Здешняя природа удивительно красива – буйная зелень джунглей, всегда теплый океан и ослепительно-белые песчаные пляжи…
Здесь живут потомки всех трех рас, множества народностей и последователи четырех великих религий.
Туристические компании зазывают сюда путешественников со всего мира, суля незабываемый отдых. И скромно умалчивают о том, что на этой «благословенной земле» вот уже много лет идет настоящая война…
Приезжему на Шри-Ланке лучше ни к чему не прикасаться. Воды не пить, слонов не трогать, а с наступлением темноты вообще из отеля не высовываться.
На острове до сих пор «гуляют» малярия, проказа и масса весьма экзотических, но чрезвычайно опасных для европейцев заболеваний. Однако туристов подобные неприятности не смущают – каждый год десятки тысяч любителей экзотики приезжают на Шри-Ланку за новыми впечатлениями и весьма ценными сувенирами. Кстати, еще несколько веков назад Шри-Ланку называли «страной драгоценных камней» – здесь добываются сапфиры, рубины, аквамарины, топазы, аметисты, а камней «родом помельче» и не упомнишь.
На Шри-Ланке богаты не только недра. Сочетание вечного тепла и влаги позволяет выращивать все мыслимые и немыслимые сельскохозяйственные культуры. Одних фруктов на острове можно встретить аж 200 видов. Только бананов насчитывается не менее 30 сортов – они различаются по тончайшим вкусовым оттенкам, величине и цвету (есть даже красные).
Ежемесячно в дни полнолуния в стране наступает строжайший «сухой» закон. Спиртное исчезает даже из баров супердорогих отелей.
Так что умереть с голода в этих краях очень и очень сложно. Правда, мяса на острове маловато – коровы, так же как и в Индии, считаются священными и съедению, как правило, не подлежат. Зато на дары моря ограничения не распространяются – в сочетании с рисом, овощами, побегами бамбука и диковинными фруктами они поглощаются в неограниченных количествах. Ну и конечно, все это приправляется экзотическими пряностями, во все века ценимыми на вес золота.
А всемирно известный чай, выращиваемый на местных плантациях, заставляет даже самых ярых приверженцев спиртного отказаться от алкоголя. Кстати, ланкийцы – люди весьма религиозные и не поощряют пьянства. Ежемесячно в дни полнолуния в стране наступает строжайший «сухой» закон и спиртное исчезает даже из баров супердорогих отелей.
Но вряд ли у попавшего сюда путешественника появится необходимость в «допинге». Впечатления от визита на остров кружат голову сильней любого вина. Только на Шри-Ланке можно увидеть такие огромные цветы, диковинные плоды и животных «всех мастей и калибров». В ста метрах от человеческого жилья здесь встречаются и гигантские муравьи, и древесные лягушки, и бесчисленное множество змей. А уж об обезьянах, крокодилах, слонах и «райских» птицах можно даже не упоминать.
С первозданной красотой природы «спорят» рукотворные чудеса, коих на Шри-Ланке великое множество. Не зря страну называют «золотым культурным треугольником» – из 130 объектов, охраняемых ЮНЕСКО, 7 расположены на этом экзотическом острове. Это и пещерный Золотой храм в Дамбулле, и буддийские и индуистские храмы древнейших городов Анурадхапура и Полоннарува. И, конечно же, «львиная скала» Сигирия. Эта каменная крепость, построенная на вершине горы еще в V веке, несколько веков служила надежным королевским укрытием. О ее славном прошлом напоминают 11 красивейших фресок и «венчающий» скалу гигантский каменный трон.
На Шри-Ланке располагается и множество буддийских святынь, поклониться которым на остров съезжаются паломники со всего мира. Они не жалеют сил и средств, чтобы подняться на святую гору с отпечатками ног Будды, посетить Храм Зуба Будды в Канди, увидеть дерево «Бо», под которым отдыхал царевич Гаутама и огромный ковчег Руванвелисея Дагоба.
Здесь растет более 30 видов бананов, в том числе и красные.
Да и в современных городах есть на что посмотреть – музеев с историческими экспонатами здесь превеликое множество. Причем всю эту красоту можно объехать на «народном такси» – велорикше с мотором. Эта местная достопримечательность называется «тук-тук», стоит сущие копейки и зачастую способна сберечь туристу жизнь. ДТП на острове случаются почти каждую минуту, а все потому, что ни водители, ни пешеходы не утруждают себя соблюдением правил дорожного движения.
Делают они это отнюдь не умышленно. Просто многие считают, что в жизни есть вещи поважнее – например, спросить цену у уличного торговца, пропустить шествующую через дорогу священную корову или поздороваться с приятным человеком, даже если для этого требуется остановить машину посреди потока…
Местные жители – люди очень доброжелательные и улыбчивые, ведь они живут на «Благословенной земле». Именно так филологи переводят современное название страны – Шри-Ланка. Приверженцы теории о древнеарийском происхождении европейских языков считают что «ланка» очень созвучно английскому и немецкому «лэнд» или «ланд» (земля). А приставка «шри» в Южной Азии говорит о крайнем уважении… к земле, ее людям, культуре и традициям.
Праздник без начала
и конца
Почти три четверти из более чем 20 млн. местных жителей – буддисты, 15% – индуисты; есть христианские и мусульманские общины. Межконфессиональных конфликтов здесь практически не бывало – наоборот, к храмам и святыням каждой из религий относятся с величайшим уважением. Но особенной популярностью пользуются религиозные праздники (впрочем, и светские даты также в почете).
По числу праздников Шри-Ланка, вероятно, идет впереди планеты всей. Только официальных праздничных (а значит, и выходных) дней на острове аж 72!
Это и Новый год (в четырех вариантах), и Рождество, и Пасха, и даже… Первомай. Более того, каждый день полнолуния, называемый Пойя, является буддистским праздником. А сколько «внутриконфессиональных» праздников и фестивалей проходит на острове, сложно сосчитать.
С наибольшим размахом и «помпой» здесь отмечается праздник «Канди Есала Перахера». Ежегодно в августе на протяжении 10 дней в стране проводится тысяча мероприятий в честь священной буддийской реликвии – Зуба Будды, который хранится в храме Далада Малигава в Канди. Это – древнейший праздник, упоминания о котором можно встретить даже в хрониках III–IV века н.э. Но на протяжении тысячелетий в его структуре мало что изменилось. По-прежнему, каждая из частей сложной церемонии носит имя одного из буддийских святых, охраняющих храм с реликвией, и проводится с соблюдением всех канонов. Как и в древние времена, от храма Зуба шествуют красочные процессии танцоров и музыкантов, предваряя целый караван из десятка священных слонов. Чтобы ноги животных не касались пыльной земли, их дорогу устилают полотном. Возглавляет процессию величественный Малигава Таска – слон-предводитель. На его украшение не жалеют ни сил, ни средств, а на спине устанавливают драгоценную копию священного храма.
Подобных слонов выращивают и тренируют на протяжении нескольких лет, а главный из них даже официально «зачисляется в штат» храма и «служит» там всю жизнь. Когда в 1988 году старейший из «предводителей», проработавший 50 лет, умер, в стране даже хотели объявить национальный траур. И хотя этот народный почин не нашел поддержки у правительства, проводы слона в последний путь прошли со всеми почестями, а его чучело до сих пор стоит в храме Канди. Не менее пышно отмечается и второй по значимости праздник страны «Дурутху Перахера», посвященный приезду Будды на Шри-Ланку. Ежегодно в январе страна не менее недели поет и танцует в честь такого знаменательного события.
Шумно и радостно проходят на острове и все четыре Новых года, и индуистский праздник «Бесак» вкупе с фестивалем Вэл. А празднование фестиваля Катарагама сопровождается шокирующими для приезжих ритуальными церемониями. На фоне подобных «бесчинств» День независимости республики (4 февраля) с танцами, театрализованными представлениями и парадами можно назвать скучным официальным мероприятием. Для островитян этот день особенно важен, ведь независимости Шри-Ланке пришлось ждать ох как долго…
Прошлое и настоящее
Обретение свободы, мягко скажем, несколько затянулось. Еще в 1948 году Великобритания номинально отказалась от бывшей колонии, предоставив ей независимость. Но с одной оговоркой – остров остается британским доминионом. И даже когда в 1972 году Цейлон был переименован в Шри-Ланку и лишен «королевского покровительства», страна все равно осталась членом Британского Содружества наций.
За более чем тысячелетнюю историю острова здесь смешалось множество народностей. На Шри-Ланке можно встретить и ланкийских мавров с арабскими корнями, и бюргеров (потомков европейцев) и экзотических веддов – настоящих исторических хозяев острова. Если верить древним источникам, этот народ, видом больше напоминающий африканцев, жил на острове еще 5 тыс. лет назад…
На протяжении более тысячи лет остров назывался Синхаладвипа – в честь беглого принца Виджая, который в VI веке до н.э. привел сюда с севера Индии своих людей и основал поселение. В XVIII веке колонизаторы-англичане не стали ломать язык о труднопроизносимое слово, и остров превратился в «Силон» (в русском прочтении «Цейлон»). Кофейные, чайные и кокосовые плантации потеснили непроходимые джунгли; наречие сингалов сменил английский язык, а власть от особ королевской крови перешла командующему составу Британской армии.
Здесь произрастают реликтовое черное дерево и атласное дерево.
Но до этого момента маленькое гордое государство пережило «многое и многих». Исконное население вынуждено было уходить все глубже и глубже в джунгли, поскольку прибрежные районы заполнялись неожиданными и, как правило, непрошенными гостями. С ними на Шри-Ланку проникали новые традиции и верования. Так, в III веке до н.э. вместе со странствующими монахами на остров проник буддизм, который на многие века стал здесь главной религией. Приблизительно в это же время отдельные крупные поселения слились в целое королевство. Сначала его столицей был древний город Анурадхапур, а потом – Полоннарув. Пока складывалась сингальская правящая династия, на север и восток острова постепенно проникли тамилы – предки нынешних сепаратистов.
А в XVI веке сюда приплыли вездесущие португальцы. Время их правления вряд ли можно было назвать «золотым веком» Шри-Ланки. Завоеватели вели себя подобно стае саранчи. Что смогли увезти – забрали с собой, что не смогли – попытались уничтожить. Сменившие их в XVIII веке голландцы были немногим лучше. Но сингальское королевство оказалось на редкость устойчивым. Королевский двор «ушел» в глубь острова, оставив прибрежные районы на разграбление колонистам. Ликвидировать «упрямую» королевскую власть смогли только англичане в 1796 году. Недолгих пять лет сопротивления – и в начале века остров стал «собственностью» Великобритании.
Гордый маленький остров потерял самостоятельность и… начал развиваться. Причем не только экономически. Спустя полторы сотни лет жители Шри-Ланки с благодарностью вспомнили своих «поработителей» – когда пришел черед строить собственную государственность, британская «модель» пришлась как нельзя кстати. Правда, со временем она была несколько «подредактирована», в стране появился институт президентства, но человеком «номер один» на Шри-Ланке, как и в Великобритании, по-прежнему является премьер-министр – глава правящей партии.
Законы здесь тоже издает только парламент. Он же может объявить импичмент президенту или призвать к ответу правительство. На последних парламентских выборах в 2004 году к власти снова пришел Народный альянс (Партии свободы Шри-Ланки и левой сингальской националистической партии «Джаната Вимукти Перамуна»). Новый президент Махинда Раджапаксе, избранный в 2005 году, назначил премьер-министром лидера альянса Ратнасири Викреманаяке. Пока президент и премьер живут в мире, но для этой страны такое положение – скорее исключение, нежели правило.
Политическая жизнь в Шри-Ланке бьет ключом. Руководителям страны не грозит растолстеть, расслабиться и в тиши кабинета писать мемуары. В форме им помогают находиться не только «тамильские тигры», но и собственные министры. Дело в том, что уже более 50 лет на острове идет непримиримая борьба двух политических кланов Сенанаяке-Джаявардене, представляющих Объединенную национальную партию Шри-Ланки, и Бандаранаике-Кумаратунги (Партия свободы Шри-Ланки).
Несмотря на то, что, по сложившейся традиции, президент и премьер-министр представляют одну партию, единством здесь даже не пахнет. Например, предыдущий президент – госпожа Чандрика Кумаратунга довоевалась с собственным премьером Ранилом Викрамасингхе до политического кризиса. За три дня она распустила парламент и уволила 39 своих министров. Тогда, в 2004 году, удача была на ее стороне. Премьером стал ее ставленник Махинда Раджапаксе, большая часть кабинета была заменена на более лояльных людей, и в правительстве установился мир. Правда, ненадолго…
Родина знаменитого цейлонского чая, Шри-Ланка занимает только 4-е в мире место по его производству, уступая Индии, КНР и Турции.
Тигриная охота
Но вся эта «подковерная возня» – детские игры по сравнению с главной ланкийской проблемой. Вот уже тридцать лет в стране идет настоящая война правительства и «Тигров освобождения Тамил Илама». Война не на жизнь, а на смерть.
Еще 5–10 лет назад международные эксперты называли организацию «тигров» самой многочисленной и беспощадной в мире (потом она уступила первенство «Аль-Кайде»). Хотя не стоит питать иллюзий насчет тигров – просто в отличие от своих коллег из «Аль-Кайды» им нет резона подкарауливать своих жертв по всему миру – им достаточно и самой Шри-Ланки.
Не далее как в июне этого года «тигры», в лучших партизанских традициях, пустили под откос очередной поезд. К счастью, в этот раз обошлось без человеческих жертв – редкий «огрех» хорошо отлаженной террористической машины.
Кстати, тамильские боевики принципиально не трогают иностранцев. И, по сути, тамилам на мировое сообщество обижаться не с руки – «притесняют» и «ущемляют» их исключительно свои, шри-ланкийские власти. Иногда, впрочем, достается и Индии – но только тогда, когда могущественная соседка пытается вмешиваться в «заклятые» сингало-тамильские отношения.
Со всеми остальными странами «тигры» живут мирно – в США, Канаде и большинстве стран Евросоюза есть даже официальные представительства этой организации. Так что туристам сепаратистов можно не опасаться. Но подобное человеколюбие имеет весьма прозаическое объяснение – «тигры» не хотят портить отношения с потенциальными зарубежными спонсорами. В туристической отрасли, приносящей немалый доход, замечено немало тамилов, а значит, экономические соображения иногда все-таки довлеют над идейными.
Причем финансовый интерес связывает руки как сепаратистам, так и ведущему с ними непримиримую борьбу правительству. Например, выращиванием национального сокровища – чайного листа – тоже занимаются в основном тамилы. Поэтому войну с местной «чечней» приходится вести ювелирно, чтобы чересчур резкие действия не ударили по бюджету самой Шри-Ланки.
Началось все очень давно. Сингалы, первыми оккупировавшие остров, считали его своим. Пока пришедших из Индии тамилов было мало, этот факт никто и не оспаривал. Подлили масла в огонь англичане – для возделывания чая, кофе и каучуковых деревьев им нужны были индийские тамилы, поскольку сингалы оказались никудышными «огородниками».
Ввиду религиозных различий (тамилы были индуистами, а сингалы – буддистами) ассимиляции не вышло, и тамилы начали формировать обособленную общину. К тому же сингальские власти после ухода с острова англичан объявили сингальский официальным языком, а главной религией провозгласили буддизм. Тамилы почувствовали себя обиженными.
И тут пришел черед пугаться официальным властям – количество тамилов (свои плюс индийские) существенно превышало количество сингалов. И перед властью замаячил призрак переворота…
В итоге, в середине 60-х годов потомков когда-то привезенных тамилов в спешном порядке начали лишать гражданства и «пачками» депортировать на историческую родину. Тут-то самые активные тамилы и создали «Объединенный фронт освобождения тамилов (ОФОТ)». Новая организация, правда, к терроризму не призывала, а лишь проводила акции в защиту идеи создания Тамильского государства (по-местному, Тамил Илама). Неудивительно, что такая политика ни к чему конкретному не привела. Тогда-то из ОФОТ и выделилась группа молодых радикалов, организовал и возглавил которых безусый 18-летний юнец Велупиллаи Прабхакаран.
Именно так родились «Новые тигры», через четыре года ставшие «Тиграми освобождения Тамил Илама».
Первый теракт юноши совершили в 1983-м, напав на грузовик, перевозивший сингальских военных. Власти незамедлительно отреагировали на гибель солдат – в тамильских селениях начались кровавые погромы. После этого «тигров» уже было не остановить…
Будучи не в силах открыто противостоять правительственным войскам, «тигры» практиковали партизанские методы борьбы – подкладывали мины на пути движения транспорта и захватывали заложников.
К особо «важным» лицам отправляли хорошо подготовленных террористов-смертников. Именно их в официальных Коломбо и Дели боялись больше всего. В 1991 году женщина-смертница повесила гирлянду цветов на шею премьера Индии Раджива Ганди. Спрятанная в украшении взрывчатка в считанные мгновения оставила могущественную страну без руководителя. В народе поползли слухи о родовом проклятии семьи Ганди. Как-то забылся тот факт, что знаменитая Индира, мать Раджива, погибла от руки сикха, а не тамила, – «черными демонами» индийцы все равно назвали «тигров». Позже лидер ТОТИ Велупиллаи Прабхакаран назвал этот теракт местью за ввод индийских войск в тамильские районы.
Через год за индийским премьером последовал сингальский командующий ВМФ Кланси Фернандо. А в 1993-м террорист-смертник взорвал и собственного президента – Ранасингха Премадаса. В те кровавые 90-е бомбы рвались возле правительственных учреждений и просто на улицах. Жизнь чиновников превратилась в ад – каждое утро близкие провожали их на работу, как в последний путь.
Как бороться с «тиграми» – вопрос для сингальского правительства абсолютно неразрешимый. Зачистки только вызывали ответный шквал террора, переговоры ни к чему не приводили, а блокпосты и колючая проволока, отделяющие мятежных тамилов от всей остальной страны, вызывали у сепаратистов ироническую улыбку – «тигры» все равно оказывались там, где хотели.
Их территория давно превратилась в хорошо организованное военное государство со своей административной системой и развитой сетью центров по подготовке боевиков. Еще несколько лет назад, по сведениям индийских спецслужб, в рядах «тигров» насчитывалось до 6 тыс. боевиков и около 10 тыс. «партизан». Практически каждый из них прошел серьезную подготовку, после которой бойцу выдавалась специальная капсула с ядом – согласно своеобразному «кодексу чести», «тигр» не может сдаться в плен живым. Но в структуре организации существует и целое подразделение тех, кому эта капсула ни к чему – их готовят в смертники.
Кстати, проблем с вербовкой бойцов у ТОТИ нет. Они практикуют «карательные экспедиции» по тамильским деревням, во время которых попросту захватывают крепких молодых людей и уводят в лес. Если за один такой поход не удается набрать необходимое число «призывников», «тигры» применяют другую тактику – они забирают маленьких детей. Малыши становятся заложниками боевиков до того момента, как их старшие братья добровольно не явятся в организацию. Правда, зачастую бывает, что дети сами проникаются романтикой идейной борьбы и остаются в «тигриных» лагерях даже после того, как их «меняют» на старших родственников. О том, что приходится пережить их матерям, никто даже не задумывается. Только западные правозащитные организации ведут печальную статистику самоубийств тамильских женщин – однако в перенаселенной Шри-Ланке эти цифры мало кого трогают.
Но такие насильственные приводы обеспечивают только половину «призыва». Огромное количество юношей и девушек добровольно приходят в ТОТИ. Идеологическая машина «тигров» отлажена и редко дает сбои. Вербовщики организации проникают практически в каждую тамильскую школу и регулярно ведут там качественную пропагандистскую работу. Красочные фильмы, проспекты, акции и даже собственные рок-кумиры – все это действует на детей, как удав на кроликов. Школьники подрастают, и с готовностью пополняют армию боевиков. Официальные власти только высылают руководству учебных заведений предписания «не пущать» представителей ТОТИ. Но начальство далеко, а люди с автоматами совсем близко…
Кстати, подобно «Аль-Кайде», «тигры» в свое время весьма существенно поддерживались спецслужбами. Правда, в данном случае не своими, а соседскими. Индийское правительство долгое время «подкармливало» хищников, надеясь с их помощью контролировать официальный Коломбо. Но сколько волка не корми, а он все равно в лес (то бишь в джунгли) смотрит – так и ТОТИ, окрепнув, ничтоже сумняшеся развернули оружие против своих же «благодетелей».
Сегодня же политические аналитики бьют во все колокола, указывая миру на слишком теплые и дружественные отношения «тигров» с вечно проблемным Исламабадом…
В Азии есть одна популярная пословица: «Сиди тихо, и рано или поздно перед твоим крыльцом пронесут труп твоего врага». И вот, будто в подтверждение древней мудрости, два года назад… ТОТИ сами предложили правительству Шри-Ланки сесть за стол переговоров. Более того, руководство организации заявило, что «тигры» больше не намерены бороться за независимость тамильского государства. Официальный Коломбо впал в ступор…
Версия, что подобное поведение ТОТИ вызвано действительным желанием прекратить кровопролитие, рассматривалась последней и была отметена как фантастическая. Тем не менее, переговоры состоялись. На нейтральной территории, в Бангкоке. После заседания главы делегаций перед объективами телекамер даже пожали друг другу руки и объявили, что пришли к соглашению… собраться еще раз. Не первый и не последний.
Кстати, попытки замириться с «тиграми» предпринимались и ранее. Особенно отличилась в этом направлении госпожа Чандрика Кумаратунга – премьер и дважды президент Шри-Ланки. Личность этой неординарной женщины заслуживает особого внимания.
Начнем с того, что оба родителя Чандрики успели побывать премьер-министрами. И если соседняя Индия могла похвастаться только одной женщиной-премьером, маленькой Шри-Ланке судьба подарила аж целых двух. И обеих молва нарекла «черными вдовами» – их мужья погибли от рук террористов.
Пожалуй, на этом сходство двух «премьерш» заканчивается. Если мать Чандрики Сиримавох Бандаранаик открыто называли «кухаркой, управляющей государством», то дочь скрутила Шри-Ланку в «бараний рог».
Ее политические амбиции проявились еще в студенческие годы, когда молодая Чандрика грезила социалистическими идеями. Правда, спустя годы они не помешали Чандрике возглавить Народную коалицию, чья политическая платформа была весьма далека от Маркса. Ее партия победила объединенную национальную партию, 17 лет правившую страной, и госпожа Кумаратунга села в премьерское кресло.
Кстати, те выборы она выиграла во многом благодаря озвученному намерению решить проблему «тигров». Вначале с сепаратистами действительно проводили какие-то переговоры. Но не прошло и полгода, как всякие реверансы в отношении ТОТИ прекратились. «Тигры» в долгу не остались, и над страной навис призрак гуманитарной катастрофы.
На дворе стоял 2000 год, приближался срок новых выборов, а кресло под госпожой Кумаратунгой изрядно шаталось. Но, как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло.
В последний день предвыборной кампании на президента Чандрику Кумаратунгу было совершено покушение. Боевик ТОТИ проник на ее выступление и взорвал себя в 5 метрах от президента. Двадцать человек погибли, сама Кумаратунга была ранена – осколок взрывного устройства попал в голову и практически выбил глаз. Через полчаса госпожа президент с повязкой на глазу выступила с телеобращением к стране. На следующий день Чандрику Кумаратунгу переизбрали на второй срок… Судя по всему, нынешнему президенту Махинде Раджапаксе своего глаза жалко, и потому вот уже второй год он тщетно пытается договориться со своим заклятым врагом Велупиллаи Прабхакараном. Но надо знать, с кем имеешь дело, – не зря лидера «тигров» за глаза называют Шерханом…
В Шри-Ланке в году 72 праздничных дня – страна «гуляет» почти 2,5 месяца.
Он бесстрашен и беспощаден. Дисциплина и организованность, которой сегодня могут похвастаться «тигры», – исключительная заслуга вождя. В самой организации его давно почитают как бога, слагая в его честь стихи и песни.
Велупиллаи Прабхакаран редко общается с прессой, чем только подогревает интерес к своей персоне. Его жизнь окутана слухами и тайнами. Говорят, что Прабхакаран, подобно всем членам организации, тоже носит на шее ампулу с цианидом, чтобы покинуть свой пост только мертвым…
Считается, что он пережил множество покушений. При подобном образе жизни это и неудивительно.
Поражает другое. Как весьма посредственный студент, застенчивый и скромный, смог превратиться в демоническую личность, «тигра», который столько лет держит в страхе целую страну?..
Когда-то, на заре «карьеры», он признался журналистам, что в юности зачитывался биографиями Наполеона и Александра Великого, горячо интересовался политикой и был не чужд идей социализма.
Еще бы – молодой Прабхакаран на своей шкуре прочувствовал все «прелести» дискриминации. Его не пускали на лекции, отказывали в работе и попросту обзывали на улице. В 18 лет он пришел в тамильскую организацию, а в 21 год уже обвинялся в убийстве мэра Джаффны. Он не только выступил организатором и исполнителем этого громкого политического убийства, но и стал родоначальником тамильского террора. Считается, что он лично приложил руку ко всем мало-мальски крупным терактам, совершенным боевиками ТОТИ. Понятия «мир» и «Велупиллаи Прабхакаран» абсолютно не сочетаются, и поэтому последние переговорные инициативы «тигров» заставляют искать в их решении второе, а то и третье «дно».
Некоторые аналитики высказывают предположения, что Прабхакаран решил стать официальным политиком. Дескать, пенсия уже не за горами. На пятки наступает не менее амбициозная, но более энергичная молодежь, да и прятаться в лесу рано или поздно должно надоесть. Хочется и мир посмотреть, и собственными хоромами, наконец, обзавестись.
Но мало-мальское знание психологии подсказывает – подобные люди отдадут власть только в могиле. А значит, в рукаве Прабхакарана припасен очередной козырной туз.
Сидеть сложа руки для боевиков ТОТИ – сущая пытка. Несмотря на держащееся «на живой нитке» перемирие, то там, то здесь гремят взрывы. Не так давно один из руководителей организации Антон Баласингхам заявил: «Если «Тиграм освобождения Тамил Илама» не удастся договориться с ланкийскими властями о региональной автономии, то «единственным выходом будет отделение».
Так что, к огромному сожалению, кровавые реки на острове еще не скоро войдут в берега…
Еще 5–10 лет назад международные эксперты называли организацию «тигров» самой многочисленной и беспощадной в мире.
Слоновье «гетто»
Это только для нас слоны являются символом мудрости и спокойствия. Жители Шри-Ланки придерживаются другого мнения. Они считают диких гигантов настоящим стихийным бедствием и ведут с ними непримиримую борьбу. Всего на острове живет около 3000 особей, но их поголовье с каждым годом уменьшается. И дело здесь вовсе не в браконьерах – слонов отстреливают фермеры. Животные частенько забредают на поля, уничтожают посевы и разрушают жилища. А стадо разъяренных слонов может «снести» целую деревню.
Их не останавливают ни ограды, ни гигантские ловушки, а уж по-хорошему «договориться» с ними даже нечего и пробовать. К сожалению, индийские слоны считаются более агрессивными и «бестолковыми», нежели их африканские сородичи.
Но и на таких строптивцев нашлась управа. Ровно 2 года назад, в августе 2005 года, слоновье раздолье в Шри-Ланке закончилось. Около 120 особей отловили, помыли, накормили и загнали… в Национальный заповедник Уилпату, в специально огороженное «гетто» размером в 364 га. Эксперимент оказался настолько успешным, что уже в ближайшие месяцы местные власти планируют открыть в заповеднике «вторую очередь» слоновьей резервации.
Здесь за невесту не платят. Наоборот, родители всю жизнь работают, чтобы дать за дочерью приличное приданое, иначе девушку никто не возьмет замуж.
Уж замуж невтерпеж…
Свадьба с приданым – это о Шри-Ланке. Здесь в «невестины сундуки» подчас смотрят куда внимательнее, чем на саму девушку. Причем желание выгодно жениться присуще женихам всех конфессий – от буддистов до христиан.
В соседней Индии, откуда, собственно, и пришла подобная традиция, приданое даже было «официально» запрещено. Но обычаи сильнее законов, и, несмотря на грозящую уголовную ответственность, индийские невесты, воровато озираясь, по-прежнему скупают золото и драгоценности, а их родители – мобильные телефоны, автомобили, земельные участки и стройматериалы.
На Шри-Ланке же в подобной конспирации нет необходимости – по местным законам женщины имеют те же права, что и мужчины. И «добрачное» имущество жены всецело принадлежит ей. И как уж тут не похвастаться перед соседями добром, «непосильным трудом нажитым».
Кстати, сейчас оборотистый шри-ланкийский жених может получить «за женой» и каучуковые плантации, и роскошные особняки, и даже… контракты на работу в престижной международной фирме.
Причем, чем образованней девушка, тем больше приходится раскошеливаться ее родственникам – а что поделаешь, надо же как-то компенсировать этот «недостаток».
Самое удивительное, никто из местного населения на подобный обычай не ропщет. И, в отличие от Индии, волна народного протеста по этому поводу на Шри-Ланке ни разу не поднималась. Единственную в истории попытку запретить приданое еще в начале прошлого века предприняли англичане. Но тогда «нелепый законопроект» не нашел достаточного числа сторонников. Позже народная молва приписывала эту инициативу лишь отвергнутым местными красавицами колонистам. А более успешные англичане с большим удовольствием увозили в Англию тяжелые сундуки с приданым своих цейлонских жен.