Флоренцию, в прошлом центр Флорентийской республики, столицу герцогов Медичи и Итальянского королевства, подарившую миру Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Галилео Галилея, нередко называют «жемчужиной Италии». И это неудивительно. Невероятной красоты город на реке Арно, сейчас являющийся административным центром региона Тоскана, внес грандиозный вклад в развитие европейской и мировой цивилизаций. Местный диалект лег в основу литературного итальянского языка, а монета стала эталоном для всей Европы. Флорентийские мыслители стояли у истоков эпохи Возрождения, а в честь родившегося здесь мореплавателя Америго Веспуччи были названы два континента.
А «жемчужиной Флоренции» с не меньшим основанием именуют расположенную в самом сердце города галерею Уффици – один из самых крупных и значимых музеев европейского изобразительного искусства. Ежегодно она принимает более миллиона человек, что делает ее еще и самой посещаемой художественной галереей в Италии. И длинные очереди у ее дверей уже успели стать не менее знаменитыми, чем хранящиеся внутри Уффици шедевры.
Галерея канцелярий
Все началось в июле 1559 года с идеи великого герцога Тосканского Козимо I Медичи объединить все административные службы Флоренции в одном просторном дворце. Для воплощения проекта в жизнь был приглашен известный итальянский архитектор Джорджо Вазари, который позже с гордостью писал: «Никогда мне не приходилось работать над сооружением здания, строительство которого было бы таким сложным и опасным, поскольку оно закладывалось на берегу реки, и почти что в воздухе». Возведение нового административного центра, призванного стать символом могущества и силы флорентийских государственных деятелей, началось незамедлительно – в 1560 году. Так и появилась «галерея канцелярий». Она же – галерея Уфицци (на итальянском – Galleria degli Uffizi).
Принято считать, что источником вдохновения для Вазари послужили работы горячо любимого им Микеланджело, и именно поэтому здание получилось одновременно простым и удивительно изящным. В качестве отделочного материала были выбраны чередующиеся между собой белая флорентийская штукатурка и серый камень, добытый в долине Мензолы. Этот материал был до такой степени ценным, что получить его можно было только по специальной лицензии правителя. И что интересно, Уффици стала одной из немногих построек, где этот вид камня был использован для облицовки внешних стен – традиционно он предназначался лишь для украшения интерьеров дворцов или, в крайнем случае, их внутренних дворов. К сожалению, закончить свое творение лично Вазари не смог – в 1574 году великий архитектор, живописец и писатель ушел из жизни, – и завершал строительство его преемник Бернардо Буонталенти.
Архитектурный ансамбль Уффици выполнен в форме подковы и состоит из двух параллельных друг другу построек, соединенных серлианской лоджией, из окон которой открывается живописный вид на реку Арно. К западному крылу комплекса примыкает старинный Монетный двор, где когда-то чеканили золотые и серебряные флорины. Многие средневековые здания и даже целые старые кварталы при строительстве Уффици были просто разобраны, но фундаменты и даже стены некоторых сооружений все же смогли послужить основой для новой галереи.
Расположение галереи Уффици рядом с Палаццо Веккьо, резиденцией Козимо I Медичи, было одним из условий великого герцога Тосканского. Для реализации столько масштабного проекта потребовалось снести немало зданий, и в их числе оказалась старинная церковь Сан Пьетро Скераджо. Со стороны Виа делла Нинна до сих пор можно рассмотреть арки и колонны этого старого романского храма, поглощенного зданием Уффици.
Построенная на фундаменте еще более древнего святилища, церковь Сан Пьетро Скераджо была открыта в 1068 году, а до начала XIV века даже исполняла роль администрации Городских советов. В числе прочего она известна и пламенными речами Данте и Боккаччо, звучавшими в свое время в ее стенах.
В 1560 году остатки средневековых построек были включены в нижний этаж «галереи канцелярий». Центральный неф церкви Сан Пьетро Скераджо остался практически не тронут и теперь представляет собой один из залов Уффици. Вход в него находится рядом с главным входом в музей на первом этаже галереи. Но открыт он далеко не всегда. Зал Сан Пьетро Скераджо используется для торжественных церемоний, конференций и выставок. Но если повезет попасть туда, то внутри зала можно увидеть цикл фресок кисти итальянского художника Андреа дель Кастаньо, изображающий знаменитых героев античности и выдающихся жителей Тосканы. Здесь же находится известная фреска Боттичелли «Благовещение».
Итальянцы – и тем более флорентинцы – не были бы собой, если бы не начали сразу же украшать столь значимое для жизни города здание. Еще в 1575 году в галерею была перенесена часть семейной коллекции Медичи, которая и составила основу будущего музея. А в 1581 году сын Козимо I Медичи – Франческо I Медичи – превратил один из этажей восточного крыла Уффици в настоящую художественную галерею, выставив там античные статуи и другие ценные экспонаты. Сердцем первоначальной версии музея стал Зал Трибуна, который Бернардо Буонталенти выполнил в 1584 году в полном соответствии со вкусами Франческо I Медичи. Дело в том, что тот активно увлекался алхимией, потому и Зал Трибуна посвящен четырем стихиям – огню, воде, воздуху и земле. Его стены отделаны цветным мрамором, ракушками и полудрагоценными камнями.
И уже тогда, в конце XVI века, галерея открыла свои двери перед первыми посетителями. Однако попасть сюда могли только знатные люди из высших слоев общества. В качестве выставочных залов были оборудованы помещения на верхнем этаже, и путь к ним лежал через приватные входы Палаццо Веккьо, который в то время служил резиденцией великих герцогов Тосканских. В частности, находящийся там кабинет Франческо I Медичи и верхний этаж галереи Уффици был связан специально построенным проходом. А знаменитая лестница Вазари из 126 ступеней внутри «галереи канцелярий» вела только до второго этажа и заканчивалась в вестибюле придворного театра Медичи. Лишь в XVIII веке, когда Уффици была передана в дар народу Флоренции, лестницу продлили до музейных залов.
Тайная страсть Медичи
Любовь к искусству в семье Медичи, похоже, передавалась по наследству. В этом знатному роду правителей Флоренции сложно найти человека, который не покровительствовал бы художникам или архитекторам, не выступал бы в роли щедрого мецената или хотя бы просто не славился своим расточительством при пополнении династической коллекции предметами искусства. В разные времена под патронажем семьи Медичи работали Андреа дель Верроккьо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сандро Боттичелли, Джованни да Болонья, Лука Джордано, Джорджо Вазари, Рафаэль, Тициан и многие-многие другие.
Сложно сказать, как развивался бы талант да Винчи, родись он не во Флоренции, которой правили Медичи. Однако существует легенда, рассказывающая о том, что и юный Леонардо помог правящей династии. Речь идет о щите Медузы, созданном да Винчи еще в детстве и ставшим своеобразным символом власти Медичи.
Как рассказывает Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», однажды какой-то крестьянин попросил господина Пьеро, отца Леонардо, найти ему художника, который смог бы расписать круглый деревянный щит. Пьеро отдал заказ своему сыну, а тот задался целью изобразить на щите голову горгоны Медузы. И больше всего ему хотелось, чтобы созданный им образ произвел впечатление на зрителя, остался в его памяти. Его «натурщиками» стали ящерицы, кузнечики, нетопыри, змеи, гусеницы и «прочие твари». И, как писал Вазари, из них, «сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух».
Результат действительно превзошел все ожидания: когда господин Пьеро увидел работу своего сына, то искренне испугался. Для крестьянина он купил щит у старьевщика, а работу Леонардо отвез во Флоренцию и продал там за 100 дукатов. Так, по преданию, щит Медузы, созданный юным да Винчи, перешел к семье Медичи и стал символом их силы и власти. Говорят, что вскоре после того, как артефакт был утерян, народ Флоренции восстал против правителей и изгнал Медичи из города.
Через много лет картину с изображением горгоны Медузы заказал у Караваджо кардинал Франческо Мария дель Монте. Новый талисман он преподнес Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына. Сейчас этот шедевр можно увидеть в галерее Уффици во Флоренции.
Именно коллекции Медичи составили первоначальное ядро художественной галереи Уффици. Да и самим своим существованием музей всецело обязан этому благородному семейству – от момента своего строительства и до договора 1737 года, который составила последняя представительница династии Анна Мария Луиза Медичи. Согласно этому документу все художественные и культурные ценности, хранящиеся в галерее, были завещаны Флоренции и ни под каким предлогом не могли быть вывезены за пределы государства. И хотя за прошедшие века произошло немало событий и многое изменилось, итальянцы всеми силами старались уберечь доставшиеся им в наследство шедевры.
Изначально коллекция Уффици пополнялась самым различными путями. Большую часть экспонатов Медичи приобретали или заказывали у известных мастеров кисти или резца. Некоторые картины художники преподносили в дар сами. Постепенно в Уффици, стоявшую в центре Флоренции, стекались и шедевры, ранее украшавшие стены других зданий – например, храмов и монастырей.
Не последнюю роль в обогащении музейных коллекции играли крепкие международные связи, которыми Флоренция могла похвастаться уже с XIV столетия. Каждый визит в город дипломатов и духовных лиц приносил с собой и дары – новые экспонаты для галереи. Еще больше этому способствовали браки с представителями иностранных династий, пополнявшие уже ставшую знаменитой коллекцию работами художников из других стран или уникальными предметами, которые новоявленный супруг или супруга привозили с собой в качестве приданного.
К слову, женитьба представителей рода Медичи порой становилась поводом и для серьезных архитектурных изменений самой Уффици. Так, в середине XVI века, накануне свадьбы Франческо I с Иоанной Австрийской, отец жениха Козимо I Медичи заказал Вазари построить коридор, который должен был соединить Палаццо Веккьо на площади Синьории с Палаццо Питти на другом берегу реки Арно. Подобный крытый проход требовался для того, чтобы великий герцог и члены его семьи – а также титулованные гости – могли свободно и безопасно в любое время путешествовать из своей жилой резиденции во дворец правительства. Заказ был выполнен менее чем за полгода.
Сейчас 750-метровый крытый Коридор Вазари начинается в Палаццо Веккьо, проходит через галерею Уффици, а затем идет вдоль правой набережной реки Арно. После следует над мостом Понте Веккьо (этот участок обустроен рядом больших панорамных окон, из которых открывается великолепный вид на реку до моста Понте Санта-Тринита) и дальше движется по левому берегу через церковь Санта-Феличита, заканчиваясь в садах Боболи.
В Коридоре Вазари выставлено около 1000 картин живописцев XVII–XVIII веков, а также богатейшая экспозиция автопортретов художников – от XVI века и до наших дней. И среди них можно увидеть работы Рембрандта, Веласкеса, Бернини, Делакруа, Вазари, Рубенса. Посетить Коридор Вазари можно только с экскурсионной группой, но несколько раз в год музей устраивает специальные «открытые» дни. Однако стоит учитывать, что в таких случаях билет на посещение необходимо заранее забронировать в кассах.
Джорджо Вазари – известный итальянский художник, архитектор и писатель – вошел в историю еще и как основоположник современного искусствознания. Его «Жизнеописания прославленных живописцев, ваятелей и зодчих», подготовленные вместе с группой помощников и изданные впервые в 1550 году (в расширенном виде – в 1568 году), на протяжении веков оставались основным – а подчас и единственным – источником информации о величайших художниках эпохи Ренессанса. Книга представляет собой собрание 178 биографий итальянских художников и включает не только жизнеописание, но и анализ их основных произведений.
Кстати, на архитектурном поприще у Вазари было немало неудач, однако строительство «галереи канцелярий» Козимо I Медичи доверил именно ему. И не прогадал. Здание Уффици и здание виллы для папы Юлия III в Риме стали ярким свидетельством таланта Джорджо Вазари. Кроме этих двух памятников архитектуры, по его проекту построен комплекс сооружений, составляющий Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе. Есть и другие, но именно эти три принесли Вазари всемирную известность.
Зато пройтись по залам Уффици со специальной тематической экскурсией, посвященной истории династии Медичи, можно практически в любое время. Осмотр начинается с картин «Бракосочетание Екатерины Медичи» и «Бракосочетание Марии Медичи», написанных итальянским художником Якопо да Эмполи. На первой изображена Екатерина Медичи с дофином Франции Генрихом Валуа, будущим королем Генрихом II. Этот брак был организован отцом жениха и дядей невесты, Папой Римским Климентом VII, который таким образом хотел «облагородить» банкиров Медичи королевским титулом. Второе же полотно изображает бракосочетание Марии Медичи, дочери герцога Франческо I Медичи и Иоанны Австрийской, с королем Франции Генрихом IV Наваррским. Тем самым, которому принадлежит фраза «Париж стоит мессы».
Дальше можно будет увидеть великолепное «Поклонение волхвов» кисти Джентиле да Фабриано, «Битву при Сан-Романо» Паоло Учелло, «Урбинский диптих» Пьеро делла Франческа и многочисленные полотна Боттичелли, многие из которых связаны с семьей Медичи, и особенно с Лоренцо Медичи по прозвищу «Великолепный».
Экскурсия по Уффици, посвященная роду Медичи, длится около двух часов и включает посещение почти двух десятков залов на разных этажах музея. Здесь посетители могут ознакомиться и с портретами представителей династии, и с наиболее известными работами, заказанными или приобретенными Медичи. Заканчивается осмотр у двух работ кисти Караваджо – «Вакх» и «Щит с головой Медузы».
Жемчужины Уффици
Для знакомства со всеми музейными коллекциями Уффици не хватит и нескольких дней. Да и сама она уже давно вышла за рамки одного здания. По сути, еще в XVIII веке, когда галерея стала достоянием народа Флоренции, прошла первая каталогизация и реорганизация экспонатов. Тогда часть из них была передана Музею зоологии и естествознания. Большое количество статуй эпохи Возрождения отправилось в Музей скульптуры Барджелло, причем не просто украсило и обогатило его, а стало ядром коллекции. Экспонаты, относящиеся к искусству этрусков, расширили экспозиции Археологического музея Флоренции.
С другой стороны, пополнение Уффици всемирно известными художественными шедеврами и другими предметами истории и искусства продолжалось и после исчезновения династии Медичи. Да так успешно, что некоторые коллекции пришлось размещать в других зданиях Флоренции. По современным меркам площадь галереи не такая уж и большая, несмотря на все попытки расширить территорию и увеличить количество залов. И тут еще дело в том, что сами флорентинцы настолько трепетно относятся к «жемчужине» своего города, что каждая реставрация привлекает пристальное внимание и вызывает неизменные споры: а надо ли? Мол, не испортит ли очередная перестройка аутентичного вида Уффици? Не приведет ли к тому, что галерея утратит свою уникальность?
Приверженность традициям просматривается не только в этом. Вот уже несколько веков в Уффици сохраняется выбранный единожды принцип расположения картин – от более древних полотен к самым современным. И начинается все с искусства XIII–XIV веков. Проходя из одного зала в другой, можно собственными глазами увидеть, как одна эпоха в искусстве сменяла другую. Как менялись сюжеты и техника живописцев. Отдельные залы отведены творчеству Филиппо Липпи, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Караваджо.
В коридорах между залами выставлены экспозиции различных статуй и бюстов, и здесь также, по возможности, соблюдается «временной принцип». И начинается все с бесценных античных статуй и бюстов из археологической коллекции Уффици, большая часть экспонатов которой была собрана великим герцогом Франческо I Медичи. К слову, формировать экспозицию по эпохам и авторам и размещать все в хронологическом порядке первым предложил именно он.
Как и в каждом музее с мировым именем, в Уффици есть свой «золотой фонд», свои «жемчужины» коллекции. Для тех, кто ограничен во времени или по какой-то иной причине не может пройтись по всем залам галереи, существует специальная экскурсия, включающая только самые ценные и значимые произведения искусства. Длится она около полутора часов и начинается в зале живописи XIII–XIV веков, где выставлены три «Мадонны», написанные тосканскими мастерами Чимабуэ, Дуччо и Джотто. Дальше на пути встретится еще одна «Мадонна», созданная несколькими веками позже флорентийским живописцем Филиппо Липпи. Картина «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» интересна еще и тем, что представляет собой, по сути, семейный портрет. Младенца Христа и одного из ангелов Липпи писал со своих детей, а для образа Мадонны, который позже станет своеобразной моделью или эталоном для многих художников, позировала жена живописца Лукреция Бутти.
В числе учеников Филиппа Липпи был и Сандро Боттичелли, чьи полотна «Рождение Венеры» и «Весна» являются едва ли не самыми известными из хранящихся в Уффици. И более того, они считаются символами гуманистической культуры Флоренции эпохи Возрождения. Кроме этого, в галерее можно увидеть вариант «Мадонны с младенцем и ангелом», который Боттичелли написал в манере своего учителя Липпи.
Не меньший интерес вызывают «Благовещение» и «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. А еще больший – работа его учителя Андреа Верроккьо «Крещение Христа». Эта полотно известно не только своим сюжетом и художественной ценностью, но и связанной с ним легендой. Часть картины – некоторые элементы пейзажа и светловолосого ангела – написал юный да Винчи. Для того времени это было обычной практикой: учитель получал заказ и выполнял его вместе с учениками своей художественной мастерской. Обычно последним доверялись лишь мелкие, незначительные детали, но самые талантливые и старательные получали возможность написать самостоятельно целый фрагмент.
Тогда, в середине XV века, когда почти вся творческая молодежь дни напролет проводила в оживленных дискуссиях о необходимости возрождения античных идеалов, да Винчи сутками не выходил из мастерской, совершенствуя свое мастерство. Он был далек от праздных бесед и теоретических споров. Неудивительно, что при таком подходе и природном таланте он заметно превосходил всех своих однокашников. Так что ему доверили написать на картине «Крещение Христа» одного из ангелов. Второго написал сам Верроккьо. И именно эти два ангела, стоящие рядом, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Если верить «Жизнеописаниям» Вазари, Андреа Верроккьо был настолько потрясен, что забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи. Но «Крещение Христа» он, к счастью, все же закончил, и теперь полотно украшает стены галереи Уффици.
Дальше на экскурсионном маршруте можно увидеть «Мадонну Дони» Микеланджело, которую мастер выполнил в молодые годы, еще до начала росписи Сикстинской капеллы. В этот период он всецело увлекался созданием статуй (в частности, работал над своим «Давидом»), и техника, в которой выполнена картина, как нельзя лучше иллюстрирует его тезис о том, что наиболее совершенная живопись та, которая напоминает скульптуру.
В зале Рафаэля можно задержаться надолго, ведь музеи Флоренции – галерея Уффици и Палаццо Питти – обладают самым большим в мире числом картин этого мастера кисти. Но наибольшего внимания посетителей обычно удостаивается его «Мадонна со щеглом». Образу Мадонны отведено важное место в творчестве живописца, и сейчас его полотна со схожими сюжетами занимают почетные места в величайших музеях мира: в Лондоне, Париже, Берлине, Санкт-Петербурге, Риме, Ватикане, Вене, Эдинбурге, Вашингтоне. А во Флоренции, в Палаццо Питти, можно увидеть еще несколько картин: «Мадонна Грандука», «Мадонна под балдахином», «Мадонна с завесой» и «Мадонна в кресле».
В конце пути будет еще одна важная и интересная остановка – зал Тициана. Именно здесь хранится его известнейшая работа «Венера Урбинская». Картина была написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере, и вполне вероятно, что прототипом Венеры послужила его юная невеста Джулия Варано, хотя существуют и другие версии.
А заканчивается этот маршрут, как и экскурсия, посвященная Медичи, в зале Караваджо, чьи работы поражают, а порой и пугают своей реалистичностью. Но удивительно не только это. За все время не было обнаружено ни одного рисунка или эскиза, так что большинство искусствоведов считают, что все свои сложнейшие композиции Караваджо сразу реализовывал на холсте.
Осматривая коллекции «галереи канцелярий», сложно не думать о том, что и сама она является полноправным предметом искусства. Она завораживает еще на подходе, впечатляя своим одновременно строгим и лаконичным, но вместе с тем изысканным и роскошным внешним обликом. И это только начало – стоит попасть внутрь, как взгляд сразу же приковывают многочисленные фрески на потолках и стенах. Недаром же галерею называют «собранием прекрасного в прекрасном». И недаром же многие люди возвращаются во Флоренцию только ради того, чтобы еще раз пройтись по коридорам и залам Уффици и окончательно закрепить за ней звание самого посещаемого музея Италии.