ИНДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ

Содружество семи костров снова вышло на тропу войны

19 декабря 2007 года представители индейского племени Дакота во главе со старым борцом за права коренных жителей Америки Расселом Минсом заявили о выходе своего народа из состава США. Они сообщили, что считают все договора, подписанные с правительством США полтора века назад, недействительными и объявили о готовности создать свое государство на основе земель, принадлежавших их предкам, – а это значительные части штатов Северная Дакота, Южная Дакота, Вайоминг, Небраска, Монтана, Колорадо.

«Мы – свободолюбивые индейцы племени Лакота из резерваций народа сиу в Небраске, Южной Дакоте, Монтане страдаем от культурного и физического геноцида в системе колониального апартеида, в которой мы были вынуждены жить. Мы прибыли в Вашингтон для того, чтобы выйти из оговоренного в конституции договора, чтобы создать свободную и независимую страну», – сказано в декларации, предоставленной Белому дому.

Это уже не первая попытка местного населения выйти из состава страны. Но никто всерьез не верит в такую возможность. «Все предыдущие попытки провалились, провалится и эта. В конституции Соединенных Штатов прямо указано, что ни у кого нет права выходить из состава объединения. Это очередная попытка привлечь внимание к серьезным социальным и политическим проблемам, с которыми сталкиваются многие индейцы в США. Многие из этих проблем возникают из-за политики, проводимой федеральным правительством», – отметил профессор Вестминстерского университета Джон Оуэнс.

На это Минс возражает, что действия Дакота не противоречат конституции, а также ссылается на принятую в сентябре резолюцию Генеральной ассамблеи ООН о правах коренных народов, где сказано: «Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие» (США, кстати, голосовали против принятия этого документа).

Общий лозунг сторонников суверенитета: «Мы хотим жить, а не выживать!» Ситуация в резервациях племени и в самом деле плачевная: детская смертность в пять раз выше, чем в среднем по США, 97% населения живут за чертой бедности, 85% – безработные, средняя продолжительность жизни индейцев составляет всего 44 года, а это один из самых низких показателей в мире. Но и это еще не все. Помимо прочего, в племени уровень подростковых самоубийств в 1,5 раза выше среднего, уровень заболеваемости туберкулезом в 8 раз выше среднего, отсутствуют нормальные бытовые условия, а от алкоголизма страдает 80% семей.

Как будет жить новое государство, пока неясно, но его администрация уже начала выдачу новых паспортов и водительских удостоверений, а его руководство приступило к налаживанию дипломатических связей. Друзьями номер один должны стать Боливия, Венесуэла, Чили и ЮАР, как страны, в которых представители коренного населения пришли к власти.

Причем Боливия отреагировала мгновенно. Ее посол Густаво Гузман пришел на церемонию оглашения декларации в католическом храме под Вашингтоном, чтобы выразить свою солидарность. «Мы находимся здесь, потому что требования коренных жителей Америки – это и наши требования», – сказал он.

В ответ на действия индейцев некоторые эксперты заявили, что во всех своих бедах они виноваты сами. В погоне за собственной самобытностью они не стали переезжать в города и интегрироваться в общество, от чего и страдают.

Племя Дакота

Народ сиу или Очети Шакоуин – Семь Костров Племенных Советов (союз семи племен или костров – Титонван, Янктон, Янктонай, Вахпекуте, Вахпетонван, Сиситонван и Мдевакантон).

В свою очередь Титонван или Титоны (племя, жившее на Великих равнинах) делится еще на семь племен: Оглала, Сичангу, Итажипчо, Сихасапа, Миниконжу, Охенонпа, Хункпапа.

На языке сиу «дакота» означает «содружество». Титоны произносят «дакота» на свой манер – «лакота».

Испокон веков каждым племенем правили 4 избранных вождя – «носители рубах» или «уакичунша». Каждое племя имело свои охотничьи угодья и жило там автономно. Социальной ячейкой племени была родовая группа – тийоспе, во главе которой стоял патриарх, передававший правление тийоспе по наследству. Наследовал отцу не старший сын, а наиболее достойный.

Со слов Маленького Дня, девочки, чьи рассказы записал один из исследователей индейцев, мы многое знаем о деревенском быте коренных американцев в XIX веке.

Жилища в летнем лагере возле Черных Холмов стояли кругом, и типи (шатру) каждой из семей было отведено строго определенное место соответственно положению этой семьи. Наиболее заслуженные семьи жили в «рогах» – так назывались типи, стоящие ближе других к въезду в деревню.

Порядок в лагере поддерживался четырьмя «носителями рубах» – очень уважаемыми людьми. В их обязанности входило управление движением лагеря.

Мужчина мог взять в жены любое число женщин, причем часто старшие жены сами предлагали взять мужу еще одну, чтобы получить дополнительные рабочие руки.

Когда молодежь начинала жить семьей, первое время новобрачные должны были оставаться в доме родителей. При этом существовавшие табу часто делали совместную жизнь крайне непростой. Жене не позволялось разговаривать со свекром и даже смотреть на него, а мужу не разрешалось общаться с тещей.

Но наиболее тесными были отношения не между супругами, а между братьями и сестрами. Например, женщина шила мокасины не для своего мужа, а для своего брата. Она же делала люльки для детей сестры. Мужчина приносил трофеи с охоты и войны и вручал шест со скальпами врагов сестре. Жена в иерархии близости была на четвертом месте после родной сестры, двоюродных сестер и матери.

Индейцы Дакота собирались в так называемые воинские общества, которые, несмотря на название, были как военными, так и гражданскими. Первые выполняли полицейские функции – в них входили подготовленные молодые воины, вторые были клубом для вождей, старейшин и знаменитых воинов, отошедших от дел.

Каждый мужчина племени должен был принять участие хотя бы в одном воинском походе. Исключение составляли уинкте – мужчины, которые вели женский образ жизни. Вот что рассказывал про них один из Дакота – Железная Раковина: «Мой отец рассказывал мне, как вести себя до тех пор, пока я не женюсь. Среди прочего он предупреждал, чтобы я не связывался с уинкте. Уинкте – это мужчина, который узнал через свои видения, что проживет очень долго, если станет жить по-женски. Обычно такие видения приходили в юношестве. Позже он облачался в женское платье и возлагал на себя женскую работу. Эти мужчины – прекрасные шаманы и называют друг друга сестрами. У каждого есть своя собственная палатка, которую ему ставят родители после того, как с уинкте вступил в связь кто-нибудь из мужчин. Отец предупреждал меня, что мужчина, посещающий жилище уинкте и обращающийся с ним, как с женщиной, навлекает на себя несчастье. Когда уинкте умирает и умирает его сожитель, то его душа поселяется с душами убийц и мучается там».

Тем не менее, уинкте пользовались уважением, так как считалось, что они вышивают лучше женщин, но главное – они могли дать мальчику счастливое имя.

Война для Дакота превратилась в игру. Главной доблестью было не убийство врага или снятие скальпа, а храбрость, например, умение прикоснуться к вооруженному врагу специальным жезлом (даже если после этого ты погибаешь). За своего убитого мстили.  Причем часто ради мести организовывались специальные операции.

Такие правила войны были до тех пор, пока на земли Дакота не пришли белые.

Война за независимость

Первым, кто стал драться с бледнолицыми не по правилам Дакота, а по их правилам, был вождь Неистовая Лошадь. Первой победой индейцев племени стала осада форта Филип-Кирни во время войны Красного Облака в 1866 году; тогда был убит 81 американский солдат. Вторая крупная победа – сражение на Маленьком Большом Роге 25 июня 1876 года.

Американских солдат вел в бой легендарный герой Гражданской войны Джордж Кастер, прозванный индейцами Длинные Желтые Волосы. Его погубила амбициозность. Не дождавшись подхода основных сил во главе с генералом Терри, он приказал идти в атаку, чтобы вся слава досталась ему одному.

Его солдаты атаковали лагерь Дакота с двух сторон, но получили такой отпор, что насилу унесли ноги. Сам Кастер был обнаружен изуродованным с двумя пулевыми ранениями – в грудь и в голову. Одни считают, что он застрелился, другие, что дрался до последнего.

Победа на Маленьком Большом Роге стала последней. В 1877 году Дакота сложили оружие и осели в резервациях.

Борьба за независимость возобновилась только через 100 лет и была связана с именем Рассела Минса. Апогеем ее стало вооруженное восстание индейцев Дакота в феврале 1973 года все в том же Маленьком Большом Роге.

Вечером 27 февраля 1973 года 300 Дакота под предводительством Рассела Минса высаживаются в Маленьком Большом Роге, который находится как раз в резервации Пайн Ридж. Здесь проживает 40 человек, расположен один магазин и имеется небольшая церковь.

Индейцы берут 11 заложников, грабят магазин, укрепляются в церкви и роют окопы. Они требуют от правительства США проверить все 371 федеральное соглашение с индейцами, расследовать незаконную связь между Министерством внутренних дел и Бюро по делам индейцев, сместить с должности членов Племенного совета и изменить законодательство племени.

Наутро поселок блокируют маршалы (местный аналог шерифов), а к террористам на переговоры прилетают 2 сенатора. И тут все с удивлением узнают, что заложники на самом деле никакие не заложники, а пособники мятежников.

71 день селение было под контролем Минса и его людей. Неоднократно завязывались перестрелки. К селению подошли бронемашины. Индейцы выскакивали на них на мотоциклах и били их жезлами, следуя многовековой традиции подвига-прикосновения. Но наконец они сдались.

«События в Раненом Колене произошли потому, – заявил Минс много лет спустя, – что индейцы хотели остаться индейцами, а им не оставили для этого никакой возможности. Поэтому мы и заявили о себе во весь голос. Вот что важно понять: индейцы вновь должны стать свободным народом… Быть индейцем – это значит жить с землей и на земле, а это возможно для нас только если мы снова станем свободными… Единственный способ быть свободным – это осознать свою ценность как отдельно взятой личности».

Осада обошлась правительству в 7 млн. долларов и закончилась благодаря вмешательству Национального Совета Церквей. Белый дом согласился рассмотреть требования террористов и пересмотреть соглашение Форт-Ларами от 1868 года, по которому племени сиу причитаются большие части Северной и Южной Дакоты, Монтаны, Вайоминга и Небраски.

Если посмотреть вглубь проблемы, то заявление Дакота – не такое уж безопасное для США, как его пытаются представить. Дело в том, что, заявляя о неделимости своей страны, Белый дом параллельно активно поддерживает косовских сепаратистов и активно выступает за независимость края от Сербии.

Многие эксперты говорят об эффекте домино: огонь сепаратизма, разгоревшийся на Балканах при поддержке США, грозит захватить весь мир.

Вождь краснокожих

Рассел Чарльз Минс родился в резервации Пайн-Ридж в штате Южная Дакота 10 ноября 1939 года. Надо сказать, что будущий борец за права аборигенов сам был нечистокровным индейцем. Его отец, Гарольд Минс, как видно из фамилии, не мог похвастаться длинной вереницей предков шаманов и вождей – его родитель был мелким служащим в Бюро по делам индейцев. Зато мать принадлежала к племени дакота-янктонай (Янктонай – одно из семи племен, входящих в союз Дакота или Лакота, именно так звучит название союза на языке индейцев Запада).

Детство Рассела прошло вдалеке от соплеменников, в богатой Калифорнии. Он хорошо учился, занимался спортом, был членом организации бойскаутов. А в 16 лет его переводят в школу Сан-Леонардо. Тут он получает первый опыт расовой борьбы. Дело в том, что в отличие от предыдущей школы, в Сан-Леонардо учились в основном «белые».

В 1964 Минс с отцом, дядей и другими индейцами захватили Алькатрас вместе со знаменитой тюрьмой, в которой когда-то сидел Аль Капоне. За год до этих событий тюрьму закрыли и индейцы решили привлечь внимание общественности к своим проблемам, высадившись на острове. Но попытка захвата провалилась.

С 1964 по 1968 молодой борец за права индейцев скитается по Дальнему Западу. Он начинает учебу в ВУЗах, работает ковбоем и агентом по проблемам занятости населения. Наконец он становится руководителем Кливлендского Центра американских индейцев и знакомится с Деннисом Бэнксом, одним из основателей недавно образовавшейся организации Движение Американских Индейцев, призывающей к решительной борьбе за свободу.

Минс открывает отделение ДАИ у себя в Кливленде, проводит первую акцию – устраивает в Плимуте демонстрацию, переходящую в потасовку – и тут же оказывается героем программ новостей и первых полос американских газет. Вот его девиз: «Мы не хотим гражданских прав белого человека. Мы добиваемся наших собственных суверенных прав… Всеми нашими действиями мы должны задеть за живое каждого человека. Мы наконец поняли, что только нарушив покой в мире белого человека, мы будем услышаны».

В 1972-м одного из индейцев Дакота – Раймонда Желтый Гром убивают и Минс организует акцию протеста в Гордоне (Небраска), в которой принимают участие 1300 его соплеменников.

Он же является одним из организаторов Похода Нарушенных Договоров. «Те из нас, кто покрыл свои лица боевой раскраской, дали клятву умереть за идею, в которую мы верим. Мы, индейцы, никогда не боялись умереть, потому что мы знаем, чего хотим», – говорит он.

И вот тут у него начинаются проблемы с советом своего племени – Оглала (еще одно из племен входящих в союз Дакота). Дело в том, что патриархов не устраивают методы борьбы, предложенные Минсом. Глава совета Дик Уилсон, сотрудничающий с ФБР, добивается судебного решения, которое фактически запрещает деятельность ДАИ в резервации. Но, несмотря на это, Рассел снова организует манифестацию, после которой его находят избитым. Во время экзекуции налетчики честно предупредили его: «В следующий раз мы снимем с тебя скальп! Хороший индеец – только мертвый индеец».

В 1973 году 300 индейцев во главе с Минсом, вооруженные чем попало, захватывают поселок Вундед Ни («Раненое Колено») родной резервации нашего героя – Пайн Ридж. Он говорит: «У правительства два выбора – либо атаковать и уничтожить нас, как это было в 1890 году, либо рассмотреть наши умеренные требования». Но все заканчивается без жертв.

В 1974 Минс баллотируется на выборах председателя племенного совета и набирает 1500 голосов (достаточно большое число по меркам резервации), но, тем не менее, выборы проигрывает, что, в общем, не мудрено – Уилсон фальсифицирует результаты, интригует и использует любые методы для того, чтобы облить грязью оппонента. Минс заявляет: «Пресса все время твердила, что в Вундед Ни мы были бандой отщепенцев… 1500 голосов, собранных даже на этих сфальсифицированных выборах, поддержали и оправдали ЭЙМ в резервации Пайн Ридж».

Суд, шедший над участниками восстания в Вундед Ни, признал Минса и его сторонников невиновными, изобличив ФБР в незаконном прослушивании телефонных разговоров и фальсификации показаний.

Прославившись на ниве политики, Рассел стал и кинозвездой. Его участие в ритуале Пляски Солнца, в ходе которого участникам не позволяется есть и пить несколько дней, было включено в фильм «Великий Американский Запад», ставший очень популярным в дни празднования 200-летия Войны за Независимость.

Минс дважды был женат, имеет 4 детей от обоих браков.