Кто сказал, что новая Россия утратила старые-добрые советские привычки?
Конечно, на Красной площади парады нынче все больше заменяют ледовыми шоу, а трибуна Мавзолея давно опустела. Но кое-что из советского духовного наследия сохранилось.
Например, в СССР любили безумные и расточительные «стройки века» – строили (да так и не достроили) БАМ, поили водой Каракумы (по ходу загубив Аральское море), собирались «поворачивать реки» (слава Богу, во время остановились, ибо на кону стояла вся экосистема Сибири).
В 90-х, в связи с обрушением нефтяных цен и общим развалом, милая привычка пускать на ветер миллиарды временно вышла из моды.
Но как только на Россию вновь свалились шальные нефте-газодоллары, древняя страсть вспыхнула с новой силой.
На первый взгляд, вроде бы все разумно…
Человек, которому впервые рассказывают об идее СЕГ (Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря), может удивиться только одному: почему до этого не додумались раньше? Ему объясняют – раньше не было денег. И он успокаивается.
Идея первоначально кажется не просто разумной, а почти очевидной. Зачем России «мучиться» с транзитными государствами, если можно качать газ в Западную Европу напрямую? Прокладываем трубу по дну Балтики – и никакой головной боли с поляками да украинцами! Да и к «союзникам-белорусам» спокойно можно повернуться одним местом.
Кроме того, газа можно качать гораздо больше. Больше газа – больше прибыли (и выше офисные небоскребы «Газпрома»).
С точки зрения голого прагматизма все вроде бы верно. Именно так думают многие. И ошибаются.
Все гигантские советские «стройки века» на первый взгляд тоже были разумны. Отчего не напоить безводные жаркие пустыни Средней Азии студеной водицей сибирских рек? Здесь солнце — там вода. Сам Господь Бог велел соединить их воедино.
Дьявол, как всегда, скрывался в деталях. А детали обычно никому не интересны – ни высоким бонзам, ни широкой публике.
Так было с «великим поворотом рек». Точно так же дело обстоит и с «великим проектом» СЕГ.
«Золотая труба»
Пока мы не будем говорить ни об экологии, ни о геополитике. Мы предположим, что «Газпрому» и российскому руководству не интересны ни судьба экосистемы Балтики, ни отношения России с соседями. Мы предположим, что им интересны только деньги.
Так вот. Именно с деньгами и возникает проблема.
СЕГ не просто не принесет прибыли и не окупится – он «отсосет» из российского кармана миллиарды долларов. Более того, он имеет все шансы стать самым разорительным проектом за всю новейшую историю России.
Итак, к цифрам и фактам.
Строительство наземной части СЕГ уже обошлось в ПОЛТОРА РАЗА дороже любой другой российской «трубы». Обратите внимание – речь идет только о наземной части. Понятно, что прокладывать трубы по дну моря, мягко говоря, намного тяжелее. И, естественно, дороже.
Общая сумма затрат на завершение строительства сегодня оценивается милой и скромной цифрой в более чем 10 000 000 000 (10 млрд.) долларов.
И здесь пугает даже не сама сумма, а один весьма неприятный факт – нынешняя ориентировочная смета уже в 2 раза (!) больше, чем заявлялось в 2005 году (тогда Алексей Миллер говорил только о 5,7 млрд.).
Иными словами, по мере продвижения строительства растет его стоимость (странный эффект, отлично знакомый всем, кто когда-либо строил дом или ремонтировал квартиру).
Эксперты сомневаются, что и веселенькая сумма в 10 млрд. – это последняя цена. Подводное строительство таит много неожиданностей и, следовательно, предварительные оценки очень могут грешить оптимизмом.
За последние два года стоимость строительства выросла в 2 раза. Если так будет продолжаться и дальше, то к 1 октября 2010 года (дата ввода СЕГ в действие) итоговая стоимость строительства составит не менее 25 000 000 000 (25 млрд.) долларов!
Тогда уж точно можно будет сказать – по дну Балтики проложили золотую трубу. Кавычки к слову золотая прибавлять не понадобится.
И если вы думаете, что печальная роспись расходов «Газпрома» на этом оканчивается, то жестоко ошибаетесь.
«Газпром» может заплатить 1 500 000 000 долларов в год за… прокачку воздуха!
Российская газета «Ведомости» обратила внимание уважаемой публики на забавный факт – в соответствии с подписанным 29 августа 2006 года соглашением, «Газпром» взял на себя обязательство оплачивать максимальный объем транзита через СЕГ вне зависимости от реальных объемов прокачки.
Поясняем это длинное и сложное предложение. «Газпром» будет платить за транзит НЕЗАВИСИМО от того, будет он прокачивать газ или нет. Причем транзит будет оплачиваться по особой, увеличенной цене. И действовать она будет аж до 2032 года!
Таково было требование европейских инвесторов, вложивших свои деньги в СЕГ. Что ж, инвесторы не дураки…
А вот «Газпром» порадовал широтою «русской» души. Заранее пообещать платить миллиарды за… прокачку воздуха – это сильно!
Такому «прагматизму» надо учиться. Ибо всего глубинного смысла подобной государственной мудрости нам, простым смертным, никогда не понять.
Кстати, вот вам цифирь. С 1 окт ября 2010 года «Газпрому» придется платить за транспортировку 27,5 млрд. куб. м газа, а с 2012-го – за 55 млрд. При этом на сегодняшний день «Газпром» заключил контракты на поставку только 14 млрд. куб. м.
Еще раз напомним – плату придется вносить и в том случае, если газопровод не смогут запустить вовремя. А это более чем возможно – до сих пор партнеры толком не могут согласовать долгосрочный бизнес-план и график строительства объекта (к заявленному ранее сроку 1 сентября 2006 года проект готов не был).
Получается, что «Газпрому» придется выкладывать до 1,5 млрд. долларов в год даже в том случае, если газа в трубе не будет вовсе.
А его, скорее всего, и не будет. Технология добычи на основных месторождениях, которые использует «Газпром», давно устарела. С имеющимися техническими возможностями добыча газа возрастать не может – она будет только падать.
По мнению Владимира Милова (бывшего заместителя министра энергетики России), уже в 2010 году дефицит экспортного газа в России может составить примерно 100 млрд. куб. м. Это 2 северо-европейских газопровода.
А ведь есть и еще один «проект века» – аналогичную СЕГ трубу планируется протянуть в Китай.
В общем, через какое-то время трубопроводов у России может оказаться больше, чем газа. Но за прокачку воздуха «Газпром» будет платить. Таков договор.
Вот так элегантно можно спускать деньги в пустую трубу. Учитесь, господа! Таких примеров в мире немного сыщется…
Балтика может «взлететь на воздух»…
О том, что СЕГ может убить Балтийское море, слышали многие. Беда в том, что это, увы, не домыслы журналистов, а сущая правда.
Вначале о малом.
Новый трубопровод должен пройти 1200 км по дну Балтийского моря от российского Выборга до немецкого Грайфсвальда. В частности, трасса СЕГ должна пересечь места нереста балтийской трески, которая уже сейчас находится под угрозой полного исчезновения. Строительство СЕГ может стать последней каплей.
Далее. У побережья Финляндии придется выравнивать километры рифовых районов, а у самого Грейфсвальда необходимо серьезно углубить прибрежный лиман – это вполне может разрушить экологический баланс между глубинными и прибрежными водами.
Между тем, Балтика еще в 2004 году была объявлена ООН «морем с повышенной уязвимостью». На простом языке сие означает – еще чуть-чуть и Балтике можно смело выписывать свидетельство о смерти.
При строительстве СЕГ вмешательство в экологию Балтики придется осуществлять как минимум дважды в течение короткого времени (сначала для первой линии СЕГ, потом – для второй).
В колокол бьют не только экологи, но и политики. Первыми о необходимости серьезнейшей экологической экспертизы проекта СЕГ заговорили поляки. Их поддержали правительства Латвии, Литвы и Эстонии.
Москва привычно отмахнулась: дескать, поляков волнует вовсе не экология, а возможная потеря транзитных платежей.
Пусть так.
Но почему же тогда волнуется Швеция? Это ведь не транзитная страна. Ладно, поляки, а шведский корыстный интерес-то в чем?!.
Еще в августе 2006 года премьер-министр страны Йоран Персон сообщил: «Те, кто считает, что достаточно лишь проложить газопровод по морскому дну, совершают большую ошибку… мы легко можем это все остановить».
И подчеркнул: «В ЕС я один из тех, по чьему требованию этот крупный инфраструктурный проект должен учитывать экологические требования. Это позиция всего ЕС».
Игнорировать мнение шведов сложно. Почти половина трубопровода должна пройти в зоне экономических интересов Швеции, так что договариваться с ними придется. Первая попытка успехом не увенчалась. Стокгольм не польстился на предложение «Газпрома» сделать отвод от СЕГ в сторону Швеции.
В услугах «энергетической сверхдержавы» здесь не нуждаются. Шведы давным-давно озаботились поиском новых источников энергии (трагическая славянская пословица «пока гром не грянет» в тех краях никому не знакома). В результате – доля газа в энергобалансе Швеции всего 5%!!!
А беспокоятся шведы не зря.
По решению Потсдамской конференции 1945 года в акватории Балтийского моря были затоплены сотни тысяч тонн мин, снарядов, авиабомб и бочек с начинкой ИЗ 14 ВИДОВ ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, таких как иприт, люизит, зарин и т.д.
Среди прочих затопление боеприпасов и отравляющих веществ производились в готландской и борнхольмской морских впадинах. А именно через них планируется провести трассу СЕГ!!!
При прокладке труб в морском дне будет вырыт желоб и находящие там смертоносные сюрпризы явно окажутся потревожены. В результате в воду попадет «смертельно опасный коктейль», который может спровоцировать настоящее экологическое бедствие (точнее, гибель всего живого в Балтийском море).
Заметьте, говорят об этом не экологи-неформалы, а премьер-министр Швеции.
Интересно, что ученые, обеспокоенные экологией СЕГ, находятся даже в России, где перед священной коровой («Газпромом») почти все привыкли униженно раскланиваться.
Например, давно (и безуспешно) бьет в колокола научная группа Фонда «Демократия» во главе с доктором технических наук Юрием Коробейниковым (между прочим, он указал, что экологическая экспертиза проводилась только в отношении точек входа и выхода СЕГ).
Химическое заражение вод – это еще не все. Ко всем прочим есть еще одна беда – подводные взрывы. Труба, проходящая в буквальном смысле слова по свалке боеприпасов, вполне может взлететь на воздух – ведь ,судя по заявлениям ответственных лиц «Газпрома», обезвреживание мин, снарядов, бомб (и прочего «эха войны») покоящегося на морском дне, в планы компании не входит…
Есть ли иной выход?
Кто-то скажет – да, экология, да, очень дорого. Но что же все-таки делать «Газпрому», если спрос на газ в Европе растет, а транзитных мощностей не хватает?
Ответ прост – строить новые. Но не под водой, а по-дедовски – на земле.
Эксперты убеждены – проблему увеличения транзитных мощностей «на Европу» можно БЕЗ ПРОБЛЕМ решить за счет расширения или реконструкции существующих наземных трубопроводов.
Почти 40 млрд. куб. м можно дополнительно транспортировать только через украинские сети. А вторая нитка газопровода «Ямал–Европа», проходящая через территорию Беларуси (и сравнимая по пропускной способности с первой линией СЕГ) обошлась бы не более 2 млрд. долларов – то есть в 5 раз дешевле!!!
И даже если бы столь нелюбимые Москвой украинцы с белорусами вздумали резко, в разы повысить транзитные тарифы, то все равно «Газпром» заработал бы гораздо больше, чем в варианте СЕГ.
Джонатан Штерн возглавляет газовое направление Оксфордского института энергетических исследований. В одном из интервью он назвал СЕГ «политическим демаршем России, причем исключительно дорогостоящим». По его мнению, реальная необходимость в таком масштабном строительстве вряд ли возникнет ранее 2013 года (если возникнет вообще), тем более что «существующие трубопроводы работают не на полную мощность».
Впрочем, мы могли бы дополнить уважаемого эксперта. Дело не только в политике.
Во-первых, любое масштабное строительство – это всегда возможность крупно нажиться (говоря проще, солидно украсть).
Во-вторых, СЕГ стал отличной кормушкой для многих западных деятелей (вроде кремлевского партайгеноссе Шредера).
В-третьих, для европейских инвесторов «Газпром» предоставил льготные условия, так что для них (в отличие от «Газпрома») СЕГ – это замечательный бизнес (за счет России).
Почему-то думается, что проект СЕГ постоянно будет трясти. И не только подводными взрывами. Сотрясать его будут финансовые скандалы – гигантские завышения сметы, разбой подрядчиков и неизбежные разборки между благородными участниками консорциума.
Впрочем, финансовый скандал все же лучше, чем экологическая катастрофа. Будем надеться, что только им дело и ограничится…
Строителем Северо-европейского газопровода является компания «Nord Stream», 51% акций которой принадлежит самому «Газпрому», а еще по 24,5% немецким «BASF Wintershall» и «E. On Ruhrgas». Возможно, к числу акционеров вскоре присоединится голландская «Gasunie», заявлявшая о намерении приобрести у немецких партнеров в общей сложности 9% акций.
30% строительства «Nord Stream» предполагает оплатить за счет собственных средств акционеров, остальные 70 % – за счет кредитов.
Бомба для «Газпрома»
Увы, в России генералы по-прежнему, готовятся к прошедшей войне. В том числе генералы газовые.
«Газпром» упрямо держится за старосоветскую схему снабжения энергоносителями. Все поставки газа из России осуществляется через трубы. А в это время в остальном мире постепенно переходят на поставки сжиженного газа.
Заметьте, рынок сжиженного газа растет ежегодно на 7–8% (в то время как рынок газа в целом только на 2–3%). Возможно, лет через 20 в сжиженном виде будет осуществляться более 50% мировых поставок газа. А это лишит «Газпром» монополии на европейском рынке (да на всех иных рынках вообще).
Пока Европа зависит от российской монополии. Но! Чем больше будет поступать на Старый Континент газа из Алжира, Нигерии или из Боливии (морским путем в сжиженном виде), тем наглее будут становиться европейские потребители.
Не имея иных рынков сбыта кроме стран, связанных газопроводами, «Газпром» будет вынужден продавать голубое топливо по той цене, которую заявят покупатели.
Известно, что емкости сжиженного газа отлично взрываются. Пройдет время и взрывной силы сжиженного газа хватит, чтобы раз и навсегда подорвать газпромовскую монополию.