ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА

ДО СЕЙ ПОРЫ УЧЕНЫЕ НЕ МОГУТ ПОНЯТЬ, ДЛЯ ЧЕГО ЖЕ ЕЕ ПОСТРОИЛИ

Считается, что Великая Китайская стена – самое длинное сооружение на Земле. Начинается она невдалеке от Ляодунского залива, затем проходит северо-восточнее Пекина через Северный Китай, огибает всю страну и уходит в пустыню Гоби. До сих пор историки и археологи не могут прийти к единому мнению: с какой целью на протяжении веков китайцы строили свою знаменитую стену? Была ли она крепостью, границей или ее возведение имело иной, мистический смысл?.. Одно несомненно – Великая Китайская стена стала подлинным чудом света и памятником силы духа целой нации.

            Мао Цзедун говорил: «Если ты не побывал на Великой Китайской стене – ты не настоящий китаец». Очевидно, завет Великого кормчего и в наши дни неплохо воплощается в жизнь. Основная масса туристов – жители Поднебесной. Только им под силу преодолеть тысячи ступеней, составляющие пешеходную часть стены. Для них это не развлекательная поездка, а потребность испытать силу духа, без которой невозможно называться «настоящим» китайцем.

             Возведение будущего символа нации началось в III веке до н.э., когда осколки некогда могущественного государства вели кровавые междоусобные войны. Мало того, что сами правители никак не могли найти общий язык, так еще и кочевники из северных степей, как саранча, налетали на беззащитные поселения, оставляя после себя пепелища. От варваров спасались за высокими стенами крепостей – штурмовать города кочевники не умели. И возможно именно тогда кому-то в голову пришла мысль – сделать всю Империю одной огромной крепостью, опоясав ее величественной каменной стеной…

             Ее сложная, изогнутая линия напоминает тело мифического китайского дракона. Хотя некоторые исследователи склонны видеть в этом вовсе не хитроумную планировку, а… сомнительные навыки строителей. Отцом-основателем стены стал первый император династии Цинь. Человек жестокий и тщеславный, Цинь Ши Хуанди тем не менее был выдающимся правителем. В 221 году до н.э. силой и хитростью ему удалось не только усмирить вечно враждовавших соседей, но и стать во главе образовавшейся империи. С завидной энергией занялся император укреплением нового государства – издал огромное количество законов, обложил подданных дополнительными налогами и начал грандиозное строительство. При нем в Китае появились хорошие дороги, «с нуля» вырастали целые города, храмы, дворцы. А однажды Цинь Ши Хуанди посетила еще одна великая идея…

            Согласно легенде, мысль о возведении Великой Китайской стены пришла к императору ночью. Размышляя о государственных делах, правитель уснул и очутился на Луне. Взглянув оттуда на Землю, Цинь Ши Хуанди поразился весьма скромному виду своей страны. И тогда тщеславный правитель повелел начать строительство сооружения, достойного величия Китая – строения, которое на все времена увековечит его имя.

             Считается, что в строительстве стены участвовал миллион человек – пятая часть тогдашнего населения Китая. Вместе с подневольными крестьянами и солдатами камни таскали и лучшие умы империи – своевольный правитель недолюбливал и боялся мудрецов-конфуцианцев. Кстати, в эпоху Цинь Ши Хуанди не было необходимости в тюрьмах – заключенные трудились на стройке. Тех же, кто пытался сбежать, догоняли стрелы охранников…

            Великую Китайскую стену так и называли – «Самое длинное кладбище» или «Стена Слез». Существует легенда, что императору Цинь Ши Хуанди предсказали – стену можно будет считать построенной лишь когда в ней похоронят 10 000 человек.

            Мистическое для китайцев число, имеющее даже отдельное название – «ван». В Древнем Китае оно было синонимом слова «тьма» и применялось лишь по отношению к императору. Только ему желали 10 000 побед, лет жизни, детей и… поверженных врагов. «План по мертвым» был перевыполнен с лихвой. Точной цифры не знает никто. Одно несомненно – десятью тысячами дело явно не ограничилось.

            Император послушал предсказателя и повелел всех умерших во время строительства хоронить в стене. Причем, тела располагали вертикально, так что на страже границы стояла настоящая армия мертвецов…

Вечная стройка

            Вообще Цинь Ши Хуанди подобно египетским фараонам и месопотамским деспотам очень любил грандиозные стройки. Параллельно со Стеной шло возведение нового императорского дворца, усыпальницы и оросительных каналов. Десять лет Китай напоминал гигантскую и, как оказалось, абсолютно бесполезную стройку. И вдруг в один день она неожиданно прекратилась.

            Если верить легенде, остановила строительство хрупкая красавица. Ее молодого мужа отправили на стройку прямо со свадьбы. Шли годы, а он так и не возвращался. Тогда жена сама поехала к стене искать любимого, но нашла только кости. Стена убила ее мужа. Женщина бросилась во дворец императора, и стража, пораженная ее красотой, беспрекословно пропустила ее в покои владыки. Обезумев от горя, она назвала Цинь Ши Хуанди убийцей, сеющим смерть во имя собственного тщеславия. Обвинения вдовы настолько поразили императора, впервые увидевшего такое отчаяние, что он приказал прекратить строительство…

            В жизни, скорее всего, все было гораздо прозаичнее. Расточительное строительство истощило ресурсы государства, и его пришлось прекратить по экономическим соображениям.

            Однако в период правления династии Хань к замороженной стройке вернулись. Но если император Цинь был движим тщеславием, то его преемникам пришлось решать сугубо практическую задачу – укреплять по-прежнему ненадежные северные границы. В те времена на стене и появились знаменитые сторожевые башни, а само сооружение протянулось далеко на запад, до Дуньхуана. Расстояние между укрепленными сторожевыми башнями равнялось двум полетам стрелы, и никто не мог спрятаться от ее бдительных стражей. Сейчас осталось 20 тыс. подобных башен, а когда-то их было почти 60 тыс.!

              Стена стала не только крепостным сооружением, но и отличной дорогой. По ней передвигались и торговцы, и войска. У Стены имелось, как сказали бы сегодня, несколько уровней защиты. В сооружении существовало только пять входных ворот – их строили неподалеку от городов, чтобы открыть вход для караванов.

              У ворот устраивались настоящие КПП. Каждый входящий должен был доказать свое право попасть за стену. Разрешительные документы можно было ожидать месяцами, и потому возле ворот стояли настоящие лагеря из палаток и временных хижин. Караванщики и их грузы тщательно досматривались, а жители близлежащих городов и деревень проходили через несколько постов охраны.

            Стена была не только пограничным пунктом, но и высокоскоростным телеграфом. При помощи сигнальных огней «сообщение» преодолевало расстояние в тысячи километров всего за сутки. Кроме того, существование стены решало и еще одну государственную проблему. Армия была равномерно рассредоточена на укрепрубеже и… удалена от дворца. Император мог спать спокойно – военный мятеж в таких условиях поднять было практически невозможно.

            А вот свое прямое предназначение Стена выполняла из рук вон плохо. Она останавливала кочевников только первое время. Вскоре они сообразили обходить ее с флангов. Однако этот факт не отменял строительства. Стена удлинялась и… снова успешно преодолевалась. В разное время в Китай прорывались и гунны, и алтайские тюрки, и полчища Чингисхана…

            Тем не менее, к строительству стены вернулись и в третий раз. При правителях династии Мин Стена достигла своего «расцвета». Она тянулась от крепости Шаньхайгуань на берегу пролива Бохайвань к востоку от Пекина до Цзяюйгуаня в северо-западной провинции Ганьсу. Строители того времени брали не только количеством, но и качеством. Работы при императорах Мин велись куда добросовестнее, чем при их предшественниках. Землю под основание предварительно выравнивали, а возводимую на фундаменте стену облицовывали и заполняли изнутри каменно-известково-песочной смесью. Да и высота у стены при этой династии достигала максимальной отметки в 6 м. Уклон составлял менее 45 м, так что и сохранились эти участки строения лучше других. Считается, что последний кирпич Великой Китайской стены был положен в XVI веке. Пришедшая к власти династия Цин мало интересовалась cтеной, и древние участки исполина уже засыпал песок…

Пепел времен

            Долгие годы полагали, что Великая Китайская стена – это единственный земной объект, видимый из космоса невооруженным глазом. Но эра технических открытий принесла ужасные разочарования. Оказалось, что с околоземной орбиты стена неотличима от автомагистрали. Возмущению целой нации не было предела. Большее оскорбление национальному символу было нанесено лишь на рубеже XIX и XX веков. Тогда путешественник и картограф архимандрит Кафаров, отправившийся в русскую миссию в Китае, попросту… ее не нашел. И заявил, что таковой в природе нет.

            Сегодня Великую cтену объявили национальным достоянием и начали активно восстанавливать.

            В последние десятилетия главный китайский символ несколько раз реставрировался. Небольшие участки укрепляли, заново облицовывали и красили – в основном чтобы впечатлить туристов. Именно эти фрагменты сооружения попадают на открытки и рекламные буклеты, но значительная часть cтены приходит в упадок и разрушается. По данным заместителя директора Пекинского управления культурного наследия Юй Пин, лишь 20% грандиозного сооружения сегодня находятся в удовлетворительном состоянии. Туристам доступны около 10 км стены – в основном это участки Бадалин и Мутяньюй. И если основную часть стены приходится спасать от песчаных бурь, то отреставрированные фрагменты – от не слишком воспитанных путешественников. Почти все кирпичи уже покрыты подписями, надписями и рисунками. А часть сооружения буквально по камешку «разобрана на сувениры».

            Вот уже больше года в Китае действуют специальные правила по охране национального достояния. Так, под угрозой административной ответственности запрещено уносить не только камни и кирпичи, но даже землю с ее ступеней. На стене и рядом с ней нельзя возводить любые строения и ставить антенны, по ней запрещено… ездить на мотоциклах и велосипедах, устраивать презентации, выставки и цирковые представления. Штрафы за проявление неуважения к национальному символу могут составлять десятки тысяч юаней (несколько тысяч долларов).

            Кстати, те, кто не чужд мистике, несколько лет назад заметили – Великая Китайская стена идет почти строго по тридцатой параллели. Явление уже само по себе удивительное, если учесть, что при ее строительстве никто не сверялся с картой. Но поражает не ее географическая выверенность, а загадочная цепь совпадений. Дело в том, что тридцатая параллель проходит вблизи египетских пирамид и касается пресловутого Бермудского треугольника.

            Но китайцы не хотят слышать ни про какие совпадения. Для них Стена – величайшее из земных чудес, символ несокрушимости огромного и сильного государства, памятник человеческому упорству и величию духа…

 У Великой Китайской стены есть удивительная особенность – слово, сказанное шепотом у одной из ее сторон, можно услышать на другой. И это при том, что толщина стены в некоторых местах достигает 10 м.

В сентябре прошлого года при строительстве автострады в китайской провинции Хэбэй был обнаружен… ранее неизвестный фрагмент стены. По предварительным оценкам, он был возведен в III–IV векаx до н.э. Поразительно, но долгие годы этот почти 90-метровый участок сооружения никто не замечал – настолько он был разрушен.

Китайцы наконец решили выяснить истинные размеры стены. В течение четырех лет в 13 провинциях страны будут проводиться замеры и исследования. Помимо замеров, планируется установить ее точные координаты и проверить состояние каждого метра исполинского сооружения.

Прямая линия между двумя конечными точками стены составляет 2450 км, а длина всего сооружения со всеми ответвлениями, изгибами и параллельными валами, должно быть, равна от 6000 до 6500 км.

            «…Несмотря на то, что она сооружена с полным презрением к законам фортификации, она настолько солидна и неприступна, башни и ворота ее настолько разумно расположены, что даже современная армия, первоклассно вооруженная для штурма крепостей, может остановиться перед ней, при условии, правда, если будет сделана хоть какая-то попытка ее обороны», – писал во второй половине XIX века английский генерал Вильсон.