Они появлялись из ниоткуда. И пропадали в никуда.
Перед ними преклонялись и ненавидели.
Считалось, что смертный не может победить их. Потому что они демоны. Демоны ночи…
Страх поселился в крепости. Слуги попрятались в своих каморках, боясь лишний раз показываться на глаза господам. Переговаривались все тихо, словно боясь вспугнуть ту неведомую силу, что пробралась в крепость.
Наместник провинции лежал в постели, намокшей от крови. Никто не решался приблизиться к покойнику; боялись даже взглянуть на него…
Стража недоумевала – крепость была неприступна: стены высоки, коридоры полны воинов, а весь двор занят солдатами. Ни одна живая душа не могла проникнуть сюда. Но кто-то все же это сделал. Кто? Кто?..
Слуги тихо шептались меж собою: была вспышка слепящего света, а двоих стражников на Северной башне нашли мертвыми – ран не было, только губы посинели и глаза выпучились так, будто в последнее мгновение они увидели все ужасы мира.
Самураи подозревали измену, но никак не могли понять, где же ее искать. Кто был у наместника на позднем ужине? Военачальник. Да, еще две гейши из ближайшей чайной, но они почти каждую ночь бывали у наместника. Гейши ушли до полуночи – хозяин был еще жив. Необъяснимая смерть…
И никто из них не мог знать, что гейш этой ночью было не две, а три…
А между тем, старуха, хозяйка чайной, пересчитывала огромную сумму, полученную ночью, и молчала. Молчание стоило дорого. Цена ему – жизнь…
Время любит приоткрывать прошлое, но до сих пор оно весьма скупо рассказывает о самых необычных воинах Страны восходящего солнца – о таинственных кланах профессиональных шпионов и убийц, о легендарных ниндзя.
Письменных источников, проливающих свет на их жизнь, почти нет. Согласно преданию, свои секреты они передавали по наследству в свитках, и если мастер не находил достойного преемника, свиток уничтожался.
Воины-тени всегда оставались загадкой, воплощением иного, темного мира. Храмы микке и тайные учения, культ гор и поклонение темноте…
Удивительные способности ниндзя ходить по огню, плавать в ледяной воде, управлять погодой, читать мысли врага и останавливать время обычно приписывали темным силам.
В глазах самураев ниндзя были достойны ненависти и презрения. Но все эти чувства порождалась одним – страхом, который «темные люди» внушали всем в Японии – и суеверным простолюдинам, и отважным самураям, и владетельным принцам.
Синоби моно.
Человек, проникающий тайно
Удивительно, но в японских средневековых хрониках такого понятия как ниндзя нет! Слово «ниндзя» появилось лишь в прошлом веке. Состоит оно из двух иероглифов:
Нин (синоби) означает терпеть, скрываться и делать что-либо тайком.
Дзя (моно) – это человек.
Тех, кого мы сейчас называем ниндзя, в Японии именовали синоби-но моно – проникающий тайно человек. Это было очень точное название, ибо главным занятием (и смыслом жизни) ниндзя были высококлассный профессиональный шпионаж и виртуозное исполнение заказных убийств.
Капкан для Сарутоби
Официальное упоминание первого профессионального шпиона в истории страны Восходящего солнца приходится на конец VI века. Звали его Отомо-но Сайдзин, и служил он принцу Сетоку Тайси, одному из величайших деятелей Японии.
Сайдзин был своеобразным связующим звеном между народом и аристократией. Переодеваясь, он выходил за стены дворца в образе простолюдина, смотрел и слушал, слушал и смотрел. Ему было известно все: кто что украл, кто кого убил, и, главное, кто был недоволен государственной политикой. Сайдзин был ушами и глазами принца, за что был удостоен почетного звания Синоби (соглядатай). Отсюда и пошло Синоби-дзюцу.
Правда, некоторые историки склонны думать, что Сайдзин был не шпионом, а обыкновенным полицейским. Впрочем, источниками это никак не подтверждается.
Вторым известным шпионом был некий Такоя, служивший императору Тэмму в VII веке. Этот слуга был ближе к современному понятию «ниндзя», чем Сайдзин. Его задачей были диверсии. Пробираясь ночью в тыл врага, Такоя устраивал поджоги. Пока неприятель в панике бегал по лагерю, войска императора наносили неожиданный удар.
И Сайдзин, и Такоя, возможно, были предшественниками могучего сообщества убийц и соглядатаев – сам же клан появился в IX–X веках.
В Ига, в музее ниндзюцу, хранится фрагмент летописи IX века древнего рода Тогакура. В одной из битв представитель этого рода, некто Дайцукэ, был разгромлен, а его владения захвачены. Что ему оставалось делать? Только бежать в горы, чтобы спасти свою жизнь…
Так он и поступил. Укрывшись в горах, Дайцукэ не только выжил, но и стал собирать силы для мщения.
Его учителями стали воинствующие монахи Кен Доси. На голых склонах провинции Ига Дайцукэ упорно овладевал древним искусством полного подчинения тела велениям воли и разума. Согласно летописи, он создавал новый тип воина, передвигающегося легко, как ветер, неприметного для врагов; воина, умеющего побеждать… без боя!
С тех пор о воинах-тенях слагали множество легенд. Часть из них была зафиксирована в исторических источниках. Более того, тщательный сравнительный анализ, проведенный исследователями, показал – многое в этих легендах вполне может соответствовать реальным фактам.
История упоминает о легендарном Сарутоби, который был одним из лучших ниндзя.
Сарутоби жил на деревьях – целыми днями он качался и висел на них, развивая свою ловкость. Вступать с ним в рукопашный бой не хотел никто. И все же однажды его победили…
Шпионя за одним влиятельным сегуном, Сарутоби попытался проникнуть в его дворец, но был замечен часовыми. Это нисколько не огорчило его, ибо он не раз с легкостью уходил от преследователей.
Но в этот раз удача отвернулась от него. Прыгнув вниз со стены, окружавшей дворец, он попал прямо… в медвежий капкан. Одна нога намертво застряла в капкане. Это могло смутить кого угодно, но только не опытного синоби.
Сарутоби сам отрубил себе ногу, остановил кровотечение и попытался бежать, прыгая на одной ноге! И все же уйти далеко ему не удалось – потеря крови была огромной и он стал терять сознание.
Понимая, что ему не уйти и вскоре самураи настигнут его, Сарутоби успел выполнить последний долг ниндзя – отрезал свое лицо…
Но чаще ниндзя выходили победителями даже из самых безнадежных положений.
Согласно одному из преданий опытному синоби заказали убить своего «коллегу» Дзюдзо. Такое было вполне возможно, ибо ниндзя из соперничающих кланов не щадили друг друга (корпоративная солидарность у этих ребят отсутствовала напрочь).
Синоби не стал убивать «коллегу» – живой Дзюдзо стоил дороже. Пленник был доставлен живым к сегуну-заказчику, и тот в знак уважения милостиво разрешил бедолаге покончить с собой.
Для харакири Дзюдзо выбрал короткий тупой нож. Вонзив нож в живот по самую рукоять, умирающий растянулся на полу. Его дыхание остановилось, а вся одежда пропиталась кровью. Труп выбросили в ров возле замка.
А вот этого делать как раз и не следовало. За свою ошибку сегун поплатился немедленно – той же ночью его замок пылал огнем!
Поджигателем был не кто иной, как покойник, пару часов назад взрезавший себе живот. Разгадка была проста – хитрый Дзюдзо попросту заранее заткнул за пояс крысу, а потом искусно вспорол брюхо не себе, а несчастному животному.
Кстати, подобных хитростей ниндзя знали сотни. И не только знали, но и умели виртуозно исполнять.
Ямабуси. Орлы рождаются только в горах…
Исторические документы однозначно указывают на первую школу лазутчиков – это была так называемая школа «Ига».
Ее основали бродячие монахи, проповедовавшие буддизм. Власти, и особенно официальные синтоистские жрецы, преследовали этих аскетов-отшельников.
Те удалялись далеко в горы и там принимали всех, кто готов был разделить с ними их веру и тяжелый путь. Со временем этих белых монахов стали называть ямабуси (горные воины), и именно они стали первыми учителями в школе «Ига».
Ямабуси занимались знахарством и пользовались у населения огромным уважением – они успешно лечили многие болезни, спасали урожаи, могли предсказать погоду и, как верили простые крестьяне, защитить от злых духов.
Главной целью ямабуси были поиски напитка бессмертия. О том, преуспели они в этом или нет, летописи умалчивают, но зато за три века гонений «горные воины» выработали свое особое искусство убийства и шпионажа.
Ямабуси научили будущих ниндзя многим военным хитростям, среди которых самая знаменитая – защита девятью слогами.
Именно она «превращала» ниндзя и в демонов, и в «неуязвимых» воинов.
Вот сидит один из «горных воинов». Ритмично покачиваясь, он издает монотонные звуки, то громче, то тише. Пальцы рук сложены в странные фигуры.
Во все времена искусство сюгендо спасало его от преследователей. 30 лет изучал он язык природы, спал на снегу и разговаривал с демонами.
Воин встал и припал всем телом к скале. Его руки и ноги как корни деревьев вошли в породу. Голова стала похожа на замшелый валун. Теперь это не человек, а лишь разрушенные ветром и временем камни… Мимо, в двух шагах от скалы, пробегают преследователи. Много, около двух десятков. Глаза их внимательно смотрят вокруг – ничего… никого…
Ямабуси владели специальной техникой, которая открывала удивительные способности человеческого организма.
Они знали, что если специальным образом ритмично покусывать кончик языка, то можно полностью избавиться от жажды.
Они знали, что если одновременно ритмично нажимать указательными пальцами обеих рук на особые точки, расположенные на внешней стороне икры (ближе к колену), можно преодолеть самый жуткий страх.
Они знали, что если кончиком большого пальца правой руки нажимать в ритме пульса на точку, расположенную на «подушечке» между первой и второй фалангой мизинца левой руки, то можно за несколько минут снять усталость, накопившуюся за две бессонных ночи или за сутки тяжелого похода по горным тропам.
Они знали, что когда человек произносит определенные комбинации звуков, то они вызывают резонанс в гортани, который мощно действует на подсознание. Одни звуки дают человеку храбрость, другие делают его беспокойным, третьи помогают ему войти в транс.
Они знали очень многое…
Таинственная техника девяти слогов помогала ямабуси и их ученикам ниндзя использовать скрытые резервы человеческого организма, да так использовать, что все вокруг поражались. Согласно многим источникам, синоби творили потрясающие вещи. Они могли развивать скорость свыше 70 км/ч, прыгать через 3-метровые стены и даже на время останавливать собственное сердце.
К удивительной защите «девяти слогов», которую не может постичь даже современная медицина и физиология, мы еще не раз будем возвращаться на протяжении всего нашего рассказа…