеров и членов команды того корабля сейчас совершенно безумны. Некоторых даже по сей день содержат в соответствующих заведеньях, где они получат квалифицированную научную помощь, когда они либо «воспаряют», как они сами это называют, либо «воспаряют и застревают». Это «воспарение» – последствие слишком долгого пребывания в магнитном поле.

Если человек «застревает», то он не способен двигаться по своей воле, если один или двое товарищей, которые находятся рядом, не подойдут и не прикоснуться к нему, потому что иначе он «замерзнет». Обычно «глубокозамороженный» теряет рассудок, беснуется и несет несуразицу, если «заморозка» длилась больше одного дня по нашему отсчету времени.

Я говорю о времени, но «замерзшие» воспринимают течение времени иначе, чем мы. Они напоминают людей, находящихся в сумеречном состоянии, которые живут, дышат, слышат и чувствуют, однако не воспринимают столь многого, что словно существуют лишь на том свете. Они воспринимаю время не так, как вы или я.

Остались очень немногие из членов команды, кто принимал участие в эксперименте… Большинство лишилось рассудка, один попросту исчез «сквозь» стену собственной квартиры на глазах у жены и ребенка. Двое других членов команды «воспламенились», то есть они «замерзли» и загорелись, когда перетаскивали маленькие шлюпочные компасы; один нес компас и загорелся, а другой поспешил к нему, чтобы «возложить руку», но тоже загорелся. Они горели на протяжении 18 дней. Вера в эффективность метода возложения рук была разрушена, и началось повальное сумасшествие. Эксперимент как таковой был абсолютно успешным. На экипаж же он подействовал роковым образом…»

Конечно же, получив это письмо, Морис Джессуп допускал возможность того, что оно представляет собой не совсем реальный, а скорее преувеличенный рассказ о таинственном событии. И все же во время Второй мировой войны проводилось множество секретных экспериментов – почему бы Филадельфийскому эксперименту не оказаться одним из них? Ведь в письме было слишком много реальных подробностей: имен, географических названий, дат и событий.

Пройти мимо такой сенсации Джессуп не мог и сразу же занялся расследованием: обращался в архивы, искал очевидцев, беседовал с военными и моряками и, говорят, нашел немало подтверждений тому, что эксперимент имел место. Окончательно он утвердился в своем мнении, когда его неожиданно вызвали в Управление военно-морских исследований США. Дело в том, что незадолго до этого туда пришла бандероль с пасхальной открыткой и новой книгой Джессупа «Расширенный аргумент в пользу НЛО», все поля которой были исписаны пометками синими, фиолетовыми и зелеными чернилами. В пометках содержались неприкрытые намеки на единую теорию поля Эйнштейна, Филадельфийский эксперимент, имена и фамилии высшего командования ВМС США и ссылки на засекреченные документы и материалы. Разумеется, мистера Мориса Джессупа попросили дать объяснения. Тот немедленно явился и, изучив книгу, пришел к выводу, что пометки на полях синими чернилами написаны тем же почерком, что и письма таинственного мистера Альенде. По словам самого Джессупа, сотрудники Управления военно-морских исследований в ходе той беседы признались ему, что подобный эксперимент в самом деле проводился осенью 1943 года, но так ли было на самом деле, мы уже никогда не узнаем.

После этой беседы поисками Альенде занялись всерьез, но он оставался неуловим, хотя и продолжал исправно писать Джессупу. В своих посланиях он сообщал все новые и новые факты Филадельфийского эксперимента. Он подробно рассказывал о поле статического электричества, охватившем «Элдридж», в которое он даже засунул руку и выжил после этого только благодаря высоким матросским резиновым сапогам и прорезиненной зюйдвестке. Много писал об уникальном силовом поле, которое двигалось против часовой стрелки вокруг «Элдриджа», и его предполагаемых свойствах.Также, по его словам, на определенном этапе эксперимента присутствовал сам Альберт Эйнштейн.

Такие письма приходили на протяжении двух лет, пока, наконец, переписка не прервалась самым трагическим образом. Возможно, Филадельфийский эксперимент никогда не стал бы достоянием общественности, если бы не таинственная и внезапная смерть Мориса Джессупа. 20 апреля 1959 года он был найден в собственной машине задохнувшимся от выхлопных газов. Возможно, он покончил с собой из-за многочисленных долгов, а может быть, причиной внезапного решения свести счеты с жизнью стал затянувшийся творческий кризис – он никак не мог дописать свою новую книгу, полностью посвященную произошедшему с эсминцем «Элдридж». Существует и мнение, что Джессуп слишком много узнал, и ему помогли поскорее уйти из жизни. Тем не менее, полиция однозначно постановила, что Моррис, будучи сильно пьян и находясь под действием большого количества антидепрессантов, сам подвел шланг от выхлопной трубы в салон машины, заткнул все щели, завел двигатель и вскоре задохнулся. Это подтверждается и тем, что незадолго до смерти он написал два прощальных письма близким и друзьям.

Но дело Джессупа не осталось без последователей. Его товарищи и соавторы Айвен Сандерсон и доктор Мэнсон Валентайн сразу же после смерти Мориса с удвоенным энтузиазмом взялись за собственное расследование – и вскоре получили результаты. Так, нашлись некие документы, подтверждающие, что с 1943 по 1944 год Эйнштейн состоял на службе в морском министерстве в Вашингтоне. Обнаружились как живые свидетели произошедшего с «Элдриджем», так и те, кто якобы лично видел листки с расчетами, выполненными почерком Эйнштейна. Была найдена даже старая вырезка из какой-то «желтой» газеты тех времен, рассказывающая о матросах, сошедших с корабля и мгновенно растаявших в воздухе на глазах у множества свидетелей. Собрав этот материал, последователи Джессупа выпустили книгу под названием «Филадельфийский эксперимент: проект Невидимость», в которой использовали добытую информацию, письма Альенде и все наработки Джуссупа. Позже свет увидело еще 16 бестселлеров и 3 художественных фильма. Так Филадельфийский эксперимент, был он на самом деле или нет, приобрел мировую известность.

Так что же на самом деле произошло с эсминцем «Элдридж»? Было ли все описанное в книге правдой или раздутой до невероятных размеров фантазией авторов? Или эксперимент действительно имел место, а шумиха вокруг исчезновения корабля была поднята лишь для того, чтобы скрыть от широкой общественности его реальные результаты?

В поисках истины

С момента опубликования книги «Филадельфийский эксперимент: проект Невидимость» попытки узнать правду не прекращаются до сих пор. Многие верят, что все написанное Альенде, Джессупом и его последователями – чистая правда.

Долгие годы велись поиски того самого Карлоса Мигеля Альенде, причем искали его как независимые исследователи и журналисты, так и представители властей. В ход шли телефонные книги, рассылки адресных бюро, информационные базы моргов и полицейских участков, даже личные дела военнослужащих. Десятки самозванцев раздавали интервью, подогревая интерес к теме и рассказывая все больше «жареных» фактов о Филадельфийском эксперименте. В то же время американские военные ведомства, Белый дом и Капитолий были буквально завалены письмами от обеспокоенных граждан, которых интересовал только один вопрос: проводился Филадельфийский эксперимент или нет? Правительство далеко не сразу ответило на эти вопросы, еще больше убедив широкие массы в том, что ВМС США есть что скрывать. Опровержение Управление военно-морских исследований опубликовало только 8 сентября 1996 года в официальном коммюнике, где эксперимент отрицался как факт. Но интерес к теме после этого заявления не исчез, а скорее даже вышел на новый уровень. В прессе и на телевидении появилась масса опровержений со стороны независимых экспертов и исследователей.

Так что и сейчас практически ежегодно появляются все новые и новые любопытные факты о нашумевшем эксперименте. Одним из них стал записанный на пленку и обнародованный рассказ американского инженера-электронщика Эдома Скиллинга: «В 1990 году моя знакомая Маргарет Сэндис пригласила меня и моих друзей в гости к доктору Карлу Лайслеру, ее соседу, чтобы обсудить некоторые детали Филадельфийского эксперимента. Карл Лайслер, физик, один из ученых, работавших в 1943 году над этим проектом. Они хотели сделать невидимым для радаров военный корабль. На его борту был установлен мощный электронный прибор типа огромного магнетрона. Магнетрон – генератор сверхкоротких волн, засекреченный во время Второй мировой войны. Этот прибор получал энергию от электрических машин, установленных на корабле, мощности которых было достаточно, чтобы снабдить электроэнергией небольшой город. Идея эксперимента состояла в том, что очень сильное электромагнитное поле вокруг корабля будет служить экраном для лучей радара. Когда магнетрон заработал, корабль исчез. Через некоторое время он вновь появился, но все моряки на борту были мертвы. Причем часть их трупов превратилась в сталь – материал, из которого был сделан корабль. Лайслер и его коллеги по эксперименту полагают, будто они послали корабль в другое время, при этом судно распалось на молекулы, а когда произошел обратный процесс, то и случилась частичная замена органических молекул человеческих тел на атомы металла».

Опровержения

Разумеется, помимо «поклонников» истории о Филадельфийском эксперименте, имеются и скептики, которые наотрез отказываются верить как в отдельные детали произошедшего, так и в существование проекта целиком. Надо признать, что и их аргументы также звучат весьма убедительно.

Так, если верить письмам Альенде и найденным позже данным, в работе над проектом принимал участие Альберт Эйнштейн. Тем не менее, правительство США не слишком доверяло гению, ведь было общеизвестно, что он в открытую симпатизирует коммунистам. Директор ФБР Эдгар Гувер вынес суровый вердикт: «Из-за своих радикальных взглядов профессор Эйнштейн не может считаться пригодным для использования в секретных работах, так как кажется маловероятным, чтобы такого склада человек за столь короткое время стал вполне благонадежным американским гражданином». Так что в то время Эйнштейну поручали только второстепенные задания, которые не могли серьезно повлиять на ход войны, и в 1943–1944 годах он работал на управление артиллерии ВМФ США. Можно с уверенностью сказать, что его работа не имела ничего общего ни с электромагнетизмом, ни, тем более, с невидимостью.

Второй довод маловеров состоит в том, что, согласно вахтенным журналам, эсминец «Элдридж» в октябре 1943 года никак не мог находиться в порту Филадельфии, так как был на ремонте в доках Норфолка.

Но главным аргументом был и остается тот факт, что моряки, служившие на эсминце «Элдридж», все как один отрицают факт эксперимента. В 1999 году в Атлантик-Сити произошла их первая встреча со времен окончания войны. К этому времени их осталось всего 15 человек, включая 84-летнего капитана. Конечно, на встрече не обошлось без вопросов о Филадельфийском эксперименте, на что капитан и остальные моряки единодушно ответили, что понятия не имеют, как возникла эта нелепая история. Например, Эд Вайз безапелляционно завил, что такое можно было придумать, только «обкурившись дури». А Рэй Перриньо признался: «Когда люди меня спрашивали об «эксперименте», я соглашался и говорил, что да, я исчезал. Правда, вскоре они соображали, что я их разыгрываю».

Факты

Но факты остаются фактами – в 1943 году многих ученых во всех воюющих странах волновал вопрос безопасности морских судов. Тогда во множестве проводились опыты, призванные обезопасить корабль от недавно появившихся магнитных мин и торпед. Такая процедура – дегауссизация – могла бы сделать линкоры и эсминцы «невидимыми» для них. По мнению многих исследователей, в основу легенды о Филадельфийском эксперименте, созданной Мигелем Альенде, мог лечь один из таких опытов, которые в то время проводились, в том числе, в порту Филадельфии.

Дегауссизация предлагала две возможности: многократное усиление магнитного поля корабля, чтобы мины взрывались в отдалении, не причиняя вреда, или же нейтрализацию собственного магнитного поля судна, чтобы даже самая чувствительная мина не сработала. Первый способ как раз и предполагал наличие на борту корабля огромных электрических катушек, обилие проводов и аппаратуры. Для защиты по второму варианту стальное судно оснащалось специальным, тщательно подобранным персонально для него поясом, окружавшим весь корпус. На пояс подавался ток, что делало его мощным электромагнитом, нейтрализующим магнитное поле корабля. К слову, после экспериментов стало ясно, что лучше себя зарекомендовал как раз последний.

Естественно, во время работ по дегауссизации некоторые приборы на борту корабля, например, механические часы или магнитные компасы, буквально сходили с ума или мгновенно выходили из строя. Неудивительно, что среди моряков появилось множество рассказов о таких таинственных случаях, где факты были щедро сдобрены вымыслом. К тому же процедура размагничивания корабля и изменения его собственного магнитного поля поначалу была строго секретной военной разработкой, так что фактов о подобных экспериментах не хватало. Зато слухов было в избытке.

Вероятно, Мигель Альенде где-то увидел подобную процедуру или услышал о ней и додумал недостающее: непонятная аппаратура, огромные машины и засекреченный правительственный эксперимент могли впечатлить и вдохновить кого угодно. Со временем объяснилось и то, как ему в голову могла прийти мысль о невидимости и исчезновении корабля. Исследователь Филадельфийского феномена журналист Джон Киль писал в свой книге: «Во время Второй мировой войны фокусник Джозеф Даннингер, специалист по организации зрелищ, предложил ВМФ США сделать их корабли невидимыми. Возможно, Даннингер имел в виду хитрый трюк или специальную маскировку, но в то время его предложение получило широкую огласку в прессе. Очень возможно, что Альенде увидел эти статьи и выдумал на их основе свою историю».

Другая, не менее убедительная версия гласит, что Морис Джессуп поднял шумиху вокруг Филадельфийского эксперимента не случайно, а с целью распространения дезинформации, чтобы скрыть реальные факты о проведении опытов по дегауссизации и, главное, об их результатах. Но вот во мнении, писал ли Джессуп, что называется, «под диктовку» чиновников морского ведомства США или и сам был жертвой грамотно пущенной неизвестным мистером Альенде дезинформации, исследователи расходятся.

Будет ли когда-нибудь раскрыта тайна эсминца «Элдридж»? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Время идет, и в живых остается все меньше людей, которые могли бы претендовать на знание фактов из первых рук. Вполне возможно, истина так и уйдет в небытие вместе со свидетелями – или теми, кто называет себя таковыми. А может, навсегда осядет мертвым грузом в недрах каких-нибудь архивов, в папке с грифом «Совершенно секретно».