Перед Рождеством и Новым годом всем хочется расцветить серые будни, добавить в них яркую нотку праздничного настроения. А взрослым – еще и ненадолго окунуться в детство, снова почувствовать себя беззаботными и юными. И, пожалуй, лучшее место для этого – парк развлечений, полный аттракционов, представлений, музыки и света. Этакий коктейль из смеха, адреналина и хорошего настроения. Дух захватывает, сердце бьется чаще, мир кажется игрушечным и забавным, теряет свою повседневную серьезность и превращается в сплошной праздник.

Возвращаясь к истокам 

     Первым парком аттракционов в мире по праву считается датский Баккен, созданный – вернее, стихийно появившийся – еще в 1583 году. Существует легенда о том, как некая маленькая девочка гуляла по Королевскому оленьему парку на севере Копенгагена, наткнулась на источник и принесла домой немного воды из него. Вода оказалась целебной и к источнику потянулись датчане – целыми семьями. Оценив популярность парка, туда тут же стали стекаться циркачи и бродячие актеры, постоялые дворы, балаганы и многие-многие другие. Очень скоро появились и первые, пока еще примитивные аттракционы. К слову, Баккен существует по сей день и все так же остается парком аттракционов.

     Что же представляли собой эти прародители современных развлекательных ноу-хау? В общем-то, то же самое, но без применения технологий. То внезапно из-за угла появится устрашающая статуя мифологического монстра, как в знаменитом Священном Лесу в Бомарцо (Италия), который еще называют Садом Чудовищ. А то откуда ни возьмись в мирно гуляющую пару начнет бить струя воды из невидимого фонтана. В общем, весело и незатейливо, под стать эпохе.

     А еще повсеместно и очень давно были распространены карусели. Кстати, изначально слово это было мужского рода. Каруселями называли пришедшие на смену рыцарским турнирам показательные выступления всадников, на которых исполнялись своеобразные танцы на лошадях, различные трюки и тому подобное. Празднества эти были исключительно пышными, привлекали массу зрителей, но, понятное дело, участником мог стать далеко не каждый. И смекалистые балаганщики придумали дешевую альтернативу этому элитному хобби: на вращающуюся платформу прикрепили фигурки лошадей, сидя на которых посетитель аттракциона мог игрушечным копьем снимать кольца со столбов или поражать мишени.

      

     Мы привыкли считать карусель развлечением для малышей. Что может быть безобиднее? Но вот Башня Пратер в Вене наводит совсем на другие мысли. Эта цепочная карусель поднимает посетителей парка Пратер на высоту в 117 метров и уже там, под облаками, начинает вращаться со все возрастающей скоростью.

     

Без чего немыслим парк развлечений? Что является его символом? Правильно – чертово колесо. Если обратиться к его истории, то выяснится, что она насчитывает не одно столетие. Прообразы современных колес строили еще в Османской империи – правда, из дерева и далеко не такие высокие. А привычный для нас вариант появился благодаря инженеру Джорджу Феррису в 1893 году в Чикаго в ходе Всемирной выставки. Это был американский ответ Эйфелевой башне – вчетверо ниже, зато гораздо интереснее. К 75-метровому колесу крепилось 36 кабин размером с автобус. В каждой было 20 сидячих и 40 стоячих мест – максимальная вместимость колеса составляла 2160 человек. Даже сейчас таких крупных аттракционов в мире не много.

     К этой цифре может приблизиться разве что самое сингапурское колесо обозрения, самое большое в мире на данный момент. Его диаметр – 165 м, а с верхней точки вполне можно увидеть соседние государства – два близлежащих острова Малайзии и Индонезии. До недавних пор почетное место в Книге рекордов Гиннеса принадлежало английскому «Глазу Лондона» высотой в 135 м, но в 2008 году «Флаер» (так назвали свое колесо сингапурцы) превзошел соперника. В день открытия этого уникального аттракциона билеты на него продавались по цене 8888 сингапурских доллара (6271 доллар США по курсу того времени) – это число считается счастливым в китайской культуре. Изначально колесо двигалось против часовой стрелки (если смотреть из Морского центра Сингапура), но через полгода, после длительных консультаций со специалистами по фэн-шуй, направление вращения изменили.

     «Флаер», конечно, выше, зато предыдущий рекордсмен из Британии уже отпраздновал появление своего 50-миллионного посетителя. А его азиатскому конкуренту до таких впечатляющих результатов нужно еще дорасти.

     Еще одним поводом для развития аттракционного дела стали… трамваи. Нет, дело не в том, что людям нравилось кататься на трамваях – как раз наоборот. В выходные дни билеты покупали мало, а жить владельцам трамвайных линий как-то надо было. И они затеяли следующее: на конечных остановках трамваев стали планомерно размещать парки развлечений с разнообразными аттракционами. Идея оказалась удачной и для транспортников, и хозяев аттракционов: первые продавали билеты на проезд, вторые – на вход в парк.

     Бизнес-тандемы нередко бывают весьма эффективны, но в этом случае результат превзошел все ожидания. Разнообразные парки развлечений начали расти повсюду как грибы. Подсчитать, сколько их всего, невозможно – слишком размыты границы между обычными «воскресными» парками в райцентрах постсоветских республик и гигантскими городами аттракционов, выросшими по всему миру.

     

Порт Приключений

     Одна из самых интересных достопримечательностей такого рода – Порт-Авентура, настоящая жемчужина испанского «золотого побережья», мекка для любителей острых ощущений. Этот развлекательный комплекс очень популярен у туристов со всего мира. Он разделен на несколько зон, и каждая из них посвящена какой-либо части света или региону. Так, в Средиземноморском квартале парка можно прокатиться на «Бешеном червяке» – аттракционе, который до 2009 года считался самым быстрым в мире. За 3 секунды вагончик набирает скорость в 135 км/ч. Сюжет приключения по-испански элегантен: в небольшом домике, увитом виноградником, живет безумный ученый, который изобрел машину, вместо бензина работающую на вине. Посетители парка приглашены на испытание нового агрегата, но домашняя обезьянка изобретателя неожиданно дергает какой-то рычаг – и машина сходит с ума, срывается с места, разгоняется все быстрее… Заметим, что кроме бешеной скорости аттракцион отличает еще и огромная вместимость. За час на «Бешеном червяке» могут прокатиться более полутора тысяч человек.

     Другой квартал, маленькая Мексика, порадует любителей острых ощущений развлечением под названием «Кондор Хуракан». Что это такое? 100-метровая башня, на вершину которой поднимаются пассажиры (разумеется, надежно пристегнутые), а затем их сидения, прикрепленные к башне, отправляются в свободное падение со скоростью в 115 км/ч. Посетителей будто бы приносят в жертву всесильному мексиканскому богу ветра и бури Хуракану, но в последний момент, когда земля уже в нескольких метрах, движение замедляется. После чего неудавшиеся «жертвы», слегка помятые, но живые, здоровые и получившие порцию острых ощущений, могут направляться к следующему пункту своего путешествия.

     А им непременно должен стать главный аттракцион Порт-Авентура – расположенный в китайской зоне «Дракон-Хан». Это колоссальный комплекс американских горок с восемью петлями, где скорость движения достигает 100 км/ч. Тут уж точно никто не уйдет равнодушным.

     Если голова уже кружится, ноги не держат, а острых ощущений все еще мало – стоит вернуться в маленькую Мексику, а конкретно – в Храм Огня, где разнообразные фаер-шоу, вспыхивающие стены, уходящий из-под ног пол и фонтаны искр окончательно «добьют» туриста, и он сможет со спокойной совестью пойти перекусить в ближайший ресторан.

     

Горки – всему голова

     Горки – к слову, самый популярный аттракцион в мире – только в русскоязычных странах имеет «американское гражданство». И то лишь потому, что в современном виде он впервые появился именно в Америке – первую «наклонную железную дорогу» запатентовал гражданин США Джон Тейлор, а открыта она была в 1884 году в Кони-Айленде. Но вот Европа называет это развлечение «русскими горками»: экзотическое развлечение – скоростной спуск с крутого склона – пришло именно из бесшабашной России, где для катания на санках не только использовали естественные холмы, но и специально строили укрепленные деревянными балками конструкции. Например, горка, возведенная для Петра I, имела высоту 25 м, угол наклона – около 50 градусов, так что скорости на ней развивались немалые. А Екатерина II настолько любила кататься с горы, что для нее изобрели летний вариант этого аттракциона – «механическую катальную гору», установленную в Ораниенбауме, на Собственной даче Екатерины II.

     Сегодня самая высокая в мире горка Kingda Ka возвышается на 140 м над землей, а вагончики на ней развивают скорость до 206 км/ч. Такие гигантские сооружения, особенно если они расположены вблизи городов, необходимо обезопасить – вот почему на американских горках высотой более 100 м устанавливают авиационные маяки.

     В общем, горки – всему голова, отрада для взрослых и детей. А подтверждение тому – рекорд, установленный одним учителем из Чикаго, который провел на американских горках ни много ни мало, а 8 суток безвылазно. И своим примером подтвердил, что повторение – мать учения.

     

     В наши дни трудно прослыть оригинальным, но австралийцы могут удивлять беспрестанно. Именно на Южном континенте впервые открылся удивительный музей червей. Только не стоит думать, что это скучное заведение для заучек-зоологов, где пахнет формалином и книжками. Само здание извивается в виде червя, а табличка у входа рекомендует посетителям музея встать на четвереньки и ползти по подземному узкому проходу, подобно червю. По дороге можно встретить гигантские макеты разнообразных червей, личинок, коконов, а также законсервированные образцы реальных существ. Центральный пункт аттракциона – тоннель, проползая по которому, посетители предметно знакомятся с пищеварительной системой и прочими органами червя.

     

Страна Мультфильмов

     На протяжении уже многих лет дети всего мира мечтают попасть в волшебную страну – Диснейленд. Да что там дети – некоторые взрослые едут за тысячи километров и тратят тысячи долларов на авиабилеты, чтобы на пару дней окунуться в водоворот горок, пушек, поездов, качелей-каруселей, ростовых кукол, сладкой ваты, шума и веселья…

     Идея парка аттракционов, оформленного в мультипликационной стилистике, возникла у Уолта Диснея еще в середине 30-х годов прошлого века, когда он гулял с дочерьми по выходным. Аниматор обдумал перспективы и очень быстро понял, какую огромную маркетинговую ценность имеют такие заведения. Нескончаемый поток писем от поклонников, мечтавших посетить его студию, только подтверждал это. Но что можно показать туристам на анимационной студии? Нужно было создавать другую реальность, маленький диснеевский мир. Аниматор попробовал было задействовать под оригинальную затею участок рядом со своей студией в Бербанке, но очень быстро осознал, что места для его наполеоновских планов откровенно мало.

     Тогда Дисней (уже вместе с риэлторами и консультантами по строительству) принялся колесить по стране, пока в 1953 году не купил 65 га земли рядом с Анахаймом, к юго-востоку от Лос-Анжелеса. А уже через год началось строительство.

     Целых 17 млн. долларов вложений, всего один год и один день работы – и получился мини-город, на улицах которого уютно разместились магазины, кафе и, конечно, бесчисленные аттракционы. Предвидя ажиотаж вокруг открытия парка, авторы проекта также расширили трассу 101, ведущую к нему, добавив еще две полосы.

     Однако открытие, назначенное на 17 июля, прошло совсем не так, как ожидал Уолт Дисней. По какому-то наитию великий продюсер решил открыть парк для посетителей лишь 18 июля, в понедельник, а в воскресенье пригласил прессу и кинозвезд. Однако американцы вовсе не собирались ждать лишний день, тем более что подделать пригласительный не составляло труда. Вместо ожидаемых 11 тыс. в несчастный Диснейленд набилось более 28 тыс. человек! Стояла изнуряющая жара, а из-за забастовки водопроводчиков многие фонтаны не работали (гости решили, что это спонсор проекта, компания Pepsi, спровоцировала поломки, чтобы увеличить продажи). Каблуки дам увязали в свежеположенном асфальте, да к тому же на одном из аттракционов произошла утечка газа… В общем, обзоры СМИ были крайне негативными.

     Но Уолт Дисней был не из тех людей, которых легко обескуражить. На следующий день очередь в парк занимали уже в 2 часа ночи, так что предприятие обещало стать одним из самых прибыльных в истории развлекательного бизнеса.

     И оно таким стало. С каждым годом росла посещаемость парка, а вместе с нею – цена билетов. Изначально в Диснейленде был недорогой вход на территорию и отдельные билеты на каждый из аттракционов. Но потом руководство «Страны Диснея» сделало выбор в пользу одного дорогого входного билета, дающего право кататься на всех аттракционах парка неограниченное число раз. Экономия была очевидной – мало того, что люди платили солидные суммы, даже если посещали всего пару-тройку аттракционов, так еще и сократились расходы на печать разовых билетиков.

     Вход в Диснейленд сегодня стоит немногим меньше 100 долларов, а количество посетителей перевалило за 16 млн. человек в год. И это цифры только «материнского парка», а ведь у него есть еще и клоны в Париже, Гонконге, Токио, которые привлекают не меньшее количество туристов и продают билеты по сопоставимым ценам. И у того, кто хоть раз побывал в Диснейленде, язык не повернется сказать, что это дорого. Там есть все, что можно пожелать от парка развлечений, и еще немного в довесок.

     К примеру, одна из «изюминок» Диснейленда – аттракцион «Миссия: Космос». Титул «самого-самого» присвоен ему сразу в двух номинациях. Это самый дорогой аттракцион – на его строительство «ухнули» около ста миллионов долларов. И самый приближенный к реальности – он имитирует настоящий космический корабль. Эту ракету оснастили фактически той же техникой, что и настоящие шаттлы, а посетители испытывают ощущения, схожие с тем, что чувствуют настоящие космонавты – и перегрузки, вдавливающие в кресла, и короткие мгновения невесомости, и все остальное.

     

     Аттракционы далеко не всегда безобидны, да и их создатели не всегда преследуют цель повеселить посетителей. Иной раз задача другая – напугать, даже вызвать ужас. К такому типу развлечений мы, несомненно, отнесем качели «Гигантский каньон», расположенные прямо над 400-метровым обрывом, на дне которого протекает река Колорадо.

     Четверо пассажиров садятся в кресла, и огромный маятник начинает раскачиваться со скоростью 80 км/ч, поднимая пассажиров на целых 110 градусов. Находясь на самом верху, человек испытывает ощущения полета над бездной, ведь под ногами у него – пропасть.

     Создатель аттракциона Стив Бекли лишь однажды рискнул прокатиться на нем и был так перепуган, что больше ни разу не садился в эти «адские качели». Но при этом, по его собственным словам, ему доставляет немалое удовольствие слушать истошные вопли тех смельчаков, которые решились на это 60-секундное развлечение. Кстати, все они подписывают специальный документ, в котором подтверждают, что осведомлены о том, что такая активность может привести к падению, травмам и смерти. А несовершеннолетних пускают на «Гигантский каньон» только с письменного разрешения родителей или опекунов.

     

Посмотри в будущее

     Согласитесь, страх, который проникает в душу, когда ты несешься с бешеной скоростью вниз со 100-метровой горки, оправдан. Ведь высота реальна, вес большой, скорость настоящая. Летишь и думаешь, вот бы почувствовать все то же самое, только совсем без риска для здоровья. Пожалуйста – отвечают специалисты от индустрии развлечений. Ваш выбор – Футуроскоп.

     Скоростной поезд TGV регулярно доставляет партии туристов в долину Луары, к городу Пуатье, от которого рукой подать до одного из самых интересных мест в Европе, а может быть, и в мире. Это парк виртуальных аттракционов – своего рода коллекция уникальных технологичных кинотеатров. Динамичное кино в пяти измерениях сопровождается впечатляющими визуальными и звуковыми эффектами, создавая полное ощущение присутствия. У каждого аттракциона – своя изюминка. Человек то попадает внутрь огромного шара, где экраны буквально повсюду и мир вокруг изменяется, и бурлит, и кружится, и буквально оглушает и ослепляет своим великолепием. Здесь и карнавал в Рио-де-Жанейро, и рафтинг на крутых порогах горных рек, и полет на аэроплане над Ниагарой… А то приходится сесть в вагончик поезда, прямо как на американских горках, пристегнуться, надеть специальный шлем с очками и ввязаться в самый разгар космической баталии. Или вот еще – сюжет в кинозале с экраном, нависшим над головой. События развиваются в эпоху динозавров и многие зрители не могут сдержать крики ужаса, когда сверху на них наступает гигантская лапа тираннозавра или нависает его устрашающая пасть с частоколом зубов.

     При этом по Футуроскопу приятно даже просто прогуляться – архитектура этого парка в полной мере отражает передовую мысль его создателей. Колоссальная сфера на наклонной стеклянной поверхности, которая вот-вот, кажется, скатится на посетителей, прозрачный куб, конструкция из сверкающих черных кристаллов, устремленных в небо – и все это обрамлено совершенно пасторальными газонами, клумбами, уютными кафе и так далее.

     По вечерам в Футуроскопе проходит лазерное представление. Только это не просто красивые разноцветные лучи, которые сменяют друг друга под музыку, а нечто поистине исключительное. В центре парка расположен большой бассейн-амфитеатр, в котором установлен ряд фонтанов, создающих в воздухе стену из водяных брызг. А на нее проецируется 3D-кино. Без специальных кресел, без очков или других технических приспособлений зрители обнаруживают, что в воздухе вокруг них плавают огромные красные рыбы или танцуют стройные смуглые девушки. Вот прямо здесь – только руку протяни. Одновременно реальные и бесплотные – настоящее чудо.

     

      Какова площадь Европы? 10 млн. квадратных километров? Ничего подобного. Весь континент можно уместить на территории в 65 га. В немецком городе Русте расположен один из самых интересных парков в мире – Европа-Парк, отсылающий нас к истокам и основам европейского культурного разнообразия. Из монументальной ребристой сферы под названием Eurosat поезд везет посетителей парка в удивительный тур «вся Европа за один день». Каждый сектор парка оформлен в национальном духе: в греческой зоне – гигантская водная горка «Посейдон» длиной в 850 м; в Исландии – американские горки «Голубой огонь»; рафтинг по «Норвежским фьордам»; «Швейцарский бобслей»… В русской деревне ходят румяные барышни в сарафанах, лепят горшки, выдувают из стекла волшебные цветы, и, конечно же, угощают блинами. Менее пасторальные забавы ждут гостей в «Колизее», где проходят театрализованные представления с участием гладиаторов.

     

Парки развлечений или целые города чудес… Здесь каждый найдет для себя что-то интересное, сможет на время выбросить из головы навязчивые серьезные мысли и снова почувствовать незамутненную детскую радость. Ведь, собственно говоря, именно за этим люди и ходят сюда – чтобы повернуть время вспять и снова почувствовать себя детьми.