БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
5 декабря 1945 года. Флорида.
Форт-Лодердейл
19-е звено бомбардировщиков-торпедоносцев ВВС США «Эвенджер» завершало учебный полет. Пять самолетов возвращались на базу. Неожиданно в наушниках диспетчера военного аэродрома раздался голос:
– База, база, говорит ЭфТи, у нас аварийное состояние, мы не видим землю, повторяю, мы не видим землю!
– ЭфТи, это база, назовите свои координаты.
– База мы не можем определить наше месторасположение. Мы не знаем, где находимся, мы заблудились.
Такой ответ озадачил диспетчера. Решив, что у летчиков что-то с приборами (что само по себе странно – выход из строя оборудования сразу на 5 самолетах!) он дает приказ командиру звена двигаться на запад:
– ЭфТи, двигайтесь на запад, как слышите? Оставьте солнце по левому борту.
Короткая пауза… Снова треск в наушниках.
– База, мы не знаем, где запад, все очень странно. Мы не можем определить направление, а океан выглядит не так, как обычно.
Последнее сообщение от звена прозвучало в 16.25.
– Мы не знаем, где находимся, возможно, милях в 220 северо-восточнее базы, скорее всего, мы…
Связь прервалась. Тишина и только потрескивание помех в наушниках.
Реакция диспетчерской службы была мгновенной. В воздух поднимается два спасательных самолета «Мартин Маринер» – один двигается на встречу «Эвенджерам», второй идет вдоль линии побережья.
Борт, шедший навстречу запутавшимся летчикам, исправно выходил на связь. До тех пор пока не доложил, что подходит к потерянному звену. И буквально в то же мгновение пропал из эфира…
Теперь все переполошились не на шутку. В небо над океаном взмыли десятки военных самолетов. От Бермудских и Багамских островов к месту трагедии двинулись суда. Но поиски результатов не дали…
Лишь в ходе расследования удалось установить судьбу пропавшего «Мартин Маринера». В 19 часов 50 минут с парохода «Гейне Миллс» на горизонте был зафиксирован взрыв. Капитан, как того требуют международные морские законы, направил свой корабль к месту предполагаемого крушения, но на месте катастрофы обнаружил лишь огромное пятно разлившегося горючего. Члены комиссии единодушно пришли к выводу – это все, что осталось от спасательного самолета.
Бомбардировщики же и вовсе пропали бесследно…
Что там было? Как ты спасся?
Как и в знаменитой песенке Высоцкого, один из членов экипажа пропавших самолетов уцелел. На свое счастье, стрелок-радист одного из «Эвенджеров» перед вылетом заболел и остался на базе.
А вот куда делись его менее удачливые коллеги, стала решать специальная следственная комиссия. Естественно, всему произошедшему было дано вполне материалистическое объяснение. Катастрофу списали на трагическое совпадение случайностей.
Командир эскадрильи – лейтенант Тейлор – был назначен на эту должность недавно, причем неоднократно просил этого не делать, так как толком не успел изучить местность. Все остальные летчики и вовсе были курсантами.
Из-за того, что при приближении к материку лейтенант не переключил рацию на аварийный канал, частота, на которой держали связь с эскадрильей, была заглушена более мощными радиостанциями.
Поэтому, запутавшись во время шторма, Тейлор и его подопечные исчерпали запас горючего и рухнули в море. Несмотря на то, что все самолеты были оборудованы спасательными плотами, высокие волны не оставили летчикам шанса на спасение.
Что до «Мартин Маринера», то этот тип самолета уже давно называли «летающей цистерной». Из-за несовершенства конструкции в этой машине периодически происходила утечка паров бензина, и достаточно было одной искры, чтобы раздался взрыв.
Так что, господа, все вполне объяснимо. Закрывайте дело.
И все-таки кое-что осталось непонятным. Как такое число мелких случайностей могло собраться воедино? Как объяснить слова лейтенанта Тейлора «мы не знаем, где запад, все очень странно»? Ведь это не желторотый курсант, а боевой офицер. К тому же правительство США засекретило некоторые фрагменты радиопереговоров, в которых пилоты сообщали о странных оптических явлениях, возникающих вокруг их самолетов.
Но самое главное – странный случай со звеном «Эвенджеров» – лишь одна из необъяснимых трагедий Бермудского треугольника.
Жертвы Бермуд
Первой жертвой Бермуд считается судно «Розали». В 1840 году оно было найдено дрейфовавшим в море под всеми парусами. Выглядело все так, как будто команда и пассажиры только что покинули парусник, бросив при этом груз.
«Розали» связали с тайной «дьявольского треугольника» только в ХХ веке. В 1974 году Чарльз Берлиц написал книгу «Бермудский треугольник» – в ней он попытался описать все трагедии, произошедшие на этом участке.
Разумеется, тут же появились те, кто посчитал делом чести опровергнуть россказни недобросовестного писаки. Первым разоблачителем стал Лоуренс Дэвид Куше, а его книга «Бермудский треугольник: мифы и реальность» фактически являлась расследованием случаев, перечисленных Берлицем. Сегодня продолжателями дела Куше являются Береговая охрана США и страховая компания «Lloyd’s». Именно эти почтенные организации стремятся дать научное объяснение каждому происшествию в треугольнике. Надо сказать, что время от времени им это удается. Но отнюдь не всегда.
Например, происшествие, случившееся с вышеупомянутой «Розали», разъясняется вот каким образом: «Найти документы, связанные с историей полуторавековой давности, оказалось крайне трудно. В архивах о судне, называвшемся «Розали» и найденном у Багамских островов без экипажа, обнаружить что-либо не удалось. Однако «Регистр Ллойда» и «Бюллетень» этой страховой компании от 25 сентября 1840 года сообщают: судно «Россини», следовавшее из Гамбурга в Гавану, 3 августа село на мель у острова Муарес (Багамский пролив). Экипаж и пассажиры были спасены. 17 августа «Россини» был обнаружен в море без единой живой души на борту и отведен в порт. По всей вероятности, после того как люди покинули судно, оно снялось с мели и было унесено ветром в открытый океан. Речь, скорее всего, идет об одном и том же судне; подлинное судно «Россини» и есть вымышленное «Розали». Искажение названия легко могло возникнуть в процессе передачи информации. Маршруты же, порт назначения и даты совпадают».
Действительно, маршруты, порт назначения и даты совпадают. Вот только любой следователь знает, что самое главное при расследовании установить мотив. А мотива, исходя из которого капитан бросил свой неповрежденный корабль и груз на произвол судьбы, нет. Да, «Розали» могла сесть на мель, но в этом случае кораблям-спасателям, ее достаточно было сдернуть на буксире.
Если же корабль сел так прочно, что буксир не помогает, ничто не мешало капитану и команде, предварительно отправив пассажиров вместе со спасателями на берег, дождаться прилива, самостоятельно сняться с мели и продолжить плаванье.
Что должно было произойти, чтобы капитан обрек себя на нищету, бросив свое имущество?..
Нас тарелками пугают, дескать, подлые, летают…
Именно вмешательством НЛО объясняют исчезновение в Бермудском треугольнике самолета «С-119». 6 июня 1965 года в районе Багамских островов, в 400 км к востоку от Майами, самолет с 10 членами экипажа за 45 минут до посадки исчез с экранов радаров и больше не появился.
Ситуация осложнилась тем, что с борта пролетавшего в этот момент над Бермудами космического корабля «Джемини-VI» космонавт Макдивитт сделал снимок, на котором четко отобразился некий дискообразный летальный аппарат, который находился неподалеку от места крушения «С-119».
Снимок тут же опубликовали в прессе. Шумиха поднялась невообразимая. Одни говорили, что изображение на фотографии – это спутник, шедший на меньшей высоте, чем корабль Макдивитта. Сию гипотезу тут же опровергли – в это время и в данном регионе спутников не было.
Вторая версия предполагала, что это не тарелка, а осколок ракетоносителя, падающий в море.
Масла в огонь подлило признание космонавта в одном из интервью, что он вообще никаких снимков не делал и никакого НЛО не видел.
Тут уже с полной уверенностью заговорили о том, что НАСА скрывает информацию о существовании инопланетян.
Так или иначе, случай с «С-119» относится к разряду тех, про которые даже самые скептические наблюдатели за аномалиями в Бермудах – Береговая охрана США и страховая компания «Lloyd’s» говорят: «Причины катастрофы самолета неизвестны».
Беглый осмотр
Если просмотреть список погибшего в районе Бермуд воздушного и морского транспорта, даже сильно не углубляясь в подробности, мы увидим удручающую картину.
1918 год. 542-футовый углевоз «Циклоп» шел из Барбадоса в Балтимор. На борту находилось 309 человек. Эта громадина растворилась в «дьявольском треугольнике» без следа. В 1968-м военный водолаз Дин Хейвз клялся, что видел на дне океана «Циклопа», но это было за границей аномальной зоны, дальше к северу.
Рационалисты придумали несколько версий того, что же именно могло случиться с углевозом – начиная от сдачи его немцам и заканчивая коррозией днища. Но самый лаконичный итог под дискуссией подвело командование ВВС США: «…ни одну из множества версий, пытавшихся объяснить исчезновение «Циклопа», нельзя признать удовлетворительной».
Интересно, что после гибели углевоза его судьбу повторили (правда, уже в 1941-м) два аналогичных судна – «Протеус» и «Нереус».
30 декабря 1948 года. На подходе к Майами неожиданно пропал со связи, а после исчез самолет «Дакота-3», бортовой номер – 16002. Несмотря на хорошую погоду, место крушения обнаружено не было. Рапорт министерства гражданской авиации гласил: «В данном случае достаточная информация для определения вероятной причины катастрофы отсутствует».
Почти годом раньше, в январе 1948 года, самолет британской авиакомпании – «Стар Тайгер» исчез точь-в-точь, как незадолго до него «Дакота-3». Министерство гражданской авиации опять пожало плечами: «Мы никогда не сталкивались со столь неразрешимой задачей. Ввиду отсутствия данных, подтверждающих любое другое объяснение, министерство предположило, что несчастье произошло в силу ряда внешних обстоятельств».
Через непродолжительное время между Бермудами и Ямайкой в ясную тихую погоду исчез самолет «Стар Эриел», аналог «Стар Тайгера».
Все уже приготовились к очередному глубокомысленному заявлению министерства гражданской авиации, но не тут-то было… К месту крушения снаряжается невиданная доселе поисковая экспедиция. В ней принимают участие американские военные и английские спасатели. Частым бреднем прочесывается вся округа… Но самолет исчез. В этот раз министерство предпочло промолчать…
Список погибших судов и самолетов можно продолжать и дальше. Среди жертв «дьявольского треугольника» есть подводные лодки, прогулочные яхты и рыболовецкие траулеры. В водах Бермуд гибли и неопытные любители, и закаленные в многочисленных походах покорители Антарктики. Сухая статистика говорит о 40 описанных случаях гибели кораблей и 20 случаях крушения самолетов. Сколько их было на самом деле – не знает никто. И вот еще какая странность: ни разу не были обнаружены ни попавшие в беду люди, ни их тела.
У страха глаза велики
Как и всякому серийному убийце, Бермудскому треугольнику норовят приписать лишних жертв. Например, на потусторонние силы пытались «повесить» гибель японского парохода «Раифуку-Мару». В частности, считалось, что последним сообщением, которое отправил в эфир гибнущий пароход, было: «Это как удар кинжалом! Скорее на помощь!» На самом деле все было гораздо более прозаично (хотя трагизм ситуации это не умаляет).
18 апреля 1925 года японский пароход «Раифуку-мару» вышел из Бостона с грузом пшеницы и взял курс на Гамбург. К утру 19 апреля он, попав в шторм, получил повреждения и начал тонуть. Капитан послал в эфир сигнал бедствия, и к терпящему крушение японцу двинулось несколько кораблей. Следующее сообщение говорило о том, что с палубы смыты все шлюпки, а следовательно, если помощь не успеет вовремя, все неминуемо погибнут.
Ближе всего к погибающим оказался пароход «Хомерик». Он и принял последнее сообщение с «Раифуку-мару»: «Это конец, спешите на помощь!». Несмотря на то, что спасатели шли на огромной скорости, помочь они не успели. Шторм даже не позволил приблизиться к месту гибели корабля, чтобы подобрать тех, кто оказался в воде.
Правды ради заметим – японский сухогруз погиб на 1000 км севернее Бермудских островов, т.е. за пределами аномальной зоны.
Версии
Помимо тех, кто считает, что в границах Треугольника творится чертовщина, и тех, кто пытается все выставить чередой случайных совпадений, существует еще и третья группа – это те, кто хочет подвести под многочисленные трагедии научную базу.
Например, существует гипотеза о том, что в гибели людей виноват нитрат метана. Он образуется на глубине свыше 300 м при температуре около 2 градусов (как раз такие условия созданы на дне Бермудского треугольника). Особенность этого вещества состоит том, что оно крайне нестабильно и легко переходит в газообразное состояние.
На практике это может выглядеть так: огромный пузырь метана стремится к поверхности и вызывает вспенивание воды. В результате ее плотность резко падает и попадающее в такую зону судно «проваливается» на глубину практически мгновенно.
Гидрат метана может влиять и на самолеты. Дело в том, что его выброс (естественно, только в большом объеме) снижает плотность не только воды, но и воздуха. В результате самолет как бы попадает в воздушную яму и, если он идет на малой высоте, то врезается в воду.
Еще один вариант. Разреженный воздух в результате выброса газа воспринимается альтиметрами самолетов (прибор для измерения высоты) как воздух на большой высоте, в итоге пилоту кажется, что он слишком высоко, он начинает снижаться и в условиях плохой видимости запросто может оказаться в океане.
К тому же метан способен глушить реактивные двигатели, работающие на смеси углеводородного топлива и окислителя – атмосферного кислорода. Как только метан начинает замещать воздух, двигатели глохнут.
Согласно другой версии, гибель судов объясняют «работой» суперволн. Благодаря съемкам из космоса, установлено, что помимо обычных штормовых волн, достигающих в высоту 15 м, существуют еще и так называемые суперволны высотой в 30 м. Их происхождение пока неизвестно. Также сложно установить периодичность их появления. Известно только, что ежегодно на площади в 150 тыс. кв. км возникает как минимум одна такая волна.
Запас прочности современного корабля позволяет выдержать удар воды в 15 тонн на один кв. м. Суперволна бьет с силой, в 8 раз превышающей эту цифру. Собственно поэтому их никто и не видел. Удар такой силы способен в секунду уничтожить огромный танкер или лайнер.
Правда, теория суперволн никак не объясняет гибель самолетов – им любые волны нипочем.
Пожалуй, одним из самых интересных предположений о феномене Бермудского треугольника стала версия о существовании магнитных аномалий. Широко известный факт: стрелка компаса указывает не на географический северный полюс, а на магнитный, который находится чуть в стороне.
Так вот существует две точки на земном шаре, в которых компас упорно показывает на географический полюс – это Бермудский треугольник и Море дьявола. По теории Уилбура Смита, существуют так называемые зоны пониженного сцепления – зоны с измененной магнитной гравитацией. Они достигают 300 м в диаметре и постоянно перемещаются.
Под воздействием таких областей самолеты определенной конфигурации и величины могут быть разрушены. Ученые допускают, что нарушения в магнитной гравитации воздействуют не только на самолеты и аппаратуру, но и на нервную систему людей, вызывая у них головокружение и потерю ориентации в пространстве.
В развитие теории Смита есть гипотеза существования «Адова круга» – огромной области континентального шельфа, расположенного к северу от штата Нью-Джерси и Мексиканского залива и охватывающего область Атлантического океана вплоть до Азорских островов.
До сих пор ни одна из выдвинутых версий решающих аргументов «за» не получила. И потому каждый, что называется, выбирает объяснение загадочных явлений «по вкусу» – кто-то верит в обычные совпадения, кто-то в одно из приведенных научных объяснений, а кто-то по-прежнему ни минуты не сомневается, что над этими водами довлеет древнее проклятие…
Море дьявола расположено в Тихом океане в 100 км к югу от Токио. Официально место на карте не обозначено. Свое название получило от местных рыбаков.
Достоверная статистика о крушениях в этой области отсутствует. До исследователей доходят лишь слухи и легенды, связанные, как правило, с исчезновением рыбацких лодок. По официальной версии, виной всему подводные вулканы, способные при неудачном стечении обстоятельств уничтожить небольшое судно в считанные секунды.
Тем не менее, в период с 1950 по 1954 годы в регионе было зафиксировано 9 крушений судов. Из них только один успел подать сигнал «SOS». Никто из членов команд и пассажиров погибших кораблей обнаружен не был.
Японское правительство официально объявило этот район опасной зоной.